Подготовка тиража графической новеллы
Введение
В современном мире, когда основную роль передатчика информации принял на себя компьютер и всемирная информационная сеть - Интернет - всё меньшее количество молодых людей и девушек оставляют в своей жизни время для книги. Для нас, полиграфистов это не только тяжелый удар по экономической составляющей нашего дохода, но и серьезное социально-культурное потрясение. Пожалуй, одной из основных задач полиграфистов в современном мире является восстановление культа книги, как универсального, главнейшего и всеобъемлющего источника знаний.
Однако, обратившись к психологам и статистикам, современная полиграфия столкнулась с проблемой, которую можно назвать «Скучно читать книгу». Для выявления психологической подоплёки описанной выше проблемы, я обратился к аспиранту кафедры психоанализа Таврического Национального Университета - Малкину Василию. Проведя анализ, описанной проблемы, Василий заключил:
«В отсутствие общезначимого коллективного, а также субъективно-ценного мотива для стимуляции постоянной когнитивной деятельности, субъект предпочтет пойти путем наименьшего сопротивления. Наглядной иллюстрацией описанного выше регресса может являться тенденция к упрощению когнитивной активности современной молодежи. Книги заменились фильмами, фильмы, в свою очередь, уступили место видеоклипам, которые уже дрожат под натиском рекламных роликов, средняя длинна которого не превышает минуты. Основная идея такого упрощения - максимум информации в минимум времени. Способствовать успешному усвоению информации будет форма продукта: броская, яркая, экстравагантная и абсолютно недвусмысленная, ведь как только субъект переключится с перцепции на когницию, появляется высокий шанс того, что информация не будет усвоена или усвоена, но не полностью. Без анализа нет синтеза, следовательно, при одном только восприятии, без поддержки мыслительных процессов, начинает понижаться порог критичности и затираться границы своего «Я». Авторство чужих, возможно даже противоестественных, идей субъект будет приписывать себе, ублажая свой нарциссизм и закрепляя тем самым невротическое кольцо порочного удовлетворения».
Подводя итог, следует отметить, что устройство человеческой психологии позволяет произвести постепенный когнитивный переход от простых информационных структур к более сложным. Исходя из этого предположения, я выбрал на роль «переходного звена» графические новеллы, и, в частности их разновидность «комикс». Созданию книги комиксов и посвящена моя курсовая работа.
Глава 1. Предмет и технология изготовления технического задания
.1 Предмет и история развития графических новелл
Комикс (от англ. comic - смешной) - смежные рисунки и другие
«Комиксы», особый вид рассказа в картинках, - это последнее перевоплощение старой традиции.
Жорж Садуль определяет комиксы, как рассказы в картинках. Традиция таких рассказов восходит к XVI и XVII веку, когда в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику. Это пересказ жития святых в сериях небольших гравюр, отпечатанных на листках цветной бумаги («аллилуи»). Рисунки на светские сюжеты назвались «(исп. aucas)» (от исп. jeu de l'oie).
«Аллилуй» в XVI и XVII веках были широко распространены во Фландрии, Франции и Германии.
В XIX веке, в Эпинале, налаживается фабричное производство историй в картинках. Так на фабрике Пеллерена, издали 600 историй, состоящих из 16 квадратных картинок с подписями (классическая испанская «аллилуя» насчитывала 48 картинок)
В 1830-1846 годах швейцарец Родольф Тепфер выпускает в Женеве серию альбомов, о приключениях господина Жабо и господина Крепена. Художник-романтик Валентен, издавал альбомы картинок по сказкам Перро.После 1870 года иллюстрированные еженедельники в Европе стали использовать одну из форм лубочных «картинок Эпиналя». Луи Люмьер, заимствовал сюжет «Поливальщика» из таких альбомов с картинками. Первый американский комикс «Медвежата и тигр» вышел в 1892 году в журнале «The San Francisco Examiner» (редактор Уильям Рендолф Херст). Трест печати Херста широко ипользовал иллюстрацию, с появлением же комиксов, они становятся любимым оружием херстовской прессы, впрочем как и прессы его соперника Джозефа Пулицера.
ноября 1894 года сотрудники типографии «World» выпустили в воскресном номере первый многокрасочный комикс. Ричард Ф. Ауткольт, рисовальщик газеты «Электрик уорлд», поставлял ей комиксы, в которых главными действующими лицами были клоун и овчарка. Так появилась первая комическая серия в воскресной газете. Осенью 1899 года печатный станок, который печатал 4 страницы цветных рисунков, заменен на станок печатающий 16 страниц. Воскресная газета выпускает комиксы сначала на 8 страницах, а затем на 16.
Жорж Садуль сказал: «Благодаря этим цветным сериям газеты Херста и Пулицера стали называть «желтой прессой», имея в виду именно комиксы.
В середине XX в. комикс - один из популярнейших жанров массовой культуры. Современные комиксы в основном утратили комический характер, их сменили комиксы «ужасов» - о преступлениях, войне, псевдоисторические комиксы, а также комиксы, упрощённо перелагающие произведения классиков или современников.
Итак, комикс - это единство повествовательного текста и визуального действия. Важен также принцип передачи диалога при помощи филактера. В Древней Греции филактерами назывались амулеты и талисманы, которые люди носили на себе. В применении к комиксу филактер означает словесный «пузырь», который выдувается из уст персонажа. Внутри него заключена укороченная (комикс не болтлив) прямая речь, реплика, обращенная к партнеру. По своей природе комикс диалогичен, ему свойственна парность героев, он тяготеет к драматургическому принципу. Классический газетный комикс состоит из четырёх или шести рисунков, связанных единством времени и действия повторяющихся героев. В пределах ограниченного пространства всякий раз происходит завязка и кульминация события, которое парадоксальным образом сохраняет «открытый конец» (бесконечное «продолжение следует»).
Первые серьёзные шаги в развитии искусства графических новелл были сделаны в начале XX века, в поисках новых путей графической и визуальной коммуникации и самовыражения, ведь сначала комиксы носили чисто юмористический характер. В корне эта ситуация изменилась в июне 1938 года, когда в США появился персонаж Супермен (Superman). Это было началом, так называемого золотого века, длившегося с 1938 по 1956 годы. В этот период было создано более 400 супергероев! Большинство из них сильно напоминали Супермена и не дожили до наших дней, однако именно тогда родились такие всемирно известные супергерои как Бэтмен и Капитан Америка. В целом, именно с тех пор проявилась новое и по сей день главное направление в комиксах - супергерои и новые миры. В 60-х на мировую арену выходит компания Марвел. Небезызвестные Джек Кирби и Стэн Ли создали самых популярных героев за всю историю комиксов: Фантастическая четверка, Серебряный сёрфер, Тор, Невероятный Халк, Люди-Х, Железный человек и, конечно же, Человек-паук. Главным центром комикс-индустрии остается США, где они пользуются огромной популярностью. Крупнейшими всемирно известными компаниями считаются Marvel, DC, Dark Horse и Image Comics.
В начале XXI века комиксы, без преувеличения, получили новое воплощение. Это стало возможным за счёт новых компьютерных технологий, используемых при раскрашивании комиксов, а также целого ряда талантливых художников. Комиксы стали не только рисовать карандашом, но и писать маслом, а также комбинировать первое и второе в сочетании с графическими цифровыми технологии. Множество из комиксов было экранизировано в Голливуде, а фильмы имеют невероятный успех во всем мире.
1.2 Строение книги. Внешние и внутренние структурные элементы
В связи с тем, что технологическим заданием выбран книга графической новеллы, следует уделить внимание строению книги.
Книга это непериодическое печатное издание свыше 48 страниц. Состоит книга из внешних и внутренних элементов.
К внутренним элементам относятся:
Внутри книги, как правило, выделяются: основной текст - текст произведения или произведений, ради распространения и чтения которых книга издается. Дополнительный текст - текст, который примыкает к произведениям, но в них не входит, - разного рода приложения (документы, справочные таблицы и т.п.), редакции и варианты основного текста. Вспомогательный (служебный) текст - так называемый аппарат книги, задачи которого: упростить и сократить ее путь к читателю; облегчить читателю многообразную работу с книгой; помочь читателю углубленно и точно понять произведение в целом и в деталях; познакомить читателя с литературными источниками цитат и заимствований в тексте произведения и с литературой на его тему.
Первый лист книги - титульный лист. Его назначение - сообщить читателю главные сведения о книге (автор, заглавие, место нахождения издательства, его название, год выпуска книги и др.). Титульный лист может быть одинарным (из двух страниц - лицо и оборот) или двойным (из четырех страниц, как правило первых).
Первая страница двойного титульного листа - авантитул. Его оставляют чистым или печатают на нем название и логотип издательства. Вторая страница - контртитул или фронтиспис.
Контртитул - страница против лицевой страницы титульного листа с частью выходных сведений (например, о всем многотомном издании в целом или о титульных данных оригинального издания в переводной книге). Контртитул используют, чтобы разгрузить основной титульный лист, если выходных сведений на нем слишком много.
Фронтиспис - страница с изображением, образующая разворот с лицевой страницей титульного листа. На фронтисписе печатают портрет автора или рисунок ко всей книге в целом.
Контртитул вместе с лицевой стороной титульного листа образуют разворотный титульный лист. Вторая и третья страницы титульного листа могут образовать и распашной титульный лист, на котором текст или изображение распахнуты на обе страницы - начинаются на левой и перетекают на правую, заканчиваясь на ней.
Титульный лист - главный начальный лист книги. А первая, старшая из внутренних начальных страниц книги - шмуцтитул. Это лист, на лицевой стороне которого размещены только заглавие произведения или заголовок части, иногда сопровождаемые изображением, эпиграфом, заголовками подчиненных разделов, а оборот либо чист, либо, что в последнее время стало почти правилом, заполнен текстом произведения или части, озаглавленной на шмуцтитуле. Шмуцтитул занимает обычно правую страницу разворота. Если решено выпускать книгу со шмуцтитулами, нужно помнить, что текст предшествующих шмуцтитулам разделов или произведений может не во всех случаях завершаться на четной странице, и, значит, некоторые страницы перед шмуцтитулами могут оказаться неоправданно пустыми.
Завершает книгу концевая страница - с разного рода выходными сведениями (предвыпускными и выпускными данными).
К внешним элементам книги относятся:
Книжный блок - это комплект скрепленных в корешке тетрадей (сложенных в несколько раз отпечатанных листов) или отдельных листочков, содержащий все страницы и другие детали будущей книги.
Приклейки и вклейки - листы большего формата, чем формат самой книги, сложенные (сфальцованные) под этот формат, или листы того же формата, что и книга, но отпечатанные на другой бумаге, или (и) другим способом печати, или (и) большим числом красок, чем страницы книги, и отдельно от них. Отличаются приклейки от вклеек тем, что первые подклеивают к кромке корешкового поля одной из внешних страниц книжной тетради, а вторые - к одной из внутренних страниц тетради. Вклейкой (приклейкой) может быть и лист, напечатанный взамен того, который содержит недопустимую ошибку и выдран (отрезан) так, что остается полоска у корешка; к ней и приклеивают новый лист. Этот процесс называется выдиркой. Выдирку можно делать и в блоке, и в уже переплетенной книге.
Форзацы - два листа размером в развернутую книгу каждый. Один из них (передний форзац), будучи согнут вдвое по ширине, приклеивают узкой полоской вдоль сгиба к кромке корешкового поля первой страницы первой тетради блока, а другой (задний форзац, или нахзац) - к кромке корешкового поля последней страницы последней тетради. Форзацы выполняют чисто технологическую функцию или используются как элемент художественного оформления книги. Они могут быть чистыми (незапечатанными) и печатными (с декоративным или сюжетным изображением, с информационно-рекламным или справочным текстом).
Каптал - это цветная тесьма с утолщенным краем, наклеиваемая на верхний и нижний края корешка книжного блока, чтобы скрепить и защитить их - упрочнить блок. Подобранный под цвет переплета по сходству или контрасту, каптал служит также элементом художественного оформления.
Переплет - твердая защитная покрышка книги, соединенная с книжным блоком при помощи форзацев, половинку которых всей плоскостью наклеивают на внутреннюю сторону переплета. Изготовляют из картонных сторонок формата книги или чуть больше, которые покрывают цельным куском переплетного материала (цельнокрытая переплетная крышка) или корешок делают из одного материала, а сторонки покрывают другим (составная переплетная крышка). В выбранном технологическом задании используется переплёт 7БЦ:
Переплет 7БЦ (целлофанированный). При производстве книг в переплете 7БЦ в качестве переплетного материала используется художественно оформленная бумажная обложка, припрессовываемая глянцевой или матовой полимерной пленкой. Толщина пленки обычно составляет 32 микрона. Выбор глянцевой или матовой припрессовки определяется, прежде всего, дизайнерским замыслом, однако обычно матовая ламинация обходится несколько дороже глянцевой. Для оформления переплета 7БЦ используются методы офсетной и цифровой печати.
Для печати технического задания мною была выбрана офсетная печать. Офсетная печать (в полиграфии, от англ. offset - перенос) - технология печати, предусматривающая перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал не напрямую, а через промежуточный офсетный цилиндр. Соответственно, в отличие от прочих методов печати, изображение на печатной форме делается не зеркальным, а прямым. Офсет применяется главным образом в плоской печати.
1.3 Технологические процессы
В традиционной офсетной печати краска попадает на бумагу, проходя как минимум два вала - один из них называется валом с формой, а другой - офсетным валом. Форма чаще всего представляет собой пластину из металла, покрытую светочувствительным слоем. Затем на форму наносится изображение. После экспонирования и проявки засвеченные части формы начинают притягивать воду и отталкивать любую маслянистую субстанцию, в частности краску. Такие части называются гидрофильными и (реже) олеофобными. Оставшиеся (незасвеченные) части форм начинают, наоброт, отталкивать воду и притягивать краску. Они, в свою очередь, называются гидрофобными или олеофильными. Таким образом краска попадает только и исключительно на гидрофобные части формы, формируя буквы и изображения. При каждом повороте с помощью системы увлажняющих валиков вал с печатной формой омывается водой, затем через систему красочных валиков на его гидрофобные части наносится краска. Изображение переносится с вала с печатной формой на офсетный вал, а оттуда - на бумагу. Офсетный вал способствует меньшему износу форм и большей ровности краски.
Перенос изображения на печатную форму
Существует несколько технологий переноса изображения на печатную форму. Среди них технология computer-to-plate или CTP, с помощью которой изображение напрямую переносится на печатную форму с помощью плейтсеттера. В традиционной печати изображение переносится с фотоформ, которые, в свою очередь, могут быть изготовлены цифровым способом, с помощью технологии computer-to-film или CTF, или вручную с помощью фотонабора.
С помощью описанной выше технологии можно получить изображение только одного цвета - цвета краски, используемой в красочных валиках. Есть несколько способов напечатать цветное изображение, из которых следует упомянуть два наиболее распространённых. Это печать в несколько прогонов и печать на многокрасочной печатной машине. Оба этих способа основаны на разложении любого цвета по нескольким цветовым компонентам, например CMYK. Для каждой страницы цветного изображения изготавливается набор печатных форм, изображение на каждой из которых соответствует компоненту цветов изображения в системе CMYK. Эти пластины либо устанавливаются поочерёдно в машину с одним набором валов, либо одновременно в машину с несколькими наборами валов. В первом случае пропечатка одного компонента цвета называется «прогоном». Машины с несколькими наборами валов называются многокрасочными. Наиболее распространённые виды многокрасочных машин имеют собственные названия: двукрасочные, трёхкрасочные и так далее. Для обеспечения точной цветопередачи при печати используются системы контроля, основанные на денситометрии, колориметрии, а также цветопроба.
