Управление качеством в таможенном деле и тенденции внедрения международных стандартов качества в деятельность таможенных служб
Управление качеством в таможенном деле и тенденции внедрения международных стандартов качества в деятельность таможенных служб
Каперусова Анастасия Сергеевна, студентка
Гавриш Валентина Владимировна, доцент, канд. эконом. наук,
доцент, каф. "Управление человеческими ресурсами"
ФГОУ ВПО ЮИ "Сибирский федеральный университет"
Экономическое развитие России на сегодняшний день невозможно без активной внешнеэкономической деятельности, в том числе без привлечения иностранных инвестиций. Внешнеэкономическая политика призвана направить на интеграцию с мировой экономикой и активное вовлечение в международную торговлю. Реализация этих задач, которые направлены, в первую очередь, на ускорение оборота внешней торговли со странами мира и уже как результат благоприятное положение экономики. Все это ведет к увеличению объемов работы таможенных служб, так как при увеличении объема - усиливается контроль проводимых операций, что влечет за собой вероятность риска отклонений в работе (пропуск недекларированных товаров через таможенную границу и другое).
Поэтому постоянное улучшение системы качества оказываемых услуг таможенными органами могут быть той оптимальной формой существования служб в преддверии тенденции увеличения внешнеторгового оборота страны.
Одной из наиболее значимых задач таможенных органов является контроль над соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу. В то же время из-за вступления Российской Федерации в систему международных хозяйственных отношений, соблюдение интересов участников экспортно-импортных операций также является важной частью государственной политики.
Актуальность выбранной темы очевидна в силу того, что качество оказываемых услуг таможенными органами всегда, как и на любом другом предприятии, является основополагающей платформой в формировании конкурентного преимущества перед другими участниками рынка. Кроме того, таможенная система является ответственным лицом в цепочке взаимодействия государства с другими странами, потому что регулирует не только внутренние процессы экономики, но и внешнеэкономические отношения.
стандарт качество таможенная служба
На сегодняшний день управление качеством рассматривается с разных позиций. Много трудов посвящено этому вопросу. Существуют выстроенные стандарты и критерии, по которым принято судить систему управления качеством на предприятия. Но не всегда эти критерии применимы для всех. И что касаемо таможенной сферы, то, на мой взгляд, с присущей ей спецификой работы, стоит разрабатывать свою систему управления качеством, ориентированную под каждую службу и систему в целом.
Обеспечение качества результатов труда, максимальная вовлеченность сотрудников в процесс формирования качества - основные вопросы, которые должны быть в приоритете при построении системы управления качеством.
В таможенном деле всегда существует необходимость формирования стремления каждого сотрудника к эталонам качества, так как из-за некой специфики работы, сопровождающейся агрессивным поведением, стрессовыми ситуациями, вызванными в процессе взаимодействия с людьми, стимул к достижению высокого качества оказываемых услуг постоянно падает.
Формировать у сотрудников таможенной службы чувства "государственного долга" перед клиентами и как результат доброжелательное несение службы, с позиции партнерства, основанного на выполнении государственных функций, согласно таможенному законодательству - сложная задача.
Для этого стоит разработать или же внести поправки в существующее руководство по повышению эффективности в управлении качеством оказываемых услуг таможенными органами.
Эффективен ли сам по себе контроль в управлении качеством в таможенных органах?
На мой взгляд, применительно к таможенной сфере контроль, как таковой является неэффективной мерой, потому что является констатирующим фактом с точки зрения улучшения качества. Здесь либо нужно изменить формат контроля или задать ему не массовый характер, а, например, придти к самоконтролю каждого сотрудника на всех этапах оказания услуги.
То есть, поправками в системе управления качеством можно рассматривать, на мой взгляд, процесс самоконтроля. Нормативное поведение каждого участника процесса под предводительством, конечно же, вышестоящего руководителя, как замыкающего в этой цепочке. При том, руководитель несет в себе организующее и направляющее начало, которое на любом этапе может подвести сотрудника к цели.
Стоит обратить внимание на систематичность данных мероприятий. Профессиональная подготовка сотрудников таможенных органов должна носить регулярный характер, в силу даже того, что нормативная база таможенного дела имеет свойство постоянно меняться.
Существует еще такой момент, как управление качеством между таможенными службами в международном масштабе. Его нельзя упустить, так как защита национальных интересов исходит из деятельности партнеров-стран. И не задеть их интересы, в тот же момент эффективно контролировать их весьма сложная задача. И как здесь выстроить систему управления качеством.
Выходом здесь может быть система менеджмента качества и внедрение элементов международных стандартов ИСО серии 9000, адаптированных для всех таможенных подразделений всех стран Таможенного союза.
То есть разработать единый отраслевой международный стандарт, действующий для всех таможенных служб.
Этот вопрос затрагивался не единожды, более того прорабатывался в Российской таможенной академии и здесь наша страна получила колоссальный опыт в освоении и пересмотрении системы менеджмента качества. На сегодняшний день международные стандарты ИСО 9000 работают на базе Приволжского таможенного управления и приносит свои результаты, подтверждая правильность пути следования в области управления качества.
Сегодня ставится вопрос о внедрении международных стандартов ИСО серии 9000 в деятельность всей системы таможенной службы. Предложения рассматриваются не только в рамках рабочей группы, затрагивая вопросы по совершенствованию структуры и функции таможенных служб, но и на уровне федеральных органов исполнительной власти при правительственной комиссии по административной реформе.
Опять же уходя от международных стандартов, можно самостоятельно построить свою систему управления на своем уровне, учитывая развитие и положение экономики страны, но приведет ли это к эффективности работы со странами-союзниками и создаст ли то единое доверительное пространство, позволяющее не стоять за спиной партнера и контролировать его. Наверное нет, стоит, как было выше сказано и на внутреннем уровне перестроить систему управления качества, но опирающуюся на международные стандарты.
На мой взгляд, это правильное направление в политике управления качества, потому что затрагивает работу не только на уровне одного государства, но и всего таможенного союза, что в перспективе может урегулировать внешнеэкономические отношения между странами-союзниками и вывести их на новый уровень, не затрагивая при этом национальных интересов
То есть затрагивая вопрос системы управления качеством, таможенная служба сейчас может стать связующим звеном в интеграции государств, взяв маршрут на постоянное совершенствование уровня качества, как основную цель дальнейшего развития.
И если уже говорить про действия, то можно обратиться к Российской таможенной академии и сформулировать ей основные задачи, связанные с проблемами качества, конечно же, привлекая к участию ФТС России.
Этот центр может заняться формированием единых подходов к внедрению системы качества, а так же проводить анализ нормативно-правовых актов, вырабатывая предложения по унификации таможенных процедур.
Такой центр может стать рабочим органом объединенной коллегии таможенных служб и в дальнейшем быть участником оценочной комиссии.
Важно отметить, что стандарты должны быть ориентированы не на уничтожение системы управления качеством, а выражаться в переходе на другой уровень, отвечающий новым стандартам, нося при этом рекомендательный характер.
Решение проблем совершенствования систем управления в современных условиях, на мой взгляд, возможно лишь путем объединения усилий таможенных служб государств-партнеров в направлении совместного формирования и согласованного функционирования систем управления качеством деятельности в таможенных органах ТС.
В заключении хотелось бы сказать, что внедрение международной системы стандартов управления качества в таможенном деле в первую очередь даст дополнительные гарантии безопасности государства, в результате обеспечения заинтересованности участников служб всех стран, проработки технологических критериев работы служб и многое другое, что должно привести к быстрому реагированию на возникающие отклонения в работе, систематическую корректировку с последующим анализом.