Алеуты
Алеуты
Самоназвание
унанган или анангин, возможно происходит от антангик "человек",
ангангик "живущий", "житель". Этноним алеуты был дан
русскими в сер. ХVIII в., его современная трактовка вариативна. Алиут,
"осторовитянин" (чук.), алягук, "море" (алеут.), аляв,
элев, "обвязать", "обмотать" (чук., кор.), аллитхух,
"община", "отряд", "войско", "команда".
В
пределах территории России живут на Командорских островах, куда были переселены
в 1825 г. администрацией Российско-Американской компании с восточных островов
Алеутской гряды.
Численность
по переписям: 1989 - 702 (включая смешанное русско-алеутское население). В
антропологическом отношении алеуты принадлежат к арктической локальной расе, но
занимают в ней обособленное положение, поскольку выделяются, в так называемую,
островную группу популяций. В составе командорских алеутов присутствует
европеоидная примесь, но, в целом, они сходны с восточными группами, хотя и
образуют две субпопуляции беринговскую и медновскую.
Язык
алеутов относится к эскимосско-алеутской языковой семье. Островной характер
расселения и изоляция с 1867 г. командорских алеутов от своих восточных
сородичей, определяет специфику их языка. Он распадается на два диалекта. На
острове Беринга представлен атхинский диалект, без значительных изменений
грамматики и лексики по отношению к алеутскому языку в целом. На острове
Медном, сформировался особый язык креольского типа, со смешанным
алеутско-русским строем, который совершенно не понимают русские и с большим трудом
беринговцы.
Ранняя
этнокультурная история алеутов тесно связана с эскимосами. Разделение единой
эскоалеутской общности, по различным оценкам, произошло от 2600 до 6000 лет до
н.э. на стадии континентальной культуры, поскольку лексика эскимосов и алеутов,
связанная с морским зверобойным промыслом различна. Это связано с процессом
освоения предками эскимосов и алеутов различных территорий Берингии и
Американского Севера.
В
настоящее время более предпочтительной является точка зрения о их формировании
именно на Алеутских островах. Обнаруженные здесь наиболее древние
археологические свидетельства, указывают на генетическую связь местного
населения с азиатскими культурами.
Особенностью
историко-культурного развития алеутов является динамика их этнической культуры
в зависимости от политики Российско-Американской компании, которая оказывала
влияние на соотношение жизнеобеспечивающих и товарных основ их экономики. На
начальном этапе, до 1867 г., отмечено сохранение культурной традиции,
соответствующей общеалеутской (добыча пушнины, охота на морского зверя,
заготовка товарного продовольствия, традиционные элементы материальной
культуры), либо, в связи с особенностями географии Командор, частично
видоизмененной (собачья упряжка, заимствованная с Камчатки). Значительное
влияние на алеутов оказали русские.
Второй
этап (1871-1920-е) истории Командор начался с аренды островов сроком на 20 лет
американской промысловой компанией. Он характеризуется частичным нарушением
культурной преемственности, что было связано с интенсификацией товарных
отношений, увеличением доли привозных товаров, при сохранении прежних видов
промысловой деятельности. С 1891 г. Командоры перешли в аренду отечественным
компаниям, но прежние тенденции развития их культуры, особенно в сфере
материальной культуры, продолжилась.
Современный
период истории алеутов Командор начинается в 1920-е гг. и имеет несколько
направлений государственных мероприятий против процессов депопуляции островов,
происходивших во второй период их истории. Это хозяйственная реорганизация и
ревитализация островной фауны, преодоление островной изоляции, интегративное
развитие местной экономики, социально-культурная политика. Преобладание в
настоящее время на островах некоренного населения, способствует интеграционным
процессам и территориальной мобильности, характерным для современных коренных
народов Севера.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru