Электромеханический привод железнодорожной машины с рычажно-ползунным исполнительным механизмом
ВВЕДЕНИЕ
В железнодорожной технике широко используют
кривошипно-ползунные механизмы, в них исполнительный орган выполняет работу при
возвратно-поступательном перемещении ползуна. Проектируемый привод машины
включает в себя асинхронный электродвигатель переменного тока с синхронной
частотой вращения n0=3000
об/мин. Его вал упругой соединительной муфтой МУВП соединён со входным валом
зубчатого цилиндрического одноступенчатого редуктора.
Выходной вал последнего компенсирующей муфтой
соединён с кривошипом кривошипно-ползунного исполнительного механизма. Выходной
вал последнего компенсирующей муфтой соединён с кривошипом
кривошипно-ползунного исполнительного механизма. Выходной ползун скреплён с
исполнительным органом и взаимодействует с объектами окружающей среды, выполняя
нужную работу. Весь привод размещён на несущей конструкции в частности раме.
Привод снабжен так же устройствами управления
системами безопасности и удобства работы. Блок-схема привода приведена ниже на
следующем листе, где:
М - электродвигатель
Р - редуктор
ИМ - исполнительный механизм
ИО - исполнительный орган
УУ - устройство управления
СБУ - система безопасности и удобства
РА - рама
При выполнении курсового проекта необходимо
найти:
размеры исполнительного механизма;
подобрать электродвигатель из каталога;
определить основные характеристики редуктора;
разработать меры по повышению плавности машины и
снижения виброактивности машины.
Задание на курсовую работу по дисциплине «теория
механизмов и машин» студенту группы ПТМ -010 Пономареву Александру, вариант
исходных данных № 15 по табл., погонная масса рычага 5 кг/м , масса ползуна 3
кг , модуль зубчатых зацеплений м = 2 мм , допустимый коэффициент
неравномерности [ σ ] = 0,1
Выполнить синтез механизмов (Мех) привода
машины, состоящего из электродвигателя (М), зубчатого редуктора (Р) и
исполнительного рычажно ползунного Мех ИМ с исполнительным органом
ИО. Исходные данные для проектирования приведены
в табл. П1.
При выполнении работы необходимо:
. написать введение и начертить блок - схему
привода;
. установить вид исполнительного Мех, заданного
буквенной последовательностью одноподвижных кинематических пар, начертить его
структурную схему;
. произвести структурный анализ Мех, установить
количество избыточных связей и предложить вариант структурной схемы без
избыточных связей, начертить этот вариант;
. выполнить метрический синтез этого Мех,
определив размеры всех его звеньев;
. Начертить планы его (до 8) положений, в том
числе характерных, в крайних положениях выходного звена, при наибольшей его
скорости, при вертикальных положениях кривошипа и пр;
. рассчитать продолжительность одного оборота
кривошипа (период) и скорость его вращения;
. вывести функции положения и скорости ползуна
Мех; рассчитать значения и построить график изменения скорости ползуна в
функции от угла поворота кривошипа;
. определить среднее значение скорости ползуна
на участках его рабочего и холостого хода, обозначить их на соответствующих
участках графика изменения скорости;
. построить график изменения нагрузки полезного
сопротивления в функции от угла поворота;
. рассчитать среднее значение мощности нагрузки
полезного сопротивления на участках рабочего и холостого хода, построить
графики их изменения, усреднить эту мощность для всего цикла движения,
обозначить её на графике;
. назначить КПД исполнительного механизма и
рассчитать среднее значение мощности сил полезного сопротивления вращению
кривошипа;
. рассчитать среднее значение момента сил
сопротивления вращению кривошипа;
. найти ориентировочные значения передаточного
числа редуктора, ориентируясь на быстроходный электродвигатель с дн ≈ 300
1/с;
. установить возможные выполнения и компоновки
зубчатых передач, реализующих найденное передаточное число; изобразить их
структурные схемы;
. выбрать рациональную компоновку зубчатой передачи,
реализующей найденное передаточное число; изобразить её структурную схему в 3
проекциях;
. назначить максимально возможный КПД
рациональной компоновки зубчатой передачи и рассчитать необходимую мощность
двигателя;
. подобрать электродвигатель по каталогу и
выписать его основные характеристики;
. уточнить значение передаточного числа;
. рассчитать необходимый движущий момент и
установить его связь с моментом сил сопротивления вращению кривошипа;
. назначить количество зубьев колёс зубчатого
редуктора;
. найти геометрические характеристики
быстроходного зацепления зубчатых колёс редуктора;
. выполнить картину быстроходного зацепления,
определить его качественные характеристики;
. определить экстремальные и среднее значения
реакции в сопряжении ползуна с направляющей, найти среднее значение силы
трения, её мощности, коэффициентов потерь энергии и полезного действия
сопряжения;
. найти ориентировочную величину усреднённого
момента инерции масс звеньев привода машины приведённого к кривошипу;
. рассчитать ориентировочную величину
продолжительности tp
разгона машины под нагрузкой и сравнить её с допустимой (0,5 с ≤ [tp]
≥ 5 c);
. найти ориентировочные величины наибольшей за
цикл избыточной работы и коэффициента неравномерности вращения кривошипа,
сравнив её с допустимым значением;
. установить наибольшую силу упругой деформации
пружинного разгружателя ползуна; рассчитать необходимую жёсткость пружины;
. пересчитать ориентировочные величины
наибольшей за цикл избыточной работы и коэффициента неравномерности; сравнить
последний со значением в п. 27 и с допустимой величиной;
. рассчитать параметры противовесов, установив
массу и места их расположения на звеньях;
. выполнить структурную схему синтезированного
привода машины;
. сделать выводы по работе;
. составить список использованной литературы.
Чертежи работы выполнить на листах формата А1 (в
любой технологии) в соответствии с требованиями ЕСКД к графическим документам.
Расчёты, пояснения и пр. выполнить на листах формата А4 ( в любой технологии) в
соответствии с требованиями ЕСКД к текстовой документации и свести в
пояснительную записку с титульным листом, содержанием, приложенным текстом
задания, разделами (соответственно приведённому выше перечню работ).
Исходные данные:
перечень сопряжений исполнительного механизма:
вввп;
ход выходного звена: S
= 0,16 м;
средняя скорость выходного звена: vС
= 6,3 м/с;
средняя сила сопротивления перемещению выходного
звена:
на участке рабочего хода: FРХ
= 1000 Н;
на участке холостого хода: FХХ
= 100 Н;
допустимый коэффициент неравномерности вращения:
[δ] = 0,1;
модуль входного зубчатого зацепления: m
= 2 мм;
погонная масса рычагов q
= 5 кг/м;
масса ползунов mП
= 3 кг.
Блок - схема привода приведена на чертеже, где Р
- редуктор, ИМ − исполнительный механизм с исполнительным органом ИО.
1. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО
МЕХАНИЗМА
.1 Исполнительный рычажно-ползунный механизм,
заданный последовательностью трёх вращательных и одной поступательной
кинематической пары, представляет собой кривошипно-ползунный механизм, представленный
на чертеже. Он состоит из четырёх звеньев (n
= 4): кривошипа 1, шатуна 2, ползуна 3 и стойки 4. Эти звенья входят друг с
другом в p1 = 4 одноподвижные
кинематические пары: 4-1 - вращательная; 1-2 - вращательная; 2-3 - вращательная
и 3-4 - поступательная. Подвижных звеньев nП
= (n - 1) = 3: звенья
1, 2 и 3, неподвижных 1: звено 4. Неизменяемый, замкнутый на стойку контур
звеньев в этом механизме имеется один:
К = p1
- (n - 1) = 4 - 3 = 1
Вращательные пары реализуют в механизме смещения
ВZ звеньев 1 и 2,
поступательная пара - смещение ПX
ползуна, срединные точки шатуна имеют составляющую смещения ПY.
Всего смещений три, поэтому механизм относится к третьему семейству (N
= 3). Подвижность механизма:
W = N
(n - 1) − (N
- 1) p1 = 3∙3 - (3
- 1)∙4 = 9 - 8 = 1.
электромеханический привод железнодорожный машина
1.2 Для хорошей работы избыточные связи следует
устранять, выполняя кинематические пары так, чтобы сумма подвижностей их была
равна 7 и имела все 6 реализованных или возможных движений. Этому условию
отвечает механизм с последовательностью пар в1в1в1п4 (см. рис. на чертеже), или
в1в2в2п2 , или в1в2в3п1.
Такие механизмы при наличии у них возможности
разворачиваться и смещаться звеньям по трём координатным осям будут статически
определимыми, самоустанавливающимися, не требующими высокой точности
изготовления деталей механизмов и их сборки, не заклинивающимися при
деформациях деталей звеньев (в том числе и стойки) и перепадах температур.
Структурная схема исходного выполнения
кривошипно-ползунного механизма и одного из вариантов выполнения без избыточных
связей
2. МЕТРИЧЕСКИЙ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ И АНАЛИЗ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА
.1 Длина кривошипа механизма равна половине
заданного хода ползуна
r = S/2
= 0,16/2 = 0,08, м.
.2 Длину шатуна l
находим, ограничивая наибольший угол давления шатуна l
на ползун αmax=
[α] = 300, чтобы
ползун не слишком сильно давил на направляющую стойки и не вызывал большую силу
трения. Этот угол давления (угол между шатуном l
и направляющей) будет иметь место, когда угол между кривошипом r
и шатуном l составит 900 (при
угле поворота кривошипа, равном 600). Исходя из этого:
l = r/tg
[α] =0,08/tg
300 = 0,08/0,3 ≈ 0,27, м.
.3 Планы двенадцати положений механизма в
масштабе Кl = 4 мм/мм
представлены на чертеже. Здесь механизм (в виде его кинематических схем) при
неизменном положении вершин стоек изображён при двух горизонтальных и двух
вертикальных положениях кривошипа, при угле поворота кривошипа φ1,
равном
[α] и 1800 + [α]
и ещё в шести промежуточных положениях кривошипа. Планы положений показывают
относительное положение звеньев механизма в процессе его движения. При
расположении кривошипа и шатуна на одной прямой линии ползун находится в
крайних положениях, расстояние между которыми S
= 0,16 м.
.3 Продолжительность одного оборота кривошипа
TЦ = 2S/vС
= 2∙0,16/6,3 ≈ 0,05 с.
.4 Угловая скорость (средняя) вращения кривошипа
ω1 = ωК = 2π/TЦ
≈ 2∙3,14/0,05 ≈ 125,6 1/с.
.5 Функция положения ползуна, позволяющая
вычислить расстояние от оси О вращения кривошипа до ползуна в любой момент
времени t = φ1/
ω1, находится по формуле:
x = r cos φ1 + [l2 - (r sin
φ1)2],
где x
- расстояние от оси поворота кривошипа до центра шарнира на ползуне.
.6 Функция скорости ползуна:
v = r ω1[φ1 + (r/2l) sin 2 φ1],
где ω1 −
угловая скорость кривошипа;
φ1 − угол поворота
входного кривошипа, отсчитываемый от горизонтальной оси против часовой стрелки,
φ1 = ω1t.
Планы двенадцати положений
кривошипно-ползунного механизма при углах поворота кривошипа φ1 =
(0…360)0
с шагом Δφ1
= 300
Значение вычисленных скоростей при rω1 ≈
10, 048 м/с, r/2l ≈
0,15:
φ1,
град
|
0
|
30
|
60
|
90
|
120
|
150
|
180
|
210
|
240
|
270
|
300
|
330
|
sin φ1
|
0
|
0,5
|
0,9
|
1
|
0,9
|
0,5
|
0
|
− 0,5
|
−0,9
|
− 1
|
-0,9
|
−0,5
|
sin 2φ1
|
0
|
0,9
|
0,9
|
0
|
−0,9
|
0,9
|
0
|
− 0,9
|
0,9
|
0
|
-0,9
|
−0,9
|
0,15 sin 2 φ1
|
0
|
0,1
|
0,1
|
0
|
−0,1
|
0
|
0,1
|
0,1
|
0
|
-0,1
|
−0,1
|
φ1 + 0,15 sin 2 φ100,6110,7-0,40-0,4−0,7−
1-1−0,6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
v, м/с
|
0
|
6,3
|
9,99
|
10,048
|
7,4
|
3,7
|
0
|
−3,7
|
−7,4
|
−10,048
|
−9,99
|
−6,3
|
Скорости ползуна можно вычислить и упрощённым
способом:
при углах φ1,
равных 00 и 1800, v = 0 м/с;
при углах φ1,
равных 900
- (αmax= 300 ) =
600 и 3600
- [900 - (αmax=
300 )] = 3000, v = vA/cos(αmax=
300 ) = rω1/cos(αmax=
300 ) ≈ 10, 048/cos
300 ≈ 8,7 м/с и v
≈
- 8, 7 м/с;
при углах φ1,
равных 900 и 2700 , v = vA
= rω1 ≈ 10, 048
м/с и v = - vA
= - rω1 ≈ -
10, 048 м/с.
