Юкагиры
Юкагиры
Самоназвание
одул - вадул "сильный", "могучий", сосуществовало с
названием отдельных территориальных и племенных групп: чуван, анаул, ходын,
омок и т.д. Современный этноним, вероятно, имеет тунгусское происхождение, от
дюкэгир, где дюкэ "лед", "ледяной", а гир , типичный
суффикс для названий тунгусских родов. Интерпретация возможна как
"мерзлые, говорящие невнятно", либо, как собственно юкагирский
определитель эпохи мифических предков "ледяных стариков".
Расселяются,
в основном, в бассейне реки Колымы, в Магаданской области и в Республике Якутия
(Саха). Численность по переписям: 1897 г. - 754, 1989 г. - 1142.
В
ХVII в. юкагиры делились на ряд племен, наиболее крупными из которых были
ходынцы, чуванцы и анаулы. Для них был характерен низкий уровень этнического
самосознания. По территории обитания, юкагиры делились на ряд
территориально-хозяйственных групп.
Антропологически
юкагиры относятся к байкальскому антропологическому типу североазиатской расы.
В настоящее время в антропологическом типе юкагиров выявлен европеоидный сдвиг
по сравнению с прочими байкальскими популяциями. Юкагиры по ряду признаков
попадают в самый центр уральских групп (манси, ненцы, ханты), но имеют по
отношению к ним наибольшую степень выраженности монголоидного комплекса, что,
как и данные языка, свидетельствует о былом урало-юкагирском единстве.
Систематическое
положение языка юкагиров неоднозначно. Традиционно он включается в группу
(семью) палеоазиатских языков, в которой, по степени близости к другим языкам,
занимает обособленное место. Наличие в нем уральской основы учитывается в ряде
современных лингвистических классификаций, где выделяется
"Урало-юкагирская языковая семья", в которой юкагирский язык
выделяется на уровне самостоятельной группы. Территориально он распадается на
верхнеколымский и тундровый диалекты.
В
этногенетическом плане они рассматриваются как потомки древнего населения
северо-восточной Сибири, а их культура генетически связывается с
поздненеолитической ымыяхтахской культурной традицией, территориально широко
представленной в археологических памятниках от Хеты до Чукотки.
В
ХVIII-ХIХ вв. юкагиры оказались в центре этнических процессов протекавших на
севере Восточной Сибири, связанных с формированием за счет юкагирской, этнической
территории эвенов, якутов и чукчей. Уже в нач. ХVIII в. в бассейне Яны
расселяются преимущественно якуты и эвены, на Колыме и Индигирке юкагиры
составляли около половины населения. Существенную роль в их интеграции с
пришлым населением играла христианизация. В Х1Х в. между Леной и Индигиркой
юкагирский язык практически исчез.
К
концу ХIХ в. этнические традиции удалось сохранить, в основном, колымским
юкагирам. Основу их культурной самобытности составили охота на дикого оленя и
транспортное оленеводство для тундровых и охота на копытных, рыболовство и
собаководство, для верхнеколымских, а также язык. Многие элементы их
материальной культуры в течение ХVIII-ХIХ вв. складывались в уподоблении
эвенским, чукотским и якутским (орудия труда, транспорт, одежда и др.). В то же
время, в культуре юкагиров сохранился ряд архаических черт (культ предков и
шаманов, жертвоприношения собак, "вороний эпос и т. п.), восходящих к
древней циркумполярной традиции культуры охотников на дикого оленя.
В
подтаежной зоне Колымы, Индигирки и Яны основой хозяйства было речное и озерное
рыболовство, охота, культура в своей основе соответствовала общесибирской
таежной. В зоне тундры в большей степени сохранились традиции культуры
охотников на дикого оленя подвижным образом жизни, облавными охотами и
транспортным оленеводством. В отдельную группу иногда выделяют оседлых юкагиров
устьев рек, которые специализировались на рыболовном промысле и охоте на дикого
оленя. Атрибутика культуры отдельных групп юкагиров имеет свои особенности.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru