Разработка системы развивающего досуга для категории детей школьного возраста
Введение
Как известно, дикая природа не терпит сентиментальности, она со всей
прагматичной суровостью естественного отбора просто отбраковывает тех, кто не
может приспособиться к динамике изменчивости окружающей среды. Человек же, на
нынешней стадии своего развития - Homo Sapiens,
(само)провозглашенный «венцом творения» и тем кто является чем-то большим, чем
иные животные, по мере роста гуманистичности, решил бросить вызов естественному
течению эволюции. Жизнь каждого человека нареклась ценностью самой по себе, а
обычаи, на подобии древнеспартанского - сбрасывать со скалы хилых детей, дабы
не ослабить генофонд, стали эталоном дикости и бездушия.
В силу подобных обстоятельств необходимость заботы о потомстве, стала
одной из базовых потребностей человечества. Приходилось учитывать так же то,
что срок детства человека, по отношению к времени жизни, самый большой среди
всех млекопитающих: детство составляет пятую часть всей жизни. Если современный
ребёнок практически беспомощен до примерно 6 лет, то даже у наших (не слишком)
далеких предков - Homo Erectus беспомощность длилась порядка 2 лет.
Увеличение периода взросления (а значит и развития) в свою очередь увеличивало
и период времени необходимый взрослым для адекватного ухода и воспитания
ребенка, с целью дальнейшей его социализации.
С развитием организации общества, развивались и нормы взаимоотношений,
что в свою очередь давало возможность более осознанно подходить к воспитанию
ребенка. Жители древней Индии говорили: «До пяти лет обращайся с сыном, как с
царем, с пяти до пятнадцати - как со слугой, после пятнадцати - как с другом».
Это иллюстрирует нам то, что еще задолго до нашей эры люди старались осмыслить
процесс верного воспитания ребенка, а так же организовать и структурировать
его. Но можно ли назвать такой подход - наукой воспитания детей? Для этого
нужно определиться с тем, что справедливо считать наукой. Например, физика -
это наука; история - это тоже наука. Что же в них общего? Да то, что в обеих
предмет познания рассматривается как бы со стороны. Иначе говоря, научное
постижение чего-либо подразумевает деление на субъект и объект, на зрящего и
зримое, на познающего и познаваемое. Из чего можно сделать вывод, что на этом
этапе, педагогика как таковая, находилась на уровне того, что называется
житейской мудростью.
Лишь к XVII в. с легкой руки известного
мыслителя Фрэнсиса Бэкона, педагогика впервые обрела обособленность среди
прочих философско-гуманитарных систем знаний. По мере прогресса и развития
человеческого общества, все больше развивались и человековедческие отрасли
знаний, что абсолютно справедливо говорить и о педагогике. Закрепленная в
систему гуманитарных научных дисциплин, она вырабатывала как собственную
практическую часть в виде специально организованной, целенаправленной и
систематической деятельности по формированию человека на детском периоде его
развития, так и собственную теоретическую структуру о содержании, формах и
методах воспитания, образования и обучения, и передачи социального опыта, от
педагога к ученику. Одним из значимых моментов признания научной важности
педагогики можно отметить постановление ЮНЕСКО 1988 г., решением которого,
четыре педагога были признаны теми, кто своей деятельностью определил основные
способы педагогического мышления XX в:
Джон Дьюи, Георг Кершенштайнер, Мария Монтеросси и Антон Макаренко (имя
последнего вполне знакомо и многим нынешним российским обывателям). А,
последующее разделение педагогики, на различные отрасли, обусловленное более
детальным и узконаправленным подходом к рассмотрению различных задач, довершило
ее эволюционный путь от прикладной житейской практики до объективной научной
дисциплины.
Обладая достаточным научным и практическим материалом для моделирования
образовательного процесса как отдельно взятого ребенка, так и коллектива в
рамках детского досуга и учебного процесса, педагогика способна создавать
различные развивающие и интересные программы для детей любого возраста.
Поскольку развитие ребенка не исчерпывается одним лишь школьным
материалом, ориентированным преимущественно на научно-образовательный материал,
основной целью настоящей работы является наиболее подробная теоретическая
(текстовая) подача разработки системы развивающего досуга для категории детей
школьного возраста. Будучи воплощенной в практику, данная система должна затрагивать
мероприятия не связанные со школьным образовательным процессом, но играющие
важную роль в развивающем процессе.
Для выполнения цели поставленной в данной работе следует выполнить
следующие задачи:
Разработать тематику родительских собраний, для детей всех возрастных
категорий, вовлеченных в процесс школьного образования.
Разработать сценарий развивающей и интересной игры-путешествия, а так же
составить правила подведения её итогов.
Составить инструкции для ребенка, на случай его самостоятельного прибывая
в различных ситуациях.
Тематика
родительских собраний
Поскольку родители являются постоянным элементом в воспитании ребенка,
крайне важно, что бы они давали правильное воспитание и разумные, своевременные
рекомендации своему ребенку. Особое внимание стоит, уделит темам находящихся в
области, физиологических и психологических изменений ребёнка которые происходят
с ним по мере взросления. В связи с узкой спецификой данных тем, не каждый
родитель способен быть компетентным воспитателем и помощником в данной области.
Исходя из этой причины для понятия уровня компетентности родителей и вовлечения
их в процесс развития своего ребенка, рекомендации по данным областям знаний
стоит включить в тематику родительских собраний, практикуемых в каждой школе. Добавление
данных тем в рассмотрение на родительских собраниях, помимо общих
организационно-дисциплинных проблем, будет способствовать расширению
родительской компетенции в данных областях, и как следствие позитивно скажется
на развитии ребенка, в связи с применением данных знаний родителями. Таким
образом, для качественного результата темы следует разделить по следующим
категориям:
Для начальной школы: переход от игровых моделей восприятия окружающего мира и
информации, характерных для дошкольного возраста, к более рационализированным;
варианты такого перехода.
Для 5х классов: помощь в развитии восприятия и понимания норм морали,
нравственности и этики, а так же их объективных причин.
Актуальность указанных тем обусловлена, прежде всего, общим периодом развития
психики на этапе развития человеческой личности, включающем обе данные
категории. Психология даёт ему название периода первичной социализации.
Совпадающий с периодом начальной школы, первый контур данного периода -
рационально-семантический - отвечает за развитие способности ребёнка к
построению речи и образа мышления через оперирование понятиями и категориями.
Постепенно замещение «детских» образов, внутри субъективной модели окружающего
мира ребёнка, на объективные, а так же разъяснение их причин, способствует
более качественному развитию ребёнка. Совпадающий с периодом обучения в 4-6
классах, второй контур данного периода - социоморальный - отвечает за развитие
в человеке осознания себя по отношению к обществу. На данном этапе психика
человека выстраивает фундамент индивидуальных жизненных ценностей, переходя от
детской модели восприятия: «не поступать плохо - потому, что накажут» к
самостоятельному осмыслению происходящих процессов. От того, какие именно
категории будут восприняты человеком на данном этапе в качестве критериев
нормы, и будет зависеть направление вектора дальнейшего развития качества его
взаимоотношений с обществом.
Для 8-9х классов: начало и протекание процессов полового
созревания и формирования гендерной ориентации.
Актуальность подобной темы, заключена в важности снятия с вопросов
здорового сексуального развития человека, того молчаливого табуирования,
которое вводит их в категорию чего-то постыдного и неприличного. Отсутствие
подготовительных бесед между родителями и ребёнком, способствующих восприятию
неизбежных физиологических изменений как естественных и позитивных, может стать
причиной не адекватного восприятия данных изменений. Физиологические изменения
в виде резкого скачка в росте, а так же формирование вторичных половых признаков
и тех анатомических и функциональных новшествах, которые с ними связаны, могут
вызвать состояние смущения и даже стресса. Процесс трансформации гормонального
фона, формирующий из асексуального, детского коллектива, чёткую половую разницу
и взаимопритяжение противоположных полов, а так же реакции организма на
противоположный пол, в случае отсутствия разъяснительной информации, которая
может нивелировать непонимание и потенциальное чувство смущения, может в
дальнейшем привести к осложнениям в процессах межполовых взаимоотношений.
Для 11х классов: поддержка и способствование формированию
самостоятельного выбора дальнейшего пути при завершении школьного периода и
выхода человека из стадии детства.
Актуальность выбранной темы обусловлена переходным периодом в жизни
человека. Подразумевается, что школа дала человеку базовый набор компетентности
в сферах науки, морали, права, искусства, что обеспечивает ему возможность,
верно, сориентироваться в своих предрасположенностях. Индивидуальное
ориентирование, самостоятельный, внутренний анализ и полная личная
ответственность за принятие решений, положительно сказываются на формировании
целостной личности. В противовес моральной зависимости от родителей, когда
доминирующим фактором в принятии решений может стать как прямое, так и
косвенное желание родителей, поскольку такой вариант развития, может
деструктивно повлиять на формирование самостоятельности и повлечь за собой
образование ряда психологических комплексов, способных отяготить дальнейшую
жизнь. Таким образом, снятие барьеров, на пути к индивидуации, является
приоритетной задачей на данном этапе развития человека.
Сценарий
игры-путешествия
Сюжетно-ролевая игра на тему: «Двенадцать подвигов Геракла»,
составленная с учетом специфики известного мифологического сюжета античной
Греции, наложенным на спортивно-развивающие соревновательные упражнения для
детей учащихся 5-7 классов.
Задачи игры: создать условия для взаимодействия детей друг с другом,
способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения
друг к другу, а так же предоставить возможность проявления взаимовыручки,
дружеских отношений между детьми.
Структура игры: игра-путешествие проводится по двенадцати, тематически
оформленным уровням, соответствующим двенадцати подвигам Геракла - качество и
художественность декораций на усмотрение организаторов игры. В качестве места
проведения, подойдёт детская площадка, летний лагерь или школьный стадион. Дети
делятся на две команды, которые и будут соревноваться между собой; в качестве
ведущего выступает учитель, вожатый или иной представитель организаторов игры.
Когда все нужные приготовления завершены, ведущий, собрав возле себя обе
команды, произносит вступительную речь, которая обрисовывает атмосферу
предстоящей игры: «Давным-давно, в одной далёкой-далёкой стране называемой
Эллада, по земле бродили чудовища, сея страх и разор в жилищах простого народа.
Но были и те, кто не боялся чудовищ, и смело преграждал им путь - это были
герои, любимцы богов. Таким смелым воином был и Геракл, он совершил двенадцать
великих подвигов, прославивших его на века. Теперь эти подвиги, полные
опасностей и отваги, я предлагаю пройти и вам». После чего ведущий подводит
команды к первому уровню. На каждый уровень тратится по 5-10 минут.
Уровень 1
«Немейский Лев»: уровень начинается с вводной речи ведущего: «В глухих
немейских предгорьях обитал свирепый лев невиданных размеров, который нападал
на мирных жителей и разорял селения. Прийдя в Немею, Геракл быстро разыскал
логово чудовищного зверя. Но вот незадача! Из пещеры Льва было два выхода, и
если Геракл войдёт в один, то Лев может сбежать через другой. Но герой быстро
нашёл выход из этой ситуации - он решил завалить один вход, и тогда Льву будет
некуда деться от встречи с Гераклом у второго выхода». Далее ведущий объясняет
задачи уровня - на импровизированных качелях-весах (по одной на команду) с
одного конца закреплено ведро (или иная тара) в которое участники по очереди в
пригоршнях должны натаскать воды из большого резервуара (можно использовать
переносную ванну или надувной детский мини-бассейн), так что бы край, на
котором установлено ведро, перевесил и коснулся пола, вследствие чего,
противоположный край поднимется до максимума вверх. Суть заключается в том, что
на противоположный край качели крепится небольшая занавеска, за которую
помещается надутый воздушный шарик, изображающий Льва (в данном случае при
помощи красок или фломастеров на шарике можно изобразить рожицу, напоминающую
лавинную), при максимальном наполнении водой ведра на противоположном конце,
занавеска поднимается по максимуму обнажая скрытый за ней шарик. Согласно мифу
- Геракл задушил Немейского Льва в своих объятиях, поэтому для победы,
требуется, что бы команда, заполучив шарик - лопнула его, сжав в руках.
Команду, лопнувшую шарик первой, ведущий объявляет победителем первого уровня.
Для декораций данного уровня не обязательны настоящие качели, достаточно
бутафорских конструкций из длинной доски и перекладины. На противоположный
конец от наполняемого ведра, можно поместить груз, в случае если понадобиться
регулировать скорость перевешивания.
Уровень 2
«Лернейская Гидра»: перейдя ко второму уровню, ведущий читает вводную
речь: «В пучинах Лернейских болот водилось мерзкое змееподобное чудовище с
девятью головами, чей яд был смертелен, а облик ужасен. Но неустрашимый Геракл
решил покончить с ней раз и навсегда, и для этого взяв свою дубину наперевес,
он отшиб все девять ужасных голов Гидры, по очереди». Данный уровень
построен по мотивам популярной американской игры - бейсбол, в несколько
упрощённом виде. Каждая команда должна выбрать одного своего представителя,
которому для прохождения задания ведущий вручает биту. В качестве питчера
выступает сам ведущий, который по очереди кидает бьющему, девять мячей (можно использовать
один мяч девять раз), цель бьющего отбить как можно больше подач. Испытание
команды проходят по очереди. Выигрывает та команда, чей представитель отбил
большее количество мячей; в случае одинакового результата, из команд выбираются
другие представители, и соревнуются по тому же принципу до выявления
победителя.
Уровень 3
«Стимфалийские Птицы»: ведущий начинает уровень вводной речью: «Беда и
тревога пришла в края мирного Стимфала, когда подобно смертоносной тучи его
небеса стала пронзать хищная стая безжалостных птиц с перьями крепче металла.
Не мудрствуя лукаво, Геракл достал свой верный лук, и решил истребить всех птиц
стрелами». Для задания, для каждой команды готовится стенд, на который
крепятся надутые воздушные шарики (изображающие птиц), количеством в два раза
больше, чем участников команды. Каждому участнику выдаётся по два дротика,
которые надо метать в шары с определённого расстояния, по очереди. В испытании
побеждает та команда, которая лопнет наибольшее количество воздушных шаров.
Уровень 4
«Керинейская Лань»: переходя к уровню, ведущий зачитывает вводную речь: «Чудесная
златорогая лань богини Артемиды, которую нужно было добыть Гераклу, не знала
усталости, и как бы ни пытался настичь её Герой, она стремительно бежала вперёд
и вперёд, по этому Гераклу не оставалось ничего лучшего, как поймать её
издалека». Для данного уровня сооружается нечто напоминающее ветвистые
оленьи рога (можно использовать пару подходящих веток). Каждому участнику обеих
команд выдается по небольшому обручу (достаточно соорудить такой из картона),
которые, команда, сначала одна, затем другая, по очереди метает, стараясь, что
бы они надевались на рога. Команда, надевшая больше обручей объявляется
победившей.
Уровень 5
«Эриманфский Вепрь»: ведущий начинает уровень вводной речью: «Громадный
Вепрь, живущий на горе Эриманф, очень любил разорять посевы и огороды
близлежащих деревень. Когда Геракл достиг Эриманфа, Вепрь, едва завидев
отважного героя, бросился прочь. Многие дни и ночи гнал зверя Геракл, пока тот
ни увяз в снегах на вершинах гор. И Гераклу, что бы ни увязнуть в снегах
самому, пришлось соорудить себе аркан, что бы захомутать и вытянуть Вепря».
Для данного задания из верёвки сооружается аркан с самозатягивающейся петлей по
принципу ковбойского лассо, и на расстоянии броска петли устанавливаются шесты
по числу участников команды. Шесты крепятся не слишком прочно - так, что бы они
устояли во время затягивания на них петли, но их можно было выдернуть рывком и
притянуть к себе. Уровень выигрывает та команда, которая добыла наибольшее
количество шестов.
Уровень 6
«Авгиевы Конюшни»: вводная речь ведущего выглядит следующим образом: «Царь
Авгий был невероятно ленивым человеком, он держал множество лошадей, но при
этом совершенно не заботился о них. Никто не убирал его конюшни, и они
полнились навозом. И не смотря на отсутствие чудовищ, даже такой подвиг был по
плечу Гераклу. Что бы вычистить Авгиевы Конюшни, Геракл изменил русло ближайшей
реки и её воды смыли всю скверну и грязь». Для задания, растеливается
брезент или обычный полиэтилен, на который насыпается горка песка (земли или
глины). Каждая команда выбирает по одному представителю. Ведущий даёт
представителю шланг с водой. Задача участника - струёй воды размыть всю кучу, и
смыть все остатки с брезента, так что бы он остался чистым. Побеждает так
команда, чей представитель выполнит задание быстрее.
Уровень 7
«Критский Бык»: ведущий начинает читать вводную речь: «На далёком
острове Крит, жил свирепый бык, порождённый богом морей Посейдоном. И лишь тот
человек мог укротить быка, кто мог оседлать его, словно лошадь и переплыть на
нём синее море. Таким человеком был Геракл». Для данного задания
сооружается бутафорский бык (достаточно доски обмотанной одеялами). Каждая
команда выбирает представителя, который будет проходить испытание верхом на
«быке». Когда представитель садится верхом - команда соперников (без выбранного
ими представителя) начинает раскачивать и всячески сотрясать «быка» пытаясь
сбросить с него всадника. Так продолжается установленное ведущим время. Команда,
представитель которой продержался больше времени, объявляется победителем
данного уровня.
Для команды сотрясающей «быка» существуют ограничения - нельзя
переворачивать быка, нельзя наклонять надолго, нельзя руками пытаться столкнуть
всадника - должна быть имитация реального быка желающего сбросить наездника со
своей спины. Для безопасности падения лучше вокруг положить маты или что-либо
их заменяющее.
Уровень 8
«Кони Диомеда»: ведущий начинает уровень вступительной речью:
«Легенды ходили о дивных конях царя Диомеда, стать которых не знала себе равных
во всём мире. Царь держал их, прикованными цепями, дабы они не могли сбежать.
Что бы выкрасть коней у хитрого царя, Геракл решил увести их по одному». Для выполнения задания данного
уровня каждая команда делится на две группы - всадников и коней. Каждой команде
выдаётся по эстафетной палочке, которую берёт в руки «всадник». «Конь» должен
пронести его на спине до определённого места, устанавливаемого ведущим -
всадник должен коснуться палочкой стены (столба или иного предмета,
установленного ведущим), и «конь» должен отнести его обратно - что бы тот
передал палочку следующим «коню с наездником». Победителем считается та
команда, которая первой пройдёт эстафету.
Уровень 9
«Пояс Ипполиты»: вводная речь ведущего такова: «Широко была известна
слава о красоте царицы амазонок Ипполите, но не менее дивным был её роскошный
пояс украшенный самоцветами. Но вот тревога закралась в сердце прекрасной
царицы, и ей срочно понадобился гонец в чужие края. От того то и пообещала она
отдать пояс тому, кто доставит её весть в дальние страны». Задание данного
уровня представляет собой пантомиму. Обе команды выстраиваются цепочкой, глядя
друг другу в затылок. К задним представителям команд подходит ведущий и на ухо
шепчет слово (каждой команде своё). Участник получивший слово, хлопает по плечу
впереди стоящего, что бы тот развернулся, и жестами пытается изобразить это
слово - впереди стоящий кивает, если понял, хлопает по плечу того кто стоит
перед ним и жестами пытается передать это слово, и так пока слово ни пройдёт по
всей цепочке. Последний получивший слово, по команде ведущего произносит его
вслух. Побеждает так команда, оратор которой произнёс слово наиболее близкое к
сказанному ведущим.
Уровень 10
«Коровы Гериона»: ведущий читает вводную речь уровня: «На сей раз
Гераклу предстояло тайком увести коров великана Гериона, который на охрану
своих стад поставил свирепого пса Орфа. Дождавшись, когда пёс задремал, Геракл
перекинул поваленный ствол дерева через пропасть и решил увести коров по одной».
Для задания устанавливается бревно или доска на возвышении. Участники одной
команды по одному пытаются перебежать по бревну, в то время как другие,
вооруженные шестами с мягкими подушкаобразными наконечниками пытаются их
столкнуть. Пройти по бревну даётся только одна попытка. Затем команды меняются.
Победившей считается та, у которой до конца дошло больше участников.
Уровень 11
«Яблоки Гесперид»: вводная часть читаемая ведущим: «В садах Гесперид,
дочерей титана Атласа, что держит на своих плечах небесный свод, росли дивные
золотые яблоки, которые и нужно было добыть Гераклу в этом не лёгком
путешествии к краю света». Для уровня готовится две ёмкости (например -
таза) наполненных водой, в которые помещаются яблоки по количеству участников
команд. Участникам нужно по очереди подходить к ёмкости и зубами (без помощи
рук) вылавливать по яблоку. Побеждает так команда, которая первой выловит все
яблоки в своей ёмкости.
Уровень 12 родительский школьный игра сценарий
«Цербер - пёс Ада»: ведущий читает вводную речь заключительного уровня: «Для
того что бы совершить свой последний подвиг Гераклу, предстояло свершить
невозможное - спуститься во мрак потустороннего мира, пленить чудовищного пса
Цербера, стерегущего врата Бездны и вернуться назад. Не смотря на всю силу
упирающегося пса, герой накинул аркан на все три его головы разом, и вытянул
свирепого стража на белый свет». Испытание представляет собой -
«перетягивание каната», в котором участвуют обе команды, что является логически
целесообразным, для последнего испытания игры - встреча соперников лицом к
лицу. «Перетягивание…» проводится по стандартным правилам, выигравшей
объявляется та команда, которая сумела перетянуть соперников за определённую
черту установленную ведущим игры.
После прохождения двенадцати уровней игра считается завершённой. Жюри
поводит итоги, объявляет победителя и вручает призы.
Правила
подведения итогов внеклассного мероприятия
Для подведения итогов игры-путешествия из учительского или
административного состава определяется жюри, на которое возлагается задача
объявлять победителя каждого уровня в процессе игры, а так же подводить итоги
для выявления победителя по её окончанию.
За победу в уровне, одержавшая её команда получает звезду (1 балл),
проигравшая команда не получает ничего. В уровнях, где победа обусловлена
количественным или временным результатом, в случае если он оказался одинаковым
для обеих команд - звезду получают обе команды. В случае если обе команды не
справились с заданием, то есть к концу уровня дошли с нулевым результатом,
звезду не получает ни одна из них. Команда, к концу игры, набравшая наибольшее
количество звезд/баллов, объявляется победителем. В случае если обе команды
набрали одинаковое количество баллов к завершению игры, не следует объявлять
«ничью» и тому подобный результат, сводящийся к формуле «победила дружба», дабы
не повлечь за этим возможный подрыв мотивации к достижению целей в дальнейшем.
Учитывая специфику психологии развивающейся личности находящиеся на периоде
взросления, подобный результат, с этической стороны кажущийся более приемлемы,
влечет ряд отрицательных моментов для формирования механизмов стимула к
постановке и достижению целей. Это характерно как для проигравшей команды,
которая бессознательно воспримет ситуацию своего поражения как позитивную:
«зачем мы будем что-то делать, если нам все равно дадут вознаграждение?», так и
для победившей команды, которая воспримет пассивно: «зачем мы старались, если
не оказались лучше других?». Нивелирование элемента соперничества и выявление
более способных индивидов влечет за собой укоренение пассивного типа психики
ребенка, что в период взрослой личности может сказаться на нём не в лучшую
сторону. Для выявления победителя следует, предложить командам ещё одно
побочное мини-соревнование (например, отгадать загадку или надуть шарик
наперегонки) для выявления победителя.
Победившая, по количеству баллов, команда получает Золотую Звезду,
которая и означает статус победителя игры.
В качестве персонального знака отличия жюри вручает Серебряную
Звезду, участнику (или нескольким) который, по их мнению, наиболее
отличился - не взирая в какой команде, он проходил игру, победившей или
проигравшей.
Третий вид награды, Изумрудную Звезду, вручают команде
проявившей смекалку, либо нестандартный подход к решению поставленной задачи.
Так, например, для выполнения заданий уровней: 3, 4 и 5 нигде не оговаривается,
что участие должен принимать каждый член команды, это заметит только человек с
креативным мышлением и как следствие, передаст все метательные принадлежности более
меткому члену команды, что повысит шанс на победу. Данная награда вручается
лишь в том случае, если на то есть объективные причины, и не должна
использоваться как поощрительный приз проигравшей команде. Так же как и не
должна рассматриваться как обязательная, исходя из принципа: «раз уж есть такая
награда, то её обязательно надо вручить».
Инструкции
для ребенка
Учитывая психологию детей младшего возраста (6-10 лет), авторитарный
метод воспитания, выстроенный на системе назиданий и запретов, мотивируемых
объяснениями того что нарушение запрете может повлечь некие негативные
последствия, чаще дает слабую результативность. Поскольку этот период
взросления обусловлен личным знакомством ребенка с миром, причины большинства
запретом могут не восприниматься как нечто серьезное, на том уровне, каком
воспринимается родителем. На этом фоне, более результативным выглядит способ
подачи информации через вызов интереса ребенка к её усвоению. Таковым может
являться инструкция, составленная в виде красочных изображений, мультфильма,
песни и прочих элементов, отличающихся от сухого набора правил и установок. В
данном случае, автором выбрана стихотворная форма инструкций.
Один на улице:
Любишь ты гулять наверно, или просто прохлаждаться,
И в своих блужданиях можешь ты случайно оказаться,
В парке, в сквере, во дворе, где ни разу раньше не был, Потому, будь
осторожен и запомни пару правил:
Если странный незнакомец или взрослый человек,
Предлагает подружиться - не ходи к нему вовек.
Ни за что не поддавайся на коварство слов его,
Пусть поймёт, что не получит от тебя он ничего.
Если он решил погнаться или может кто другой,
Убегай скорей подальше или в магазин любой,
Там народу будет много и не сможет он пристать,
Ну а если не отстанет, не стесняйся помощь звать.
Не играй с дорогой рядом, со стоянкой для машин,
Не садись к чужим в машину, даже если позовут,
Ни к чему благому эти предложения не ведут.
Как бы ни было задорно, не гуляй до темноты -
Так от всяких злоключений уберечься сможешь ты.
Эти правила простые в жизни стоит применять,
И тогда, возможно, мама не начнёт тебя ругать.
Один дома:
Одному остаться дома может быть, тебе пришлось,
Тех, кто мог с тобой остаться, почему-то не нашлось.
Не смущайся, не пугайся - это весело поверь,
Чтобы было всё нормально, на замок защёлкни дверь.
Но не думай, что настало время бурно пошалить,
Как родители вернуться, ты не хочешь ведь их злить?
Покажи себя примерным умным, добрым малышом,
Что бы возлагать надежды на тебя могли потом.
Не включай зря газ и воду, по малейшим пустякам,
Как и электроприбором - не играйся тут и там.
И ничем не лазь в розетку, в ней таится страшный ток!
Не залазь на подоконник, упадёшь - и весь итог.
Если вдруг раздастся громко телефона твой звонок,
Крепко накрепко запомни новый жизненный урок -
С незнакомцем не общайся, что бы он ни говорил,
«Мама занята» - скажи ты, чтоб попозже позвонил.
В дверь стучаться может кто-то незнакомый и чужой,
Ни за что ему входную, ненароком, не открой!
Притворись, что нету дома никого сейчас совсем,
Пусть заглянет он попозже, так удобней будет всем.
А вообще, пока ты дома без родителей остался,
Что бы было всё нормально, и нисколько не пугался,
Посмотри свой телевизор или добрый фильм любой
Оглянуться не успеешь, как твои придут домой!
Один в общественном транспорте:
Если вдруг куда-то нужно, без родителей поехать,
Знай, что есть немного правил, для тебя и для успеха,
Заходя в трамвай, троллейбус или даже маршрутку,
Эти правила, манеры, не забудь ни на минутку!
Дверь открылась, нараспашку приглашая тебя внутрь,
Пропусти вперёд старушек, дедушек и толстых тёть,
А не торопись бежать задорно, будто наперегонки!
И тогда получишь скоро - в жизни новые очки.
Попадая внутрь салона, постарайся не пихаться,
Вместо этого, за поручни руками крепко взяться
И на этом месте смело, остановку свою ждать,
Что бы и другим случайно, на ноги не наступать.
Если там свободно место, на котором можно сесть,
Предложи его старушке, проявив благую честь.
Если рядом есть другое, не спеши его занять,
Поищи других старушек, кому можно уступать.
Не бери с собой мороженое, ни напитки, ни конфет,
Ведь, задев кого случайно, можешь ты оставить след.
Что бы лучше было ехать, и хорошим ты казался,
Не красиво пачкать, тех, кто с тобою рядом оказался.
А когда наступит время, на площадку выходить,
Нужно: «кто сейчас выходит?», тихо вежливо спросить.
Не протискиваться к двери сквозь стоящий там народ,
Ведь, доехав безупречно - сможешь ты идти вперёд.
Заключение
Таким образом, с помощью настоящей работы мы попытались выстроить
логический каркас педагогической практики, которую можно выполнять вне школьной
программы, с целью более качественно развития ребенка на периоде формирования
личности, в возрасте, занимаемом школьным образованием.
Разумеется, данная работа раскрывает не все из имеющихся в наличии
педагогической науки, варианты способствования развитию ребенка вне школьного
времяпрепровождения. Но учитывая специфику материала, и скудность подачи такой
информации на практики, она может послужить некоторым подспорьем, для
дальнейших работ подобного характера которые совокупно, дополняя друг друга, и
формируют более прочный образовательный фундамент для детского развития.
Помимо прочего, перед педагогикой, как сравнительно молодой наукой лежит
множество неисследованных проблем, давать практическое применение которым не
представляется возможным. Для частичного преодоления этого барьера, в настоящей
работе основной упор рассмотрения структуры педагогического процесса был сделан
на категорию практической деятельности как основания развивающего и
образовательного процесса.
Список
использованных источников и литературы
Голуб Б. Основы общей дидактики / М.: Политиздат, 1991
Клюева Н. Педагогическая психология / М.: Эксмо, 2009
Кукушин В. Педагогические технологии / СПб.: Алетейя, 1997
Новиков А. Основания педагогики / М.: Эгвес, 2010
Талызина Н. Педагогическая психология / СПб.: Алетейя, 1994
Троицкий Ю. Коммуникативная педагогика / М.: АСТ, 2009
Троицкий Ю. Педагогика / М.: Мысль, 1998