Восприятие красоты и привлекательности мужчин и женщин
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт экономики и менеджмента
Кафедра рекламы, социальной работы, психологии и педагогики
Реферат
по дисциплине гендерология и феминология
на тему: «Восприятие красоты и привлекательности мужчин и женщин»
Выполнил: Фролова М.Г.
Проверил: ст. преподаватель Табуева О.А.
Новокузнецк, 2013
Содержание
Введение
§1. Восприятие красоты и привлекательности в различные исторические эпохи
§2. Восприятие красоты и привлекательности в современном обществе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только непосредственно к самому человеку, но и ко всему обществу в целом. Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время все активнее обсуждаются в обществе.
К стержневым элементам культуры относятся эталонные образы мужчины и женщины, которые определяют половую идентификацию каждого нового поколения. Поскольку разделение полов является биологически предопределенным и культурно опосредованным, в любой культуре можно найти специфические знаки, ориентированные на половую идентификацию. Любая культура стремится к постоянству, но вместе с тем ее движение неизбежно. Как и другие элементы культуры, образы мужчины и женщины постепенно изменяют свои прежние константы. Определенное влияние на этот процесс оказывает взаимодействие с другими культурами. В течение миллиона лет эволюции человека, самым важным и неотъемлемым фактом, который влиял на его развитие, являлось невербальное общение. Отсутствие, каких либо речевых навыков на ранних этапах развития человека породило необходимость передавать информацию с помощью невербального канала. Лицо человека как канал коммуникации явилось ведущим средством общения, которое способно передавать эмоциональное состояние человека, служить регулятором самой процедуры общения партнеров.
§1. Восприятие красоты и привлекательности в различные исторические эпохи
Несмотря на то, что идеалы красоты в какой-то степени подвержены изменениям, у человека существует также и базовое подсознательное и, возможно, врожденное предпочтение, отдаваемое определенным типам внешности. Оно связано с нашими репродуктивными потребностями и нашей сексуальностью и, по-видимому, не претерпело особых изменений за все прошедшие века. Тем не менее, заметны и определенные исторические различия. Например, во многие периоды и во многих культурах в идеал красоты входила полнота.
В те времена, когда пища была скудной, полнота свидетельствовала о более высокой способности добывать пищу и, тем самым, надежде на успех и наличии условий для обеспечения своих потомков всем необходимым. Сегодня подход абсолютно другой, поскольку более стройная фигура свидетельствует о том, что человек располагает временем и средствами для поддержания хорошей физической формы. Мы также знаем, что избыточный вес связан со всеми видами заболеваний, которых мы хотели бы избежать сами и от которых хотели бы уберечь наших детей.
Мы можем только догадываться о том, как человечество воспринимало себя и каковы были взгляды на внешний вид в доисторические времена, поскольку до 3000 года до нашей эры письменности не было. Определенные выводы можно сделать на основании наскальной живописи и отдельных скульптур. Самая древняя скульптура женского тела была обнаружена в Австрии и относится примерно к 20000 году до нашей эры- это "Венера из Виллендорфа". Эта скульптура представляет собой миниатюрную фигурку женщины с большой грудью, широкими бедрами и округлым животом. Находки, относящиеся к более позднему периоду, тоже имеют подобную форму. Из исторических периодов мы можем извлечь более надежные свидетельства о том, что люди считали красивым и чему они поклонялись. В эпоху Классической Греции (V - IV вв. до н.э.) идеалы красоты стали более ясными и четко определенными. Философ Платон писал, что каждый человек должен иметь три желания: "быть здоровым, разбогатеть честным путем и быть красивым". Платон также делал математические расчеты в попытке определить стандарты красоты, однако указывал, что истинная красота требует гармонии и хорошего вкуса. В ту эпоху красота была предметом культа. Статуи Аполлона, бога любви и красоты, были установлены во многих домах, так как хозяева верили, что черты его внешности отразятся на потомках.
Скульптуры ранней эпохи Классической Греции женского тела не изображали. Эта традиция была нарушена Праксителем (около 330 года до н.э.), изваявшим скульптуру обнаженной Афродиты, богини любви и красоты, ставшую эталоном женской красоты для последующих поколений. Даже скульптуры более позднего времени, такие, как Венера Милосская, которую можно увидеть в Лувре в Париже, несут в себе схожие черты и во многом отражают идеалы красоты того времени. И в греческой литературе красота была предметом культа. Ксенофон провозгласил: "Клянусь всеми богами, что я не отдал бы предпочтения власти царя Персии перед красотой".
В эпоху Классического Рима многие художники довольствовались копированием греческих идеалов красоты. Женской красоте, по крайней мере, в начале этого периода, придавалось меньшее значение. Женщину рассматривали как преимущественно домохозяйку и мать, а римских правителей больше интересовали войны и политика. Постепенно это положение изменилось, и нам известно, что император Нерон был большим почитателем и поклонником красоты своей жены Поппеас (Рорраеаз). Для сохранения ее прекрасной белой кожи ей всегда приносили большое количество ослиного молока, в котором она принимала ванны. Поппеас хотела умереть молодой, чтобы никогда не видеть в своем зеркале старуху. Ее желание исполнилось. Со времени классического периода до Средних Веков идеалы красоты оставались относительно постоянными. В Средние Века женщин почитали как за их внешность, так и за их работу в домашнем хозяйстве. Идеалам красоты того времени в большей степени соответствовали стройные женщины с бледной кожей, и в Средние Века женщины тоже предпочитали одежду, подчеркивающую представления красоты того времени. Тонкую талию выделяли широкие пояса, а походку акцентировали движением бедер. При изготовлении одежды использовали шелк, драгоценные металлы и камни.
В эпоху Возрождения (с конца 14 до середины 16 столетия) художники и ученые пытались объяснить и описать красоту в более научных терминах. Альбрехт Дюрер пытался применить математические принципы к построению идеальной женской фигуры (см. иллюстрацию). В результате получилась непропорциональная и совсем не красивая фигура. Тогда Дюрер в своих попытках описания красоты обратился к природе и написал четыре книги о пропорциях человеческого тела. В конце концов, Дюрер пришел к заключению, что там, где речь идет о формах, на Земле нет никого, кто мог бы судить о том, что такое абсолютно самое прекрасное.
Леонардо да Винчи (1452 - 1519) более всех других художников известен своими анатомическими исследованиями и описаниями человеческих пропорций. Однако его интерес к этому вопросу не был связан в первую очередь с определением идеалов красоты. Другой мастер эпохи Возрождения, Тициан, ясно показывал свое восхищение женской красотой. Его чувственно изображенные, изящно округлые женщины сильно отличаются от картин Рафаэля, другого художника того периода, который писал красивых женщин, но в более сдержанной манере.
Другой представленной в живописи красавицей, которая в определенные периоды нашего времени была эталоном внешности, является Венера с картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», написанной в 1485 году. Венера наполнена покоем, ее лицо имеет прекрасные удлиненные узкие геометрические формы с отточенными чертами. Большой интерес к красоте, характерный для эпохи Возрождения, наилучшим образом можно проиллюстрировать работами итальянского монаха Анджело Фиренцуло, который изложил критерии красоты для каждой части женского тела. В истории искусства каждая последующая эпоха обычно сильно контрастирует с предшествующей. Так произошло и после Возрождения, в период Маньеризма (примерно 1520 - 1600), в течение которого идеалы красоты сильно отличались от идеалов Возрождения. Эль Греко и Микеланджело изображали грациозных, стройных женщин с длинными шеями. У них было много общего с критериями, предъявляемыми, эталонам красоты ХХ века.
В течение последующего Барокко идеальная женщина виделась физически здоровой, с округлыми пышными формами, энергичной и бодрой, производящей впечатление целостности и ума. Этот тип женщин характерен для Рубенса.
В Елизаветинскую эру ХVI века идеалы красоты диктовала сама королева Елизавета 1. Она носила корсет с деревянными ребрами и туфли на высоких каблуках, подчеркивающие ее рост и фигуру. В "осенний" период своей жизни она старалась скрыть старение кожи косметикой и красила волосы.
Период Неоклассицизма в середине ХVIII века ознаменовал возвращение к старым греческим идеалам. Одним из основных представителей этого направления был Иоган Винкельман (1717 - 17б8). Он утверждал, что идеальной красоты можно достичь только путем сочетания качеств нескольких различных моделей. Винкельман описал идеалы красоты Классической Греции даже с большими подробностями, чем сами древние греки.
В ХIХ веке мода стала подчеркивать сексуальность и чувственность в большей степени, чем когда-либо прежде. Стиль одежды с длинными затянутыми «осиными» талиями имел своей целью подчеркнуть грудь и оставить обширное пространство вокруг бедер.
Буржуазное раскрепощение женщины в середине Х1Х века привело к тому, что она стала игнорировать желания мужчин и устанавливать свои собственные идеалы красоты. С появлением кинокамеры и развитием передовых средств связи и обмена информацией идеалы красоты стали устанавливать «профессиональные красавицы» из мира кино и моды.
§2. Восприятие красоты и привлекательности в современном обществе
Анализ, проведенный в конце 90-х годов, показал, что существует ряд универсальных критериев красоты для любых культур - европейских, азиатских, африканских.
Прежде всего, лицо должно быть чистым, без рубцов и пятен. Это косвенно говорит об уровне здоровья человека и его хорошем гормональном фоне родителя, что говорит о лучшей выживаемости потомства. Предпочтительным цветом лица является розовый.
Более привлекательными считаются женские лица с мягким овалом, большими выразительными глазами миндалевидной формы, неразвитыми надбровными дугами, удлиненными бровями, высокими скулами, небольшим треугольником нижней челюсти, не выступающим подбородком, пухлыми губами.
Пухлые губы и мягкий овал лица, например, связаны с молодостью женщины и высокой концентрацией гормона эстрогена, что говорит о возможности успешного зачатия и вынашивания плода.
Мужская красота - выступающая вперед нижняя челюсть (волевой подбородок), выступающие скуловые кости. Низкие брови и развитые надбровные дуги. Большие глаза - скорее негативный признак для мужчины.
Интересно отметить, что незаметным, но важным признаком является небольшая «неправильность» лица, называемая ассиметрией. Обычно правая сторона лица больше.
К слову, высокий уровень гормона тестостерона не делает мужчину привлекательным в плане длительных отношений. Хорошие отцы всегда будут нести признаки феминности во внешности. Более маскулинные мужчины могут проявлять больше агрессии, чаще разводиться и уделять меньше внимания детям.
Существует т.н. «детская схема» облика - большие глаза, округлый выпуклый лоб, маленький нос и маленький, слабо выступающий подбородок. Было доказано, что индивид, обладающий такими признаками, вызывает у наблюдателей теплые чувства, желание оказывать помощь и заботу. Округлость головы и гладкое лицо подавляют агрессивные намерения окружающих. Кроме того, эти сигналы говорят о безопасности существа для других.
Черты зрелости у мужчины свидетельствуют о таких качествах, как сила, доминирование, т.е. руководство, решимость, статус, положение в обществе. Например, большая нижняя челюсть является общим признаком доминирования. Рост волос на лице - биологический маркер мужской взрослости. Рост волос, так же как показатель агрессивности, регулируется гормоном тестостерон. Интенсивность роста бороды - зависит от уровня секреции андрогенов. Есть предположение, что волосы на лице соответствуют сигналам угрозы и доминирования, т.к. они визуально увеличивают нижнюю часть лица, прежде всего, нижнюю челюсть.
