по меньшей мере проблематично и зависит от среднего уровня жизни конкретной страны.
Официальные представления о бедности в России базируются на ее абсолютном понимании, при этом индикатором служит сопоставление среднедушевого дохода с прожиточным минимумом, т.е. со стоимостью минимальной корзины, формируемой с учетом установленных нормативов потребления.
ВЦИОМ, например, регулярно отслеживает мнение населения о необходимой величине прожиточного минимума, но данные, исходящие из сопоставления прожиточного минимума и душевых доходов россиян не всегда адекватны реальной ситуации с бедностью, поскольку в современных условиях сведения о доходах не достаточно надежны.
Критерии прожиточного минимума могут давать разные результаты в зависимости от того, что будет под ним пониматься. Помимо официально используемой методики, существуют разные подходы к расчету прожиточного минимума и разные представления о нем. Также существует метод измерения дохода семьи, домохозяйств (RLMS).
В эпоху кризиса так называемого государства всеобщего благосостояния, затронувшего развитие стран мира (в России также фиксируются эти процессы), многие ученые и политики приходят к выводу, что бедность в современном индустриальном обществе должна рассматриваться уже не как абсолютное, а как относительное состояние, и, следовательно, неизбежно будет существовать до тех пор, пока существует общественное неравенство.
Слабым местом любых количественных оценок бедности остается игнорирование широкого спектра других доступных ресурсов, влияющих на поддержание материального состояния людей.
Концепция относительной бедности (П.ТАУЗЕНТ): (бедных выделяют по принципу медианы): бедными признаются те, чей доход составляет определенную долю «серединного» дохода в данной стране в данный период времени. При этом черта бедности всегда находится на одном и том же расстоянии от медианы, статистически характеризующей достигнутой в обществе жизненный стандарт.
Именно в последнее время российские социологи начинают приходить к выводу, что в исследованиях бедности необходим анализ депривации, лишений и ограничений в социальной жизни, которые испытывает определенная доля населения. В том и состоит суть депривационного подхода в оценках бедности, неотъемлемой составляющей концепции ее относительного понимания и изучения.
Депривационный подход (или оценка бедности через испытываемые лишения) требует учета целого ряда материальных, но и социальных индикаторов с целью определения качественного «порога», ниже которого недостаточность душевых подходов приводит индивида не грань выпадения из привычных социальных связей и общепринятого образа жизни большинства населения определенного региона или страны, «порога», который, по сути, означает социальную эксклюзию, т.е. фактическое исключение определенной доли населения из нормальных условий жизнедеятельности.
Применение депривационного подхода в исследовательской практике предполагает решение трех основных задач (методологических):
. Как определить индикаторы депривации.
. В какой мере они свидетельствуют о снижении общепринятого уровня жизни. 3.Существуют ли качественные «пороги» депривации, позволяющие давать оценку жизненным стандартам того или иного индивида, семьи.
Оценка в бедности, основанных на депривационном подходе, следует разграничивать количественную и качественную стороны депривации.
Качественное наполнение различных ступеней депривации бедных домохозяйств:
-ая ступень депривации - ступень нищеты, когда ресурсов не хватает на нормальное питание, семья экономит на предметах гигиены, не обновляет одежду для детей по мере их роста, отказывает им в покупке фруктов, соков, не имеет таких предметов длительного пользования как телевизор и холодильник.
-я ступень депривации - ступень острой нуждаемости (бедности) - лишение концентрируются на качестве питания, нехватке одежды и обуви (взрослые члены семьи вынуждены отказываться от их обновления), семье трудно поддерживать жилье в порядке, иметь простую повседневную мебель, организовать в случае необходимости необходимый ритуальный обряд (похороны, поминки), приобретать жизненно важные лекарства и медицинские приборы, ограничивать возможности приглашения гостей и выхода в гости.
-ая ступень депривации - ступень стесненности (малообеспеченности) - когда не хватает средств на любимые в семье деликатесы, подарки для близких, газеты, журналы, книги; снижается качество досуга взрослых и детей; семья не может позволить себе приобрести стиральную машину, посетить далеко живущих родственников; отказывается от платных услуг, в первую очередь необходимых медицинских.
-ая ступень - ступень, характеризующая близкие к средним жизненные стандарты и не означающая существование отклонение от общепринятого в российском сообществе образа жизни. Семьи на этой ступени нуждаются в улучшении жилищных условий, экономят на приобретении современных дорогих предметах длительного пользования, платных образовательных, рекреационных услугах, семейном отдыхе и развлечениях.
Следует обратить внимание, что многие виды депривации, испытываемые россиянами в настоящее время, пока напрямую не ассоциируются в массовом сознании с бедностью, поскольку присутствуют у большинства населения.
Существует целый ряд индексов бедности, дающих ее различные характеристики: так, прибавочно-разделительный индекс, когда удельный вес разных по доходам групп в общей численности населения употребляют в виде коэффициентов, позволяет дать как качественную, так и количественную оценку изменений бедности среди групп населения по отношению к глобальной бедности; индекс Раулса отражает положение только самой бедной семьи, другие индексы отражают пропорциональную недостаточность доходов бедных, суммарный недостаток доходов, недостающий до черты бедности.
1.1 Связь бедности с неравенством
Неравенство и бедность - понятия, тесно связанные с социальной стратификацией. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества - денег, власти, образования и престижа - между различными стратами или слоями населения. Основным измерителем неравенства выступают количество ликвидных ценностей. Эту функцию обычно выполняют деньги (в примитивных обществах неравенство выражалось в количестве мелкого и крупного рогатого скота, ракушек и т.д.).
Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом - наименьшим (бедные) количеством благ. Таким образом, бедность - это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам.
Бедность - это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология. Поэтому социологи говорят о бедности как особой субкультуре.
В этой главе мы рассмотрим неравенство как причину и следствие социальной стратификации, о природе бедности, ее разновидностях (абсолютной и относительной) и количественном выражении, образе и Уровне жизни и субкультуре бедности.
Если богатство - признак высшего класса, то доход - поток денежных поступлений за определенный календарный период, скажем, за месяц или год - характеризует все слои общества. Доходом называют любую сумму денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, ренты, пособий, алиментов, гонораров и т.д. Даже милостыня нищих, добытая путем попрошайничества и выраженная в виде денег, представляет разновидность дохода.
Напротив, заработная плата характеризует не все слои населения, а лишь те, что заняты в общественном производстве и относятся к наемной рабочей силе. Богачи, как и все собственники, не входят в число наемных работников. Исключение представляют мелкие собственники, относимые к так называемым самонанятым. В семейном ресторане или отеле глава фирмы - одновременно собственник и наемный работник. Он трудится наравне со всем персоналом, но в отличие от них он не работает на другого. Он трудится на себя, получая зарплату и часть прибыли. К наемным работникам не относятся также нищие. Они не заняты в общественном производстве. Официальная статистика США и некоторых других стран не включает нищих в число категорий населения, получающих доход. Почему?
Дело в том, что наряду с широким пониманием дохода существует узкое. В статистическом смысле доходом считается та сумма денег, которую люди зарабатывают благодаря принадлежности к определенной профессии (виду занятия) либо благодаря узаконенному распоряжению собственностью. Однако у нищих ничего подобного нет. Нищие, даже если они регулярно зарабатывают на жизнь попрошайничеством, никаких ценных услуг обществу не оказывают. А статистика учитывает лишь те источники дохода, которые связаны с оказанием ценных, общественно значимых услуг либо производством товаров. Нищих включают в состав так называемого андеркласса, т.е. буквально не-класса, или слоя, стоящего ниже всех классов. Таким образом, нищие, выпадающие из официальной пирамиды доходов, уподоблены касте неприкасаемых в Индии, которая стоит официальной кастовой системы.
% самых богатых и 10% самых бедных различаются в 20 раз, а некоторые их представители - в 2000 раз. Богатых в стране от 3 до 10%.
Прожиточный минимум на 90% тратится на еду и на 10% на прочие расходы.
Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства - сравнение величин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране. П.Сорокин сравнивал таким образом различные страны и различные исторические эпохи. Например, в средневековой Германии соотношение высшего и низшего доходов составляло 10000:1, а в средневековой Англии - 600:1 [2,с.327]. Другой способ - анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание. Оказывается, богатые платят за продовольствие всего 5-7%. Чем беднее индивид, тем больше у него тратится на питание, и наоборот.
Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства. Иными словами, самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие - большинство населения. Последние могут распределяться по-разному.
Профиль экономического неравенства США и России в 1992 г. По официальным данным, в США у черты бедности проживало 14% всего населения, в России - 80%, богатых было соответственно 6% и 3%, а те, кого можно отнести к благополучным или среднему классу, составляли соответственно 80% и 17%.
