Некоторые аспекты образовательного права
1) Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно - общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
2) Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:
1. разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
. обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
. создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
. определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области
3) В образовательном стандарте общеобразовательных учреждений выделяют 3 компонента:
федеральный, национально-региональный и школьный. Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства Росси, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов(например в области родного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки). Школьный компонент содержания образования отражает его специфику и направленность отдельного учебного заведения. Федеральный компонент стандарта- неизменная его часть, которая пересматривается крайне редко; национально-региональный и школьный компоненты- вариативные составляющие, которые систематически обновляются. В законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что государственными органами власти нормируется обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. В состав стандарта входят: типовой(базисный) учебный план общеобразовательных учебных заведений, общая характеристика инвариантной и вариативных составляющих содержание, государственные требования к уровню общей подготовки учащихся.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (далее - обязательный минимум) - обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.
Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Обязательный минимум включает основные ценности и достижения национальной и мировой культуры, фундаментальные научные идеи и факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности.
Обязательный минимум обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.
Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем (дидактических единиц) в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы.
Обязательный минимум представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Данный способ представления обязательного минимума расширяет вариативность подхода к изучению учебного материала, представляет возможность разноуровневого обучения.
4) Система образования - модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:
дошкольные;
общеобразовательные;
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
учреждения дополнительного образования;
другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.
Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.
Таким образом, образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад-начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.
5) Формы получения образования
Образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).
Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
Послевузовское профессиональное образование
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии.
Дополнительное образование:
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
посредством индивидуальной педагогической деятельности.
6) Учредителем образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть:
1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;
) российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);
) российские и иностранные некоммерческие организации, в том числе общественные объединения и религиозные организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);
) физические лица.
Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.
Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только Российская Федерация или субъекты Российской Федерации.
Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения, созданного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
В случае реорганизации органов государственной власти, органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.
Образовательные учреждения всех типов и видов, реализующие военные профессиональные образовательные программы, могут создаваться только Российской Федерацией.
7) Образовательное учреждение - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В настоящее время в русском языке понятие «учебное заведение» более употребительно в отношении учреждений среднего и высшего профессионального образования (колледж, вуз, университет, институт и т. п.) и включено в понятийный аппарат законодательства о профессиональном образовании.
Виды учебных заведений:
Государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации);
Муниципальные;
Негосударственные (частные, учреждения общественных и религиозных организаций).
Типы учебных заведений:
. дошкольные;
. общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
. учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
. учреждения дополнительного образования взрослых;
. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
. учреждения дополнительного образования детей;
. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс
8) Устав образовательного учреждения - по законодательству РФ в обязательном порядке должен содержать:
. наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
. наименование учредителя;
. указание на организационно-правовую форму образовательного учреждения;
. цели образовательного процесса, типы и виды образовательных программ;
. основные характеристики образовательного процесса (язык /языки/, на котором ведется обучение и воспитание); порядок приема обучающихся, воспитанников; продолжительность обучения на каждом этапе; порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; систему оценок при промежуточной аттестации, ее формы и порядок; режим занятий; наличие платных образовательных услуг; порядок их предоставления; порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (лиц, их замещающих);
6. структуру финансовой и хозяйственной деятельности учреждения, вт.ч. в части: использования объектов собственности, закрепленных учредителем за учреждением; финансирования и материально-технического обеспечения деятельности учреждения; наличия предпринимательской деятельности;
7. порядок управления учреждением, в т.ч.: компетенция учредителя; структура, порядок формирования органов управления, их компетенция, по рядок работы; порядок комплектования персонала и условия оплаты труда; порядок изменения устава; порядок ликвидации и реорганизации;
8. права и обязанности участников образовательного процесса;
9. перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др., регламентирующих деятельность учреждения).
