Общество, культура и образование Албании
Общество,
культура и образование Албании
На протяжении
четырех веков Османского правления в албанском обществе сохранялись племенные и
феодальные традиции: крепкие родственные узы, племенные связи, власть местных
вождей и землевладельцев. Однако с 1920-х годов и особенно после 1944 в
общественной жизни произошли резкие изменения. И король Зогу, и коммунисты
предпринимали попытки модернизации, индустриализации и урбанизации Албании,
попутно искореняя отжившие социальные ценности и образ жизни. Коммунисты,
применяя более жесткие методы и опираясь на более претенциозные доктрины,
добились больших успехов, чем король Зогу, но трудно сказать, насколько их
представления об эффективности, дисциплине, производительности труда и
национальном единстве укоренились в новой управленческо-интеллектуальной элите,
выдвинувшейся из переселившихся в города крестьян.
Трудовые
ресурсы
Контингент
промышленных рабочих, некогда представленный немногочисленными
низкооплачиваемыми горняками и кустарями-ремесленниками, после 1945 значительно
расширился. Рабочие объединялись в профсоюзы, которые помогали соблюдать
дисциплину и повышать производительность труда. В законодательном порядке был
установлен восьмичасовой рабочий день, запрещался труд детей моложе 14 лет. В
1988 во всех отраслях хозяйства было занято 1,5 млн. человек, в 1992 – 1,2 млн.
Число безработных, превышавшее 400 тыс. в 1992, резко возросло к концу 1990-х
годов.
Отношение к
религии
В конституциях
1914 и 1928 провозглашалась свобода вероисповедания. Государство стремилось
заручиться поддержкой религиозных общин. Правоверные мусульмане (сунниты)
реорганизовали свою общину в 1929, возложив руководство ею на генеральный
совет, в который входили представители от каждой префектуры и четырех крупных
географических зон. Тогда же мусульмане-бекташи отделились от суннитов и с тех
пор сами управляли своим орденом. После длительных и трудных переговоров с
Константинопольским патриархатом православная церковь Албании в 1922 объявила о
своей административной независимости, с чем патриархат вынужден был согласиться
в 1937. Организация и политика католической церкви находились под контролем
Ватикана.
С приходом к
власти коммунистов в религиозной жизни произошли серьезные изменения.
Коммунисты резко выступили против религии, особенно католической. В мае 1945
был провозглашен новый устав мусульман-бекташей, совершенно независимый от
суннитского. Правительство поставило противников суннитов во главе обоих течений,
ввело своих людей в религиозные общины, укрепило связи с СССР и организовало
поддержку международных коммунистических кампаний, например движения
сторонников мира. Такая же политика велась по отношению к православной церкви.
Католическая религия подверглась более резким нападкам, что получило отражение
в тексте конституции, принятой в августе 1951. Смягчение политики в отношении
католицизма началось с конца 1950-х годов, когда Албания пыталась наладить
контакты со странами Запада, особенно с Италией и Францией. Однако усилившееся
в 1966–1967 китайское влияние стимулировало новую волну антикатолических мер, и
4 июня 1967 в стране была закрыта последняя католическая церковь. Тем не менее
религиозная жизнь в Албании не прекращалась, и в мае 1990 под нажимом общественности
власти объявили о легализации всех вероисповеданий.
Культура
Влияние
турецкой, греческой и итальянской культур затрудняло развитие национальной
культуры. Подъем национального самосознания с 1878 способствовал становлению
публицистики и лирической поэзии на албанском языке. Однако такие проводники
культуры, как школы, книжные магазины, журналы и газеты, стали появляться
только в 1920–1930-е годы. Коммунистическое правительство стимулировало
развитие культуры, уделяя внимание переводам книг писателей из стран
коммунистического блока и особенно СССР. Культурные связи с Западом стали
оживляться с 1961, после разрыва отношений с СССР.
В 1945 в Тиране
открылся первый профессиональный театр. Затем последовало создание театров в
Шкодере в 1949 и в Корче в 1950. В начале 1950-х годов при помощи СССР была
создана кинопромышленность. Она выпускала патриотические фильмы, пронизанные
национальной идеей. В конце 1980-х годов в Албании насчитывалось ок. 100
кинотеатров. Ежегодно выпускалось ок. 900 названий книг. В настоящее время
издается ок. 100 газет и журналов.
Образование
Правители
Османской империи вплоть до конца 19 в. не разрешали использовать албанский
язык в школах и даже запрещали говорить на родном языке. В Албании работали
только турецкие, греческие и итальянские школы. Уступая требованиям албанских
националистов и опасаясь вооруженного восстания, турецкое правительство
позволило открыть в 1887 первую албанскую школу в Корче.
Много школ
открылось в период между двумя мировыми войнами, и начальное образование стало
обязательным для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Образование было лучше
организовано в городах (особенно на юге страны), где сильнее выражены
просветительские традиции, было больше кадров преподавателей и достаточно
приспособленных для школ зданий. Среднее образование дети получали в гимназиях,
а также в педагогических колледжах и коммерческих училищах. Имелось несколько
частных школ: две при католических миссиях в Шкодере, американская техническая
школа в Тиране и американская сельскохозяйственная школа близ Дурреса. До 1957
в Албании не было университетов. Дети, имевшие состоятельных родителей или
получившие государственные стипендии, часто обучались в итальянских или
французских университетах. Еще в 1939 80% населения Албании оставалось
неграмотным.
Коммунистическое
правительство реорганизовало и сильно расширило систему образования, а в 1955
провозгласило курс на ликвидацию неграмотности среди взрослого населения моложе
40 лет. Образование стало обязательным для детей в возрасте от 7 до 15 лет.
Создавались технические школы, дававшие среднее образование. В 1960 началась
трехлетняя реорганизация образования с целью совмещения учебы с работой в
промышленности и сельском хозяйстве, одновременно повышалась роль технического
образования.
В стране
действует пять университетов, а также институты: два сельскохозяйственных,
искусств, физкультуры и педагогические. Тиранский университет, открытый в 1957,
насчитывает 12 тыс. студентов.
В 1947 было
открыто первое научное учреждение – Институт наук с отделениями языка и
литературы; истории, социологии и экономики; естественных наук, а в 1973
создана Академия наук Республики Албании.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/