религиозный дагестан конфесия мусульманский
О том, что религиозность в районах компактного проживания аварцев, даргинцев и кумыков выше, чем среди народностей Южного Дагестана свидетельствуют сведения о численности религиозных организаций в Западном, Центральном и равнинном Дагестане. На начало 2005 г. в Буйнакске зарегистрированы джума-мечеть, Исламский университет им. Сайфуллы-Кади, шиитская мечеть. Среди мусульман преобладают сунниты шафиитского толка. Есть незначительное количество приверженцев ханафитского толка (азербайджанцы, татары), действует шиитская община. В Буйнакске 19 квартальных мечетей, есть 1 медресе - 60 учащихся. Джума мечеть, построенная в 1986-87 гг., в настоящее время расширяется, идет строительство дополнительного корпуса (предполагаемая вместимость - 10 тыс. человек).
В Буйнакском районе всего 40 учебных заведений, в том числе 1 вуз - 50 студентов, 3 филиала исламских вузов - 120 учащихся, 16 медресе - 750 учащихся, 20 мактабов - 400 учащихся. В районе 104 мечети, в том числе 26 джума-мечетей. В с. Чиркей функционирует Исламский институт "Нур-ул иршад" им. Саида-афанди, ректор Даудгаджиев Даудгаджи, 3 преподавателя, 50 студентов. При институте функционирует медресе - 400 учащихся. Всего в институте и медресе - более 20 преподавателей. Преподаватели и студенты института - мюриды шейха Сайда Ацаева. Программа вуза такая же, как и в
Исламском университете им. Сайфуллы-кади, большое внимание уделяется изучению сочинений Саида-афанди Чиркеевского: "Назмаби", "Маджмуатуль фаваид", "Кисасуль анбия", "Сокровищница благодатных знаний". Исламский институт имеет свой канал на ТУ, который ведет программы на тарикатские темы. Исламскому институту в Чиркее переданы совхозные кутаны 1200 га, пастбища, мелкий рогатый скот, автотранспорт, ферма. В Чиркее есть филиал Исламского университета им. Имама Шафии. В Кадарской зоне ситуация стабильная, активизации ваххабитов не наблюдается. Администрация района и правоохранительные органы ведут профилактические работы в целях предотвращения активизации сторонников ваххабитов. За границей обучаются 29 человек из района. В целом, в Буйнакском районе ситуация стабильная. В районе проживают в основном последователи шейхов Сайда Ацаева, Арсланали Гамзатова, Абдулвахида Какамахинского, Магомедмухтара Бабатова и Абдулвахида Магомедова Апшинского. В Ахвахском районе 24 мечети, в том числе 21 джума-мечетей и 3 квартальные мечети, 6 мактабов - 100 учащихся. В районе проживают сторонники шейхов Сайда Ацаева, Магомеда Курбанова, а также последователи кадирийского тариката. За границей обучается 6 человек из района. В Бежтинском участке 12 мечетей, в том числе 7 джума-мечетей, 5 квартальных мечетей, 2 мактаба - 30 учащихся. В Ботлихском районе 51 мечеть, в том числе 26 джума-мечетей, 25 квартальных мечетей. В районе 25 учебных заведений, из них 3 филиала исламских вузов - 150 учащихся, 2 медресе - 80 учащихся, 20 мактабов - 200 учащихся. За границей обучаются 40 человек. В районе проживают сторонники шейхов Сайда Ацаева, Магомеда Курбанова, Магомеда Рамазанова (шейха кадирийского тариката). В Гергебильском районе 17 мечетей, из них 10 джума-мечетей и 7 квартальных мечетей. За границей обучаются 4 человека. В районе действуют 20 исламских учебных заведений, в том числе Исламский институт им. Хасана-афанди, ректор Сидиков Али. В вузе 8 преподавателей, 45 студентов. В районе функционируют также три филиала исламских вузов - 90 человек и 16 мактабов - 100 учащихся. В Гергебильском районе - большое количество последователей шейха Шарафутдина Кикунинского. В Гумбетовском районе -33 мечетей из них 25 джума-мечетей и 8 квартальные мечетей. В районе также имеются 11 исламских учебных заведений, из которых 7 медресе - 200 человек, 4 мактаба- 30 человек. За границей обучаются 26 человек.
В Казбековском районе - 36 мечетей, из них 14 джума-мечетей и 20 квартальных мечетей, 9 учебных заведений, в том числе 1 вуз - Исламский институт им.Имама Шамиля в с.Дылым, ректор - Юсупов Муса. В вузе 12 преподавателей, 40 студентов. В районе также действуют 8 медресе - 170 учащихся. За границей обучаются 26 человек. В Тляратинском районе - 60 мечетей, из них 34 джума-мечетей, 26 квартальных мечетей, 6 мактабов - 120 учащихся. За границей обучается 1 человек. В Унцукульском районе - 25 мечетей, из них 16 джума-мечетей, 8 квартальных мечетей, 8 учебных заведений, в том числе 4 медресе - 235 учащихся, 4 - 210 учащихся. В районе проживают в основном сторонники шейхов Рамазана Казимагомедова Гимринского, Сайда Ацаева, Мухаммада Унцукульского, незначительное количество последователей Мухаммада Балаханского (ум. 1925 г.). В селах Гимры, Балахани, Шамилькале есть сторонники ваххабизма, которые не проявляют активность. За границей обучается 41 человек. В Хунзахском районе 75 мечетей, из них 59 джума-мечетей, 16 квартальных мечетей, 39 исламских учебных заведений, в том числе 9 медресе - 450 учащихся, 30 мактабов - 450 учащихся. В районе мюриды - сторонники шейхов Сайда Ацаева, Магомеда Курбанова, Магомеда Ободинского. За границей обучается 51 человек. В Цумадинском районе 41 мечеть, из них 39 джума-мечетей, 2 квартальные мечети, 5 мактабов - 50 учащихся. В районе проживают мюриды - сторонники шейха Гамбулата Тагирова, есть незначительная группа последователей Сайда Ацаева и Магомеда Курбанова. Сторонники ваххабизма проживают в следующих населенных пунктах: Кванада, Цолода, Сильди, Эчеда, Тинди, Сатланда, Игатли, Агвали, Хвартли. Все они состоят на учете в правоохранительных органах и не проявляют активности. За границей обучается 57 человек. В Цунтинском районе - 40 мечетей, из них 32 джума-мечетей, 4 квартальных мечетей, 4 молитвенных домов, 1 медресе - 30 учащихся. За границей обучается 1 человек. В Чародинском районе - 54 мечетей, из них 43 джума-мечетей, 11 квартальных мечетей, 6 учебных заведений, в том числе 1 медресе - 10 учащихся, 5 мактабов - 50 учащихся. В районе проживают мюриды Сайда Ацаева и Магомедова Курбанова. За границей обучается 2 человека. В Шамильском районе - 68 мечетей, из них 48 джума-мечетей, 48 квартальных мечетей. В районе действуют 26 исламских учебных заведений (ИУЗ), из которых 2 исламских вуза: Исламский институт им. Махмуда-афанди в с.Н.Батлух, ректор- Муслимов Абдулатип, 15 преподавателей, 250 студентов; Исламский институт им.Абдурахмана Ассабского в с. Ассаб, ректор-Магомедов Сайпулла, 2 преподавателя, 40 студентов; 14 медресе - 420 учащихся, 10 мактабов - 210 учащихся. В районе проживают мюриды - сторонники Сайда Ацаева. За границей обучается 37 человек.
Религиозная обстановка в равнинной части Дагестана, в целом, стабильная. Ситуация в регионе характеризуется относительно высокой степенью религиозной активности мусульманского населения. В г. Махачкале действуют 79 мечетей, из которых 33 джума-мечетей. Значительная часть и населения г. Махачкалы является приверженцами шафиитского мазхаба. Есть незначительная часть последователей ханафитского мазхаба и шиизма. На пятничную молитву собирается более 23 000 человек, в том числе около 2 500 человек в пригородных поселках. Приверженцы ваххабизма в настоящее время проживают в Ленинском и Кировском районах г. Махачкалы, а также в поселках Талги, Новый Хушет, Новый Кяхулай, Ленинкент. По информации из правоохранительных органов на сегодняшний день ваххабиты активности не проявляют.
В Карабудахкентском районе функционирует 20 джума-мечетей, 115 квартальных мечетей. На пятничную молитву собирается более 15 000 человек. В районе функционирует 33 ИУЗ, в том числе 6 филиалов исламских вузов, в которых обучается 220 студентов. В районе также имеется 7 медресе - 330 учащихся, 20 мактабов - 200 учащихся.
В Каякентском районе функционирует 15 джума-мечетей и 8 квартальных мечетей. На пятничную молитву собирается около 6000 человек. В районе - 7 ИУЗ, в том числе 2 филиала исламских вуза, в которых обучается 90 студентов. Функционирует также 4 медресе - 175 учащихся, 1 мактаб - 20 учащихся.
В Кумторкалинском районе действует 8 джума-мечетей, 2 квартальных мечетей. На пятничную молитву собирается около 4 000 человек. В районе - 2 ИУЗ, в числе которых 1 филиал исламского вуза - 20 студентов, 1 мактаб - 10 учащихся.
Из равнинной части Дагестана за рубежом обучается 145 человек, в том числе 52 человека из г. Махачкала, 90 человек из Карабудахкентского района, 3 человека из Каякентского района. В данном регионе также действуют группы суфиев накшбандийского и шазилийского таршатов, возглавляемые такими шейхами, как С.Ацаев, М-М.Бабатов, М-Г.Гаджиев, И.Ильясов, М.Акаев, Пата Магомед Доргелинский, М.Карачаев, А-В.Магомедов. Члены тарикатских 6 групп активно противодействовали и противодействуют распространению ваххабитской идеологии, особенно во время трагических событий лета - осени 1999 г. В настоящее время суфийские группы политическую активность не проявляют.
