Механизмы реализации наукоемких проектов как фактора инновационного развития
Государственное учреждение образования
«Институт подготовки научных кадров
Национальной Академии Наук»
Факультет повышения квалификации и подготовки кадров
Специальность «Инновационный менеджмент»
Реферат
«Механизмы реализации наукоемких проектов как фактора инновационного развития»
Введение
Актуальность темы исследования заключается в проблеме совершенствования экономических механизмов развития научной сферы сегодня. Данная проблема является одной из актуальных, решение которой предполагает превращение сферы науки в непосредственную производительную силу, практически применяющую результаты научных исследований на производстве.
Одним из условий решения народнохозяйственных задач по дальнейшей интенсификации экономики является всестороннее исследование современного общественного производства как сложного комплексного образования, ядром которого стала функционирующая система, состоящая из науки, техники и производства. В этой связи актуальность проблемы совершенствования организационно-экономических механизмов развития научной сферы обеспечивается фактором приумножения материально-технической базы, материального и духовного благосостояния людей на пути научно-технического прогресса, который оказывает прямое влияние на все сферы экономики, а в особенности на производство.
Особый интерес вызывает опыт развитых стран, которые достигли высокого уровня экономического развития благодаря освоению высоких технологий, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках, путем организации эффективной системы научных исследований и внедрения их результатов.
Следует добавить, что при всей важности рассматриваемой проблемы в теории мировой экономики вопросы экономики научной сферы и инновационного развития стали серьезно изучаться сравнительно недавно.
Неразработанность соответствующей научно-технической политики приводит к низкой доле высокотехнологичных и инновационных производств в реальном секторе экономики, а также недостаточному уровню внедрения отечественных научных разработок.
Сложность и многоплановость исследуемой проблемы, наличие неизученных вопросов, нуждающихся в дальнейших научно-теоретических и практических разработках, предопределили выбор темы данной работы.
Целью данной работы является разработка теоретических основ формирования и повышения экономического потенциала науки в условиях рынка, практических предложений и рекомендаций по совершенствованию организационно-экономических механизмов развития наукоемкого сектора.
Для достижения поставленной цели предпринята попытка решения основной задачи исследовать экономическую сущность наукоемкого сектора, определить принципы организации научной сферы и факторы повышения его экономического потенциала в рыночных условиях.
Объектом исследования является наука как организационно-экономическая форма творческой деятельности людей, а также специализированных организаций, создающих научную интеллектуальную собственность.
Предметом исследования выступает совокупность организационных и экономических отношений, возникающих по поводу формирования и развития наукоемкого сектора в экономике в условиях углубления рыночных преобразований.
Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические статьи и интервью.
Исследование опирается на принципы системного анализа и синтеза процессов функционирования наукоемкого сектора в национальной инновационной системе.
1. Теоретическая часть
Во многих изданиях наукоемкий проект и инновационный есть понятия синонимы. Далее по тексту «инновационный» и «наукоемкий» будут не раз пересекаться. Для дальнейших рассуждений необходимо определить, что такое инновационный проект.
Инновационный проект - это проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.
Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.
Реализация инновационного проекта - это процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.
Цель инновационного проекта - это создание новой или изменение существующей системы: технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной - и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих), коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.
Управлением инновационными проектами занимается инновационный менеджмент.
Стадии разработки инновационных проектов. Разработка инновационного проекта включает в себя две основные стадии:
.Предынвестиционная. Он предполагает поиск и обоснование жизнеспособности инновационной идеи, научные и маркетинговые исследования и разработка технико-экономического обоснования.
.Инвестиционная. На данной стадии происходит вложение денег и материальное воплощение проекта.
Поскольку выведение на рынок инновационных продуктов, как правило, требует инвестирования, необходимо обосновать целесообразность вложения денег и возможность получения прибыли от инновации. Важная задача исследовательской части проекта - доказать, что идея не только является инновационной, но и будет принята рынком.
Разработка инновационного проекта всегда начинается с поиска идеи. Поиск идеи для инновационного проекта может производиться: на основе последних научных разработок и исследований, анализа потребительского спроса (маркетинговых исследований, опросов потребителей). Поиск идеи для инновационного проекта - творческая задача, часто для этих целей используется ТРИЗ.
ТРИЗ представляет собой набор методов, объединенных общей теорией.
ТРИЗ помогает в организации мышления изобретателя при поиске идеи изобретения, и делает этот поиск более целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи более высокого изобретательского уровня.
В ТРИЗ в качестве главного направления впервые стало изучение и использование в изобретательстве законов развития технических систем.
Основным инструментом ТРИЗ являлся: алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ представляет собой ряд последовательных логических шагов, целью которых является выявление и разрешение противоречий, существующих в технической системе и препятствующих ее совершенствованию. В своем развитии АРИЗ имел ряд модификаций.
В ТРИЗ используется ряд инструментов для решения задач. К ним относятся:
.Таблица устранения технических противоречий, в которой противоречия представляются двумя конфликтующими параметрами. Эти параметры выбираются из списка. Для каждого сочетания параметров предлагается использовать несколько приемов устранения противоречия. Всего 40 приемов. Приемы сформулированы и классифицированы на основе статистических исследований изобретений.
2.Стандарты решения задач. Сформулированы стандартные проблемные ситуации. Для разрешения этих ситуаций предлагаются типовые решения.
.Вепольный (вещественно-полевой) анализ. Определены и классифицированы возможные варианты связей между компонентами технических систем. Выявлены закономерности и сформулированы принципы их преобразования для решения задачи. На основе вепольного анализа были расширены стандарты решения задач.
4.Указатель физических эффектов. Описаны наиболее распространенные для изобретательства физические эффекты и возможности их использования для решения изобретательских задач.
.Методы развития творческого воображения. Используется ряд приемов и методов, позволяющих преодолеть инерционность мышления при решении творческих задач
Жизнеспособность идеи зависит от множества факторов: уникальность проекта, наличие конкурентов и похожих проектов; наличие научных разработок и исследований по данному проекту; наличие очевидной пользы (выгоды) для потребителя, заложенной в инновационном продукте; наличие потребности в продукте, портрет потребителя, объем рынка; соотношение затрат на реализацию проекта и коммерческого эффекта; наличие исходного капитала или возможности приобретения займа, кредита; масштабность проекта, сроки исполнения и окупаемости, необходимость дополнительных вложений; маркетинговая стратегия, варианты позиционирования продукта; уровень профессионализма и личной заинтересованности исполнителей проекта; юридическая защищенность проекта, соответствие законодательству, необходимость получения сертификатов, лицензий, наличие патентов, авторских прав, возможность получения поддержки со стороны государства, через субсидии, льготы.
В результате анализа всех указанных факторов делается предварительное решение об инвестировании. После этого начинается разработка документации, научные изыскания и технико-экономическое обоснование, их согласование и утверждение.
Логическим завершением первой фазы является принятие решения о целесообразности исполнения инновационного проекта и инвестирования.
Вторая фаза - это реализация, материальное воплощение инновационного проекта. Мониторинг показателей, разрешение конфликтов и корректировка проекта.
Структура инновационного проекта. Каждый инновационный проект должен содержать следующие основные разделы:
.Сущность инновационного проекта, обоснование его деловой привлекательности в резюмирующей форме;
.Предприятие, реализующее инновационный проект. Полные сведения о деятельности, юридическом статусе, возможностях;
.Продукт, его характеристика;
.Анализ рынков сбыта продукции, конкуренция;
.Стратегия маркетинга инновационного продукта;
.Организация производственного процесса;
.Организация управления;
.Риски и их страхование;
.Стратегия финансирования.
.Классификация инновационных проектов
11.Инновационные проекты могут классифицироваться в зависимости от области применения на: исследовательские; научно-технические; организационные;
По уровню решения инновационные проекты подразделяются на: государственные; региональные; принимаемые на уровне предприятия, организации.
По типу инновации подразделяются на: новый товар; новая услуга; новый метод производства; новый метод управления; новый рынок; новый источник сырья.
По отношению к уже имеющимся системам: подрывные инновационные проекты, предлагающие совершенно новую систему, предполагающие отказ от существующих моделей, имеющие целью завоевания существующих или абсолютно новых рынков; поддерживающие инновационные проекты, целью которых служит усовершенствование существующих систем, повышение их качества.
Инновационные проекты также различают по степени завершенности: конечные и промежуточные; по времени исполнения: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.
Особенности инновационного проекта:
1.Каждый инновационный проект должен пройти цикл "наука-производство-потребление". Идея инновационного проекта должна иметь основу в форме научных и маркетинговых исследований, как и производство, должно подстраиваться под потребителя и опираться на научные разработки.
.Сложность прогнозирования результатов и как итог - повышенные риски. Появление нового всегда связано с высоким риском непринятия обществом. Консерватизм в этом плане присущ не только большей части общества, но и большинству российских объектов производства, не способных воспринять инновации даже технически. Вероятность получения положительных результатов в зависимости от вида и характера инновационных исследований колеблется от 5 до 95%.
.Разработка и внедрение инновационного проекта -творческая и уникальная задача. Поэтому многое зависит от энтузиазма и личной заинтересованности исполнителей. Анализ причин неудач инновационных проектов на западе показал, что частой причиной этих неудач является управление проектом обычными наемными менеджерами, имевших единственную мотивацию в виде денег.
.Организация работы участников проекта. Наличие свободной воли и высокой мотивации участников проекта делает привычную организацию труда и создание трудовой дисциплины нецелесообразной. Поэтому необходим адекватный подход к выбору руководителями стиля управления.
.Отсутствие привычных стандартов для инновационного проекта. Даже самая четкая концепция проекта может претерпеть серьёзные изменения в процессе разработки.
В данном блоке были рассмотрены классификации инновационных проектов, на основе которых впоследствии будут предприниматься различные решения и применятся различные механизмы реализации.
2. Практическая часть
За историю развития человечества и цивилизации наука превратилась из таинственной системы знаний, получаемых и используемых избранными, в полнокровный и масштабный институт со своими структурами, связями и законами функционирования. Существенное влияние науки на динамику материального производства выдвинуло ее в ряд особых объектов познания как специфического общественного явления.
В настоящее время возникает необходимость полного, а не половинчатого признания науки и научного обслуживания как самостоятельного вида производства. Это положение подтверждается тем, что, во-первых, начиная с конца девятнадцатого века, усиливается роль и значение коллективного труда ученых, оснащенных новейшими приборами, во-вторых, продукция научных учреждений является товаром и этот товар подлежит реализации потребителям, т.е. науку можно рассматривать как отрасль экономики народного хозяйства.
Рассмотрение науки как специфической сферы человеческой деятельности в качестве самостоятельной отрасли народного хозяйства предполагает акцентирование внимания на включенность науки в экономическую структуру народного хозяйства.
Научную систему мы рассматриваем как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, осуществляющих целенаправленную деятельность по производству нового знания.
В ХХ веке наука включилась непосредственно в систему общественного воспроизводства и развитие науки - важнейший фактор экономического роста. Об этом свидетельствует тот, факт, что если в семидесятых годах двадцатого века в стоимости технологической продукции доля интеллектуального продукта составляла 3%, то в 2000 году уже около 35%. К 2010 году эта цифра поднялась до 70%.
Рост наукоемких рынков в рамках процесса глобализации мировой экономики происходит за счет перераспределения финансовых, материальных и трудовых ресурсов с других рынков. Поэтому фирмы, работающие в высокотехнологичном секторе, с одной стороны, используют преимущества этого процесса, а с другой - их деятельность сама его ускоряет.
В определении субъектов наукоемкого сектора в национальной экономической системе с позиции последовательного производства научно-исследовательских работ и реализации наукоемких технологий в настоящий момент задействована только научно-исследовательская сфера, т.е. проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования.
В теоретических работах наукоемкий сектор рассматривается с позиции организации наукоемкого производства.
Мы можем сформулировать определение наукоемкого сектора как сферы экономики, характеризующейся высокими удельными затратами на научные исследования и разработки, и способствующей реализации фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, освоению, производству и коммерциализации отечественных наукоемких технологий.
Структурно-динамический анализ, дополняется анализом основных составляющих инновационного потенциала с «пограничными» характеристиками, в процессе определения положительных и негативных тенденций, происходящих в нашем регионе в научно-инновационной сфере.
Реализация данного алгоритма требует решения ряда методических проблем. Проблема первая обусловлена необходимостью выбора совокупности показателей, характеризующих ресурсную и результативную составляющие инновационного потенциала. Решая данную проблему, следует исходить из того, что число показателей должно быть двухуровневым - состоять из обобщающих и частных показателей. Первые из них выступают базовыми характеристиками и требуют определения пограничных состояний, вторые - играют вспомогательную роль и служат в основном для пояснения выявленных тенденций инновационного развития нашего региона.
Проблема вторая связана с формированием нормативной модели состояния инновационного потенциала. Ее решение представляется автору в определении системы неравенств, увязывающих обобщающие показатели с их пограничными характеристиками.
Эффективная национальная инновационная система является ключевым механизмом развития наукоемкого сектора экономики и формирования качественно новой конкурентоспособной экономики, основанной на инновациях. Инновационное развитие требует системного подхода, поскольку оно рассматривается не в виде цепочки односторонних причинно-следственных связей, ведущих от НИОКР к инновациям, а как процесс взаимодействия и обратных связей между всем комплексом экономических, социальных, организационных, финансовых и других факторов, определяющих развитие наукоемких производств и коммерциализацию инновационной деятельности.
Инвестиционное обеспечение развития наукоемкого сектора предполагает рассмотрение всех логических последовательностей формирования инвестиционных ресурсов на многоканальной основе и вложения их в определенные подсистемы наукоемкого сектора. Развитие наукоемкого сектора в первую очередь предполагает развитие сферы наукоемкого производства и формирования полноценной инновационной инфраструктуры, способной коммерциализировать разработки отечественных ученых из научно-исследовательской сферы.
Рыночные механизмы по развитию коммерциализации наукоемкого сектора автор рассматривает с двух позиций:
1.Внедрение рыночных механизмов продвижения наукоемкого продукта отечественных НИО;
.Создание условий для получения положительного коммерческого результата от реализации наукоемкого продукта.
По первой позиции установлено, что исследование причин успехов и неудач научно-технических нововведений обнаруживает повторяющийся ряд факторов. Наиболее важными являются следующие факторы: ориентация на рынок; соответствие целям организации; эффективная система отбора и оценки проектов; эффективное управление проектами и контроль; источник творческих идей; восприимчивость организации к нововведениям; индивидуальная и коллективная ответственность.
Что касается второго аспекта коммерциализации наукоемкого сектора, связанного с созданием условий для продвижения наукоемких продуктов, то здесь определенная роль отводится и государственным органам. В литературе под коммерциализацией понимается процесс выделения средств на инновации и поэтапного контроля за их расходованием, включая оценку и передачу завершенных и освоенных в промышленных условиях результатов инновационной деятельности. В отличие от планово-директивной экономики, в которой финансирование, управление инновациями и передача результатов выполнялись раздельно, процессы коммерциализации в условиях рынка объединяют эти функции с целью ориентации их на положительный коммерческий (т.е. самоокупаемый) результат.
В качестве основы механизма управления инновационными процессами, составной частью которых является коммерциализация, целесообразно использовать модель принятия решений по управлению перемещением (продвижением) технологии по всем стадиям полного жизненного цикла (ПЖЦ) инноваций. Такая модель учитывает патентование, обеспечение условий для реализации точек роста (старт-апов), создание компаний дополнительного дохода (спин-офф компаний), финансирование посредством фондов, банков, госзаказов, кадры, маркетинг, обслуживание, выход на мировой рынок, экспорт технологий и т.д.
Большинство ее элементов, сложившиеся еще в условиях планово-директивной системы, подлежат структурному и функциональному реформированию с учетом требований внутреннего и мирового рынков.
Само понятие «эффективность науки» распространяется на комплекс проблем оценки научной деятельности в различных ее аспектах: экономическую эффективность, научно-технический уровень, социальную эффективность и т.д. Стали появляться исследования, в которых эффекты НИОКР базируются на концептуальном подходе, согласно которому выделяют три их вида: социально-политический, научно-технический и экономический. Эти виды эффектов находятся в определенном единстве, взаимно влияют друг на друга. Причем, результат, получаемый от реализации НИОКР, может иметь экономический, социальный или чисто научный характер.
При моделировании инновационного процесса может быть использован имитационный подход, который позволяет провести машинный управляемый эксперимент с моделью на ЭВМ для оценки разных вариантов технологических и экономических характеристик инновационного проекта для принятия тех или иных решений.
Предлагаемая автором модель взаимосвязи систематического риска и доходности инновационной деятельности дает возможность определения зоны риска в зависимости от уровня потерь в деятельности интегрированных корпоративных структур, а также ее соответствия коэффициенту экономического риска в инновационной деятельности.
Путь от зарождения идеи до ее практического воплощения состоит из шагов, которые объединяются в три ключевых этапа: генерации и селекции идей; анализа, проверки и апробации выдвинутой идеи; контроля стратегической перспективы нового продукта, коммерциализации инновации, получения и перераспределения прибыли.
В состав инновационного проекта входят основные функциональные подразделения, участвующие в его реализации - это маркетинг, НИИ, производство и финансы. Здесь функции научного поиска может осуществлять как стратегический партнер, т.е. сторонний НИИ, так и входящие в состав предприятия научно-исследовательское инновационное подразделение. Высшие менеджеры, по замыслу модели, привлекаются на так называемые контрольные этапы для принятия решения о переводе новинки на новый этап или отказ от нее. Такими этапами являются генерация и отбор идей, проверка концепций, контроль проекта и коммерциализация инноваций. Следует подчеркнуть смысл и значение параллельного принятия решения отделами маркетинга, НИИ, производства, финансов и руководством. Такой подход позволит, во-первых, совместно оценить рыночные, научно-технические, производственные и финансовые перспективы нового продукта. Во-вторых, этот метод предполагает объединение ответственности между исполнителями инновационного проекта за его реализацию, а также работу в команде. В-третьих, совместное принятие решения о переходе на следующую стадию подразумевает общее участие в принятии решений об отказе от выдвинутых идей как на стадии регенерации и отбора, так и на последующих этапах, вплоть до коммерциализации.
Автором установлено, что важным фактором, оказывающим существенное влияние на формирование эффективного организационно-экономического механизма развития наукоемкого производства выступает финансовое прогнозирование. В качестве исходных данных, необходимых для финансового прогнозирования, выступают прогнозные характеристики маркетинговой и производственной составляющих организационно-экономического механизма развития наукоемкого производства. Этими характеристиками являются, во-первых, прогноз объемов продаж наукоемкой продукции предприятия, а во-вторых, прогноз расходов, связанных с разработкой наукоемкой продукции, а также производством и продажей наукоемкой продукции.
Результаты финансового прогнозирования выступают в качестве основы для разработки системы финансового планирования деятельности высокотехнологичного предприятия на долгосрочную и текущую перспективу.
Инновационная деятельность высокотехнологичного предприятия характеризуется более высоким уровнем риска. Поэтому возникает необходимость использования инструментов венчурного финансирования. Соответственно изменяются и механизмы планирования привлечения и использования финансовых ресурсов.
В современных условиях в деятельности высокотехнологичного предприятия существенную роль играют два обстоятельства. С одной стороны, спрос на наукоемкую продукцию высокотехнологичного предприятия, уровень цен на потребляемые ресурсы и основные факторы производства (оборудование, технологии и т.д.) формируются под влиянием рыночных отношений. С другой стороны, на результаты инновационной деятельности высокотехнологичного предприятия важное влияние оказывают инструменты государственного регулирования экономики. Эти инструменты влияют, во-первых, на финансовые потоки, формирующиеся в процессе создания, освоения и использования наукоемкой продукции, а во-вторых, на экономические показатели деятельности высокотехнологичного предприятия. Государственное регулирование инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий предполагает использование таких инструментов, как размещение на предприятиях государственного заказа, предоставление налоговых льгот в сфере создания, освоения и использования наукоемкой продукции и т.д.
Заключение
В данной работе впервые предложены рыночные и государственные механизмы развития наукоемкого сектора национальной инновационной системы.
Выводы, полученные в ходе написания работы, состоят в следующем:
.Теоретические основы организационно-экономического взаимодействия науки с отраслями народного хозяйства;
.Определены особенности функционирования науки и разработаны принципы организации научной сферы;
.Введены критерии оценки экономического потенциала научной сферы;
.Выявлены тенденции в соотношениях затрат на фундаментальные и прикладные исследования, разработки, а также роль государства в этом процессе;
Практическая значимость работы заключается в том, что ее теоретические выводы могут быть использованы в качестве рекомендаций по дальнейшему реформированию и развитию наукоемкого сектора на основе активизации государственных и рыночных механизмов, внедрения новых организационно-экономических механизмов регулирования процесса нововведений, а также по внедрению кластерной модели организации наукоемкого производства. Это в целом обеспечит эффективность реализации государственных программ, ориентированных на повышение удельного веса высокотехнологичных производств, усиление коммерциализации научно-исследовательских работ и активизации инновационного предпринимательства.
Рассмотренная совокупность теоретико-методических вопросов дает основание утверждать, что выделение наукоемкого сектора национальной экономики в самостоятельный объект исследования открывает новое направление научного поиска в экономике, организации и управлении национальной инновационной системой, позволяет решить эту проблему комплексно, существенно приблизив ее к потребностям практики.
Литература
1.Инновационный менеджмент: Учебник для вузов С.Д. Ильенкова, Л.M. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 343 с.
2.А. М. Мухамедьяров «Инновационный менеджмент», Учебное пособие, Второе издание, Москва, Инфра-М, 2008
.Фатхутдинов В. А. «Инновационный менеджмент»: Учебник для вузов 6-е изд. - СПб, Питер, 2008
.Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб: Питер, 2001. - 304 с.
.Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л. Н. Оголевой - М.: ИНФРА - М, 2002. - 238 с.