Изучение опыта работы со школьниками в турфирме ООО ЗАО 'Гелитон'

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,31 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение опыта работы со школьниками в турфирме ООО ЗАО 'Гелитон'

Содержание

1. Изучение опыта разработки и проведения экскурсий для детей младшего школьного возраста в туристических и экскурсионных фирмах Санкт-Петербурга

.Изучение опыта работы со школьниками в турфирме ООО ЗАО «Гелитон»

.Проведение по результатам проведенных экскурсий социологического исследования на основе разработанных материалов, анализ эффективности использованных технологий в экскурсионной работе с детьми младшего школьного возраста.

Список использованной литературы

1. Изучение опыта разработки и проведения экскурсий для детей младшего школьного возраста в туристических и экскурсионных фирмах Санкт-Петербурга

) Турфирма «БСК - ТУР».

Одним из основных направлений турфирмы БСК-ТУР является детский групповой познавательный отдых в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, по России, в Болгарии и Великобритании.

Оздоровительный отдых в пансионате Дюны, расположенном в курортной зоне Санкт-Петербурга на берегу Финского залива. Песчаные пляжи и свежий морской воздух, отличное питание и проживание в комфортабельных номерах позволят детям набраться сил.

В Лужском районе Ленинградской области на базе Агропромышленного предприятия Северная Звезда совмещение трудовой практики (на Калгановском конном заводе с приобретением первичных навыков езды на лошадях; работой на молочной ферме; полевыми работами; занятиями в автопарке) с оздоровительными процедурами (на базе республиканского специализированного глазного санатория) и отдыхом. Чистейший воздух соснового бора и общение с животными оздоровят детей физически и морально.

В общую программу отдыха входят экскурсии по достопримечательным местам Санкт-Петербурга, Пскова, Новгорода.

Предложение фирмой детских групповых туров в Болгарию на Черное море.

БСК-тур предлагает специальные образовательные программы для младших школьников. Это интенсивная языковая практика и каникулы в Великобритании в г. Гастингсе, историческом и курортном городе на южном побережье пролива Ла-Манш в 1,5 часах езды от Лондона. Международный языковой центр располагает просторными аудиториями; аудио- и видеооборудованием для занятий английским языком; все условия для отдыха и занятий спортом.

) Турфирма «Лира».

Около пяти лет назад родился совместный проект турфирмы «Лира» и молодежной группы «Бумеранг», предпологающий использование разведческой практики в работе с детьми. Приоритетные направления деятельности: развитие системы туристических поездок, включающих в себя оказание социально-психологической помощи, проведение активного, творческого досуга, а так же спортивно-оздоровительного развития.

Уникальные программы детского отдыха.

Разработаны для развития физических, умственных и психологических способностей ребенка в сочетании с активным отдыхом. В программе используются методики, позволяющие развивать личностные качества ребенка через интеллектуально-познавательные и ситуационно-психологические игры. Эти методики позволяют ребенку избавиться от комплексов, научиться общаться в коллективе, почувствовать себя значимым - то есть стать более свободной, развитой и сознательной личностью. Под руководством опытных инструкторов дети получат навыки поведения в лесу, в экстремальных ситуациях, в оказании первой медицинской помощи, в дневном и ночном ориентировании. Происходит обучение технике безопасности в пешем и водном походе, основам альпинизма, применения на практике морских узлов, типов костров и разведения их в любую погоду.

) Турфирма «Астра - тур»

Детский лагерь «Чайка».

Супер-программа на майские каникулы: «В гостях у Гарри Поттера»

день.

Легенда смены. Игры на знакомство, командное сплочение. Распределение по факультетам. «Что было бы если…» творческий вечер. Оформление комнат. Огонек « Фантазия». Вызываем духа откровенности.

день.

Мачта. Игра «Волшебная палочка». «Пропавшая экспедиция» - игра на знакомство с местностью. « Чудеса левитации» - интеллектуальная игра. Тур.тренинг.- техника безопасности. Свеча.

день.

. «7-ое небо» - спортивно - туристическая игра. « Министерство магии» - игры на внимание и сообразительность. Игры на свежем воздухе. «Бестиарий» - выставка необычных вещей. Огонек «Тайная встреча».