Самым современным видом офсетной печати считается т. н. цифровой офсет. С помощью этой технологии изображение наносится на печатную форму, непосредственно установленную в машину. Традиционную технологию, использующую фотоформы, сейчас называют фотоофсетом. Помимо этого вводят также классификацию по видам материалов - листовые и ролевые (ротационные). Ролевые офсетные печатные машины используют не отдельные листы бумаги, а ролы - бумагу, скатанную в огромный ролик.
Следует также отметить, что офсетная печать считается выгодной при больших тиражах печатной продукции. При малых тиражах практически повсеместно используются виды печати, объединяемые термином цифровая печать.
Печатные формы для офсетной печати представляют собой тонкие (до 0,3 мм), хорошо натягивающиеся на формный цилиндр, преимущественно монометаллические или, реже, полиметаллические пластины. Используются также формы на полимерной или бумажной основе. Среди материалов для печатных форм на металлической основе значительное распространение получил алюминий (по сравнению с цинком и сталью). Необходимое зернение поверхности пластины выполняется механическим путем при помощи пескоструйной машины или на зернильных установках с шарами и абразивным материалом, а также с применением мокрой или сухой обработки щетками. В настоящее время формные пластины зернятся почти исключительно электрохимическим путем и на заключительном этапе оксидируются. На металлическую основу наносится копировальный слой, на котором формируется изображение, несущее краску. Это в основном полимер. На полиметаллических (биметаллических) формных пластинах олеофильным слоем служит медь. В настоящее время в типографиях применяются преимущественно светочувствительные алюминиевые формные пластины с предварительно нанесенной фотополимеризующейся композицией на основе диазосоединений. Формирование изображения осуществляется благодаря различным свойствам поверхности пластин после их экспонирования и проявления. Печатные формы вследствие воздействия света и обработки образуют воспринимающие или отталкивающие краску элементы.
Оксид алюминия, который при особой обработке основы представляет собой тонкий слой, образует стабильную гидрофильную поверхность. Задача при обработке предварительно очувствленной офсетной формной пластины заключается в том, чтобы на этапах экспозиции и проявления добиться дифференциации поверхностных свойств.
Актиничный свет (содержащий УФ-излучение), воздействующий на поверхность светочувствительного материала на формной пластине, вызывает его химические изменения. В зависимости от вида и структуры слой реагирует на экспонирующее излучение по-разному.
Различают следующие две фотохимические реакции при обработке формной пластины:
задубливание копировального слоя светом (негативное копирование),
разрушение копировального слоя светом (позитивное копирование).
При фотохимическом задубливании копировальный слой на засвеченных участках становится нерастворимым для проявителя. Если, напротив, копировальный слой фотохимически разрушается, то проявитель растворяет засвеченный слой, удаляя его с подложки (например, алюминия). Таким образом, возможны два различных способа копирования: позитивное и негативное. Они требуют различной засветки для образования изображения, т.е. различных предварительно изготовленных фотоформ.
При позитивном копировании в качестве копируемого оригинала используется позитивная фотоформа, т.е. непрозрачные для света зачерненные участки на ней соответствуют участкам, воспринимающим краску на печатной форме. При копировании свет проходит через прозрачные участки в позитивной фотоформе. При этом светочувствительный копировальный слой на пластине «разлагается». Следствием этого является очищение от копировального слоя в процессе проявления участков поверхности формной пластины, в данном случае тех, на которых нет изображения. Недостаток этого способа заключается в том, что на формной пластине в отличие от прозрачных участков пленочного оригинала могут частично воспроизводиться в виде печатающих элементов края пленки, пыль, монтажные полосы и пр., т.е. темные частицы на пленке. При негативном копировании с применением «негативных формных пластин» в качестве копируемых оригиналов используется негативная фотоформа, на которой участки изображения (печатающие элементы) соответствуют прозрачным светлым участкам. Свет отверждает копировальный слой на формной пластине, который после проявления остается на участках ее поверхности, в то время как с не засвеченных участков (пробельных) он удаляется. Независимо от того, идет ли речь о позитивном или негативном копировании, готовые печатные формы идентичны относительно своего информационного содержания - различаются лишь наносимые слои, используемые для изготовления печатающих элементов. Решение о работе с тем или иным видом форм, изготавливаемых позитивным или негативным копированием, принимает полиграфическое предприятие. Многие типы металлических печатных форм для повышения их тиражестойкости после проявления подвергаются термической обработке (путем обжига).
Печатные формы на лавсановой основе применяют для выполнения работ среднего качества. Они используются для печати однокрасочных и многокрасочных работ малого формата. Для обеспечения контроля качества в процессе изготовления печатных форм совместно с основным изображением копируют контрольные элементы. Для этого имеются стандартные шкалы FOGRA с соответствующими клиньями, подобными тестовому клину PMS-Offset-Testkeil или UGRA-Offset-Testkeil.