Заросшее лицо ассоциируется со следующими положительными качествами: физической силой, потенцией, доминированием, смелостью. Тут же возникают и отрицательные оценки: неуравновешенность, агрессивность, недостаток доброты, нечистоплотность. При этом побритые лица воспринимаются моложе.
В итоге, отношение к растительности на лице определяют культурные нормы.
Например, в Японии, растительность на лице ассоциируется со злом, вызывает отвращение.
Была выявлена следующая зависимость между выбором женихов и модой на мужские усы и бороду. Если в наличии есть много мужчин, то предпочтение отдается особям с растительностью на лице.
Другим исследованием было показано, что чем более острой становилась конкуренция на женихов, тем с большей вероятностью в моду входили короткие юбки. Отсюда можно сделать смелый вывод, что длина юбки колеблется в полной синхронности с модой на мужские усы и бороды.
Исследования последних лет показывают, что привлекательность мужчины зависит от того, в какой фазе менструального цикла находится женщина, делающая оценку. В период, когда зачатие наиболее вероятно, женщины склонялись к менее феминизированным лицам, в отличие от тех, кто находился в период низкой вероятности зачатия.
Соотношение обхватов талии и бедер. В раннем подростковом периоде это соотношение равно примерно 1,0. В период полового созревания оно резко меняется и становится примерно 0,7. С возрастом это соотношение вновь возрастает и достигает 0,8. Забегая вперед, скажу, что соотношение 0,68-0,72 в современном западном обществе воспринимается как наиболее привлекательное. Примерно такие соотношения сохраняются и в других культурах. Исключения составляют общества охотников-собирателей, т.к. вес там играет большую роль - на случай голода запасы жира дают больше гарантий для успешной беременности.
Анализ размеров тела Мисс Америка за 60-и летний период, показывает наличие выраженной тенденции к идеализации меньших объемов тела у женщин в современном обществе, но «идеальное» соотношение талии к бедрам остается практически неизменным.
Для мужчин «идеальным» соотношением является 0,85-0,95.
Соотношение талии к бедрам у женщин и мужчин связано с уровнем выработки половых гормонов, эстрадиола и тестостерона соответственно. Скажем, у мужчин повышенное жироотложение на бедрах и ягодицах - признак нарушения в эндокринной системе.
Соотношение обхвата бюста к талии. Это соотношение уже не является постоянным и подвержено сильным изменениям.
Был произведен эксперимент, в ходе которого были получены четкая связь уровня гормона эстрадиола и размеров бюста. А содержание гормона прогестерона оказалось существенно выше у всех женщин с узкой талией, вне зависимости от размеров бюста.
Отсюда можно сделали любопытное предположение: выбор женщины с более развитой грудью более вероятен в периоды экономических потрясений, войн. Когда существует ситуация стабильного роста в стране, то происходит смещение к женщинам с менее развитым бюстом.
Один из важнейших признаков строения мужского тела - соотношение обхвата плеч к обхвату бедер. Это соотношение играет важную роль в оценке красоты мужского тела и служит показателем.
Масса тела и привлекательность. Стремлению к идеальному весу значительно сильнее выражено у женщин, нежели чем у мужчин. И такая тенденция не случайна. Отклонения в массе тела для женщины несет большую опасность, чем для мужчины. В основном масса тела у женщины является показателем гормональной, иммунологической стабильности. Трудно представить, чтобы этот факт не нашел отражение в мужской, а в значительно большей степени, женской привлекательности. Если обобщить результат исследований, выделяется следующая закономерность: там, где проблема обеспеченности пищевыми ресурсами стоит очень остро, где ресурсы не принято запасать впрок и где есть сильная зависимость от урожайности года, мужчины ценят более полных женщин.
Американскими антропологами был произведен следующий эксперимент: они попросили группу экспертов оценить внешность своих однокурсников в первый день занятий по антропологии (студенты видели друг друга впервые) и затем провели повторный опрос через 6 недель по окончанию курса. За этот период они могли достаточно узнать друг друга, т.к. проводили вместе 8 часов 5 дней в неделю.
Оказалось, что только порядка 62% определялось начальной оценкой женской привлекательности. Остальные 38% - определялись личными качествами женщин - способностью кооперироваться с другими, чувством юмора. Показателен пример двух студенток. Первая получила неплохие оценки в начале работ, но, проявляя нежелание кооперироваться с другими, потеряла в баллах. С другой студенткой все было иначе. Получив оценочные баллы ниже среднего, она за счет личных качеств, значительно укрепила свои позиции в привлекательности и составил 7 из 9.
Вывод: важно не только то, как ты выглядишь внешне, но и уметь проявлять человеческие чувства. По мере знакомства, условно красивые могут превращаться в малоприметных, если не способны проявлять заботу, а неприметные - значительно хорошеть.
психологический привлекательность гендерный исторический
Заключение
Анализ литературных источников, посвященный изучению восприятия внешней привлекательности, позволил выявить основные аспекты, связанные с внешней привлекательностью.
Во всех культурах мужчины и женщины ценят в будущем спутнике (спутнице) доброту, понимание и интеллект. Мужчины отличаются от женщин тем, что придают большее значение привлекательной внешности и предпочитают более юных спутниц. Женщин привлекает более высокая оценка значимости статуса и обеспеченности партнера, а также его более старший возраст.
Несмотря на то, что у разных людей формируются различные каноны красоты, существуют некоторые внешние данные, которые носителями разных культур воспринимаются как привлекательные. Чертами, обуславливающими внешнюю привлекательность женщин являются - большие глаза, маленькие рот и нос, так называемые младенческие черты лица.
Под внешней привлекательностью понимается повышенная субъективная оценка соотнесенности внешности человека с эталонами красоты в определенном социальном окружении. Удовлетворенность своей внешностью нами понимается как признание своих внешних данных удовлетворяющими по отношению к эталонам внешней привлекательности.
В ходе исследования посвященного выявлению гендерных аспектов внешней привлекательности или непривлекательности мужчин и женщин, были получены следующие результаты:
Средние оценки женщин намного больше, чем средние оценки мужчин. Мужчины и женщины по-разному оценивают привлекательность девушек.
Внешне привлекательные девушки в глазах девушек-испытуемых чаще представляются общительными, сильными, оптимистками, волевыми, милосердными, щедрыми и трудолюбивыми по сравнению с внешне непривлекательными что может указывать на положительное отношение девушек к девушкам с привлекательной с их точки зрения внешности.
Молодые люди также наделяют привлекательных и непривлекательных девушек различными личностными характеристиками. Внешне привлекательные девушки в глазах испытуемых чаще представляются сильными, оптимистками, скромными, реалистками, доверчивыми, искренними по сравнению с внешне непривлекательными.
Можно сделать вывод о том, что существуют лишь незначительные гендерные различия в восприятии женской привлекательности /непривлекательности - привлекательные девушки наделяются практически одинаковыми положительными качествами как мужчинами, так и женщинами, исключение составляют такие качества как воля и скромность. Внешне привлекательные девушки характеризуются женщинами как волевые, а молодыми людьми как скромные. Непривлекательным девушкам молодые люди приписывают лишь одно негативное по их мнению личностное качество - реализм, а девушки наоборот избегают каких бы то ни было выраженных оценок. Это может указывать на наличие общих для мужчин и женщин стандартов красоты.
Список использованных источников
1.Бранд Г. Природа женщины. - Екатеринбург, 1999. - Ст. 82;
.Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. № 2;
.Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 177-185;
.Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М., 1999;
.Пайнс Э., Маелага К. Практикум по социальной психологии. С-Пб., 2000. - 528 с.
.Хорни К. Женская психология. - СПб., 1993.