Реклама в античном мире
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Истоки рекламной деятельности
. Виды рекламы в античности
.1 Устная реклама
.2 Изобразительная реклама
.3 Письменная реклама
Выводы и рекомендации
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Реклама, каким бы удивительным не показалось это
утверждение, возникла еще в античности. Одним из первых дошедших до нас
рекламных обращений считается древнеегипетский папирус, в котором сообщается о
продаже рабов, скота и других товаров. Глиняные пластины извещают жителей
древних финикийских городов о реализации различных товаров, услугах и
развлечениях. В Древней Греции рекламные надписи выбивались на камнях,
гравировались на металле и костях, вырезались на дереве. В Древнем Риме
рекламные объявления помещались на выстроенных и побеленных стенах - "альбумусах",
а также на стенах жилых домов. Элементы рекламы использовали и древние
ремесленники, которые ставили специальное клеймо на свои изделия, заботясь
таким образом о своей репутации и рекламируя качественную продукцию. Активно
использовались устные объявления, цёлью которых было воздействие на подсознание
простых граждан, привлечение их внимания и подталкивание к ценным для
рекламодателей действиям. Также в эти времена зарождается давление на свободу
слова со стороны власти, стремление добиваться достоверности в рекламной
информации.
Цель этого реферата - рассмотреть, как
зарождалась рекламная деятельность в античном мире, и какие её формы стали
прообразом современной рекламы.
1. ИСТОКИ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
История рекламы, насчитывающая уже тысячелетия,
тесно связана с процессом развития человеческого общества и его экономической
жизни. Зарождением рекламы можно считать Древний Египет. В развалинах города
Мемфис найден самый старый рекламный текст: «Я - Рино с Крита, по повелению
богов толкую сны», относящийся к третьему веку до н. э.
Древнейший город Помпеи (рис. 1), сохранивший
свой первоначальный облик благодаря затопившей его лаве (73 г. н. э.), донес до
нас более полутора тысяч различных рекламных обращений, схожих с современной
рекламой.
Рис. 1
Предметы рекламирования охватывают все сферы
жизнедеятельности - экономическую, политическую, зрелищную, объявления о
различных услугах. Например, изображение учителя, наказывающего розгами
ученика, символизировало школьное заведение. Не менее ярко, чем в настоящее
время, рекламировались гостиницы и таверны. Чаще всего таверну рекламировала
вывеска и насаждения плюща или терновника. Помимо вывесок на самих заведениях
существовали разбросанные в разных местах надписи-указатели. Рекламировались и
термы (античные бани), любимое место отдыха римских граждан. Среди следов
рекламы, найденных в Помпеях, многие относятся к предвыборной борьбе римских
политиков и администраторов.
Звуковая атмосфера античного города была насыщена
выкриками зазывал, торговцев, официальных глашатаев, объявляющих
правительственные указы, распоряжения и постановления.
Потребность привлекать зрителей на различные
зрелища или собрания приводит к зарождению новой формы рекламы - афиши. Они
использовались в основном при рекламе гладиаторских боев и собраний.
Рис. 2
2. ВИДЫ РЕКЛАМЫ В АНТИЧНОСТИ
Зачатки современной рекламы, сопровождающие
человечество уже много веков, долгое время воспринимались разрозненно.
Некоторые из этих форм можно считать прообразом современных видов рекламы. А
именно:
• Наскальные рисунки, содержащие информацию о
месте охоты и ее результатах, можно считать точкой отсчета современной наружной
рекламы.
• Желание человека выделиться среди себе
подобных, украшая свою внешность самыми разнообразными способами, можно назвать
имиджевой рекламой.
• И конечно, самая распространенная передача
информации - устная, например, о том, кто хорошо выделывает шкуры или шьет
одежду.
Также рекламные тексты можно классифицировать по
использованию знаковых средств. По этому признаку различают четыре группы:
устная реклама, изобразительная, письменная и печатная. Печатная реклама
возникла намного позже, уже в Средние века, поэтому мы не будем её
рассматривать. А остальные виды рекламы рассмотрим подробнее.
2.1 Устная реклама
реклама современный античный
письменный
Первая информационная революция связана с
появлением речи. В античности формируются средства массовой коммуникации. С
развитием общества появляется неудовлетворенность информации только из уст в
уста. Особенно остро потребность в информации появляется с формированием
городов.
В городе существовало 3 информационных центра:
. Административный - аппарат власти (сенат).
. Культовый центр - связанный с
вероисповеданием.
. Рынок - торговая площадь.
Первыми носителями рекламной информации стали
глашатаи. Первоначально они появились у Египтян, потом их переняли Евреи, Греки
и Римляне.
Градация глашатых:
. Самые главные - выполняли дипломатические
поручения, были одеты очень богато и владели жезлами.
. Городские - передавали важную деловую
информацию, они имели посох для привлечения внимания.
. Рыночные - обслуживали рынок, присутствовали
при артистических группах или частных лиц. Имели музыкальный инструмент
(колокольчики, звуковые рога).
Помимо глашатаев, устной рекламой занимались
торговцы на базарах, которым нужно было продать товар. Они сообразили, что если
начать громко зазывать покупателей, рассказывая о преимуществах своих товаров,
можно быстро увеличить выручку.
Устные выкрики торговцев постепенно выделилась в
отдельную форму рекламы. Эта область включала в себя:
. громкие выкрики торговцев на рынках;
призывы распространителей и посредников в оказании
различных услуг и бродячих ремесленников.
Однако просто речь - не единственный рекламный
ход предпринимателей того времени. В арсенал рекламных средств обычно входили
мимика, жесты, интонация и т.д. Важно было организовать эффектное действие в
подходящее время и в нужном месте.
.2 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА
Истоки изобразительной рекламы тесно связаны с
освоением человечеством орнамента, рисунка и скульптуры. Изобразительные виды
рекламы не дошли до наших дней в полном объеме. В Помпеях обнаружены вывески
выполненные красками. Известно, что на центральной улице в 770 метров было 20
харчевен, а всего в Помпеях было более 140 таких заведений. Конечно они
конкурировали, поэтому хозяева старались всячески их разукрасить живописными
вывесками, на которых было изображено, что ждет человека, если он посетит
именно это заведение.
О татуировках также можно говорить о них как о
проторекламе - то есть о наглядной информации, адресованной любому участнику
общения. Потому что они были призваны отражать совокупность качеств личности:
племенную принадлежность, социальный ранг, ивдивидуальные черты.
К проторекламе можно отнести и «жезлы
начальников» - прообразы скипетров, символизировавшие власть их обладателей, а
также знаки собственности: клеймо, которым метили различные предметы и домашний
скот, а впоследствии - рабов и преступников. Даже в племенных тотемах было
нечто напоминавшее рекламу: в качестве покровителя племени обычно избирались
животные, являвшиеся для древних олицетворением могущества, смелости, ума и хитрости.
С некоторыми изменениями эти явления проходят через всю историю культуры, и
лучшее доказательство этому - современные фирменные знаки, бренды (от англ.
«brand» - клеймо).
В политической рекламе античности такую роль
играли статуи с хвалебными надписями правителям, полководцам, знаменитым
гражданам. Некоторые из таких статуй тиражировались в десятках экземпляров, в
подтверждение величия и славы того или иного деятеля и для пропаганды его
взглядов.
Также заслуживает внимания принятый у древних
римлян способ подтверждать древность рода посредством восковых масок их
предков. Эти маски являлись неотъемлемой частью интерьера в жилищах римских
аристократов и обязательно присутствовали на триумфальных и религиозных
процессиях. Количество и совершенство изобразительных деталей маски отражало
древность рода и величие деяний триумфатора.
Следует обратить внимание на афишу. Это
детализированное сообщение о событии, происходящем в городе, например, о
гладиаторских боях. В ней была информация об устроителях игр, времени
состязании, имена сражающихся в паре, а так же сведения о противниках. Тексты
подкреплялись изображением сражающихся гладиаторов. Существовали и театральные
афиши с написанными крупным шрифтом именами актеров, а зачастую и с рисунками
отдельных сцен из спектаклей. Об этом свидетельствуют фрагменты разрушенных
землетрясением стен Помпеи. Обычно изготовление афиш напоминало альбумы. Это
надписи, которые выводились красиво красной краской в таких местах, где
собиралось много народа: во двориках у бань, на стенах театра, у городских
ворот и т.д. Однако известны и варианты афиш, исполненные на папирусе, которые
продавали с рук.
.3 ПИСЬМЕННАЯ РЕКЛАМА
Следующим этапом развития рекламной деятельности
является изобретение письменности.
Археологами найдены рекламные письменные тексты
относящиеся к античности. Это, в первую очередь, стихийные автографы,
оставленные жителями городов на стенах домов, храмов, и пр. Главным
документальным свидетельством наличия граффити являются надписи, которые сняты
археологами со стен Помпей. Граффити - это процарапывание жителями города на
стенах своих мнений, призывов или просто заявления о себе, не несущего значимой
информации. Можно сказать, что граффити - это форма личностной саморекламы.
Еще более высокую степень профессионализации в
письменной рекламе имеет альбум. В римскую эпоху альбум представлял собой
участок на городской стене или на просторной части дома, который был выбелен
белой краской с тем, чтобы на нём писались объявления. Около нескольких
разделённых колонками участков для письма, составлявших альбум, стоял сосуд с
черной краской и орудием для письма. Альбум обслуживали приставленные для этого
«выбеливатели». Как только белые участки полностью покрывались объявлениями,
прислужники принимались за свои обязанности, и начисто выбеленная стена вновь
исполняла роль рекламного носителя.
Другой формой распространения письменных
объявлений были папирус и восковые таблички. Но они были очень дорогим
удовольствием, поэтому являлись привилегией высших сословий.
Ещё один вид письменной рекламы - римская
протогазета, которая была представлена двумя изданиями.
. “Acta senatus” - «дела сенатские». На
специально выбеленной стене писались последние распоряжения сената. Была
основана Юлием Цезарем в 59 году н.э.
. “Acta diurni populi romani” - «повседневные
дела римского народа». На ней сообщались повседневные события, распоряжения
правительства, и часть объявлений, например о смерти или разводах известных
жителей. Однако из-за ограниченности средств тиражирования лишь
привилегированная верхушка могла заказывать копии этого прототипа газеты.
Приходилось не только прибегать к услугам переписчиков, но и находить
дорогостоящий пергамент или папирус для размножения текста.
Итак, рекламные тексты - не изобретение Нового
времени. Их истоки уходят в первобытную древность. А в античности зарождается
уже развитая рекламная деятельность. Ее основной жанр - устные объявления,
представляющие собой оперативную общеполезную информацию. Позже к этим объявлениям
добавляется набор словесных, звуковых и изобразительных приемов, создающих
рекламные образы и специфически рекламные тексты.
Истоки таких явлений, как афиша, плакат,
торговая марка, рекламная акция также восходят к античности, а светская хроника
в прессе ведет свою историю от римской протогазеты.
Безусловно, это была лишь примитивная реклама.
Дальнейшее же её развитие полностью зависело от развития как общества в целом,
так и производительных сил, в частности.
Следует подчеркнуть, что именно технические и
научные достижения человечества, такие как изобретение книгопечатания, открытие
электричества, радио, полеты человека в космос, компьютерная революция и др.,
стали основой средств распространения современной рекламы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Мудров А. Н. «Основы рекламы», 2008г.
2.
<http://vip-reklama.info/>
.
Антипов К. В. «Основы рекламы», 2009г.
.
Аксенова К. А. «Реклама и рекламная деятельность», 2009г.