График изменения скорости в функции от угла
поворота представлен на чертеже в масштабе Кv
= 0,5 м/c/мм. График
построен путём плавного соединения точек - значений скоростей при нескольких
значениях угла поворота кривошипа. Скорость ползуна изменяется примерно по
знакопеременному двухгармоническому закону. Нулевые значения скорость имеет в
положении механизма, когда кривошип и шатун располагаются на одной прямой (при
углах поворота кривошипа, равных 00 и 1800). Наибольшее положительное и
отрицательное значение скорости имеют место в положении механизма, когда угол
между кривошипом и шатуном составляет 900 (при углах поворота кривошипа, равных
900 - (αmax=
300 ) и 3600
- [900 - (αmax=
300 )]).
.7 Находим средние скорости ползуна:
при рабочем ходе vСРХ
= (0 + 6,3 + 9,99 + 10,048 + 7,4 + 3,7 + 0)/7 ≈ 5,3 м/с;
при холостом ходе vСХХ
= − (0 + 3,7 + 7,4 + 10,048 + 9,99 + 6,3 + 0) /7 ≈ − 5,35 м/с
или
при рабочем ходе vСРХ
= (0 + 9,99+ 10,048 + 0)/4 ≈ 5 м/с;
при холостом ходе vСХХ
= − (0 + 9,99 + 10,048 + 0) /4 ≈ − 5 м/с.
Эти скорости при прямом и обратном ходе
одинаковые, близки к заданной скорости ползуна и представлены в виде графика vСРХ
= f (φ1) и
vСХХ = f
(φ1) на чертеже.
3. ПОДБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И ВЫБОР ТИПА
РЕДУКТОРА
.1 График изменения силы полезного сопротивления
в функции от угла поворота φ1 кривошипа
представлен на чертеже (эта сила постоянна и равна FСРХ
при рабочем ходе и FСХХ при
холостом ходе). Мощности сил полезного сопротивления перемещению
исполнительного органа
на участке рабочего хода:
Pсрх = Fсрх
Vсрх =1000 * 5,3=
5300Вт;
на участке холостого хода:
Pсхх = Fсхх
* V cхх=
100 * 5 =500 Вт.
.2 Средние значения силы полезного сопротивления
и её мощности:
FСР = (1000 + 100)/2
= 550 Н;
PCР = 550∙5,3
= 2915 Вт.
Графики изменения силы полезного сопротивления и
её мощности (при рабочем и холостом ходе и средние) в функции от угла поворота φ1
кривошипа
представлен на чертеже. Эти величины изменяются по линейно-постоянному закону.
.3 Коэффициент полезного действия
исполнительного механизма с четырьмя кинематическими парами (вращательных -
качения, поступательной - скольжения) примем равным ηМ
≈ 0,99∙0,99∙0,99∙0,98 ≈ 0,95.
.4 Среднее значение мощности сил сопротивления
вращению кривошипа
PК = PCР/
ηМ
= 2915/0,95 ≈ 3068 Вт.
3.5 Среднее значение момента сил сопротивления
вращению кривошипа
TК = PК/
ω1
=
3068/125,6 ≈ 24 Н∙м.
.6 При отсутствии каких-либо дополнительных
соображений для привода машины в действие принимают высокооборотный (с одной
парой полюсов и синхронной угловой скоростью вращения ротора ωДО
= 314 1/с) электродвигатель переменного тока, асинхронный, единой серии А -
такой электродвигатель имеет меньшие размеры, массу и стоимость. В качестве
механизма, выполненного в виде редуктора (с механизмом, размещённом в корпусе),
для передачи вращения с ротора электродвигателя на кривошип желательно
использовать зубчатый цилиндрический одноступенчатый механизм, выполненный в
виде редуктора - он самый простой, недефицитный и дешёвый.
При скорости вращения кривошипа 125,6 1/скорость
вращения быстроходного двигателя необходимо уменьшить в u10
= 314/125,6 ≈ 2,5. Для реализации такого передаточного числа (для
уменьшения скорости в 2,5 раза) в этом случае требуется использовать не самый
рациональный тип зубчатого редуктора - двухступенчатый цилиндрический с
большими размерами и массой или одноступенчатый червячный с малым коэффициентом
полезного действия. Поэтому в виде исключения для привода машины в действие при
заданных параметрах примем среднеоборотный двигатель (с двумя парами полюсов) с
ωДО
= 157 1/с, при котором передаточное число u20
= 157/125,6 ≈ 1,25 - это ориентировочное значение передаточного числа
механизма-передачи в виде редуктора, которое необходимо разместить между
двигателем и кривошипом.
.7 Возможные выполнения и компоновки зубчатых
передач (редукторов), реализующих различные передаточные числа:
при u
≈
7…10 - одноступенчатый цилиндрический внешнего зацепления; то же, внутреннего;
то же, конический; то же, винтозубчатый; цилиндрический внешне-внутреннего
зацепления; цилиндрический
планетарный нескольких выполнений (с механизмом
Чарльза-Джеймса, с паразитным рядом колёс, с внешней и внутренней ступенью) -
структурные схемы представлены на чертеже;
при u
≈
20…70 - червячный; двухступенчатый цилиндрический внешнего зацепления;
двухступенчатый цилиндрический внешне-внутреннего зацепления; двухступенчатый
коническо-цилиндрический; цилиндрический планетарный нескольких выполнений (с
внешней и внутренней ступенью, Давида - с двумя внешними ступенями, с двумя
внутренними ступенями) и др.;
при u
≈
70 и больше - червячный; трёхступенчатый цилиндрический внешнего зацепления;
трёхступенчатый цилиндрический внешне-внутреннего зацепления; трёхступенчатый
коническо-цилиндрический; цилиндрический планетарный нескольких выполнений (с
механизмом Давида с внешней и внутренней ступенью, с двумя внешними ступенями,
с двумя внутренними ступенями) и др.
.8 Для обоснованного выбора рационального
выполнения редуктора информации мало, поэтому предпочтение отдаём наиболее
простому и дешёвому зубчатому цилиндрическому одноступенчатому редуктору с u20
≈ 1,25 и среднеоборотному электродвигателю с ωДО
= 157 1/с.
.9 Максимально возможный коэффициент полезного
действия одноступенчатого зубчатого цилиндрического редуктора ηР
≈ 0,97. При этом необходимая мощность двигателя составит величину:
PД = PК/
ηР
= 3068/0,97 ≈ 3163 Вт.
3.10 По каталогу выбираем среднеоборотный
электродвигатель переменного тока трёхфазный асинхронный единой серии А марки
4А100S4У3 с двумя парами
полюсов с ближайшей к Рд номинальной мощностью РДН = 3000 Вт (перегрузка не
превышает допустимых 12,5 %).
Его номинальная частота вращения nДН
= 1435 об/мин, угловая скорость ωДН
= π
nДН/30 ≈ 150
1/с; маховый момент ротора GD2
= 3,47·10-2 кгс·м2; момент инерции массы IД
≈ 8,8 ·10-4 кг·м2; кратность пускового момента К = ТП/ТДН = 2.
