Архитектурные памятники церковного зодчества Киевской и Владимиро-Суздальской Руси
Тема
Архитектурные памятники церковного зодчества Киевской и Владимиро-Суздальской Руси
1. Соборы - памятники архитектуры Киевского периода
Собор святой Софии в Новгороде Первоначально Софийский собор был деревянным. Строительство каменного собора началось в 1045 г. и завершилась в 1050 г. Пять мощных куполов Софии Новгородской были подняты над монолитным кубическим храмовым зданием. В XI в. Святая София возвышалась громадой розовой плинфы (плоский кирпич) над невысокими деревянными палатами. Фасад украшали бронзовые врата немецкой работы, попавшие в Новгород в 1187 г. как трофей. Изнутри собор был расписан фресками.
В течение восьми веков София Новгородская несколько раз горела, терпела разрушения и перестраивалась. Лишь в 1900 г. в результате реставрации были открыты фрески XI в. и восстановлен первоначальный вид храма. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) храм пострадал от артиллерийского обстрела и был разграблен немцами. В послевоенное время его отреставрировали, но многие драгоценные фрески погибли безвозвратно. До нашего времени дошли лишь немногочисленные фрагменты.
Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним помимо новгородской Софии относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. Апсид три, центральная пятигранная, боковые - округлые. С трех сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы - 38 м.
Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не обделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича. Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича.
. Спасо-Преображенский собор в Чернигове заложен по приказанию могущественного князя Мстислава Владимировича в середине XI в. Когда этот черниговский князь, сын Владимира Святославича, задумал воздвигнуть каменный собор в своей столице, за образец он пожелал взять Десятинную церковь. Учёные полагают, что собор строи ли константинопольские мастера. По словам летописи, в год кончины Мстислава, погребённого в ещё не достроенной церкви в 1036 г., сидящий на коне всадник мог рукой достать верх стены собора. Как и все киевские храмы того времени, он был возведён из плинфы и необработанного камня, редкими рядами вкрапленного в кладку. Кирпичи образовывали полосы на поверхности стены благодаря особой технике, применявшейся в Константинополе: кладке «с утопленным рядом». Слой раствора скрывал рады плинфы, чуть сдвинутые в глубь стены. Эти так называемые «утопленные ряды» чередовались с обычными. Храмы тогда не штукатурили, и кирпичный орнамент, выполненный с помощью чуть розоватого раствора из-за добавленного в него толчёного кирпича, помимо нарядности придавал храму неповторимую лёгкость. Кирпичный орнамент изящно огибал оконные проёмы, стелился по стене крестами или поясами меандра. На стенах апсид мастера выкладывали высокие полукруглые плоские ниши (тремя и двумя ярусами соответственно на центральной и боковых апсидах).
В своей основе это был пятиглавый храм типа вписанного креста с развитой алтарной частью и нартексом - помещением с западной стороны храма. Из-за него храм получался вытянутым, прямоугольным. Нартекс обязательно отделялся от наоса - центральной части храма - стеной, но с арочными проёмами, ведущими соответственно в каждый из нефов. Один из самых красивых элементов архитектуры Спасо-Преображенского собора - тройные аркады, расположенные в трех ярусах подкупольного квадрата между боковыми столбами. В нижних аркадах были использованы необычные для Руси византийские колонны. Сами аркады - очень древний архитектурный мотив, встречающийся в византийских храмах с V в. Вторящие друг другу широкие и торжественные арочные дуги придают пространству храма зрительные единство. Внутреннее пространство Спасо-Преображенского собора обладает необычным свойством, которое называют пластикой архитектуры. В покое стен чувствуется перетекание тяжести от одной опоры к другой, перед глазами выстраивается всё сложное многообразие арочных переходов. Русская архитектура начиналась здесь триумфом света, величия и необычайной гармонии. Стены храма задают ритм внутреннему пространству и, построив объём, создают красоту крупных, весомых и как бы круглящихся объёмов. В Спасо-Преображенском соборе явлено в рукотворном творении торжество небесной власти. Мудрое и высокое наследие Византии, может быть, нигде более так не ощущается в архитектуре Древней Руси.
Рядом со Спасским собором стоит Борисоглебский собор, заложенный в 1120 году князем Давидом как княжеская усыпальница. Высота сооружения в самом высоком, среднем, нефе до свода маковки - 25 метров. Храм построен исключительно из древнерусской плинфы, природный камень здесь не использовался. Плинфа изготовлялась из белой каолиновой глины; в отличие от кладки Спасо-Преображенского собора, кладка Борисоглебского собора вполне современная - порядовая: один ряд плинфы клался на другой. В то время княжества постоянно вели междоусобные войны, и церкви часто становились последней надеждой и крепостью горожан; поэтому толщина стен здания была 1,5-2 метра. Для оборонных же целей делались и окна-бойницы. В плане Борисоглебский собор близок к романскому стилю - он поражает своей монументальностью, спокойствием, мощью.
Самой интересной чертой и важнейшим элементом здания являются резные капители, завершающие его внешние полуколонны. Только в трех княжествах Киевской Руси использовали резной камень; черниговские барельефы - лучшие и имеют большую художественную ценность. На капителях изображены фантастические животные и растения, сплетенные в сложный орнамент. Такие образы напоминают о языческом периоде. Речь идет о так называемом зверином стиле в искусстве, который широко использовался при изготовлении ювелирных украшений для скифских царей. Сегодня образцы звериного стиля можно увидеть в убранстве зданий XII века в Южной Франции.
Ворота весом 50 кг были отлиты в Южной Германии в городе Аугсбург по эскизу неизвестного черниговского художника. В центральной части каждой створки изображения, соответственно, святых Бориса и Глеба, выше и ниже - образы четырех евангелистов. В самом низу изображены пророк Исайя и царь Давид, в верхней части - Богоматерь и архангел Гавриил, на самой верхушке - благословляющий Христос, а по центральной оси сверху донизу расположены изображения десяти царей Иудеи. Самую нижнюю же часть врат украшает герб гетмана Украины Ивана Мазепы. Царские врата являются бесценным шедевром искусства, который дошел до нас почти неповрежденным.
В интерьере Борисоглебского собора хранится самый интересный памятник Чернигова, его символ и талисман - белокаменный рельеф, оригинально украшавший западный портал сооружения. Он изображает Черниговского Зверя - фантастическое существо с головой собаки, парой лап, птичьими крыльями и обвитым лозой чешуйчатым туловищем, которое заканчивается змеиным хвостом.
Логично завершает серию памятников киеворусского строительства его самая ценная жемчужина - церковь Параскевы Пятницы, возведенная на рубеже XII и XIII веков около городской рыночной площади и названная в честь святой покровительницы торговли.
Византийский стиль, доминировавший в первых русских культовых сооружениях, основывался на богатом и поразительном интерьере, задачей которого было убедить людей в преимуществах христианской веры. Позже ситуация изменилась: верующие шли в церковь, чтобы быть ближе к Богу, чтобы пообщаться с ним. Храмы приобретали близкие к человеческому телу пропорции. В то же время архитекторы стали уделять значительно больше внимания экстерьерам сооружений. В Европе эта тенденция проявилась в переходе от романского стиля к готике. Храмы утратили сходство с оборонительными башнями, они устремились ввысь, их высота начала в полтора-два раза превышать горизонтальные измерения. Внешние стены утратили романскую монументальность и благодаря красивой пропорциональности стали создавать радостный, изысканный и возвышенный образ.
Церковь Параскевы Пятницы является крестово-купольным храмом, стремящимся ввысь. Ее размеры в плане относительно невелики - 12х10,5 м, с абсидой - 15х10,5 м, однако внутренняя высота от пола до высшей точки купола составляет 27 м. Она на два метра превышает высоту своего «предшественника» - Борисоглебского собора. Устремленность здания ввысь усиливается тремя ярусами.
Архитектурные черты, впервые появившиеся в Пятницкой церкви, получили дальнейшее развитие в русском, украинском, румынском храмовом строительстве. Пятницкая церковь возведена намного раньше всех московских шатровых церквей XVI века. На нее очень похожа московская церковь Вознесения, построенная в 1532 г. в селе Коломенском, которая является первым шатровым каменным сооружением Московии. В русской архитектуре закомары превратились в кокошники. Закомара - это конструктивный архитектурный элемент, внешняя дуга свода. Кокошник же является элементом сугубо декоративным, это плоская пластина, по форме схожая с лепестком цветка или с головным убором русских женщин (отсюда и название).
2. Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII-XIII веков
Обширное строительство во Владимиро-Суздальской земле началось в середине XII века, в период княжения сына Мономаха Юрия Долгорукого (1125-1157 гг.), построившего ряд укрепленных городов на ее юго-западной и южной границах - Дмитров, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский и др.
В середине XII века в северовосточной Руси начала складываться новая архитектурная система, получившая свое блестящее развитие в строительстве Андрея Боголюбского. Андрей Боголюбский (княжение 1157-1174 гг.), крупный государственный деятель своего времени, богато застроил Владимир, превратив его в один из самых красивых городов древней Руси.
При Андрее Боголюбском был построен Успенский собор (1158-1161 гг.) во Владимире - главное здание города. Успенский собор во Владимире был самым обширным и величественным зданием Владимиро-Суздальского княжества. Его внутреннее и наружное убранство поражало современников неслыханной по тому времени роскошью, обилием позолоты и цветных тканей. Стройное и изящное белокаменное здание легко вздымало свою сверкающую золотом главу и занимало господствующее положение в архитектурном ансамбле Владимира.
При правлении Всеволода III «Большое гнездо» (княжение 1176-1212) Владимиро-Суздальское княжество достигло исключительного могущества. Как в политике, так и в архитектуре Всеволод продолжал и развивал традиции предыдущего времени. Он еще более расширил Владимир, усилил его укрепления и продолжал строительство монументальных зданий, которые должны были сделать столицу его княжества самым красивым, богатым и мощно укрепленным городом древней Руси.
Дробление Владимиро-Суздальского княжества на уделы после смерти Всеволода (1212 г.) и беспрерывные войны между сыновьями последнего способствовали тому, что в этот тяжелый период мало строили из камня.
Фрагменты росписи Дмитриевского собора с несомненностью свидетельствуют о том, что здесь работали художники-греки. Это еще раз говорит о широте художественных связей Владимиро-Суздальского княжества.
Монументальная икона Дмитрия Солунского (конец 12 - начало 13 в.) предположительно связана с Всеволодом III, патроном которого считался Дмитрий Солунский. В этой иконе Дмитрий Солунский - не суровый воин-подвижник, а властитель, на которого бог руками ангела возлагает княжескую корону. Его меч - символ светской власти, твердой и непоколебимой. В соответствии с изменением характера образа святого-воина изменился весь его облик. В спокойной позе восседает Дмитрий Солунский в богатой, украшенной драгоценными камнями и золотом одежде на вышитой жемчугом подушке роскошного трона. Если бы не жест правой руки, вынимающей из ножен меч, поза воина была бы совсем неподвижна, как неподвижно его лицо. Идея сильной княжеской власти в значительной мере лишает образ «святости», но это не ведет к отказу от отвлеченности иконного письма. Главными художественными средствами здесь стали силуэт и соотношение локальных красочных пятен. Хотя колорит иконы еще очень приглушен, декоративность цвета начинает выступать очень отчетливо и сообщает художественному образу внутреннее напряжение.
Дальнейшее развитие владимиро-суздальской живописи можно представить по ярославским памятникам. В 13 в. Ярославль стал большим художественным центром. Здесь шло интенсивное строительство, здесь работали талантливые живописцы. Именно к ярославской школе относится монументальная икона Знамения (первая половина 13 в.), так называемая Ярославская Оранта. В иконе господствует строгая симметрия, благодаря которой поза Богоматери кажется особенно неподвижной и величественной, но в целом ее образ не отличается непреклонностью. Ее фигура гораздо более стройна, чем фигура Оранты в Киевской Софии. Жест ее воздетых рук, повторенный Христом, не устрашает, а привлекает. Древнерусский человек воспринимал ее как заступницу. Этому характеру образа соответствует и яркий, сияющий колорит иконы. Темно-вишневые, красные, зеленые, белые тона в сочетании с золотом фона образуют звучный и радостный цветовой аккорд.
Ярославские иконы, созданные на протяжении 13 и в начале 14 в. («Архангел Михаил», «Толгская Богоматерь», обе в Третьяковской галлерее), свидетельствуют о все более решительном отступлении художников от византийских иконографических схем.
Церковь Покрова на Нерли - храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник владимиро-суздальской школы. Церковь была построена в 1165 году при князе Андрее Боголюбском после гибели его сына Изяслава. Существуют гипотезы о том, что Изяслав погребён на нерлинском холме, либо в самой церкви.
Место расположения храма нетрадиционно: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу, предположительно в месте впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, предположительно облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров, подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 3 м).
Храм кубического типа, крестово-купольной системы, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с арочным фризом и углублёнными многоарочными порталами. Стены церкви имеют слегка заметный наклон внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения.
Стены церкви украшены резным рельефом. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма - восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.
Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).
Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.
В конце XVIII века из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбского монастыря (к которому она приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако, недостаток средств не позволил начать работы.
Церковь Покрова на Нерли включена в Список Всемирного наследия.
Древнейшая часть Суздаля - Кремль. Композиционным центром суздальского Кремля является кафедральный собор Рождества Богородицы XII века. Южные и западные врата собора, выполненные в технике огневого золочения, являются уникальным памятником декоративно-прикладного искусства древней Руси.
Собор Рождества Богородицы в Суздале, построен в 1222-1225 годы. (верхняя часть перестроена в XVI в.). Большой шестистолпный храм с тремя притворами завершался первоначально тремя главами. Его создатели свободно интерпретировали конструктивную логику в убранстве фасадов: они пересекали лентой плетенки и резными камнями лопатки, покрывали резьбой и разрывали бусинами колонки порталов. На фоне кладки из туфа особенно четко выделяются белокаменные лопатки и тяги, резной белокаменный пояс и рельефы. Роскошные, писанные золотом медные двери собора отражают любовь к узорочью. Более орнаментальной становится и внутренняя фресковая живопись. Храм теряет церемонную парадную представительность, его облик живописен и жизнерадостен, отражает духовное совершенство и могущество Святой Руси.
Суздальские врата богато орнаментированы, здесь встречаются изображения фантастических животных. Орнаментация, легкая и изящная, близка к произведениям ювелирного искусства, которое получило богатое развитие во Владимиро-Суздальском княжестве. Археологи нашли немало украшений, говорящих об изысканном вкусе местных ремесленников - эмальеров, позолотчиков, резчиков. Следует упомянуть замечательные браслеты с позолотой из Владимирского клада (12 - 13 вв.), где орнаментальные мотивы заключены в рамки, воспроизводящие архитектурные формы. Тончайшим мастерством отличается шлем Ярослава Всеволодовича, найденный на поле битвы 1216 г. Его украшения - фигуры архангела Михаила и святого Феодора, растительные узоры и изображения грифонов - выполнены рельефной чеканкой.
Успенский собор города Владимир - главный (кафедральный) храм Владимиро-Суздальской Руси. Один из выдающихся памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для более поздних соборов.
После пожара 1185 года Всеволод III значительно расширил собор. К храму были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть, а по углам были поставлены ещё четыре шлемовидных главы. Собор стал пятиглавым и пятинефным. Он стал более вместительным (ширина - 30,8 метра, длина (без апсид) - 30 метров).
Фасады членятся по вертикали пилястрами с колонками на прясла, плавно завершающиеся вверху закомарами. Аркатурно-колончатый пояс, состоящий из 114 колонок, разделяет плоскости стен на два яруса, каждый из которых имеет свой ряд щелевидных окон: более простых и узких - внизу, более широких, с перспективными скосами - вверху. Суровые глади внешних стен слегка оживлены рельефами, некоторые из которых перенесены сюда со стен собора Андрея Боголюбского, а некоторые выполнены заново во времена обстройки собора Всеволодом III.
В 1886-1891 стены собора во многих местах были заново облицованы белым камнем. Тогда же утраченные на фасадах рельефы были заменены новыми, отличить которые от древних помогает более сухая графическая манера их резьбы.
В стенах галерей, в специально установленных нишах-аркосолиях, были захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома, а также епископы. В северной галерее захоронены сами строители собора - князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод III.
От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. Вновь собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным (1408). От росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. Большинство дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке.
Между 1193-97 гг. во Владимире на дворе Великого князя был сооружён Дмитриевский собор - один из шедевров зодчества Северо-Восточной Руси. Этот памятник принадлежит к тому же типу, что и сооружённый несколько ранее собор Рождественского монастыря, но отличие Дмитриевского храма заключается в более выверенных пропорциях и необыкновенном качестве резьбы, которая сплошным ковром покрывает его стены выше аркатурно-колончатого пояса.
