Мотивация персонала как процесс системы менеджмента качества медицинского учреждения
ТЮМЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Международный
институт финансов, управления и бизнеса
Кафедра
«Управления качеством»
Мотивация
персонала как процесс системы менеджмента качества медицинского учреждения
(Дипломная
работа)
Научный руководитель:
Профессор М.Д. Орлов
Автор работы:
М.А. Каткова
Тюмень,
2011
Содержание
Список сокращений
Введение
Глава 1. Обзор литературы
.1 Теоретико - методологические основы мотивации
.2 Система управления мотивацией медицинского персонала
.3 Исследования особенностей мотивации трудовой деятельности
персонала ГЛПУ ТО "ОИКБ"
Глава 2. Материалы и методы исследования
.1 Материалы исследования
.2 Методы исследования
Глава 3. Мотивация персонала как процесс системы менеджмента
качества медицинского персонала
.1 Процесс подбор персонала
.2 Анализ процесса подбор персонала
.3 Рекомендации по улучшению процесса
.4 Методические указания на процесс подбор персонала
Глава 4 обсуждение результатов
.1 Краткое описание работы
.2 Обоснование рекомендаций
.3 Резюме
Выводы
Список литературы
Список сокращений
МП - мотивация персонала
КМП - качество мотивации персонала
ГД - генеральный директор
НУП - начальник управления персоналом
РПП - руководитель профильного подразделения
МПП - менеджер по подбору персонала
МДТО - менеджер по документообороту трудовых отношений
ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение
МЗ РФ - Министерство здравоохранения Российской Федерации
ОМС - обязательное медицинское страхование
УЗ - учреждение здравоохранения
Реферат
Изучение процесса мотивация
персонала медицинского персонала с помощью различных средств и методов.
Детализация и анализ процесса позволили выявить узкие места, разработать
методические указания и рекомендации по его улучшению.
Ключевые слова: мотивация
медицинского персонала.
of the examination process of
quality nursing care through various means and methods. Detailed analysis of
the process and allowed to identify bottlenecks and develop recommendations for
improving the process. Developing guidelines. : expert quality nursing care,
nursing staff.
Введение
Здравоохранение представляет собой
особую сферу деятельности но обеспечению права граждан на охрану здоровья,
являющегося достоянием нации, и в связи с этим остается приоритетным в
политической, экономической и социальной жизни государства и общества.
Существующая в российском
здравоохранении система материального стимулирования трудовой активности
оказалась малоэффективной и стала одной из причин кризиса медицинского труда.
Низкооплачиваемый, но требующий высокой квапифи-кации труд врачей и других
категорий работников здравоохранения малоэффективен, воспроизводит неразвитого
работника, невосприимчивого к возможности зарабатывать больше путем улучшения
качества и повышения эффективности профессиональной деятельности, глушит
инициативу и тем самым препятствует внедрению новых технологий оказания
медицинской помощи, консервирует низкий уровень организации и условий труда.
В условиях радикальных изменений
старые механизмы труда становятся неэффективными, а новые должны пройти путь
становления. Активность каждого работника в вопросах повышения эффективности
профессиональной деятельности может быть обеспечена принципиально новым
качеством управления трудом, основанном на овладении мотивационным механизмом
управления поведением человека, разработке действенной системы внутри
организационной работы с персоналом, формировании, развитии и обогащении
потребностей, способностей и возможностей реализации личностного потенциала.
Построение эффективной мотивационной
структуры профессиональной деятельности в медицинском учреждении требует
концептуальных подходов к разработке управленческих стратегий в области работы
с персоналом. Профессиональная деятельность связана с целой группой мотивов,
образуя мотивационную сферу работника, в которой мотивы располагаются в
соподчиненной относительно друг друга иерархии.
Компоненты мотивационной структуры в
системе управления конкретного учреждения весьма разнообразны, но. с нашей
точки зрения, на психологическое состояние работника и его отношение к выполнению
собственных профессиональных обязанностей наиболее сильное воздействие
оказывают: денежное вознаграждение, оценка и признание профессиональных
достижений и возможность профессионального роста.
Вышеизложенное обосновывает
необходимость проведения комплексного исследования состояния и развития
процедуры мотивации персонала как существенной составляющей системы менеджмента
качества разработки научно обоснованных подходов к организации и проведению
экспертизы качество подбора персонала.
Объект исследования - медицинский
персонал ГЛПУ ТО «Областная инфекционная клиническая больница».
Предмет исследования - мотивация
медицинского персонала.
Целью настоящего исследования
является разработать практические рекомендации и методические указания по
улучшению процесса подбор персонала.
Задачи исследования:
Изучить теорико - методологические
основы мотивации персонала, а так же систему управления мотивацией персонала в
России на сегодняшний день;
Исследовать качество мотивации
медицинского персонала ГЛПУ ТО «Областной инфекционной клинической больницы»;
Изучить существующие подходы к
проблеме мотивации персонала;
Разработать методические указания и
рекомендации по улучшению процесса.
Проанализировать полученные
результаты исследования и сформировать подходы к построению системы управления
подбором персонала в медицинском учреждении.
Материалом исследования является
ГЛПУ ТО «Областная инфекционная клиническая больница». Для исследования были
предложений нормативные документы организации, характеристика учреждения, паспорт,
а так же необходимые документы медицинского персонала.
Процесс подбор персонала был описан
методом при помощи блок - схемы, контекстной диаграммы, а так же была проведена
идентификация процесса.
Научная новизна дипломной работы
заключается в комплексном исследовании существующих подходов оценки мотивации
медицинского персонала.
Научно-практическая значимость
работы определяется результатами исследования, позволяющими представить
объективную информацию о состоянии системы ПП в учреждении к данной проблеме.
Разработана процессная модель управления ПП в медицинском учреждении,
использование которой позволит объективно оценить уровень мотивации персонала и
найти узкие места в данном процессе.
Глава 1. Обзор литературы
.1 Теоретико-методические основы
мотивации
Основной особенностью управления
персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника.
Ситуация которая сложилась в настоящее время в нашей стране несёт как большие
возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане устойчивости её
существования.
) создание философии управления
персоналом.
) создание совершенных служб
управления персоналом.
) применение новых технологий в
управлении персоналом.
) создание и выработка совместных
ценностей, социальных норм, установки поведения, которая регламентирует
поведение отдельной личности.
Философия управления персоналом -
это формирование поведения отдельных работников по отношению к целям развития
предприятия. В таких условиях мотивация трудовой деятельности сотрудников фирмы
приобретает особенно важное значение. Для того, чтобы человек выполнял
порученную ему работу добросовестно и качественно, он должен быть в этом
заинтересован или, иначе говоря, мотивирован.
В управлении персоналом мотивация
рассматривается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация)
и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду.
В этой связи как синонимичные термину мотивация используются также термины
стимулирование и мотивирование. Целью мотивации является формирование комплекса
условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на
достижение цели с максимальным эффектом.
Представления о возможностях
мотивации труда работников претерпели большие изменения в практике управления.
Долгое время считалось, что единственным и достаточным стимулом для побуждения
работника к эффективному труду является материальное вознаграждение. Тейлор,
основатель школы научного менеджмента, разработал свою систему организации
труда работников, убедительно доказывающую связь между производительностью
труда и его оплатой. Однако эксперименты Мэйо в Хоторне обнаружили значительное
влияние на производительность труда других факторов - психологических. Со
временем появились различные психологические теории мотивации, пытающиеся с
разных позиций рассмотреть определяющие факторы и структуру мотивационного
процесса. В результате так называемая политика «кнута и пряника» сменилась
выработкой более сложных систем стимулирования мотивации работников к труду,
базирующихся на результатах ее теоретического изучения.
В основе современных теоретических
подходов к мотивации лежат представления, сформулированные психологической
наукой, исследующей причины и механизмы целенаправленного поведения человека. С
этих позиций мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения,
в основе которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека.
Общую характеристику процесса
мотивации можно представить, если определить используемые для его объяснения
понятия: потребности, мотивы, цели.
Потребности - это состояние
человека, испытывающего нужду в объекте, необходимом для его существования.
Потребности являются источником активности человека, причиной его
целенаправленных действий.
Мотивы - это побуждения человека к
действию, направленные на результат (цель).
Цели - это желаемый объект или его
состояние, к обладанию которым стремится человек.
Общая схема мотивационного процесса,
отражающая его цикличность и многоступенчатость, а также взаимосвязь
потребностей, мотивов и целей, представлена на (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Схема протекания
мотивационного процесса
Представленная схема является
довольно условной и дает лишь самое общее представление о взаимосвязях
потребностей и мотивов. Реальный же мотивационный процесс может быть значительно
более сложным. Мотивы, движущие человеком, чрезвычайно сложны, подвержены
частым переменам и формируются под воздействием целого комплекса внешних и
внутренних факторов - способностей, образования, социального положения,
материального благосостояния, общественного мнения и т.п. Поэтому
прогнозирование поведения членов коллектива в ответ на разные системы мотивации
весьма затруднительно.
Мотивация как функция управления
реализуется через систему стимулов, т.е. любые действия подчиненного должны
иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения
удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива
может позволить руководителю создать мотивационную структуру, с помощью которой
он осуществит воспитание коллектива в нужном направлении.
В настоящее время организация
эффективной системы стимулирования персонала является одной из наиболее сложных
практических проблем менеджмента. Типичными проблемами в организациях,
связанными с низкой мотивацией персонала являются:
Высокая текучесть кадров
Высокая конфликтность
Низкий уровень исполнительской
дисциплины
Некачественный труд (брак)
Нерациональность мотивов поведения
исполнителей
Слабая связь результатов труда
исполнителей и поощрения
Халатное отношение к труду
Отсутствие условий для
самореализации потенциалов сотрудников
Проблемы “общественного
сотрудничества” в деятельности фирмы
Низкая эффективность воздействия
руководителей на подчиненных
Низкий уровень межличностных
коммуникаций
Сбои в производственном процессе
Проблемы при создании согласованной
команды
Слабая перспектива карьерного роста,
отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников
Противоречия в отношениях между
предпринимателем и работником
Низкая эффективность методов
нормативного описания труда
Неудовлетворенность работой
сотрудников
Низкий профессиональный уровень
персонала
Безынициативность сотрудников
Деятельность руководства негативно
оценивается персоналом
Неудовлетворительный морально
психологический климат
Недостаточное оснащение рабочих мест
Организационная неразбериха
Недостаточное внимание к учебе и
стажировке резерва
Неразвитость соцкультбыта
предприятия
Нежелание сотрудников повышать свою
квалификацию
Неналаженность системы
стимулирования труда
Несоответствие между реальным
поведением исполнителя и ожиданиями от него начальником
Низкий моральный дух в коллективе
Проблемы в управлении персоналом,
склонных к честолюбию, карьерному росту и многие другие.
Построение эффективной системы
мотивации требует изучения теоретических основ мотивации и применяемых в
настоящее время систем стимулирования.
Существуют три основных подхода к
выбору мотивационной стратегии:
Стимул и наказание: люди работают за
вознаграждение: тем, которые работают хорошо и много, платят хорошо, а тем, кто
работает еще больше,
платят тоже больше. Тех, кто не
работает качественно, наказывают.
Мотивирование через саму работу:
дайте человеку работу интересную и приносящую ему удовлетворение, и качество
исполнения будет высоким.
Систематическая связь с менеджером:
определяйте цели с подчиненным и давайте ему положительную обратную связь,
когда он действует правильно, и отрицательную, когда он ошибается. Выбираемая
мотивационная
стратегия базируется на анализе
ситуации и предпочитаемом стиле взаимодействия руководителя с другими людьми.
Используются следующие мотивационные
методы:
Использование денег как
вознаграждения и стимула.
Наложение взысканий.
Развитие сопричастности.
Мотивирование через саму работу.
Вознаграждение и признание
достижений.
Упражнение в руководстве.
) Поощрение и вознаграждение
групповой работы.
) Обучение и развитие
сотрудников.
) Ограничение, лимитирование
отрицательных факторов.
Трактовка понятия «качество»
встречается во всех философских течениях. Наиболее известными теориями
мотивации являются: 1) теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу; 2)
теория ERG, разработанная Альдерфером; 3) теория приобретенных потребностей
МакКлел-ланда и 4) теория двух факторов Герцберга.
Абрахам Маслоу один из известнейших
представителей бихевиористского направления в ряду учений об управлении. Широко
известная и широко признаваемая концепция иерархии потребностей, разработанная
Маслоу, включает в себя следующие основные идеи и предпосылки:
Люди постоянно ощущают какие-то
потребности.
Люди испытывают определенный набор
сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные
группы.
Группы потребностей находятся в
иерархическом расположении по отношению друг к другу.
Во-первых, потребности по-разному
проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы,
положение в организации, возраст, пол и т.д.).
Во-вторых, не обязательно
наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это
представлено в «пирамиде» Маслоу.
В-третьих, удовлетворение верхней
группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на
мотивацию. На основе систематизации и объединения в определенную совокупность
потребностей, форм их проявления в поведении человека и возможных средств
удовлетворения потребностей может быть составлена таблица, показывающая связь
отдельных средств мотивирования с пирамидой потребностей Маслоу (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Пример связи потребностей, их
проявления и средств удовлетворения
Группы потребностей
|
Форма проявления потребностей
|
Средства удовлетворения потребностей
|
Самовыражение
|
Стремление к достижению результатов
|
Предоставление творческой работы
|
Признание и самоутверждение
|
Желание занимать определенное положение в коллективе
|
Присвоение рангов или звании
|
Принадлежность и причастность
|
Стремление к установлению дружеских отношении
|
Поощрение создания неформальных групп
|
Безопасность
|
Стремление к предотвращению опасных изменении
|
Создание системы страхования
|
Физиологические потребности
|
Желание регулярно питаться
|
Создание легко доступных систем питания
|
Концепция авторства Д. Марча и Г.
Симона
С точки зрения Саймона,
организационные цели влияют на поведение работников, только тогда, когда они
информируют их о том, какое должно быть это поведение. Цели определяются на
основе ценностных предпосылок решений организации. Ценностные предпосылки
являются предположениями того, какие организационные цели наиболее
предпочтительны в данное время. Чем точнее обозначены ценностные предпосылки,
тем рациональнее принимаемые организацией решения. Правильно установленные цели
позволяют различать приемлемые и неприемлемые варианты организационных решений.
Таким образом, организационные цели являются основным связующим элементом между
рациональным поведением работников и выбором рациональных организационных
решений.
Стратегические цели организаций
могут служить отправной точкой для конструирования иерархии целей. Вначале
устанавливается общая цель, которую необходимо достичь, затем определяется
набор средств для достижения данной цели, после чего устанавливаются
подчиненные цели для реализации ранее определенных средств, далее происходит
поиск более детальных средств для достижения вышеобозначенных подчиненных целей
и т.д. Разделение общих целей на специфические подчиненные задачи и последующее
распределение их по структурным подразделениям организации или по отдельным
исполнителям усиливает рациональное поведение работников. Это упрощает принятие
решений на каждом организационном уровне. Не случайно Саймон представляет
организационную структуру как «набор планов действий».
Организации поддерживают
рациональное принятие решений не только путем разделения обязанностей между
работниками при помощи механизма целеполагания, но и путем предоставления им
необходимых средств для их выполнения - ресурсов, информации, оборудования.
Модель рациональной организации Саймона подчеркивает важность ненавязчивого
контроля работников: обучение и распределение информации играют более
значительную роль в выработке рационального поведения сотрудников, чем приказы
или санкции.
В основе теории рациональной
организации лежит концепция познавательных ограничителей индивидуального
принятия решений или ограниченной рациональности. Саймон говорит о том, что
изолированный индивидуум не может достичь высокой степени рациональности,
поскольку число вариантов, которые он должен рассмотреть, очень велико.
Индивидуальный выбор происходит на основе предпосылок, принятых субъектом в
качестве базы для выбора. Поведение индивидуума будет определяться исходя из
пределов, установленных этими предпосылками. Учитывая это, организации
определяют полный набор задач, устойчивые ожидания, необходимую информацию и
средства, текущую рабочую программу и набор сдерживающих факторов, в пределах
которых требуемые решения могут быть приняты индивидом.
Таким образом, данная теория делает
акцент на важности правил и установленных порядков в поддержании рационального
поведения внутри организации. Организационное рациональное поведение
работников, и особенно принятие ими решений, требует, прежде всего,
неукоснительного следования правилам, установленным организацией.
Очевидно, что поведение человека
зависит от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он
стремится, что хочет получить и какие у него для этого есть возможности. Однако
даже если предположить, что все это хорошо известно (хотя это явно утопическое
предположение), все равно нет гарантии того, что удастся совершенно точно
понять мотивацию человека. И, очевидно, это тем более трудно сделать в
ситуации, когда всего узнать о потребностях и устремлениях человека невозможно.
Тем не менее из этого никак не следует, что мотивационный процесс не может быть
осознан и управляем. Существует целый ряд теорий, которые говорят о том, как
строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на
достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий
процесса мотивации. Самая общая концепция мотивации сводится к следующим
положениям. Человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение,
соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и
возможностями, настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает
определенное расположение и осуществляет действия, приводящие к конкретному
результату, характеризующемуся определенными качественными и количественными
характеристиками. На (рис. 1.1.) схематически показан этот процесс.
Теория ожидания
Поведение человека постоянно связано
с выбором из двух или нескольких альтернатив. От того, чему человек отдает то
или иное предпочтение, зависит, что и как он делает, как он себя ведет и каких
результатов он добивается. Теория ожидания разработана для того, чтобы дать
ответ на вопрос, почему человек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с
несколькими альтернативами, и насколько он смотивирован добиваться результата в
соответствии со сделанным выбором.
Рис. 1.1. Общая теория
мотивационного процесса
В самом обобщенном виде теорию
ожидания можно сформулировать как учение, описывающее зависимость мотивации от
двух моментов: как много человек хотел бы получить и насколько возможно для
него получить то, что он хотел бы получить, в частности, как много усилий он
готов затрачивать для этого. Теория постановки целей
Теория постановки целей исходит из
того, что поведение человека определяется теми целями, которые он ставит перед
собой, так как именно ради достижения поставленных перед собой целей он
осуществляет определенные действия. При этом предполагается, что постановка
целей - это сознательный процесс, а осознанные цели и намерения - это то, что
лежит в основе определения поведения человека. Корни этой теории в определенном
смысле уходят в разработки Ф. Тейлора, однако ведущим разработчиком данной
теории является Эдвин Лок. Считается, что направленное распространение данной
теории началось после завершения им в 1966 г. диссертационной работы. Первым
основополагающим трудом по теории постановки целей считается опубликованная в
1968 г. Эдвином Локом статья «О теории мотивирования и стимулирования целями».
Значительный вклад в разработку этой теории внес Т. Райен, а также коллега Лока
Г. Латэм. Говоря об истории становления теории постановки целей, необходимо
отметить, что до Лока в 50-е гг. ряд положений управления с помощью целей был
выдвинут в трудах Дракера и МакГрегора в рамках теории управления с помощью
целей.
В общем виде базисная модель, описывающая
процесс постановки целей, выглядит следующим образом. Человек с учетом
эмоциональной реакции осознает и оценивает события, происходящие в окружении.
На основе этого он определяет для себя цели, к достижению которых он намерен
стремиться, и, исходя из поставленных целей, осуществляет определенные
действия, выполняет определенную работу.
Теория равенства:
Одним из постоянных стремлений людей
является желание получать справедливую оценку своим действиям. Люди, хотя и не
в одинаковой степени, желают, чтобы к ним относились справедливо. При этом
справедливость связывается с равенством, в сравнении с отношением к другим и
оценке их действий. Если человек считает, что к нему подходят так же, как к
другим, без дискриминации, оценивают его действия с тех же позиций, что и
действия других, то он ощущает справедливость отношения к себе и чувствует себя
удовлетворенным. Если же равенство нарушается, если отдельные члены организации
получают незаслуженно высокую оценку и вознаграждение, то человек чувствует
себя обиженным, и это приводит к расстройству и неудовлетворенности. При этом
неудовлетворенность может наступить даже тогда, когда человек получает высокое
по отношению к тратам его труда вознаграждение. Влияние данного момента на
взаимоотношение человека с организацией положено в основу одной из теорий
мотивационного процесса - теории равенства.
Основателем теории равенства
является Стейси Адаме, который на основе исследований, проведенных им в
компании «Дженерал Электрик», сформулировал положения этой теории. Основная
идея теории равенства состоит в том, что в процессе работы человек сравнивает
то, как были оценены его действия, с тем, как были оценены действия других. И
на основе этого сравнения в зависимости от того, удовлетворен ли он своей
сравнительной оценкой или нет, человек модифицирует свое поведение.
Теория равенства исходит из того,
что в процессе сравнения, хотя и используется объективная информация, например,
величина заработной платы, сравнение осуществляется человеком на основе его
личного восприятия и своих действий, и действий людей, с которыми он проводит
сравнение. Теория равенства оперирует следующими основными категориями. Индивид
- человек, который рассматривает оценку организацией его действий с позиций
справедливости и несправедливости. Сравниваемые лица - отдельные люди и группы
людей, по отношению к которым индивид проводит сравнение оценки своих действий.
Воспринятое вознаграждение индивида - объединенная сумма вознаграждения,
полученная индивидом за отдельные результаты деятельности. Данная величина
носит субъективный характер, является результатом восприятия индивидом
вознаграждения своих действий и может включать такие отдельные
«вознаграждения», о которых организация не имеет представления.
Воспринятое вознаграждение других -
сумма всех вознаграждений, которые в представлении индивида получили
сравниваемые лица. Эта оценка также носит субъективный характер, так как
базируется на информации отдельных данных, а иногда и слухах, которые получил
индивид.
Таким образом, структура мотива как
основания действия или поступка многокомпонентная, в ней чаще всего находят
отражение несколько причин и целей.
.2 Система управления мотивацией
медицинского персонала
В управлении качеством мотивация
персонала - это побуждение работников к активной деятельности по обеспечению
требуемого качества продукции.
В основе мотивации лежит принцип
предоставления работникам возможностей для реализации личных целей за счет
добросовестного отношения к труду. Без этого нельзя говорить о сколько-нибудь
серьезной заинтересованности персонала в высоком качестве выпускаемой
продукции, а без заинтересованности любые планы повышения качества, вероятнее
всего, останутся лишь на бумаге.
Разнообразие личных целей и
стремлений работников, уровень их образования и культуры определяют различные
потребности и требуют применения различных способов мотивации. В самом деле,
подходы к мотивации в научно-исследовательском институте и
исправительно-трудовой колонии должны быть, очевидно, разными.
Реформы, давно назревшие в отраслях
бюджетного сектора, и в частности в здравоохранении, буксуют по ряду причин,
среди которых прямое сопротивление или непонимание их смысла представителями
профессиональных сообществ. Это означает, что предлагаемые варианты реформ
неадекватно учитывают особенности трудовой мотивации медынских работников.
Стремление руководства отрасли укомплектовать первичное звено путем
значительного увеличения заработной платы понятно и объяснимо, однако желание
работника занять должность с более высоким окладом и желание трудиться на ней
производительно и качественно - далеко не одно и то же. Поэтому чрезвычайно
актуально понять специфику мотиваций, институциональных условий их реализации и
обусловленных этим мотивы и институты.
Рассматривая проблему мотивации
трудовой деятельности работников здравоохранения, отмечают высокий уровень
нервно-психических расстройств среди студентов (превышающий таковой среди
населения), а также ведущее место таких нарушений в структуре их
заболеваемости. По данным исследователей, одна из причин эмоциональной
напряженности студентов медицинских вузов и училищ - потеря ими смысла учебы и
вследствие этого снижение удовлетворенности своим учебным трудом.
Проведенные исследования также
показывают, что около 30% студентов-медиков не собираются после окончания вуза
работать по специальности; 37% врачей со стажем работы до 5 лет хотели бы
сменить профессию; 46% опрошенных медсестер не видят для себя перспектив в
выполняемой ими профессиональной деятельности, поскольку она не обеспечивает
достойный уровень жизни.
Сегодня признано, что примерно
60-80% всех заболеваний обусловлены психическими причинами или, по крайней
мере, опосредованы ими и все же рассматриваются в контексте переживаний,
интрапсихических и психосоциальных конфликтов. В пациенте начинают видеть не
только носителя симптомов и историй болезни; все более актуальными являются
вопросы: кто болен, «какая личность болеет, а не только какой болезнью болеет
личность».
Каждый человек по-своему понимает
успех, но сама возможность его достижения в профессии способствует переживанию
человеком социального благополучия, удовлетворенности своей профессиональной
деятельностью и, вследствие этого, душевного благополучия и тем самым оказывает
положительное влияние на его здоровье.
Индивидуальные особенности восприятия
социальной ситуации, в которой находится медработник, зависят от психического
склада его личности. Одной и той же профессиональной ситуацией один будет
удовлетворен, а другой раздосадован, поскольку каждый из них может иметь свои
собственные, отличные от другого профессиональные ожидания и представления о
профессиональном успехе. Одно и то же событие способно у одного человека
вызвать сильный стресс, а другого совсем не затронуть. В первом случае
психическое состояние человека должно вызывать опасения, а во втором случае
наблюдается психосоматическое равновесие.
Если медработник находится в
состоянии благополучия, равновесия, то он проецирует эти же ощущения на
окружающий мир, в том числе на коллег и пациентов. На фоне общей
удовлетворенности своей жизнью (в частности, профессиональной) отдельные
невзгоды будут менее болезненны. Но если его мысли наполнены сомнениями и
страхами, неудовлетворенностью и агрессией, то все это также проецируется на
внешний мир и окружающих, оказывая на них отрицательное влияние.
Если человек в процессе трудовой
деятельности имеет возможность удовлетворять значимые для себя потребности
(физиологические, психологические и социальные), то он испытывает
удовлетворенность от работы, если нет - чувствует подавленность, тревогу.
Медработник испытывает общую
удовлетворенность от своей работы, если в ее процессе обеспечивается его
потребность в профессиональных достижениях, карьере, признании,
самосовершенствовании, если он видит результаты своего труда, и прежде всего
выздоровление больных. Неудовлетворенность работой зависит в основном от
внешних факторов: низкая заработная плата, нарушения техники безопасности на
рабочем месте, плохие условия труда, сложности в отношениях с руководством,
коллегами, подчиненными, пациентами. Интересно, что устранение факторов
неудовлетворенности работой не обязательно приводит к увеличению
удовлетворенности ею. Конечно, много зависит и от индивидуальных особенностей
сотрудника, от его ожиданий, приоритетов. Для одних, например, более значим для
удовлетворенности работой размер оплаты труда, для других - ненормированный
рабочий день и т.д.
Одним из постоянных стремлений людей
является желание получать справедливую оценку своих действий. Если медработник
считает, что к нему подходят так же, как и к другим, без дискриминации,
оценивают его действия с тех же позиций, что и действия других, то он ощущает
справедливость отношения к себе и чувствует себя удовлетворенным. Такое
сравнение, хотя и использует объективную информацию (например, величину
заработной платы), осуществляется человеком на основе его личного восприятия
своих действий и действии людей, с которыми он проводит сравнение.
Если же он считает, что вознагражден
недостаточно, у него возникает чувство неудовлетворенности. Люди ориентируются
на комплексную оценку вознаграждения. В этой комплексной оценке оплата труда
играет важную, но далеко не единственную роль. Считая несправедливой и неравной
оценку своего труда, медик теряет мотивацию к активным, созидательным действиям
с точки зрения целей медицинского учреждения. В этом случае у него возможны
следующие реакции:
снижение интенсивности и качества
труда («За такую оплату я не намерен выкладываться»);
попытка увеличить свое
вознаграждение (возможны криминальные реакции).
Для России характерно совмещение
работы сразу в нескольких организациях или на нескольких рабочих местах, что
ведет к перегрузкам сотрудника, снижению качества его труда;
переоценка своих возможностей
(депрессия, чувство безысходности, комплекс неполноценности и пр.);
увеличение социальной активности,
которая зачастую порождает в организации межличностные конфликты;
смена для себя объекта сравнения
(«Другим уважаемым людям сейчас приходится еще труднее»);
переход в другое подразделение,
другую организацию (в нашей стране нередок переход лучших медработников из
государственных лечебных учреждений в коммерческие), отъезд на работу за рубеж,
смена профессии.
Если врач или другой медик принимает
участие в различной внутриорганизационной деятельности, участвует в принятии
решений по поводу выполняемой им работы (привлекается к постановке целей,
которые ему предстоит достигать, определению задач, которые ему предстоит
решать), имеет право контроля за качеством и количеством осуществляемого им
труда и соответственно несет ответственность за конечный результат, может
вносить предложения по улучшению организации своей работы, то он получает от
этого удовлетворение, работает более качественно и производительно.
Труд медика в российских условиях
все больше мотивируется за счет внутренних факторов, многие внешние факторы, за
исключением социальной значимости его профессиональной деятельности, работают
недостаточно. По сути, происходит эксплуатация таких личностных свойств
медиков, как ответственность, чувство долга, верность врачебной клятве, любовь
к своей работе, стране, внешняя же стимуляция со стороны государства
недостаточна. Если у старшего поколения работников здравоохранения эта
внутренняя мотивация сформирована и достаточно устойчива, то для молодого
поколения нужна внешняя поддержка решимости заниматься трудной профессией
медика, и эта поддержка должна сопровождаться справедливой материальной оценкой
его труда (если все цены в стране подтягиваются к мировым, то и оценка труда
медика должна также становиться таковой).
Одной из концепций, которую
применяют в анализе мотивации медицинских работников, является исходящая из
ограниченной рациональности человека концепция авторства Д. Марча и Г. Симона.
В этой модели выделяется два типа мотивации работника. Это мотивации, связанные
с принадлежностью к данной организации, а также мотивации, связанные с работой
в данной организации.
Согласно авторам этой концепции,
мотивация - это функция характера альтернатив действий, выбираемых работником,
их последствий, а также индивидуальных целей, позволяющих оценить эти
альтернативы.
Таким образом, в качестве основных
мотивов в трудового поведения выступают потребности, установки, ценностные
ориентации личности, ее функциональные состояния, а так же внешние побуждения -
стимулы, которые подразделяются на материальные и моральные. Важными
мотиваторами активного трудового поведения, кроме перечисленных факторов,
являются ожидания достижения в процессе труда значимой цели и удовлетворенность
трудом. Наиболее эффективная мотивация труда осуществляется тогда., когда люди
ожидают (а еще лучше уверены), что их усилия позволят им достичь цели, приведут
к желаемому вознаграждению, приведут не только к удовлетворению потребностей
(физиологических - в еде, в воде, отдыхе; социальных - связях, идентификации
личности, в самоуважении), но и принесут удовлетворенность самим процессом
труда и его результатами.
Сегодня очень часто можно слышать
слова о том, что управление людьми является и наукой, и искусством. Однако
эффективно воздействовать на мотивацию человека нельзя, если вы не можете
оценить ее наличное состояние. Трудно выбрать действенное средство влияния на
мотивацию подчиненных, опираясь лишь на предположения и догадки о том, что им
нужно, что их заставляет выкладываться на работе.
Знание методов оценки мотивации и
грамотное их использование позволит не только повысить отдачу от подчиненных,
но и даст возможность лучше понять тех людей.
Эмпирической базой психологического
исследования являются данные, полученные от младшего и среднего медицинского
персонала ГЛПУ ТО «Областная инфекционная клиническая больница». В ходе
исследования было выделено две группы медицинского персонала, состоящие из 281
человек.
В первую группу входят средние
медицинские работники и врачи. Состав:
главная медицинская сестра
старшие медицинские сестры
процедурные медицинские сестры
постовая медицинские сестры
Средний возраст обследуемой группы
37,3 года. Пол - 19 женщин, 4 мужчины. Образование: среднее специальное 16
человек, 7 человек - высшее медицинское. Стаж работы данной группы в ГЛПУ ТО
«Областная инфекционная клиническая больница» составляет в среднем 7 лет.
Вторая группа - младший медицинский
персонал. Состав: санитарки - 10, раздатчицы пищи - 4. Средний возраст данной
группы составляет 33,5 года, работники женского пола 12 человек. Образование:
20% обследуемых имеют неполное среднее образование, 30 % средне специальное
различных профессий, 50% имеют среднее полное образование. Стаж работы группы
младших медицинских работников в данном учреждении составляет 2,6 года.
Для сбора первичной психологической
информации мною был использован такой метод как анкетирования. Анкетирование -
одно из основных технических средств конкретного социального исследования;
применяется в социологических, социально-психологических, экономических,
демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждой группе,
выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы,
поставленные в форме опросного листа - анкеты.
Цель анкетирования: исследования
удовлетворенности различными аспектами работы сотрудников ГЛПУ ТО «Областная
инфекционная клиническая больница».
Чем больше выборов того или иного
утверждения и набранных по нему баллов, тем большую значимость для
опрашиваемого имеет та ил иная причина при выборе медицинской специальности.
Медперсоналу двух групп была
предложена анкета. Данная анкета была составлена мною для изучения структуры
мотива. Вопросы в анкете составлены таким образом, что бы выявить у
медицинского персонала удовлетворенность различными аспектами их трудовой
деятельностью. Респондентам были предложены закрытые вопросы, - ответ на
которые заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений.
Опрашиваемый должен дать ответы на
11 вопросов, выбрав один ответ из пяти вариантов и отметить его галочкой.
Текст опросника:
Как вы оцениваете условия труда в
вашем учреждении?
Соответствует ли работа вашим
ожиданиям
Из ниже перечисленных факторов
отметьте те, которые повлияли на Ваше решение выбрать именно эту профессию
Уверены ли вы в социальной
значимости Вашего труда?
Как Вы оцениваете существующую
систему оплаты Вашего труда?
Видите ли Вы для себя перспективы
дальнейшего карьерного роста и личностного, профессионального развития?
Считаете ли Вы, что Ваш должностной
статус является для Вас важным мотивационным фактором?
Что не устраивает вас в своей
работе?
Что, на Ваш взгляд, необходимо
изменить на Вашем рабочем месте?
Результаты анкетирования.
При обобщении результатов выявлено,
что 49% респондентов выбрали профессию по призванию, 26% - по совету
родственников и знакомых; для 17,5% - это случайный выбор, у 7,5% - опрошенных
не было другого выбора. Таким образом, почти для половины респондентов выбор
профессии был обусловлен внутренними побудительными мотивами, а для другой
половины - внешними. На вопрос: «Нравится ли Вам профессия в настоящее время?»
160человек ответили: «Да», 40 человек хотели бы ее сменить в настоящее время.
При оценке отношения персонала к
работе в целом установлено, что для 148 человек основным фактором, определяющим
удовлетворенность работой, является отношения с ближайшими коллегами; для 65 -
удовлетворенность организации труда и для 48 человек - удовлетворительные
отношения с администрацией.
На вопрос об основных негативных
факторах, влияющих на работу, ответы распределились таким образом:
Низкий уровень оплаты труда (97,5%)
Риск инфицирования ВИЧ-инфекцией,
вирусных гепатитов (42,5%)
Высокие психоэмоциональные нагрузки
(36,5%);
Низкий социальный статус профессии
(29%);
Не устраивает работа в целом (2,5%)
Сравнивая ответы, можно отметить,
что оплата труда не удовлетворяет почти всех респондентов независимо от их
возраста. Эта проблема является главной причиной острого дефицита средних
медицинских работников.
При ответе на вопрос о
морально-психологическом климате в отделении 61,5% респондентов отметили
хорошие, доброжелательные отношения между сотрудниками, однако 37,5% указали на
присутствие в коллективе отдельных конфликтных лиц, 6,5% - на неудовлетворительный
морально-психологический климат в отделениях, 2,5% - на конфликты коллектива с
официальным лидером. Сопоставляя оценку морально-психологической обстановки
персонала и руководителя, можно отметить более оптимистическую оценку этого
параметра среди руководителя (82,8%).
Мотивирующие воздействия необходимо
строить с учетом жизненных приоритетов сотрудников. Среднему медицинскому
персоналу предложили оценить приоритеты. Большинство респондентов отметили
укрепления здоровья (77%), материальные потребности (65%), ведение домашнего
хозяйства (49%), интересную работу (29,7%), духовные потребности (27,4%),
общественное признание (19,4%), досуг (17,8%), карьеру (14,7%).
Респондентам предложили выбрать один
из наиболее предпочтительных видов стимулирования: материальный, неденежный
материальный и нематериальный. Материальные стимулы предпочли 77,7%
респондентов; неденежные материальные - 15; нематериальные - 7,5%. Таким
образом, главным стимулом для медицинского персонала независимо от возраста
является материальное поощрение (92,5%).
При выборе недежных материальных
стимулов респонденты предпочли следующие:
Предоставление льготных путевок на
отдых и лечение (71,5%);
Улучшение условий труда, эргономики
рабочего места, дизайна, оснащение удобной мебелью (66,5%);
Введение гибкого графика работы
(62,5%);
Предоставление льгот на оплату
ведомственного жилья и коммунальных услуг (59%);
Предоставление спецодежды (54%);
Добровольное медицинское страхование
персонала (44%);
Сокращение продолжительности рабочей
недели (37,5%);
Награждение ценным подарком (31,5%);
Предоставление отдельного кабинета
(25%);
По результатом исследования видно,
что моральное поощрение привлекает лишь незначительное меньшинство
респондентов. Однако при изменении условий, когда использование материальных
стимулов в силу разных причин невозможно, респонденты выделили в анкетах
следующие предпочтительные формы морального поощрения;
Внимательное отношение к
индивидуальным предложениям, направленным на улучшение общего дела (69%);
Проведение доверительных бесед
(41,5%);
Объявление благодарности (59%);
Личная неформальная похвала, устное
поощрение (39,5%);
Выдвижение в резерв на вышестоящую
должность (25%);
Привлечение сотрудников к управлению
(10%);