Роль рекламы в PR-технологиях и законодательное регулирование рекламной деятельности
Введение
Огромную роль в сохранении и упрочнении позиций
фирмы на рынке играет реклама. Реклама продукции и деятельности предприятия -
это важнейшая составная часть комплекса маркетинговых мероприятий, своеобразный
информационный выход на потребителя.
При правильной организации реклама очень
эффективна и способствует быстрой бесперебойной реализации производимой
продукции. Но для того, чтобы реклама работала, нужно разработать стратегию
рекламной кампании. Большая часть российских владельцев и управляющих предприятий
склонны использовать единичные рекламные акции. Нередко они прибегают к ним в
крайних случаях как к "скорой помощи" и ждут немедленных
положительных результатов. Такой "кавалерийский" подход трудно
назвать рекламой в современном смысле слова, и он вряд ли может принести
ожидаемые "плоды" в виде увеличения сбыта продукции или услуг.
Другим подходом служит разработка стратегий
рекламной кампании. Этот подход позволяет избежать ошибок при проведении
рекламы. Он позволяет минимизировать риски связанные с недопониманием
потребителя, он позволяет повысить эффективность рекламы. Если фирма
разрабатывает стратегию рекламной кампании, она избегает множество ошибок при
ее проведении и делает такую рекламу, которая направлена на потребителя более
точно, чем необдуманные и бессмысленные рекламные акции, которые порой просто
вредят фирме, например, снижая ее имидж.
Зарубежный опыт давно уже показал насколько
велико значение разработки рекламной компании, как одного из средства
стимулирования продаж и создания имиджа фирмы.кампания представляет комплексное
и многократное использование РR-средств, а также рекламных материалов в рамках
единой концепции и общего проведения плана воздействия на мнения и отношения
людей в целях популяризации имиджа, поддержания репутации. РR-кампания в
отличие от рекламной кампании готовит будущий рынок, создает потребителю
благоприятную обстановку для принятия положительного решения относительно идеи,
товаров или услуг.
История происхождения и развития науки PR
(паблик рилейшнз) ведет свое начало с древнейших времен, так как всегда в
человеческом обществе возникали проблемы социального регулирования и
установления норм социального согласия.
Переход к рыночной экономике привел к большим
изменениям в организации рекламной деятельности в России. Централизованная
рекламная служба министерств и ведомств развивалась - рекламные организации и
предприятия были преобразованы в рекламно-информационные агентства и рекламные
фирмы, конторы с преимуществом акционерными формами собственности.
До
середины 1995г. законодательства РФ достаточно фрагментарно регулировало
отношения, связанные с производством, размещением и распространением рекламы
преимущественно в рамках административного и гражданского права.
В Основах законодательства РФ «О средствах массовой
информации», «О сертификации продукции и услуг», указах Президента РФ «О защите
потребителей от недобросовестной рекламы» от 10. 06. 94. №1183 содержались
отдельные положения, регламентирующие в зависимости от специфики
соответствующего законодательного акта те или иные отношения, возникающие в
процессе производства, размещения и распространения рекламы. Такое
регулирование носило частный дискретный характер, обусловленный отсутствием
закона, устанавливающего единый понятийный аппарат и единую систему
регулирования правоотношения, складывающего в сфере рекламной деятельности.
Всей совокупности нормативных актов было явно
недостаточно для формирования единого механизма регулирования, складывающегося
рынка рекламных услуг, что и послужило основной причиной принятия ФЗ «О
рекламе», устраняющего существовавшие пробелы в законодательстве, ФЗ «О
рекламе» сохранил некоторые требования к рекламной деятельности, содержащиеся в
ранее изданных нормативных правовых актах, но и, что более существенно, ввел
множество новелл, значительно стабилизировав отношения в сфере рекламной
деятельности.
Таким образом, в России в период становления
рыночных отношений начинает создаваться свой российский рекламный рынок. Растет
количество рекламных агентств, фирм, бюро, более качественными становятся
предоставляемые ими услуги. Возникают по типу развитых рыночных стран системы
правового регулирования рекламного рынка.
Реклама стала неотъемлемым элементом нашей
действительности поэтому правовое регулирование данного института и его
всестороннее и комплексное освещение представляется актуальным.
Таким образом, целью данной работы является
подробное изучение использования рекламы в PR-технологиях и его
законодательного регулирования.
Исходя из цели, формируются следующие задачи:
. Рассмотреть роль рекламы в PR-технологиях
. Описать основные этапы подготовки и
проведения рекламной кампании
. Определить значение Федерального закона
РФ «О рекламе» в регулировании правоотношений в области рекламной деятельности.
. Изучить правовые требования,
предъявляемые к рекламе.
Источниковой базой для данной курсовой работы
послужили ФЗ «О рекламе», ФЗ «О СМИ», Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г.
"О защите потребителей от недобросовестной рекламы".
В данной работе были использованы работы Уткина
Э. А., Кочеткова А. И. «Рекламное дело», Феофанова О. А. «Реклама: новые
технологии в России», Музыканта В. Л. «Реклама: Международный опыт и российские
традиции», Тима Эллермана «Рекламный бизнес. Основные аспекты».
Глава 1. Роль рекламы в
PR-технологиях
.1 Реклама
и «public relations»
Интегрированный подход к маркетинговым
коммуникациям означает, что реклама и PR должны взаимодействовать и дополнять
друг друга. Такое взаимодействие и было заложено исторически. Считается, что
термин «public relations» впервые употребил в 1807 году в «Обращении к
Конгессу» президент США Томас Джефферсон, а в широкий оборот он был введен лишь
сто лет спустя, в 1904 году американским журналистом Айви Ледбеттом Ли.
С помощью модного термина «связи с
общественностью» (PR), который весьма неполно отображает суть PR, стали
достаточно широко использоваться и обозначаться фантастически разнообразные
действия - технологии сбыта и избирательных кампаний, разнообразные аспекты
управления человеческими ресурсами, «дни открытых дверей», разновидности
престижной рекламы, и т.д., вплоть до криминальных оттенков толкований PR
(«телефонное право», «черный PR»). На самом деле это вполне конкретная и
определенная область деятельности.
Любая организация, фирма сталкивается с
проблемой контактов, общения с различными людьми и организациями (с
представителями органов власти и управления, с партнерами, акционерами,
конкурентами, клиентами, потребителями и т.д.). Чем она крупнее, тем больше ее
потребность в развитии этих контактов, общественных связей, в мероприятиях
«паблик рилейшнз». В международном словаре Уэбстера (Webster New International
Dictionary) PR определяется как «содействие установлению взаимопонимания и
доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами
людей или обществом в целом, посредством распространения разъяснительного
материала, развития обмена информацией и оценки общественной реакции». В
литературе приводятся и другие дефиниции (всего их несколько сотен). Так, PR
определяется как «функции управления, помогающие организациям достигать
эффективных связей с различными типами аудиторий с помощью понимания мнения
аудиторий, ее отношения и ценностей». Более простое определение дают
Диленшнайдер и Форрестэл в книге «Public Rela-tions»: «PR - это использование информации
для влияния на общественное мнение». Все эти определения понимают PR как
функцию управления, выполняемую фирмами, компаниями, правительством, торговыми
и профессиональными ассоциациями, некоммерческими организациями, отраслью
туризма и путешествий, системой образования, профессиональными союзами,
партиями, политиками, спортсменами и СМИ. Их аудитории могут быть внешними
(потребители, СМИ, инвестиционная среда, широкие слои населения, правительство)
и внутренними (инвесторы, служащие).
Реклама, будучи средством коммуникации с
потенциальными потребителями, покупателями, в той или иной степени выполняет
функции, связанные с PR. Кстати, исторически изначальной формой PR была
корпоративная реклама, которую часто необоснованно приравнивают к престижной или
имиджевой рекламе. Эффективная рекламная кампания всегда предполагает включение
ряда мероприятий, способствующих положительной реакции и взаимопониманию, со
стороны внутренних и внешних аудиторий, в план РК. В силу того обстоятельства,
что PR правильнее рассматривать как косвенный способ извлечения прибыли, эти
мероприятия чаще всего носят некоммерческий характер и поэтому играют целый ряд
важных социальных ролей, осуществляя:
Поддержку подающим надежду предпринимателям,
способной, талантливой молодежи (в сфере бизнеса, получения образования и др.).
Помощь малоимущим слоям населения.
Поддержку организациям социальной сферы
(образования, здравоохранения и др.).
Оказание содействия общественным, политическим,
религиозным организациям.
Помощь органам муниципального управления,
местным органам власти.
Помощь, направленную на улучшение экологических
условий, охрану окружающей природной среды.
Помощь при стихийных бедствиях и др.
Реклама, используя доступные ей средства,
обеспечивает гласность и информированность населения о фактах различного рода
помощи населению, его отдельным группам или частным лицам. Реклама связей с
общественностью является составной частью корпоративной (институциональной)
рекламы - рекламы, разрабатываемой для создания благожелательного отношения к
организации, продвижения, укрепления имиджа корпорации или ее точки зрения.
Важной задачей PR выступает поддержка
доброжелательных, неформальных отношений с прессой, общественностью и
сотрудниками своей фирмы на принципах достоверности, полноты, простоты и
доступности представляемой информации.
Для реализации мероприятий PR несомненно
необходимы достаточные финансовые возможности, а также ряд дополнительных
усилий, связанных с организацией, планированием и проведением этих мероприятий.
К основным из них можно отнести:
редакционные материалы в прессовых изданиях;
освещение деятельности фирмы функций с помощью
радио, телевидения, аудиовизуальных средств;
различные виды печатной продукции (буклеты,
проспекты, листовки, пресс-релизы и пр.);
престижные разделы выставок и другие мероприятия
PR в ходе их проведения;
участие представителей фирмы в важных,
общественно-значимых или популярных событиях, на презентациях,
пресс-конференциях, в различных теле- и радиопередачах и др.;
спонсорство в различных областях и
благотворительная деятельность;
юбилейные мероприятия.
В литературе описываются различные ситуации, в
которых мероприятия PR особенно важны:
· выход рекламодателя на рынок с новым
товаром;
· необходимость улучшения
взаимоотношений с персоналом сотрудничающих фирм;
· необходимость восстановления на
рынке утраченного положительного образа или создание нового образа
рекламодателя (Gold Star - LG-электроникс);
· в случае поиска новых сегментов
рынка и потребителей;
· в случае необходимости противостояния
враждебным действиям конкурентов;
· наличие массовых претензий к
продаваемым товарам;
· необходимость реакции на
неблагоприятные действия властей и др.
К основным формам проведения мероприятий PR
относятся: презентации, симпозиумы и пресс-конференции представители
организации заказчика готовят совместно с персоналом рекламных агентств. Все
вопросы их организации и проведения тщательно продумываются и находят
отображение в плане - списке мероприятий, реализация которого жестко
контролируется.
Финансирование общественно-полезных мероприятий
- это система безвозмездных благотворительных взносов на какие-либо
общественные нужды или благотворительные цели, меценатство (от имени Maecenas -
Г.К. Мецената, проявлявшего бескорыстную заботу о поэтах во время правления
римского императора Августа: 63 до н.э. - 14 н.э.).
1.2 Понятие
рекламы в PR-деятельности и формы ее применения
реклама правовой регулирование
Реклама как важный элемент паблик рилейшнз
получила в России достаточно активное развитие благодаря организации
всероссийских торгово-промышленных ярмарок и выставок. В современных условиях
реклама выступает как мощный двигатель экономического и технического прогресса.
Рекламирование как процесс распространения
информации на первых этапах своего становления проводилось через газеты, радио.
Но сегодня в качестве главного рекламного канала используются телевидение и
Интернет.
Современное формирование концепции
социально-этического маркетинга выделяет значимость социальной рекламы, которую
реализуют, как правило, РR-кампании. Цель рекламы - это система мер,
направленных на изменение отношений публики к какой-либо проблеме, а в
долгосрочной перспективе - на выработку новых социальных ценностей (борьба с
насилием, охрана окружающей среды, образование и здоровье нации и т.д.).
Хорошая реклама может быть создана только на
стыке психологии, журналистики, изобразительного и музыкального искусства,
апеллируя при этом к эмоциям, сознанию.
