Современное состояние информационного рынка в Казахстане

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,62 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современное состояние информационного рынка в Казахстане

Введение

В последнее десятилетие в Казахстане, России и других странах СНГ активно проводятся исследования политической коммуникации в информационном обществе и формируются научные школы в этом направлений. Изучение теоретико-методологических и практических основ политической коммуникации евразийских стран, в т.ч. с учетом особенностей политического строя Казахстана, является по своей сути значимым и своевременным шагом для проектирования и прогнозирования дальнейшего развития своего региона. Изменения, происходящие в обществе в последнее десятилетие, требуют переосмысления сфер деятельности, неразрывно связанных с общественным сознанием.

Цель семестровой работы:

Рассмотреть современное состояние информационного рынка в Республике Казахстан.

Задачи семестровой работы:

рассмотреть понятие конкуренции в информационном пространстве Республики Казахстан;

отразить тенденции в массово политическом информировании РК;

показать роль желтой прессы;

Концепция развития конкурентоспособности информационного пространства

Концепция развития конкурентоспособности информационного пространства Республики Казахстан на 2006-2009 годы разработана в соответствии со стратегией вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, обозначенной в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года, и во исполнение решений Совета Безопасности Республики Казахстан от 1 марта 2006 года.

В Концепции анализируются основные тенденции развития глобального информационного пространства и информационного рынка Республики Казахстан, ключевые проблемы конкурентоспособности на современных информационных рынках. Определены базовые принципы, стратегические цели и задачи государственной политики в информационной сфере, а также механизмы их реализации.

Концепция служит основой для разработки целевых программ, законодательных и других нормативных правовых актов, рассчитана на период 2006-2009 гг.

Цель Концепции - создание условий для улучшения качества работы отечественных СМИ с учетом современных мировых стандартов и повышения их конкурентоспособности.

Стимулирование конкурентной среды является важным условием конкурентоспособности и главной задачей государственной политики в информационной сфере.

Государство должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государственная политика должна концентрироваться на развитии двух основных групп элементов, определяющих страновое конкурентное преимущество на международном рынке:

факторных условий, необходимых для успешной конкуренции на информационном рынке (налоговая, инвестиционная политика, правовое регулирование);

условий спроса на продукцию и услуги, предлагаемые участниками информационного и информационно-телекоммуникационного рынков.

Деятельность государства на национальном и глобальном информационном рынках должна основываться на следующих базовых принципах и подходах:

создание эффективной нормативной правовой основы деятельности и взаимоотношений участников информационного рынка, обеспечивающих соблюдение конституционных принципов свободы личности, слова, суждений и мнений, получения и распространения информации;

обеспечение справедливых четких и понятных "правил игры" для деятельности всех профессиональных (производители и распространители информации) и непрофессиональных (пользователи информации) участников национального информационного рынка;

содействие всестороннему развитию отечественных независимых (частных, негосударственных) СМИ как важных составляющих субъектов обеспечения конкурентоспособности всего национального информационного пространства;

обеспечение информационной безопасности Республики Казахстан - состояния защищенности государственных информационных ресурсов, а также прав личности и интересов общества в информационной сфере;

повышение уровня правовой и экономической грамотности представителей информационного сектора;

продвижение национальных интересов и интересов отечественных профессиональных участников на зарубежные информационные рынки.

Реализация положений Концепции позволит создать условия для качественного развития информационного рынка Республики Казахстан и повышения конкурентоспособности отечественного информационного пространства и профессиональных участников на национальном и глобальном информационных рынках.

Решение комплекса вышеуказанных мер будет способствовать дальнейшей либерализации информационного пространства страны, укреплению на нем рыночных механизмов, созданию конкурентоспособного информационного продукта, что необходимо для повышения конкурентных преимуществ отечественных программ на казахстанском и мировом рынках информационной продукции.

Формирование развитого и конкурентоспособного информационного пространства страны станет стратегическим условием для укрепления и дальнейшего развития подлинно независимого, правового, демократического и социального государства - Республики Казахстан.

Понятие конкуренции в информационном пространстве РК

Важнейшей характеристикой современного информационного рынка является конкуренция, уровень которой различается для разных типов рыночных структур. Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория.

Конкурентоспособность информационного продукта (услуги) - комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик информационного продукта (услуги), определяющих его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Конкурентоспособность товара (услуги) можно определить только в сравнении с аналогичными товарами (услугами).

В информационной сфере на основе этой стратегии формируются крупные медиа-предприятия, в которые могут входить телерадиовещательные компании, печатные издания, издательства, компании по предоставлению компьютерных и сетевых информационных услуг, немедийные предприятия. В результате создаются национальные конгломераты и транснациональные корпорации, владеющие и осуществляющие контроль над предприятиями разных профилей на территории одного или многих государств.

Рынок локальный, представляющий собой рынок одного населенного пункта (главным образом, города) и прилегающих районов:

В Казахстане на этом рынке представлены областные, городские и районные СМИ: газеты "Алматы ақшамы", "Вечерний Алматы" и другие, телеканалы "Телевидение города Астаны", "Эра ТВ" и другие.

Рынок внутренний региональный, он представлен СМИ, распространяющими информацию для зрительской аудитории прилегающих и близких друг к другу (по составу населения, историческому прошлому, мировоззрению) территорий:

На этом рынке в Казахстане представлены такие СМИ, как телеканалы "КТК", "31 канал", "Рахат ТВ", "Телевидение города Астаны" и другие.

Рынок общенациональный, представленный СМИ, распространяющими информацию для общенациональной аудитории:

На этом рынке в Казахстане представлены такие СМИ, как газеты "Казахстанская правда", "Егемен Қазақстан", "Панорама", журналы "Континент", "Мысль", телеканалы "Казахстан", "Хабар", "Ел арна", МТРК "Мир" и другие.

Рынок внешний региональный представлен СМИ, распространяющими информацию для аудиторий сопредельных территорий двух и более государств:

На этом рынке частично функционируют такие отечественные СМИ, как телеканалы "Казахстан", "Хабар", "Ел арна" , более 10 лет по созданию положительного имиджа Республики Казахстан успешно работает МТРК "Мир".

Рынок континентальный представлен СМИ, распространяющими информацию на уровне нескольких сопредельных регионов:

Рынок глобальный представлен СМИ, распространяющими информацию для глобальной аудитории, в основном элитной, носящую, соответственно, элитный характер:

На глобальном рынке отечественные СМИ не представлены.

Конкурентоспособность в информационной сфере (информационная конкурентоспособность) связана с национальной конкурентоспособностью в целом и определяется ею.

Новыми ключевыми факторами, оказывающими непосредственное влияние на конкурентоспособность в информационном пространстве государств в целом и профессиональных участников информационного рынка в частности, в современных условиях ускоренной глобализации и формирования информационного общества являются:

увеличение количества доступной информации, превышающего все разумные пределы и биологические возможности осмысления человеком. Это определяет тенденции фрагментации информационного массива, максимально возможного упрощения и детализации информации с целью, с одной стороны, охвата широчайших масс, а с другой стороны, создания для людей возможности быстро и эффективно сортировать информационный поток, т.е. очень конкретно реализовывается право личности на осознанный (и неосознанный) выбор;

расширение неограниченного доступа масс к любой информации за счет трансграничности информационных потоков, удешевления информационно-телекоммуникационных технологий и услуг, предлагающих все более совершенные каналы для мгновенной и качественной передачи информации;

постепенная сегментация внутреннего (национального) информационного пространства на две параллельно существующие части - массовое (доступно исключительно местное аналоговое и, иногда, кабельное телевидение; локальные печатные СМИ) и элитное (глобальное спутниковое телевидение, информационные агентства, печатные издания). Уже сейчас во всех без исключения странах мира очевидно наличие в обществе двух принципиально разных мировоззрений и моделей поведения - массового и элитарного;

перевод содержательной части информации (контента) в удобный для восприятия массами формат развлекательного шоу, в том числе новостного, политического, социального, культурного. В то же время усиливается интеллектуальный заряд контента развлекательного формата (юмор, ток-шоу, познавательные программы), который имеет тенденцию политизироваться;

закрепление англо-американского (англосаксонского) формата в качестве базового и доминирующего формата глобального и национального информационного пространства как в смысле языка, мышления и стереотипов, так и используемых регламентации, механизмов и инструментов.

Эти факторы определяют появление новых угроз и вызовов, а также обусловливают обострение конкуренции на всех уровнях глобального информационного пространства.

В этой связи необходимо обратить внимание на следующие моменты:

возникновение тенденции универсализации культуры, мировоззрения, социальной психологии, стереотипов, что создает благоприятные условия для формирования глобального общества потребления;

развитие идеологии мультикультурализма и многообразия, которая стирает границы принципов национальной идентичности;

ослабление возможностей основных субъектов информационного пространства по контролю и регулированию информационного рынка;

вовлечение ведущих "мировых игроков" в агрессивную информационно-пропагандистскую деятельность в региональном и глобальном информационном пространстве с целью продвижения собственных интересов;

активное внедрение на информационный рынок глобальных транснациональных компаний (отраслевых, в том числе энергетических, и синдикативных) путем заказа и финансирования отдельных проектов и программ, создания собственных информационных подразделений, установления контроля за действующими профессиональными участниками информационного рынка с целью воздействия на правительства и международные структуры в собственных интересах.

В этих условиях информационное пространство Республики Казахстан стоит перед альтернативами потери информационного суверенитета, что может означать прямую угрозу государственности и независимости, либо развития до такой степени (законодательно, материально-технически, технологически, содержательно), чтобы создать иммунитет к внешним рисковым факторам и даже предлагать миру свой конкурентоспособный продукт. Третьего - создания жестких искусственных барьеров по типу "железного занавеса" - в современных условиях глобализации не дано.

информационный конкуренция пресса желтый

Современное состояние информационного рынка Республики Казахстан

Основой деятельности СМИ и функционирования информационного рынка Республики Казахстан является Конституция <#"justify">Тенденции в массовом политическом информировании

Одна из них выражается в передаче большого количества разнообразных сообщений, излагаемых без четко прослеживаемой системы. Человек теряет социальную ориентацию, что в конечном итоге оборачивается аполитичностью значительной части общества. В газетах публикуется громадное количество сообщений, освещение фактов происходит по системе единого потока. Метод дробления преследует вполне определенные политические цели. Он помогает формировать сознание человека, казалось бы, информированного, но, в сущности, слабо разбирающегося в политике.

Другая тенденция политического информирования заключается в жестком подчинении информационного потока идеолого-пропагандистским установкам. Этот подход особенно типичен для печатных изданий, являющихся собственностью политических партий и движений. В казахстанском реалии типичен для партийных изданий, такие как «Ак жол Казахстан», «Жас Алаш», «Мегаполис», «Кала мен дала», «Страна и мир», «Экспресс К», «Суббота», «Азамат Таймс» и др. Активность таких изданий особенно проявляется во время предвыборного агитационного периода. В 2004 г. предвыборном периоде на Мажилиса Парламента РК газета «Жас Алаш» опубликовал цикл материалов о лидерах и стратегических платформах партий «Ак жол».

Подведя итоги роль казахстанских СМИ по развитию политической коммуникации, политических технологии и формированию общественного сознания можно выделить следующие тенденции: увеличение изданий аналитической периодической печати и организации аналитических интерактивных передач; появление партийных и оппозиционных изданий; повышение профессионализма международной журналистики, освещающих политических новостей, использование грязных PR-технологий в предвыборных информационных кампаниях, увеличение политических электронных изданий и т.д.

В качестве негативных тенденций развития казахстанских СМИ можно определить: монополизацию СМИ; практику заказных публикаций; слабое понимание современных PR-технологий всеми участниками рынка; отсталую экономическую модель деятельности СМИ; коррупцию и непрозрачность; достаточно высокую политизированность бизнеса.

Желтая пресса в Республике Казахстан

Возникновение желтой прессы является естественным процессом в информационном рынке в Казахстане и других постсоветских странах. Массовые издания «желтой прессы» и появление «электронных желтых газет» определяют дифференциацию СМИ в политической жизни. «Навигатор» - среди веб-изданий отличается своей смелостью и критикой разного рода «необоснованных» и «необъективных» материалов по отношению к власти. Республиканская газета «Караван» (на русском языке) и региональная газета «Замана» (на казахском языке) и многие другие приложения этого периодического издания ограничивается светскими новостями, дайджест-материалами и рассказами развлекательного характера, не вызывают серьезного опасения государственно-правительственных органов. Наоборот увеличения количеств и повышения тиража «желтой прессы» на рынке СМИ как раз свидетельствует жизнеспособности метода «дробления информации». Периодические издания оппозиционного характера «Эпоха», газета партии ДВК «Ак жол»-Казахстан» и близких к ним «Время», «Жас Алаш», «Ассанди таймс», «Соз», «Азат», «Казахстан» в современном информационном пространстве имеют свою определенную аудиторию, особенно в больших городах республики. Среди периодических изданий страны «Exclusive», «Мир Евразии», «Kazakhstan» и др. есть хорошо иллюстрированные республиканские и корпоративные издания. Они относится к категории «качественных изданий».

Заключение

Современное состояние рынка СМИ в Казахстане характеризуется: возникновением крупных медиа-холдингов; практикой приплачиваемых статей; самоцензурой; государственными заказами на размещение в СМИ платных материалов. В будущем развитие политической коммуникации в Казахстане связано с грамотным проведением процесса политических выборов, политической активностью граждан, использования новых моделей информационных технологий в политическом процессе, цивилизованным соблюдением норм поведения и этической морали, профессиональных убеждений политических игроков.

Список используемой литературы

1.Л.М. Сметанникова, К.М. Жараспаева, С.М. Жараспаева. Основы экономической теории. Методические указания к семестровым работам для всех специальностей. - Алматы: АИЭС, 2010.

2.<http://adilet.minjust.kz/>

.<http://www.rae.ru/>

.<http://www.eos.ru/>

Похожие работы на - Современное состояние информационного рынка в Казахстане

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!