Характеристика современного состояния практического применения методов народной педагогики в дагестанских школах.
Соответственно этим трём задачам работа состоит из трёх глав.
Для выполнения работы использованы преимущественно дагестанские источники. Наиболее значительные из них - «Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека» (автор А.К.Алиев) и «Народная педагогика Дагестана» (автор Ш.А.Мирзоев). Остальные источники посвящены какой-либо одной из сторон народной педагогики Дагестана - патриотическому воспитанию (З.Т. Гасанов), художественным традициям (З. М. Магомедова) и т.п. Исторические и этнографические сведения приведены по монографии Г.Д. Даниялова «Исторический путь развития народов Дагестана до вхождения его в состав России».
1. Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики
Дагестанская народная педагогика - это часть огромного педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетий народами страны и мира. Многие традиции обучения, направленные на развитие человека, а также обычаи народностей Дагестана своими корнями уходят в глубокую древность. Сегодня есть верные сведения о том, что в каменном веке в различных точках Дагестана (Буйнакск, Чох, Ругуджа, Тарнаир, Геджух) функционировали «специальные мастерские по выделке каменных орудий», где «среди материалов имелись плоские топоры, отбойники, молотовидные и клиновидные орудия, посредством которых человек мог уже строить себе жилище и обрабатывать землю». Эти и другие археологические находки, относящиеся к эпохам меди, бронзы, раннего железа и к более поздним периодам развития, говорят о стремительном формировании созидательной мысли, опыта и культуры у народов древнего Дагестана. Естественно, ведущей нитью в развитии могло быть только самосовершенствование наших предков, накопление, обогащение и передача ими положительного опыта последующему поколению.
Что касается воспитания, то в условиях первобытного общества, как везде, так и в Дагестане, оно ограничивалось простым усвоением житейских правил, передачей жизненного практического опыта старшего поколения младшему. Знания, навыки и взгляды, связанные с воспитанием, были ограниченными.
Под влиянием географических, исторических и социально-экономических условий развития общества суть и содержание воспитания претерпевали изменения.
Народы Дагестана жили в нелегких условиях. Еще тысячу лет назад (в X веке) арабский ученый и путешественник Аль-Масуди, попав в удивительную страну (Грузию и Дагестан), писал, что страну эту населяют семьдесят племен и народов, у каждого племени - свои обычаи, своя речь, свой царь. В этих горах есть долины, ущелья и лощины, населенные народами, не имеющими связи между собой по причине суровости местности». По своему естественно-географическому положению Дагестан всегда был, да и считается сейчас самой суровой и труднодоступной частью Кавказа, Как отмечает Г.-А. Д. Даниялов, «...дагестанские горы не создавали условий для легкой, обеспеченной жизни. Земельная теснота, невозможность удовлетворить элементарные жизненные потребности обрекали население области, особенно ее горной части, на полуголодное существование. На суровых бесплодных склонах каждая горсть зерна добывалась тяжелым, упорным трудом, каждый кувшин воды стоил больших усилий. Жизнь давалась неустанным трудом, который вырабатывал у населения силу, твердость, настойчивость и умение переносить лишения».
Суровые климатические условия гор, крайняя ограниченность земельных угодий привели к возникновению и развитию домашних промыслов, где в процессе труда решались задачи не только профессионального обучения, но и воспитания. Детей с малых лет учили: в плоскостных районах - изготовлению шерстяных и шелковых тканей, в предгорье - ковроделию и производству орудий из дерева, в горной части - изготовлению изделий из шерсти, золотых и гончарных изделий, выделке кожи и т. д. Большим тормозом в народном воспитании на протяжении веков было господство таких реакционных обычаев, как неравноправное положение женщины в обществе, взгляд на дочь как на будущего члена другой семьи, продажа девушек за калым, беспрекословная покорность имущим и старшим, запугивание детей «джинами», «шайтанами», применение вредных методов воспитания (физических наказаний, побоев, окрика, угроз, проклятий), недостаточное участие отцов в воспитании и уходе за малолетними детьми, запрет на искусство изображения человека, покорность судьбе и другое.
Однако ни нашествие внешних врагов, ни угнетение, ни реакционное влияние господ не смогли препятствовать рождению народной, человечной по своей сути педагогической мысли. Напротив, лишения вынуждали малочисленные народы формировать в себе высокие нравственные качества. Как верно подметил академик Г. Н. Волков: «Одно дело цель воспитания детей трудящихся, ставившаяся господствующими классами, и педагогические устремления их представителей, другое дело - реализация этой цели и результат организованной господствующими классами «воспитательной деятельности». Трудящиеся никогда не оставались только пассивными созерцателями воспитания их детей. Порою самовоспитание народа оказывалось более эффективным, чем организованное господствующими классами воспитание».
Анализ этнографических источников, устного народного творчества, педагогического содержания многих традиций, а также изучение материалов по истории Дагестана, позволяют утверждать, что за много веков своего существования народности Дагестана накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали великолепные обычаи, традиции, в которых аккумулирован созидательный, творческий опыт масс, а также формы, методы и приемы воспитания человека. У дагестанцев сложились свои представления о жизненно важных знаниях, умениях и навыках, о физической закалке, о труде и любви к природе и т. д.
Выдающимся качествам горцев удивлялись многие. Весьма положительно отзывался о величавости, крепком телосложении, приветливости, умеренности в еде, о мужестве и воинственности худощавых горцев отец медицины Гиппократ, побывавший на Кавказе 2300 лет тому назад. Особое внимание обратил Гиппократ на трудолюбие и свободолюбие горцев, постоянное занятие физическим трудом. Память народа запечатлела в исторической песне высказывание одного из самых жестоких средневековых завоевателей Тамерлана о поразительном мужестве и отваге горянки, героини XIV века, Парту-Патимы: «Вселенная клич мой услышала бранный. Пленял я царей, завоевывал страны, но вижу впервые отряд пред собой, за девушкой-воином скачущий в бой».
Высокую характеристику военным дарованиям горцев дал Пётр I: «Если бы этот народ имел понятие о военном искусстве, тогда ни одна нация не была бы в состоянии взяться за оружие против него».
Заслуженное признание получило трудолюбие горцев Дагестана. «Лезгины имеют весьма мало пашен и лугов, - отмечал П. Граббе. - Террасы эти обрабатывают весьма тщательно; по бокам они усажены фруктовыми деревьями и виноградными лозами, середина засевается кукурузой, которая у них заменяет другие хлебные растения... Нельзя не изумляться этими вековыми работами многих поколений, которые трудами своими превратили огромные голые скалы в пашни и сады». Не менее восторженные отзывы даны и таким качествам дагестанцев, как умственное развитие, смекалка, физическая сила, выносливость, способность создавать и беречь красоту и многое другое. И военные, и трудовые, физические и эстетические качества народа есть не что иное, как результат огромного кропотливого труда старших поколений по реализации главной цели народного воспитания - формированию настоящего человека: семьянина, наследника и гражданина, хранителя и продолжателя добрых традиций семьи, рода и своего народа.
«Будь человеком!» - такое короткое, но весьма емкое требование выдвигают перед ребенком, как только он начинает понимать. Под словом «человек» горцы подразумевают образцового носителя определенного кодекса морали и этики поведения в обществе.
Это представление человека гор о чести, о человеческом призвании, об обязанностях перед отцом и матерью, родом, аулом, народом. В народной педагогике существует целый комплекс правил добропорядочности человека, сформирован статус порядочной личности, семьи, рода, джамаата, народа. Это должен постичь каждый независимо от пола и социального положения в обществе. Игнорирование человеком хотя бы одного из этих правил влечет за собой потерю уважения к нему как личности.
Безусловно, представление о человеке и человечности, как и многое другое, в процессе становления общества не было тождественным у его членов. Господствующие классы, иноземные поработители царские чиновники, местные дагестанские феодалы, уздени, ханы и нуцалы видели человечность, воспитанность простого народа только в беспрекословном их повиновении имущим, нередко общественно признанные простые нормы человечности (честь, совесть, гуманность, благородство, преданность народу и другие) трактовались ими по-своему.
Но народ - творец и созидатель, хранил в своей памяти только здоровое, жизненное начало человечности. Как говорил Расул Гамзатов: «Есть периоды господства князей, ханов, шамхалов, порою умных и энергичных, но больше злых и подлых, но не они делают историю и двигают ее. Трудящиеся массы - им принадлежит и прошлое, и настоящее, и будущее».
В народной педагогике наиболее полную характеристику человеческому облику дает само слово «человек» в различной фонетической интерпретации у различных народностей Дагестана: «гIа-дан» (авар.), «инсан» (лезг.), «адам» (дарг.) и т. д.
Слово «человек» у дагестанцев составляет корень таких нравственных понятий как «гуманность», «порядочность», «человечность». Этим самым народ как бы заложил стержневую основу народной педагогики, гордое имя «человек» сделал ключом воспитательного процесса. Очень удачно выразил методику такого воспитания народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: Горец клянется: «Человеком родился - человеком умру!»; Хвала горца: «Таких людей больше нет. Он был человеком»; Проклятие горцев: «Пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня»; Осуждение горцев: «Не тратьте на него слова. Он же не человек»; Правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека»; Пожелание горцев: «Стань человеком».
Реализация целей воспитания человека создала в народной педагогике средства, в которых сконцентрировался положительный опыт личностей, семей, родов и народов. Среди таких средств и многочисленные формы словесного воздействия на сознание: имена, колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки, пословицы, поговорки, песни, загадки, предания, легенды, эпос и другие. Воплотившись в мудрую речь народных воспитателей (сказителей, ашугов, аксакалов, шаиров, юмористов, острословов), словесные средства выполняют важную воспитательную роль. Они в первозданном виде отражают самобытные народные традиции и обычаи, методы и приемы народного воспитания, в них показаны идеальные образы совершенства, пути достижения благородных задач воспитания. Как точно подметил профессор Агаев А. Г.: «Утверждение в каждом из советских людей сына своего народа - русского ли, лезгина ли, якута ли - идет через приобщение к родному фольклору».
Посредством родного слова народная педагогика из глубины столетий донесла до нас примеры, выражающие немеркнущий и оригинальный «дар полководца, ум, мужество, огромную физическую силу» руководителя антиколониального, освободительного движения в Дагестане Шамиля, решительность, отвагу и военный талант Хаджи-Мурата, высокую преданность народу, родной земле, ненависть к врагам Отчизны, простоту и человечность легендарных народных героев Шарвили, Хочбара, горянки Парту-Патимы; геройство безымянного юноши, превратившегося в скалу («Каменный мальчик»), удивительную естественную красоту Камалил-Башира; ум народных острословов Моллы-Насреддина, Заялал-Киши, Кара-Гаши, Акул-Али, искреннюю, кристально чистую любовь Анхил-Марин, Стал Саяд и многое другое.
Важнейшим средством народной педагогики является труд. Ярким показателем дагестанского трудового, искусств а стали изделия народных мастеров. Кубачинские златокузнецы, табасаранские и лезгинские ковровщицы, унцукульские мастера по насечке на дереве, испикские и балхарские гончары, губденские сапожники и вязальщицы, цумадинские и" андийские бурочники унаследовали изумительное мастерство своих предков. Изделия дагестанского мастера вышивки золотой и серебряной нитью Тамары Муркелин-ской (1899 г.), золотые насечки по кости и металлу граверов и монтировщиков Гаджи Абдуллы и Абдурахмана Гаджихаликовых, Гаджи Ибрагимова, Омара Шахшаева (1918 г.), резьба по камню Селима Кадиева из Табасарана, керамическая посуда сулевкентских мастеров А. Вишкаева и М. Юсупова, «деревянные шкатулки и оригинальные табуретки, цельно вырезанные кувшины, подносы» и т. д. были удостоены золотых и серебряных медалей на выставках Парижа, Петербурга и Тбилиси.
Значительную роль в формировании подрастающих поколений играют народные игры и танцы. Анализ содержания многочисленных дагестанских игр позволяет выделить игры, направленные на умственное и физическое развитие, формирующие высокие нравственные качества, дающие определенный комплекс трудовых навыков, раскрывающие красоту человека, природы животного и растительного мира и т. д.
Удивительно мудрую педагогическую направленность имеют дагестанские народные танцы. В их содержании, манере исполнения, даже в самих названиях ощущаются довольно тонкие приемы, формы и методы воспитания.
Огромное значение придает народная педагогика родной национальной музыке, доброй мимике, уместной жестикуляции, темпу и тону речи, стилю общения и т. д. Все это, к сожалению, до сих пор обойдено вниманием, мало изучено. Глубокое и всестороннее познание этого бесценного материала положительно отразилось бы на совершенствовании воспитания подрастающего поколения.
Важная роль принадлежит в народной педагогике общественному мнению. Оно является для народа изустным распространителем достигнутого педагогического опыта. Общественное мнение всегда «поддерживало и поддерживает необходимые для ратного труда свойства отваги, мужества, силы, достоинства, презрения к смерти. В фокусе общественного мнения постоянно фигурируют любовь к человеку, к народу, к родине, коллективизм, дружба, стойкость в борьбе с трудностями суровой природы. Трезвое общественное мнение трудящихся масс (а таким мнением у народа считается целостное мнение морально устойчивых, общественно значимых, джамаатом признанных, уважаемых личностей, образцовых семей и родов) всегда было верным путеводителем для каждого индивида, семьи, рода и народа. «Слово джамаата сильней, чем сабля героя», - говорят в Дагестане. Именно о значимости общественного мнения говорят такие дагестанские афоризмы, как: «Кто не с людьми, тот словно не родился. Гора не нуждается в горе, а человеку без человека не быть. Сабля народа рубит, если даже она из войлока. Сила жизни в дружбе. Для народа нет смерти. Кто один, тот связан, кто со всеми - волен. Одно дерево не сад, один камень не стена».
Как бы объединив важнейшие педагогические требования к человеку, народ изустно назвал их «Законом гор». Закон требует человеческой верности родине и народу, мужества и честности в борьбе и труде. «Пусть мать лучше умрет, чем родит труса. Храбрец умирает раз, а трус тысячу раз. Предавший аул, да будет сожжен в ауле. Лучше слепота, чем бесчестие. С родной земли умри - не сходи. Чем без чести жить-корпеть, лучше с честью умереть» и т. д. - гласят народные (общественные) изречения.
Общественное мнение выработало моральный кодекс горцев, нормы поведения горского мужчины, горянки, воинские принципы, правила гостеприимства, взаимопомощи и многое другое, каждый из которых заслуживает быть объектом отдельного исследования и широкого осмысления.
Общественное мнение трудящихся осуждало зазнайство, обман, воровство, тунеядство, лень... «Зазнайку посади на коня, он и человека не узнает», «Речь светлая, сердце черное - жди обмана», «Вранье - штука куцехвостая, воровство - криволицее, а обман - коротконогий», - говорят в народе.
От того, как люди соотносят свои повседневные поступки со здоровым общественным мнением, во многом зависит эффективность не только воспитания, но и авторитет каждого индивида, семьи, рода и аула. Об этом следует помнить нашим педагогам-воспитателям, родителям, тогда и возникает желаемое единство положительных взглядов и действий семьи, школы и общественности в деле воспитания детей.
2. Целостность содержания народного воспитания
Дагестанские педагоги исследовали отдельные направления воспитания у народов Дагестана: трудового (Пашаева Р. М.), нравственного (Магомедова 3. М.), эстетического (Магомедов А. М.). Такой подход, на наш взгляд, нарушает принцип целостности содержания народного воспитания. Обращение только к одним народным традициям не может отражать полную картину содержания воспитания даже по конкретному направлению.
Дагестанские народы не мыслят полноценность человека без наличия элементарных взаимодополняющих качеств: знаний, навыков, умений общения с людьми, обращения с растительным и животным миром, содержания себя, своей семьи, престарелых родителей, противоборства с врагами народа, защиты интересов общества, родины. Человек, о чем свидетельствуют даже собственные имена дагестанцев, должен быть здоровым и сильным как лев и львица (Аслан - кум., Галбац - авар., Каплан- кум., лезг.), стойким как горы (Дагълар - лезг.), крепким как железо и сталь (Чаронов, Махулов - авар.). Человек должен быть трудолюбивым, иметь профессию, а желательно, быть мастером (уста) на все руки. Призывая к посильному труду, народ говорит: «Кто не способен дать молоко как корова, должен пахать как бык» (лезг.), «Работнику- полтинник, мастеру - рубль» (дарг.), «Ценят не папаху и не слова, а каждодневные дела» (лезг:). Человек должен быть сообразительным, умственно развитым: «Когда в голове ум, глаза лучше видят», «Умный враг лучше глупого друга» (лезг.). Человек должен чувствовать красоту людей и природы, быть ее хранителем и творцом. Разум человека формируется на протяжении всей его жизни, Поэтому народные мудрецы как бы шутливо, но вполне резонно советуют «Каждый день надо хоть одно словечко новое слышать, а не то уши, как у осла, отрастут» (лак.). В метких изречениях народа сокрыты важнейшие педагогические идеи и жизнедеятельные дидактические принципы:
Идеи и принципы, нашедшие свое отражение в народных пословицах, являются обобщением многовекового педагогического опыта трудящихся Дагестана и, на наш взгляд, представляют огромный интерес для повседневной практики воспитания детей.
Указанные идеи и принципы умственного развития могут быть основополагающими для последовательного и глубоко продуманного усвоения колоссальных народных знаний, умений и навыков по многочисленным отраслям жизнедеятельности человека: по народной биологии, геологии, математике, метеорологии, по народной медицине и т. д. Внимание к народным принципам умственного развития позволит более прочно усвоить дидактические принципы при изучении курса педагогики в среднеспециальных и высших учебных заведениях.
Краеугольным камнем всей системы народного воспитания является нравственное воспитание. Не случайно мудрецы говорят: «Ученым стать проще, быть человеком гораздо труднее» (общедаг.). Любая деятельность человека, любое проявление его интеллектуальных и физических качеств расцениваются в народе с точки зрения соответствия таким нравственным понятиям, как «честь», «совесть», «достоинство», «заветы дедов», «доблесть», «благородство» и др.
Цель и задачи нравственного воспитания народ видит в формировании у человека необходимых моральных качеств: гуманизма, честности и правдивости, скромности, справедливости, дружбы и товарищества, трудолюбия, коллективизма, мужества, стойкости, преданности народу и родине. Наиболее ярко народные представления о нравственности зафиксированы в Моральном кодексе горцев, нашедшем свое выражение в народных пословицах, «поэтическая форма и умное содержание» которых наиболее благоприятно «осуществляют цель нравственного воспитания».
1. Преданность Родине, народу - «Родина - мать, а чужбина - мачеха» (лак.); «Кто потеряет любимую, будет плакать семь лет, кто Родину - всю жизнь»; «Сокол не покидает гнезда» (лезг.).
2.Трудолюбие - «Дерево ценится плодами, человек трудами»; «Только труд кормит человека» (авар., лак.); «Любишь почет -люби труд» (дарг.); «На работе трудись до пота, на гулянке пой с охотой» (дарг.).
3. Правдивость и человечность - «Чем без чести жить-корпеть, лучше с честью умереть» (лезг.); «Лжец на почетное место однажды только может сесть, пока еще не всем известно, кто он на самом деле есть» (лак., дарг.); «Кто украдет уздечку, тот и лошадь уведет» (дарг.); «Тяга к чужим местам - ногам в тягость, к чужим вещам - в сердце тягость».
4. Скромность - «Не задирай голову: расшибешься о скалу»; «Кто нос задирает, обязательно споткнется» (лезг.); «Эй, горец, выпятивший грудь, зря мнишь ты, что стоишь всех выше, подумай, может кто-нибудь стоит на самой вершине крыши» (авар.).
5. Доброта - «Добро добром оплатишь - молодец, на зло добром ответишь - ты мудрец (авар., лак., лезг.); «Злому ослу - ноша тяжелая»; «Спесь губит достоинство» (лак.).
6. Мужество - «Герои гибнут лишь однажды, а трус, что ни минута - дважды (авар.); «Погибнет герой -- нам имя останется, умрет мастер - дело останется» (лезг.).
7. Дружба и коллективизм (в единении сила) - «Гора без гор других века стоит, свой жребий не кляня, а человек без человека не может обойтись и дня» (авар.); «Колос к колосу - сноп получается» (лак.); «Капля за каплей- озеро получается» (лезг.); «Топнет народ - земля затрясется» (лак.); «Коль есть друзья, так сбереги: не сбережешь, они - враги» (лезг.).
8. Непримиримость к врагам народа - «Если не разбить голову змее, то нет пользы от того, что разобьешь ей хвост»; «Змею нужно убить, пока она еще не превратилась в дракона» (лак.); «Не верь врагу и не садись рядом с ним» (лезг.).
9. Уважение к старшим - «Коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнем держи совет»; «Кто советуется, тот не ошибается» (лак.); «Что сказал старший, уловит младший» (лезг.).
10. Рассудительность. Стремление к знаниям - «Была бы голова, а папаха найдется» (лак.); «Хоть молод ты, хоть сед, но пусть всегда идет гнев за умом вослед, а не наоборот»; «Ум людей не ждет, когда станет борода седа».
11. Разумная экономия, знание меры - «Кто не ценит копейку, тому и рубль нипочем» (лезг.); «Кто не ценит малого, тому и большого не оценить» (дарг.); «Не в меру прыткий быстро состарится»; «Не в меру ретивая лошадь быстро устает» (лезг.).
Моральный кодекс народа удивительно просто и доступно освещает обязательные для каждого человека качества, показывает крайне необходимые для человеческого общежития отношения. Он основывается на почитании старшего по возрасту, на уважении к родителям, любви к родным и близким, на гостеприимстве, на верности в дружбе, на сострадании к больным и униженным, на великодушии, на верности данному слову, на благородстве по отношению к женщине, на чистоте помыслов и поступков.
Народные нравственные понятия имеют весьма емкое содержание.
Коллективизм - это еще одно качество, нравственная значимость которого глубоко воспринимается только трудящимися Очевидным показателем проявления чувств коллективизма стали такие жизнеоправдавшиеся формы организации людей, как сельские сходы на годекане (джамаат), коллективные помочи, женские посиделки и мужские вечеринки, трудовые праздники, спортивные состязания, народные игры и другие.
Педагогическая ценность народных форм организации коллектива заключается в том, что в них индивид получает «средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков». Силу коллектива народ видит в сплоченности. «Два против одного составляют войско», «Если двое возьмутся - валун с места сдвинут, если трое - на другое место перенесут» (лак.), «Джамаат захочет - войлочный кол в землю войдет» (таб.). Все это учит людей сплочению: и в труде и в бою выступать единой семьей, горевать или торжествовать всем аулом и т. д. Следствием такой сплоченности и взаимопонимания народов Дагестана стали общие традиции: единое для всех, наиболее подходящее время уборки урожая, косьбы, пахоты, перегона скота, проведения свадеб, праздников, единые требования к поведению человека и т. д.
Народная педагогика Дагестана сконцентрировала в себе ценнейший опыт формирования у подрастающих поколений патриотических чувств, знаний и навыков. Степень патриотического становления личности определяется тем, как человек в соответствии с общественными требованиями к его возрасту традиционно правильно строит свои отношения к матери, к семье, к родственникам, соседям, к аулу (джамаату), к родине.
Народ приметил, что искренние патриотические чувства человека зависят прежде всего от того, насколько всесторонне человек сознает сам себя, ценит свое человеческое достоинство, свое место в обществе. Отсюда приоритет самооценки человека. «Кто себе не полезен и для другого бесполезен», «Кто себя не знает, не знает и своего отца», «Кто себе мост не строит, народу мечеть не построит» (авар.), «Кто себе не пахал весной, тот чужому зяби не вспашет» (лезг.).
Отношение к родным (к матери и отцу, к братьям и сестрам) становится для человека надежной основой упрочнения его отношений с родственниками и со всем родом. Порчеркивая необходимость добрых родственных отношений, народная педагогика указывает: «Дерево держится корнями, а человек родственниками» (дарг.), «Джигит идет один на подвиг правый, и весь свой род увенчивает славой» (авар.). Обязательным компонентом добрых человеческих отношений считается у народа отношение к соседям. Народные пословицы призывают к добрососедству: «Если у тебя нет соседа, ты сам стань чьим-то соседом» (авар.),«Сосед соседу опора» (лезг.), «Ищи не дом, а соседей» (лезг.), «Лучше близкий сосед, чем дальний родственник» (лак., лез., дарг.), «Собака соседа не кусает» (лезг.).
Весьма важное значение имеет в народе отношение человека к родному аулу и его джамаату. Осмысливание аула как наиболее близкой общественно значимой административной единицы позволяет человеку сызмала строить свои отношения с различными возрастными категориями населения, определить свое место в джамаате, выполнять обязательные для человека общественные функции. «Предавший аул да будет сожжен в ауле», «Если народ завязнет в омуте, и ты следуй ему»,- гласят дагестанские пословицы.
Осознав свою причастность к конкретному обществу родного аула-джамаату, человек крепче привязывается ко всему родному народу. Крепость связей горца с родиной и народом подтверждают и такие крылатые выражения дагестанцев, как «Каждая птица свое гнездо любит» (лак.), «В родной долине лучше быть прахом, чем на чужбине падишахом» (общедаг.), «Сокол не покидает гнездо» (дарг.), «Человек без родины, что соловей без песни» (общедаг.).
Народная педагогика не ограничивается краткой словесной формулой человеческих отношений. Она располагает своеобразным «кодексом» самооценок человека в рамках семьи, рода, аула, народа. Он включает отношение к своей внешности (одежде, мимике, жестам), к родному языку, к народным обычаям и традициям, к культуре общения с различными по возрасту и полу членами джа-маата, отношение к своему здоровью, к своим достоинствам и недостаткам и др. Определены этим «кодексом» и взаимоотношения в семье. Помимо определения вышеуказанных отношений с матерью, отцом, братьями и сестрами, народная педагогика требует уважительного отношения к престарелым членам семьи, семейным традициям, семейным реликвиям, поддержки добрых отношений между родителями, между младшими и старшими членами семьи. Аналогичную, более или менее развернутую, веками устойчивую структуру человеческих отношений, мы находим в рамках рода, аула и каждого конкретного народа. Воспринимая с детства правила человеческих отношений, выработанные народной педагогикой, руководствуясь ими в ежедневной практике общения, человек осознает свои права и обязанности и себя как часть целой семьи, рода, аула (джамаата) и народа. Так крепится в сознании человека чувство долга перед самим собой, перед семьей и народом, иначе говоря, чувство патриотической ответственности.
Обязательным компонентом человеческой нравственности в народной педагогике выступают мужество и стойкость. Исторические предания о мужестве не только мужчин, но и женщин-горянок, показывают насколько понятен дагестанскому народу общечеловеческий смысл этих качеств. По мнению народа, мужество - это прежде всего проявление стойкости, смелости и самообладания в экстремальных и конфликтных ситуациях. Дагестанские пословицы гласят: «Молодец из скалы воду выжмет» (дарг.), «Сын, который собирается выступить против врага, у отца не спрашивает», «Кто собрался бежать, не боится упасть», «Мужество не спрашивает, высока ли скала».
В народной педагогике Дагестана понятие мужества закрепилось как черта истинно мужская. Признаками мужества считаются умение сдержать слово, выполнять обещания и клятвы, данные перед решающими событиями («Настоящий мужчина слова на ветер не бросает», «У кинжала два лица, у джигита одно» - общедаг.); храбрость и не хвастливость («У храброго джигита язык не смел» - дарг.); стойкость, преданность и т. д.
Более того, по кодексу чести горца мужчине вменяется в обязанность быть доброжелательным, внимательным, приветливым, решительным, выносливым, миролюбивым, иметь твердый характер, силу воли, одолевать соперника в честной борьбе, быть наставником младших, словом, отвечать всем традиционным требованиям мужского достоинства. Одновременно народная педагогика осуждает показное мужество.
Одним из традиционных примеров укрепления мужества стало у дагестанцев всенародное презрение трусости: «Трус и тени своей боится» (лезг.), «Труса сабака укусит, если он даже на коне» (дарг.). Трусости противопоставляется непоколебимое мужество: «Что трус потерял, то порой, на поле битвы находит герой» (дарг.). А требование «Саблей не дерись и нож на землю не клади» (лак.) говорит только об уместном мужестве, о готовности в любой момент, в любых условиях отстоять себя, свой народ, родину.
Мужчину, обладающего мужеством, благородством, бескорыстием, чувством милосердия и другими положительными качествами, дагестанцы называют джигитом. Дагестанские джигиты во все времена истории имели честь и славу. Воспитанием таких благородных мужчин дагестанцы обязаны в основном своему дагестанскому этикету, стержневым элементом которого является порядочность. Народная педагогика, располагает целым комплексом правил добропорядочности.
Таким образом, нравственное воспитание в народной педагогике- важнейший фактор социализации человека. Человек тогда признается в народе человеком, когда он знает, почитает и выполняет правила народной нравственности.
Народом также создана оригинальная система трудового воспитания. Она включает в себя последовательную реализацию вполне конкретных, взаимообусловленных задач. Это прежде всего привитие детям чувства уважения к простым труженикам и плодам их труда. Для этого сызмальства детям внушают необходимость лично участвовать в посильном труде («Работай, где нашел работающих, кушай, где нашел кушающих» - лезг., «Отработав, что полагается, съешь, что причитается», «Не попотев поел - делу убыток, голодным попотел - телу убыток», «Дерево плодами ценится, человек трудами» - общедаг.).
Любой труд, по мнению народа, требует мастерства, знания профессиональных премудростей, ведущих к добрым результатам: «Взявшись умело, можно и снег спалить, а без уменья - дело загубишь» (дарг.), «Умелый разведет огонь - на дне моря загорится, у растяпы - не загорится и на суше» (лак.). Подбадривая тех, кто пасует при первых неудачах в труде, и обращая внимание на величайшие способности человека, народ утверждает: «Нет рыбы, которая не умела бы нырять», «Нет утенка, чтобы не умел плавать», «Неумелой доярке загон кривым кажется» (лак., дарг.). Нужно только стремиться к познанию, а не то «Неумело работать и наковальню можно разбить» (лак.). Труд возможен при волевых усилиях, при физическом и умственном напряжении, убеждает народ, предостерегая детей от бездумного отношения к труду. Добросовестное отношение к труду народная педагогика видит в бережном, хозяйском отношении к орудиям производства: «Если руки мастера его дела, то инструменты - его лицо», «У кого нет лопаты, у того сада не бывает» (лак.), «Успех мастера зависит от инструментов» (лезг.). Эффективность труда народ связывает с правильным осознанием своевременности и целенаправленности трудовых действий: «Во время жатвы опоздаешь на час - целый год не нагонишь» (дарг.), «То, что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра, то, что собираешься есть сегодня- и на завтра оставь» (лак.), «Яйцо, сваренное сегодня, лучше курицы, что сварят завтра» (лезг.).
Большую роль отводит народная педагогика привитию детям чувств трудовой солидарности, взаимопомощи и дружбы, как важнейших качеств человека, обеспечивающих его общественную полезность. «Будете дружно работать - будет работа легка» (дарг.), «Дружное стадо волков не боится» (общедаг.), - говорят мудрецы Дагестана.
Содержание трудового воспитания-это неисчерпаемый кладезь мудрых народных идей, наставлений, полных забот поучений, адресованных юным, еще не постигшим смысла человеческой жизни. Оно выражает издавна значимые и умело осуществляемые в образцовых дагестанских семьях и аулах нормы морали горского труженика.
Важнейшей стороной народного воспитания является формирование у человека понимания и потребности в прекрасном, стремления жить и творить по законам, красоты. Дагестанцы, как и многие другие народы, имеют довольно широкие, общечеловечески значимые представления о красоте. У каждого дагестанского народа степень красоты выражается по-своему. В лезгинском языке слова «хъсан» (хороший, добрый, славный, милый), «гуьзел», «иер», «гуьрчег» (красивый, прелестный, изящный), «къешенг» (изысканный, элегантный), «хушбахт» (блаженный, счастливый), «чIагай» (украшенный, роскошный); в аварском - «берщшаб» гъабатаб», «чIурканаб», «узденаб», в даргинском - «жагаси», къукъаси», в кумыкском - «гезел», «исбайы», «сюйнюмлю», «арив», «герчек» способны тонко подчеркнуть и оценить различные оттенки внешней и внутренней красоты человека, людских отношений, красоты природы, изделий народного творчества.
Произведения устного народного творчества, этнографические и исторические материалы о жизни и быте дагестанцев, а также проведенные нами анкетирование, беседы и опросы старожилов показывают, что трудовой народ признает в человеке естественную внешнюю и духовную красоту, но предпочтение отдает последней.
По мнению народа, не в одной внешней красоте заключается красота человека. «По цвету нельзя узнать о вкусе» (общедаг.), «С красотой в лес по дрова не ходят» (дарг.), «Красота поблекнет, мужество победит» (авар.). Человек должен уметь красиво трудиться, вежливо беседовать, по-доброму относиться к людям и природе, красиво творить, и, наконец, самое важное, ценить красоту. Все эти, тесно связанные между собой компоненты сложились для дагестанцев в единое понятие человеческой красоты. В то же время, народ приметил, что каждый из этих компонентов может служить основным показателем красоты чего или кого-нибудь конкретного. «Хорошего коня по походке узнаешь, из девушек хорошую по поведению узнаешь, хорошего из героев по делам узнаешь» (кум.), «Не смотри на работу, а смотри на красоту изделия», «Женщину украшает нежность» (лезг.) - учат народные пословицы.
Внешняя красота, в понимании горцев, имеет свою дифференциацию, в зависимости от пола. Девушка, по мнению горцев, красива та, которая стройна как «травинка», «как вишня из Голотля», у которой «щеки, масла сливочного белей, лицо прекрасно без мыла, а брови без краски черны», «голос как у соловья», «зубы как перламутр и жемчуг», «губы как земляника», «косы черные предлинные», «язык как медовые соты», «стан как у лани». При всем разнообразии отраженного в устном слове содержания женской красоты, можно установить в какой-то мере обобщенный портрет красивой девушки, соотвествующий требованиям многих народов Кавказа. Красивой считается та девушка, у которой стройный стан, круглое белое лицо с румяными щеками, длинные пальцы, длинные черные косы (что. характерно, длину кос связывают иногда с крепким здоровьем женщины), большие черные глаза, ослепительной белизны зубы. Именно такой естественной, а не искусственной (поддельной) красоте отдают предпочтение народы Дагестана.
В мужской красоте должны сочетаться крепкое телосложение, физическая сила, мужество и отвага, ум и доброта.
Опыт воспитания десятков поколений утвердил в народной педагогике наиболее продуктивные средства эстетического воспитания. К числу таких наиболее ярких средств следует отнести собственные имена, колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, детские сказки, пословицы, загадки; специфические средства и формы эстетического воспитания детей в труде земледельцев, животноводов, ювелиров, гончаров, златокузнецов (образцовые национальные узоры, насечки, нахиши, национально специфический порядок содержания пашен, садов, участков, домашних животных и т. д.); порядок проведения народных праздников - «Весны», «Цветов», «Черешни», «Первой борозды», «Косарей», «Животноводов», «Урожая», свадебных торжеств, игр во время отдыха и многое другое.
В развитии эстетических чувств неоценима роль изобразительного и прикладного искусства, национальной одежды горцев, игрушек, музыки, танцев, цирковых и театральных представлений, сцен народных юмористов, острословов, клоунов. Последние не только выражают все прекрасное, нравственно ценное, но и осуждают безобразное в действиях и поступках людей (неряшливость, расхлябанность, жестокость, бессердечность, неуважение к людям, к природе и т. д.).
Физическое совершенство - это как раз то, чем объяснялось преимущество дагестанцев в трудовых и боевых действиях. От степени физической подготовленности, от умения разумно ис--пользовать физические качества организма во многом зависело существование горца. Во время охоты, в бою, и отчасти в труде плохое физическое развитие таило в себе угрозу смерти. Осознание этого привело горцев к постоянному физическому самосовершенству, к выработке в детях сызмала жизнедеятельных в горах физических качеств: силы, выносливости, подвижности и т. д.
Физически сильные, закаленные и волевые люди пользуются у народа огромной любовью. Например, появление в ауле силача-циркача, канатоходца-пехлевана, мгновенно собирает весь народ на зрелище. О сильных сложены легенды, сказы, песни, рассказы, В памяти народа до сих пор живут воспоминания о силе и ловкости Давуд-Мирзы из аула Утлух, Гаджи Усмана из аула Арчиб, Исал-Гаджи Гимринского, Кур-Магомеда Казикумухского, Аваро-Муртазали, Имал-Магомеда из Чараха, Абдулхалима из Чоха; горянок: Серфинат из селения Азад-Оглы, Чамту из Кура-ха, Джавгар из Багикли. Рассказы о физически выносливых, стойких и сильных народных заступниках из чисто педагогических побуждений передаются из поколения в поколение, их ставят в пример воспитания «труженика и воина, способного выдержать любые испытания боевой жизни, презирающего малодушие, слабость и трусость».
Особое внимание в физическом воспитании народ придает разумному накоплению и применению физической силы и других качеств. Ни в коей мере не одобряются качества, противоречащие нравственным нормам трудового народа: применение физической силы против слабых, стариков, женщин, детей, физические состязания с более слабым противником и т. д. Народная педагогика признает только физические качества, направленные на пользу общества: защита менее слабых, чести стариков, женщин, семьи, народа, оказание помощи соседям, попавшему в беду, престарелым,, инвалидам... Люди именно с такими физическими устремлениями близки народу, остаются в памяти и служат образцом для молодого поколения.
Таким образом, широта и глубина представлений дагестанских народов об основных направлениях воспитания человека очевидны. Они дают нам возможность сделать вывод о том, что трудящийся народ сознает необходимость целостного подхода к формированию гармонически развитого человека. Целостный подход к решению всеобъемлющих задач воспитания предполагает в народной педагогике использование самых различных, порою весьма специфических форм, методов и средств, обеспечивающих эффективность процесса организации воспитания подрастающего поколения.
3. Использование народной педагогики в современной социально-педагогической практике
Для того, чтобы прогрессивный опыт народной педагогики повсеместно работал на возрождение духовной и материальной культуры народов Дагестана, нужно оживить его во всех сферах народного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения: в семье и по месту жительства, в школе, дошкольных учреждениях, в воспитании и обучении студентов, в производственных коллективах, в подготовке и переподготовке педагогических кадров.
Исходя из того, что основными носителями педагогических знаний в массы являются педагоги, весьма важно прежде всего тщательно учитывать и творчески использовать прогрессивные идеи и исторический опыт народной педагогики при подготовке и переподготовке педагогических кадров для народного образования Дагестана. Опыт лучших преподавателей педагогики, наблюдения за их деятельностью, беседы со студентами, а также наша педагогическая деятельность в вузе, на курсах повышения квалификации учителей, показывают, что профессиональная педагогика в условиях Дагестана усваивается студентами лучше, когда она основана на прогрессивном опыте народного воспитания, когда в соответствии с получаемой специальностью рекомендуются студентам доклады, рефераты, курсовые работы по народной педагогике (см. Приложение). Сочетание материала лекций, семинарских и практических занятий с прогрессивными знаниями и умениями народа способствует повышению интереса студентов к предмету педагогики, налаживает связь процесса обучения с жизнью, студенты лучше осмысливают нравственные ценности и духовную культуру народа. дагестанский народный педагогика воспитание
Народная педагогика располагает колоссальным опытом подготовки -воспитателей. Преемственность национального педагогического опыта можно обеспечить путем создания в педагогических учебных заведениях республики студенческих научно-исследовательских институтов этнопедагогики и этнопсихологии. Такое объединение, как показывает опыт Дагестанского пединститута, оказывает плодотворное влияние на профессиональную подготовку будущих учителей, помогает глубже осмыслить и осознать народные требования к воспитателям, развивает у них исследовательские интересы и навыки, способствует пропаганде прогрессивных педагогических знаний и опыта народа среди широких масс студенческой молодежи.
Разработка и ведение спецкурса «Воспитание школьников на народных традициях» в Дагестанском пединституте, чтение лекций «Прогрессивные формы и методы воспитания детей в народной педагогике» на курсах повышения квалификации работников народного образования показывают, что изучение вопросов теории и методики воспитания в тесном сочетании с прогрессивным опытом народной педагогики позволяет педагогам найти наиболее эффективные приемы, формы и методы воспитания, применять их на практике с учетом условий сельской школы, семьи и общественности. Многолетние наблюдения показывают, что только педагоги, глубоко познавшие народные средства, формы, методы и приемы семейного и общественного воспитания, способные умело сочетать прогрессивный опыт народа с опытом научной педагогики, становятся мудрыми носителями педагогических знаний в ученические, родительские и производственные коллективы, заслуживают полного признания и всеобщего уважения в обществе.
Прогрессивные педагогические идеи и опыт народа органически связаны с воспитательными традициями семьи, школы и общественности. Семейное воспитание, основанное на наилучших традициях народной педагогики, всегда было показателем педагогической зрелости родителей.
Возрождение педагогического статуса дагестанской семьи предусматривает более критическое, требовательное отношение родителей к вопросам воспитания, переосмысление и умелое использование традиционных высокоэффективных народных средств, форм и методов положительного воздействия на сознание, чувства и поведение воспитуемых. Активными формами пропаганды народной педагогики среди родителей должны стать родительские университеты, собрания, сельские сходы. Здесь под руководством совета старейшин села, мудрых аксакалов, признанных общественников следует организовывать обмен положительным опытом семейного воспитания мальчиков и девочек, показывать достоинства добрых, народных традиций, раскрывать методику их применения в семье. Сотрудничество педагогов и родителей, совместный поиск оптимальных методов и форм воспитания в конкретных условиях жизнедеятельности детей, опора на здоровое общественное мнение, трезвый голос народной педагогики вернут утерянную преемственную связь поколений, помогут строить воспитание в русле лучших национальных традиций Дагестана.
В условиях нашей многонациональной республики исторический опыт народной педагогики более тридцати трех коренных народов Дагестана требует пристального внимания уже к дошкольному воспитанию и обучению детей. Максимальный учет местных условий, национальной специфики воспитания предполагает возрождение народных форм и методов развития младенца и малыша. Все это обязывает использовать в раннем воспитании детей народных колыбельных песен, потешек, пестушек, загадок, детских игр, сказок, знакомящих малышей с основами национальной этики, морали, с оценкой поведения человека-труженика, человека-друга, человека-воина и защитника справедливых интересов людей и общества. Уроки национальной музыки, народной игры, детский посильный труд должны стать привычной естественной средой использования простейших форм и методов народной педагогики, привития детям чувства любви к родному народу и его духовной и материальной культуре.
Наиболее благоприятными условиями воспитания детей прогрессивными средствами, формами и методами народной педагогики располагает школа. Здесь почти каждый урок открывает возможность глубокого изучения народных знаний о метеорологии, естествознании, географии, математике, физике, астрономии, ветеринарии, медицине, позволяет связать содержание программного материала с педагогическими требованиями, чаяниями народа, полнее выделить морально и материально значимое для жизнеустройства человека. Так, например, при изучении родной и русской литературы в поле зрения учащихся больше должны находиться национально специфические воспитательные идеи литературных произведений, народных сказок, пословиц, поговорок, загадок, эпических песен, малые народные жанры должны быть использованы при раскрытии литературных образов, объяснении поступков поведения героев. Предметом серьезного внимания педагогов должны стать народные трудовые песни, скороговорки, игры, народные головоломки, задачи и т. д. Использование словесных средств народной педагогики при написании сочинений, диктантов, во внеклассной и внешкольной воспитательной работе повышает интерес учащихся к литературе, теснее связывает ее содержание с реальной жизнью и традиционным бытом народов Дагестана.
Народная педагогика благоприятствует изучению истории народной математики. При обучении, например, детей счету, мерам веса, длины, объема можно использовать особые детские считалки, игры, народные головоломки, задачи, раскрывающие традиционные знания народной математики. Большой интерес вызывает у детей исторически сложившиеся народные формы счета, измерения веса, длины, высоты, объема и т. д. Интерес к народной математике обеспечивает интерес учащихся к математическим наукам вообще.
Неоценимы возможности народной педагогики в музыкальном воспитании. Уроки музыки в национальной школе должны строиться с максимальным вниманием ко всей музыкальной культуре народа (народному театру, песенному, танцевальному искусству). Нельзя мириться с тем, что не только дети, но и многие взрослые стали забывать народные мотивы, мелодии, наигрыши, танцы. Редко где можно услышать воодушевляющие человека народные хоровые, свадебные, героические песни, видеть играющих на чабанской свирели, зурне, кеманче и т. д. Интерес ко всему этому следует проявлять прежде всего на уроках и во внеклассной работе по музыке. Дети должны получить индивидуальные задания по записи народных песен, танцев, по выучиванию различных национальных танцев, песенных жанров, старинных мелодий и т. д. На занятия музыки целесообразно приглашать профессиональных народных музыкантов, танцоров, певцов, шаиров - всех тех, кто помнит и может передать детям тончайшие нюансы народной музыкальной культуры. Народные песни, мотивы, наигрыши, традиционные конкурсы, состязания ашугов, острословов, танцоров должны твердо укорениться в программах художественной самодеятельности сельских районов Дагестана.
Народные формы и методы должны быть целеполагающими и в трудовом обучении учащихся национальных школ Дагестана. Здесь, детям нужно привить любовь к бытовому, земледельческому, животноводческому, ремесленному труду. Для проведения открытых уроков образцового труда должны быть приглашены передовые доярки, чабаны, ковровщицы, ткачи, мастера-умельцы, словом, все те, кто практически владеет традиционными видами народных деревенских профессий и кто по праву носит заслуженное народное звание «уста» (мастер). Опыт некоторых школ (Калукской Ахтынского района, Хурикской Табасаранского района, Гертминской Казбековского района) показывает, что увлечение детей национальными видами труда: изготовление деревянных ложек, ручек, вилок, плетение хозяйственных корзин, связывание веников, вязание цветных носков, мешков и другое формирует у них качества и навыки, необходимые для успешного жизнеустройства сельского труженика. Поэтому, представляется целесообразным организовать в сельских школах специальные кружки по традиционным видам прикладного искусства: по обработке предметов из дерева, вышивания национальных костюмов, вязания и плетения узорных джурабок, носков, веревок, корзин, гончаров, ковроделов и т. д. Для популяризации деятельности этих кружков нужно устраивать в школе, на сельском годекане, в клубе конкурсы лучших работ и изделий учащихся,- не жалеть для отличившихся словесного одобрения и материального поощрения. Такая целенаправленная работа отвечает бытовым и эстетическим потребностям дагестанского населения и способствовала бы сохранению и развитию национальных профессий и искусства народов Дагестана.
Большую роль в трудовом воспитании детей призваны сыграть народные формы коллективного безвозмездного труда. Нужно активнее организовать и систематически вовлекать детей в различные формы оказания срочной помощи нуждающимся, колхозу, престарелым, строящим дом, объяснять им значимость гуманных правил народа по поддержке человека в труде, в трудном пути, в радости и беде. Предварительную подготовку к этим мероприятиям можно организовать в виде встреч учащихся с аксакалами села, со знатными животноводами, садоводами, земледельцами. мастерами-умельцами, путем оказания серьезного внимания трудовым традициям народа, передовому опыту бригады, звена, личному опыту воспитателей, успешно развивающих в детях коллективистские чувства, сознание долга перед старшим поколением и родным народом.
Трудовое воспитание детей требует продуманной общественной организации. Поэтому возникает необходимость повсеместного одобрения общественно значимых форм народного труда, умелой организации и широкого распространения их под руководством опытных наставников, ветеранов труда, передовиков производства, мудрых аксакалов. Такими формами могут быть добровольческие бригады по организованному вовлечению детей в общественно полезную и культурную жизни села (уход за зелеными насаждениями, памятниками культуры; ремонт дорог, мостов, родников; сбор лекарственных растений; изготовление средств наглядной агитации для учреждений культуры, оказание помощи ветеранам войны и труда и др.). Трудовое воспитание подрастающего поколения должно стать главной целью проведения традиционных народных праздников строителей, животноводов, земледельцев, видов взаимопомощи, выхода на сельский годекан. Здесь всячески нужно поощрять действия тех, кто своим добросовестным трудом привлекает внимание детей и молодежи, бережет и обогащает национальную культуру, творит и созидает на благо людей и общества. Только объединенными усилиями семьи, школы, производственных коллективов, всей нашей общественности можно возродить лучшие трудовые традиции народов Дагестана, воспитать подрастающее поколение достойными преемниками культуры старших поколений.
Большое место в практике воспитания детей как в школе, так и вне ее, должны занимать народные игры. Народная педагогика предлагает игры, совершенствующие ум, нравы, физические способности, трудовые навыки человека, начиная с колыбельного до преклонного возраста. Нельзя согласиться с тем, что большинство народных игр, веками целенаправленно служивших формированию физического и морально-этического облика человека, отданы забвению. Народные игры Дагестана могли бы стать ценным материалом к урокам и внеклассным занятиям, могли бы сослужить добрую, привычную им, службу возрождающемуся обществу.
В школе необходима специальная работа по воспитанию учащихся на лучших традициях народа. В методике школьного воспитания устойчивое место должны занимать беседы на темы народной нравственности: о поведении в семье, в общественных местах, о традиционном уважении старших, гостеприимстве, трудолюбии, патриотизме, любви к природе, бережном отношении к растительному и животному миру, окружающей среде и др.
Приоритетную роль должен сыграть опыт народной педагогики при изучении в школе предмета «Культура и традиции народов Дагестана». Каждая из программных тем предмета подтверждается прогрессивными традициями народной педагогики, что позволит глубже и доступнее раскрыть перед учащимися значимость педагогического наследия для достойного формирования общественно ценной личности.
Использование педагогической культуры народа в учебно-воспитательном процессе, во внеклассной и внешкольной работе будет эффективным, если создать в школе информационный центр прогрессивного народного опыта. Таким мог бы стать кабинет народной педагогики, где удобнее сконцентрировать материалы, отражающие" весь исторический опыт народа в воспитании и обучении подрастающего поколения, проводить занятия по предмету «Культура и традиции народов Дагестана», заседания кружка пропагандистов образцового поведения, методические секции классных руководителей, воспитателей, родителей. Совет кабинета, опираясь на активное действие кружковцев, с учетом национальной специфики, мог бы рекомендовать педагогам материал к занятиям, классным часам, вечерам, к оформлению стендов, газет, в работе с родителями, вести индивидуальную работу с подростками-правонарушителями, выступать с лекциями перед сельским джамаатом.
Необходимым условием повышения эффективности использования опыта народной педагогики является взаимосвязь семьи, дошкольных учреждений, школ и общественности села. В этом отношении большую роль призван сыграть сельский годекан с уже заслужившим уважение во многих аулах советом старейшин. Практика показывает, что традиционная форма воспитания подрастающего поколения села - совет старейшин - при умелой организации способен проводить большую воспитательную работу. Совет старейшин в согласии с педагогическими коллективами школ и дошкольных учреждений организует родителей и общественность села на мероприятия, связанные с народными формами взаимопомощи, ведет борьбу с вредными пережитками, ориентирует молодежь на общественно значимые в селе профессии, учит родителей формам и методам успешного воспитания детей.
В дагестанской народной педагогике есть много ценного, что можно возродить в практике воспитания. Проведенное исследование охватывает лишь некоторые его аспекты. Широкое использование прогрессивного народного опыта в практике современной школы, семьи и общественности предполагает наиболее полное изучение народной педагогики. В свете требований обновляющегося общества специального изучения требуют такие проблемные вопросы, как опыт народной педагогики в профессиональной ориентации детей на сельские профессии; народный опыт подготовки организаторов и руководителей; прогрессивные народные традиции в подготовке молодежи к семейной жизни; народный опыт охраны окружающей среды и использование его в практике экологического воспитания; народные традиции героико-патриотического воспитания подрастающего поколения; народная педагогика в интернациональном воспитании трудящихся. Эти и другие вопросы могут быть рассмотрены в различных хронологических рамках в историко-педагогическом аспекте.
Заключение
В качестве выводов по исследованию можно дать следующие рекомендации по применению народно-педагогического опыта в социальной педагогике.
Опираясь на народные методы воспитания педагоги - теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Однако ядро народной мудрости всегда присутствует в любой воспитательной теории. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и есть проявление народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества.
Исследования проблем народной педагогики позволяют утверждать что концепция народной педагогики сложилась. Установлен предмет народной педагогики, определены её источники, принципы, методы, характерные особенности. Концепция народной педагогики рассматривает педагогические воззрения народа как выражение практической народной философии, как сгусток веками накопленного коллективного опыта народных масс по воспитанию и обучению молодого поколения, гениально воплощённых в разнообразных памятниках устного народного творчества.
Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования.
Народное воспитание - это общественное воспитание.
На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания в сочетании с эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядро народной педагогики. Следует однако принять во внимание, что педагогическое воззрение народа, сложившиеся без профессиональной педагогической подготовки, на основе лишь эмпирических знаний, носило в известной мере стихийный характер. Сам процесс воспитания, повседневный педагогический контакт в детьми не всегда был осознанным. В этих условиях поражает умение народа по крупицам отобрать всё лучшее, разумное, отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека. С этих позиций народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического эксперимента. Современная теория педагогики, обогащённая народным опытом воспитания, даёт возможность значительно повысить педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народные массы играют активную роль в развитии педагогической мысли как составной части общечеловеческой культуры. Рассмотренные нами памятники народной педагогики позволяют сделать чисто педагогические выводы. Приводимые поговорки, пословицы и сказки пробуждают чувство оптимизма, они стремятся привить людям, и прежде всего молодому поколению, самые лучшие человеческие качества. Для того чтобы наиболее успешно решать эти благородные задачи, опираясь на народную мудрость, следует принимать во внимание следующие обстоятельства.
Житейские правила и приёмы воспитания - это первые законы, с которыми человек встречается в своей жизни. И они рождаются в семье. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали не писаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. В народных поговорках, пословицах, сказках выкристаллизован вековой опыт воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении, народные сказки и афоризмы несут в себе бесценную народную мудрость.
Список использованной литературы
1.Алиев А. К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала: Даггиз, 1998. 290 с.
2.Асельдеров М. А. Воспитание учащихся на передовых народных традициях. Махачкала: Дагучпедгиз, 2000.- 210 с.
3.Асланов И. И. Воспитание школьников в многонациональном коллективе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1982.- 115 с.
4.Бамматова Л. Р. Этическая мысль народов Дагестана и современность. Махачкала: Дагучпедгиз, 1999.- 60 с.
5.Гасанов 3. Т. Социально-педагогические основы интернационального и патриотического воспитания учащихся. Махачкала: Дагучпедгиз, 2001. 145 с.
6.Даниялов Г. Д. Исторический путь развития народов Дагестана до вхождения его в состав России. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996 - 253 с.
7.Магомедов А. М. Художественные традиции народов Дагестана и их использование в эстетическом воспитании школьников. Махачкала: Дагучпедгиз, 1998. - 88 с.
8.Магомедова З. М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 2000.- 56 с.
9.Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. 112 с.
10.Радугин А. А. Педагогика. М.; Центр, 2001 - 293 с.
.Реан А.А., Розум С.И., Бордовская Н. В. Психология и педагогика. СПб.: ПИТЕР, 2002 - 432 с.
.Фролов С. С. Социология. М.: ТК Велби, 2004 - 300 с.
13.Эльдаров М. Роль краеведения в учебно-воспитательном процессе в школе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. - 112 с.