день.

Начало «тайной переписки». «Морская баталия» - игра на местности. « Перевоплощение» - конкурс масок. Праздник «Просто так». Костер. Свеча.

день.

Окончание «тайной переписки». Подведение итогов. Награждение. «Заборы». Игра «Ромбы». Закрытие легенды смены.

) Агентство «Детский отдых «.

Агентство «Детский отдых» создано в 1999 году. Родителей, желающих отправить своих детей не в Крым, на Юг или за границу, а Ленинградскую область - в экологически чистые, живописные и здоровые места много, но отсутствует информация о том, где расположены лагеря, сколько стоит путёвка, какие программы детского отдыха реализуются в лагерях.

Агентство подготовили 30 лагерей, с реальными ценами на путевки, в отличии от цен, устанавливаемых турфирмами, продающими коммерческие путевки в детские лагеря Ленобласти.

Агентство предлагает организованный отдых детям Санкт-Петербурга в других регионах страны. Офис Агентства находится в центре Санкт-Петербурга, с наличием не только информационного, но и наглядного материала (фотоальбомы и видеокассеты), предоставленного лагерями.

2.Изучение опыта работы со школьниками в турфирме ООО ЗАО «Гелитон»

Тематические экскурсии по Петербургу и пригородам для младших школьников.

«Как возник наш город»

В доступной форме детей знакомят с первой площадью, первым домом, первым научным центром города. Посещение Летнего сада и «Домика Петра I». (Продолжительность - 3 часа.)

«Знай и люби свой город»

Дети знакомятся с парадными площадями города, Невским проспектом, набережными Невы, зданиями и памятниками, которые считаются символами города. (Продолжительность экскурсии - 3 часа.)

«Мосты повисли над водами»

Дети познакомятся с большими и малыми мостами, переброшенными через Неву, с оградами и фонарями мостов, узнают об истории строительства и конструкции мостов Петербурга. (Продолжительность -3 часа.)

«Мифы Древней Греции на берегах Невы»

Экскурсия знакомит со скульптурным убранством города, где в камне и бронзе застыли античные боги и герои. Детей познакомят со статуями Посейдона и Геркулеса, Флоры и Гермеса, Афиныи Марса, с колесницами Аполлона и Ники, скульптурными группами «Похищение прозерпины» и «Антей и Геракл». (Продолжительность -3 часа.)

«Львы стерегут город»

Львы, сфинксы, грифоны стали символами города. Детей познакомят с этими существами в скульптурном убранстве Петербурга, расскажут истории и мифы, связанные с ними. (Продолжительность -3 часа.)

«Каменное убранство города»

Рассказ пойдёт о местах добычи и способах обработки камня - гранита, мрамора, пудостского камня и других материалов.Посещение Горного музеея.

«Петербургские сказочники»

Знакомство с петербургскими адресами и творчеством сказочников - Пушкина, Крылова, Чуковского, Маршака, Хармса. Посещение памятника Крылову в Летнем саду. (Продолжительность -3 часа.)

«О чём рассказывают храмы?»

Детям в доступной форме рассказывают о православных храмах, мечетях, костёлах, синагогах, знакомят с символикой, традициями разных религий. Посещают один из храмов. (Продолжительность -3 часа.)

«Сказки Северного леса»

По дороге в Токсовский зубропитомник детям рассказывают о деревьях, кустах и травах, о работе озеленителей и выпускников Лесотехнической академии. В лесу детей знакомят с растениями и удивительными скульптурами, созданными из умирающих деревьев, а также с зубрами в Токсовском зубропитомнике. (Продолжительность -6 часов.)

Пример экскурсии на тему «Мосты повисли над реками»

.Актуальность избранной темы экскурсии - данная экскурсия представляет интерес, так как она является новой темой.

.Представить историческую справку по бытованию экскурсий подобного рода - подобные экскурсии не проводились как тематические.

.Современное состояние экскурсионного рынка в отношении избранной экскурсии в настоящее время сведения о мостах сообщаются только в ходе общих экскурсий - «Обзорной», «Ночной город» (в летнее время), «По рекам и каналам» (водная, в летнее время и др.)

.Какие фирмы имеют подобные экскурсии в своем ассортименте - не имеют, предпочитая традиционные обзорные и иногородние экскурсии.

.Частота проведения экскурсии - первоначально два раза в неделю, затем постепенно довести до ежедневной.

6.Уровень организации экскурсии. Экскурсия представляет собой органическое сочетание средств предметной и изобразительной наглядности и важного дополнения к этому уникальному в своем роде сочетанию - слова. Важно в процессе проведения экскурсии обеспечить органическое единство между тем, что получает человек при наблюдении объектов и пояснениями экскурсовода. Что такое экскурсионный рассказ? Рассказ - условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, т. е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод дает группе. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности конкретных исторических лиц.

Варианты рассказов на экскурсии

.Первый постоянный мост через Неву - «драгоценное ожерелье красавицы Невы»

Первый постоянный чугунный мост через Неву был сооружен в 1843 - 1850 гг. Он соединил Васильевский и Адмиралтейский острова, разобщенные Невой, ширина которой в месте его возведения достигает 280 м. В то время он был самым протяженным мостом в Европе. Носил он тогда название Благовещенский и, несомненно, был и одним из самых красивых в архитектурном отношении, ибо обладал редкими художественными качествами.

Сейчас нам сложно судить о художественных качествах моста - с левой стороны мы видим строительные краны и временную переправу, сооруженную через Неву в 2006 году, параллельно существовавшему мосту. Надо отметить, что это не первая капитальная перестройка моста - в 30-х годах 20 века, когда по проекту Г. П. Передерия была произведена полная реконструкция моста, так как мост стал не справляться с возросшим потоком перевозок. Вот и сейчас мост будут расширять, чтобы увеличить его пропускную способность.

Первому постоянному мосту через Неву было присвоено название Благовещенского по имени находившейся на предмостной площади церкви лейб-гвардии Конного полка. В 1854 г. по проекту архитектора Л. И. Штакеншнейдера между разводными пролетными строениями была сооружена часовня Святого Николая, покровителя мореплавателей и путешественников - мост переименовали в Николаевский.

Если заглянуть на сто пятьдесят лет назад, и представить каким был Николаевский мост... Современники считали Николаевский мост чудом строительного и архитектурного искусства. При взгляде на него издали его силуэт вырисовывался в виде ряда пологих неравновеликих арок, но удачно найденных пропорций. Непрерывный ряд арок, прерывался разводным пролетом у правого берега (Васильевского острова) и береговым устоем у левого. Мост создавал цельное впечатление, несмотря на различие высот и величин пролетов. В этом проявилось художественное чутье авторов.

Николаевский мост - удачный пример гармоничного сочетания, когда утилитарные конструкции и части моста облечены в высокохудожественные формы.

Этим не исчерпываются художественные качества замечательного сооружения. Сквозные надарочные фермы придавали мосту ажурность и легкость, контрастировавшие с массивными балками и береговыми устоями. У каждой опоры Николаевского моста были установлены газовые светильники. Многогранные застекленные фонари, завершавшие стойки в виде колонн.

Мост стал высочайшим достижением инженерной мысли того времени. Инженером моста был С. В. Кербедз, а архитектором Александр Павлович Брюллов. В то время мост стал любимым местом для прогулок горожан: днем они любовались ажурной оградой восьми пролетного моста, благодаря которой мост казался воздушным, а вечером при свете фонарей - мощным и громадным силуэтом моста.

После реконструкции моста, которая была проведена в 20 веке, прекрасные чугунные перильные ограждения с морскими коньками, которые были отлиты по рисункам А. П. Брюллова, были возвращены на мост. Я передам по рядам фотографию перил моста, и у Вас будет возможность самим убедиться в их красоте, изяществе. Остается надеяться, что после реконструкции моста перильные ограждения вернут на прежнее место.

Советское название моста - мост Лейтенанта Шмидта. Так мост был назван после революции - именем лейтенанта Петра Петровича Шмидта - руководителя восстания на крейсере "Очаков" в 1905 г.

В середине 19 века при проектировании Николаевского моста учитывались условия судоходства по Неве и Финскому заливу, в соответствии с которыми и были приняты величины подмостных габаритов. Торговый порт в Петербурге, находился в центральной части города - на Стрелке Васильевского острова (до 1885 г.), куда торговые суда подходили по Малой Неве через разводной пролет Тучкова моста или по Большой Неве, пройдя разводной пролет Николаевского моста.

Мы как раз сейчас въехали на стрелку Васильевского острова. Именно сюда был перенесен в начале 19 века административно-торговый центр Санкт-Петербурга. Петербург первоначально строился как морская столица России. И стрелка Васильевского острова дает нам право говорить о Петербурге как о парадных морских воротах России.

Здесь было построено здание Биржи, слева от нас, поднятое на высокий гранитный постамент и окруженное белоснежной дорической колоннадой, оно напоминает античный храм. Наверху мы видим скульптурную группу «Нептун с двумя реками». Построено оно было в 1805-1810 годах по проекту архитектора Тома де Томона и предназначено для торговых, коммерческих сделок. По обеим сторонам от здания Биржи, справа от нас, расположены кирпично-красные с темными рострами на высоком пьедестале 32 метровые Ростральные колонны. Они напоминают о существовавшем в Древнем Риме обычае в честь морских побед возводить триумфальные колонны, украшенные носами захваченных вражеских кораблей. Ростр - носовая часть корабля, отсюда и название колонн - Ростральные. С двух сторон полукруглой площади и придавали ей строгую парадность и величие. У основания колонн находятся аллегорические фигуры, олицетворяющие 4 реки - Волхов, Неву, Днепр и Волгу. Внутри колонны имеют винтовые лестницы, по которым поднимались на верхние площадки, чтобы зажечь сигнальные огни. Ростральные колонны стали своеобразным символом города, рождённого у моря.

Именно здесь, на самом мысу острова был удобный спуск к воде, (по которому носили и возили тюки, коробки, тележки, повозки). Представьте себе, корабли, прибывавшие из стран Европы, подплывая ,к порту, встречали величественные колонны-маяки и белоснежное со стройными рядами колонн здание Биржи. Повсюду оживление, суета, жизнь бьёт ключом, а ряды колонн как молчаливые свидетели создают ощущение прочности, уравновешенности и уверенности. Помимо памятника морской славы Ростральные колонны служили и своеобразными маяками для кораблей, прибывающих в Петербургский порт.

По обеим сторонам от здания Биржи были построены портовые сооружения, в которых находились склады. Колоннада на уровне второго этажа вторит колоннаде здания Биржи. Гармоничность и строгость сочетается в данной композиции.

Корабли приплывали в торговый порт из Финского залива по Большой и Малой Неве. На Большой Неве их встречал Николаевский мост, а на Малой - Биржевой мост, на который мы сейчас въехали.

Современный Биржевой мост был построен в 1962-1965 годах по проекту архитектора Арешева П.А. Он не имеет обильных декоративных деталей, перила представляют собой простой рисунок вертикально расположенных копий, изящные, тонкие фонари украшают мост.

Мост соединяет два острова: Васильевский и Петроградский. В 1894 году сначала здесь появился деревянный 25-пролетный мост (!), с разводным пролетом в центре. С самого начала мост получил название Биржевой. Как Вы понимаете, связано это название со зданием Биржи на стрелке Васильевского острова. Мост неоднократно ремонтировали, так как деревянные его части быстро подгнивали. И в таком сильно обветшавшем состоянии мост продолжал служить до середины 20 столетия! Когда и появился стальной арочный пятипролетный мост.

Мост ведет в важный район Петербурга, на Петроградскую сторону. В 18 веке этот остров назывался Городовым. Из названия становиться понятным, что именно здесь начал развиваться Петербург, у стен Петропавловской крепости. От Городового острова Заячий остров отделен небольшой протокой, которая носит название Кронверкский пролив.

В Петербурге кроме больших рек существует еще множество небольших рек, каналов и через них, конечно, тоже строились мосты, которые отличаются по своим размерам, конструкциям от мостов-великанов. На фоне широкой, бурной реки Невы небольшие реки и каналы города кажутся ее маленькими, тихими и спокойными сестренками и братишками, а мосты через них - ажурными ожерельями, миниатюрными конструкциями, украшенными всевозможной скульптурой, решетками, фонарями, обелисками.

.Начало мостостроения в Петербурге - проблемы и их решение.

. Политика Петра I - мосты и каналы.

Нынешнее состояние Невской дельты - итог двух параллельно протекавших процессов. Один, развивался под воздействием естественных факторов, в основном отложения песка, приносимого невскими водами, в результате чего происходило обмеление больших протоков и образование в их руслах островов. Другой - следствие деятельности строителей города, прорывавших целые системы каналов, служивших в разные периоды различным целям.

Каналы прокладывались для многих целей: осушение заболоченных пространств, развитие водного транспорта, создание водных преград, имевших оборонное значение, для противопожарных нужд... Они сооружались на протяжении всего существования города, но некоторые из них впоследствии были

засыпаны.

Строительство каналов при Петре I велось основателем города чрезвычайно энергично и результативно. Достаточно сказать, что за первые 25 лет существования Петербурга было прорыто несколько десятков километров каналов. Следует отметить, что трассы каналов не были случайными или стихийно возникшими. Бесспорно, направления каналов были глубоко продуманны, и прокладке их предшествовало, видимо, составление проектов. Благодаря столь интенсивной градостроительной деятельности увеличилось количество островов, для обеспечения связи между которыми строились первые деревянные мосты.

. Перовский (Иоанновский) мост - «дедушка» петербургских мостов.

Как Вы знаете, закладка крепости, названной Санкт-Петербург, состоялась 16 мая (27 мая) 1703 года. Строилась она очень поспешно, и уже к концу лета была возведена деревоземляная крепость. Для перенесения земли с Петербургского острова через неширокий проток был возведен шаткий, наплавной деревянный мост, по которому можно было попасть в крепость. Этот мост по праву можно считать первым мостом Петербурга!

Северную часть Заячьего острова, на которой расположена Петропавловская крепость, огибает протока, справа от нас, отходящая от Невы в районе Троицкого моста и впадающая в ту же самую Неву у истока Малой Невы. Через эту протоку и был перекинут первый мост Петербурга. Эта протока длиной более километра именуется Кронверкским проливом, который обычно называют каналом. Здесь исторический центр Петербурга его сердцевина.

Кронверкский пролив получил свое название от специальных оборонительных вспомогательных земляных укреплений, представляющие в плане «подкову», окруженную рвами в форме короны (отсюда и название «Кронверк» - в пер. с шв. Корона). Он расположен справа от нас: сооружение из красного кирпича, выходящее своими торцевыми частями на набережную. Кронверк является важным элементом ансамбля Петропавловской крепости. Сооружен он был в 1703-1705 годах здесь, на искусственном острове. Оборонительные сооружения были предназначены для прикрытия крепости с суши.

Над Кронверкским проливом, конечно, доминирует, как, впрочем, и над огромным городским пространством, собор с колокольней и усыпальницей.

На Кронверкский пролив ориентирована северная часть стен крепости. Ее можно осматривать с противоположного берега, но к ним можно подойти вплотную, перейдя Иоанновский мост, ведущий к Иоанновским воротам. Это был первый наплавной мост города, построенный для сообщения Санкт-Петербургской крепости с Петербургским островом. Вскоре он был заменен деревянным арочным на каменных устоях с разводным пролетом в центре. Автором первого Петровского деревянного моста был Д. Трезини. С 1887 года мост стал называться Иоанновским.

Вот сейчас справа мы видим Ивановский мост с Деревянными опорами в центре и каменными устоями у берегов. Украшают мост перильные перекрытия, состоящие из изогнутых прутьев, вертикально пересекающиеся друг с другом; через равное расстояние «создают ритм» столбцы перил. По обе стороны моста мы видим фонари-обелиски, украшенные позолоченными двуглавыми орлами. Появились они впервые на мосту в 1820-х годах. В начале 1950-х годов они были отреставрированы архитекторами Н.Н. Белеховым и А.Л. Ротачом.

Кронверкский пролив отделяет Заячий остров от Березового, ныне Петроградского, где все было впервые: первый дворец (домик) Петра I, первая церковь, первые государственные учреждения, порт, первый центр города. Все здесь формировалось по-особому, не так, как в других частях столицы. Первый центр города находился на Троицкой площади. С левой стороны мы видим подстриженные кусты и деревья, проложенные дорожки, зоны отдыха - это и есть Троицкая площадь. Троицкой площадь называется неслучайно. Город был заложен в день праздника Святой Троицы по православному церковному календарю. На площади была построена первая церковь города - Троицкая. В ней в 1721 году проводилось торжественное богослужение по поводу заключения Ниенштадского мира, ознаменовавшего завершение Северной войны, длившейся 21 год. Площадь была портовой, и к ней причаливали корабли и кораблики, барки и шлюпки. В центре площади был рынок. Параллельно Неве был построен первый Гостиный двор, где велась оживленная торговля. Затем по проекту Трезини где сейчас за деревьями массивные серые административные здания 20-го века, построили здание Сената, где разместились коллегии. Целый день там трудились чиновники. Можно представить себе насколько оживленной, бурной была жизнь в административно-торговом центре города. Город был основан, и необходимо было обеспечить ему прочные связи с Европой. В 1703 году в Санкт-Петербург прибыл первый торговый голландский корабль. Петр скупил все товары, которые были на корабле, и щедро одарил его. С этого времени корабли со всей Европы стали приплывать в город, с каждым годом прибывало все больше и больше кораблей.

О том, что на площади была церковь, нам напоминает часовенка с позолоченным куполом на самом берегу Невы. Она стоит на границе Троицкой площади, была воздвигнута в 2003 году к 300-летию города.

Троицкая площадь дала название одному из самых красивых мостов города -Троицкому мосту, на который мы въезжаем. Он перекинут между двух старейших площадей города: Троицкой площади на левый берег реки Невы - Марсово поле.

Мост Святой Троицы - «французская красавица» Санкт-Петербурга.

. «Царь-мост» Санкт-Петербурга - проекты и их воплощение.

При проектировании Троицкого постоянного моста вопрос в выборе трассы был предрешен - он должен был занять место Троицкого плашкоутного моста, соединявшего Адмиралтейский остров с Петроградской стороной, а соответственно с Каменным и Крестовским островами, которые располагаются севернее.

Именно отсюда, с Троицкого моста, открывается великолепный вид на Стрелку Васильевского острова, которая соединена с Адмиралтейским и Петроградским островами Дворцовым и Биржевым мостами. Мы проезжали уже по этим мостам, и теперь у нас есть возможность посмотреть на расстоянии, восхититься их величием

.Проведение по результатам проведенных экскурсий социологического исследования на основе разработанных материалов, анализ эффективности использованных технологий в экскурсионной работе с детьми младшего школьного возраста.

На констатирующем этапе эксперимента, была получена (на основе анализа музейной практики, анкетирования, бесед и опросов, изучения документации, книг отзывов и т.п.) обширная информация о содержании и формах деятельности экскурсионного агентства. Изучалось эмоционально-ценностное отношение детей и педагогов к экскурсиям; выявлялся уровень развития когнитивных и поведенческих компонентов их культуры. Уровень сформированности культуры посетителей сопоставлялся с возможностями экскурсии влиять на дальнейшее ее развитие у детей разных возрастных групп. В связи с тем, что для младших школьников оказались затруднительными обзорные экскурсии, были разработаны и подтвердили свою эффективность тематические экскурсии по отдельным разделам экспозиции и специальным выставкам с применением игровых форм.

Для их преодоления модель была дополнена вариантом «Музей-школа» на базе школы № 156. Школа выделила для эксперимента три постоянных группы первоклассников по 12 человек: контрольную (К), экспериментальные по варианту «Внутримузейный комплекс» (Э-1) и по варианту «Музей-школа» (Э-2). На этом этапе эксперимента для определения уровня сформированности основ игровой культуры была проведёна первичная диагностика («нулевой срез») на основе методики «Рейтинг игрушек», наблюдений и других методов. Результаты первичной диагностики показали, что учащиеся всех групп имеют близкие по значению исходные показатели сформированности основ игровой культуры: достаточно сформирован первый структурный слой, дети знакомы со вторым слоем игровой культуры, третий и четвёртый структурные слои в этом возрасте только формируются. В связи с этими результатами формирования игровой культуры младших школьников и был выделен второй уровень - уровень формирования ее основ (первый - начала культуры, которые закладываются в семье, в дошкольных образовательных учреждениях).

В первой группе (Э-1) проверялся вариант модели «Внутримузейный комплекс» с использование таких форм работы, как экскурсии обзорные, тематические, семейные, музейные праздники. Во второй экспериментальной группе (Э-2) - вариант модели «Музей - школа». Проведённая диагностика детей этой группы по методике «Моя игротека» потребовала расширить и дополнить формы внутримузейной деятельности формами творческой работы с детьми на базе школы. Эффективность варианта «Музей - школа» обеспечивалась реализацией авторской программы «Мир наших игр и игрушек», которая предполагала интегрированную деятельность музея и школы и включала следующие этапы: подготовка детей в школе к посещению музея (проводится учителем); работа с детьми на экскурсиях в музее (проводит музейный педагог); работа с детьми в школе по закреплению музейных впечатлений (проводится учителем в форме развивающих творческих занятий по изготовлению игрушек). Занятия проводились один раз в неделю и оказали положительное влияние не только на развитие игровой культуры детей, но и на общее развитие школьников, что отмечали как сами школьники, так и их родители и педагоги.

Установлено, что процесс погружения в культурную среду, используя интегрированную деятельность музея и школы, позитивно сказывается на уровне освоения детьми культуры. Так, в результате опытно-экспериментальной работы в группе Э-1 сократилось количество детей с низким уровнем сформированности когнитивного компонента, средний уровень повысился на 25%. Наиболее интенсивная положительная динамика сформированности эмоционально-ценностного компонента получена в группе Э-2, где количество детей с низким уровнем сократилось на 50%, а количество детей со средним уровнем заметно повысилось - на 33%, с высоким - на 17%. В группе К-1 количество детей с высоким уровнем сформированности когнитивного компонента осталось без изменений, в среднем - повысилось на 17%. К моменту заключительной диагностики («итоговый срез») в обеих экспериментальных группах возрос показатель сформированности поведенческого компонента.

Для оценки положительного эмоционального состояния использовались методики диагностики настроения при выборе детьми «масок эмоционального состояния». Показатели положительного эмоционального состояния во всех экспериментальных группах улучшились. Количество радостных настроений, испытуемых при итоговой диагностике, оказалось выше в группе Э-2, что обеспечивалось развитием самостоятельности детей: чем лучше ребёнок освоил содержание различных слоев культуры, тем благоприятнее его эмоциональное состояние. Чем выше показатель хорошего настроения, тем больше воспитанник открыт к активной деятельности по освоению основ культуры.

Заключительный опрос-беседа по методике «Мой рейтинг экскурсий» показал существенные изменения, которые произошли с детьми как в контрольной, так и во всех экспериментальных группах. Однако, если в контрольной группе количество детей с низким уровнем сформированности основ игровой культуры уменьшилось лишь на 8 %, то в экспериментальной группе Э-1 на 16%, а в экспериментальной группе Э-2 уменьшилось на 43%. Существенно поднялся средний уровень в экспериментальных группах: в Э-1 на 16%, в Э-2 на 34%; высокий уровень сформированности основ в группе Э-2 увеличился на 16%. К моменту итоговой диагностики существенно уменьшилось количество детей с низким уровнем, возросло количество учащихся со средним и с высоким уровнем сформированности основ игровой культуры. Разница в результатах экспериментальных групп убедительно свидетельствует о том, что процесс ФОИК более успешно протекает при внедрении варианта модели «Музей - школа». Это доказывают и результаты, полученные в группе Э-2, где был реализован комплекс выделенных нами педагогических условий согласно гипотезе исследования.

Такие результаты объясняются не только тем, что интерес к миру игр у всех младших школьников определён уже их возрастными особенностями, но и под влиянием специально организованной педагогической деятельности, которая интенсивно осуществлялась в экспериментальных группах.

Исследование показало, также, что эффективность процесса формирования основ культуры младших школьников зависит не только от применяемых средств, но и от создания необходимых для этого процесса условий.

В оценке роли рассказа в экскурсии ученые-экскурсионисты всегда были единодушны, независимо от различия точек зрения по другим вопросам экскурсионной теории и методики. Они считали, что рассказ: является дополнением к показу зрительного материала; он не должен быть пространным; нельзя допускать превращение экскурсии в лекцию.

Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: а) комментирует, поясняет, дополняет увиденное; б) реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант.

Помимо рассказа экскурсовода словесное начало в экскурсии находит свое выражение в ответах на вопросы экскурсантов, репликах экскурсовода и ответах на реплики экскурсантов, во вступительном слове и заключительной части, при демонстрации экспонатов «портфеля экскурсовода».

Рассказ - это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи.

В ходе экскурсии происходит нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений - к словесным оценкам и выводам.

Б. Е. Райков высказал мысль, что малоразвитые группы, новички в экскурсионной работе, иногда относятся к объяснениям, как к чему-то совершенно лишнему и ненужному, чего они вовсе не ждали. Для них экскурсия - только зрелище, по возможности занимательное зрелище, и словесные комментарии их как-то тяготят. С этим настроением необходимо считаться, выдвигая на первый план конкретное содержание экскурсии. Он отмечал, что продолжительные теоретические объяснения на экскурсии нежелательны, так как засушивают ее и превращают в простую лекцию. С малоподготовленной аудиторией надо быть в этом смысле особенно осторожным, здесь показательная сторона - все.

Н. А. Гейнике считал, что преувеличение значения рассказа при изучении темы, преобладание словесного материала в экскурсии лишает ее важных преимуществ. Наиболее часто встречающейся ошибкой экскурсовода является то, что он не столько показывает экскурсионный материал, сколько рассказывает о нем, т. е. гасит самостоятельную работу экскурсантов, превращая экскурсию в лекцию с иллюстрациями. Он считал, что все, о чем идет речь в экскурсии, должно быть в зрительном ряду. Экскурсовод показывает группе объекты и сопровождает показ глубоким анализом, пояснениями, историческими справками.

Роль объектов состоит в том, чтобы помочь экскурсоводу зримо восстановить для экскурсантов прошлое, убедительно нарисовать жизненные картины. Глубина рассказа диктуется объектом, его особенностями, количеством информации, которой объект располагает. Время рассказа на экскурсии должно быть значительно меньше общей продолжительности экскурсии.

Рассказ на экскурсии в полном объеме готовится заранее. Неправильно рассматривать рассказ экскурсовода как импровизацию, т. е. произведение, содержание и языковые особенности которого формируются исключительно в момент его исполнения. В то же время это не означает, что в рассказе экскурсовода не может быть экспромта. Речь идет о примере, изложении факта, небольшом стихотворении или отрывке из художественного произведения, включение которых в рассказ вызывается составом группы или же значительным событием, которое только что произошло в жизни данного города, страны. Например, если экскурсовод при знакомстве с группой узнает, что она состоит из педагогов, - в рассказ может быть включен пример работы одной из школ города. После сообщения в печати о значительном событии в жизни страны - выборах в государственные органы, новом указе Президента, экскурсовод в обзорной или другой экскурсии дает краткую характеристику происшедшему. Такие короткие экспромты рождаются в ходе экскурсии.

Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

Особенность рассказа состоит в том, что он носит характер монолога. В то же время нужно отметить, что отдельные экскурсоводы делают попытки превратить часть экскурсии в открытый и скрытый диалог. При диалоге между экскурсоводом и экскурсантами возрастает активность восприятия материала.

В период перехода словесной части экскурсии от монолога к диалогу важное место занимают ответы на вопросы экскурсантов и «работа» экскурсовода с их репликами.

Список использованной литературы

экскурсия дети туристический петербург

1.Емельянов Б.В. Экскурсоведение - М., Инфра-М, 2002 - 328 с.

.Психология и педагогика / под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2001 - 256 с.

.Тиякова Р.А., Емельянов П.В., Пасечный П.Ф. Основы экскурсоведения М: 1999 - 278 с.

4.Шаповал Г.Ф. История туризма. Пособие. - Минск: Экоперспектива, 1999 С. 193-237.

Похожие работы на - Изучение опыта работы со школьниками в турфирме ООО ЗАО 'Гелитон'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!