Шорцы
Шорцы
Самоназвание
шорцев - шор. Другие этнонимы, применявшиеся по отношению к шорцам: кузнецкие
татары (термин, употреблявшийся русскими по отношению к шорцам в ХVII - ХVIII
вв.), кондомские и мрасские татары (термин, употреблявшийся русскими по
отношению к шорцам в ХVII - ХVIII вв.), абинцы (термин, употреблявшийся
русскими по отношению к шорцам в ХVII - ХVIII вв.).
Основная
территория расселения - бассейн среднего течения р. Томь и ее притоков Кондома
и Мра-Су - Таштагольский, Новокузнецкий и Междуреченский р-ны, гг. Мыски,
Междуреченск, Таштагол, Новокузнецк, Кемерово. Численность шорцев в Российской
Федерации: 1989 г. - 15,7 тыс. чел., в т.ч. в Кемеровской области - 12,6 тыс.
чел. Общая численность 16,6 тыс. чел.
Среди
шорцев выделяются этнографические группы: северная, или лесостепная
("абинская"), и южная, или горнотаежная ("шорская"). По
антропологической классификации шорцев принято относить к уральскому типу
большой монголоидной расы. В то же время по ряду морфологических и
краниологических признаков шорцы выходят за рамки как уральского, так и
южносибирского антропологических типов.
Шорский
язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Шорский язык
подразделяется на 2 диалекта: мрасский и кондомский, каждый из которых
распадается на ряд территориальных говоров. Современный литературный язык
сформировался на базе мрасского диалекта. Шорский язык считают родным 57,5%
(1989 г.). Письменность создана в 1927 г. на основе русской графики.
С
1858 г. до начала ХХ в. шорцы были крещены православными миссионерами и
официально считались православными христианами. Но наряду с православием
сохранялись прочно сохранялись традиционные верования.
Шорцы
- потомки местных самодийских и угорских племен, смешавшихся с группами тюркоязычных
(главным образом, уйгурских и енисейско-кыргызских) племен, мигрировавших на
территорию современной Кемеровской обл. в период господства тюрок в Центральной
Азии и Алтае-Саянском нагорье (Тюркский, Уйгурский, Кыргызский каганаты,
середина VI - начало Х в.) и позже - вплоть до ХVIII в., когда с уже
тюркизировавшимися местными племенами "кузнецких татар" (известных в
русских источниках с 1618 г.) смешиваются пришедшие с Алтая группы телеутов.
У
горно-таежных (южных) шорцев преобладали охота, рыболовство, кедровый промысел;
у лесостепных (северных) - кочевое скотоводство. Выплавка и ковка железа была
развита у всех групп шорцев, но у северных несколько больше (отсюда
наименование, данное шорцам русскими - кузнецкие татары и название г.
Кузнецка). Подсечно-огневое мотыжное земледелие было распространено в горных
районах. С приходом русских поселенцев получило развитие пашенное земледелие
как в горных, так в степных районах, изменился и состав культивируемых
растений: если раньше преобладал ячмень, то с ХVII - ХVIII вв. - пшеница;
изменилась форма скотоводства - на смену кочевому пришло оседлое (стойловое
содержание скота), в составе стада преобладающим стал крупный рогатый скот.
Поселения
шорцев (улусы на севере и аилы на юге) были небольшими. Они состояли из
нескольких низких четырехугольных срубных домов (юрт) с берестяной крышей. Они
отапливались глинобитным очагом типа чувала. Временным жилищем служили: летом -
одаг, коническая постройка из бревен, жердей или из молодых деревьев и веток,
прислоненных к дереву, крытая берестой; зимой - агыс, каркасное жилище в форме
усеченной пирамиды из бревен, досок, жердей, крытое ветвями или берестой, с
очагом в центре. В настоящее время шорцы живут в срубных домах, сохраняются
охотничьи жилища, юрты используются как летние кухни.
Мужская
и женская одежда состояли из рубахи, штанов и халата с вышивкой у ворота, на
обшлагах или подоле. Зимой надевали несколько халатов. Обувью служили кожаные
сапоги с длинными голенищами. Женщины носили платки, мужчины - шапки. Первоначально
основными продуктами питания шорцев были мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие
растения. С развитием земледелия распространилась мука и крупа из ячменя.
Степные шорцы употребляли молочные продукты.
В
ХIХ - начале ХХ вв. у шорцев были сильны родовые отношения. Границы
административных единиц (волостей) совпадали с границами расселения
патрилинейных родов, они управлялись выборными родовыми старейшинами.
Верующие
шорцы официально считались православными христианами (и носили русские, т.е.
христианские имена), но наряду с православием у них прочно сохранялись
традиционные верования: культы духов (хозяев) природы - гор, рек, промысловый
культ, почитание верховных божеств - Ульгеня и Эрлика, родовых и личных
покровителей. Сохраняли свое значение в жизни шорцев шаманы (камы), была
развита мифология.
С
середины 1980-х годов идет процесс возрождения духовной культуры шорцев,
которое подчас выражается в возобновлении традиционных культовых обрядов, в
праздновании особых "национальных" праздников - праздника
мифологического прародителя Ольгудека, весеннего Пайрама и др., сопровождаемых
исполнением эпоса.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru