Ижора
Ижора
Самоназвания:
ингеройсет, инкерикот, карьялайсет.
В
XVIII - начале ХХ вв. ижоры расселялись в пределах современной Ленинградской
области (западные районы и южная часть Карельского перешейка) чересполосно с
русскими, ингерманландскими финнами, водью. В настоящее время ижоры в основном
проживают на территории Кингисеппского района Ленинградской области.
В
1848 г. численность ижоры составляла 17800 человек; по переписи 1989 г. - 449
человек. В составе ижоры выделяют пять этнографических групп в соответствии с
диалектными различиями: сойкинская (население Сойкинского полуострова),
хэвасская (окрестности р. Коваши - по-фински Хеваа), нижнелужская (низовья р.
Луги), оредежская (верхнее течение р. Оредеж), ижоры Карельского перешейка (К
ХХ в. практически полностью были ассимилированы русскими и ингерманландскими
финнами).
Ижоры
относятся к восточно-балтийскому типу большой европеоидной расы. Ижорский язык
относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Делится на 4 диалекта:
сойкинский, хэваский, нижнелужский и оредежский. Ижорский язык наиболее близок
к эвремейсскому диалекту финского. По переписи 1989 г. лишь 36,8 % ижоры
назвали национальный язык родным. Письменность была разработана в 1920-е гг. на
основе латинской графики и функционировала до конца 1930-х гг.
Проблема
формирования ижорского этноса остается дискуссионной. Традиционно принято
рассматривать ижору как группу, выделившуюся из состава карельских племен на
рубеже I-IIтыс. н.э. и первоначально обитавшую в южной части Карельского
перешейка и в районе р. Ижора, откуда в дальнейшем происходит постепенное
продвижение ижор на запад вплоть до р. Нарвы.
В
конце I тыс. территория расселения ижоры вошла в состав Новгородских земель, а
с конца XV в. - Русского централизованного государства. Принадлежность ижоры к
православному вероисповеданию способствовала ассимиляции со стороны русского
населения.
Хозяйство
ижорских крестьян в целом схоже с хозяйством других этнических общностей
региона (русские, водь, ингерманландские финны). Земледелие являлось основным
хозяйственным занятием. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), овощи (репа,
капуста), с XIXв. картофель. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур.
Характерен коллективный выпас скота с наемным пастухом. В деревнях на побережье
Финского залива было распространено рыболовство, в том числе подледный лов. В
основном были распространены различные отхожие промыслы. Ижорские крестьяне
уходили на заработки в Санкт-Петербург или Нарву, где устраивались на фабрики и
заводы.
Ижорские
деревни обычно имели уличную, рядовую или кучевую планировку. Во многих
деревнях вместе с ижорами также проживали водь, русские или ингерманландские
финны. Дома и хозяйственные постройки строили из бревен. На территории
Кингисеппского района при строительстве дворов использовали местный камень.
Мужская
одежда ижор в XIX в. уже не имела этнической специфики и соответствовала одежде
живущих рядом этнических общностей (русские, водь, ингерманландские финны).
Женская одежда до конца XIX в. сохранила архаические черты. Женщины носили
рубаху "рятсиня", ворот которой скрепляли застежкой-фибулой. Поверх
рубахи одевали два несшитых полотнища, которые держались на плечевых лямках. В
XIX в. в связи с русским влиянием получили распространение различные типы
сарафанов. С начала ХХ в. в обиход вошли юбки и кофты, такие же как и у других
этнических общностей региона.
Значительную
часть рациона питания в XIX в. составлял кислый ржаной хлеб, различные каши
(ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX в. - картофель. Из овса
готовили толокно. Были широко распространены кисели; молочные продукты
(простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, мясные блюда.
Наиболее распространенным напитком являлось пиво.
Ижоры
являются православными христианами. Начало распространения христианства
относится к временам Новгородской республики. Еще в XVI в. многие ижоры
оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). В
документах того времени отмечены жрецы - "арбуи". Дохристианские элементы
сохранялись в обрядности вплоть до ХХв.