Применяемые в офсетной печати краски представляют системы высокой вязкости. Они состоят из цветных пигментов, связующего вещества, добавок и растворителя. Цветные пигменты имеют органическую или неорганическую природу. Они определяют цветовой тон печатной краски. Пигменты состоят из твердых частиц неправильной формы размерами от 0,1 до 2 мкм. Связующие вещества необходимы, чтобы пигмент, находящийся в виде порошка, мог закрепляться на запечатываемом материале. Кроме того, связующие вещества образуют защитную пленку, препятствующую механическому истиранию красочного слоя на оттиске. В зависимости от технологических особенностей печатного процесса и свойств запечатываемого материала связующее вещество изготавливается по определенным рецептурам из соответствующего сырья. Используемые для изготовления печатных красок связующие вещества называются «фирнисами». В самой рецептуре, подготовке и комбинации отдельных видов сырья и состоит собственное ноу-хау изготовителей печатных красок. Добавки вводятся в печатные краски, чтобы целенаправленно влиять на их особые свойства. Называемые также «вспомогательными средствами» добавки применяются главным образом тогда, когда обнаруживаются особые трудности в печатном процессе. Роль растворителя в офсетных красках выполняют минеральные масла. Они формируют условия для переноса краски и удаляются в процессе сушки (испарением, впитыванием). Часть печатных красок закрепляется также за счет окисления. Наряду с этими красками, применяющимися чаще всего, имеются также краски, которые затвердевают посредством воздействия излучения (УФ- и электронного). Структура их совершенно иная, чем обычных красок. Различают УФ-краски как для обычной офсетной печати (с увлажнением форм) и для офсета без увлажнения.
В традиционной офсетной печати увлажняющий раствор служит для разделения печатающих и пробельных участков на печатной форме, т.е. для того, чтобы избежать попадания краски на непечатающие участки. Увлажняющий раствор состоит в основном из воды. Опыт показывает, что увлажняющий раствор должен иметь значение рН между 4,8 и 5,5. Степень жесткости воды от 8 до 12 DH. Увлажняющий раствор обычно содержит также защитный коллоид для пластин, вещества для увеличения смачивания - изопропиловый спирт, буферные вещества и антимикробные добавки. В качестве защитного коллоида для печатных форм служит гуммиарабик. Добавки для увеличения смачивания вводятся для снижения поверхностного натяжения. Введение буферного средства стабилизирует значение рН. Антимикробные добавки особенно требуются в тех случаях, когда увлажняющий раствор подготавливается централизованно в специальном устройстве для нескольких офсетных машин. Существует опасность, что без этих добавок его подача может прекратиться из-за появления и роста в резервуарах водорослей. Так называемые «безалкогольные увлажняющие растворы» вместо изопропилового спирта содержат вещества, заменяющие его, например гликоли.
После того, как на запечатываемый материал наносится красочный слой, полученные печатные листы требуется сфальцевать. Фальцовка (от нем. falzen - складывать, сгибать) - это технологическая операция формирования тетрадей или полиграфических изделий определенной конструкции из отпечатанных листов путем осуществления последовательных сгибов. Из нескольких тетрадей формируются брошюры, журналы, книги и другие полиграфические издания.
Фальцовка является первой и одной из важнейших брошюровочных операций при послепечатной обработке оттисков. Фальцовки требуют, кроме традиционной книжно-журнальной продукции, много других полиграфических изделий: рекламные материалы, проспекты, формуляры, путеводители, карты городов и туристических маршрутов, офисные материалы (блокноты, ежедневники, записные книжки), инструкции по эксплуатации технических устройств, листы-вкладыши лечебных препаратов и т.п..
Фальцовка может осуществляться вручную или машинным способом. При малых тиражах, на небольших предприятиях она выполняется вручную. Это очень трудоемкая и малопроизводительная работа. При печати текстовых материалов в рулонных ротационных машинах фальцовка выполняется в самой печатной машине, оснащенной для этой цели фальцаппаратом. Если же оттиски отпечатаны на листовых печатных машинах, то фальцовку выполняют на фальцевальных машинах, для краткости называемых фальцмашинами. Несмотря на относительную простоту, эта операция для качественного выполнения требует от исполнителей соответствующих знаний и опыта. Поэтому остановимся на основных особенностях технологии фальцовки.
Качество фальцовки определяется: правильной последовательностью страниц, точностью расположения сгибов, плотностью, четкостью фальцев (мест сгиба), отсутствием складок, морщин и повреждений. Некоторые из этих факторов нуждаются в пояснениях.
Правильная последовательность страниц в тетради - безусловное требование, иначе изделие имеет брак.
Точность фальцовки определяют как равенство размеров полей на смежных страницах совпадение краев смежных полос или колонцифр, отсутствие косины корешковых полей, для незапечатанной бумаги - совпадение долей листа. Допуск на точность фальцовки составляет 1,5 - 2 мм в зависимости от формата изданий и объема тетрадей.
Плотность, четкость фальцев характеризуется плотностью прилегания отдельных листов тетради у корешкового фальца и определяется по суммарной величине зазора между листами. Она зависит от степени обжима фальцев тетрадей.
Отсутствие складок и морщин оценивают визуально, они портят общий вид изделия, потому недопустимы.
Качество фальцовки листов во многом зависят от таких технологических факторов, как толщина, объемная масса бумаги, ее влажность, направление волокон бумаги относительно фальца, число сгибов в тетради и вариант фальцовки.
Толщина бумаги. В тонких листах волокон целлюлозы всегда меньше, и поэтому в них возникают меньшие внутренние напряжения. При прочих равных условиях тетради из тонкой бумаги имеют лучшую степень обжима, меньшую способность к раскрыванию и более плотный фальц. Толстые бумаги (более 90 мкм) при 3-4-сгибистой фальцовке имеют склонность к образованию диагональных морщин на внутренних листах тетрадей.
Объемная масса бумаги. Каландрованные и висококаландрованные бумаги, имеющие большую объемную массу, т.е. тяжелые (0,85 - 1,0 г/cм3) имеют достаточно плотную структуру, поскольку многократно подвергаются обжиму в процессе производства. Такие виды бумаги обычно имеют меньший угол восстановления и более четкий, обжатый фальц.
Влажность бумаги. С увеличением влажности бумаги растут необратимые деформации листа, поэтому влажность около 10 % благоприятно отражается на получении четких фальцев без существенного нарушения структуры волокон.
Направление волокон в бумаге. Сопротивление бумаги деформации при фальцовке зависит от многих факторов, главным из которых является расположение волокон бумаги относительно последнего сгиба или корешка тетради. Возможны два варианта: продольное расположение, когда волокна параллельны к корешку тетради, и поперечное, когда волокна перпендикулярны к корешку.
При поперечном расположении в зону деформации попадет основная масса волокон, при этом неминуемый их поперечный перегиб. А поскольку бумага в поперечном направлении имеет большую упругость, то фальц будет пышнее, нечетко со склонностью к возвращению в начальную форму. Поперечное расположение волокон нежелательно также и для бесшвейного скрепления, поскольку уменьшается его прочность.
Число фальцев. Следует помнить, что увеличение количества сгибов усложняет осуществление фальцовки: каждый последующий фальц выполнить сложнее, чем предыдущий, так как при этом увеличивается толщина и жесткость полуфабриката. Поэтому для облегчения последующих сгибов (3 и 4-го) применяют биговку листа (нанесение специальной канавки) при его выходе из фальцаппарата. В тех фальцах, которые впоследствии подлежат обрезке, часто выполняют перфорацию, чтобы облегчить сгибание и выдавливание воздуха из внутренних частей тетради.
Объем тетрадей, на который влияют в основном толщина и вид бумаги, определяет выбор вариантов фальцовки.
Толщина тиражной бумаги изменяется от 50 (для печатных бумаг массой 40 г/м2) до 200 мкм (для мелованных бумаг массой 240-250 г/м2). Из тонких бумаг получают многостраничные тетради с достаточно высоким качеством фальцовки, поэтому в крупносерийном производстве при тиражной бумаге толщиной до 90 мкм рекомендуется применять 32-страничные тетради.
Более толстая бумага дает, при прочих равных условиях, худшее качество фальцовки: снижается точность, чаще появляются морщины, сгиб становится менее четким. Поэтому при использовании бумаги от 90 до 120 мкм для последующего скреплении нитками следует изготовлять 16-страничные тетради, а при большей толщине - 8-страничные. Если издание печатается на мелованной бумаге, тетради делают 16-страничными.
Глава 2. Оборудование
.1 Печатная машина RYOBI 1050
В связи с личными предпочтениями и пристрастием к японской культуре, выбор печатной машины пал на высокоскоростную многокрасочную офсетную печатную машину RYOBI 1050 формата B1 - новую флагманскую модель с уникальными конструктивными особенностями.
В настоящее время в активе RYOBI офсетные печатные машины формата от A3 до A1, позволяющие производить широкий диапазон высококачественной печатной продукции. Широкий модельный ряд RYOBI позволяет типографиям выбрать оптимальное решение для решения их задач. Пользуясь великолепной репутацией производителя печатных машин, RYOBI видит серьезную потребность в печатных машинах формата B1. RYOBI адресует этот спрос, представляя свой новый флагманский продукт, RYOBI 1050, вобравший в себя новейшие технологии и многолетний опыт разработчиков.
При разработке серии 1050 RYOBI уделила особое внимание обеспечению высочайшей продуктивности, качества и надежности. Новый уровень функциональности обеспечивается впервые применяемыми в индустрии передовыми системами, такими как RYOBI PQS, обеспечивающей 100% контроль отпечатков в линию.1050 доступна в 4, 5 и 6 красочном исполнении в двух модификациях, с областью запечатывания 1050х710 мм (S тип) и 1050х770 мм (XL тип). Возможна комплектация секцией нанесения обычного или УФ-лака.
Основные особенности:
Печатный механизм с цилиндрами двойного диаметра. Печатная секция построена с использованием офсетного и печатного цилиндров двойного диаметра. Это обеспечивает стабильную транспортировку бумаги, даже при печати на плотных материалах.
Передаточный цилиндр изменяемой геометрии (опция). Различные по плотности и толщине запечатываемые материалы налагают различные требования на передаточный механизм. При печати на легких материалах передаточный цилиндр имеет цилиндрическую форму, поддерживая запечатываемый материал. При печати на тяжелых материалах опорные поверхности передаточного цилиндра складываются внутрь. Запечатываемый материал контактирует с передаточным цилиндром только в зоне захвата, что предотвращает повреждение красочного слоя.
Воздушная подушка на передаточных валах (опция). Передаточные валы могут быть оборудованы системой воздушной проводки листа для предотвращения повреждения красочного слоя даже при высоких скоростях печати. Поток воздуха формирует воздушную подушку между направляющими и бумагой, обеспечивая надежную передачу запечатываемых листов.
Система контроля качества печати RYOBI PQS (опция). CCDкамера системы RYOBI PQS полностью сканирует каждый запечатанный лист на выходе из последней печатной секции. Это позволяет на полной скорости печати в реальном времени решать две задачи. Во-первых, RYOBI PQS измеряет оптические плотности на каждом отпечатанном листе. Измеренные плотности передаются в систему управления подачей краски для обеспечения стабильной печати. RYOBI PQS обеспечивает эффективное поддержание постоянства цвета и уменьшает отходы бумаги. Во-вторых, RYOBI PQS обнаруживает дефекты печати - пятна, марашки, непропечатки, отклонения цвета и маркирует дефектные листы специальной лентой для последующего удаления.matic-D Remote, система увлажнения с функцией удаления марашек с пластин (опция). RYOBI-matic-DRemote существенно уменьшает возможность появления «марашек» на пластинах за счет того, что накатной валик увлажняющего аппарата вращается с меньшей скоростью, по сравнению с формным цилиндром.L- новая система управления. RYOBI PCS-L использует сдвоенные дисплеи для отображения одновременно двух наборов параметров, что существенно повышает удобство работы.
Спецификация
RYOBI 1050-4RYOBI 1050-5RYOBI 1050-6Печатных секций456Макс. размер бумаги1085х780 ммМин. размер бумаги480х340 ммМакс. запечатываемая областьS тип: 1050х710 мм XLтип:1050х770 ммТолщина бумагиСтандарт:0.04-0.6мм Опция: 0.04-1.0ммСкорость печати4000-16000 л/чРазмер пластиныS тип: 1060х800 мм XLтип:1060х650 мм Расстояние между штифтами 780 ммТолщина формы0.45 мм, включая толщину декеляРазмер офсетного полотна1100х943х1.95 ммТолщина стопы в подаче1300 мм, включая толщину паллетыТолщина стопы в приемке1300 ммРазмер клапана10+/-1 ммДлина (комплектация со стандартной приемкой)10550 мм11864 мм13046 ммШирина4725 ммВысота2200 ммМасса, со стандартной приемкой, без опций35 000 кг42500 кг50000кг
Печатную машину RYOBI была представлена на первой презентации для дистрибуторов и профессиональной прессы в конце февраля 2008. Реально в тестовой зоне завода RYOBI в Хиросиме установлено две машины RYOBI 1050. Одна из них печатала, с другой были сняты некоторые кожуха для удобства осмотра конструкции.
Прежде всего, приятно отметить, что машина, которая только через несколько месяцев будет представлена на DRUPA, не просто действовала, а выдавала качественные отпечатки на полной скорости.
Сильное впечатление произвели габариты и масса машины. Считалось, что RYOBI 1050 окажется несколько увеличенной модификацией существующих моделей. Однако, оказалось что RYOBI 1050 представляет собой новую платформу тяжелой (35-50 тонн в зависимости от числа секций) печатной машины. И, по мнению квалифицированного жюри, обладает высоким потенциалом для дальнейшего развития и выхода на мировой рынок наравне с европейскими производителями.
Из новинок особое впечатление производят: система контроля PQS и передаточные цилиндры изменяемой геометрии. На полиграфическом рынке есть системы, отслеживающие отмарывание и иные изъяны и дефекты печати; системы управления подачей краски в линию. Японские конструкторы элегантно объединили эту функциональность в одну революционную для полиграфии систему. Характерной особенностью инновации японских конструкторов является то, что цвет измеряется и контролируется не только по шкалам, но и по всему печатному полю. Во время демонстрации машина на экране пульта выделяла красной сеткой зоны, где цвет вышел за пределы допусков. Решение с передаточными цилиндрами изменяемой геометрии настолько элегантно, что кажется удивительным, почему его до сих пор никто не использовал. А ведь благодаря этой и другим опциям RYOBI 1050 оказывается универсальной машиной, запечатывающей материалы самой различной толщины.
Демонстрация современного полиграфического оборудования, на которой была представлена модель под номером 1050, оказалась очень интересной. Стало совершенно ясно, что конструкторы RYOBI не стали решать упрощенную задачу - создать конкурентоспособную печатную машину B1 формата. Они создали продукт-лидер, построенный на базе множества уникальных конструктивных решений, нацеленный на естественную нишу немецких производителей печатных машин. С учетом обещанного разумного ценового позиционирования у RYOBI 1050 большое будущее. О действенности японского машиностроения, соединенного с выгодной ценовой политикой уже создало имидж «Страны Восходящего Солнца» на рынке автомобилестроения. Остаётся наблюдать за дальнейшим расширением производственных мощностей компании RYOBI
Глава 3. Расчёт затрат сырья на книгу графической новеллы
Технологическое задание определяет данное проектируемое издание как книгу, имеющую следующие характеристики:
Таблица 3.1 - Техническое задание
Формат издания:70х100 1/16 Б-1Условных печатных листов:17,5Тираж5000 экземпляров.Цветность2+1 краски.Печать Офсетная листоваяБумага офсетная70х100Плотность бумаги120 г/м2Обложка4 краски.Переплет7 БЦ.Бумага на обложку. Плотность: 115 г/м2Объем издания216 стр.ПечатьПечать 2+2
В целях получения точных данных, примем положения, что на производстве нет остатков от предыдущих заказов и с точки зрения закупок, необходимо провести полное обновление всей сопутствующей продукции.
На начальном этапе производства следует найти формат издания до и после подрезки. Исходя из имеющихся данных, приведенных в таблице 3.1 они соответственно равны: до подрезки 175х250 и 168 х 240 после подрезки книжного блока
Определим формат полосы набора = 7 ¾ х 11 ¼ кВ
Выбранный вид раскладки в корешке: 1,5 кв. В головке: 2 кв
Тираж будет печататься офсетным способом на листовой машине RYOBI 1050 со своим оборотом: 2+2 краски.
Количество форм необходимых для печати тетрадей рассчитываем по формуле:
Nф= Nт * C, где
ф - количество печатных форм; Nт - количество тетрадей; C - количество печатных красок. Исходя из приведенных выше расчётов, следует выбрать формы для офсетной печати для четырнадцати тетрадей. В связи с тем, что цветность получаемых оттисков равна 2 + 2, это значит, что при печати со своим оборотом, равен: 14 (тетрадей) х 2 (формы). Таким образом, количество, необходимых для печатания тиража в 5000 экземпляров, печатных форм, равно 28 штук.
Для печати форзаца была выбрана офсетная бумага, плотность которой равна 120 г/м2
В связи со спецификой издания, форзац также требует двухкрасочного цветового исполнения. Красочность: 2+1
Печать форзаца выполняется со своим оборотом и с одного бумажного листа. получаем 8 одинаковых форзацев. Для печати форзацев необходимо 1250 листов и 2 печатные формы.
Формат переплетной крышки для данного издания равен: 168 х 206 мм
Рис. 3.1 - Строение переплетной крышки
графический новелла книга крышка
Суммарно, толщина блока равняется: 36 мм и состоит из 20 мм непосредственно книжного блока и 16 мм - расстояния шпации.
Вычислим ширину обложки: 168 + 168 +36+(16*2)= 404мм
Найдём высоту обложки: 16+16+206мм = 238 мм
Печать максимальным форматом:
404404404404Рис. 3.2 - Формат
Для печати тиража, необходимо 4 печатных формы.
Получив все необходимые реквизиты для расчётов, можно приступить к расчёту материалов, необходимых для печати тиража:
х 100 70 х 100
х 13,5 х 5000 х 90 = 10 000 х13,5 х 2,500 х 90 = 2,126% = 8,250кг бумаги.
Найдём вес бумаги, необходимый для печати форзаца:
х 72 х 102
000 х 120 г/м2 = 110,6 х 10% =120кг бумаги
Найти вес бумаги, необходимый для печати обложки:
х 100 х 115 г/м2
х 12500 = 100,625 кг
Таблица 3.2
МатериалКоличествоБумага8,370 кгКартон1000 кгСредство для смывки3 лКомплект триадных красок2 лТермоклей3 лПолный комплект форм Для офсетной печати28 штИтого5000 экземпляров
Проведя подготовительную работу и совершив все необходимые расчёты, был выработан план внедрения в производство выбранного технического задания - книжного издания графической новеллы тиражом в 5000 экземпляров, цветностью 2+1 краски и полноцветной обложкой, общим объемом издания 216 стр.
Заключение
Данная работа предоставляет предприятиям, ориентированным на производство книжно-журнальной продукции, возможность оценить все множественные достоинства и незначительные недостатки такого новаторского в странах СНГ, в том числе Украины, типа издания, как графическая новелла. Особенностью и, как следствие, причиной экономической рентабельности подобного издания является широкий спектр читательской аудитории, так как классические графические новеллы привлекают как младших и старших школьников, студентов, так и среди старшего поколения читателей. Сравнительная дешевизна и свобода данной экономической ниши на современном полиграфическом рынке стран СНГ, делают графические новеллы одним из лучших инструментов для повышения культуры чтения, среди подрастающего поколения читателей.
Список использованной литературы
1.Владимир Филин. Офсетная печать сегодня: состояние и перспективы развития. КомпьюАрт. 2003, №1.
2.С.І. Мельнічук, С.М. Ярема. Офсетний друк. - Київ: УкрНДІСВД „ХАГАР, Книга 1, 2000, 488 с.
.Методичні вказівки до виконання курсової роботи з дисципліни основи технології поліграфічного виробництва. -Київ:КПІ, 1995.
.Дополнительные источники информации:
.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.http://upg.com.ua/