.11 Уточнённое значение передаточного числа
редуктора:
.12 Необходимый движущий вращающий момент:
TД = PД
/ ωДН
= 3163/150 ≈ 21,1 Н∙м
при номинальном движущем вращающем моменте TДН
= PДН / ωДН
= 3000/150 = 20 Н∙м. Двигатель будет работать с небольшой допустисой
перегрузкой 11 %. Отношение TК/TД
≈ 24/21,1 ≈ 1,15 должно равняться произведению uР
на ηР,
равному ≈ 1,25∙0,97 = 1,21, что, практически, и имеет место.
4. РАСЧЁТ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
.1 Количество зубьев шестерни редуктора при nДН
= 1435 об/мин назначаем z1
= 31, количество зубьев колеса z2
= z1∙ uР
= 31∙ 1,19 = 37. Шаг зубьев р = πm
= 3,14·1,19 = 3,737 мм. Толщина зуба и ширина впадины S
= p/2 = 1,9 мм.
.2 Размеры шестерни:
диаметр начальной (делительной) окружности d1
= mz1 = 1.19·31 = 36.89
мм;
диаметр окружности вершин df1
= m(z1
+ 2) = 1.19(31 + 2) = 39.27 мм;
диаметр окружности впадин da1
= m(z1
− 2,5) = 1.19(31 - 2,5) = 33,915 мм;
диаметр основной окружности dв1
= mz1cosα
= 1.19·31cos
20º ≈ 34,67 мм;
толщина венца В1 = 10 m
= 11.9 мм.
Размеры колеса:
диаметр начальной (делительной) окружности d2
= mz2 = 1.19·37= 44,03
мм;
диаметр окружности вершин df2
= m(z2
+ 2) = 1.19·39 = 46,41 мм;
диаметр окружности впадин dа2
= m(z2
− 2,5) = 1,19·34,5 = 41,06 мм;
диаметр основной окружности dв2
= mz2cos
α = 1,19·37 cos
20º
= 41,38
мм;
толщина венца В2 = 0,9m
= 1,071 мм.
Межосевое расстояние:
aw12 = 0,5(d1
+ d2) = 0,5(36,89 +
44,03) = 40,46 мм.
.3 Упрощённая картина зубчатого зацепления
представлена на чертеже в вычислительном масштабе Кl
= 2 мм/мм. Здесь:
О1О2 - линия центров колёс; Р - полюс
зацепления, точка на линии центров касания делительных окружностей; tt
- перпендикуляр к линии центров , проведённый через полюс; nn
- линия зацепления, след точки контакта зубьев от точки a
до точки b, проходящая под
углом αt
, равном 200, к линии tt;
ab - рабочая часть
линии зацепления; точка a
- точка пересечения линии nn
и окружности вершин df2,
точка b - точка
пересечения линии nn
и окружности вершин df1.
.4 Одна из главных качественных и количественных
характеристик зацепления, определяющая его работоспособность, плавность
поворота колёс, нагрузочную способность - коэффициент одновременности
зацепления или коэффициент перекрытия. Он показывает, сколько в среднем пар
зубьев колёс находится в зацеплении за время прохождения точкой контакта зубьев
рабочая часть линии зацепления ab.
Расчётное значение коэффициента перекрытия:
ε = (z1
/2π){tg[arc
cos (dв1/
da1) - tg
α]}+ (z2
/2π){tg[arc
cos (dв2/
da2) - tg
α]} =
(31 /6,28){tg[arc cos (34,67/33,915)
- tg 200]}+ (37 /6,28){tg[arc cos (41,38/ 41,06) - tg 200]} ≈ 1,2.
Его значение, найденное графо-аналитически с
использованием картины зацепления:
ε = ab/πm
cos α
≈
7/3,14∙1,19∙0,94 ≈ 1.99.
Эти значения близки друг к другу. Значение
коэффициента перекрытия велико, близко к максимально возможному для прямозубых
зацеплений значению 2,8. Механизм не требует высокой точности изготовления и
сборки и имеет относительно высокую нагрузочную способность.
5. КИНЕТОСТАТИЧЕСКИЙ И ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И
СИНТЕЗ
.1 Для последующих расчётов на прочность деталей
кривошипно ползунного механизма необходимо оценить величину реакций в
сопряжениях давлений звеньев друг на друга. Эти давления переменны. Наибольшее
значение эти реакции в шарнирах имеют место при расположении кривошипа и шатуна
на одной прямой и равно ≈ FРХ
= 1000 Н. Наименьшее значение равно 0. Их среднее значение равно FРХ
СР ≈ 0,5 FРХ ≈
500 Н.
.2 Усреднённое значение давления FПН
ползуна на направляющую равно, примерно, TК/x,
где xC - среднее
расстояние от оси поворота кривошипа до середины направляющей (xC
≈
l - r
+ 0,5 S
≈
0,27 - 0,08 + 0,5∙0,16 = 0,27, м). Отсюда FПН
≈ 24/0,27 ≈ 88,89Н.
.3 Оценим порядок величины коэффициента
полезного действия одного из сопряжений, в частности, поступательного
сопряжения ползуна и направляющей стойки. При коэффициенте трения скольжения
ползуна по направляющей f
≈
0,15 средняя сила трения составит величину FТ
= FПН f
≈
88,89∙0,15 ≈ 13 Н, а средняя мощность силы трения PТ
= FТ vС
≈ 13∙6,3 ≈ 82 Вт. Коэффициент полезного действия этой
кинематической пары составит величину η = 1 −
PТ/PCР
≈ 1 − 82/2915 ≈ 0,97, что практически совпадает с принятым
справочным значением, равным 0,98.
.4 Усреднённый момент инерции массы звеньев
машины, мера его инерционности, от которой зависит продолжительность разгона и
остановки (выбега) машины и плавность её работы, приведённый к кривошипу
IПК = IД
uР2 + IПР
≈ 8,8 ·10-4 ∙1,192 + 0,1∙ IД
≈ 2 ·10-2 кг∙м2
(здесь IПР
= IД + 0,1∙ IД
≈ 8,8 ·10-4 ∙102 + 0,1∙ IД
- малая величина моментов инерции звеньев редуктора и исполнительного
механизма).
.5 Ориентировочная величина продолжительности
разгона машины под нагрузкой:
где ТП = РДНК/ωДН =
3000·2/150 ≈ 40 Н∙м − пусковой момент двигателя.
Подставляя, имеем:
tР = 0,5с.
Следовательно, время разгона не
выходит за пределы допустимого и разгон осуществляется достаточно, но не
слишком, быстро.
5.6 Для оценки плавности движения машины находим
ориентировочную величину максимальной избыточной работы за цикл, обусловленную
переменностью параметров и характеристик механизма:
ΔΑ И MAX
= 0,5 TЦ (PСРХ
- PДН) = 0,5·0,05
(5300 − 3000) = 57,5 Дж.
.7 Ориентировочное значение коэффициента
неравномерности вращения:
δ = (ωКmax
- ωКmin)/0,5(ωКmax
- ωКmin)
= ΔΑ И MAX
/ω2ДН
IПК = 57,5/1502 ∙2
·10-2 = 0,13,
что несколько больше допустимого коэффициент
неравномерности вращения [δ] = 0,1, следовательно
проектируемая машина нуждается в устройстве, снижающем неравномерность хода. В
качестве такого устройства можно использовать маховик или пружинный
разгружатель с пружиной сжатия, имеющей расчётные характеристики, одним концом
скреплённой со стойкой. А другим - с торцом ползуна так, чтобы при холостом
ходе она сжималась, запасая энергию и увеличивая силу сопротивления, а при
рабочем ходе она распрямлялась, отдавая энергию и уменьшая силу сопротивления.
.8 Наибольшую силу упругой деформации пружины
разгружателя принимаем следующей:
FПР = 0,5(1000 −
100) = 450 Н.
.9 Необходимую жёсткость С пружины находим из
условия FПР = CS,
откуда C = FПР
/S = 450/0,16 = 2813
Н/м.
.10 Средняя сила сопротивления движению ползуна
и её мощность при этом станут равны:
при рабочем ходе FСРХП
≈ FСРХ − 1125 =
1000 - 450 = 550 Н и PСРХП
= 550∙6,3 = 3465 Вт;
при холостом ходе FСХХП≈
FСХХ + 1125 = 100 +
450 = 550 Н и PСХХП = 550∙6,3
= 3465 Вт.
5.11 При такой выровненной силе сопротивления
максимальная избыточная работы за цикл составит величину:
ΔΑ И MAXП
= 0,5 TЦ (PСХХП
- PДН) = 0,5·0,05
(3465 − 3000) = 11,625 Дж.
.12 Ориентировочное значение коэффициента
неравномерности вращения кривошипа после установки пружинного разгружателя
будет равно:
δ = ΔΑ И MAX
/ω2ДН
IПК ≈
11,625/1502 ∙2 ·10-2 = 0,03
что, естественно, меньше допустимого коэффициент
неравномерности вращения [δ] = 0,1, следовательно
проектируемая машина не нуждается в утяжеляющем её маховике. На практике
некоторая неравномерность будет иметь место, так как выполненные расчёты
усреднённые.
5.13 При движении с
изменяющейся по направлению, величине или по
направлению
и величине скоростью кривошипа массой mКР
= qr = 5∙0,08 =
0,4 кг, шатуна массой mШ
= ql = 5∙0,27 =
1,35 кг и ползуна массой mП
= 3 кг возникают вредные силы и моменты сил инерции, дополнительно нагружающие
детали механизмов машины и вызывающие колебания их относительно стойки. Силу
инерции ползуна частично компенсируем с помощью пружины разгружателя, а
остальные инерционные нагрузки - установкой противовеса на продолжении за
стоечный шарнир кривошипа. Статический момент противовеса (произведение его
массы mПР на расстояние до
оси поворота кривошипа rПР)
находим следующим образом:
rПР = mКР
0,5r + 0,5mШ
r = 0,4∙0,5∙0,08
+ 0,5∙1,35∙0,08 = 0,07 кг∙м.
Приняв rПР
= 0,07 м, получим mПР =
0,07/0,1 = 0,7 кг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, спроектирован привод
железнодорожной машины, включающий электродвигатель М, вал ротора которого
соединён упругой муфтой СМУ со входным валом зубчатого одноступенчатого
редуктора Р внешнего зацепления. Выходной вал этого редуктора компенсирующей
муфтой СМК соединён с валом кривошипа четырёхзвенного кривошипно-ползунного
исполнительного механизма ИМ с исполнительным органом ИО на ползуне. Выходное
звено его подпружинено пружиной разгружателя, а кривошип и шатун уравновешены,
обеспечивая требуемую плавность движения.
Структурная схема спроектированной машины
представлена на чертеже.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин. - Москва: Машиностроение, 2003.
.
Сухих Р.Д. Конспект лекций по дисциплине “Теория машин и механизмов”, 2011 −
2012 учебный год.
Структурная схема железнодорожной машины
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
НЕКОТОРЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПО ГОСТ 01.01.63-77
Тип двигателя
|
Мощность РДН,
Вт
|
Частота
вращения nДН, об/мин
|
GD2, кг*м2
|
К
= TП/TН
|
Диаметр вала
dД
, мм
|
4A63B2Y3
|
550
|
2740
|
30 * 10-4
|
2
|
14
|
4A71A2Y3
|
750
|
2840
|
39 * 10-4
|
2
|
19
|
4A71B2Y3
|
1 100
|
2810
|
42 * 10-4
|
2
|
19
|
4A80A2Y3
|
1 500
|
2850
|
73 * 10-4
|
2.1
|
22
|
4A80B2Y3
|
2200
|
2850
|
35 *10-4
|
2.1
|
22
|
4A90 L 2Y3
|
3 000
|
2840
|
1,41 * 10-2
|
2.1
|
24
|
4A100 S 2Y3
|
4000
|
2880
|
2,37 * 10-2
|
2
|
28
|
4A100L2Y3
|
5 500
|
2880
|
3 * l0-2
|
2
|
28
|
4A112M2Y3
|
7 500
|
2900
|
4 * 10-2
|
2
|
32
|
4A132M2Y3
|
11 000
|
2900
|
9 * 10-2
|
1.7
|
38
|
4A160S2Y3
|
15000
|
2940
|
1.4
|
42
|
4A160M2Y3
|
18 500
|
2940
|
21 * 10-2
|
1.4
|
42
|