Сущность глобальных проблем
Происхождение и сущность глобальных проблем
Введение
К концу 60-х годов в головах
ученых, организованных в порядке личной инициативы А. Печчеи в “Римский клуб”,
стала вырисовываться угроза роду Homo
sapiens не менее страшная чем атомная.
Она связана с характером начавшейся в мире НТР и также грозит качественно
изменить всю биосферу Земли, сделав её непригодной для существования людей.
Появившаяся в XVIII веке
и быстро прогрессировавшая в XIX
веке в ширь и глубь “машинная
цивилизация” перевернула во II-
ой половине, но особенно к концу XX
столетия, в “постиндустриальной” фазе, весь уклад жизни в развитых странах. Она
непомерно расширяла круг потребностей человека, обогатила массой нужных и
ненужных вещей всё население. Но так же “машинная цивилизация” нарушила
органическую связь человека со средой его обитания, нанесла и наносит ей
колоссальный ущерб, загрязняя сушу и реки, моря и океаны, вызывая опасные
изменение климата на планете, истончения высших слоёв атмосферы, отравляя
химическими отходами промышленные зоны, а поля – пестицидами.
Но среди множества
институтов, посвятивших себя анализу Глобальных проблем, особое место занимает Римский
клуб. Именно римскому клубу мы обязаны самим термином “мировая (глобальная)
проблематика” и обозначением основных характеристик “мировых затруднений”. К
таким характеристикам относятся повсеместность, значимость для будущего всего
человечества и вместе с тем неразрешимость в рамках отдельных государств или
регионов.
Происхождение и сущность глобальных проблем
В настоящее время все большее
количество философов, социологов, историков склоняется к мысли, что на
современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей
планете. Ускорение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало
осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.
Что следует понимать под
термином глобализация социальных и культурных процессов? Этимологический термин
“глобализация” связан с латинским термином “глобус” – то есть Земля, Земной шар
и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако глобализация
процессов – это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают
весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией
всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что
в современную эпоху все человечество входит в единую систему
социально–культурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий
и отношений. Таким образом, в современную эпоху, по сравнению с прошлыми
историческими эпохами, неизмерно возросло общепланетарное единство человечества,
которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей
судьбой и общей ответственностью. Поэтому ученые и философы считают правомерным
говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного
стиля мышления.
Такой глобалистический подход
ярко обнаруживается в концепциях “пост индустриального общества”,
“технологической эры” американских социологов Д. Белла, З. Бжезинского, А.
Тоффлера и др. Эти концепции акцентирую внимание на том факте, что всякий технологический
переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах
общества, но и во всем образе жизни людей. Особенностью же современного
технологического переворота, связанного с информацией общества, состоит в том,
что он создает принципиально новые предпосылки для универсализации и
глобализации человеческого взаимодействия. Благодаря широкому развитию средств
массовой информации и коммуникаций, углублению разделения труда и
специализации, человечество объединяется в единую социокультурную целостность.
Существование такого единства диктует свои требования к человечеству, в целом,
и к отдельной личности.
Чем выше уровень технического
производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень
развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой, отсюда и
новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая
квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей
специальности с социальной ответственностью и нравственными общечеловеческими
ценностями.
Однако глобализация
социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном
мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые
получили название “глобальных проблем современности”:
Экологических,
демографических, политических и т.п. Все эти проблемы важны для настоящего и
будущего человечества. Конкретный анализ каждой из них входит в компетенцию
специальных наук: социологии, демографии и т.д. Философы же концентрируют
внимание мировоззренческих смысложизненных вопросах, рассматривают эти проблемы
под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества. И в этом
аспекте на передний план выходит экологическая проблема.
В чем сущность экологической
проблемы? Обобщенно говоря, сущность экологической проблемы состоит в отчетливо
обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельности
человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал
основатель международного исследовательского центра “Римского клуба”,
изучающего перспективы человечества перед лицом современных глобальных проблем,
А. Печчеи: “Истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции
состоит в том, что он оказался полностью не способным в культурном отношении
идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в
этот мир”.
Эти изменения являются плодом
всей культурно-преобразовательной и, прежде всего, производительной
деятельности человека. Расчеты ученых показывают, что техномасса, производимая
человечеством за один год, составляет -, а биомасса, производимая на суше . Из этих расчетов следует, что уже
сейчас человечество создало искусственную среду, которая в десять раз
продуктивней естественной среды. Искусственная среда постепенно и неотвратимо
наступает на естественную и поглощает ее и это один из важнейших факторов,
обуславливающий постановку перед человечеством, экологической проблемы.
В этой связи особую остроту
для людей приобретает проблема повсеместного распространения в окружающей среде
производств и продукций, в первую очередь, радиационных и токсичных видов. В
год на каждого жителя Земли приходится более 20 тонн промышленных и других
отходов. В атмосферу попадает более 200 миллионов тонн окислов серы и азота и
миллионы тонн углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу. И это уже в
обозримом будущем может вызвать повышение температуры атмосферы, а вслед за
этим, повышение уровня морей и затопление значительных участков суши. В
результате сотни миллионов людей рискуют превратиться в “экологических
беженцев”.
Глобальные проблемы
современности и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы,
поставило перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки
своих отношений с окружающей средой.
Глобальные проблемы
Из всех глобальных проблем
проблема войны и мира до недавнего времени представлялась самой жгучей
проблемой современности. По некоторым подсчетам за последние 55 веков произошло
14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. За 50 с лишним
послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них участвовало 90 государств,
чьи общие потери превысили 35 млн. человек. Это свидетельствует о том, что
мировое сообщество еще не созрело для полного предотвращения войн, хотя
объективные условия настоятельно требуют такой зрелости. Но усилия народов и
государств должны быть направлены, прежде всего, на преодоление причин,
порождающих войны. Для этого требуется ограничить, а затем и прекратить гонку
вооружений – своеобразную раковую опухоль человечества. Милитаризация стала
невыносимым бременем для всех государств, поскольку лишает их ресурсов,
необходимых для преодоления отсталости и нищеты.
Проблема разоружения,
прекращения войн не нова. Она издавна волновала мыслителей и гуманистов разных
стран. В официальном порядке она впервые обсуждалась на Гаагских мирных
конференциях 1899 и 1907 годов, на многих конгрессах II интернационала,
в Лиге Нации (создана в 1919 году). В современных условиях в ООН (создано в
1945 году), на многочисленных международных региональных конференциях
общественности. На рубеже 80-90 годов достигнуты определенные результаты в
области практического разоружения, о чем свидетельствует советско-американский Договор
о ликвидации ракет меньшей и средней дальности (Вашингтон 1987 год), Договор об
обычных вооруженных силах в Европе (Париж 1990 год), решение международной
конференцией по химическому оружию (Париж 1989 год), Договор между Россией и
США по СНВ-2 по дальнейшему сокращению стратегических наступательных вооружений
(Москва 1993 год).
Разоружение - это острая
необходимость, но это не одномоментный акт, а тяжелый и длительный процесс, где
неприменимо требование “все или ничего”. Решение этой проблемы должны быть
посвящены нарастающие усилия народов и государств.
Экологическая проблема. В её
современном виде возникла в 60-х годах текущего столетия. С того времени стали
проявляться и усиливаться симптомы экологического кризиса, в которые в наши дни
характерен практически для всех континентов Земли, всех государств.
Экологический кризис – это резкое ухудшение состояния естественной среды
обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения
земли, воды, атмосферы. Одно из проявлений системного кризиса современной
цивилизации.
Составные элементы
экологического кризиса: разрушение естественного баланса газового состава
атмосферы.
Наблюдается устойчивая
тенденция повышения удельного веса углекислого газа () в атмосфере планеты. С 1860 года, т.е. за 130 лет,
доля в
атмосфере выросла на 30%, причем особенно
быстрыми темпами она растет в последние десятилетия. Последствия нарушения
газовой оболочки Земли могут быть катастрофическими в связи с так называемым
“парниковым эффектом” и обусловленным им потеплением климата на Земле.
Считается, что примерно через 50 лет средняя температура на планете может
повыситься на 1,5 – 4,5 , что приведет к
таянию ледников, айсбергов, горных шапок, к нарушению геологических структур
вечной мерзлоты. Уровень мирового океана (70% земной поверхности) может подняться
на 1,5 метра, произойдет затопление огромных территорий, в т.ч. крупных
многомиллионных городов. Будет нанесен колоссальный ущерб промышленности, с/х,
рыбному и лесному хозяйству, природным экосистемам в целом.
Разрушение озонового слоя
атмосферы озона () предохраняет все живое на
планете от губительного ультрафиолетового излучения солнца. Разрушение этого
слоя равносильно гибели человечества, животного и растительного мира. Согласно
данным Института изучения политики в области окружающей среды (США) сокращение
плотности слоя озона на 20% и более можно сравнить только с прогнозируемыми
последствиями всеобщей ядерной войны.
Исследования показывают, что за
1977-1987 гг. по всему миру слой озона стал тоньше примерно на 3%. Есть
предположение, что к 2000 году может быть уничтожено 16% озонового покрова
Земли.
Мировое сообщество,
озабоченное данной проблемой, приступило к разработке мер по её совместному разрешению.
В 1985 году подписана Венская конвенция об охране озонового слоя, 1987 году –
Монреальский протокол по веществам, разрушающий озоновый слой.
Состояние живой и неживой
природы. Оно весьма негармонично и внушает серьёзные опасения ввиду
неблагоприятных тенденций дальнейшей эволюции. Председатель президиума
Сибирского отделения РАН, ныне покойный академик В.А. Коптюг (один из авторов
концепции устойчивого развития) отмечает, что ежегодно выводится из строя и
превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га плодородных земель.
Сейчас приобрела
взрывоопасный характер демографическая ситуация на Земле. На переломе XIX – XX веков население удваивалось за 75 лет и возросло с 1 до 2 млрд. Третий
млрд. прибавился к началу 60-х годов – за половину этого срока. К 1975 году –
уже через 13 лет население планеты возросло до 4 млрд. Ныне, увеличиваясь
каждое десятилетие почти на млрд., население превысило цифру 5,5 млрд. и грозит
через три-четыре десятилетия дойти до 8-10-12 (подсчеты разнятся млрд. человек)
При этом крайне
неблагоприятным фактором является то, что рост населения наблюдается прежде
всего в развивающихся странах, где проживает до 80% жителей планеты, а многие
государства вообще не обладают средствами для поддержания прожиточного уровня
своих граждан. Для характеристики того разрыва бедности и богатства, которое
существует между разными регионами Земли, экологи приводят следующие данные:
каждый ребенок, родившийся в стране развитой части мира, потребляет в 20-30 раз
больше ресурсов планеты, чем ребенок в стране “третьего мира”.
Гуманизм как ценностная основа решения глобальных
проблем современности.
Решение глобальных проблем
современности – это общее дело всего человечества. Человечество должно
выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволил бы всем странам
действовать сообща, несмотря на различия социально – политических, религиозных,
этнических и иных мировоззренческих ориентаций. А для этого оно должно
опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные
философы считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности
гуманизма.
Гуманизм как определенная
система ценностных ориентаций и установок, доведения до логического конца,
получает значение общего идеала. При таком подходе человек рассматривается как
высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание
необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения
гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета
конкретной человеческой личности. Другими словами, высшая цель человечества
заключается, очевидно, в достижении полного осуществления принципов гуманизма
как торжества человеческого начала. Гуманизм в этом смысле не следует понимать
односторонне, только как полную реализацию человеческого начала в духовной
сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое начало неразрывно
связано со всеми сферами жизни людей, в том числе и с общественным
производством, и с системой производственных отношений, поскольку без
удовлетворения материальных потребностей общества и человека, ни о каком
духовно-нравственном развитии личности не может быть и речи.
Наряду с этими подходами, в
современной философской литературе чаще всего подчеркивается, что реализация
принципов гуманизма означает проявление общечеловеческого начала. Гуманизм, в
соответствии с таким подходом, определяется как система идей и ценностей,
утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной
личности в частности. Общечеловеческое в таком подходе рассматривается как
нечто значимое не для какого-то ограниченного круга людей, а как-то, что имеет
значение для всего человечества. Это могут быть те или иные конкретные ценности
и материальные объекты, от достаточного количества, которое зависит
существование человечества. Или, наоборот, избыток таких объектов, отсутствие
должностного контроля над ними составляют угрозу человечеству. Таким образом,
глобальные проблемы современности – осознание трагических перспектив
человечества перед лицом ядерной угрозы, угрозы голодной смерти и экологической
катастрофы - вынуждают человечество преодолевать узкий горизонт локальных,
партикулярных, относительных ценностей и обратиться к поиску ценностей
общечеловеческих. К этому человечество побуждает не только стремление к
выживанию, инстинкт самосохранения, но и глубокая потребность человека в
органической связи с другими людьми, которое стало ныне более осознанной и
более настоятельной, что выражается в таком, еще очень мало исследованном
явлении как рост планетарного сознания. На неизменно более высоком уровне, при
сохранении богатства индивидуального самовыражения, человечество как бы
обращается к времени, когда в индивиде видели не только представителя рода,
племени, общины, а представителя всего рода человеческого. Данный круг
общечеловеческих ценностей является следствием исторической необходимости, он
носит приземлённый характер и способствует лишь внешнему объединению людей в
борьбе за выживание. Однако наряду с данным значением термин “общечеловеческие
ценности” имеет более широкий характер.
Заключение
Каждая из стран боролась со
своими трудностями, не осознавая того факта, что мир вступил в полосу
гигантского всеобщего кризиса, выйти из которого вообще нельзя, не поняв
глобальный характер опасности, не мобилизовав людей Земли на преодоление её
“затруднений”. Только качественный сдвиг во всем человеческом мышлении и
поведении могло бы разорвать этот порочный круг проблем.
Так остается ли у человека
хоть проблеск надежды на то, что оно когда-нибудь распрощается с Глобальными
проблемами?
Представитель “Римского
клуба” А. Печчеи ещё в 70-х годах уповал на некую “человеческую революцию”,
которая должна была приобщить всех людей Земли к глобальному видению проблем,
мобилизовать их силы на борьбу за свое “выживание”. Но можно ли рассчитывать на
подобную просветительскую утопию в мире, где насчитывается свыше 1 млрд.
неграмотных и голодающих, где политики, озабочены сохранением собственной
власти, не слушают ученых, а “массы” заняты своими заботами?
Таким образом, глобальные проблемы современности являются
комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с
региональными и национально-государственными проблемами. В их основе –
противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования
современной цивилизации. Обострение этих противоречий в одном звене ведет к
деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение
глобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще низок уровень
управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их
осознания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия
выживания человека на основе решения глобальных проблем современности должна
вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития.