Исследование процесса формирования и распределения прибыли на предприятии ООО 'Арбат маркет'
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛИ
ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНДИКАТОРА ФИНАНСОВОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
.1 Сущность и значение прибыли как
экономической категории
.2 Основные виды прибыли
.3 Формирование и использование
прибыли
. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРИБЫЛИ В ООО «АРБАТ МАРКЕТ»
.1 Организационно-экономическая
характеристика ООО «Арбат маркет»
.2 Анализ формирования и
распределения прибыли на ООО «Арбат маркет»
.3 Резервы увеличения прибыли
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что
важнейшим показателем эффективности деятельности предприятия является прибыль
на различных этапах ее формирования - от валовой, позволяющей оценить
эффективность оперативного управления и сделать прогноз о достаточности
оборотных средств на ближайший период, до чистой, характеризующей эффективность
работы в долгосрочном периоде и качество стратегического менеджмента.
Прибыль - основной стимул для
создания и деятельности предприятия, именно за ее счет окупаются затраты на
производство и сбыт товара, оплачивается труд работников. От размера прибыли
зависят возможности каждого в обеспечении собственной хозяйственной
деятельности в условиях конкуренции. Вопросы о том, что производить, как производить
и для кого производить, предприятия в рыночных условиях определяют по основному
ориентиру - прибыли.
На счета фирмы, которая продает
продукцию, выполняет работы и предоставляет услуги, постоянно поступают
средства. Эти средства называются выручкой предприятия, или выручкой от
реализации товаров, работ и услуг. Разница между выручкой фирмы и ее затратами
называется прибылью. С одной стороны, она отражает конечный финансовый
результат, с другой - это главный источник финансовых ресурсов фирмы, формирующий
собственный капитал. В условиях рыночной экономики ее величина определяет
направления инвестирования. Предприниматель вкладывает средства прежде всего в
доходные виды экономической деятельности, где можно достичь наибольшего
прироста стоимости, так как это источник дальнейшего развития его бизнеса.
Величина прибыли имеет
стратегическое значение и для бюджетов всех уровней, поступая в виде налога для
обеспечения выполнения различных государственных программ.
Прибыль, отражает положительный финансовый результат.
Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение
объема производства продукции, снижение затрат. Прибыль сигнализирует, где
можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для
инвестирования в эти сферы деятельности. Прибыль является основной формой
чистого дохода (наряду с акцизами и НДС). Она отражает экономический эффект,
полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Рост прибыли
создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства,
решения проблем социального и материального характера трудового коллектива.
Абсолютные показатели прибыли не всегда дают
четкое представление об уровне эффективности деятельности предприятия, так как
одни и те же суммы прибыли могут быть получены в различных экономических
условиях.
Проблемы формирования, а
особенно использования прибыли, обусловлены состоянием учета и отчетности.
Множество предприятий и в настоящее время ведут бухгалтерский учет, формируя
отчетность, малопригодную для целей экономического анализа, так как она
представляет собой преимущественно налоговую отчетность. Чтобы обеспечить более
глубокое исследование, выявить воздействие факторов на прибыль и
рентабельность, сформулировать всесторонне обоснованные выводы, разработать
стратегию наращивания доходности фирмы, требуется совершенствовать
бухгалтерскую отчетность и внедрять управленческий учет в организации.
Исходя из значимости данного
показателя, исследованию формирования и распределения прибыли должно быть
уделено особое внимание, цель которого - выявить резервы ее роста, необходимые
для повышения уровня конкурентоспособности и финансовой устойчивости
хозяйствующего субъекта.
Объект исследования - ООО
«Арбат маркет».
Предмет исследования - прибыль
предприятия.
Целью курсовой работы является
исследование процесса формирования и распределения прибыли на предприятии.
В работе были поставлены
следующие задачи:
. Рассмотреть сущность прибыли
и ее значение для предприятия.
. Исследовать виды прибыли и
порядок ее формирования и использования.
. Провести экономический анализ
прибыли на ООО «Арбат маркет».
. Проанализировать формирование
прибыли на ООО «Арбат маркет»
. Определить резервы роста
прибыли на ООО «Арбат маркет»
В работе были использованы
методы исследования:
теоретический,
аналитический,
статистический.
Информационной базой для
написания курсовой работы явились: законодательная база, учебные пособия по
финансам организации, экономике предприятия, таких авторов как Волков А.И.,
Поляк Г.Б., Стажкова М.М. и др., статьи периодической печати, посвященные
изучению проблеме формирования и использования прибыли, а также нормативные
документы ООО «Арбат маркет».
Поляк Б.Г. в учебном пособие
«Финансы предприятия» более полно раскрывает две группы факторов, влияющих на
формирование прибыли.
Болотин А.А. в статье
«Управление валовой прибылью» уделил внимание основным видам прибыли.
Структура курсовой работы
включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной
литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛИ
ПРЕДПРИЯТИЯ - КАК ИНДИКАТОРА ФИНАНСОВОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
.1 Сущность и значение прибыли - как
экономической категории
Корпоративная прибыль предприятия на разных
этапах формирования является не просто важным экономическим показателем, а
объектом повышенного внимания различных пользователей бухгалтерской отчетности.
В современных экономических словарях и
энциклопедиях, пожалуй, трудно найти другой экономический показатель, имеющий
такое количество разновидностей и дефиниций. Прибыль предприятия вызывает
интерес не только у собственников бизнеса, заинтересованных в ее постоянной
максимизации. Она важна и для руководства, поскольку характеризует качество
менеджмента; для контролирующих органов, поскольку позволяет определить
ожидания бюджета в части налога на прибыль; для конкурентов, чтобы понять,
насколько хорошо идут дела на предприятии; для потенциальных инвесторов,
оценивающих ожидаемые выгоды от совместной деятельности; для кредиторов,
которые рассчитывают на возврат заемных средств с процентами, ссуженных
предприятию.
Исходя их такого количества ожиданий и
формируются различные определения этого экономического показателя, отражающие
потребности различных групп пользователей. Так, можно найти следующие
определения прибыли:
· выраженный в денежной форме чистый
доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение
за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой
разницу между совокупным доходом и совокупными издержками;
· приносимый инвестициями прирост
собственного капитала;
· важнейший внутренний источник
финансирования компании;
· показатель эффективности ведения бизнеса. Как
видно из этих определений, прибыль - это
· результирующий показатель
деятельности предприятия. Он формируется под воздействием множества различных
факторов, которые можно условно разделить на две группы: зависящие от
предприятия и не зависящие от него.
Прибыль как сложная
экономическая категория выполняет ряд важнейших макро- и микроэкономических
функций, основными из которых являются: воспроизводственная, контрольная,
стимулирующая.
Прибыль выступает одним из
основных индикаторов финансового благополучия и жизнеспособности в ближайшей
перспективе, обеспечивая возможность рассчитываться по своим обязательствам, а
также финансировать и расширять производственную деятельность, увеличивать
научно-технический потенциал за счет катализированных средств. В этом
реализуется воспроизводственная функция.
Прибыль, будучи основным
обобщающим показателем в системе оценочных критериев, характеризует
экономический эффект от производственно-хозяйственной, финансовой и
коммерческой деятельности предприятия. В этом проявляется контрольная функция
прибыли.
Стимулирующая функция прибыли
состоит в том, что чистая прибыль является главным источником финансирования
социальных программ, материальных поощрений для членов трудового коллектива.
Прибыль - это также важнейший
источник бюджетных ресурсов государства, что подтверждается данными налоговой
статистики. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет
Российской Федерации только в январе 2010г. составили 32,3 млрд. руб. По
сравнению с январем 2009г. поступления выросли на 5,8 млрд. руб., или 22,1%.
Получение прибыли является определяющим мотивом
деятельности фирмы. Это обстоятельство предопределяет огромную значимость
показателя прибыли в практической деятельности фирмы, и прежде всего в решении
следующих стратегических задач:
· разработка товарной стратегии фирмы.
Критерием оптимальности товарного ассортимента является обеспечение в течение
продолжительного периода постоянного превышения прибыли, остающейся в
распоряжении предприятия, над потребностями в финансовых ресурсах, необходимых
для поддержания конкурентоспособности предприятия;
· разработка ценовой стратегии фирмы. При
реализации этой задачи осуществляются расчеты прибыли с учетом выбора различных
методов ценообразования (способ «средние издержки + + прибыль», на основе
анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли, на основе ощущаемой
ценности товара, по правилу равенства маржинального дохода маржинальным
издержкам и т.д.);
· разработка стратегии взаимодействия
фирмы с рынками производственных ресурсов и выбора направлений инвестиционной
деятельности фирмы. Решения в этой области базируются на расчетах экономической
прибыли, которая определяется как разница между доходами фирмы от продажи
товаров (работ, услуг) и вмененными издержками на ресурсы, использованные при
получении этих доходов. Фирма получает экономическую прибыль, когда она
использует факторы производства таким образом, что приносимая ими выгода
превосходит выгоду, которую фирма могла получить при использовании этих
ресурсов иным наилучшим способом посредством альтернативных направлений
инвестирования;
· разработка стратегии реализации
интересов собственников (учредителей, участников, акционеров и т.д.). Данную
категорию субъектов хозяйственных отношений наряду с информацией об общих
результатах финансовой деятельности фирмы (валовой прибыли) интересуют данные о
размерах прибыли, направляемой на накопление (как фактор, обеспечивающий
стабильность их положения в перспективе), и прибыли, направляемой на выплату
дивидендов, доходов на паи и вклады. Показатели прибыли, характеризующие
указанные направления, формируются в процессе распределения прибыли, доводятся
руководством предприятия до его собственников и подлежат утверждению ими в
порядке, предусмотренном законодательством и учредительными документами.
Хозяйствующий субъект, как правило, ставит своей
целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает. На рынке товаров
предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители.
Установив цену на продукцию, они продают ее потребителю, получая при этом
доход, что не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата
от продажи продукции необходимо сопоставить валовой доход с валовыми расходами
на производство и обращение, которые принимают форму себестоимости продукции.
Когда валовой доход превышает валовые расходы, финансовый результат
свидетельствует о получении прибыли. Если валовой доход равен валовым расходам,
то происходит лишь возмещение затрат на производство и продажу продукции.
Продажа состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник
производственного, научно-технического и социального развития. При валовых
расходах, превышающих валовой доход, предприятие получает убытки -
отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное
финансовое положение, не исключающее и банкротство.
Прибыль является показателем, в котором
отражаются эффективность производства, объем и качество произведенной
продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
За счет средств из прибыли осуществляется
финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому
развитию предприятия, выплачиваются доходы (дивиденды) собственникам бизнеса
(акционерам). При этом в процессе осуществления хозяйственной деятельности
предприятие может лишиться не только ожидаемой прибыли, но полностью или
частично потерять свой капитал. Отсюда вытекает, что прибыль является в
определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской
деятельности.
Таким образом, прибыль как экономическая
категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в
процессе хозяйственной и коммерческой деятельности.
1.2 Основные виды прибыли
Виды прибыли могут быть систематизированы по
определенным признакам.
По источникам формирования в соответствии с
Налоговым кодексом Российской Федерации прибыль подразделяют:
· на прибыль от реализации продукции, работ и
услуг;
· прибыль от прочей реализации (или
прибыль от операционной деятельности).
По видам деятельности предприятия подразделяют
прибыль от производственной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Прибыль от производственной деятельности
является результатом производственно-сбытовой, т. е. какой-то основной для
данной организации операционной деятельности по ее уставу. Из зарубежной
экономической литературы в нашу терминологию анализа хозяйственной деятельности
предприятия вошло понятие «операционная прибыль», под которой понимается, по
существу, прибыль от производственной деятельности. Это понятие надо отличать
от сальдо операционных доходов и расходов по отчету о прибылях и убытках.
Результат инвестиционной деятельности частично
отражается в прибыли от прочей деятельности в виде доходов от участия в
совместной деятельности, от владения ценными бумагами и депозитными вкладами,
частично в операционной прибыли от реализации имущества по окончании
использования инвестиционного проекта. Кроме этого, результаты инвестиций
отражаются на производственной прибыли, когда инвестиции осуществляются в
реальные активы по расширению, обновлению и модернизации основного или
вспомогательного производства.
Под прибылью от финансовой деятельности
понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на
более выгодных, чем среднерыночные, условиях. Кроме того, в процессе финансовой
деятельности может быть получена и прямая прибыль путем использования
финансовых проектов вложения собственного капитала в иные организации.
По составу элементов, формирующих прибыль, в
экономическом анализе различают маржинальную (валовую), прибыль от продаж,
прибыль до налогообложения и чистую прибыль.
Маржинальная прибыль (валовая маржа) - это
положительная разница между суммой выручки-нетто и переменными затратами.
Понятию «выручка» соответствует понятие «валовая прибыль», применяемое в отчете
о прибылях и убытках (стр. 029, ф. 2).
Прибыль от продаж представляет собой сумму
дохода предприятия за вычетом всех операционных расходов как постоянных, так и
переменных. (стр. 050, ф. 2).
Прибыль до налогообложения равняется сумме
прибыли от продаж, прибыли от прочих операций.
Чистая прибыль - это совокупная (общая
бухгалтерская прибыль предприятия) прибыль, уменьшенная на сумму налога на
прибыль и аналогичных платежей из нее.
По характеру налогообложения прибыли выделяют
налогооблагаемую и не облагаемую налогом прибыль. Такое деление прибыли играет
важную роль в формировании налоговой политики компании, так как позволяет
оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиции их конечной
результативности. Состав доходов, не учитываемых при определении
налогооблагаемой базы, регулируется положениями ст. 251 гл. 25 НК РФ.
По характеру инфляционной очистки прибыли
различают номинальную и реальную прибыль. Реальная прибыль характеризует размер
номинально полученной суммы прибыли за анализируемый период, скорректированной
на индекс инфляции в соответствующем порядке.
По рассматриваемому периоду формирования
выделяют прибыль предшествующего периода, прибыль отчетного периода и
планируемую прибыль.
По характеру использования в составе прибыли,
остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, выделяют
капитализированную и потребляемую части. Капитализированная прибыль
представляет собой ту ее часть, которая направлена на финансирование прироста
активов, а потребляемая прибыль - ту ее часть, которая израсходована на выплату
собственникам, персоналу или социальные программы предприятия.
В представлена система формирования прибыли
предприятия по правилам бухгалтерского учета: от валовой до чистой прибыли:
Валовая прибыль = стр. 010 - стр. 020
Прибыль от продаж (стр. 050) = Валовая прибыль -
стр. 030 - стр. 040
Прибыль до налогообложения (стр. 140) = Прибыль
от продаж + Прибыль от прочих операций
Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения -
налоги и другие обязательные платежи.
Приведенный перечень классификационных признаков
не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной
терминологии и практике работы предприятий, однако с его помощью можно
классифицировать прибыль в целях проведения анализа финансовых результатов.
Распределение прибыли должно
сочетать два разных подхода: с точки зрения государства и коммерческих
организаций. Законодательные акты Российской Федерации направлены на
регламентацию одних сторон хозяйственной деятельности организаций, а результат
их исполнения зачастую имеет совершенно другой характер. В полной мере это
выражается в противоречиях между нормативным регулированием бухгалтерского
учета финансовых результатов и законодательством по налогообложению прибыли.
Распределение прибыли возможно
при ее наличии в составе собственного капитала организации. Поэтому основным
методологическим принципом учета нераспределенной прибыли должен стать принцип
ограничения в распределении прибыли.
.3 Формирование и использование
прибыли
Прибыль формируется под
воздействием самых различных факторов, которые имеют разнонаправленное влияние,
увеличивая или уменьшая ее объем.
К первой группе факторов относят:
объем производства - чем шире масштабы
деятельности предприятия, чем больше продукции оно производит и реализует, тем
больше прибыли оно генерирует при прочих равных условиях;
уровень цен на готовую продукцию - при
стабильном объеме производства повысить прибыль можно за счет повышения цен,
если расширение масштабов производства невозможно по каким-либо причинам;
конкурентоспособность продукции - чем больше у
продукции конкурентных преимуществ, тем больше клиентов можно привлечь и тем больше
возможностей у предприятия для различных ценовых и маркетинговых маневров,
позволяющих влиять на прибыль;
качество продукции - не только конкурентное
преимущество предприятия, позволяющее привлекать новых клиентов, но и фактор,
обеспечивающий лояльность уже привлеченных клиентов, ставших постоянными; чем
больше клиентов у предприятия, тем шире рынок сбыта, тем больше выручка от
реализации, выше прибыль;
состав и уровень внутренних затрат - в
зависимости от типа производства, вида экономической деятельности, ассортимента
продукции и т. д. каждое предприятие имеет свою неповторимую структуру
себестоимости, часть которой состоит из релевантных, управляемых затрат, а
другая часть - из затрат, повлиять на которые ни по составу, ни по объему не
представляется возможным; и та, и другая части принимают активное участие в
формировании прибыли предприятия;
наличие фондов и эффективность их использования
-часть чистой прибыли может направляться на формирование фондов, создаваемых
для покрытия безнадежных долгов, для премирования сотрудников, для
резервирования сумм отпускных, для коррекции обесценения вложений в ценные
бумаги. Такое использование части чистой прибыли вполне нормально для
предприятий, а в ряде случаев является обязательным требованием законодательства.
Проблема заключается в том, что неиспользованная к концу года часть фондов,
образованных из чистой прибыли, превращается во внереализационный доход
предприятия согласно требованиям действующего налогового законодательства. А
это значит, что предприятие в таком случае переплатит налог на прибыль, подпав,
таким образом, под двойное налогообложение прибыли;
уровень производительности труда - чем выше
значение этого фактора, тем больше продукции производит предприятие в единицу
времени, т.е. по сравнению с конкурентами у него больше шансов удовлетворить
потребности большего количества клиентов и занять большую по сравнению с
другими рыночную нишу;
качество менеджмента - пожалуй, самый важный
фактор, поскольку от качества управления производственным предприятием, от
квалификации топ-менеджеров, от их понимания текущих задач и стратегии развития
предприятия зависит не только разовое получение прибыли, но и рентабельность
компании на различных этапах ее развития;
учетная политика предприятия - документ, который
определяет и формализует учетные процедуры, в одних случаях сближая их, а в
других приводя к различным механизмам формирования прибыли бухгалтерской и
прибыли для целей налогообложения.
Ко второй группе факторов, влияющих на
формирование прибыли, но не зависящих от предприятия, традиционно относят
следующие:
природные, географические, транспортные и
технологические условия работы производственного предприятия являются
изначально заданными, рамочными, их изменение всегда сопряжено с
переориентацией производства, сменой масштабов деятельности и, как следствие,
выливается в серьезный уровень дополнительных инвестиций в производство;
уровень цен на потребляемые материальные ресурсы
и услуги естественных монополий - если первые в очень малой степени можно
отрегулировать индивидуальными договоренностями с поставщиками, разовым
попаданием в рекламные акции и незначительными скидками к цене, то вторые
абсолютно нерегулируемы;
ставки арендной платы - очень важный современный
фактор формирования прибыли. Особенно ощутим в крупных городах, где уровень
арендной платы в сфере коммерческой недвижимости является очень высоким. В
некоторых видах деятельности, в том числе и производственной, на долю арендной
платы приходится до 80% себестоимости. Учитывая, позицию диктатора цены на
данный ресурс, а у арендатора нет ни одной серьезной возможности повлиять на
данную ситуацию, имеем на выходе нерелевантную арендную плату и как часть
себестоимости, и как фактор, отрицательно влияющий на прибыль предприятия;
нормы амортизации являются зарегламентированной
с точки зрения законодательства частью себестоимости и не могут быть
произвольными в зависимости от пожеланий руководства предприятия. Некоторая
регуляция возможна в случаях применения повышающих коэффициентов к норме
амортизации, но это далеко не самая распространенная ситуация, доступная
абсолютно каждому предприятию;
процентные ставки по кредитам в настоящее время
являются очень высокими, в связи с чем привлечение заемных средств выливается
предприятию в дополнительные прочие расходы, которые, с одной стороны,
уменьшают налогооблагаемую прибыль, а с другой - поглощают серьезную часть
оборотных средств на всем периоде пользования кредитом или займом;
ставки налогообложения прибыли в России не
являются сверхвысокими в сравнении с Европой и Америкой. Однако сложный
механизм налогового учета, масса отличий его от механизма формирования
бухгалтерской прибыли, ежемесячное исчисление авансовых платежей по налогу на
прибыль предприятиями с оборотом свыше 10 млн руб. зачастую приводят к множественным
ошибкам в расчетах налоговой базы по налогу на прибыль и, как следствие, к
серьезным штрафным санкциям со стороны налоговых органов. Если учесть, что с
сентября 2010г. налоговые штрафы выросли от двух до десяти раз, несложно
предположить, что теоретически любое производственное предприятие в России
изначально недополучает часть прибыли;
-темпы инфляции отрицательно
влияют не только на оборотные средства, не только обесценивают вложения в
различные активы, но и обесценивают прибыль, накопленную предприятием за период
своей деятельности. Рассуждая о всевозможных факторах, влияющих на прибыль,
логично заметить, что важнейшее значение для оценки финансовых результатов
деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли.
Для аналитического исследования
прибыли рассмотрим следующие факторные модели:
аддитивную (Прп-РП-С-КР-УР) и
мультипликативно-аддитивную (Прп=Урп*Ц - Мз- Тз - Аз - КР-УР) модели
формирования прибыли от реализации.
Где Прп - прибыль от
реализации; РП - объем реализованной продукции в стоимостной оценке; С -
себестоимость продукции; КР - коммерческие расходы; УР - управленческие
расходы; Vрп - объем
реализованной продукции в натуральном выражении, шт.; Ц - цена единицы
продукции; Мз- материальные затраты; Тз - трудовые затраты; Аз- начисленная
амортизация.
Для расчета влияния каждого
фактора воспользуемся методикой, описанной Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой,
расширив модель путем включения в нее факторы второго порядка.
Алгоритм расчета следующий:
· определение влияния
фактора «цена реализации» требует предварительных уточнений. Необходимо
пересчитать выручку текущего года по стоимости базового (прошлого) года, для
чего стоимость реализованной продукции отчетного периода делится на индекс цен.
Разность между фактической и скорректированной выручкой указывает на ее
увеличение за счет ценового фактора. Последовательность расчетов приведена на
рисунке 1;
· расчет влияния
фактора «объем реализованной продукции в натуральном выражении»:
ΔП
(Vpn) = (ΔРП
- ΔРП
(ц)) * Rпp
(0);(1)
· расчет влияния
фактора «объем реализованной продукции в натуральном выражении»:
ΔП
(Vpn) = (ΔРП
- ΔРП
(ц)) * Rпp
(0); (2)
Индекс
цен
|
Фактическая
выручка от реализации в сопоставимых ценах
|
Прирост
выручки от реализации за счет ценового фактора
|
Рентабельность
продаж прошлого года, коэф.
|
Iц=(100+ΔЦ%)/100
|
РП(ц)=РП(1)Iц
|
Δ
РП
(ц)=РП (1) -РП(ц)
|
Rпр=Прп/РП
|
|
· Влияние
факторов «цена реализации»
|
|
|
ΔПпр(ц)=
ΔРП(ц)*Rпр(0)
Rпр(0) -
рентабельность продаж
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 1- Последовательность
расчетов влияния фактора «цена реализации»
· расчет влияния фактора
«себестоимость»:
ΔП
(С) = - (ДУД (с) * РП (1)) /100; (3)
· расчет влияния на прибыль от
реализации фактора «коммерческие расходы»:
ΔП
(КР) - (ΔУД
(КР) * РП (1)) /100; (4)
·
расчет влияния на прибыль от реализации фактора «управленческие расходы»:
ДП (УР) = - (ΔУД
(УР) * РП (1)) /100, (5)
где ΔУД
(с) - изменение удельного веса себестоимости в выручке от реализации, %;
ΔУД
(кр) - изменение удельного веса коммерческих расходов в выручке от реализации,
%;
ΔУД
(ур) - изменение удельного веса управленческих расходов в выручке от
реализации, %;
· расчет влияния на прибыль от
реализации факторов второго порядка: материальных, трудовых затрат, начисленной
амортизации, прочих расходов:
ΔП
(зi) - (ΔУД
(зi) * РП (1)) /100,
где ΔУД
(3i) - изменение
удельного веса каждого элемента затрат в выручке от реализации, %. (6)
Описанные алгоритмы расчета
факторных моделей применяются при анализе прибыли от продаж однопродуктового
производства. В условиях производства и реализации многономенклатурной
однотипной продукции результаты по рассмотренной методике могут быть
существенно искажены, поскольку не учитывается влияния структуры реализованной
продукции. Сущность влияния структурных изменений заключается в том, что увеличение объема производства
и реализации более рентабельной продукции в общем объеме по сравнению с прошлым
анализируемым периодом приводит к росту прибыли.
В мировой практике процедура формирования
прибыли стандартизована и сводится к алгоритму трансформации совокупного дохода
фирмы в чистую прибыль. Схематично принципиальная модель формирования чистой
прибыли фирмы представлена на рисунке 2.
Рисунок 2- Формирование и распределение прибыли
Решение об использовании прибыли к
распределению, которая обычно равна чистой прибыли, фирма принимает
самостоятельно. При этом она должна стремиться к оптимальному соотношению в
распределении средств для реализации многофункциональных задач, стоящих перед
ней в долгосрочном и краткосрочном периодах. Основными направлениями
использования прибыли фирмы являются: 1) образование финансовых резервов; 2)
инвестиции в развитие бизнеса; 3) финансирование социальной сферы и
дополнительного материального вознаграждения персонала фирмы (социальный
пакет); 4) благотворительные взносы; 5) выплата дивидендов акционерам и доходов
учредителям (участникам) на вклады в уставном капитале товариществ и обществ.
Фирма может предусмотреть создание финансовых
резервов для покрытия непредвиденных расходов и убытков. Иногда обязательность
резервирования средств для этих целей предусматривается в учредительных
документах или в учетной политике фирмы. Размер ежегодных отчислений также
предусматривается уставом. Использование резервного фонда носит строго целевой
характер. Зарезервированные средства могут быть направлены только на покрытие
убытков, погашение облигаций и выкуп акций общества при отсутствии иных
средств. Помимо резервного фонда в уставе акционерного общества может быть
предусмотрено формирование из чистой прибыли специального фонда акционирования
работников общества. Средства этого фонда могут быть израсходованы только на
приобретение акций общества для последующего размещения их среди его
работников.
На фирмах, где резервирование прибыли
законодательно не предусмотрено, вопрос о необходимости создания финансовых
резервов должен решаться с учетом конкретной ситуации. Ответ на него быть может
положительным, когда речь идет о реализации инновационных проектов,
осуществлении рискового варианта вложения средств, ведении операций на фондовом
рынке и в других сферах с повышенной степенью коммерческих рисков. На
предприятиях всех организационно-правовых форм предусмотрена возможность
создания резерва под обесценение вложений в ценные бумаги (акции других
предприятий, облигации и другие долговые обязательства). Эти так называемые
оценочные резервы используются на покрытие разницы между балансовой стоимостью
ценных бумаг и их рыночной (котировочной) стоимостью на конец года, если
последняя окажется ниже балансовой стоимости.
Создание резервов осуществляется за счет
иммобилизации оборотных средств, что ведет к снижению эффективности их
использования. Это обстоятельство может также иметь немаловажное значение при
принятии решения о создании резервных фондов.
Для развития производственного потенциала фирмы
часть полученной прибыли должна направляться на накопление в виде вложений в
различные активы путем осуществления долгосрочных инвестиций и финансовых
вложений. Долгосрочные инвестиции - это средства, направляемые на новое
строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение
действующих комплексов, приобретение и создание новых объектов основных средств
и нематериальных активов, а также земельных участков и объектов
природопользования. Финансовые вложения - это инвестиции фирмы в
государственные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные
бумаги и уставный капитал других организаций, займы, предоставленные другим
организациям на территории РФ и за ее пределами.
Важное значение для развития фирмы и повышения
ее статуса имеет наличие у нее объектов социальной сферы, для финансирования
затрат на развитие которых направляется часть прибыли - прибыль на социальные
нужды. Развитие социальной инфраструктуры фирмы может оказаться решающим
фактором для обеспечения стабильности кадрового состава и привлечения новых
сотрудников. Она позволяет также осуществлять психологическое и физиологическое
восстановление персонала, способствует формированию нормальной обстановки в
коллективе. Отметим, что приобретение объектов непроизводственной
инфраструктуры является само по себе достаточно выгодным вложением капитала,
так как стоимость этих объектов имеет тенденцию к постоянному росту.
Направление прибыли на финансовое обеспечение
развития социальной сферы осуществляется в размерах, предусмотренных
учредительными документами фирмы или по решению ее учредителей (участников).
Чистая прибыль может расходоваться также на дополнительное материальное
вознаграждение персонала фирмы, оплату медицинских, образовательных услуг,
путевок, дополнительных отпусков, пенсии и другие социальные выплаты.
Важнейшим с точки зрения
реализации интересов собственников фирмы является формирование средств,
направляемых на выплату доходов на паи, дивидендов по акциям и процентов по
облигациям и другим ценным бумагам. Размеры и пропорции в распределении прибыли
на выплату доходов на паи в товариществах и обществах определяются по решению
их учредителей (участников). Для акционерных обществ порядок формирования
средств на выплату дивидендов и права акционеров на их получение в зависимости
от вида акций определены в Федеральном законе РФ «Об акционерных обществах».
Контроль за распределением
прибыли на практике осуществляется посредством представления соответствующей
отчетности. Однако календарный год, за который представляется отчетность,
является частью общего периода развития организации. Поэтому внешнее проявление
показателей может искажать реальную действительность.
Таким образом, фирма, принимая
решение о росте производства продукции, может руководствоваться простым
правилом: ей следует увеличивать производство до уровня, на котором предельный
доход становится равным предельным издержкам.
экономический прибыль распределение
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ООО «АРБАТ МАРКЕТ»
2.1 Организационно-экономическая
характеристика ООО «Арбат маркет»
Общество с ограниченной ответственностью «Арбат
маркет» является торговым предприятием.
Целью деятельности ООО «Арбат- маркет» является
извлечение прибыли, насыщение рынка продукцией, товарами и услугами с высокими
потребительскими свойствами.
Общество имеет гражданские права и несет
обязанности необходимые для любых видов деятельности, не запрещенных законом.
ООО «Арбат- маркет» является юридическим лицом и
строит свою деятельность на основании Устава ООО «Арбат маркет» ( Приложение
1).
Место нахождения Общества: 241054, г. Брянск,
ул. Дуки, 145
Предметом деятельности ООО «Арбат маркет »
является:
Оптовая и розничная торговля торговым
оборудованием, продуктами питания и др.
ООО ПКФ «Арбат маркет» является юридическим
лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его
собственном балансе.
Производственно-хозяйственную деятельность ООО
«Арбат маркет» осуществляет на договорной основе, при этом Общество свободно в
выборе предмета договора, определении обязательств, любых других условий
хозяйствования.
ООО «Арбат маркет» ведет бухгалтерский учет,
налоговый учет и статистический учет в соответствии с действующим
законодательством РФ и несет ответственность за его достоверность и своевременность
предоставления в соответствующие органы государственного управления.
Для организации и обеспечения деятельности ООО
«Арбат маркет» и его участники образуют Уставный капитал в размере 10000
рублей, который составляется из номинальной стоимости долей его Участников.
Чистая прибыль направляется в первую очередь на
образование и пополнение резервного фонда.
Оставшаяся прибыль расходуется следующим
образом:
часть прибыли, размер которой определяется общим
собранием участников, по окончании отчетного периода, перечисляется Участниками
Общества пропорционально их долям в Уставном капитале;
остальная часть прибыли направляется на
образование фондов Общества (фонд накопления, фонд потребления).
Проверка финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Арбат маркет» осуществляется по итогам деятельности общества за год, а
также во всякое время по инициативе самой ревизионной комиссии общества.
Руководит ООО «Арбат маркет» генеральный
директор Пысенок А.Н. в его подчинении находятся бухгалтерия, склад, магазин
коммерческий отдел, осуществляющий непосредственно розничную торговлю и
технический отдел, отвечающий за охрану и уборку помещения и близ лежащей
территории.
Финансовая деятельность торгового предприятия
«Арбат маркет» оценивается по бухгалтерской отчетности.
По данным бухгалтерской
отчетности организации из формы №1и №2 (Приложение 2) проведем анализ основных
экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия «Арбат маркет»
за 2008-2010 гг. и представим их в таблице 1.
В 2010году по сравнению с 2009 годом увеличилась
выручка от реализации товаров на 7229 тыс. руб. Среднегодовая численность
работников, занятых в торговой деятельности сократилась на 4 человека в
году по сравнению с 2009 годом.
Таблица 1
Основные финансово-экономические показатели ООО
«Арбат маркет» 2008-2010гг.
Показатели
|
2008г.
|
2009г.
|
2010г.
|
Отклонение
(+,-)
|
|
|
|
|
2009г
от 2008г
|
2010г
от 2008г
|
Стоимость
оборотных средств, тыс.руб.
|
140000
|
175707
|
174770
|
35707
|
-937
|
Выручка
от реализации товаров, тыс.руб.
|
648344
|
675205
|
682434
|
26861
|
7229
|
Фондоотдача,
%
|
0,2
|
0,41
|
0,2
|
0,21
|
-0,21
|
Фондоемкость,
%
|
2,05
|
2,57
|
2,23
|
0,52
|
-0,34
|
Среднегодовая
численность работников, чел
|
29
|
27
|
23
|
-2
|
-4
|
Расходы
периода (коммерческие и управленческие, тыс. руб.
|
1298
|
1262
|
1203
|
-36
|
-59
|
Фонд
заработной платы, тыс.руб.
|
186469
|
177756
|
170872
|
-8713
|
-6884
|
Прибыль
от реализации, тыс.руб.
|
35122
|
54261
|
71668
|
19139
|
17407
|
Рентабельность
всей хоз. деятельности, %
|
3,9
|
18,65
|
19,81
|
+14,2
|
+1,16
|
Рентабельность
продаж, %
|
0,05
|
0,08
|
0,11
|
0,03
|
0,02
|
С/с
реализованной продукции, тыс. руб.
|
608801
|
616641
|
606482
|
7840
|
-10159
|
Из-за снижения численности работников, фонд
заработной платы работникам предприятия в 2010году снизился на 6884 тыс. руб.
по сравнению с 2009 годом. На исследуемом предприятии наблюдается по данным
таблицы 1 снижение себестоимости реализованной продукции на 10159 тыс. руб. в
2010г. по сравнению с 2009г.
В 2010 году отмечается незначительное увеличение
показателя рентабельности основной деятельности предприятия.
По данным «Отчета о прибылях и убытках» за 2008
-2010гг. организация получила прибыль от продаж в размере 71668 тыс. руб., что
составило10,5% от выручки.
Изучая расходы по обычным видам деятельности,
следует отметить, что организация в 2010 году, как и в 2009 году учитывала
управленческие расходы в качестве условно-постоянных, относя по итогам года
отчетного периода на счет реализации. Это и обусловило отсутствие данного
показателя за 2009 год в форме №2. Рентабельность продаж за 2008- 2010гг.
возросла на 0,02, рентабельность продаж по чистой прибыли возросла на 0,173
(0,300 - 0,127). Темп роста выручки от продаж в 2010г по сравнению с 2009г.
составил 101,07%, средняя величина активов за исследуемый период возросла
на 172,4% (272,4 - 100).
Рассмотрим структуру баланса ООО «Арбат маркет»
(таблица 2).
Таблица 2
Структура активов и обязательств ООО «Арбат
маркет» за 2008-2010гг.
