Культурологические идеи Н.К. Рериха
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАФЕДРА
культурологии и русского языка
реферат
Культурологические идеи Н.К. Рериха
Научный руководитель:
к.ф.н., доцент
Шишкина Л.И.
Санкт-Петербург
2009 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
§ 1. Биография и труды Н.К. Рериха
§ 2. Культурологические идеи Н.К. Рериха
.1 Культура - культ света
.2 Культура и цивилизация
.3 Энергетическое мировоззрение. Живая Этика - Агни-Йога
.4 Мир через культуру. Пакт Рериха
.5 Культура и искусство. «Красота спасет мир»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Николай Константинович Рерих (1874-1947) - человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта, широко известный во всем мире как крупный художник, философ, ученый, путешественник, писатель, общественный деятель мирового масштаба, создатель оригинального нравственно-философского и религиозно-эстетического учения, в центре которого стоит культура. Чрезвычайно плодотворный как художник и литератор, он воплотил в своих произведениях идею изначального единства человека и Космоса, единства нравственных ценностей всех народов и религий, важнейшую роль в сохранении которых он отвел культуре, мечтая изменить мир красотой.
Но как творец весьма выдающийся, как это часто бывало, он не был по достоинству оценен современниками на собственной родине - политические события в России сделали невозможным как пребывание художника, так и широкое распространение его трудов на территории советского государства. Работы Н.К. Рериха в России были известны лишь в узких кругах, зато зарубежные музеи и научно-исследовательские центры с большим интересом отнеслись к его идеям. Несмотря на то что творческое наследие Н.К. Рериха богато и многообразно: он - автор более 6 тысяч художественных полотен, 30 томов научных трудов, сборников философской поэзии, острополемической публицистики, - большая часть этих работ хранится в зарубежных коллекциях, издания же собственных его трудов в большей степени вышли в зарубежной печати, тогда как в России тираж произведений Рериха исключительно мал, в чем автор данной работы смог убедиться на личном опыте. Другой проблемой при изучении творчества Рериха является наличие неоднозначной оценки роли этой фигуры в развитии современных культурологических концепций. Приступив к изучению заявленной в названии реферата темы, пришлось натолкнуться на некоторую дискредитацию имени Н.К. Рериха, связанную с деятельностью на территории постсоветской России так называемых Рериховских движений - сект, положивших учения этого выдающегося выразителя эзотерических доктрин восточного мистицизма за новый вид религиозного учения, противостоящего православной церкви. Причины этого можно искать в действительной сложности и неоднозначности мировоззрения Н.К. Рериха, позволяющей истолковывать его творческое наследие в угоду тем или иным конъюнктурным соображениям или ситуативно значимым доктринам: социальным, религиозным, эстетическим и др. С другой стороны, этот факт тем более обуславливает необходимость пристального изучения творчества этой внушительной личности, особенно если учесть, что многие пророчества из положений его теории в настоящее время сбываются.
Работа будет состоять из двух частей: первая - малая часть - будет включать биографическую информацию о жизни Н.К. Рериха и общий обзор его культурологических трудов; вторая - большая часть - будет освящать непосредственно сами взгляды Рериха на культуру, ее сущность, категории, роль и функции.
§ 1. Биография и труды Н.К. Рериха
Николай Константинович Рерих (1874-1947) родился в семье известного юриста, принадлежавшей обрусевшему датско-норвежскому роду, обосновавшемуся в России в начале XVIII в. Дом в Петербурге, в котором жила семья Н. К. Рериха, был местом частого посещения учеными, профессорами Петербургского университета, писателями. В 1891 г. друг семьи скульптор М. О. Микешин обратил внимание на художественные способности и склонность к рисованию Рериха и стал первым учителем будущего художника. В 1893 г. Рерих окончил частную гимназию К. И. Мая, где его одноклассниками были А. Бенуа, К. Сомов, Д. Философов, и одновременно поступил в Академию художеств и на юридический факультет Петербургского университета (где прослушал полный курс исторических дисциплин). С детства увлекавшийся историей (особенно Древней Русью и варяжским влиянием на нее), много читавший и мечтавший о путешествиях Рерих свои юридические изыскания в университете посвятил правовым актам и другим документам русского средневековья, нормировавшим жизнь и творчество художников. В Академии же художеств ему посчастливилось попасть в мастерскую А. Куинджи (1895), у которого он творчески перенял колористическое и декоративное мастерство, утонченное понимание цвета и света, формы и ритма.
Талантливый во всем, Рерих занимался живописью, одновременно изучал древние рукописи, увлекался фольклором, познакомился с композиторами (Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым, Аренским и др.). Сотрудничество с Римским-Корсаковым привело Рериха к теории «цветового звукосозерцания» и «цветному слуху». Наряду с этим появилось увлечение и литературным творчеством, причем во всех жанрах одновременно (стихи, рассказы, аллегорические и философские сказки, эссе). Первые литературные опусы одобрил Л. Н. Толстой, с которым Рериха познакомил Стасов. В дальнейшем литературное творчество, философия и религия Толстого, его позднее увлечение Востоком оказали глубокое влияние на Рериха, который стал делать упор на принцип нравственного самоусовершенствования, духовного восхождения, упорной работы личности над собой как основы культурной эволюции. Отталкиваясь от толстовского завета непротивления злу, Рерих, с одной стороны, отвергает насилие и осуждает войну, разъединение, разрушение, бездуховное существование, технические достижения западной цивилизации как явления антикультурные, с другой же, - призывает сопротивляться злу (прежде всего духовными средствами) и представляет историю становления и развития культуры как вечную борьбу света с тьмой, знания с невежеством, красоты с безобразием, духовного творчества и обезличивающего, механического стандарта. Но полностью такое миропонимание у Рериха сформировалось не сразу.
