Финансово-экономические угрозы экономической безопасности
Финансово-экономические
угрозы экономической безопасности
Национальная экономическая безопасность - это состояние
национальной экономики, характеризующееся устойчивостью,
"иммунитетом" к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих
нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрывающих
достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную
социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию
государства.
Обеспечение экономической безопасности представляет собой
одну из острейших проблем современной России. Ее научной разработке и
организационно-правовому решению в последнее время уделяется большое внимание.
Утверждены Основные положения государственной стратегии в области обеспечения
экономической безопасности Российской Федерации, одобрена Государственная
стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения),
создана Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по
экономической безопасности, определен состав этой комиссии.
Государственная стратегия экономической безопасности
Российской Федерации (Основные положения) предусматривает, что меры и
механизмы, направленные на предотвращение внутренних и внешних угроз
экономической безопасности, должны разрабатываться и реализовываться на
федеральном и региональном уровнях. Предлагается разрабатывать и определять
критерии и количественные параметры (пороговые значения) экономической
безопасности не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. Это вполне
логично, так как большинство параметров и показателей состояния экономики и
социальной сферы страны определяют регионы. При этом предполагается, что состав
критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по
регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и
параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в
целом.
Однако необходимо учитывать, что каждый регион, с одной
стороны, оказывает свое позитивное или негативное влияние на экономическую
безопасность России в целом, а с другой - имеет свои специфические проблемы
собственной экономической безопасности.
Именно поэтому становится все более актуальной разработка
теоретико-методологических и практических вопросов экономической безопасности
регионов России. При этом необходимо прежде всего исходить из взаимозависимости
экономической безопасности как отдельного региона, так и всех регионов вместе
взятых и экономической безопасности Российской Федерации. Крайне важно
определить степень влияния на экономическую безопасность России все
возрастающей дифференциации уровня социально-экономического развития регионов.
Определения экономической безопасности через
"независимость" практически никогда не встречаются в литературе в
"чистом виде", а входят составной частью в дефиниции через
"устойчивость" или "интересы". Иллюстрацией данного подхода
может послужить следующая формулировка: "Экономическая безопасность -
состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального,
политического и оборонного существования и прогрессивного развития страны,
неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к
возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям"
Экономическая безопасность - это состояние
национальной экономики, обеспечивающее удовлетворение жизненно важных
потребностей страны в материальных благах независимо от возникновения в мировой
экономической системе или внутри страны форс-мажорных обстоятельств
социально-политического, экономического или экологического характера.
Подобные обстоятельства могут возникнуть в
результате обострения межгосударственных отношений; возникновения военных
конфликтов и террористических актов; дестабилизации внутриполитической
ситуации, усиления социальной напряженности, резких изменений демографической
ситуации; усиления дискриминационного влияния тех или иных доминирующих
экономических группировок или политических союзов и обострения конкурентной
борьбы как вне, так и внутри страны; истощения жизненно важных ресурсов;
возникновения стихийных бедствий и экологических катастроф в стране и за
рубежом и т.п.
Экономическая безопасность может быть
достигнута тогда, когда степень зависимости страны от доминирующей экономики
(или доминирующей в экономическом, военном или политическом отношении группы
стран), а также степень обострения внутриполитической, социально-экономической
и экологической ситуаций не превышают предела, грозящего утратой национального
суверенитета, существенным ослаблением экономической мощи, значительным
снижением уровня и качества жизни нации либо срывом достижения глобальных
стратегических целей страны.
Ориентация на повышение эффективности экономики и рост
совокупного дохода общества, на охрану нравственного и физического здоровья
населения страны и улучшение ее экологического состояния как на главный
критерий оценки эффективности системы ввозных таможенных пошлин требует
высокого уровня качественного анализа и применения сложного математического
аппарата при решении практических вопросов, возникающих при пересмотре ввозных
пошлин на конкретные товары. Однако в российской таможенной практике
используются большей частью критерии оценки эффективности изменения платежей на
отдельные товары, в основном доходы государства и национальные внутренние цены.
Эффективность системы ввозных платежей и мероприятий по их изменению
определяются по тому, в какой мере они влияют на динамику отечественного
производства соответствующих отраслей, доходов государственного бюджета от
внешней торговли и динамику внутренних цен.
Увеличивая размеры ставок таможенных платежей, можно получить
денежные средства для государственных потребностей, но при этом увеличиваются
цены на товары и сокращаются как объемы товаров, перемещаемых через таможенную
границу, так и общая сумма таможенных платежей. С другой стороны, сокращая
размеры ставок таможенных платежей за единицу товаров, государство способствует
снижению их цены. При этом общее количество товаров, перемещаемых через
таможенную границу, и общая сумма таможенных пошлин могут возрасти. Вместе с
тем снижение ставок таможенных пошлин способствует развитию ряда положительных
процессов в обществе, так как российские покупатели получают больше дешевых
товаров.
Уровень экономической безопасности
предопределяется следующими факторами:
· геополитическим и
экономико-географическим положением страны и связанным с этим размещением
производительных сил на территории страны, доступом к отечественным и
зарубежным стратегическим ресурсам;
· экономической и
военно-политической мощью страны и ее конкурентными позициями в мировой экономической
системе по стратегически важным видам экономической деятельности;
· ориентацией
институциональной системы страны на поддержку отраслей национальной экономики, от
Которых зависит уровень экономической безопасности;
· приоритетами экономической
политики государства
в отношении детерминант "национального ромба", обеспечивающими
конкурентные преимущества отраслей и предприятий национальной экономики;
· приоритетами
экономической политики государства в отношении социально-экономической и экологической
сферы, обеспечивающими достижение международных (европейских) стандартов
качества жизни населения страны (включая уровень здоровья, образования,
социальной инфраструктуры, культуры, искусства);
· параметрами отраслевой и
региональной структур ВВП, учитывающими стратегическую значимость отраслей национальной
экономики и регионов страны для обеспечения экономической безопасности;
· условиями, определяющими принципы
функционирования национальной экономики в составе ВТО, и зависящей от этих
условий структуры экспорта/импорта материальных благ первого и высшего
порядков, а также нематериальных активов, отнесенных к категории стратегической
значимости;
· наличием резервов стратегически важных
материальных благ первого и высшего порядков в объемах, достаточных для
обеспечения экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств.
Для оценки степени опасности той или иной
угрозы и выбора приоритетных направлений по предотвращению и ликвидации
последствий потенциальных угроз необходимо использовать наиболее информативные
показатели, совокупность которых позволила бы оценить состояние (достигнутый
уровень) экономической безопасности страны.
Финансово-экономические угрозы связаны
главным образом с утратой или существенным снижением конкурентоспособности национальной
экономики, ее отдельных отраслей и предприятий. Результатами (в зависимости от
интенсивности этой угрозы) могут стать: сокращение национального богатства
страны, существенное снижение ВВП, массовые банкротства предприятий, резкое
изменение отраслевой и региональной структур национальной экономики, рост
дефицита государственного бюджета, существенный рост внешнего и внутреннего
долга страны, исчерпание стратегических ресурсов и т.п.
Рис.1. Спектр угроз экономической
безопасности страны
Следовательно, задачами анализа
последствий возникновения угроз в экономической сфере должны стать:
· выявление степени
влияния перечисленных на рис.1 угроз и комплекса взаимоувязанных угроз на
каждое из указанных последствий (сокращение национального богатства, снижение
ВВП, массовые банкротства и т.п.);
· оценка возможных
потерь наступления каждого последствия и всей их совокупности (сокращение
числа предприятий и рабочих мест, снижение налогооблагаемой базы, рост
издержек, связанных с восполнением стратегических ресурсов, и т.п.);
· выявление потенциальных
внешних и внутренних источников возмещения этих потерь (увеличение
налоговых ставок, рост внешних заимствований, рост темпов инфляции, наличие
отечественных и зарубежных НИОКР, реализация которых позволит возместить
потери, и т.п.);
· оценка возможности
доступа к источникам возмещения потерь (потенциальная стоимость
обслуживания внешнего и внутреннего долга, допустимые пределы увеличения
налоговых ставок, возможность приобретения лицензий на использование
необходимых патентов и т.п.);
· оценка необходимых ресурсов
для привлечения доступных источников возмещения потерь (наличие
специалистов требуемой квалификации, наличие финансовых ресурсов для приобретения
лицензий и т.п.);
· разработка рекомендаций
по содержанию целевых программ противодействия выявленным угрозам.
Последствия возникновения угроз
экономической безопасности в этой сфере связаны главным образом с массовой
безработицей, обусловленной существенным сокращением неконкурентных отраслей и
предприятий национальной экономики. Результатами этого (в зависимости от
интенсивности угроз) могут стать: снижение уровня и качества жизни населения;
рост уровня бедности; существенное расслоение населения по уровню доходов;
усиление миграции ищущих работу внутри страны; "утечка мозгов" за
пределы страны; существенные демографические изменения: рост естественной
убыли, сокращение средней продолжительности жизни; рост темпов заболеваний и
величина потерь, вызванных ими, и т.п.; криминализация общества; усиление
ксенофобии, национальной нетерпимости, деятельности экстремистских группировок;
усиление социальной напряженности и социальных конфликтов и т.п.
экономическая безопасность российская угроза
Задачи анализа последствий возникновения
угроз экономической безопасности в социальной сфере аналогичны задачам в сфере
экономики. Уточняются лишь некоторые специфические для социальной сферы
параметры:
· выявление степени
влияния перечисленных на рис.1 угроз и комплекса взаимоувязанных угроз на
каждое из указанных последствий (снижение уровня и качества жизни, рост уровня
бедности, расслоение населения по уровню доходов и т.п.);
· оценка возможных
потерь наступления каждого последствия и всей их совокупности (потерь от
утраты трудоспособности в результате роста заболеваний; потерь от снижения
уровня занятости и роста в связи с этим пособий по безработице; дополнительных
издержек, связанных с ростом миграции населения; потерь, обусловленных
криминализацией общества, в частности потерь от сворачивания малого бизнеса под
влиянием давления криминальных структур, и т.п.);
· выявление потенциальных
внешних и внутренних источников возмещения этих потерь (аналогично
экономической сфере);
· оценка возможности
доступа к источникам возмещения потерь (аналогично экономической сфере);
· оценка необходимых ресурсов
для привлечения доступных источников возмещения потерь (аналогично
экономической сфере);
· разработка рекомендаций
по содержанию целевых программ противодействия выявленным угрозам.
Таким образом, экономическая безопасность занимает ведущее
место в системе национальной безопасности: она одновременно является и базисным
элементом системы национальной безопасности, и важным компонентом других
структурных составляющих последней.
Итак, центральное место в определении
содержания понятия "экономическая безопасность" на современном этапе
занимают интересы. Это связано с обострением противоречий между государствами,
транснациональными структурами и международными организациями, как внутри этих
групп, так и между ними.
Объективность интереса состоит не в том,
что он существует вне субъекта, который является его носителем. Объективность
интереса означает, что сама природа субъекта (личность, общество, государство)
порождает у него определенные потребности и настоятельно требует определенных
действий для их удовлетворения. Таким образом, интерес объективен по своему
содержанию и субъективен по своему выражению.
Финансово-экономические угрозы связаны
главным образом с утратой или существенным снижением конкурентоспособности национальной
экономики, ее отдельных отраслей и предприятий. Результатами (в зависимости от
интенсивности этой угрозы) могут стать:
сокращение национального богатства страны,
существенное снижение ВВП,
массовые банкротства предприятий,
резкое изменение отраслевой и региональной
структур национальной экономики,
рост дефицита государственного бюджета,
существенный рост внешнего и внутреннего
долга страны,
исчерпание стратегических ресурсов и т.п.
Список
использованной литературы
1. Борисов
Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юристъ, 2001 - 528 с.
2. Введение
в макроэкономику. / Под ред. М.Е. Дорошенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 175 с.
. Градов
А.П. Национальная экономика. СПб.: Питер, 2007 - 240 с.
. Кошелев
А.Н. Национальная экономика. М.: ЭКСМО, 2008 - 160 с.