9) Общее образование
- Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее (полное) общее образование
Дополнительное образование детей
Профессиональное образование
- Начальное профессиональное образование
Среднее профессиональное образование
высшее профессиональное образование:
бакалавриат
магистратура
Послевузовское профессиональное образование
- Аспирантура
Докторантура
Повышение квалификации
Второе высшее образование
Переподготовка
Профессиональная подготовка
10) В области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат:
1. формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
. правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;
. разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей, в том числе вопросы содействия организации образования на языках народов Российской Федерации в иных государствах;
. формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;
. согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
. установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
. установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
. создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений федерального подчинения, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, создание независимой от органов управления образованием государственной системы аттестационно-диагностических центров (государственной аттестационной службы);
. организация и координация материально-технического обеспечения Федеральной программы развития образования и иных целевых федеральных программ в области образования;
. разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;
. установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
. установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием
. регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях;
. установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории Российской Федерации, нострификации на территории Российской Федерации иностранных документов об образовании иностранных государств;
. ежегодное установление доли федерального дохода, направляемого на финансирование образования. Формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования;
. установление: налоговых льгот, стимулирующих развитие образования; федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников;
порядка финансирования образовательных учреждений;
обязательных на территории Российской Федерации минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений, соответствующих профессионально-квалификационных групп и работников государственных органов управления образованием;
льгот различным категориям обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников;
порядка предоставления гражданам и погашения ими личного государственного образовательного кредита;
образовательного ценза педагогических работников;
федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
. прямое финансирование образовательных учреждений федерального подчинения, если иной порядок не предусмотрен Типовым положением о данном типе и виде образовательного учреждения;
. информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин, организация издания учебной литературы и производства учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в образовании;
. организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием;
. контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
. установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования;
. издание нормативных документов в рамках своей компетенции.
. лицензирование образовательных учреждений по программам высшего профессионального образования и выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным программам.
11) Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
1. невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
. реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;
. жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;
. нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
12) Качество образования - это соответствие получаемого обучающимся образования определенному стандарту, установленному государством (федеральному государственному образовательному стандарту, федеральным государственным требованиям). Качество образования составляет: качество целей, качество условий, качество образовательного процесса и качество конечных результатов.
Контроль качества образования - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений образовательными учреждениями или научными организациями федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований.
Проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых им деятельности обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Эксперты - граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), к проведению мероприятий по контролю качества образования.
Мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) и привлекаемых в случае необходимости в установленном порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций, необходимые для достижения целей и задач проверки.
Единый государственный экзамен - форма государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования
13) Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист»;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр».
Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.
Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.
Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:
для получения квалификации (степени) «бакалавр» не менее чем четыре года;
для получения квалификации «дипломированный специалист» не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;
для получения квалификации (степени) «магистр» не менее чем шесть лет.
Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.
Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.
Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.
Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.
Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
14) Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне образования.
Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы государственного образца о соответствующем уровне образования с официальной символикой Российской Федерации. Форма документа государственного образца утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет выдают выпускникам документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации с официальной символикой Российской Федерации, которые заверяются печатью соответственно Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета и формы которых утверждаются соответственно этими университетами.
Документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, выдаваемые Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, дают их обладателям права, аналогичные правам, предусмотренным для обладателей документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
. Устанавливаются следующие виды документов об уровнях высшего профессионального образования:
диплом бакалавра;
диплом специалиста;
диплом магистра.
. Решение государственной аттестационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации (степени) и выдаче ему документа государственного образца о высшем профессиональном образовании может быть отменено федеральным органом исполнительной власти, утвердившим председателя государственной аттестационной комиссии, только в случае, если по вине обучающегося нарушен установленный порядок выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании.
15) Основными задачами высшего учебного заведения являются:
а) удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;
б) удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;
в) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;
г) подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;
д) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
е) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня
) В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании высшие учебные заведения подразделяются на следующие виды:
а) университет - высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям);
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;
б) академия - высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;
выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры;
является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;
в) институт - высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
17) Лицензирование и аккредитация направлены на обеспечение государственной политики в области образования. В соответствии с установленной компетенцией лицензированием и аккредитацией занимаются Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти.
Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности представленных сведений о соискателе лицензии, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основании заключения экспертной комиссии принимается решение лицензирующим органом о выдаче лицензии.
Следующим этапом является прохождение вузом процедуры государственной аккредитации. Целью государственной аккредитации образовательного учреждения является установление его государственного статуса (типа, вида, категории), подтверждение уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.
Для проведения государственной аккредитации образовательные учреждения и научные организации представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявление о проведении государственной аккредитации, согласованное с учредителем (учредителями), с приложением документов, необходимых для проведения государственной аккредитации.
В настоящее время c целью оптимизации работ по сопровождению процедур аттестации и государственной аккредитации высшего учебного заведения, заключается договор между высшим учебным заведением и информационно-методическим центром государственной аккредитации Минобрнауки России.
В качестве предмета договора выступает информационно-методическое сопровождение процедур аттестации и государственной аккредитации высшего учебного заведения, которое включает в себя:
оценку рабочих учебных планов образовательных программ, реализуемых высшим учебным заведением и представленных к аттестации и государственной аккредитации, на их соответствие требованиям государственных образовательных стандартов;
информационно-аналитическое сопровождение контроля качества подготовки выпускников высшего учебного заведения при про ведении аттестации;
информационно-методическое сопровождение процедуры государственной аккредитации высшего учебного заведения.
В случае успешного прохождения вуз получает лицензию на образовательную деятельность (лицензия выдается на срок, не превышающий 6 лет) и свидетельство о государственной аккредитации сроком на 5 лет.
18) Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом высшего учебного заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.
Устав высшего учебного заведения (изменения устава и дополнения к нему) принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения (далее - общее собрание (конференция).
Высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы (военно-учебные заведения) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет.
В состав ученого совета входят ректор, который является председателем ученого совета, и проректоры, а также президент, если такая должность предусмотрена уставом. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием.
Состав, полномочия, порядок выборов и деятельности ученого совета определяются уставом высшего учебного заведения на основании типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении).
В имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях создаются попечительские советы. Создание попечительских советов в других высших учебных заведениях может быть предусмотрено их уставами.
В состав попечительского совета входят работники высшего учебного заведения и обучающиеся в нем, представители учредителя высшего учебного заведения, представители работодателей, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и в соответствии с уставом высшего учебного заведения представители иных организаций.
Порядок формирования попечительского совета, срок его полномочий, компетенция и порядок деятельности определяются уставом высшего учебного заведения.
Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляется ректором.
Кандидатуры на должности ректоров государственных или муниципальных высших учебных заведений, прошедшие выдвижение в соответствии с их уставами, представляются на рассмотрение действующих на общественных началах аттестационных комиссий соответствующих уполномоченных органов исполнительной власти или исполнительно-распорядительных органов городских округов, муниципальных районов. Порядок выдвижения кандидатур на должность ректора должен предусматривать возможность их самовыдвижения. Повторные выборы ректора проводятся в случае нарушения установленной настоящим Федеральным законом и (или) уставом высшего учебного заведения процедуры выборов ректора либо в случае признания выборов ректора несостоявшимися или недействительными. Ректор федерального университета назначается Правительством Российской Федерации на срок до пяти лет.
19) Каждый студент имеет право:
Получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры;
Участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом Университета и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;
Выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетами и кафедрами;
Осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в Университете, в порядке, предусмотренном отдельным Положением, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию с их руководителями);
Участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности Университета, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;
БЕСПЛАТНО пользоваться в государственных ВУЗах библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений ВУЗа в порядке, установленном Уставом ВУЗа; а также БЕСПЛАТНОЕ посещение государственных и муниципальных музеев
Принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;
Представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях ВУЗа;
Обжаловать приказы и распоряжения администрации ВУЗа в установленном законодательством РФ порядке;
Студент ВУЗа имеет также право:
Получать от администрации ВУЗа информацию о положении "в сфере занятости населения РФ".
Переходить с платного обучение на бесплатное в порядке, предусмотренном Уставом ВУЗа
Получать академический отпуск (по медицинским показаниям и в других исключительных случаях) в порядке, установленном федеральным органом управления образования. (см. Право на академический отпуск)
Получать место в общежитии (для нуждающийся в жилой площади), отвечающее санитарным нормам и правилам, при наличии соответствующего жилищного фонда ВУЗа. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся за счет средств соответствующего бюджета не может превышать 5% от размера стипендии. (См. Права проживающих в общежитии)
Получать образование по военной специальности в установленном законодательством РФ порядке (Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса является составной частью добровольной подготовки гражданина к военной службе. Подготовка офицеров запаса осуществляется в высших учебных заведениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
Восстановится в ВУЗе в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (платной или бесплатной), в соответствии с которой он обучался до отчисления. Порядок и условия восстановления в ВУЗе студента, отчисленного по неуважительной причине, определяется Уставом ВУЗа. (см. Право на перевод и восстановление)
Перейти в другой ВУЗ в порядке, установленном федеральным органом образования. При переходе из одного ВУЗа в другой за студентов сохраняются все права как за обучающимися впервые на данной ступени высшего профессионального образования. (см. Право на перевод и восстановление)
За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты ВУЗов получают моральное и (или) материальное поощрение в соответствии с Уставом ВУЗа.
20) Учёное зва́ние - квалификационная система в высшей школе, позволяющая ранжировать научно-педагогических сотрудников на отдельных ступенях академической карьеры. В настоящее время в Российской Федерации присваивают учёные звания доцента и профессора (по кафедре, по специальности). Учёное звание доцента присваивают, как правило, кандидатам наук, а учёное звание профессора присваивают, как правило, докторам наук.
Учёные звания в настоящее время разделяются на звания доцента или профессора по специальности и доцента или профессора по кафедре. Первые присваиваются ВАКом, вторые - Минобрнауки России (более подробно см. «Положение о порядке присвоения учёных званий»). Учёное звание старшего научного сотрудника в настоящее время в РФ не присваивается, оно приравнено к званию доцента по специальности. Ранее (а также в настоящее время на Украине и в некоторых других постсоветских государствах) звание старшего научного сотрудника присваивалось сотрудникам научно-исследовательских институтов, и квалификационные требования к соискателям этого звания не включали в себя преподавательскую работу в вузах, в отличие от звания доцента.
21) Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:
- организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение;
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение (обучающимся) и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо органом государственной власти или органов местного самоуправления в случае зачисления лица на обучение на условиях целевого приема.
В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики предоставляемого образования (образовательной услуги), в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).
В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указывается полная стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законом.
Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на дату заключения договора.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг для обучающихся, достигших успехов в учебе и (или) научной деятельности, а также обучающихся, нуждающихся в социальной помощи. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг не могут носить избирательного и (или) дискриминационного характера, устанавливаются локальным нормативным актом образовательной организации и доводятся до сведения обучающихся.
Договор об образовании не может содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий поступающих, обучающихся по сравнению с установленными законодательством об образовании. Если такие условия включены в договоры, то они не подлежат применению.
Наряду с установленными статьей 61 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор оказания платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости образовательных услуг, а также в случае, когда надлежащее исполнение обязательства по оказанию образовательных услуг стало невозможным вследствие (действий) бездействия обучающегося.
Основания и порядок расторжения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора в одностороннем порядке указываются в договоре об оказании платных образовательных услуг.
22) виды занятий в ВУЗе:
- лекции
семинары - это форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар посвящен изучению отдельной темы и, в отличие от лекции, проводится в каждой учебной группе отдельно.
коллоквиум (собеседование) - вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем, например, большого раздела лекционного курса.
Практическое занятие - одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного материала, его глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков.
лабораторное занятие - одна из форм учебной работы, которая направлена на освоение учащимися отдельных видов, способов и методов проведения экспериментальной научно-исследовательской работы. Такая форма учебных занятий требует использования специального оборудования, технических средств и материалов и проводится в учебных лабораториях. Применяется главным образом при изучении дисциплин естественнонаучного и технического профиля.
Практикум - вид учебных занятий, который применяется главным образом на старших курсах и предусматривает решение комплексных учебных задач, требующих применения с наибольшей полнотой как научно-теоретических знаний, полученных ранее при изучении различных учебных курсов и дисциплин, так и практических навыков, приобретенных на практических и лабораторных занятиях. Главное отличие практикума от других форм учебных занятий - это его междисциплинарный и комплексный характер. образование государственное учебное заведение
Практика - важнейший компонент учебной работы в вузе, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста, суть которой заключается в том, что студент во время обучения под руководством преподавателя и по определенной программе непосредственно участвует в том виде профессиональной деятельности, к которому готовится. Основная цель практики - помочь студентам лучше усвоить полученные теоретические знания и научиться применять их в практической деятельности.
Консультация - один из видов учебных занятий, который проходит в форме беседы студентов с преподавателем. Обычно консультация имеет факультативный характер, не является обязательной для посещения.
самостоятельная работа
23) Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся, в том числе филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, докторантуру, учебные и учебно-производственные мастерские, клинические базы, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практик, учебные театры, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, физкультурно-спортивные клубы, объекты производственной и социальной инфраструктуры, общежития, интернаты, психологическую и социально-педагогическую службы, обеспечивающие социальную реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся.
Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утверждаемого в порядке, предусмотренном уставом образовательной организации.
Филиал образовательной организации может не наделяться функциями по осуществлению образовательной деятельности.
Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.
Филиалы федеральных государственных образовательных организаций создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления по месту нахождения филиала.
Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией.
Создание и ликвидация филиала (представительства) образовательной организации на территории иностранного государства осуществляются в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала (представительства), если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения филиала (представительства) осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого он расположен.