Картина «Гонец» (1897), удостоенная большой золотой медали Академии художеств, приобретенная П. Третьяковым, принесла Рериху известность как художнику. С нее начался цикл картин исторического содержания, а также период углубленного изучения русской и других национальных историй, проявившийся в интересе к археологии. В экспедициях под Новгородом, Ростовом Великим, Смоленском и др. Рерих заинтересовался русской иконой, храмовой архитектурой, резко выступая против распространившихся тенденций «поновления» или уничтожения раритетов древнерусского искусства и архитектуры, требуя их профессионального изучения и бережного сохранения в музеях. Мир русской иконы оказал плодотворное влияние на живопись и мышление Рериха. Большинство картин на исторические сюжеты проникнуто пантеистическим мистицизмом, соединенным со стилизацией иконописи. Яркая декоративность и подчеркнутый эстетизм живописных исканий Рериха, его стремление свободно интерпретировать историю в духе театрализации жизни как искусство особого рода делает его характерным представителем русского модерна. Рерих сближается с «Миром искусства», председательствовать в котором он будет с 1910 г.
Наряду с успехом в творческой жизни происходит одно из важнейших событий и в личной жизни Н. К. Рериха - женитьба на Е. И. Шапошниковой, правнучке М. Кутузова и двоюродной племяннице М. Мусоргского, переросшая в духовный и почти мистический союз на почве интереса к древней истории и нравственно-философским и религиозным исканиям. Вместе с Е.И. Рерих Николай Константинович принял участие в создании «Агни-Йога» - концепции «живой этики», родившейся на почве интереса к буддизму и увлечения теософией. Рерих считал жену соавтором многих своих картин и литературных произведений, поскольку она духовно вдохновляла автора, давала философское или мистическое толкование его текстам.
С начала XX в. Рерих становится известен как художник. Участвует в русских и зарубежных выставках, дебютирует в качестве театрального художника и сценографа в «Русских сезонах» Дягилева. С 1906 г. Рерих - директор Рисовальной школы Общества поощрения художеств; с 1909 г. - действительный член Академии художеств. В 1913 г. Рерих пишет программную статью «Индийский путь», в которой наметилось направление его дальнейших художественно-философских исканий и литературного творчества.
С 1916 г. после перенесенной пневмонии Рерих поселяется в окрестностях Петрограда, в Сердоболе (Сортовала), откуда лишь изредка приезжает в Петроград. В 1917 г. этот город отошел к Финляндии, и Рерих оказался в эмиграции, хотя до конца дней считал себя гражданином России и надеялся после окончания войны вернуться в Советский Союз, и только смерть Рериха помешала осуществиться этим планам. В эмиграции художник считает себя «русским путешественником» и вместе с семьей ведет «кочевой» образ жизни: из Финляндии он переезжает в Норвегию, затем в Лондон, оттуда в США, где живет три года; в 1923 г. он переезжает в Париж, откуда в том же году, воспользовавшись приглашением Р. Тагора (1920) посетить Индию, приезжает в Бомбей, а затем предпринимает беспримерное путешествие по маршруту: Индия - Сикким - Бутан - Индонезия - Цейлон - Гималаи - Тибет - Алтай - Монголия - Китай - Тибет - Индия. Путешествие длилось 5 лет (1923-28); был собран колоссальный материал - ботанический и зоологический, лингвистический и этнографический, археологический и религиоведческий, культурологический. Во время своего путешествия по Центральной Азии Рерих в 1926 г. совершил поездку в Москву, где встретился с Чичериным, Луначарским, Крупской и передал им послание Махатм - духовных учителей Востока. Рерих заверил Чичерина, что намерен вернуться в СССР. Однако условия для возвращения не складывались.
Для обработки полученных результатов Рерих создал в долине Кулу международный Гималайский институт научных исследований «Урусвати» (что значит «Свет утренней звезды»), названный так в честь Е.И. Рерих, и возглавил его. В 1929 г. Рерих обратился к мировому сообществу с инициативой заключить международную конвенцию о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах (Пакт Рериха), идею которого поддержали многие деятели мировой культуры (Р. Роллан, Т. Манн, Б. Шоу, Г. Уэллс и др.). Рерих выдвинул впервые эту идею еще в 1914 г., в связи с началом Первой мировой войны. Однако подобный международный правовой документ был принят лишь в 1954 г. («Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта»).
Мировая слава Рериха росла. Он был избран почетным членом многих научных учреждений мира, различных культурных и общественных организаций. Помимо многочисленных литературно-философских трудов, публицистических сборников, Рерих написал более 6 тысяч картин, многие из которых украсили художественные музеи мира.
При жизни Рериха были опубликованы сочинения: «Цветы Мории» (1921), «Держава света» (1931), «Пути благословения» (1924), «Сердце Азии» (1929), «Твердыня пламенная» (1932), «Нерушимое» (1936), «Священный дозор» (1934), «Листы дневника» (1934-1935), «Врата в будущее» (1936) и т.д., после смерти: «Мальчику. Письмена: Стихи», «Зажигайте сердца», «Семь великих тайн космоса», «Держава света. Священный дозор», «О вечном...», «Восток - Запад» «Культура и цивилизация», «Об искусстве», «Россия», «Человек и природа».
Дополнительно к вышесказанному нелишним будет отметить, что увлечение Рериха именно Востоком не взялось из «ниоткуда» - он не шел вразрез со своим временем, не опережал его, а, напротив, вполне соответствовал его духу. На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. В 1890-1891 гг. наследник престола, будущий император Николай II, в сопровождении востоковеда князя Э.Э. Ухтомского посетил многие города Индии и привез оттуда огромную коллекцию предметов буддийского культа. В 1893 г. в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. У 19-летнего Николая Рериха захватывало дух от статуэток будд, маленьких изображений, ступ, четок - от них веяло тайной. Помимо этого, России удалось непосредственно познакомиться с индийской философией: были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «БхагаватГита». Индийские метафизические доктрины, их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского.
К 1914 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII - Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще. Его крайне интересовал вопрос общих корней России и Азии. Он подозревал общность между Россией и Азией во всем: в искусстве, верованиях, складе души. На эту связь указывали уже многие, вспомнить хотя бы славянофилов, особенно подчеркивающих восточный характер Российской империи, - Киреевского, Аксакова, Леонтьева.
Помимо восточной философии Россия вслед за Западом повально увлекалась оккультизмом. Рерих и в этом не стал исключением. В среде художников оккультизм и спиритические сеансы стали весьма популярным времяпрепровождением. Рерихи были особенными энтузиастами: в их квартире на Галерной для участия в знаменитых «столоверчениях» часто собирались друзья - Бенуа, Грабарь, Дягилев и др.
Что же касается Рериха, то он, по всей видимости, действительно не сомневался в том, что все его действия, его культурная и исследовательская деятельность подчинены некоему Высшему служению. Насколько мы можем судить из настоящего времени, это действительно так и было.
§ 2. Культурологические идеи Н.К. Рериха
Культурологическая концепция Н. К. Рериха не является строго научной. Как и все творчество Рериха, она соединяет в себе многообразие эмпирических наблюдений и обобщений из истории различных культур Запада и Востока и априорные утверждения нравственно-философского, мистико-религиозного и эстетического плана. Научная аргументация в учении Рериха соседствует с интуитивными прозрениями и «озарениями», принципиально недоказуемыми и лишь постулируемыми в духе гуманизма, межкультурного диалога и духовно-мировоззренческого синтеза различных явлений культуры в едином смысловом пространстве.
2.1. Культура - культ света
Культурно-философская концепция Н. К. Рериха базируется на особой исторической этимологии слова «культура», бывшей весьма популярной в среде русских мыслителей начала XX в. Согласно представлению Рериха слово «культура» произошло от латинского корня «культ» (т.е. преклонение, почитание, священнослужение), а суффикс «-ур» - это архаический корень, общий для многих восточных языков, означающий «свет», «огонь». Т.о., культура восходит к древнейшему культу огня и света, который был первичной формой прарелигиозности всех народов и потому составляет исторический фундамент всех религий, искусств, философий, научных изысканий, морально-этических учений - всех проявлений духовной жизни человечества.
В понимании Н.К. Рериха «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты». Он был убежден, что взлелеянное человеком великое древо культуры «питается неограниченным познаванием, просвещенным трудом, неустанным творчеством и подвигом благородным».
Рерих верит в социальный и культурный прогресс (не всегда явно выраженный в категориях «эволюции», «пути-Дао», «иерархии блага», духовного подвига и служения, «мученичества» культуры, духовного восхождения и т.п.), но в то же время трепетно относится и к архаике как фундаментальным ценностям культуры и истокам будущего культурного развития, сохраняющимся в формах материальных реликтов, обнаруживаемых в археологических экспедициях. Правда, при всем почитании культурного прогресса, Рерих очень настороженно относится к современным ему авангардистским опытам, джазу, техническим открытиям (в т.ч. механизации и автоматизации труда, кибернетике), считая их агуманными и бездуховными, механическими, уродливыми, искажающими логику подлинных ценностей культуры. Рерих скорее - «охранитель» культуры, нежели ее «модернизатор»; память о доисторическом прошлом культуры для него явно дороже, чем новейшие открытия и творческие свершения последнего времени: они для него - впечатляющие свидетельства неисчерпаемости возможностей человеческого духа. Он мистически верит в актуальную бесконечность человеческих исканий, вплоть до прорывов в трансцендентальную сферу, в обычном состоянии недоступную среднему человеку.
Это вполне укладывается в рериховскую идею творческого синтеза разных культур и культурных форм, взаимодополняющих друг друга: науки и религии, искусства и философии, этики и бытовой морали, Востока и Запада, СССР и Русского зарубежья, рационализма и интуитивизма, медицины и мистики, естествознания и гуманитарных исследований. Культура рассматривается Рерихом не только как важнейшая основа и духовная компонента, «глубочайший устой» человеческой жизни и мировой истории, но и как «служение совершенствованию», как «обязательство по отношению к бытию, как мистическое «служение Свету» (включая в него стремление к абсолютным Истине, Добру, Красоте, свободе, равноправию народов и их культур). Рерих постоянно говорит о единстве материи и духа и их диалектике, взаимопереходе и взаимопроникновении, взаимообусловленности (напр., здорового тела и здорового духа), однако культура изначальна и первична: она - «первотолчок» к самосозиданию человечества из состояния дикости и варварства.
2.2 Культура и цивилизация
Противопоставление культуры и цивилизации особенно важно для Рериха. Цивилизация, по Рериху, характеризует «внешние пределы общественной жизни», меру социальной и технической организации общества, его материальной устроенности и выражается в количественных, формальных показателях, в то время как культура - это «сущность Бытия», воплощение «качества жизни», реализация духовной энергетики мира, его актуальной или потенциальной «светоносности», очеловеченности, сердечности, осознанности. Культура включает в себя просвещение, искусство, религию и мораль; цивилизация же механистична и внеморальна, внеэстетична, внерелигиозна и внедуховна. Цивилизация может быть и бесчеловечной, и бессердечной, и неосознанной; она может быть направлена во вред человеку и человечеству, может вступать в непримиримые противоречия с природой и разумом, нести не созидание, а разрушение, быть носителем зла, ненависти, разъединения людей. Так, именно технические достижения цивилизации, по мнению Рериха, ответственны за войны и все более смертоносное оружие массового уничтожения, массовую безработицу, распространение наркотиков и бездуховного шоу-бизнеса и т.п. В каких-то своих важнейших проявлениях цивилизация и культура даже противоположны, взаимно исключают друг друга; их борьба и столкновения могут быть очень жестокими и чреватыми гибелью ценностей, но в конечном счете победа останется за культурой, которая неистребима и вечна, в то время как цивилизации преходящи и смертны. На пути духовного восхождения человечества, возможны и «откаты» в развитии культуры: наступление мрака и невежества, одичания и варварства, войн и межнациональных конфликтов. Ответственность за все эти отступления на пути духовного прогресса несут цивилизации и отдельные люди, не причастные к тайнам культуры («гасители культуры»), неразвитые массы, которые в своих стихийности и количественном выражении оказываются не способными к духовному подвигу и систематическому служению.
Цивилизация «обозначает нечто в пределах внешней общественности, но культура прежде всего имеет в виду духовные ценности». «Условные формы цивилизации вполне зависят даже от преходящей моды, Культура же, возникнув и утвердившись, уже неистребима» Если случайная фраза или какое-то представление об окружающей реальности «может удовлетвориться и механической цивилизацией», то «просветленное сознание может дышать лишь в культуре». Именно культура, считал он, составляет то вечное и неразрушимое прибежище, «где дух человеческий находит пути <…> ко всему просветленному и прекрасному».
Поскольку цивилизация, по убеждению Н.К. Рериха, воплощается главным образом в материально-вещных формах, внешних по отношению к человеку и к его сущности, постольку «можно убить цивилизацию», и гибель ряда древних цивилизаций - Вавилонской, Египетской, Римской - подтверждает такой вывод. Культура же, как истинно духовная ценность, бессмертна. Признаки цивилизации хрупки, если они не взращены, не вдохновлены, не упрочены доминированием «принципов культуры». Выдающийся художник и мудрец был убежден, что сама цивилизация выросла на благодатной почве, взрыхленной умом и трудом человека, одухотворенного культурой.
Более того, в его понимании главная и решающая функция культуры - человекотворческая - вытекает из ее высшего предназначения: созидать, творить человека, его духовный мир. Для него несомненно утверждение, согласно которому без культуры, без искусства человечество не вышло бы из животного состояния. Поэтому базовая философская парадигма в его концепции культуры состоит в утверждении неразрывности человека и культуры. Чем выше уровень культуры, чем активнее и масштабнее вплетены ее ценности в повседневную жизнь людей, в их жизненные установки, тем отчетливее реализуются в обществе принципы человечности.
Только культура в ее многообразии способна предначертать спасительный путь, следуя по которому человечество может и должно избавиться от всех форм звероподобия, от своекорыстия, цинизма, потребительства, всяческих форм шовинизма и вандализма. В отличие от цивилизации, которая способна подавить и разрушить все самое ценное в человеке и обществе, «культура, по сущности своей, не знает разрушения, как такового. Она безудержно, беспрестанно создает, она постоянно покрывает новым, высшим куполом несовершенство вчерашнего дня».
Стоит отметить, что приведенные выше взгляды исследователей творчества Н.К. Рериха Кондакова И.В. и Бабосова Е.М. по этому вопросу несколько разнятся с позицией Л.В. Шапошниковой, рассмотренной в работе Соколова В.Г. «Живая Этика и новая парадигма культуры», где понятия «цивилизация» и «культура» не противопоставляются друг другу, а рассматриваются во взаимосвязи:
Каждое явление имеет циклическое развитие, это касается также «культуры - цивилизации»: дифференциацию сменяет синтез. Установление гармонии во взаимодействии культуры и цивилизации (в случае их расхождения) является эволюционной целью. Далее должен последовать синтез этих двух явлений, «который утончит и одухотворит структуры, связанные с обустройством жизни самого человека». Эпохи расцвета культуры и ее упадка находятся в зависимости от приближения или удаления от точки синтеза культуры и цивилизации. Синтез этих явлений (который Л.В. Шапошникова рассматривает с позиции взаимодействия духа и материи) «изменит смысл цивилизации, одухотворит ее и превратит Культуру и цивилизацию в целостное явление, но действующее уже на более высоком уровне, нежели в своем изначальном варианте». В предстоящем синтезе культуры и цивилизации важнейшая роль принадлежит науке, причем науке трансформированной, основанной на нравственных принципах, лишенной отрицаний и предубеждений, открытой к широкому познанию, учитывающей и использующей знания предыдущих эпох. Культура выступает как «синтез действенного Блага». Культура двигает эволюцию, а находящаяся с ней в гармонии цивилизация держит на себе «материю этой эволюции»; при этом достижения цивилизации не могут быть оторваны от развития культуры, но имеют цель в русле этого развития.
рерих культура цивилизация дух
2.3 Энергетическое мировоззрение. Живая Этика - Агни-Йога
Живая Этика - это уникальная философская система, созданная Н.К. и Е.И. Рерих в результате совместной работы над текстами духовно-философского наследия Востока, изложенными в новой форме.
Первая книга «Учения Живой Этики» - «Зов» - вышла в 1924 г., вторая - «Озарение» - в 1925 г. Они объединены общим названием «Листы сада Мории», их отличает особый литературный стиль: иногда это притчи, иногда «белые стихи», иногда молитвы, афоризмы, напутствия. Начало датировано 1920-1921 гг., и затем следуют почти ежедневные даты, напоминающие запись особо важных мыслей в дневнике. Можно их сравнить с беседами Учителя с Учеником, с передачей диалога мудрого наставника и последователя. Возможно, стиль такого повествования связан с тем, что сами Н.К. и Е. И. Рерих не называли себя авторами «Живой Этики», считая, что они являются проводниками и передатчиками Учения Махатм - наиболее духовно развитых Учителей - Гуру, способных к высшему познанию.
Мудрые Махатмы - это избранные, живущие в священной стране - Шамбале - в Гималаях, на границе Индии и Непала. В индийской философии понятием «Шамбала» обозначают душу мира, другое толкование этого понятия - будущая эпоха духовности, культуры, разума и мировой общины. В ней воплощены мечты о земном Рае, будущем всеобщем братстве. Вся мудрость, вся слава, весь свет мира культуры собраны там. Махатмы из Шамбалы управляют миром с помощью волевых усилий, телепатии, применения магнитных токов и различных лучей.
В понятии Шамбалы выражено представление о новой эре могучих энергий, которыми может овладеть человек. Это относится к наступлению века Агни - космического Огня, который создаст новые условия жизни. Таково было пророческое предсказание. «Нужно учиться организации психической энергии», - учит Агни-Йога. Психическая энергия обладает огромной, но непознанной силой, поэтому и используется лишь частично.
«Она заложена во всей природе и особенно выражена в человеке. Как бы человек ни пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения - научить человечество обращаться с этим сокровищем».
Человечество с трудом воспринимает новые явления. Вспомним, как совсем недавно считали электрический свет опасным для зрения, а телефон - для слуха. В этом проявляется инерция сознания. Шамбала объединяет Восток и Запад, Север и Юг в едином порыве взаимопонимания народов во имя культуры. «Мировое единение», взаимное понимание - эти принципы создадут искренний и общий язык.
Нельзя довериться упрощенному пониманию Шамбалы, поиску точного места на географической карте. Это пути благословения, неустанного труда и подвига духа, любви и веры, надежды и радости, которые откроют Врата новой жизни.
В «Учении Живой Этики» переданы наставления Великих Гуру о единстве Человека и Космоса, о скрытых возможностях психической энергии, о комплексе энергетических излучений, исходящих от всего земного (людей, событий, а также растений, животных, минералов), создающих ауру, своеобразную защитную оболочку Света от Тьмы, Добра от Зла. В «Живой Этике» Огонь символизирует основное качество психической энергии. С этим связано и другое название этого учения - Агни-Йога.
Знание внутренних источников совершенствования духа укрепляет жизненные силы человека, расширяет его возможности, вселяет веру и надежду на обновление и исцеление от недугов, указывает путь обретения гармонии с собой и миром:
«Энергия мысли есть одно из самых высших проявлений всемирной энергии. Нельзя обособить мысль от основной энергии Мироздания. Именно мысль служит вечным двигателем основной энергии. Мысль порождает токи, которые являются возбудителями и как бы обновителями Вселенной. Так, когда говорю, что мыслящие существа принимают участие в мироздании, можно понять это прямо, не иносказательно. Но тем более накладывается ответственность на человека за качество мысли. Добрая, сильная мысль даст и токи прекрасные, но злая посыплет землю мертвенными шлаками».
Идеи обладают способностью «напитывать» пространство, и распространение полезных идей приносит искреннюю радость, вызывая сердечный трепет. Злые идеи и мысли могут произвести отравление атмосферы, нарушить защитный слой ауры. Такое напряжение вызывает эпидемии и телесные заболевания, каждый может ощутить физические недомогания. Но еще больше это отражается на общественных потрясениях. Зараза одолевает человека не только по причине предрасположенности его к определенной болезни, но и от потери равновесия. Единение и согласие будут лучшей профилактикой, и опасные часы могут миновать без вреда. Неуравновешенный путник не пройдет по опасной тропинке. Он будет подвержен ужасам и продолжит свой путь при великом безумии. Человек и сам себя поразит, и заразит окружающих. Такие периоды не раз бывали. Надо их знать и собрать всю силу равновесия. «Самая грозная буря не может продолжаться вечно», - утверждает Агни-Йога.
Настроения, помыслы обладают способностью закрепляться в пространстве. Стоит человеку воскликнуть «Я несчастен!», и он немедленно умножает свои бедствия, будто магнитом притягивая к себе злые силы. Каждая человеческая мысль не исчезает в пространстве, но различие велико между мыслями, вылетевшими без определенного назначения, и мыслью, посланной с целью. Проклятья, заклинания, заговоры могут усиливать воздействие и даже приводить к гибельным последствиям. Поэтому так опасны ругань, злословие, сквернословие, кощунства, они «пачкают» человека и все вокруг него.
Недовольство, злоба, раздражение пресекли путь к радости, темные помыслы лишили источника силы. Слепцы уныния - жалкие люди. Радость служит притоку мощи. Когда мы говорим - радость спешит, она действительно приближается.
«Умейте призвать радость. Кроме всех Муз, есть и Муза радости. Призвать эту покровительницу можно лишь словами и мыслями прекрасными. Не вздумайте угрожать ей и требовать, она приходит путем прекрасным», - учит Агни-Йога.
Можно видеть отличия радости - лица приобретают иное выражение, они «светятся», «пылают», излучают счастье, блаженство. Действенность энергии возрастает от усиления чувства любви. Таковы лишь некоторые жизненные наставления учения Агни-Йога.
Главный призыв «Учения Живой Этики» состоит в обращении к развитию духовных возможностей человека, которые могут стать катализатором спасительного Возрождения Культуры, поддержания Мира и Согласия.
В работах Шапошниковой Л.В. дается более сложное, космологическое определение содержания Учения Живой Этики - в них культура рассматривается через энергетическую систему духа:
Основываясь на том, что Н.К. Рерих отмечал, что культура «есть глубочайший устой жизни, скрепленный высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции», Шапошникова Л.В. представляет ее «важнейшим условием связи человека с высшими, более утонченными состояниями материи, высокоорганизованными космическими структурами, импульс которых и обеспечивает самоорганизационные процессы в энергетическом поле духа человека, а значит, и само существование и развитие культуры. Глубинная связь человека с Космосом, Высшим происходит на уровне развития в нем этических, нравственных основ или его культурного уровня. Эта связь, ее особенности являются важнейшим положением космического мышления и новой системы познания и требуют научного осмысления. Таким образом, понимание этики существенно расширяется, включая не только межличностное и общественное значения, но выходя за их пределы, обретает космопространственный смысл. Этика есть главное условие энергообмена, который двигает эволюцию человека».
Любая энергия обладает вибрацией, уровень которой зависит от качества энергетики какой-либо структуры - ее носителя. Культура, имеющая отношение к высоко-вибрационной энергетике духа (как части космической структуры), находится в естественной связи с высокими космическими ритмами, дающими импульсы развития различным состояниям материи. Соответственно и все запечатления творчества духа человека - материальные носители культуры - также наделены как особой энергетикой, вложенной в них человеком-творцом, так и определенными связями с энергетической жизнью Космоса. Взятые вместе, эти материальные носители культуры образуют обширное энергетическое поле, которое связано с ритмами высоких космических структур и на базе которого плодотворно развивается цивилизация. Такое поле, так же как и дух человека, способно к самоорганизации, к развитию, ибо оно продолжает сохранять живую связь с человеком посредством энергоинформационного обмена. В своей совокупности эти поля составляют энергетическое поле всей планеты, которое, в зависимости от силы и насыщенности, может притягивать (энергия как магнит) соответствующие энергии из Космоса. Таким образом, те процессы, которые происходят в духе человека (формирование культуры) под воздействием космического энергоинформационного обмена, отражаются на энергетике всей планеты, также задействованной в этом обмене. Эволюции человека и планеты тесно связаны, одна без другой не могут существовать. Из всего этого следует существование жизненно важной необходимости, или космической целесообразности, сохранения объектов культуры, которые связывают, образно говоря, небо и землю.