В Центральный регион ре спублики входят города Избербаш, Каспийск, а также Акушинский, Дах эдаевский, Левашинский, Кайтагский и Сергокалинский районы. Религиозная обстановка в Центральном Дагестане стабильная. В регионе действуют 270 мечетей, 26 исламских учебных, заведений, в т.ч. 4 филиала исламских вузов - 265 студентов, 10 медресе - 325 учащихся и 24 мактабов - 300 учащихся. На начало 2005 года в г. Избербаше действуют 1 джума-мечеть, 5 квартальных мечетей, 1 филиал Исламского университета им. Имама Шафии - 65 студентов. За рубежом обучается 9 человек. В городе проживают последователи шейхов Абдулвахида Какамахинского, Мухаммад-Амина Дейбукского (ум. в 1999 г.), Магомед-Мухтара Бабатова, Магомеда-Гаджи Гаджиева. В г. Каспийске действуют 1 джума-мечеть, 4 квартальные мечети, филиал Исламского университета им.Имама Шафии - 160 учащихся, 4 мактаба - 90 учащихся. В Каспийске проживают последователи шейхов Магомед-Мухтара Бабатова, Магомед-Амина Гаджиева Дейбукского, Магомеда-Гаджи Гаджиева, Ильяса Ильясова и незначительная часть последователей Сайда Ацаева Чиркеевского и Абдулвахида Магомедова Апшинского.
Акушинский район отличается высокой степенью религиозности, о чем свидетельствует большое количество действующих в районе мечетей и исламских учебных заведений. На сегодняшний день в районе действуют 78 мечетей, в т.ч. 35 - джума-мечетей, 41 квартальных мечетей, 2 молитвенных дома. В районе действуют 13 Исламских учебных заведений: 3 филиала исламских вузов - 135 студентов, 10 мактабов - 150 учащихся. В зарубежных ИУЗах обучаются 24 человека. В районе проживают в основном последователи шейха Али-Гаджи Акушинского (1847-1930 гг.). В Дахадаевском районе 40 мечетей, из них 35 джума-мечетей и 5 квартальных мечетей, учебных исламских заведений нет. В районе проживают последователи шейхов Мухаммад-Амина Дейбукского и Магомеда-Гаджи Гаджиева. За рубежом обучается 2 человека. В Кайтагском районе 38 джума-мечетей. За рубежом обучается 3 человека. В Левашинском районе 77 мечетей из них 32 джума-мечети, квартальных - 45. В данном селе действуют две джума-мечети. Из района 42 человека обучаются в зарубежных ИУЗах. В с. Какамахи наблюдается раскол мусульман на две группы: сторонников шейха Абдулвахида Какамахинского и их оппонентов, не признающих ни одного из нынешних шейхов. Отличительной чертой религиозной ситуации в некоторых селах и районах данного региона (Акушинском и Левашинском районах) является то, что часть жителей этих районов (преимущественно последователи шейха Али-Гаджи Акушинского) подвергают сомнению правомочность нынешних шейхов. В Сергокалинском районе 28 мечетей, в том числе 23 джума-мечети, 5 квартальных мечетей. В районе - последователи шейха Мухаммад-Амина Дейбукского. За рубежом обучается 2 человека.
Религиозная обстановка в северном регионе Дагестане в целом стабильная. На начало 2005 г. функционируют в Бабаюртовском районе 19 мечетей, из которых 15 джума-мечетей; в (Кизлярском - 39 и 38. В Кизилюртовском - 35 и 25, Ново лакском - 13 и 12, Тарумовском - 12 и 11, Хасавюртовском - 88 и 55, в Кизляре - 2 и 1, г. Кизилюрте - 10 и 5, г. Хасавюрте - 27 и 13, Южносухокумске - 1.
Религиозная ситуация в регионе характеризуется рядом особенностей. Одной из них является многоконфессионалъностъ региона. Здесь основная часть населения является приверженцами суннитского и шиитского направлений ислама. Среди суннитов распространены шафиитский и ханафитский мазхабы, незначительная часть населения городов Кизляра и Хасавюрта придерживается шиизма джафаритского мазхаба.
Религиозная обстановка в регионе также характеризуется относительно высокой степенью религиозности мусульманского населения. Еще одна особенность религиозной обстановки в регионе заключается в том, что здесь большое количество молодежи обучается исламу. В регионе действуют 5 исламских вузов - 610 студентов, 8 филиалов вузов - 425 студентов, 33 медресе - 760 учащихся, 57 мактабов - 465 учащихся. Так, в г. Хасавюрте действуют 21 ИУЗ, в том числе 3 исламских вуза - Исламский Университет им. Имама Ашари - 200 студентов, Исламский Институт им. л Саидмухаммадахаджи Абубакарова - 100 студентов, Исламский Университет им. Саитбека Даитова - 150 студентов, всего в трех вузах обучаются 450 студентов. В городе также действуют 3 филиала исламских вузов - 420 студентов, 3 медресе - 210 учащихся, 10 мактабов - 100 учащихся. В Хасавюртовском районе действуют 40 исдамских учебных заведений, в том числе 2 филиала исламских вузов - 80 студентов, 18 медресе - 340 учащихся, 20 мактабов - 150 учащихся. В Кизилюртовском районе действуют 19 исламских учебных заведений: 3 филиала вузов - 165 студентов, 5 медресе -140 учащихся, 11 мактабов - 110 учащихся.
