Характеристика транспортного комплекса и внешних экономических связей России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,91 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика транспортного комплекса и внешних экономических связей России

Характеристика транспортного комплекса и внешних экономических связей России

Транспортный комплекс России: в хозяйственной системе любой страны транспорт имеет очень важное значение: с его помощью осуществляется связь между отдельными отраслями хозяйства страны, внутриэкономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи.

На транспорте в России занято около 8,7% общего числа ЭАН, его доля в ВВП страны 11,4%. Все данные по транспорту за 2011 год.

Основные виды транспорта РФ - ж/д, морской, автомобильный, речной, воздушный, трубопроводный. Они образуют единую транспортную сеть страны.

Формирование транспортной сети определяется:

  1. развитием и размещением хозяйства;
  2. размещением городских поселений;
  3. направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей;
  4. расположением крупных курортных и туристических объектов.

Густота основных транспортных линей - на 1000 км2: ж/д - 8,9 км, внутренних судоходных - 49 км, автомобильных с твердым покрытием - 280 км, магистральных трубопроводов - 13,1 км.

Значение каждого вида транспорта определяется его долей в общем грузо- и пассажирообороте.

Железнодорожный транспорт: по общей протяженности ж/д - 83,0 тыс. км РФ занимает 2 место в мире, после США, это примерно 7,6% ж/д мира. 50,6% из них электрифицировано. Наибольший уровень развития и густота характерны для ж/д европейской части, где они имеют радиальный характер с центром схождения в Москве. В азиатской части ж/д сеть менее развита и ее конфигурация имеет широтное направление:

·Транссибирская магистраль - от Челябинска до Владивостока;

·Южно-Сибирская;

·Средне-Сибирская;

·Байкало-Амурская (от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре, общая длина почти 3145 км);

·единственная меридиональная магистраль - Уренгой-Нижневартовск-Сургут-Тобольск-Тюмень, соединяет нефтяные промыслы Западной Сибири с Транссибирской магистралью.

Ж/д самый важный вид транспорта в России, его доля в грузообороте около 43,3% (2 место) и в пассажирообороте - 36,4% (1 место).

Морской транспорт: доля в грузообороте - 9,0% (3 место), но в пассажирообороте - 0,01%. На его долю приходится 50% грузооборота в международном сообщении России.

После распада СССР в России осталось 8 судоходных компаний, 37 портов, общей мощностью более 210 млн. т, при потребности не менее 270 млн. т/год. Существующие порты могут пропускать лишь 62% российских грузов (95% каботажных и 60% международных), поэтому Россия использует порты сопредельных морских государств - Украины, Литвы, Латвии, Эстонии. Это ведет к ежегодным потерям примерно в $900,0 млн.

Средний возраст судов 17 лет, 60% из них не имеют права по экологическим причинам заходить в крупные международные порты, 60% российских портов мелководны и не могут принимать крупные морские суда.

Основные морские бассейны страны и их важнейшие порты:

  1. Балтийский: С-П, Выборг, Калининград, Балтийск;
  2. Дальневосточный: Ванино, Находка, Владивосток;
  3. Азово-Черноморский: Новороссийск (единственный нефтеналивной порт), Туапсе, Сочи;
  4. Каспийский: Астрахань, Махачкала;
  5. Северный: Мурманск (за полярным кругом, но не замерзает весь год).

Речной транспорт: внутренние судоходные пути имеют длину около 101,0 тыс. км. Удельный вес в грузообороте - 1,2%, в пассажирообороте - 0,14%.

% грузооборота речного флота приходится на Волжско-Камский бассейн. В европейской части существует единая водная система, благодаря каналам: Волго-Донскому, Волго-Балтскому, Беломоро-Балтийскому, поэтому, находясь в центре материковой части, Москва является портом 5 морей. Важными транспортными реками европейской части являются: Сухона, Северная Двина, ее притоки - Нева и Онега.

Автомобильный транспорт: длина а/д - 903 тыс. км (с твердым покрытием - 711 тыс. км). Для минимального удовлетворения социально-экономических потребностей необходимо не менее 1,5 млн. км дорог. Доля в грузообороте - 4,5%, в пассажирообороте - 30,2%. По уровню обеспеченности автодорогами территорию страны можно разделить на 3 зоны:

·Европейская зона - с относительно развитой сетью, плотность дорог - 100 км на 1000 км или 1 м на 1 га;

·Южная зона - с неразвитой и локальной сетью, плотность около 40 км на каждую 1000 км2;

·Северная зона - Сибирь и Дальний Восток, зона сплошного бездорожья, автомобильный транспорт представлен вездеходами, которые в дорогах не нуждаются. Имеющиеся дороги используются сезонно, это так называемые «зимники».

Трубопроводный транспорт: лидер в грузоперевозках, на него приходится 49,3% грузооборота. Первый нефтепровод появился в 1947 году. Теперь общая длинна магистральных трубопроводов около 233 тыс. км. Быстрому развитию этого вида транспорта способствует целый ряд преимуществ, которыми он обладает по сравнению с другими видами транспорта:

·возможности проложения трасс без учета особенностей рельефа, следовательно, по кратчайшим расстояниям;

·независимость работы от климатических условий;

·минимальная себестоимость перевозок;

·минимальные потери при транспортировки;

·повышенная экологичность.

Но в работе трубопроводов есть и некоторые минусы:

·невозможность переориентации на перевозку другой продукции в случае иссекания потоков нефти или природного газа;

·сложность в обнаружении аварий, они становятся очевидны, как правило, при значительных масштабах выбросов, когда на ликвидацию экологических последствий необходимы огромные денежные средства.

В России находится самый длинный в мире нефтепровод «Дружба», самый длинный газопровод - «Союз», уникальный, проложенный по дну Черного моря, нефтепровод «Голубой поток», новейший газопровод - «Ямал-Европа».

Трубопроводным транспортом - пульпопроводами, перевозятся так же - дробленый уголь, зерно.

Авиационный транспорт: доля в грузообороте 0,1%, в пассажирообороте - 33,2% (2 место). Самый быстрый, но и наиболее дорогой вид транспорта. Первая линия Москва-Новгород была открыта в 1923 году. Сегодня в стране функционирует около 845 аэропортов, 49 из них имеют статус международных. Главный узел - Москва - Внуково, Домодедово, Шереметьево, Быково и др. Прямое воздушное сообщение налажено с 87 зарубежными странами. Исключительно важную роль этот вид транспорта играет на крайнем севере европейской части, Сибири и Дальнего Востока, удаленных от центра страны и недоступных для других видов транспорта.

Проблемы транспортного комплекса:

·увеличение тарифных ставок на перевозки;

·снижение технологических и экономических показателей: в аварийном состоянии находятся 28% главных ж/д; 12% ж/д стрелок; 1/3 автодорог с твердым покрытием. Это приводит к увеличению себестоимости перевозок почти на 25%, ухудшает экологическую обстановку близ транспортных линей. Ежегодные потери РФ от плохого состояния дорог оцениваются примерно в 120 млрд. рублей;

·сокращение выпуска транспортных средств, что сильно замедляет обновление транспортного парка, более 63% подвижного состава работает свыше 25 лет.

Ни одна страна в мире, сколь бы развитой она не была, не может существовать изолированно. ВЭС - важный фактор повышения уровня благосостояния страны, её научно-технической базы.

Основной формой ВЭС для России является внешняя торговля товарами, которая характеризуется внешнеторговым оборотом, структурой и географической направленностью.

Внешнеторговый оборот - представляет собой сумму экспорта и импорта, выраженную в стоимостной форме за определённый промежуток времени, чаще всего за год. Экспорт - это стоимость вывозимой продукции и услуг за какой-либо период времени, чаще всего за год, импорт - это стоимость ввозимой продукции и услуг за определенный период времени, чаще всего за год.

Внешнеторговый оборот России в 2011 году составил 845,2 млрд. долларов, это на уровне не больших западноевропейских государств. Доля России в мировом товарообороте - всего 1-1,5%. это объясняется не только недостаточными объемами производства, но и разнообразными природно-экономическими условиями в стране, ёмким внутренним рынком.

Внешняя торговля страны отличается положительным сальдо (сольдо внешней торговли - это разность между экспортом и импортом, выраженная в стоимостной форме за определённый промежуток времени, чаще всего за год): объёмы экспорта составляют 522,0 млрд. долларов (84% в страны ДЗ), импорта - 323,2 млрд. долларов (85,2% из ДЗ).

В последнее время РФ ориентирована на страны дальнего зарубежья, их доля во внешнеторговом обороте достигает 84,5%, доля стран СНГ уменьшилась до 15,5%.

,3% экспорта приходится на минеральные продукты - топливно-энергетические ресурсы (на экспорт отправляется 70,0% добытой в стране нефти и 38,0% - природного газа), 11,2% - металлы и драгоценные камни, 6,0% - химическую продукцию, на машины и оборудование - 4,5%.

Импорт на 48,0% состоит из машин, оборудования и транспортных средств, 14,9% приходится на химическую продукцию и каучук, продовольствие и сельскохозяйственное сырье - 13,9%, металлы, драгоценные камни и изделия из них - 7,1%.

Основные торговые партнёры России: Китай (9,9% ВТО), Германия, Нидерланды, Италия, Беларусь.

Приоритеты внешней торговли - страны ЕС, страны Восточной Европы, США, Канада, страны Ю-В Азии, Латинская Америка, СНГ.

Велика роль кредитно-финансовой деятельности. $12,8 млрд. - прямые инвестиции России направленные в 2011 году в экономику стран СНГ (около 17% от всего объема за рубеж). Главными получателями российских инвестиций в СНГ стали Беларусь (почти 73,0% от всего объема, направленного в Содружество), Казахстан. Из стран СНГ основной поток инвестиций в Россию приходит из Беларуси (43,0%) и Казахстана. Всего $7,1 млрд. (2011 г.)

Объем иностранных инвестиций в экономику России оценивается в $19,1 млрд. (2011 г.). Важнейшие инвесторы - Швейцария (48,2%), Кипр (10,6%) и Нидерланды (8,8%).

Наиболее привлекательными отраслями для иностранных инвесторов являются: финансовая деятельность (45,6%), оптовая торговля (12,8%), добыча топливного сырья (7,8%), металлургическое производство (4,8%), производство кокса и нефтепродуктов (8,3%). В рейтинге привлекательности для иностранных инвесторов Россия поднялась с 130 места в 1996 году на 116 место (2011 г.) из 191 государства. Для иностранных инвесторов Россия привлекательна развитой рыночной инфраструктурой, невысокими требованиями к экологии, дешёвой высококвалифицированной рабочей силой, высоким уровнем индустриализации, значительными сырьевыми ресурсами, относительно устойчивой экономико-политической ситуацией.

Увеличивается роль такой формы ВЭС, как создание совместных и иностранных предприятий. В стране действует, по разным оценкам, от 25 тыс. до 30 тыс. совместных предприятий, 15,0% из них при участии инвесторов их СНГ. Наибольшее количество СП создано совместно с США, Германией, Китаем, Финляндией, Великобританией. Доля СП в экспорте продукции 5,5%, а импорте - 11,0%.

,0% СП действует в сфере торговли и питания, 22,0% - в промышленности, 8,0% - в строительстве.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) - части территории страны, это территории, отличающиеся благоприятным налоговым режимом. В 2005 году все СЭЗ, кроме, в Калининградской области - «Янтарь» и Магаданской области - «Находка», на территории России. Вместо СЭЗ на территории страны формируются особые экономические зоны (ОЭЗ) по аналогии с Китаем. Создается 3 вида ОЭЗ - промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные, завершается закон о создании портовых ОЭЗ.

Промышленно-производственные ОЭЗ должны занимать площадь не более 20, а технико-внедренческие - не более 2 квадратных километров. ОЭЗ создаются только на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Они не могут быть расположены на территории нескольких муниципальных образований. ОЭЗ не должна включать в себя полностью территорию административно-территориального образования. Срок существования особых экономических зон - 20 лет, и он продлению не подлежит.

На территории ОЭЗ не допускаются добыча и переработка полезных ископаемых, размещение объектов жилищного фонда, производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов.

В настоящее время в Российской Федерации создано 13 особых экономических зон (ОЭЗ) трех типов: две ОЭЗ промышленно-производственного типа: в Липецкой области и Республике Татарстан; четыре ОЭЗ технико-внедренческого типа: в Москве, Московской обл., Санкт-Петербурге и Томске; семь туристско-рекреационных зон: в Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской области (ликвидирована), Алтайском крае, Республике Алтай, в Иркутской области и Республике Бурятия. То есть эти зоны охватывают практически все области бизнеса и жизни: от разработки, производства, дистрибуции конечного товара и вплоть до организации отдыха сотрудников.

Другие формы ВЭС - научно-техническое сотрудничество, совместное строительство, международная торговля услугами, международный туризм - имеют очень не большое значение. Так, доля России в международной торговли услугами всего 2,0%, туристско-рекреационный потенциал страны используется всего на 8,0-10,0%, научно-техническое сотрудничество сводится к помощи российской науки в области поставок литературы, грантовому финансированию, привлечению российских учёных к реализации международных научных проектов. В последнее время Россия почти перестала строить за рубежом, строят в России: Оскольский электрохимический комбинат - ФРГ, Костомукшский ГОК - Финляндия и др.

Похожие работы на - Характеристика транспортного комплекса и внешних экономических связей России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!