Показатели
|
2008г
|
2009г
|
2010г
|
Темп
роста
|
|
|
|
|
2008г
от 2009г
|
2010
гот 2009г
|
Активы
|
|
|
Внеоборотные
активы
|
140000
|
177707
|
174770
|
37707
|
-2937
|
Запасы
|
25000
|
27604
|
105587
|
2604
|
77983
|
НДС
|
13680
|
31331
|
9523
|
17561
|
-24807
|
Дебиторская
задолженность
|
116200
|
11620
|
4015
|
-104580
|
-7605
|
Денежные
средства
|
51400
|
61296
|
1169740
|
9896
|
1108444
|
Прочие
оборотные активы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Итого
оборотные активы
|
206280
|
236431
|
240769
|
30151
|
2004338
|
Баланс
|
346280
|
414138
|
2417488
|
67858
|
2003350
|
Пассивы
|
|
|
Собственный
капитал
|
161388
|
164411
|
377543
|
3023
|
213132
|
Долгосрочные
займы
|
-
|
-
|
41493
|
-
|
41493
|
Краткосрочные
займы
|
184892
|
249727
|
637452
|
64835
|
387725
|
Кредиторская
задолженность
|
184892
|
249727
|
637452
|
64835
|
387725
|
Баланс
|
346280
|
414138
|
2417488
|
67858
|
2003350
|
Из таблицы 2 следует, что
валюта баланса за 2010г увеличилась на 67 858 руб., в том числе размер
внеоборотных активов - на 37 707 руб., или на 55,6%, оборотные активы
увеличились на 30 151 руб., или на 44,4%.
В 2010г активы увеличились на 2
003 350 руб., оборотные активы - на 2 004 338 руб., величина внеоборотных
активов уменьшилась на 1037 руб. В структуре оборотных активов произошел рост
по статьям запасов на 35,5% и денежных средств - на 55,3%. Предприятию следует
обратить внимание на размер остатка денежных средств на расчетном счете, так
как денежные средства должны непрерывно участвовать в процессе обращения.
В структуре заемных средств,
краткосрочные кредиты и займы увеличились на 1 361 000 руб. за счет получения
кредита в иностранной валюте для приобретения импортных товаров и за счет
получения краткосрочного займа. Кредиторская «задолженность возросла на 387 725
руб., или на 22,2%. Собственный капитал увеличился на 223 132 руб. за счет
роста нераспределенной прибыли.
Для оценки ликвидности и
платежеспособности в краткосрочном периоде рассчитываются следующие показатели:
-коэффициент текущей ликвидности
коэффициент промежуточной ликвидности
коэффициент абсолютной ликвидности
Расчет данных коэффициентов приводится в таблице
3.
Таблица 3
Коэффициенты ликвидности и платежеспособности
ООО «Арбат маркет» за 2008-2010 гг.
Показатель
|
Расчет
|
|
|
2010г
|
Изменение
|
|
|
2008г
|
2009г.
|
|
2009к
2008 г
|
2010
к 2009г
|
коэффициент
абсолютной ликвидности
|
А1/П1
|
0,23
|
0,25
|
1,83
|
0,02
|
1,58
|
коэффициент
быстрой ликвидности
|
(А1+А2)/П1
|
0,04
|
0,81
|
3,5
|
0,77
|
2,69
|
коэффициент
текущей ликвидности
|
(А1+А2+А3)/П1
|
1,12
|
0,93
|
3,5
|
-0,19
|
2,57
|
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает,
какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть погашена
немедленно
(то есть за счет имеющейся денежной наличности).
Показатель коэффициента абсолютной ликвидности в 2010 года составил 1,83% при
нормативе данного коэффициента 0,2-0,3.
Норматив коэффициента быстрой ликвидности 0,7-1.
На исследуемом предприятии данный коэффициент составил в 2010 г. 3,5, что
значит ООО «Арбат маркет» обладает достаточной ликвидностью, чтобы погасить свои
краткосрочные обязательства.
Коэффициент текущей ликвидности показывает
степень, в которой оборотные активы покрывают краткосрочные пассивы. Норматив
данного коэффициента - больше 2. На исследуемом предприятии коэффициент текущей
ликвидности составил в 2009г. 3,5, что превышает норматив.
Превышение оборотных активов предприятия над
краткосрочными финансовыми обязательствами обеспечивает резервный запас для
компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и
ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Чем больше величина этого
показателя, тем больше уверенность кредиторов, что долги будут погашены.
Анализ показателей финансовой устойчивости и
ликвидности предприятия показал, что за анализируемый период предприятие
улучшило свое финансовое положение.
Таким образом, полученные данные позволяют
заключить, что ООО «Арбат маркет» за отчетный период имеет достаточную
финансовую устойчивость, оно устойчиво во времени, и оно может сохраняться под
воздействием внутренних и внешних факторов. Следовательно, ООО «Арбат маркет»
имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля для привлечений
инвестиций, в получение кредитов, в выборе поставщиков.
2.2 Анализ формирования и
распределения прибыли на ООО «Арбат -маркет»
Практические подходы к выбору
методик исследования формирования и распределения прибыли рассмотрим на ООО
«Арбат маркет». Для этого на основании «Отчетов о прибылях и убытках» за
2008-2010гг. по ООО «Арбат-маркет» оформим сводную таблицу 4.
Таблица 4
Состав, структура и динамика
показателей прибыли, оценка выполнения плановых показателей ООО «Арбат маркет»,
тыс. руб.
Показатель
|
Период
|
Отклонения
|
Темпы
прироста
|
|
2008
г
|
2009
г
|
План
|
2010
г.
|
2009г
|
2010
г
|
От
плана
|
2009
г
|
2010
г
|
план
|
Доходы,
всего
|
655987
|
686414
|
690600
|
691606
|
30427
|
5192
|
1006
|
4,6
|
0,8
|
0,1
|
Удельный
вес, %
|
100
|
100
|
100
|
100
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
Валовая
прибыль
|
39543
|
58564
|
76861
|
45952
|
19021
|
17388
|
-909
|
48,1
|
29,7
|
-1,2
|
Удельный
вес, %
|
6,0
|
8,5
|
11,1
|
11,0
|
2,5
|
2,05
|
-0,1
|
х
|
х
|
х
|
Прибыль
от продаж
|
35122
|
54261
|
73761
|
71668
|
19139
|
17407
|
-2093
|
54,5
|
32,1
|
-2,8
|
Удельный
вес, %
|
5,4
|
7,9
|
10,7
|
10,4
|
2,6
|
2,5
|
-0,3
|
х
|
х
|
х
|
Прочие
доходы
|
7643
|
11209
|
11900
|
9172
|
3566
|
-2037
|
-2718
|
46,7
|
-18,2
|
-22,9
|
Удельный
вес, %
|
1,2
|
1,6
|
1,7
|
1,3
|
0,5
|
-0,3
|
-0,4
|
х
|
х
|
х
|
Прибыль
до налогообложения
|
27877
|
49542
|
71587
|
66758
|
21665
|
17216
|
-4829
|
77,7
|
34,8
|
-6,7
|
Удельный
вес, %.
|
4,2
|
7,2
|
10,4
|
9,7
|
3,0
|
2,4
|
-0,7
|
х
|
х
|
х
|
Чистая
(нераспределенная) прибыль
|
21187
|
37652
|
54406
|
50736
|
16465
|
13084
|
-3670
|
77,7
|
34,8
|
-6,7
|
Удельный
вес, %
|
3,2
|
5,5
|
7,9
|
7,3
|
2,3
|
1,9
|
-0,5
|
х
|
х
|
х
|
Экономическая
рентабельность
|
5
|
8
|
11
|
10
|
3
|
2
|
-1
|
х
|
х
|
х
|
Из данных
структурно-динамического анализа за три года следует, что все показатели, кроме
прочих доходов (снижение их составило 2 037 и 2 728тыс. руб. в 2009 и 2010гг.
соответственно), имели положительную динамику. Совокупные доходы в абсолютном
выражении увеличились на 30 427 и на 5 192тыс. руб., а по сравнению с планом -
на 1 006 тыс. руб., темпы прироста составили 4,6, 0,8 и 0,1 % соответственно;
валовая прибыль в 2009 г. прибавила 19 021 и 17 388 тыс. руб. при хороших
темпах роста в 148 и 129%. Тем не менее, начиная с этого показателя,
наблюдается невыполнение плановых заданий.
Увеличение прибыли от продаж на
19 139 и на 17 407тыс. руб., или на 54,5 и 32,1 % соответственно, оценивается
положительно, однако плановое задание по этому показателю также выполнено не
было на 2 093тыс. руб., или на 2,8%. Нельзя не обратить внимание на снижение
темпов прироста по всем показателям к 2010 г.
Таким образом, по данным
проведенного анализа можно сделать следующий вывод: несмотря на рост в динамике
многих показателей, за анализируемый период наблюдается в ООО «Арбат маркет»
спад деловой активности к 20010г., который выражается в снижении темпов
прироста по всем показателям, а также в невыполнении плановых заданий. Рост в
динамике экономической рентабельности говорит о скрытых резервах повышения
эффективности использования финансовых и материальных ресурсов предприятия, а
следовательно, и об увеличении прибыли.
Остановимся отдельно на
динамике и оценке чистой прибыли, которая, как было отмечено, формируется в
основном за счет операционной деятельности (таблица 5).
Таблица 5
Показатели динамики и оценки
прибыли ООО на «Арбат маркет» за 2008-2010гг., тыс. руб.
Показатель
|
Период
|
Отклонения
|
Темпы
прироста
|
|
2008
г
|
2009
г
|
План
|
2010
г.
|
2009г
|
2010
г
|
От
плана
|
2009
г
|
2010
г
|
план
|
Прибыль
от продаж
|
35122
|
54261
|
73761
|
71668
|
19139
|
17407
|
-2093
|
54,5
|
32,1
|
-2,8
|
Сальдо
прочих доходов и расходов
|
-7545
|
-4719
|
-2174
|
-4910
|
2526
|
-191
|
-2736
|
-34,9
|
4,0
|
125,9
|
Налог
на прибыль
|
6690
|
11890
|
17181
|
16022
|
5200
|
4132
|
-1159
|
77,7
|
34,8
|
-6,7
|
Чистая
(нераспределенная) прибыль
|
21187
|
37652
|
54406
|
50736
|
16465
|
13084
|
-3670
|
77,7
|
34,8
|
-6,7
|
За анализируемый период 2008 -
2010 гг. темпы прироста чистой прибыли составили 77,7% и 34,8%, а в абсолютном
выражении чистая прибыль увеличилась на 16465 и на 13084 тыс. руб.
соответственно.
При этом темп роста прибыли от
реализации был заметно ниже, т. е. 54,5 и 32,1 %, следовательно, прирост чистой
прибыли был обеспечен за счет влияния других факторов, в частности - за счет
сокращения отрицательного сальдо прочих доходов и расходов на 2 526тыс. руб. в
2009 г. Следует отметить, что несмотря, на положительную динамику этого
показателя, за три года плановые показатели по чистой прибыли не достигли
требуемой величины. Чистая прибыль в 2010г. составила 50 736 тыс. руб. от
запланированной величины 54 406 тыс. руб., что на 3 670 тыс. руб. меньше.
Факторы изменения объема чистой прибыли рассчитываются способом сравнения. При
этом необходимо учитывать, что изменение налога на прибыль на величину чистой
прибыли оказывает влияние, обратное по знаку.
Итак, отрицательное влияние на
величину чистой прибыли в 2010г. от запланированных показателей распределилось
следующим образом: 2 093 тыс. руб. приходится на сокращение прибыл и от
реализации, 2 736тыс. руб. составили потери чистой прибыли за счет
отрицательного сальдо от прочих доходов и расходов. Уменьшение налога на
прибыль на 1 159тыс. руб. имело положительное влияние.
Для анализа влияния факторов на
формирование прибыли воспользуемся указанной методикой по Донцовой Л.В. и
Никифоровой Н.А.
Расчеты по описанной методике
при условии роста цен на 3,3% в 2008 г. и на 8,5% в 2009 г. приведены в таблице
6.
Выручка от реализации в
сопоставимых ценах по первому варианту составила 653 635 (675205/1,033) и 628
971 тыс. руб. (682434/1,085). Если из выручки анализируемого периода вычесть ее
величину, скорректированную на индекс цен, то полученная разность укажет на
прирост выручки за счет прироста цены реализации. Следовательно, рост выручки
за счет увеличения цены составил 21 570 (675205 -653635) и 53463тыс. руб.
(682434- 628 971) в 2009 и 2010гг. соответственно. Ценовой фактор, таким
образом, играл решающее влияние на общий прирост выручки от реализации в 2009 и
в 2010 гг.
Таблица 6
Исходная информация для факторного
анализа прибыли от реализации на ООО «Арбат маркет», тыс. руб.
Показатели
|
Период
|
Изменения
|
Удельный
вес показателя в выручке от продаж, %
|
Изменения
в структуре
|
|
2008г
|
2009г
|
2010г
|
2008г
|
2009г
|
2008
|
2009г
|
2010г
|
2009г
|
2010г
|
Выручка
от продаж
|
648344
|
675205
|
682434
|
26861
|
7229
|
100
|
100
|
100
|
х
|
х
|
Себестоимость
продаж
|
608801
|
616641
|
606482
|
7840
|
-10159
|
93,9
|
91,3
|
88,9
|
-2,6
|
-2,5
|
Материальные
затраты
|
421398
|
437815
|
433724
|
16417
|
-4019
|
65,0
|
64,8
|
63,6
|
-0,2
|
-1,3
|
Затраты
на оплату труда
|
186469
|
177756
|
170872
|
-8713
|
-6884
|
28,8
|
26,3
|
25,0
|
-2,4
|
-1,3
|
Амортизация
|
762
|
872
|
1732
|
110
|
860
|
0,1
|
0,1
|
0,3
|
0,012
|
0,125
|
Прочие
затраты
|
172
|
154
|
26
|
-44
|
0,03
|
0,03
|
0,02
|
0,003
|
-0,007
|
Коммерческие
расходы
|
1298
|
1262
|
1203
|
-36
|
-59
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
-0,031
|
0,001
|
Управленческие
расходы
|
3123
|
3041
|
3081
|
-82
|
40
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
-0,031
|
0,001
|
Прибыль
от продаж
|
35122
|
54261
|
71668
|
19139
|
17407
|
5,4
|
8,0
|
10,5
|
2,619
|
2,46
|
Рентабельность
продаж
|
0,05
|
0,08
|
0,11
|
0,03
|
0,02
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
Влияние изменения объема
реализованной продукции на сумму выручки рассчитывается разностью между
скорректированной выручкой и выручкой предыдущего периода. Прирост объемного
фактора в выручке от продаж в 2009г. составил 5291 тыс. руб. (653635 - 648344),
а в 2010г. выручка потеряла 46 234 тыс. руб. за счет снижения количества
реализованной продукции. Снижение себестоимости в 2010г. на 10 159тыс. руб.,
таким образом, вызвано в первую очередь падением объемов производства и
реализации.
Расчет факторных влияний
(таблица 87) указывает на положительное воздействие всех исследуемых элементов в
2010г.
Таблица 7
Расчет влияния факторов первого
порядка на прибыль от реализации товаров на ООО «Арбат маркет», тыс. руб.
Показатель
влияния
|
2009г
|
2010
г
|
Изменение
объема продаж
|
287
|
-3715
|
Изменение
цены реализации
|
1168
|
4296
|
Изменение
себестоимости проданной продукции
|
17383
|
16761
|
Изменение
коммерческих расходов
|
90
|
73
|
Изменение
управленческих расходов
|
211
|
-7
|
Совокупное
влияние факторов на изменение прибыли от продаж
|
19139
|
17407.
|
Наибольший прирост прибыли на
17 383 и на 1 168тыс. руб. приходится на снижение себестоимости и рост цены
реализации. За счет объема продаж, коммерческих и управленческих расходов
прибыль увеличилась на 287,90 и 211 тыс. руб. соответственно. В 2010г.
возможности роста прибыли не были полностью реализованы в результате снижения
объема продаж в натуральном выражении (прибыль недополучила 3 715тыс. руб.) и
роста коммерческих расходов, отрицательное воздействие которых составило 7 тыс.
руб.
Тем не менее объективная оценка
влияния себестоимости на прибыль за счет эффективного использования
производственных ресурсов может быть дана при наличии информации об уровне и
динамике затрат на единицу продукции.
Общее увеличение прибыли от
продаж в 2010г. было получено за счет снижения себестоимости, коммерческих
расходов и роста цены реализации на 16 761, 73 и 4296тыс. руб. соответственно.
Исходя из проведенного анализа,
можно заключить, что общий подъем прибыли от реализации был вызван прямо или
опосредованно ростом цены реализации, поэтому результаты деятельности не
являются следствием активной деловой политики, конструктивных управленческих
решений.
Факторы второго порядка
(материальные, трудовые, амортизационные, прочие затраты) определяются
аналогично. Расчет влияния их на прирост прибыли от реализации представлен в
таблице 8.
Таблица 8
Показатели влияния факторов
второго порядка на изменение прибыли от реализации, тыс. руб.
Показатель
влияния факторов
|
2009
г.
|
2010
г.
|
Изменение
|
Материальные
затраты
|
1042
|
5628
|
4587
|
Трудовые
затраты
|
16
438
|
11955
|
-4
483
|
Амортизация
|
-78
|
-851
|
-772
|
За счет более интенсивного
использования материальных и трудовых ресурсов прирост прибыли в 2010г.
составил 5 628,4 и 11 955,1 тыс. руб. соответственно. Снижающаяся доля
материальных и трудовых затрат и возрастающая доля амортизации в выручке от
реализации говорит о повышении производительности труда в результате внедрения
новых технических средств.
Сравним результаты анализа,
проведенного при многоассортиментной реализации.
Приведенные в таблице 9 расчеты
по отдельным ассортиментным группам товаров указывают на незначительные
изменения в структуре реализации, которые тем не менее оказали влияние на
величину прибыли.
Стабильный рост реализации
наблюдается только по торговым павильонам 127, 307, и 422 изделий за
исследуемый период. Удельный вес в общем объеме реализации этой ассортиментной
группы незначителен и составляет 0,35 % с увеличением доли в последующие
периоды до 1,3 и 2,4 %.. По другим группам оборудования идет снижение объема
реализации.
Таблица 9
Исходные данные для анализа
прибыли по ассортиментным группам товаров
Показатель
|
Периоды
|
Изменение
|
Доля
прироста
|
|
2008г
|
2009г
|
2010г
|
2009г
|
2010г
|
2009г
|
2010г
|
Холодильное
оборудование
|
500
|
526
|
221
|
26
|
-305
|
-0,002
|
0,054
|
Удельный
вес
|
1,4
|
2,2
|
1,2
|
0,9
|
-1,0
|
х
|
х
|
Цена
единицы, руб.
|
108640
|
108640
|
108640
|
-
|
-
|
х
|
х
|
Переменные
затраты, руб.
|
103362
|
103895
|
100120
|
33
|
-3775
|
-0,004
|
0,078
|
Торговые
павильоны
|
127
|
307
|
422
|
179
|
115
|
-0,014
|
-0,021
|
Удельный
вес
|
0,3
|
1,3
|
2,4
|
1,0
|
1,1
|
х
|
х
|
Цена
единицы, руб.
|
980500
|
1020050
|
980050
|
39550
|
-40000
|
0,991
|
1,018
|
Переменные
затраты, руб.
|
939424
|
930352
|
885492
|
-9071
|
-44860
|
1,004
|
0,922
|
Торговые
витрины
|
35836
|
22673
|
17267
|
-13136
|
-5406
|
1,013
|
0,966
|
Удельный
вес
|
98,3
|
96,5
|
96,4
|
1,6
|
0,0
|
х
|
х
|
Цена
единицы, руб.
|
13098
|
13467
|
14186
|
369
|
719
|
0,009
|
-0,018
|
Переменные
затраты, руб.
|
12207
|
12207
|
12207
|
0
|
0
|
х
|
х
|
Общий
объем реализованного оборудования
|
36463
|
23505
|
17910
|
-12958
|
-5595
|
х
|
х
|
Средние
переменные затраты на единицу оборудования
|
1055
|
1046
|
998
|
-9
|
-49
|
х
|
х
|
Средняя
цена по всем ассортиментным группам
|
1102
|
1142
|
1103
|
40
|
-39
|
х
|
х
|
Постоянные
затраты
|
4421
|
4303
|
4284
|
-118
|
-19
|
х
|
х
|
Прибыль
от реализации
|
35122
|
54261
|
71669
|
19139
|
17407
|
х
|
х
|
Расчет влияния факторов
выполняется методом цепных подстановок в последовательности, указанной в
таблице 10.
Таблица 10
Расчет влияния факторов для
ассортиментных групп реализуемых товаров
Факторы
расчета
|
2009г
|
2010
г
|
Прибыль
базовая: П(о) = Σ(Vрп
(об)(0)*Уд(0)*(Цi(0)-ПрЗi(0)))-ПЗ(0)
|
35122
|
54261
|
Прибыль
условная №1 П(усл1) = Σ(Vрп
(об)(1)*Уд(0)*(Цi(0)-ПрЗi(0)))-ПЗ(0)
|
21070
|
40320
|
Прибыль
условная №2 П(усл2) =Σ (Vрп
(об)(1)*Уд(1)*(Цi(0)-ПрЗi(0)))-ПЗ(0)
|
30888
|
56344
|
Прибыль
условная №3 П(усл3) =Σ (Vрп
(об)(1)*Уд(1)*(Цi(1)-ПрЗi(0)))-ПЗ(0)
|
51380
|
51884
|
Прибыль
условная №4 П(усл4) =Σ (Vрп
(об)(1)*Уд(1)*(Цi(1)-ПрЗi(1)))-ПЗ(1)
Прибыль отчетная П(1) = Σ(Vрп
(об)(1)*Уд(1)*(Цi(1)-ПрЗi(1)))-ПЗ(1)
|
54261
54261
|
71668
|
Изменение
прибыли за счет факторов:
|
Объем
реализации в натуральном выражении: П(усл1)-П(о)
|
-14052
|
-13941
|
Изменение
структуры реализации: П(усл2) - П (усл1)
|
9819
|
16023
|
Цены:
П(усл3) - П (усл2)
|
20492
|
-4460
|
Переменных
затрат: П(усл4) - П (усл3)
|
2763
|
19765
|
Постоянных
затрат: П(усл1) - П (усл4)
|
118
|
19
|
Баланс
отклонений (сумма всех влияющих факторов)
|
19139
|
17407
|
В результате общего снижения
объема реализации в натуральном выражении на 12 958 и 5 595шт. за 2009 и 2010гг.
прибыль от реализации упала на 14 052 и 13 941 тыс. руб. Изменения в структуре
реализации привели к увеличению прибыли на 9 819 и на 16 023 тыс. руб. за
исследуемые периоды. Ценовой фактор имел положительное влияние в 2008 г., за
счет которого прибавление прибыли составило 20492тыс. руб. и отрицательное
воздействие в 2009г. на 4460тыс. руб. за счет снижения средневзвешенной цены
реализации. Изменения переменных и постоянных затрат способствовало увеличению
прибыли.
Анализ влияния на прибыль в
разрезе отдельных товарных позиций показал, что снижение объема реализации по
торговым витринам, которое занимает лидирующие позиции в общей реализации (от
98 до 96%,) на 13 163 и 5 406 шт., привело к заметному падению прибыли на 14
275 и на 13 469тыс. руб. за анализируемы период (таблице 11).
Таблица 12
Расчет влияния на прибыль от
реализации изменения объема продаж, удельных переменных затрат по ассортиментым
группам товаров
Ассортиментные
группы
|
2009г
|
2010г
|
Влияние
на прибыль от реализации изменения
|
Холодильное
оборудование 26: (-12958)*(-14052)
|
28
|
-759
|
Торговые
павильоны 179: (-12958)*(-14052)
|
195
|
287
|
Торговые
витрины -13163: (-12958)* (-14052)
|
-14275
|
-13469
|
Баланс
отклонений
|
-14052
|
-13941
|
Влияние
на прибыль от реализации изменения переменных затрат на единицу продукции
|
Холодильное
оборудование
|
-10
|
1534
|
Торговые
павильоны
|
2773
|
18231
|
Торговые
витрины
|
0
|
0
|
Баланс
отклонений
|
2763
|
19765
|
Именно эта товарная группа
определила общее снижение прибыли от реализации за счет влияния объемного
фактора.
Основной прирост прибыли за
счет переменных затрат (2 773 и 18 231 тыс. руб.) стал результатом эффективного
использования ресурсов в реализации торговых павильонов. В 2010г. прибыль
увеличилась на 1 534тыс. руб. счет снижения удельных затрат по группе холодильное
оборудование.
2.3 Резервы увеличения прибыли
Необходимость оценки степени экономической
целесообразности структурных изменений вытекает из поиска резервов увеличения
прибыли.
Анализ величины ставки
маржинального дохода в сопоставлении различных номенклатурных групп дает ответ
о правильно выбранной стратегии по продвижению одного товара и сокращению
объемов производства и реализации по другим ассортиментным группам.
Ставка маржинального дохода
характеризует величину маржинального дохода (валовой прибыли) на единицу
продукции и определяется:
Ус (мд) = Цед - ПрЗ ед, (13)
где Ус (мд) - ставка
маржинального дохода; МД -маржинальный доход; Цед - цена единицы продукции; Пр
Зед - удельные переменные затраты.
Самую большую доходность за
весь период исследования при незначительной доле в общем объеме реализации от
0,3 до 2,4 % имело холодильное оборудование: ставка маржинального дохода в
2009г. составила 41 076тыс. руб., а в 2009г. - уже 94 558тыс. руб., рост
которой был вызван не ценовым фактором (подъем цены отмечался только в 2009г.,
а в 2010 г. цена вернулась к исходной позиции), а сокращением переменных затрат
в единице продукции на 9 071 и на 44 860 руб. соответственно.
Наименее доходным видом
продукции является торговые павильоны, но именно на него приходится основной
объем производств; и реализации - 98% в 2010г. и 96% в 2009г., при ставке
маржинального дохода 1979тыс. руб. 2010 г. Как показал анализ прибыли по
ассортиментным группам, основной прирост прибыли счет торговых витрин
объясняется количеством реализуемого товара, который почти в 41 раз превышает
количество самого доходных торговых павильонов.
Исходя из проведенного анализа,
можно сделать следующие выводы: резервом роста прибыли является пересмотр
структуры реализации с увеличением доли торговых павильонов как наиболее
перспективного с точки зрения возможности снижения удельных переменных затрат и
цены реализации, а также как наиболее доходного. Обоснование расчетов приведено
в таблице12.
Таблица 12
Расчет возможного варианта
структурных изменений в объеме реализации торгового оборудования в ООО «Арбат
маркет»
Показатель
|
Холодильное
оборудование
|
Торговые
павильоны
|
Торговые
витрины
|
Итого
|
|
2010г
|
план
|
2010г
|
план
|
2010г
|
план
|
план
|
Объем
реализации, шт
|
221
|
521
|
422
|
922
|
17267
|
16467
|
17910
|
17910
|
Удельный
вес, %
|
1,2
|
2,9
|
2,4
|
5,1
|
96
|
91,9
|
100
|
100
|
Маржинальный
доход, руб.
|
1885
|
4441
|
39892
|
87170
|
34176
|
32593
|
75952
|
124204
|
Прибыль
от реализации
|
|
|
|
|
|
|
71668
|
119920
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если увеличить реализацию
торговых павильонов на 500 единиц, а торговых витрин на 300 единиц, по уровню
доходности превышающих торговые павильоны, при одновременном снижении выпуска
торговых павильонов на 800 единиц, то прибыль от реализации составит 119
920тыс. руб., что на 48 252тыс. руб. больше полученной суммы прибыли в 2010г.
В целом изменение структуры
реализации продукции должно быть экономически обосновано как возможностями
самого предприятия, так и состоянием потенциальных рынков сбыта, интересами
предполагаемых покупателей.
Эффективность
предпринимательской деятельности должна включать не только детализированный
анализ формирования прибыли, но и оценку результативности ее использования.
Контроль за распределением использования прибыли на практике осуществляется
посредствам предоставления соответствующей отчетности. Однако календарный год,
за который предоставляется отчетность, является частью общего периода развития
предприятия. Поэтому внешнее проявления показателей может искажать реальную
действительность.
Можно выделить следующие
направления использования прибыли: отчисления в бюджет в виде налогов, в
резервный или аналогичные по назначению фонды, выплата доходов участникам
организации и на развитие бизнеса. Последнее включает расширение производства,
обновление основных средств, техническое перевооружение, внедрение инноваций,
материальное стимулирование работников организации, социальное развитие
коллектива и т.д.
Для наращивания прибыли важно понимать, что в
данный момент способствует, а что препятствует данному процессу, что невозможно
без комплекса аналитических и управленческих процедур, проводить которые
рекомендуется регулярно. К таким процедурам относятся:
· проведение анализа положения
производственного предприятия на рынке и выработка стратегии его дальнейшего
развития;
· оптимизация и нормализация бизнеса -
радикальная реорганизация компании и ее позиционирование на рынке путем
пересмотра базовых стратегий конкуренции;
· интенсификация труда работников и
загрузки оборудования;
· обновление выпускаемой продукции
вплоть до перепрофилирования;
· модернизация производства;
· внедрение прогрессивных форм
организации труда;
· снижение издержек производства и
издержек сбыта готовой продукции;
Только при подобном подходе можно говорить не
просто о максимизации прибыли, а об управлении процессами формирования и
накопления корпоративной прибыли производственного предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прибыль является одним из обобщающих оценочных
показателей деятельности предприятий (организаций, учреждений).
Прибыль - выступает как превышение доходов от
продажи товаров (услуг) над произведенными затратами (капиталом).
Прибыль выполняет две важнейшие функции:
· характеризует конечные финансовые
результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;
· является главным источником
финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия
(налог на прибыль - важнейший элемент доходов государственного бюджета).
Прибыль - стратегический
показатель развития бизнеса как с позиции предпринимателя
(товаропроизводителя), так и региона и государства в целом.
Особенности формирования и
учета прибыли приводят к искажению реального результата хозяйственной
деятельности, в связи с чем следует различать понятия экономической и
бухгалтерской прибыли, а также учитывать их взаимосвязь.
Несовершенство учета
распределения чистой прибыли и отсутствие ее полноты отражения в бухгалтерской
отчетности не позволяют сделать подробный анализ распределения прибыли.
Основным методологическим принципом учета нераспределенной прибыли должен стать
принцип ограничения в распределении прибыли, сочетающий два подхода: с точки
зрения государства и коммерческих организаций.
Необходимо установить
обоснованность структуры распределения чистой прибыли по каждому направлению во
взаимосвязи с показателями, характеризующими инвестиционную, экономическую,
финансовую деятельность организации.
В процессе анализа
использования прибыли необходимо установить обоснованность структуры ее
распределения по каждому направлению во взаимосвязи с показателями:
рентабельность производства и продаж, величина прибыли и инвестиций на одного
работника и на один рубль основных средств, коэффициент финансовой устойчивости
и обеспеченности собственными оборотными средствами. Менеджмент финансовых
результатов предполагает экономически обоснованное воздействие на факторы,
способствующие наращиванию прибыли. Например, увеличение коммерческих расходов
оправдано при условии роста товарооборота и активным продвижением товаров на
рынки сбыта.
Распределение прибыли должно
сочетать два разных подхода: с точки зрения государства и коммерческих организаций.
Законодательные акты Российской Федерации направлены на регламентацию одних
сторон хозяйственной деятельности организаций, а результат их исполнения
зачастую имеет совершенно другой характер. В полной мере это выражается в
противоречиях между нормативным регулированием бухгалтерского учета финансовых
результатов и законодательством по налогообложению прибыли.
Распределение прибыли возможно
при ее наличии в составе собственного капитала организации. Поэтому основным
методологическим принципом учета нераспределенной прибыли должен стать принцип
ограничения в распределении прибыли.
Полученные в ходе исследования ООО «Арбат
маркет» данные позволяют заключить, что ООО «Арбат маркет» за отчетный период
имеет достаточную финансовую устойчивость, оно устойчиво во времени, и оно
может сохраняться под воздействием внутренних и внешних факторов.
Следовательно, ООО «Арбат маркет» имеет преимущество перед другими
предприятиями того же профиля для привлечений инвестиций, в получение кредитов,
в выборе поставщиков.
По данным проведенного анализа можно сделать
следующий вывод: несмотря, на рост в динамике многих показателей, за
анализируемый период наблюдается на ООО «Арбат маркет» спад деловой активности
к 2010г., который выражается в снижении темпов прироста по всем показателям, а
также в невыполнении плановых заданий. Рост в динамике экономической
рентабельности говорит о скрытых резервах повышения эффективности использования
финансовых и материальных ресурсов предприятия, а следовательно, и об
увеличении прибыли.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что
невыполнение плановых заданий по прибыли объясняется проблемами в сфере сбыта,
т. е. имели место внешние факторы, возможно, такие как неблагоприятная рыночная
конъюнктура, появление более сильных конкурентов, падение спроса на выпускаемую
продукцию и т. п.
Резервом роста прибыли является пересмотр
структуры реализации с увеличением доли торговых павильонов как наиболее
перспективного с точки зрения возможности снижения удельных переменных затрат и
цены реализации, а также как наиболее доходного.
Если увеличить реализацию
торговых павильонов на 500 единиц, а торговых витрин на 300 единиц, по уровню
доходности превышающих торговые павильоны, при одновременном снижении выпуска
торговых павильонов на 800 единиц, то прибыль от реализации составит 119
920тыс. руб., что на 48 252тыс. руб. больше полученной суммы прибыли в 2010г.
В целом изменение структуры
реализации продукции должно быть экономически обосновано как возможностями
самого предприятия, так и состоянием потенциальных рынков сбыта, интересами
предполагаемых покупателей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 26 декабря
1995 г. N 208-ФЗ « Об акционерных обществах» // Российская газета, № 45, 1996,
С.3-7
. Болотин А.А. Управление валовой
прибылью современного производственного предприятия// Экономический анализ:
теория и практика.-2011.-№48. -С.45-50.
. Бухгалтерская финансовая
отчетность / В.Д. Новодворского. - М.: Омега -Л, 2009.- 325с.
. Бертникова Т.Б. Анализ и
диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия». - М.: ИНФРА-М,
2009.- 445с.
. Вечканова Г.С. Современная
экономическая энциклопедия. Спб: Лань, 2010. -542 с.
. Донцова Л. В. Анализ финансовой
отчетности. - М.: Изд-во «Дело и сервис», 2009.-370 с.
. Кадин А.П. Экономическая сущность
прибыли// Экономист.- 2010.- №11. -С.14-16
. Кашинина М.А. Прибыль - как
экономическая категория: отечественная и зарубежная практика.// Экономист.-
2011.-№5. -С.16-19
. Климов И. В. Экономический анализ
(теория, задачи, тесты, деловые игры). - М.: Вузовский учебник, 2010. -287 с.
. Кузнецов В.А. Финансы.- М.: Инфра
- М., 2010- 421 с.
. Любушин Н.П. Анализ
финансово-хозяйственной деятельности предприятия, М.: ЮНИТИ, 2009.- 380с.
. Мишин Ю.А. Управленческий учет:
управление затратами и результатами хозяйственной деятельности. - М.: Дело и
Сервис, 2010. -372 с.
. Поляк Г.Б. Финансы предприятий. -
М.: Финансы и статистика.2010. -402 с.
. Толпегина О.А. Анализ прибыли:
теория и практика исследования // Экономический анализ: теория и практика.-
2011.- №2. С.35
. СосненкоЛ. С., Черненко А. Ф.
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности.- М.: КНОРУС,
2009.- 485с.
. Ситникова А.Н. Анализ финансовых
результатов.- Новосибирск., 2011. - 126 с.
. Шеремет А.Д. Комплексный анализ
хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2009.-246 с.
. Черненко А.Ф. Анализ бухгалтерской
отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2009. -302с.
. Финансы предприятий/ Иванов А.П. -
Спб: Питер, 2011.-405 с.
. Экономика предприятия / О.И.
Волкова - М.: Инфра-М, 2010.- 364 с.
. Экономика фирмы/ Н.П. Иващенко.-
М.: Инфра-М, 2010. -324 с.
. Экономика. Учебник.// Под ред.
А.И. Архипова, - М.: Проспект, 2010. - 648 с.