Культура как самоорганизующаяся система духа, будучи неотъемлемой от творчества, преображает окружающую материю, способствуя ее утончению и повышению уровня ее энергетики. Можно также сказать, что данное преображение обеспечено тем космическим энергообменом, в котором задействован дух человека и вся планета. Развивающаяся в поле этого духа культура изменяет качество всех тонких структур человека. В целом неотделимый от культуры этический и энергетический процесс преображения человека, то есть усовершенствование его внутренних качеств, - и есть основная составляющая пути его космической эволюции. Постепенно преображается и та территория, на которой сосредоточено большое собрание культурных сокровищ, так как она заключает в себе высокую энергетику творений духа человека, связанную с соответствующими творческими ритмами самого Космоса. Важным фактором в этой функции выступает внутреннее, сознательное устремление человека к чему-то более высокому и совершенному.
2.4 Мир через культуру. Пакт Рериха
Н. К. Рерих много размышляет об охране культурных сокровищ, высоком духовном предназначении искусства, о культурном сотрудничестве народов, о величии Русской культуры.
Культура строится на фундаменте неограниченного познания, просвещенного труда, неустанного творчества и благородной жизни. На вершине Культуры - подлинная, самоотверженная любовь к человечеству и отечеству, к природе и каждой личности как высшей ценности.
«Мир через Культуру» - таков девиз, провозглашенный Н. К. Рерихом и ставший основой его культурологической концепции. В этом сочетании «Мир» и «Культура» не случайно написаны с большой буквы. Их роднит единство, нерасторжимость существования, взаимная необходимость для будущего и настоящего, общность гуманистических идеалов.
Восхождение духа - главное предназначение Культуры. Именно она способствует духовному изменению человека и общества, освобождению от пороков невежества, злобы, зависти, мстительности, нетерпимости. Культура содействует «осветлению» жизни, утверждает взаимопонимание между людьми, ведет к взаимному обогащению народов на основе обмена культурными ценностями. Культура укрепляет благородство духа, охраняет достоинство личности от унижения и несправедливости, раскрывает богатство и неповторимость индивидуальности.
Необходимо всемерно укреплять в общественном сознании традицию почитания Культуры, ибо в самом ее значении содержится широкий синтез усилий человечества, сотрудничества и солидарности в борьбе за прогрессивные идеалы. Движение за культуру должно приобрести широкий общественный размах, вызвать сочувствие и поддержку у всех слоев населения, преодолеть ограниченность национализма и узкого практицизма. По словам Н. К. Рериха, предстоит проделать два вида работы: просветительскую и охранительную. Кружки, общества, организации должны предостеречь от опошления движение за культуру, чтобы драгоценное понятие Культуры не попало в число модных заголовков. Это демократическое движение может столкнуться с немалыми трудностями: «нельзя», «не вовремя», «невозможно», «об искусстве ли думать» - таковы возражения, которые прежде и теперь звучат довольно часто. Н. К. Рерих отвечал на них страстно и убежденно: «Да, да, именно об Искусстве и Культуре нужно думать во все времена жизни, и в самые тяжкие. Во всех условиях нужно хранить то, чем жив дух человеческий». Нельзя откладывать строителю его замыслы, пока не соберутся все средства для их осуществления. Нужно помнить, что средства растут вместе с процессом созидания. В развитии культуры особенно опасны неподвижность, застой, стагнация, которые становятся предвестниками разложения и распада. Именно поэтому в развитии культуры так необходим новый прилив энергии, инициативы, творчества.
Н. К. Рерих с большим почтением относился к благородной деятельности работников культуры. Он не только считал их просветителями народа, но и активными борцами против невежества, пороков, социальных недугов и болезней общества. Труд работника культуры подобен работе врача, ибо он заботится о духовном оздоровлении жизни, борется со старыми эпидемиями и распознает симптомы новых несчастий:
«Терпим ко всем, для каждого имеет ободряющее слово, открыт сердцем ко всему, где его опыт и знания могут быть полезны. Культура как символ света направлена против тьмы, жестокости, насилия. Пароксизмы невежества прежде всего устремлены на самое высокое: оно приветствует безграмотность, оно улыбается порнографии, оно восхищается всякой пошлостью и подлостью».
Особенно непримиримо Рерих относится к грубости и жестокости, которые могут порождать в молодых поколениях черствость, безразличие к бедам другого человека, проникать во все поры общественной жизни. К сожалению, привычка к грубости, сквернословию, кощунству и варварскому отношению к ценностям культуры получила довольно широкое распространение. Грубость в воспитании должна быть осуждена, ибо она поддерживает осквернителей общественной морали, памятников культуры и не дает никаких полезных результатов. Культура не выносит зла и злонамеренных действий, они разрушают дух благородства и милосердия, ей присущие.
Идеи Н. К. Рериха о гуманистической направленности культуры органично соединялись с необходимостью создания Пакта об охране культурных ценностей. Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный документ, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение на благородных идеях о сохранении истинных ценностей всего человечества, подчеркивал Н. К. Рерих.
Предложение Н. К. Рериха о создании Пакта получило широкую поддержку в различных странах. Юридические основы этого документа разрабатывались доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером совместно с профессором Ж. Праделем, членом Гаагского мирного суда. В 1930 г. проект Пакта был представлен в Комитет по делам музеев при Лиге Наций и одобрен Международной комиссией интеллектуального сотрудничества. Важнейшим условием для реализации Пакта об охране ценностей культуры является предотвращение войны, мирное сотрудничество между всеми странами.
Символом Пакта об охране ценностей культуры стало Знамя Мира. Оно представляет собой развернутое белое полотнище, на котором изображено большое красное кольцо и внутри него посередине на белом фоне три красных круга.
Смысл человеческой жизни - в достижении гармонии, в стремлении к самосовершенствованию. Подобно Красному Кресту, который символизирует милосердие, сострадание, Пакт Рериха призван изменить отношение людей к ценностям культуры.
Пакт Мира заложил основы нового мышления, о котором так настойчиво и много говорят наши современники. Изменение сознания требует долгих и упорных усилий, оно не происходит так быстро, как хотелось бы. Существуют большие трудности в преодолении инерции, старых стереотипов, шаблонных схем, косности и консерватизма. Но новое, прогрессивное мышление, основанное на преодолении антагонизма во имя Мира на Земле, несомненно, служит будущему. Этому содействует творческое наследие Н.К. Рериха, ибо оно призывает к гуманистическим идеалам, объединяющим общечеловеческие интересы.
Н.К. Рерих интуитивно предугадал необходимость тех перемен, которые происходят сегодня во всем мире. Он писал о возрастании роли культуры в духовном развитии человечества, показывая те отрицательные последствия, которые могут возникнуть в обществе, пренебрегающем духовными ценностями и культурным наследием. Он обращал внимание на единство Земли и Космоса, предупреждал об опасности экологического кризиса, разрыва гармонических отношений с природой. Н.К. Рерих верил в безграничные возможности творческого развития человека, развития его способностей, увеличения потенциала психической энергии, раздвигающей представления о пределах человеческих возможностей.
2.5 Культура и искусство. «Красота спасет мир»
В философско-эстетической трактовке Н.К. Рерихом созидательной сущности и роли культуры стержневой темой является постижение смысла и назначения искусства, его креативных возможностей в духовном освоении мира посредством живых картин реальной действительности и в художественном, эмоционально-чувственном развитии человека. Характеризуя искусство как специфическую форму образно-художественного постижения, воспроизведения и освоения мира, Рерих выделяет последовательный ряд категорий, раскрывающих сущностные особенности и свойства искусства, его качественные стороны. К ним относятся «духовность», «просвещенность», «гуманистичность», «высоконравствен-ность», «символичность», «художественность», «прекрасное», «любовь», «созидательная красота», «действенность». Однако применение этих категорий неизбежно переливается в осмысление содержательно-образной сущности искусства, неразрывно связанной с определенным состоянием чувств человека и выступающей в качестве ценностного ориентира индивидуальных и коллективных действий людей и их сообществ. Н.К. Рерих отчетливо представлял, что ценностные ориентации воплощают в себе элементы внутренней структуры личности, сформированные активно-творческой деятельностью в сфере созидания и восприятия искусства, и в качестве таковых отграничивают значимые, существенные для человека явления, поступки от незначимых, что позволяет их интерпретировать в терминах идеала, нормы, долженствования, благородства, красоты. Он был убежден, что «искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Ценности великого искусства победоносно проходят все бури земных потрясений. И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, - мы знаем, что произносим формулу международного языка».
Следуя в своем творчестве в русле эстетически-художественного идеала, завещанного великим Ф.М. Достоевским, Н.К. Рерих неоднократно провозглашал: «Красота спасет мир». Он подчеркивал, что «знак красоты откроет все «священные врата». Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся. И, чуя путь истины, мы с улыбкой встречаем грядущее». Такой подход восходит к знаменитой платоновской идее Прекрасного, высоко чтимой Н.К. Рерихом. «Во всех проявлениях искусства, - отмечал он, - мы должны руководствоваться только одним основанием - Прекрасным». И здесь он решительно и твердо выступал против того, что получило в ХХ веке наименование «коммерческое искусство». Это отвратительное выражение, считал он, должно быть изъято. Но, чтобы такое изъятие осуществилось, следует удалить из повседневной жизни все то, что этим термином обозначается и выражается и что воплощается в неустанных нападках «черной пошлости» на подлинные культурные ценности. Для чего необходимо неустанно развивать высокохудожественное искусство и столь же неустанно вносить его в жизнь. Выполнить такое духовное предназначение - вот подлинный смысл творчества. Выдающийся художник и мыслитель подчеркивает: «Творчеству все можно. Оно ведет за собой человечество. Творчество есть прогресс. Творчество есть овладение новыми возможностями. Иначе говоря, в творчестве выражена красота. Великая свобода мысли явлена в истинном творчестве».
Однако сама красота интерпретируется Н.К. Рерихом в широком духовном контексте, в единстве и взаимообусловленности с мудростью, поскольку полное удовлетворение в движении к возвышению духовности, по его убеждению, может дать людям только «путь красоты и мудрости». В мире последовательно должно распространяться убеждение в том, что «красота и мудрость не роскошь, не привилегия, но радость, сужденная всему миру на всех ступенях достижений. Лучшие люди уже понимают, что не твердить только они должны о путях красоты и мудрости, но действительно вносить их в свою и общественную повседневную жизнь». Поэтому и творчество трактовалось Н.К. Рерихом не только как творческая деятельность в сфере искусства, представляющего собой духовное постижение и освоение действительности, но и в более широком диапазоне - как искусность, мастерство, виртуозность, проявляемые в науке и технике. По его утверждению, «наука, в ее лучших открытиях, оказывается уже искусством. Такие поразительные научные синтезы навсегда запечатлеваются в человеческом мозгу как нечто покоряюще убедительное. Тогда наука уже не является условной синхронизацией фактов, но победительно устремляется в область новых познаний и ведет за собою человечество». Он не раз подчеркивал, что искусство и знание являются важнейшими, органично взаимосвязанными сторонами культуры. Именно их единство, их неустанное развитие и взаимодействие, по убеждению художника, приводило к тому, что «эпохи расцвета, эпохи возрождения, эпохи благосостояния вытекали из благодатных источников Культуры».
Перу самого Н.К. Рериха принадлежат прекрасные культурологические портреты великих художников Брюллова, Куинджи, Гогена, Ван Гога. Но не менее блистательно характеризовал он подвиги на пути познания мира и человека, совершенные Платоном, Аристотелем, Сократом, Пифагором, Периклом, Джордано Бруно, Менделеевым, Мечниковым, Пироговым, Павловым. Их величие он усматривал не только в художественных и научных открытиях, но и в том, что они своим творчеством вселяют в людей веру в себя. В их творческих дерзаниях, по словам Рериха, «заключена готовность к беспредельному познанию. В горниле такого постоянного обновления сознания очищается и сущность человеческая». Выдающимся представителям науки и искусства, открывающим новые пути в сферах своей творческой деятельности, считал Н.К. Рерих, принадлежит особая созидательная энергия, превращающая «сдвиг» в понимании и изображении мира и человека в нем в настоящий «подвиг». «Ученый и художник, - пишет он, - знают значение слова вдохновение. Они знают, что есть прозрение, в котором открываются им новые утонченные формы и познаются доселе незамеченные <…> высокие энергии».
Конечно же, в процессе художественного и научного творчества проявляется и воплощается индивидуальное своеобразие каждого из первопроходцев на ниве служения истине и красоте. Поэтому художественные образы Толстого или Достоевского совсем не такие, как образы Шекспира или Гете, музыкальный мир, сотворенный Чайковским, существенно отличается от музыкального мира, созданного Вагнером, а изобразительная пластика Брюллова совершенно иная, чем своеобразие полотен Ван Гога или Гогена. Воздавая должное творчеству каждого из них, Н.К. Рерих вместе с тем подчеркивал, что «культура есть выражение всего народа». Каждый народ в своей национальной культуре выражает свою душу, свое самобытное мировосприятие и свое специфическое самосознание. Только национальное своеобразие той или иной культуры открывает ей путь к вхождению в мировую культуру. Поэтому, считал Н.К. Рерих, «защита и возвышение ее (культуры) есть всенародная обязанность».
Каждый волен разделить или не разделить эти оценки, но несомненно огромное значение художественного творчества и философско-эстетического наследия Н.К. Рериха в развитии мировой культуры, в культурном сотрудничестве народов мира, в формировании высоконравственного, культурно развитого человека современной эпохи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество и личность Николая Константиновича Рериха имеют действительно мировое значение. Но его уникальная личность не была полностью осмыслена ни современниками, ни потомками. Великий художник, крупный ученый, оригинальный мыслитель, неустанный путешественник и планетарного масштаба общественный деятель, он обладал внутренним синтезом знаний и творчества, обуславливавшим целостный подход к разным областям научной и художественной деятельности. Такой синтез создает условия, при которых любая сфера деятельности Рериха не только тесно связана с другими, но и находится в процессе взаимопроникновения, в неотрывной взаимосвязи. Именно такой синтез определил создание духовного учения «Агни-Йога», в основе которого лежит идея закономерной эволюции Космоса, органической составной частью которого является эволюция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является духовное просветление и совершенствование с целью выхода из-под власти узкоматериальных интересов на широкую дорогу духовно-космического творчества и сотворчества. Основой духовной эволюции земной цивилизации должен стать универсальный синтез западной и восточной культур, современного и древнего сокровенного знания, науки и религии.
При всей сложности выше приведенных заключений по творчеству этого философа нужно отметить, что сами труды Н.К. Рериха - это не профессионально-академические сухие трактаты, а глубокие раздумья мудреца, просто и ясно говорящего о самых важных и сокровенных ценностях человеческого бытия: о любви и дружбе, о красоте и творчестве, о значении повседневного труда и необходимости постоянного нравственного совершенствования. Рерих утверждает свободу каждого человека в деле собственного жизнеустроения, но одновременно и его исключительную ответственность за судьбу целостного Живого Космоса, пронизанного огненной субстанцией мысли и потому всем существом своим отзывающегося на каждую нашу светлую (или дурную) мысль. Человек не есть чисто земной и телесный житель. Он несет в себе искру этих великих космических энергий. Он - органическая часть бесконечной духовной иерархии Космоса и ключевое звено в его общем совершенствовании.
Важнейшим фактором проявления и творческого приращения огненного «зерна» человеческого духа на Земле является культура. Поэтому сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры, по Рериху, является важнейшей и насущнейшей задачей земного сообщества.
Всю жизнь Рерих подчеркивал значение понятия «Родина» и важность укоренения в национальной культурной почве. Провозглашая неизбежность и животворность взаимного мудрого ученичества различных национальных традиций, Рерих одновременно доказывал, что невозможно по-настоящему приобщиться к общечеловеческим культурным ценностям, не зная и не любя духовных ценностей собственного народа.
Упомянув о синтезе культур Востока и Запада, подчеркнем также декларируемую Рерихом необходимость «сердечного» объединения работников культуры для труда «во Благо, во Знание, в Красоту». Этот призыв приобретает особенно большую значимость в наше время, когда в условиях углубляющейся и расширяющейся глобализации современного мира многим народам приходится сталкиваться с нарастающими стремлениями «вестернизировать культуру» (главным образом под знаком ее американизации) принизить важнейшую роль национальных культур в духовном возвышении человека, в формировании высокоразвитой, социально активной личности, в своих повседневных делах руководствующейся не суррогатами культуры, а подлинными ценностями.
ЛИТЕРАТУРА
1.Иконникова С.Н. История культурологических теорий. - СПб, Питер, 2005. - 474 с.
2.Бабосов Е.М. Рериховская концепция совечности культуры и человечности // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления. Сб. науч. трудов. - Мн.: Технопринт, 2005. С. 14-20.
.Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х томах. / Под ред. Левит С.Я. - СПб.: Университетская книга, 1998.
.Рерих Н.К. Культура и цивилизация. - Электронная библиотека Международного Центра Рерихов - #"justify">.Рерих Н.К. О вечном... - М.: Политиздат, 1991. - 462 с.
.Рерих Н.К. Сердце Азии. - Мн., 1991. - 96 с.
7.Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры. // «Культура и время» − М.: МЦР. - 2008. - № 1. - С. 4-17.