Реклама является составной частью PR, поскольку
она оказывает влияние на удовлетворение совокупных потребностей в обществе и
прямо влияет на формирование взаимоотношений организации с различными слоями
общества. Даже хороший товар может провалиться, если производитель неэффективно
проводит РR-кампанию и ее неправильно понимает общественность. Очень важно в
рекламе разъяснить пользу, которую должна получить от товара общественность. То
есть при организации РR-кампании необходимо решить двуединую задачу: с одной
стороны, проинформировать общественность о том большом вкладе, который фирма
вносит в благосостояние страны, с другой - суметь предоставить именно ту
информацию, которая интересует общественность. При этом важно определить
диапазон целевых аудиторий, на которые РR-кампания рассчитана. Особенно это
необходимо учесть при осуществлении внешнеторговой деятельности.
Информационные сообщения должны быть
привлекательными, заметными, легко воспринимаемыми, иметь некий «крючок» в виде
творческой выдумки. Выделение продукта, его качества, степени полезности в
обществе должно быть убедительным и оригинальным.
Практика рекламного дела выделяет три основные
группы рекламных коммуникаций: средства прямого воздействия, косвенные средства
рекламы, дополнительные средства. В основе проведения рекламных коммуникаций
должны быть всегда четкие ответы на вопросы, каков минимальный объем рекламы
может оказать воздействие, каков должен быть объем, превышение которого не
оправдано, какова степень оптимальной интенсивности проведения рекламной
кампании (как часто надо повторять текст, в какое время, периодичность повтора).
Средства прямого воздействия предполагают
непосредственное использование выставок, организацию специализированных
салонов, проведение семинаров, пресс-конференций, презентаций.
Косвенные средства распространения рекламы
включают различные виды экономической прессы и прессы общего содержания,
специализированные ежегодные справочники, представляющие информацию в
межотраслевом разрезе с рекламными вкладышами, дополнительные информационные
средства за счет популярных изданий, формационных буклетов, каталогов.
Дополнительные средства - это неофициальные
встречи, контакты, участие в приемах, а также в спортивных и телевизионных шоу.
Существенным дополнительным средством РR-кампании являются спонсорская и
благотворительная помощь, которая дает неоценимый вклад в популяризацию фирмы.
Реализация РR-кампаний способствует повышению не
только имиджа фирмы, но и стимулирует многогранный процесс сбыта.
Практически при любой форме рекламы надо платить
налог в размере 5% от стоимости работ, услуг по изготовлению ее и распространению.
Налогом не облагается социальная реклама.
Структура любого рекламного агентства или
подразделения по рекламе в коммерческих фирмах и компаниях включает такие
группы или отделы, как: творческий отдел (группа), отдел средств рекламы,
исследовательский отдел, коммерческий отдел.
Специалисты рекламных отделов, бюро, групп
являются, как правило, молодыми людьми, обладающими талантом, культурой,
стремлением создать новое, необычное, оригинальное.
Самым сложным направлением в успешной реализации
РR-кампаний является творческая разработка содержания рекламных материалов,
подготовка их к показу на телевидении, радио и в прессе. Реклама на ТВ
становится все более конкурентоспособной по мере возрастания количества
телеканалов.
Рекламируя, важно с самого начала захватить
внимание. В первые две секунды зритель решает, смотреть рекламу или
переключиться на другой канал. Прежде всего назовите свою фирму или
рекламируемый товар, а потом можно еще раз повторить. Каждое слово играет свою
роль. Даже когда люди не смотрят на экран, они слушают текст. Рекламный текст
должен быть доказательным, логичным и убедительным с соблюдением краткости и
лаконичности.
. Анализ маркетинговой ситуации и разработка
маркетинговой стратегии.
. Разработка рекламной стратегии.
. Разработка креативной стратегии.
. Медиапланирование и разработка
медиа-стратегии.
. Определение бюджета рекламной кампании.
. Оценка эффективности рекламной кампании,
включающая предтестирование фокус-группы.
Разработка рекламной кампании начинается с
обоснования необходимости и целесообразности ее проведения, то есть с анализа
маркетинговой ситуации.
Анализ маркетинговой ситуации осуществляется с
целью предоставления информации с заданными свойствами для принятия решений при
разработке маркетинговой стратегии. Информационная основа разработки рекламной
кампании на данном этапе - это результаты исследования первичных источников
(сам объект исследования) и вторичных источников (прочие субъекты маркетинговой
среды).
Правильно подобранная и аналитически
переработанная информация о конкурентах дает возможность корректно и точно
сформулировать цели маркетинговой стратегии. При описании предприятия и его
конкурентов используется так называемый swot-анализ - изучение сильных сторон
(s), слабых сторон (w), возможностей (о), опасностей (т), в ходе которого
оцениваются как внутренние, так и внешние факторы. Все это помогает выявить
основные проблемы, дать полную характеристику рынка (тип, емкость, структура
спроса, основные тенденции развития) и выявить конкурентные преимущества
предприятия.
После проведения маркетингового исследования
проводится разработка маркетинговой стратегии рекламной кампании . В данном
разделе необходимо четко обозначить маркетинговые цели, а также комплекс
маркетинговых средств для каждого товара или услуги. Внутри, формирующегося
комплекса маркетинга, прорабатываются ценовая, товарная, сбытовая и
коммуникативная политики с учетом полученных данных маркетинговых исследований.
Важной составляющей разработки маркетинговой
стратегии является определение целевой аудитории. Анализ целевой аудитории
необходимо осуществлять в соответствии со следующими параметрами:
демографическими (возраст, пол, доход, род
занятий, образование, семейный статус, наличие в семье детей, регион
проживания, религиозная принадлежность);
социо-психологическими (общественный класс:
высший, средний, низший).
Не менее важно подробное описание потребителей
товаров предприятия по поведенческим параметрам (доверяющий, осторожный,
конформист, экспериментатор, предпочитающий товары определенной марки и т.д.),
а также определение основного и второстепенного целевых рынков. При описании
общей целевой аудитории необходимо также выделить первичную и вторичную
аудиторию. От точности ответов на вопросы о том, кто, когда и как часто
покупает товар, как покупатели его используют, как к нему относятся, каков
процесс принятия решения о товаре зависит правильность разработки рекламной
кампании.
Далее следует изложить и обосновать конкурентные
преимущества товара, его имидж и характерные особенности, позиции на рынке. Для
этого следует составить таблицу с перечислением важных характеристик
рекламируемого товара и товаров конкурентов.
Последним в списке, но не по важности, элементом
комплекса маркетинга является коммуникативная политика или так называемое в
литературе продвижение товаров и услуг. Среди всего разнообразия инструментов
маркетинговой коммуникации наиболее эффективным, как правило, является реклама.
Это связано с тем, что реклама является формой массовой коммуникации, так как
рекламные объявления могут воздействовать одновременно на множество лиц,
формируя их мнения и настроения, потребительскую лояльность. При разработке
рекламной стратегии приводятся сведения о предыдущих рекламных кампаниях
предприятия, использованных стратегиях, оценивается их эффективность и т.д.,
указывается место рекламы среди других средств маркетинговых коммуникаций в
рамках данной рекламной кампании.
Важным этапом разработки рекламной кампании является
разработка рекламной стратегии.
Цели рекламной кампании могут выражаться как
качественно, так и количественно. К качественным целям обычно относятся все те
результаты, которых следует достичь в данной рекламной кампании, например:
подготовить потребителей и узнать их реакцию на выход товара-новинки; добиться
доверия и расположения со стороны властных структур; нейтрализовать рекламу
конкурентов и др.
Цели рекламной стратегии накладывают отпечаток
на дальнейший выбор: средств (акустических, графических, визуально-зрелищных,
предметных и т.д.), каналов (прямая реклама, в сми и т.д.) и носителей
(телевидение, радио и т.д.) рекламы.
Следует подчеркнуть, что уже на этом этапе
необходимо подключать арсенал медиапланирования, так как это позволит
максимально учесть специфику медиапосредника, обеспечивающего передачу образа с
помощью рекламного сообщения целевой аудитории.
Только при грамотном медиапланировании рекламный
образ будет работать во всех рекламных сообщениях: печатных, радио-,
телевизионных и т.д.
На третьем этапе разработки рекламной кампании
описывается креативная рекламная стратегия, дается разработка идеи и образа
товара (услуги, предприятия) как основа для последующей технологии производства
конкретного рекламного продукта. Вопрос о творческой стратегии является
достаточно сложным и неоднозначным. Это связано с тем, что именно удачно
разработанная оригинальная концепция продвижения товара привлекает внимание
потребителя и поддерживает его отношение к приобретаемым товарам и услугам при
осуществлении повторных покупок.
При разработке креативной стратегии рекламной
кампании особое внимание необходимо уделить:
рекламному образу;
концепции товара;
рекламным сообщениям.
В зависимости от специфики рекламируемого товара
рекламный образ может иметь разную природу. Он может предстать как набор
семантических элементов (например, сочетание цены и качества, эксклюзивного
предложения и стиля) или воплотиться в каком-либо рекламном герое -
анимационном или реальном. Рекламный образ может формироваться разными средствами
- визуальными, аудиальными, кинестетическими, рациональными. При разработке
рекламных сообщений в рамках рекламной кампании необходимо соблюдать одно очень
важное правило: одинаковый набор признаков образа должен быть представлен в
любом рекламном сообщении.
Особую роль в рекламной кампании играет
фирменный стиль, элементы которого тоже должны передаваться любым каналом
распространения рекламной формации. Это позволяет потребителю товара четко его
идентифицировать на различных этапах рекламной кампании . К сожалению, не
всегда рекламодатели это учитывают. Например, в середине рекламной кампании в
рекламных сообщениях может произойти кардинальная смена цветовой гаммы или
рекламного героя. В следствии потребителю требуется дополнительное время для того,
чтобы отыскать требуемый товар. В противном случае потребитель начинает
приобретать товар-заменитель, тем самым, перераспределяя долю брендового рынка.
При разработке концепции товара необходимо
опираться на маркетинговые данные позиционирования товара, то есть указывать те
его специфические свойства и качества, за счет которых реклама товара может
выделиться среди конкурентов. В качестве таких специфических свойств могут
выступать его рациональные или иррациональные значения, которые определяются в зависимости
от того, к какой категории (высокововлеченным или низкововлеченным) он
относится.
Четвертым этапом разработки рекламной кампании
является процесс медиапланирования.
Под медиапланированием понимается деятельность,
направленная на определение наиболее эффективного размещения рекламных
сообщений в средствах распространения рекламы, что предполагает достижение
целей, поставленных в рамках рекламной кампании, и оптимизацию затрат на
размещение рекламы.
Основные этапы работы над медиапланом:
Постановка цели для медийной составляющей
рекламной кампании;
Выбор и обоснование модели медиастратегии;
Выбор конкретных средств распространения
рекламы;
Расчет основных показателей медиапланирования;
Формирование календарного графика размещения
рекламных сообщений.
После завершения выбора конкретных средств
распространения рекламы, наступает заключительный этап разработки медиаплана -
планирование конкретных сроков выхода рекламных сообщений в рамках рекламной
кампании по каждому отдельному медиаканалу. В соответствии с уже разработанными
подходами разрабатывается конкретный график выхода рекламных сообщений. В нем
должна содержаться следующая информация: дата выхода рекламного сообщения, его
величина (продолжительность - на телевидении и радио, размер - в прессе), привязка
к конкретному месту в пространстве медиаканала (время выхода - для
телевизионной и радиорекламы, страница или рубрика - для газетно-журнальной
рекламы), позиционирование (место в рекламном блоке или расположение на полосе
издания).
После завершения работы над календарным графиком
проводится медиаобсчет, который позволяет окончательно удостовериться, что при
выбранном размещении и ожидаемых показателях охвата и частоты медиаплан
соответствует тем целям и задачам, которые были поставлены перед рекламной
кампанией в целом и ее медийной составляющей в частности.
Пятым этапом разработки рекламной кампании
является определение и обоснование оптимального размера рекламного бюджета.
Последним этапом разработки рекламной кампании
является реализация и оценка эффективности рекламной кампании . Основным в
оценке является выработка показателей того, насколько были достигнуты
запланированные маркетинговые, рекламные и медиацели. При этом для отслеживания
эффективности могут применяться разнообразные приемы: психологические,
маркетинговые, экономические. инструментарий определения эффективности
рекламной кампании разрабатывается до начала ее проведения.
Подводя
итог всему вышесказанному, хочется отметить, что рекламная кампания не является
панацеей от всех проблем предприятия. Это всего лишь один из маркетинговых
инструментов, с помощью которого осуществляется продвижение товаров или услуг.
Однако только грамотная и многосторонняя проработка данного коммуникативного
средства дает возможность предприятию сформировать необходимый тип лояльности
потребителя на длительный срок.
Глава 2. Законодательное
регулирование рекламной деятельности
2.1 Значение Федерального закона РФ
«О рекламе» в регулировании правоотношений в области рекламной деятельности
Реклама (от лат. reclamare - выкрикивать) -
распространяемая и любой форме, с помощью любых средств информация о физическом
или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для
неопределенного круга лиц.
Реклама в Российской Федерации условно подразделяется
на политическую и экономическую. Общественные отношения, связанные с
политической рекламой, т.е. рекламой, призванной формировать или поддерживать
интерес к идеям и начинаниям политических субъектов общественных отношений,
регулируются нормами избирательного законодательства РФ, в частности нормами
Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997г. (в
ред. от 30 марта 1999 г.). Нельзя считать рекламой объявления частных лиц, не
занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе и в средствах
массовой информации.
Основными субъектами экономической рекламной
деятельности и Российской Федерации являются:
Рекламодатель - юридическое или физическое лицо,
являющееся источником рекламной информации для производства, размещения,
последующего распространения рекламы;
Рекламопроизводитель - юридическое или
физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной
информации к готовой для распространения форме;
Рекламораспространитель - юридическое или
физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной
информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе
технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов
связи, эфирного времени и иными способами;
Потребители рекламы - юридические или физические
лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием
чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.
В соответствии с ст. 30 Федерального закона «О
рекламе» ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и
рекламораспространителя перед потребителями рекламы разграничена по критерию
вины за совершенное. Законодатель урегулирует вопросы ответственности основных
субъектов рекламной деятельности, возникающей при так называемой «ненадлежащей
рекламе», способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред
здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо
вред чести, достоинству или деловой репутации.
К ненадлежащей рекламе относится
недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в
которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу
распространения, установленных законодательством Российской Федерации.
Недобросовестная реклама (ст. 6 Закона) - это
реклама, которая:
· дискредитирует юридических и
физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами;
· содержит некорректные сравнения рекламируемого
товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также
содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую
репутацию конкурента (конкурентов);
· вводит потребителей в заблуждение
относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или
подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных
или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством
злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в
том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации.
Недостоверная реклама (ст. 7 Закона) - это
реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в
отношении:
· таких характеристик товара, как
природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские
свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия,
сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам,
количество, место происхождения;
· наличия товара на рынке, возможности
его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте;
· стоимости (цены) товара на момент
распространения рекламы;
· дополнительных условий оплаты;
· доставки, обмена, возврата, ремонта
и обслуживания товара;
· гарантийных обязательств, сроков
службы, сроков годности;
· исключительных прав на результаты
интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации
юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг;
· прав на использование
государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов
международных организаций;
· официального признания, получения
медалей, призов, дипломов и иных наград;
· предоставления информации о способах
приобретения полной серии товара, если товар является частью серии;
· результатов исследований и
испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций;
· статистических данных, которые не
должны представляться в виде, преувеличивающем их обоснованность;
· ссылок на какие-либо рекомендации
либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие;
· сравнений с другим товаром
(товарами), а также с правами и положением иных юридических или физических лиц;
· ссылок на какие-либо гарантии
потребителю рекламируемых товаров;
· фактического размера спроса на
товар;
· информации о самом рекламодателе.
Неэтичная реклама (ст. 8 Закона) - это реклама,
которая:
· содержит текстовую, зрительную,
звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем
употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы,
национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола,
языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц;
· порочит объекты искусства,
составляющие национальное или мировое культурное достояние;
· порочит государственные символы
(флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного
государства, религиозные символы;
· порочит какое-либо физическое или
юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.
Заведомо ложной является реклама, с помощью
которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно
вводит в заблуждение потребителя рекламы.
К ненадлежащей рекламе относится и скрытая
реклама(ст. 11 Закона). Она оказывает не осознаваемое потребителем воздействие
на его восприятие, в том числе путем использования в теле и радиовещании, а
также в кинопродукции специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иных
способов скрытого воздействия на восприятие потребителя рекламы.
В законе установлены требования к рекламе в
радиотелепрограммах, периодических печатных изданиях, на транспортных
средствах, в почтовых отправлениях, к наружной рекламе, рекламе отдельных видов
товаров (алкогольных напитков, табака, табачных изделий, медикаментов, оружия,
вооружения и боевой техники), рекламе финансовых, страховых, инвестиционных
услуг и ценных бумаг, а также к социальной рекламе (направленной на достижение
благотворительных целей). Установлены особенности рекламы финансовых,
страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг. Определены специфические
требования к рекламе и в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их
легковерностью и отсутствием опыта.
Государственный контроль в области рекламы
возложен на федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы, в
обязанности которых входит: предупреждение и пресечение фактов ненадлежащей
рекламы, допущенных юридическими и физическими лицами; направление
рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписаний о
прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, решений
об осуществлении контррекламы (т.е. опровержений ненадлежащей рекламы,
распространяемых в целях ликвидации вызванных ею последствии). Основная задача
контроля - предупреждение и пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Кроме того, к разработке требований к рекламе,
проведению независимой экспертизы, контролю в области рекламы привлекаются
органы саморегулирования в области рекламы общественные организации
(объединения), ассоциации и союзы юридических лиц. Эти органы вправе предъявить
иски в суд (арбитражный суд) в интересах потребителей рекламы (в том числе
неопределенного круга потребителей рекламы) в случае нарушения их прав,
предусмотренных законодательством о рекламе.
Однако, возвращаясь к проблеме законодательного
регулирования в области рекламной деятельности, логично привести в пример
данные исследования Фонда социологических исследований за 2010г. Респондентами
были среднестатистические рекламодатели г. Самары и потребители рекламы
(обычные жители разных возрастных категорий). Опрашиваемым было предложено
ответить на несколько вопросов об их осведомленности в области действия ФЗ «О
рекламе». Данные приведены ниже:
2.2
Правовые
требования, предъявляемые к рекламе
Статьей 5 закона №38-ФЗ определены общие
требования к рекламе. В указанной статье закреплены важные положения,
касающиеся запретов и ограничений на размещение рекламы. В указанной статье
содержатся определения недобросовестной и недостоверной рекламы, а также
признаки, по которым реклама может быть признана таковой. Так в соответствии с
пунктом 2 статьи 5 Закона №38-ФЗ недобросовестной признается реклама, которая:
· содержит некорректные сравнения
рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены
другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
· пророчит честь и достоинство или
деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
· представляет собой рекламу товара,
реклама которого запрещена данным способом, в данное время и в данном месте,
если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или
знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смещения с товарным
знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены
соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы
изготовителя или продавца такого товара;
· является актом недобросовестной
конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Недостоверной, как и ранее (до вступления в силу
Закона №38-ФЗ), признается реклама, которая содержит не соответствующие
действительности сведения. Перечень форм недостоверной рекламы приведен в
пункте 3 статьи 5 Закона №38-ФЗ. Этот перечень является закрытым.
Отметим, что понятия «заведомо ложная реклама»,
«неэтичная реклама», «скрытая реклама», используемые в утратившем силу Законе
№108-ФЗ новым законодательством о рекламе не используются. Понятие
«контрреклама», ранее имеющееся в Законе №108-ФЗ не вошло в перечень понятий, используемых
в Законе №38-ФЗ, хотя оно и используется в статье 38 Закона №38-ФЗ.
Кроме того, статьей 5 Закона №38-ФЗ определено,
какая реклама не должна быть и какие выражения в рекламе не допустимы.
Пункт 9 статьи 5 Закона №38-ФЗ почти дословно
воспроизводит содержание статьи 10 «Скрытая реклама» утратившего силу Закона
№108-ФЗ «О рекламе». В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Закона №38-ФЗ «О
рекламе» запрещено использование и распространение в радио-, теле-, видео-,
аудио- и кинопродукции или в другой продукции скрытой рекламы, то есть рекламы
которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их
сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных
видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами. Кроме этого, данное
ограничение распространяется и на информационные компьютерные файлы и программы
обработки информационных текстов. Об этом четко указано в абзаце 2 статьи 4
Закона от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации».