Управление финансами в бюджетной сфере
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ
.1 Сущность бюджетной системы РФ
.2 Понятие и структура бюджетной классификации
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ РФ
.1 Управление бюджетными расходами: принципы, цели, задачи
.2 Формы бюджетных расходов
ГЛАВА 3. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ
.1. Законодательная база управления бюджетными расходами
.2 Разграничение расходных полномочий в РФ и система управления расходами
.3 Реструктуризация бюджетной системы
.4 Планирование бюджетных обязательств
.5 Реестр расходных обязательств
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ РАСХОДАМИ НА ПРИНЦИПАХ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ
.1. Экономическое содержание бюджетирования, ориентированного на результат
.2 Определение критериев качественного управления расходами на региональном уровне
.3 Целевые программы как элемент системы управления расходами на принципах бюджетирования, ориентированного на результат
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА 2010 - 2012 ГОДЫ
.1 Расходы федерального бюджета на 2010 год
.2 Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность"
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Безусловно, центральное место в финансовой системе любого государства занимает бюджет. Это денежный фонд, используемый государством для финансирования своей деятельности, с помощью которого оно оказывает влияние на экономические процессы. Из федерального бюджета осуществляется финансирование мероприятий оборонного характера, развития науки, подготовки кадров, органов государственного управления, развития инфраструктуры. Средства бюджета являются основным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений производства, освоения новых месторождений и новых технологий.
Актуальность темы научной работы определяется нерациональностью расходования бюджетных средств бюджетной системы РФ. Такое положение во многом обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и практических вопросов оптимизации государственных расходов.
Регулирующая роль бюджета проявляется через соответствующие группы отношений - доходы и расходы бюджета. Бюджетные расходы - это форма перераспределения имеющихся в распоряжении государства финансовых ресурсов в целях максимально возможного удовлетворения потребностей, обеспечивающих осуществление процесса государственного и муниципального управления. Основное назначение расходов - обеспечение выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач. Одновременно, бюджетные расходы выступают важным фактором, оказывающим влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. Стимулирование совокупного предложения осуществляется через субсидирование и кредитование из бюджета субъектов хозяйствования, через размещение государственных (муниципальных) заказов на поставку товаров, работ и услуг для государственных нужд. При этом финансовая политика, направленная на стимулирование совокупного предложения, а значит и производства валового внутреннего продукта, создает предпосылки для дальнейшего увеличения бюджетных расходов. Влияние расходов бюджета на совокупный спрос обеспечивается путем прямых бюджетных инвестиций, социальных выплат нуждающимся категориям населения, а также финансирования производства общественных благ. Бюджетные расходы влияют на социально-экономические процессы также посредством использования адекватных форм бюджетного финансирования, нацеленных на повышение эффективности использования бюджетных средств.
Таким образом, уровень бюджетных расходов свидетельствует о степени участия государства в экономической деятельности общества и в обеспечении общеэкономического равновесия. Исследование динамики расходов бюджета государства может дать важную информацию о степени социально-экономического развития страны, о приоритетах государственной политики, о дисбалансах, которые складываются в результате неравномерного распределения финансовых ресурсов, и о направлениях дальнейшего совершенствования распределения финансовых ресурсов при реализации государством возложенных на него функций и задач. Не стоит забывать и о том, что на современном этапе развития в условиях экономической глобализации социально-экономическое развитие страны должно происходить под влиянием тех же приоритетов, которыми определяется развитие ведущих зарубежных стран, а государственная финансовая политика должна быть направлена на реализацию этих приоритетов.
Цель научной работы - анализ управленческих функций государства в сфере расходования бюджетных средств.
Объектом является федеральный бюджет Российской Федерации.
Предмет: бюджетная политика правительтсва в области управления государственными расходами.
Для достижения, поставленный мною, целей в данной работе необходимо решить следующие задачи:
.дать понятие расходов государства,
.изучить их структуру и классификацию;
.изучить нормативное правовое регулирование управления бюджетными расходами;
.изучить управление расходами на принципах бюджетирования, ориентированного на результат;
.рассмотреть перспективный план расходования бюджетных средств РФ на 2010 -2012 гг.
Отсутствие целостной и эффективной системы управления рационализацией бюджетных расходов негативно сказывается на социально-экономическом развитии страны. Оно усиливает отставание России от мирового сообщества и препятствует эффективному экономическому росту страны.
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ
.1 Сущность бюджетной системы РФ
Бюджетное устройство РФ основывается на модели бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм есть не что иное, как форма бюджетного устройства в федеральном государстве, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной система в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном на учёте общегосударственных интересов, и на реализацию интересов субъектов федерации.
Бюджетное устройство - основанная на правовых нормах организация системы взаимосвязей не только между звеньями бюджетной системы, но и между участниками бюджетного процесса. Эти взаимосвязи формируются на основе взаимодействия различных финансовых механизмов, направленных на реализацию целевой установки функционирования всей бюджетной системы страны и выполнение в процессе управления бюджетными ресурсами страны функций бюджетного регулирования и бюджетного обеспечения.
Бюджетное устройство обеспечивает в процессе управления бюджетными ресурсами формирование устойчивых взаимосвязей между звеньями бюджетной системы и участниками бюджетного процесса посредством следующей системы принципов (целевых установок): принципов построения бюджетной системы; принципов формирования и исполнения бюджетов; принципов организации бюджетного процесса.
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система - организованная совокупность форм и методов и распределения финансовых ресурсов различных уровней власти.
Структура бюджетной системы РФ закреплена в ст. 10 БК РФ и включает три уровня: 1 уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2 уровень - бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 3 уровень местные бюджеты, в том числе:
·бюджеты муниципальных районов;
·бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
·бюджеты городских и сельских поселений.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Федерации; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Центральное место в финансовой системе занимает федеральный бюджет - имеющий силу федерального закона финансовый план государства; в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов, но и все основные параметры экономического развития страны.
Через федеральный бюджет осуществляется перераспределение ВВП и национального дохода в рамках всего государства.
Доходы федерального бюджета собираются по всей территории РФ по единым нормативам, а расходы предназначены для исполнения расходных обязательств РФ и осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну.
Следующим после федерального бюджета звеном бюджетной системы РФ являются бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты), которые представляют собой обособленную часть бюджетной системы РФ, связанную с последней генетически. Они составляют часть целого , пока существует целостность государства. Региональные бюджеты являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности.
Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами ( ст.6 БК РФ).
Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации.
Консолидированный бюджет субъекта Федерации составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом.
Консолидированный бюджет РФ и её субъектов не подлежит утверждению в законодательном порядке, а является лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующего региона.
Бюджетная система - это не просто сумма доходов и расходов, формируемых на уровне её отдельных звеньев или уровнях публичной власти. Это действительно система, которая представляет собой единое целое; все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.
1.2 Понятие и структура бюджетной классификации
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная классификация ориентирована на решение следующего круга проблем:
·законодательного контроля за составом и структурой расходов и доходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом;
·формирования механизма реализации принципа единства бюджетной системы;
·получения сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;
·формирования механизмов законодательного контроля бюджетного процесса.
Определение принципов <#"justify">1) Классификация доходов бюджетов
Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:
) кода главного администратора доходов бюджета;
) кода вида доходов;
) кода подвида доходов;
) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.
Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.
В случаях изменения состава и (или) функций главных администраторов доходов бюджета, а также изменения принципов назначения и присвоения структуры кодов классификации доходов бюджетов изменения в перечень главных администраторов доходов бюджета, а также в состав закрепленных за ними кодов классификации доходов бюджетов вносятся на основании нормативного правового акта (муниципального правового акта) финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
) налоговые и неналоговые доходы:
·налоги на прибыль, доходы;
·налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
·налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
·налоги на совокупный доход;
·налоги на имущество;
·налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
·государственная пошлина;
·задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
·страховые взносы на обязательное социальное страхование;
·доходы от внешнеэкономической деятельности;
·доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
·платежи при пользовании природными ресурсами;
·доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
·доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
·административные платежи и сборы;
·штрафы, санкции, возмещение ущерба;
·доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
·возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
·прочие неналоговые доходы;
) безвозмездные поступления:
·безвозмездные поступления от нерезидентов;
·безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
·безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
·безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
·безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
·прочие безвозмездные поступления.
Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень <#"justify">1) федеральный бюджет;
) бюджеты субъектов Российской Федерации;
) бюджеты муниципальных районов;
) бюджеты городских округов;
) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
) бюджеты городских и сельских поселений;
) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов.
Министерство финансов Российской Федерации утверждает перечень <#"justify">1)кода главного распорядителя бюджетных средств;
)кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
)кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
) общегосударственные вопросы:
·функционирование Президента Российской Федерации;
·функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;
·функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;
·функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;
·судебная система;
·обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;
·обеспечение проведения выборов и референдумов;
·международные отношения и международное сотрудничество;
·государственный материальный резерв;
·фундаментальные исследования;
·обслуживание государственного и муниципального долга;
·резервные фонды;
·прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;
·другие общегосударственные вопросы;
) национальная оборона:
·Вооруженные Силы Российской Федерации;
·модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;
·мобилизационная и вневойсковая подготовка;
·мобилизационная подготовка экономики;
·подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;
·ядерно-оружейный комплекс;
·реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;
·прикладные научные исследования в области национальной обороны;
·другие вопросы в области национальной обороны;
) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
·органы прокуратуры;
·органы внутренних дел;
·внутренние войска;
·органы юстиции;
·система исполнения наказаний;
·органы безопасности;
·органы пограничной службы;
·органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
·защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;
·обеспечение пожарной безопасности;
·миграционная политика;
·модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов;
·прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
·другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
) национальная экономика:
·общеэкономические вопросы;
·топливно-энергетический комплекс;
·исследование и использование космического пространства;
·воспроизводство минерально-сырьевой базы;
·сельское хозяйство и рыболовство;
·водное хозяйство;
·лесное хозяйство;
·транспорт;
·дорожное хозяйство;
·связь и информатика;
·прикладные научные исследования в области национальной экономики;
·другие вопросы в области национальной экономики;
) жилищно-коммунальное хозяйство:
·жилищное хозяйство;
·коммунальное хозяйство;
·благоустройство;
·прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;
·другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;
) охрана окружающей среды:
·экологический контроль;
·сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;
·охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
·прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;
·другие вопросы в области охраны окружающей среды;
) образование:
·дошкольное образование;
·общее образование;
·начальное профессиональное образование;
·среднее профессиональное образование;
·профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
·высшее и послевузовское профессиональное образование;
·молодежная политика и оздоровление детей;
·прикладные научные исследования в области образования;
·другие вопросы в области образования;
) культура, кинематография, средства массовой информации:
·культура;
·кинематография;
·телевидение и радиовещание;
·периодическая печать и издательства;
·прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;
·другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;
) здравоохранение, физическая культура и спорт:
·стационарная медицинская помощь;
·амбулаторная помощь;
·медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;
·скорая медицинская помощь;
·санаторно-оздоровительная помощь;
·заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;
·санитарно-эпидемиологическое благополучие;
·физическая культура и спорт;
·прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта;
·другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта;
) социальная политика:
·