В Кизлярском районе действует 17 ИУЗ: Исламский институт им. Имама Навави в с. Ново-Серебряковка, ректор - Гаджимурад Гаджиев, всего - 90 студентов, 2 филиала вуза - 80 студентов, 2 медресе - 100 учащихся, 12 мактабов - 80 учащихся. Все исламские учебные заведения существуют за счет благотворительности частных спонсоров. В настоящее время в зарубежных исламских учебных заведениях обучаются 162 человека из данного региона, в том числе 46 человек из Кизилюртовского района (в числе которых 35 человек из с. Киров аул). В данном регионе также действуют тарикатские общины накшбандийского, шазалийского и кадирийского таршатов, возглавляемые такими шейхами, как С.Ацаев, М-Х. Рамазанов, М.Рабаданов, М-М. Бабатов, Г.Тагиров, Адам (г. Хасавюрт), М-Г. Гаджиев.
Члены тарикатских братств активно противодействовали распространению ваххабитской идеологии, особенно во время событий лета-осени 1999 года. В данное время они общественную и политическую активность не проявляют. Нестабильная обстановка в соседней Чеченской Республике продолжает оказывать негативное влияние на общественно-политическую, в том числе религиозную ситуацию в данном регионе, особенно в приграничных районах.
В регионе находится значительное количество населенных пунктов компактного проживания приверженцев ваххабизма: гг.Хасавюрт, Кизилюрт, Кизляр, Хасавюртовский район (сс. Гоксувотар, Первомайское, Муцалаул, Теречное, Герзельаул, Тотурбийкала, Аджимажигатюрт), Кизилюртовский район (сс. Киров аул, Стальское, Чонтаул, Комсомольское, Миатли), Кизлярский район (сс.Вперед, Шаумяна). Приверженцы ваххабитской идеологии находятся под постоянным контролем со стороны правоохранительных органов городов и районов региона.
В с. Киров аул Кизилюртовского района верующее население разделено по религиозному признаку - приверженцы идеологии ваххабизма молятся в отдельной джума-мечети. Администрация /' села и района работает над урегулированием этой проблемой. Религиозные общины разделены по национальному признаку в с.Султанянгиюрт Кизилюртовского района (аварцы и кумыки), г. Хасавюрте (чеченцы отдельно). После возведения в конце 2002 г. новой большой мечети в с. Чонтаул Кизилюртовского района разделенная ранее на три части (аварцы, кумыки, чеченцы) религиозная община теперь объединилась. Представители горрайадминистраций региона ведут определенную работу по дальнейшей стабилизации религиозной обстановки в регионе.
Как было отмечено выше, религиозная обстановка в Южном Дагестане характеризуется общим низким уровнем религиозности населения. Существенное влияние на верующую часть населения в регионе имеет шейх накшбандийского тариката Серажутдин Исрафилов из с.Яурик Табасаранского района, под патронажем которого функционирует джума-мечеть "Бабуль-абваб" у северного въезда в г. Дербент, медресе при этой мечети - филиал ИУ им. Имама Шафии г. Махачкалы. С ростом влияния С.Исрафилова в Южном Дагестане ослабевает влияние ДУМД, которое в предыдущие годы пыталось назначать имамами сел в Южном Дагестане выпускников ИУЗ г. Буйнакска и с.|Комсомольское (в основном аварцев по национальности).
В Агульском районе степень религиозности населения также низкая. По сведениям из администрации района, ни в одной мечети не набирается 40 человек для совершения джума-намаза. Почти все здания мечетей в районе являются памятниками истории и культуры, многие нуждаются в реставрации. В районе имеется 27 зияратов, один из которых действующий - зиярат в ущелье Магу-Дере на границе Хивского и Агульского районов, где по мусульманским праздникам проводятся мавлиды.
Степень религиозности населения в Ахтынском районе относительно низкая. В районе функционируют 14 джума-мечетей, 8 квартальных мечетей и 1 молитвенный дом, 1 медресе (ИИ им. М.Драги в с. Ахты) - 40 учащихся у., 8 мактабов - обучаются 80 детей. Имеются последователи шейха Серажудина Исрафилова Хурикского. В районе 168 памятников истории и культуры республиканского значения, из которых 154 значатся как зияраты (самое большое количество по республике). Три мечети являются памятниками федерального значения.
В Дербентском районе в 31 селах действуют джума-мечети. В трех селах - Белиджах, Нюгди и Мичурина-Первомайском основное население составляют мусульмане - шииты. В районе - 5 мактабов (в селах с/з Коммуна, Падар, Салик, Чинар) - 115 учащихся. 13 человек обучаются в зарубежных ИУЗ. В Докузпаринском районе действуют 18 мечетей, из которых 12 джума-мечетей. В сел Мискинджи население полностью этнические мусульмане - шииты. Там действует джума-мечеть и 3 квартальные мечети. При джума-мечети действует мактаб - 20 учащихся. В Авадан открыта новая мечеть. 7 человек из с. Мискинджи в 90-х годах XX в. выезжали на обучение в шиитских учебных заведениях Ирана, но вернулись из-за невозможности обучаться на иранском языке. В настоящее время в Иране обучается 3 человека. В Курахском районе 11 действующих мечетей. В селах Хпедж, Урсун, Кочхюр, Шимихюр мечети не действуют. Учебных заведений нет. В Магарамкентском районе 10 мечетей, из которых 6 джума-мечетей, 1 медресе - 15 учащихся. В Рутульском районе по приблизительным оценкам, число активных верующих не более 300 чел. Действуют 26 мечетей, из которых 21 джума-мечетей. Все здания мечетей старинные, являются памятниками истории и культуры, многие нуждаются в реставрации. Из 74 зияратов более 70 % на сегодняшний день утратили культовое значение и представляют интерес в историческом и научном плане. В Сулейман-Стальском районе действуют 20 джума-мечетей. Функционирует медресе в с. Касумкент. Зияратов - 44, памятников федерального значения - 1. Степень религиозности населения Табасаранского района наиболее высокая в Южном Дагестане. ( В районе функционирует 70 мечетей, из которых 68 джума-мечетей, 1 филиал вуза - 180 студентов. В с. Хурик действует медресе - 30 учащихся под руководством шейха С. Исрафилова. В 6 селах действуют / мактабы по чтению Корана - 50 учащихся. 28 человек выехали на обучение в зарубежные исламские учебные центры.
За последние 15 лет в Дагестане сложилась развитая система исламского образования - от мактабов - примечетских школ - до медресе и вузов, которая включает в себя 13 исламских вузов - 2 790 студентов с 40 филиалами 2 440 студентов, 132 медресе - более 4 400 учащихся, 278 мактабов - около 4 000 учащихся с общим числом обучающихся около 14 000 чел.
Наиболее известными исламскими вузами, имеющими большой контингент студентов и филиалов, являются Университет им. С. Кадия в г. Буйнакске (800 студентов, 7 филиалов -350 студентов), Университет им. Имама Шафии в г. Махачкале (соответственно - 250, 21-980), Северокавказский Университет им. Мухаммада Арипа в г. Махачкале (600, 2-200), Университет им. имама Ашари в г. Хасавюрте (200, 240), Исламский университет им. Имама Навави в с. Серебряковка Кизлярского района (0120, 5250), Университет им. С.Даитова в г. Хасавюрте (150 студентов) и др.
Одиннадцать дагестанских исламских вузов из 13 получили лицензии в Министерстве образования РФ. Ни один исламский вуз не аттестован и не аккредитован. Как показывает анализ работы ИУЗ, их контингент составляют молодые люди в возрасте от 12 до 25 лет. Преподаватели либо сами окончили ИУЗ республики, либо большей частью являются самоучками. Как правило, многие ИУЗ, особенно медресе и мактабы слабо оснащены религиозной литературой, нет единых учебных программ и учебных планов, утвержденных Советом алимов ДУМД. Не во всех ИУЗ созданы надлежащие санитарно-гигиенические условия для проведения занятий. Во многих ИУЗ не хватает учебного инвентаря. Ни в одном ИУЗ не преподаются светские учебные дисциплины (только в Северо-Кавказском исламском университете им. Мухаммада Арипа в г. Махачкале преподается русский и английский языки), не применяются технические средства обучения (ТСО). В то же время надо признать, что создание системы исламского образования позволило 'Т мусульманским религиозным организациям республики добиться изменения в образовательном и возрастном показателях по кадрам священнослужителей, пополнить их состав молодежью, имеющей как духовное, так зачастую и светское образование.
В Комитете Правительства РД по делам религий составлен список 913 дагестанцев, выехавших на учебу в зарубежные исламские учебные заведения с 1996 г. по настоящее время. Наибольшее количество обучающихся - в Сирии (256 чел), Египте (185), Турции (140), Пакистане (96), КСА (59), (из них в Пакистане не менее 200 человек, в КСА - не менее 100, Малайзии - не менее 50 и т.д.). Иране (10) и в других странах. Несколько десятков человек обучаются в таких странах, как Иордания, Кувейт, Ливия. Всего, по разным оценкам, предполагается, что количество выехавших на учебу составляет не менее 1200 человек. Вернулось после обучения 455 чел. Существующий / порядок выезда на учебу предполагает, что обучение в ИУЗ допускается только с направления ДУМД, согласованного с Комитетом Правительства РД по делам религий. На практике же это положение Закона "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории РД" не соблюдается, т.к. пограничные службы, руководствуясь российским законодательством, пропускают молодых людей через границу, имеющих загранпаспорт и проставленную визу (любую - туристическую, учебную и т.п.).
Хадж - паломничество дагестанцев в Саудовскую Аравию является самой массовой миграцией за пределы страны дагестанцев. Если за годы советской власти хадж совершали единицы, то за последние десять лет хадж и умра совершили более 100 тысяч дагестанцев. Своего пика число совершивших паломничество достигло в 1996-1997 г.г. (по 13-14 тыс. чел в год). Дагестанские паломники составляют основную массу из числа россиян, совершающих хадж.
Среди паломников более 30-35% молодожены, 10-15% женщин и детей. В 2004 г. совершили хадж 4500 дагестанцев.
Несмотря на предпринимаемые руководством Республики Дагестан усилия по упорядочению процесса организации и проведения паломничества, отмечены немало нарушений режима пресечения границ и правил нахождения в стране' в Королевство Саудовская Аравия (КСА). Основными нарушениями, повторяющимися из года в год со стороны дагестанских паломников, являются: нарушение визового режима; несоблюдение действующих правил организации, передвижения и стоянок паломников; нарушений гражданских законов и морально-этических норм поведения, связанных с местными обычаями и традициями в странах транзита.
Большинство паломников из Дагестана прибывают в КСА с намерением заняться "челночно" торговлей для покрытия транспортных расходов, проживания и оплаты услуг. Часть дагестанских паломников продолжают пользоваться необорудованным для перевозки людей автотранспортом. Таким образом, актуальными остаются проблемы своевременного формирования групп паломников, оформления их паспортов, проездных документов, безопасности, медицинского обслуживания, следования. Имеет место слабая разъяснительная работа среди дагестанских паломников на этапе их подготовки к хаджу.
С конца 1980-х гг. в республике активно действовала религиозно - политическая организация экстремистского толка - ваххабиты. В августе - сентябре 1999 г. международные вооруженные банд формирования напали на территорию Дагестана с целью насильственного построения единого исламского государства Дагестана и Чечни вне состава России. После изгнания с территории Дагестана религиозно (-/политическая обстановка в республике относительно стабилизировалась. Руководители экстремистских группировок скрылись либо на территории Чечни, либо эмигрировали в страны дальнего зарубежья. Ваххабиты сбрили бороды, растворились среди основного 19 населения. По решениям дагестанских судов в 1999-2000 г, г. были закрыты филиалы международных благотворительных фондов "Катар", "Беневоликс Интернешнл Фаундейшн" (США), "Аль-Хайрия" (АОЭ) и др., которые активно финансировали религиозно I- (экстремистские организации в Дагестане, на и Северном Кавказе. 16 сентября 1999 года Народное Собрание РД приняло закон "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан". В соответствии с этим законом на территории Республики Дагестан запрещено создание и функционирование ваххабитских организаций. Запрещена деятельность религиозных миссий, их филиалов, учебных заведений, благотворительных и других фондов, военно-спортивных и других лагерей, отдельных физических лиц, проповедующих идеи ваххабизма или других экстремистских учений. Значительную роль в активизации работы правоохранительных органов по противодействию терроризму и религиозному экстремизму сыграло создание и реализация юридической базы по запрещению деятельности на территории РФ организаций экстремистской направленности в виде Закона РФ "О противодействии экстремистской деятельности".
Противодействие терроризму и религиозному экстремизму является одним из приоритетных в работе Государственного Совета, Народного Собрания, Правительства РД, государственных, правоохранительных органов, органов местного самоуправления. При горрайадминистрациях созданы и функционируют комиссии по противодействию религиозному экстремизму, в сельских администрациях - штабы по противодействию терроризму.
Большую работу по противодействию терроризму и религиозному экстремизму проводят правоохранительные органы республики. По данным правоохранительных органов Республики Дагестан, количество приверженцев религиозно-экстремистского течения ваххабизм в РД составляло в 2000 г. -2538 человек, в 2002 г. - 864 человек, в 2003 г. - 957 человек, в 2004 г. - 1004 человек.
Для повышения эффективности работы по противодействию идеологии религиозно-политического экстремизма и терроризма необходимо активнее использовать потенциал духовенства, научной и творческой интеллигенции республики.
Суфизм - мистико-аскетическое течение в исламе - не только имеет в Дагестане тысячелетнюю историю, но и сейчас продолжает оказывать большое влияние на формирование мировоззрения, нравственно-эстетических ценностей, духовно-ритуальной и социально-политической практики значительного числа дагестанцев. Изменившаяся в пост советское время ситуация в России и Дагестане породила достаточно благоприятные условия для возрождения деятельности суфийских групп в Дагестане. Происходит не только популяризация теоретического наследия суфийских тарикатов, но и также значительное практическое расширение влияния суфизма в республике. За последние годы оформились организационные структуры суфийских общин, выделились признанные лидеры.
Накшбандийский тарикат распространен среди таких народов, как аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы, азербайджанцы, агульцы, рутульцы, кадирийский тарикат - среди чеченцев, андийцев. Шазилийский тарикат распространен, в основном, среди аварцев и в меньшей степени - кумыков и даргинцев. Точных данных о количестве шейхов, суфиев (или мюридов) в современном Дагестане не существует. Многие авторы, пишущие на тему суфизма в Дагестане, приводят преувеличенные в десятки и сотни раз цифры. Особенно грешат этим исламские СМИ, находящиеся под влиянием того или иного шейха. Так газета "Ассалам" еще в 1999 г. утверждала, что у шейха С.А.Ацаева более 200 тысяч мюридов/Ассалам. № 2 (88). 1999.), хотя на самом деле число его активных мюридов достигает, 10 тыс.
Особенностью современного суфизма в Дагестане является то, что некоторые влиятельные шейхи /Сайд Ацаев, Магомед Курбанов/ модернизируют идеологию суфизма: они выступают в роли шейхов не одного, как обычно, а двух - накшбандийского и шазилийского тарикатов - одновременно; С.Ацаев, М.Курбанов, А.Гамзатов и А-В. Какамахинский отводят на второй план авторитет и учения первых дагестанских шейхов накшбандийского тариката - Мухаммада-Эфенди ал-Яраги, Джамалутдина ал-Гумуки, Абдурахмана ас-Сугури и отдают предпочтение шейхам, жившим в конце XIX и начале XX в. - Сайфулле Кади Башларову, Хасану-Афанди Кахибскому и другим шейхам. Другая специфика современного суфизма в Дагестане заключается в том, что ' суфийские общины имеют, в основном, моно национальный состав. Всего в современном Дагестане действуют 16 шейхов накшбандийского, шазилийского и кадирийского тарикатов. Из действующих в современном Дагестане 16 шейхов 2 шейха относятся к накшбандийскому и шазилийскому тарикатам /Сайд Ацаев и Магомед Курбанов/, 2 шейха - к шазилийскому тарикату /Арсланали Гамзатов и Абдулвахид Какамахинский/, 11 шейхов - к накшбандийскому тарикату /Магомед-Мухтар Бабатов, Магомед-Гаджи Гаджиев, Серажутдин Исрафилов, Мухаджир Акаев, Магомед Рабаданов, Гамбулат Тагиров, Ильяс Ильясов, Муртазали Карачаев, Рамазан Газимагомедов, Пата-Магомед Доргелинский, Абдулвахид Магомедов/ и 1 шейх - к кадирийскому тарикату /Магомед-Хабиб Рамазанов/. Некоторые из них свободно владеют арабским языком -это И.Ильясов, М-Г.Гаджиев, С.Исрафилов, М-М.Бабатов, М.Акаев, А.Гамзатов, М.Рабаданов, Г.Тагиров. Р.Газимагомедов, М-Х.Рамазанов. Многие из них пишут труды по вероучению, практике и этике ислама, суфизма. К ним относятся шейхи М-Г. Гаджиев, С.Ацаев, И.Ильясов, М-М. Бабатов, А.Гамзатов, М.Акаев, М.Карачаев и др. С ДУМД активно сотрудничают шейхи С.А. Ацаев, А. Гамзатов, А-В. Какамахинский. Другие шейхи - М-М. Бабатов, С. Исрафилов, М-Г. Гаджиев, Г.Тагиров, М.Карачаев, И. Ильясов, А-Т. В.Магомедов, М-Х. Рамазанов и т.д предпочитают действовать отдельно от ДУМД. Они считает ДУМД нелигитимным и призывает к его реформированию.
У суфийских общин Дагестана во взаимоотношениях с органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления сложились отношения мирного сосуществования и сотрудничества. Особенно это сотрудничество укрепилось и расширилось в последние годы, когда лидеры суфийских общин совместно с представителями властных структур и управления республики, вели и ведут большую работу по борьбе с идеологией религиозно-политического экстремизма.
В современном Дагестане существуют также несколько мюридских общин, не имеющих действующих суфийских наставников. Они почитают ранее живших шейхов накшбандийского тариката Али-Хаджи Акушинский /ум. в 1930 г./, Амай Хидирлезов /ум. в 1937 г./, кадирийского тариката - Кунта-Хаджи Кишиев /ум. в 1869 г./, Вис-Хаджи Зангиев /ум. в 1969 г./ и др. Мюриды общины Али-Хаджи Акушинского проживают в Акушинском, Левашинском районах, гг. Избербаше, Каспийске, Махачкале. Общее число мюридов - более 200 человек. Мюриды шейха Амая Хидирлезова числом 200 человек проживают в Бабаюртовском, Буйнакском районах, пос. Тарки. Около 400 мюридов шейхов Кунта-Хаджи Кишиева, Вис-Хаджи Зангиева проживают в Хасавюртовском, Новолакском, Кизилюртовском, Ботлихском, Гумбетовском, Казбековском районах, в г. Хасавюрте.
Наибольший рост численности суфийских общин Дагестана наблюдается в 90-х гг. XX века, когда в мюриды вступили даже около 30 принявших ислам русских дагестанцев, которые образовали "Союз новообращенных мусульман" (руководитель Магомед-Али Тверетинов). Сейчас количество суфиев в республике относительно стабилизировалось. В ближайшей перспективе ожидается небольшой рост их численности.
Как мы отмечали выше, точные данные о составе, количестве мюридов, их распределении по населенным пунктам республики, организационной структуре и лидерах получить весьма трудно. Это связано с тем, что каждая суфийская община - это закрытое для непосвященных корпоративное объединение. Кроме того, представители каждой суфийской общины преувеличивает число своих сторонников в несколько десятков раз. Общее число суфиев трех тарикатов в современном Дагестане составляет около 34 000 человек. Более 75 % суфиев проживают в Северном и Западном Дагестане.
В современном исламском возрождении и просветительстве в Дагестане большую роль сыграли и продолжают играть исламские средства массовой информации. ДУМД имеет свой официальный печатный орган - газету "Ассалам" С 1999 г. "Ассалам" стал, выходит на шести языках - русском, аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском и лакском, а с 2004 г. - на табасаранском языке. По своему содержанию близко примыкает к этим газетам еженедельник "Исламский вестник" /редактор - Магомед Гамзатов/.
Дагестанское отделение общероссийского мусульманского движения /ОМОД/ "Нур" издает в республике газету "Нурул ислам" редактор - Магомед Гаджиев. Эти издания отражают взгляды руководителей ДУМД и его главного идеолога - шейха накшбандийского и шазилийского тарикатов Сайда Афанди Ацаева из с. Чиркей Буйнакского района. Электронные версии газет "Ассалам" и "Нурул ислам" помещаются в сети Интернет. На страницах исламских газет в основном освещаются собственно религиозная тематика - вероучение, вопросы ритуальной практики, проповеди, история ислама, его этика и культ, жизнь религиозных общин республики, а также общественно-политические проблемы дагестанского общества.
За последние 15 лет в республике многотысячными тиражами активно публикуется исламская литература, в том числе и на национальных языках. Кроме того, в РД завозится огромное число исламской литературы на русском, арабском и других языках, изданной как в России, так и за рубежом. До 1999 г. в республике широко распространялась литература религиозно-экстремистской направленности, особенно ваххабитской идеологии. По подсчетам Комитета Правительства РД по делам религий, в обороте на территории РД находится около 1200 наименований исламской литературы. По направлениям из правоохранительных органов РД Комитет по делам религий регулярно проводит экспертизу религиозной литературы и материалов.
Таким образом, за последние 20-25 лет произошел интенсивный процесс трансформации ислама в Дагестане, который охватил многие стороны деятельности верующих и исламских организаций: беспрецедентный рост числа мусульманских культовых учреждений - от 27 мечетей в 1985 г. до 1766 мечетей в 2010 г.; благотворительная деятельность исламских объединений республики; создание стройной системы исламского образования, охватывающая начальные, средние специальные и высшие учебные заведения - всего сейчас действуют 463 ИУЗ; обучение более 1200 дагестанцев в ИУЗах подготовка многочисленны кадров мусульманского духовенства; рост Г и влияние суфийских общин во главе с 16 шейхами накшбандииского, шазилииского и кадирииского тарикатов; увеличение числа паломников, совершающих хадж и умра - от нескольких десятков в конце 80-х годов XX в. до 13-14 тыс. человек в 1997-1998 гг.; создание исламских СМИ - газет, журналов, передач на республиканском и местном радио и ТВ, сайтов в Интернете, рубрик в светских газетах и журналах; публикация на русском и дагестанских языках большого числа исламской литературы; распространение на территории Дагестана огромного числа исламской литературы, изданной как в ближнем, так и дальнем зарубежье; политизация ислама - создание с конца 80-х годов XX в. исламских партий, в том числе и радикального, экстремистского направления; использование исламских лозунгов в предвыборной борьбе различными политическими силами; экстремистская деятельность ваххабитских группировок, приведшая к трагическим событиям лета-осени 1999 года и переход в последние годы части членов этих экстремистских группировок к террористической деятельности и др.
Литература
1.Бигаева З. С. Научные категории в "этнической упаковке" // Народы Дагестана, 2004, № 5, с. 34 - 36
2.Булатов Б. Б. Из истории социально-экономического развития Дагестана в конце XIX - начале ХХ вв. Махачкала, 2003 - 321 с.
.Булатов Б. Б., Рамазанова Д. Ш. деятельность органов государственной власти Республики Дагестан в области межнациональных отношений Махачкала, 2000 - 192 с.
.Даниялов Г. Д. Исторический путь развития народов Дагестана до вхождения его в состав России. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996 - 253 с.
.Магомедмирзаева М.М. К устойчивому развитию горных регионов Дагестана // Народы Дагестана, 2002, №1, с. 22-25
.Мнацаканян М. О. Интегрализм и национальная общность как социальная реальность // СОЦИС, 2001, № 3, с. 74 - 77
.Муртузалиев С. И. Формирование этнической идентичности дагестанцев // Народы Дагестана, 2004, № 1, с. 34 - 37.
.Эфендиев И.И. Состояние и перспективы развития занятости населения. // Народы Дагестана, 2000, №6, с. 13-16.