Понятие 'Безопасность жизнедеятельности'
Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України
Донбаський державний технічний університет
Краснолуцька філія
Контрольна робота
з дисципліни « Безпека життєдіяльності»
на тему: поняття «безпека життєдіяльності»
Виконала: студентка гр. ЕП-10 Буйниченко Карина
Содержание
1. Теоретический вопрос
. Практическая часть
Вывод
Используемая литература
. Теоретическая часть. Понятие «Безопасность жизнедеятельности»
Проблема защиты человека от опасности в разных условиях ее пребывания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких пращуров. Это были опасные природные явления, определенные представители биологического мира. Впоследствии стала появляться опасность, творцом которой стал сам человек. В настоящее время человек больше всего страдает от опасностей, которые сам же и создает.
Для выработки идеологии безопасности, для формирования общественной грамотности в сфере безопасности была введена новая учебная дисциплина - безопасность жизнедеятельности, которая объединила в единственный целый вопрос, который изучался на курсах "Охрана труда", "Гражданская оборона" "Промышленная экология" и тому подобное.
Безопасность жизнедеятельности - область знаний, в которой изучают опасности, которые угрожают человеку в повседневной жизни (дома, на улице, на работе, на отдыхе) и при чрезвычайных ситуациях (аварии, техногенные и естественные катастрофы и тому подобное) и методы защиты от них. Как сложная категория, она охватывает жизнь и деятельность человека во взаимодействии с окружающей (естественным и искусственным) средой.
Термина "жизнедеятельность" в словарях не существует, потому что он состоит из двух определений: жизнь и деятельность, что проявляют себя именно в системе жизнедеятельности. Следовательно, рассмотрев содержание этих определений, можно определить и все понятие "жизнедеятельности".
Жизнь - более высокая, сравнительно с физической и химической, форма существования материи, которая способна к размножению, росту, активной регуляции своих функций, к разным формам движения, деятельности. Таким образом, термин "жизнь" уже в некоторой степени предусматривает деятельность.
Деятельность - специфическая форма отношения к окружающему миру, содержание которого складывает его целесообразное изменение и превращение в интересах людей, которое включает у себя цель, средства, результат и сам процесс.
Естественно, что большинство интуитивно понимает значение безопасности. Это и предотвращение болезней, и нарушение установленного образа жизни и тому подобное. Поэтому проще определить отсутствие безопасности, чем ее наличие.
Если обратиться к явлению безопасности, то следует очертить по крайней мере четыре ее существенные признаки:
универсальность: безопасность тревожит всех людей, поскольку имеет общие угрозы нормальной жизни;
взаимозависимость составляющих частей: безопасность в настоящее время больше не касается только отдельного человека, социальной группы или даже страны;
подконтрольность развития событий: о безопасности можно говорить только тогда, когда оказывается другая опасность на ранних стадиях возникновения. Значительно дешевле и гуманнее действовать на ранних этапах и действовать соответственно с развитием событий чем пускать события на самотек;
проблемность человеческой жизни, которая не дает возможность полностью развязать проблему безопасности лица, добиваться абсолютной ликвидации опасности. Всяческая деятельность потенциально опасна, потому что всегда несет некоторый риск.
Исходя из рассмотренного, можно отметить, что жизнедеятельность - это сложная система, которая способна обеспечить и поддержать в среде бытие определенные условия жизни и все виды деятельности людей. К факторам, которые обеспечивают безопасность жизнедеятельности, необходимо отнести экологические, физиологичные, медицинские, производственно-бытовые, правовые и другие, при которых обеспечивается и поддерживается полноценная жизнь и деятельность людей в любом регионе.
Безопасность жизнедеятельности - нормативная дисциплина, которая изучает общие закономерности возникновения опасности и общественно-политические, социально-экономические, правовые, технические, природоохранные, медико-профилактические и образовательно-воспитательные средства и мероприятия направлены на обеспечение здоровых и безопасных условий существования человека в современной окружающей среде.
Целью дисциплины является теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов по овладению знаниями, умениями и навыками создавать безопасные условия жизни и деятельности в среде гармоничных отношений человека с техникой, природой и обществом. Задание заключается в четком понимании опасных и вредных факторов в ситуациях, которые возникают в окружающей среде, их идентификация, поиск и обоснование оптимальных безопасных условий жизни человека. Объектом изучения есть человек во всех аспектах его деятельности (физиологичному, духовному, общественному). Предметом изучения является анализ негативного влияния разного рода опасностей на жизнь и здоровья человека, а также методов, средств и мероприятий защиты от них.
Исходя из приведенного, можно определить, что безопасность жизнедеятельности - это наука об общей стратегии выживания и развития человечества на разных уровнях проявления человеческого бытия в зависимости от состояния окружающей естественной и техногенной среды, путей человеческой деятельности и мировоззрения, государственной политики и международных принципов сосуществования и развития, которая изучает общие закономерности возникновения опасностей относительно их предотвращения преодоление и уменьшение негативных последствий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф.
. Практическая часть
Задача 1. На основе исходных данных рассчитать основные параметры землетрясения
Исходные данный
ПараметрыВариант1Магнитуда2Глубина эпицентра, км20Скорость продольных волн, км/с2Скорость поверхностных волн, км/с0,2Время прихода поверхностных волн, сек20Время прихода продольных волн, сек2Интервал времени между действием продольных и поверхностных волн, сек35Амплитуда, мм4Интенсивность, I01,0Длительность действия поверхностных волн, tэф, сек5
Решение
Энергия (Дж) рассчитывается по формуле:
Е = 105,25+1,44м
где М - магнитуда по шкале Рихтера, бал.
Е = 105,25+1,44*2 =134896288,2 Дж
Интенсивность землетрясения определяется по формуле:
в эпицентре: Iн = 1,5М - 3,5 I0 + 3;
на удаление: Iк = 1,5М - 3,5 I0 √ ( Р2+h2)+3,
где М - магнитуда по шкале Рихтера, бал;
Р - удаление от эпицентра, км (равняется глубине эпицентра в соответствии с исходными данными),
h - глубина эпицентра, кмн = 1,5*2 - 3,5*1,0 + 3 = 3,5;к = 1,5*2-3,5*1,0√(202+202) + 3 = - 93
Последствия землетрясения проявляются в двух фазах.
Первая фаза - время прихода продольных волн, когда ощущаются толчки, а строения подвергаются незначительным разрушениям.
Радиус действия первой фазы рассчитывается по формуле:
R 1ф = √(h2 - v2*l2 1ф),
где h - глубина эпицентра, км- скорость продольных волн, км/с; 1ф - продолжительность действия продольных волн, с
R 1ф = √(202 - 22 * 22) = 19,6 км.
Вторая фаза - время прихода и продолжительность действия поверхностных волн. Эта фаза характеризует степень разрушения объектов и определяется по формуле:
R2ф = Vпов. ( h/Vпр. - tэф.),
где Vпов. - скорость поверхностных волн, км/с;пр. - скорость продольных волн, км/с;
h = глубина эпицентра, км;эф - продолжительность действия поверхностных вон, сек.
R2ф = 0,2*( 20/2 - 5) = 1 км.
Задача 2. По исходным данным рассчитать основные параметры наводнения
Исходные данные
ПараметрыИнтенсивность осадков I, мм/год650Площадь выпадения осадков F, км2150Расход воды в реке Qоу, м2/с60Поперечный разрез реки S, м220Высота подъема воды h, м0,9Глубина реки hоу, м5Угол наклона берега, град10Коэффициент удаления объекта от русла реки f0,4Высота места расположения объекта hм, м1,0
Решение
Максимальный расход воды в реках при сильных осадках рассчитывается по формуле:
max = I * F/3,6 + Qоу ,
где I - интенсивность осадков, мм/год;
F - площадь, на которой выпали осадки, км2;
Qоу - расход воды в реке при обычных условиях, м2/с.max = 650 * 150/3,6 + 60 = 27143
Максимальная скорость потока при наполнении определяется по формуле:
Vmax = Qmax / S
где S - поперечный разрез реки, м2
Vmax = 27143/20 = 1357,2
Ширина затапливаемой территории наводнения определяется по формуле:
L = h / sinL,
L - угол наклона берега, град.
L = 0,9 / 10 =0,09 м
Глубина затопления территории определяется по формуле:
h3 = h - hм
где h - высота подъема воды, м;
hм - высота места расположения объекта, м.
h3 = 0,9 - 1,0 = - 0,1 м
Фактическая скорость потока затопления составляет:
Vз = Vmax * f
где f - коэффициент удаления объкта от русла реки.з = 1357,2 * 0,4 = 542,87 м/с
Задача 3. По исходным данным определить величину и зону риска, если в различных сферах некоторых стран мира неестественной смертью погибает Nчс человек за год. Численность населения в стране Nо млн. чел. По результатам расчетов сделать вывод
Исходные данные
Область деятельности человека, в которой произошел несчастный случайна производствев бытуДТПна железнодорожном транспортепри пожарахпри стихийных бедствияхNчс, чел3900580011250575064009200Nо, млн.чел101118201312
Решение
Величину риска определяем по формуле:
безопасность землетрясение наводнение поражение
R = Nчс / Nо ≤ Rдоп
где Nчс - число чрезвычайных событий за год;
Nо - общее число событий;
Rдоп - допустимый риск.
Определим величину риска на производстве и исходя из данной величины определим зону риска:
R = 3900 / 10 = 0,00039 ≤ 10-3
Данная зона риска является переходной зоной значений риска, так как 10-6 < R < 10-3
Определим величину риска в быту и исходя из данной величины определим зону риска:
R = 5800 / 11 = 0,000052 ≤ 10-3
Данная зона риска является переходной зоной значений риска, так как 10-6 < R < 10-3
Определим величину риска ДТП и исходя из данной величины определим зону риска:
R = 11250 / 18 = 0,000625 ≤ 10-3
Данная зона риска является переходной зоной значений риска, так как 10-6 < R < 10-3
Определим величину риска на железнодорожном транспорте и исходя из данной величины определим зону риска:
R = 5750 / 20 = 0,000288 ≤ 10-3
Данная зона риска является переходной зоной значений риска, так как 10-6 < R < 10-3
Определим величину риска при стихийных бедствиях и исходя из данной величины определим зону риска:
R = 9200 / 12 = 0,000767 ≤ 10-3
Данная зона риска является переходной зоной значений риска, так как 10-6 < R < 10-3
Задача 4. Сделать выводы о возможности достаточности объема и площади производственного помещения, если для установки одного станка необходимо 3м2 площади и 4м3 объема
По санитарным нормам на каждого рабочего должно приходится 5 м2 производственной площади и не менее 17,5 м3 объема производственного помещения. Кроме того, до 15% общей площади должно быть предусмотрено на проходы и подъезды к рабочим местам. Дать оценку условий труда по параметрам опасных производственных факторов, сравнив расчетные значения с нормативными параметрами.
Исходные данные
Длина помещения, м125Ширина помещения, м28Высота помещения, м, h11Число рабочих в смене, чел., N280Число единиц оборудования (станков), шт290
Решение
.Определим нашу производственную площадь и объем:
S = 125*28 = 3500 м2
V = S * h = 3500*11 = 38500 м3
.Определим необходимую площадь и необходимый объем производственного помещения:
SH = 5 * 280 = 1400 м2
VH = 17,5 * 280 = 4900 м3
.Определим необходимую площадь для всех рабочих с учетом подхода и подъезда к рабочим местам:
SC = 1,15 * 1400 = 1610 м2
4.Определим необходимую площадь и объем для оборудования:
SH = 3 *290 = 870м2
VH = 4*290 = 1160 м3
Сравнив расчетные значения с нормативными параметрами можно сделать вывод, что производственной площади и объема предостаточно для работы 280 человек и для установки 290 единиц оборудования.
Вывод
В ходе выполнения контрольной работы был изложен один теоретический вопрос и 4 практические задачи.
В теоретическом вопросе изложена суть и определение понятия «Безопасность жизнедеятельности», в практической части проходили расчеты основных параметров землетрясений, расчет зон поражения при наводнениях, расчет степени риска и проведена оценка условий труда.
Используемая литература
1. «Безпека життєдіяльності людини», В.М. Панін, Київ, «Знання», 2007р.;
. «Безпека життєдіяльності», О.С. Бабяк, Ю.О. Чирва, Київ АТІКА» 2001р.