В России сегодня наименьшие доходы получает большинство, средние доходы - относительно большая группа, а наивысшие - меньшинство населения. Соответственно пирамиду доходов, их распределение между группами населения, иными словами неравенство, в первом случае можно изобразить в виде ромба, а во втором - конуса (рис.23). В итоге мы получим профиль стратификации, или профиль неравенства
Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. В зависимости от того, | насколько высок уровень экономического развития страны, бедность охватывает значительную или незначительную часть населения. Как мы видели, в 1992 г. в США к бедным относили 14%! населения, а в России - 80%.
Масштабом бедности социологи называют долю населения страны (обычно выраженную в процентах), проживающего официальной черты, или порога бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины "уровень бедности", "границы бедности" и "коэффициент бедности".
Порог бедности - это сумма денег (например, в долларах или рублях), официально установленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии приобрести продукты питания, одежду и жилье. Его также называют "уровнем бедности". В России он получил дополнительное название - прожиточный минимум.
Впервые порог бедности установили английские социологи Ч. Бут и С. Раунтри в 90-е годы XIX века. Тогда он равнялся 1 фунту стерлингов в неделю. Много это или мало, зависит от того, что можно купить на эти деньги. Ведь и на 1 рубль в конце XIX века можно было купить значительно больше, чем в конце XX века.
Оказывается, что не только в разных странах, но в одной и той же стране порог бедности рассчитывается по-разному. Все зависит от того, для каких целей это делается: для целей статистики нужна одна формула, для органов социального обеспечения - другая, для оппозиции, выставляющей правящую коалицию в невыгодном свете, - третья. Вот и получается, что государство немного преуменьшает число бедных в стране, дабы выставить себя в выгодном свете и тратить поменьше денег на помощь нуждающимся. Оппозиция обычно преувеличивает даже ту цифру, которую показывает "бесстрастная" статистика.
Очевидно, что масштаб бедности и порог бедности тесно связаны между собой. Чем выше планка требований, тем больше людей оказывается за чертой бедности. И наоборот. В 1992 г. порог бедности для американцев составлял 6900 долл. в год, а в 1988 - 6024 долл. на индивида и 9432 на семью [1, р.189]. В декабре 1992 г. для россиян прожиточный минимум на индивида составлял 4300 руб. в месяц [3,с.161].
Экономическая комиссия ООН относит к беднейшим слоям тех, у кого среднедушевой доход составляет 2/3 средненационального дохода. Принята еще одна методика: бедными считают тех, чей доход составляет менее 50% средненационального дохода. В том же 1992 г. среднедушевой совокупный доход в месяц россиянина составлял 3950 руб., а порог бедности - 4300 руб. [3,с.160].
Границы бедности меняются в историческом времени. Раньше человечество жило много хуже и численность бедных была выше. В античной Греции 90% населения по меркам того времени проживало в бедности. В Англии эпохи Возрождения около 60% населения считалось бедным. В XIX веке масштаб бедности сократился До 50%. В 30-е годы XIX века только треть англичан относилась к иным, а через 50 лет - всего 15%. Сегодня коэффициент бедности достиг 10% [4, р. 135]. По замечанию Дж. Гелбрейта, в прошлом бедность была уделом большинства, а сегодня - меньшинства. Но так происходит не везде. В СССР бедных было незначительное меньшинство. Однако после "шоковой терапии" 1992 г. ими оказать значительное большинство населения.
В СССР не существовало единого метода измерения уровня бедности. В зависимости оттого, что выступало критерием, получались самые разные, противоположные результаты. В 1991 г. Госкомстат СССР определил, что за чертой бедности находится 30% населения страны. В это же самое время независимые эксперты дали иную цифру - 80%.
Промежуточный минимум регулярно изучался в 20-е годы, но в 30-е годы исследования были прекращены и возобновились только после 1956 г., но их результаты практически не публиковались. В середине 50-х годов перед учеными была поставлена задача в кратчайшие сроки разработать бюджет прожиточного минимума. За основу взяли бюджет стоимости жизни, составленный еще в 1933 г. Его частично обновили и пересчитали по действовавшим в 1955 г. розничным ценам. Получилось 50 руб. на человека в месяц. В 70-80-е годы порог бедности произвольно подняли до 75 руб., а в 1990 г. - до 97 руб. В 1991 г. - до 626 руб. В 1992 г. он превысил 3 тыс., а в 1993 - б тыс. руб. Резкий скачок вызван гиперинфляцией, а не повышением реального уровня жизни. Он-то как раз существенно понизился.
В настоящее время в российской статистике используются два разных метода измерения прожиточного минимума или, как он еще называется, минимального потребительского бюджета - нормативный и статистический. Прожиточным минимумом называют набор товаров и услуг (выраженный в ценах реальных покупок), который позволяет человеку удовлетворять минимально допустимые, с научной точки зрения, потребности.
При нормативном методе определяются научно-обоснованные нормы минимального потребления: что надо человеку из питания, одежды, предметов культурно-бытового назначения, коммунальных услуг. Статистический метод выявляет то, что происходит на самом деле - сколько и на что тратят деньги представители разных групп. Главное в структуре минимального потребительского бюджета - расходы на питание. В 1989 г. среднестатистический рабочий (обеспеченный слой) тратил на питание 30,6% своего дохода, а пенсионер (малообеспеченный слой) - 52,1%.
В 1992 г. в связи с инфляцией у бедных слоев, доля которых увеличилась до 70% и более, расходы на питание поднялись сначала до 2/3, а затем до 3/4 дохода. У черты нищеты оказались более 25% населения.
бедность неравенство депривационный андеркласс
2. Андеркласс в классово-стратификационной структуре российского общества
Сторонников первого подхода можно условно назвать «интерналистами» (А. Гидденс, У. Уилсон, Х. Генс и др.), поборников второго - «экстерналистами» (И. Валлерстайн, Р. Клаттербак).
Интерналистский подход упускает из виду или недооценивает воздействие миграционных процессов, вызванных ростом демографического давления стран бедного Юга, на трансформацию стратификационной структуры постиндустриальных обществ. По оценкам ООН в мире насчитывается только легальных трудовых мигрантов от 120 до 200 млн. чел. [2, с.108].
Экстерналистский подход, распространяя принцип социального закрытия практически на всю иммигрантскую среду, фактически стирает грань, отделяющую легальных мигрантов от нелегальных. В условиях существующей на Западе системы социальной защиты, ассоциируемой с государством благоденствия, которое, однако, в последнее время в Европе сталкивается с определенными трудностями, в обстановке массовой миграции, жестких мер по высылке незаконно въехавших мигрантов, наличие или отсутствие статуса гражданства становится серьезным фактором социальной дифференциации. Этой позиции противоречит точка зрения, согласно которой гражданство теряет свое прежнее значение в век глобализации, предоставляющей возможность каждому стать гражданином мира.
Такой взгляд мог бы послужить веским доводом против представления о роли гражданства как важного фактора социально-стратификационных процессов, если бы удалось доказать, что государство как институт окончательно ушло в прошлое, а вместе с ним стал ненужным и институт гражданства.
При более близком рассмотрении этот аргумент выглядит бездоказательным в свете некоторых тенденций. Глобализация несет с собой не только гомогенизацию жизненных устоев, но и порождает то, что исследователи называют «глокализацией», при которой «локальные» силы, будь то отдельные государства или этнические, религиозные, культурные сообщества, стремятся сохранить свою идентичность наперекор центробежным тенденциям. Диалектика взаимодействия противоположностей подсказывает, что никакой процесс не может состояться без участия одной из них.
Часто обращают внимание на кризис современного государства как социального института, на продукты его распада в виде исчезнувших государств (Югославия, СССР) или полураспада в виде так называемых «failed states» («несостоявшихся государств») в Азии, Африке и Латинской Америке, на роль надгосударственных объединений.
Наряду с этой очевидной тенденцией видна и другая, демонстрирующая упорное стремление государств усилить свои позиции в мире. Примером здесь могут служить не только США. Возвышение БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая) указывает на существование целой группы стран, которые связывают свое будущее с государственной формой организации национальной жизни.
Наконец, особый случай того же ряда представляет собой пример Европейского союза. Дебаты вокруг принятия общеевропейской конституции и проведение в этой связи референдумов во Франции и Нидерландах показали, что входящие в Евросоюз государства не спешат расстаться со своим суверенитетом. В случае принятия такой конституции это региональное объединение превратиться в конфедерацию. Но и тогда превращение в конфедеративное государство приведет лишь к трансформации, а не к исчезновению института государства в Европе. В США возводят многокилометровую стену вдоль американо-мексиканской границы в попытке не допустить проникновение нелегальных иммигрантов. Соответственно, нет признаков отказа и от института гражданства, которое по-прежнему остается способом регуляции внешних миграционных потоков. Проведение в Соединенных Штатах время от времени массовых демонстраций с требованиями легализации положения нелегальных трудовых мигрантов в стране только подчеркивает значимость статуса гражданства в современных условиях. Из европейских стран только Нидерланды выразили готовность к либерализации своей миграционной политики, тогда как другие государства Евросоюза намерены проводить более жесткий курс в этой области.
Подытоживая этот блок рассуждений, подчеркнем, что борьба за получение статуса гражданства остается заметным сегментом социального пространства, большим полем социальной стратификации. Проблема обладания таким статусом и подводит к пониманию того, что же такое андеркласс.
Феномен андеркласса может быть осмыслен в рамках теоретико-методологических подходов М. Вебера и П. Бурдье. В терминах концепции Вебера андеркласс описывается нами как один из «негативно привилегированных классов собственников», к которым немецкий социолог относил «зависимых», «должников», «пауперов», «деклассированных». В отличие от них андеркласс - это такой «негативно привилегированный класс собственников», который возникает в результате отсутствия статуса гражданства как одной из внеэкономических форм собственности (наряду с квалификацией, опытом, образованием). Такие признаки, как исключение из сферы экономических и социальных прав, принадлежность к среде иммигрантов или связь с криминальной экономикой, сами по себе еще не являются отличительными признаками андеркласса, поскольку ими могут обладать другие социальные группы, например, пауперы, безработные или люмпен-пролетариат. В терминах концепции Бурдье, представители андеркласса принадлежат к совокупности агентов, которые «прибегают к практической или символической стратегии с целью максимизировать символическую прибыль от номинации.
В случае позитивной номинации мы имеем владельца гарантированного юридически символического капитала. «Дворянин…, - подчеркивает французский социолог, - это не просто тот, кто известен…, но тот, кто признан официальными…инстанциями… Профессиональное или ученое звание - это определенного рода юридическое правило социальной перцепции. Это институционализированный и законный… символический капитал…» [4, с.75].
В случае андеркласса речь идет о негативной номинации, вызывающей классовую дифференциацию по отношению к обладанию званием гражданина как институционализированной и законной формы символического капитала. С этой точки зрения андеркласс - это депривированная социальная группа, место которой в классово-стратификационной структуре определяется отсутствием статуса гражданства как способа исключения доступа такой группы ко всем конституционно гарантированным правам человека. Если рассматривать выгоды от получения гражданства в качестве специфической формы статусной ренты, то тогда андеркласс можно определить как наиболее статусно убыточную социальную страту, лишенную статусной ренты.
По сравнению с андерклассом в западном мире, занесенным туда волнами миграции, андеркласс в России, будучи также следствием миграционного процесса, имеет свою специфику. В отличие от Запада в России андеркласс возник значительно позже. Огромные территории, богатые природные ресурсы, квалифицированный трудовой потенциал бывшего СССР, относительно закрытый характер этого государства, его активная внутримиграционная и социально ориентированная политика, отсутствие легитимных институтов частной собственности и наемного труда в течение продолжительного времени сдерживали появление андеркласса в российском классово-стратификационном поле.
Другое отличие состоит в том, что России пришлось пережить радикальное изменение своего геополитического статуса в результате распада Советского Союза. Из союзной республики Россия превратилась в самостоятельный субъект международных отношений. Распад СССР дал мощный толчок развитию современных миграционных процессов на его территории, вызвав дестабилизацию социальной обстановки, сопровождавшуюся эскалацией конфликтов на межэтнической почве и гражданскими столкновениями в ряде бывших советских республик. Другим следствием процессов дезинтеграции некогда единого социально-экономического, политического и культурного пространства стали резкое падение жизненного уровня широких слоев населения, разрыв не только устоявшихся производственных связей, но даже и родственных уз, формирование самостоятельной национальной политики новых государств. С крахом СССР Россия стала играть роль донора, поставляющего трудовые ресурсы, по отношению к основным западным странам, а по отношению к СНГ и некоторым соседним азиатским государствам - роль импортера труда [2, с.108]. Все это привело к возникновению качественно нового типа миграционных процессов, неизвестных в период существования советского социального порядка.
По величине миграционного потока Россия заняла третье место в мире, уступая по этому показателю только США и Германии.
2.1 Низший класс
Произошедшие за последние два десятилетия серьезные изменения как в сфере занятости (деиндустриализация и рост вторичного рынка труда [Гимпельсон, Капелюшников, 2005; сайт ФСГС РФ]), так и социальной дифференциации (резкое ее углубление и быстрый рост числа бедных, а также все более сближающихся с ними по качественным особенностям их положения малообеспеченных) предопределили появление в российском обществе в массовом масштабе структурных позиций, характерных именно для низшего класса и отсутствовавших в советский период развития страны. Заняли эти позиции прежде всего представители тех групп населения, которые характеризовались наименьшей ресурсообеспеченностью. Это привело к тому, что часть нынешнего низшего класса оказалась выходцами из "старых", "советских" бедных. Однако позиций этих в новой структуре общества оказалось гораздо больше, чем их было в советское время. В итоге в зоне формирования низшего класса появилось значительное число людей, которые ранее относились к вполне благополучным слоям населения, и чье появление на соответствующих структурных позициях обусловлено негативными тенденциями в социально-экономическом развитии страны двух последних десятилетий.
Какова же численность тех, кто находится сегодня в зоне формирования низшего класса? Насколько велико уже сформировавшееся ядро последнего? Наконец, в чем заключаются наиболее специфические особенности российского низшего класса? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к данным общероссийского исследования Института социологии РАН "Российская повседневность в условиях кризиса: взгляд социологов", проведенного в феврале 2009 г. Его выборка составляла 1750 человек и репрезентировала население страны по региону, типу поселения, полу и возрасту. В этом массиве была выделена группа, представители которой могут являться потенциальной основой для формирования низшего класса современного российского общества - т.е. тех, кто не может предложить на рынке что-то отличное от простой физической способности к труду и занимает не предполагающие высокой квалификации профессиональные позиции (работники физического труда низкой и средней квалификации, рядовые работники сферы торговли и сферы услуг, технические служащие, а также безработные, которые находятся на рынке труда, но этот рынок не предъявляет на них спроса)5. В качестве дополнительного фильтра было избрано наличие образования не выше среднего специального, которое является в современной России медианным для работающих. Кроме того, учитывался и такой неотъемлемый атрибут низшего класса как низкий уровень жизни. Соответственно, к зоне формирования низшего класса были отнесены только те, кто имел среднемесячные душевые доходы в семье на уровне ниже медианного для страны. Как видим, каждый из критериев был задан в достаточно мягкой форме, и сам по себе о принадлежности к низшему классу свидетельствовать не мог. Тем не менее, применение одновременно трех этих критериев позволяло выделить группу, для которой риски попадания в низший класс оказываются весьма велики. В российском обществе эта зона формирования низшего класса оказалась достаточно велика - около четверти всего экономически активного населения страны .
Как видим, экономически активное население России разделено сегодня на четыре практически равные части. При этом очень значительная численность группы тех, кто находится на маргинальных позициях, свидетельствует о том, что процесс формирования классовой структуры в российском обществе пока еще не завершен; уровень доходов, профессиональные позиции и те активы, которые находятся в распоряжении работников, далеко не всегда соотносятся в России между собой так, как это присуще, западным обществам с более конкурентной рыночной экономикой (рассогласованность статусов); в России даже для работающего населения огромную роль в определении масштабов социальных неравенств играют неравенства внеклассового характера, связанные прежде всего с регионом проживания, отраслью занятости, типом населенного пункта и т.п. Тем не менее, четкая идентификация классовых позиций практически трех четвертей экономически активного населения страны говорит о применимости классовой модели анализа социальной структуры и в современной России.
Для того чтобы глубже понять те непростые процессы, которые приводят человека к попаданию на микроуровне в тот или иной класс российского общества, была проведена проверка статистической связи принадлежности к четырем выделенным группам и всех переменных массива данных. Как показал проведенный анализ, статистически значимыми (p-value менее 0,05, хи-квадрат 0,0000) связями с принадлежностью к выделенным классам характеризовались многие переменные. Эти переменные четко объединялись, однако, в три большие группы. Одна из них связана с особенностями профессиональной деятельности респондентов, другая - их ресурсообеспеченности, третья - уровнем и образом жизни. Кроме того, по несколько переменных относились к особенностям ощущения респондентами своего статуса в обществе, их оценкам ситуации в стране или же к особенностям населенного пункта, в котором они проживали. Последнее косвенно свидетельствовало о ситуации на локальных рынках труда, предоставляющих разные возможности для получения соответствующих рент на те активы, которыми располагает работник, и играло исключительно значимую роль для вероятности попасть в тот или иной класс в силу связи профессиональной и социальной структуры соответствующих населенных пунктов в целом.
Как видно, зона формирования низшего класса - это прежде всего средние и малые города, а также села. Именно в таких типах поселений проживает 80% тех, кто является потенциальным кандидатом в низший класс или его реальным членом, причем половина их (40%) проживает в сельской местности. Тенденция концентрации низшего класса в небольших городах и сельской местности сохраняется даже при учете различий в профессиональной структуре разных типов поселений. Концентрация российских "низов" преимущественно вне поля зрения центральной власти, "в глубинке", мешает своевременно осознать масштаб этой проблемы и предпринять меры, препятствующие ускоренному формированию в российском обществе нового элемента его социальной структуры - низшего класса. Средний класс характеризуется при этом тенденцией сосредоточения его в крупных и, особенно, очень крупных городах - 58% представителей среднего класса проживает в городах с численностью от 250 тысяч человек, а свыше трети российского среднего класса - жители мегаполисов. В отличие от ситуации с низшим и средним классами, рабочий класс страны распределен по всем типам населенных пунктов пропорционально доле их жителей в составе экономически активного населения России. Столь же пропорционально распределены по разным типам населенных пунктов и маргинальные позиции.
Таким образом, социальная структура разных типов населенных пунктов имеет весьма существенные отличия, что не может не сказываться на общей ситуации в них. Так, например, если в селах лишь 16% населения могут быть отнесены к среднему классу (при 41% в мегаполисах), и 35% - это зона формирования низшего класса (при 10% в мегаполисах), то и поведенческие, и мировоззренческие стандарты в сельских сообществах начинают тяготеть к стандартам, характерным именно для низшего класса, в то время как в мегаполисах на общие стандарты поведения и умонастроений их жителей очень сильное влияние оказывает средний класс. Это не может, наряду с объективной разницей моделей экономического развития этих поселений, не предопределять дальнейшей эволюции социальной, экономической и даже политической ситуации в них.
2.2 Субкультура бедности
Еще в 40-е годы XX века антропологи и социологи стали задумываться о том, что бедность представляет собой не только, а если взглянуть на вопрос глубже, то и не столько экономическую проблему, сколько культурную. Однако лишь в 1961 г. Оскар Левис, изучавший проблемы в Мексике, а позже и на Кубе, четко сформулировал понятие субкультуры (или культуры) бедности. В Мексике он столкнулся с любопытным фактом: для того чтобы как-то компенсировать несчастья и лишения, выпавшие на их долю, дети бедняков формируют специфическую систему ценностей (т.е. культуру), которая помогает им жить в большом обществе. В такой культуре преувеличиваются ценности настоящего в противоположность ценности будущего. Бедный стремится взять от жизни как можно больше здесь и сейчас. Совершая преступления, он не задумывается о будущих последствиях. Считая себя обойденным, он крадет у имущих, стремясь "распределить богатство по справедливости". Характерные черты субкультуры бедности - повышенная агрессивность и озлобленность, культ силы и равенства, склонность к авантюрным и рискованным предприятиям, обвинение других в своих собственных бедах, специфическое понимание успеха в жизни.
В то же время им присущи те же мечты и надежды на лучшее будущее, что и богатым. Разница в том, что первые верят в осуществимость своей мечты меньше вторых.
Однако на Кубе он столкнулся с другим явлением. Экономически многих кубинцев следовало отнести к категории бедных, иные обитали в трущобах и малоприспособленных жилищах. Тем не менее у них не было того самого "комплекса бедности", который служит непременным признаком субкультуры бедности, а именно апатии: пессимизма, отчуждения от власти и т.д.
Напротив, кубинцы после революции 1961 г. переживали подъем патриотизма, веры в светлое будущее, социальной активности. Ученый пришел к выводу о том, что экономические показатели бедности и культурные показатели бедности необязательно связаны друг с другом .
Там, где они совпадают, формируется особый образ жизни и система ценностей. Им свойственны замкнутость и сознательный изоляционизм. Совместными усилиями социологи выработали обязательный список черт, которым должна соответствовать субкультура бедности:
экономическая и социальная зависимость;
отсутствие четких моделей ролевого поведения;
девиантное поведение: наркомания, алкоголизм, проституция;
отчуждение и политическая пассивность;
отсутствие жизненных планов и уверенности в себе;
повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей, частые разводы);
доминирующее положение женщины в семье;
ранний секс,
преклонение перед физической силой .
Социологи пришли также к заключению, что эти черты могут быть присущи не всему низшему классу, а лишь его части - тем, кто хронически беден. Это та часть бедных, к которым применимо понятие "андеркласс". Он описывает социальную категорию людей, которые выпали из социальной структуры общества, кто живет вне рамок общества, господствующей культуры и общепринятого образа жизни, кто, наконец, стал носителем культуры обездоленных.
К постоянно, или хронически бедным, по данным исследований, относятся лишь 2% от общего числа находящихся за чертой бедности .Поэтому неправомерно переносить черты их образа жизни на всех бедных. Как правило, субкультура андер-класса территориально локализована (гетто, районы, очаги или кварталы бедности). Более того, субкультура андеркласса является не только локализованной, но в некоторых странах и наследуемой.
Таким образом, субкультура бедных - специфическое явление, которое имеет характерные только для него черты. Они и были описаны выше. Однако не все, кто относится статистикой к бедным, разделяют ценности данной субкультуры.
Для многих бедность всего лишь временное состояние. Поэтому правильнее связывать субкультуру бедных - как специфическое и яркое явление - только с хронической бедностью, а количественно - лишь с незначительной частью бедных, относимых к андерклассу.
Заключение
Рассмотрев понятие бедность, можно прийти к выводу и сделать несколько обобщений по этой теме. Понятие бедность трактуется по-разному: и как низкий уровень доходов и расходов, и как невозможность поддержания желаемых жизненных стандартов, и как невозможность поддержания желаемых жизненных стандартов, и как определенное самоощущение себя в социуме. Это зависит от автора и от концепции, которой он придерживается при рассмотрении этого вопроса.
История изучения бедности можно проследить период с XVIII до первой половины XX века, когда этой проблемой занимались такие известные ученые, экономисты и философы как Адам Смит, Д. Рикардо, Карл Маркс. Были выдвинуты понятия и критерии бедности. Далее разрабатывались теории и концепции бедности.
Существует три основных подхода к оценке доли бедных домохозяйств в стране, в регионе, среди социально-демографических групп. Первый - официальный (абсолютный) подход, основанный на сопоставлении денежных доходов или расходов домохозяйства с региональным прожиточным минимумом. Второй подход - субъективный, основанный на представлениях населения о том, считается ли их семья бедной, принадлежит ли к средним слоям населения или считается богатой. Замеряются представления домохозяйств о том, какие ресурсы нужны семье, чтобы не быть бедной. Третий подход - депривационный, основанный на измерении "лишений", то есть отклонений от принятых в обществе стандартов потребления.
При рассмотрении проблема бедности в России, которая стоит довольно остро, выдели следующие группы «социального дна»: нищие, бомжи, беспризорные дети, уличные проститутки. Признаком нищих является прошение подаяния, бомжей - отсутствие «крыши» над головой, детей - возраст 6-17 лет, уличных проституток - вид их деятельности. Факторами нисходящей мобильности являются: фактор политического детерминизма, криминальность, личное невезение в жизни, собственная вина, социальная изолированность.
Часть населения находиться на грани опущения на «дно», ввиду сложных экономических обстоятельств. Эти люди пребывают в состоянии сложной социальной депрессии, они не живут, а стремятся выжить.
Государство ведет борьбу с бедностью, назначая различные социальные пособия и выплаты малоимущим, поощрением трудовой деятельности, укреплением законодательства о социальной защите и т.д.
Бедность по-прежнему остается важной проблемой у нас в стране и во всем мире. Её, я думаю, нельзя искоренить, но можно уменьшить.
Список использованных источников
1. Социологический энциклопедический словарь, под. ред. Г.В. Осипова.- М., 1998.
. Социс - 2003.- №6.- с.88-95
. Словарь гендерных терминов (Интернет-версия под ред. В.И. Калабихиной)
. Власть- 1999.- №9.- с.30-43
.Материальное неравенство в России (Интернет версия под редакцией Л.А. Беляевой 2007 г.).