Первоначально собор имел две лестничные башни у западных углов четверика и галереи с трёх сторон. Эти части соборного комплекса, столь же богато и тщательно украшенные, были разобраны в первой половине XIX в.
Дмитриевский собор стал не только одной из вершин владимиро-суздальского зодчества, он, видимо отмечает завершение определённого стилевого этапа - построенные позже него храмы во многом отличаются от памятников сер. - второй пол. XII в.
Интересен состав рельефов, в основном изображающих фантастических и реальных животных, растения и всадников. Среди них выделяются изображения святых: часть из них - поясные (в медальонах), часть - фигуры в рост.
Фрески Дмитриевского собора, обнаруженные в 1843 г., принадлежат композиции «Страшный Суд». В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелы позади них; в малом своде под хорами - сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, Богоматерь на престоле.
Росписи Дмитриевского собора представляют собой оригинальный вариант классического византийского стиля конца XII века. Живописцы прибыли во Владимир, вероятно, из византийского города Фессалоники, откуда происходят священные реликвии Дмитрия Солунского.
Другим шедевром белокаменного зодчества является Георгиевский собор в Юрьеве Польским (1230-1234 гг.). Его построил сын Всеволода Святослав - тот, который изображен на руках у отца на рельефе Дмитриевского собора. К сожалению, верхняя часть величественного храма в XV в. рухнула и была сложена заново московским купцом и строителем Василием Ермолиным. Наверное, катастрофа случилась из-за сложной конструкции верха по стройки: барабан её главы стоял не прямо на сводах, а на выложенных над сводами высоких арках. От этого церковь казалась ещё выше, а внутри всё её пространство словно собиралось вверх, к светоносному куполу. Эту удачную находку владимирских зодчих позже переняли московские мастера. Надо отдать Ермолину должное: он добросовестно пытался подобрать камни в прежнем порядке, но задача была почти невыполнимой. Ведь резьба сплошь покрывала Георгиевский собор, и счёт сюжетов шёл даже не на сотни, а на тысячи. Поэтому он и выглядит теперь грандиозной каменной загадкой.
Резьба Георгиевского собора двуплановая: изображения, выполненные в высоком рельефе, размещены на фоне плоского коврового узора из расти тельных завитков. Даже колончатый поясок поглотила стихия орнамента - он словно утонул в стене и покрылся изощрёнными орнаментальными узорами. Сочетание низкого рельефа с высоким производит удивительное впечатление, будто резьба выступает, прямо на глазах выходит наружу из гладкой поверхности стены. Если в церкви Юрия Долгорукого в Кидекше мастер явно «прикладывал» резные детали к телу храма, то здесь они будто вообще не высечены человеческими руками, а порождены самим камнем. С запада на входящего смотрел резной дёисус, а северный фасад охраняли святые покровители владимирской княжеской династии. В образе воина над северным притвором (постройкой у входа) учёные видят Святого Георгия - святого, носившего то же имя, что и основатель династии Юрий (Георгий) Долгорукий. В резьбу включены много численные библейские сцены, которые должны были оберегать от несчастий: уже знакомые по владимирскому Успенскому собору «Три отрока в пещи огненной», «Даниил во рву львином» (пророк, которого не тронули львы) и «Семь спящих отроков».
Очевидно, главная идея, воплощённая в резном наряде собора, - это охрана, Божественная защита княжества. Увы, святым не удалось спасти Русь от монгольских полчищ.
Владимирский князь пал в битве на реке Сити всего через четыре года после того, как был построен собор в Юрьеве-Польском.
Однако самобытное владимиро-суздальское зодчество не погибло: подобно семи отрокам эфесским, оно лишь уснуло, чтобы вновь пробудиться спустя столетие в белокаменной Москве.
памятник архитектура собор церковь
Список использованных источников
1.Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф.. Искусство Древней Руси. - М.: Искусство, 2003. - 234 с.
2.История России с древнейших времен до конца XVII века /Под ред. Сахарова А.Н., Новосельцева А.П.. - М., 2006. - 351 с.
.Энциклопедия мировой живописи / Сост. Петровец Т.Г., Садомова Ю.В. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007. - 431 с.: ил.