Приемы самовоспитания воли в юношеском возрасте
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1. Теоретические положения о понятии
самовоспитания.
1.1Понятие
самовоспитания.
1.2 Основные труды
по проблемам самовоспитания.
1.3 Движущие силы
и механизм самовоспитания.
1.4
Взгляд на феномен воли.
1.5
Волевые качества и их развитие.
2. Приемы самовоспитания воли.
2.1
Соблюдение условий приемов самовоспитания.
2.2 Самооценка.
2.3 Самоприказ.
2.4 Самовнушение.
2.4
Самокорректировка.
2.5 Саморегуляция.
2.6
Самостимуляция.
3. Специальная
часть.
3.1 Интервью с
классными руководителями.
3.2 Анкетирование.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Введение
Миллионы лет существует мир.
Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то
неприходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться,
жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему
совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая
преграды, терпя бедствия.
Жизнь всегда заставляла людей искать
пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века
придавалось большое значение.
В наше неспокойное, неясное
время, когда трудно разобраться где Добро, а где Зло, эта проблема еще более
актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет решающим для всей страны и
всех нас. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни,
точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным
негативным влияниям.
Чтобы не сорваться в
пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас
в нашей стране. А начинать нужно прежде всего с самого себя, с
усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи -
век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире
только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется.
Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные
качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих
силах и т.д.
Рассмотрев, какое значение имело и
имеет самовоспитание в жизни людей, я пришла к выводу, что самовоспитание
является одной из самых важных проблем сегодня и требует своего решения.
Итак
речь пойдет о самовоспитание воли
Целью курсовой работы являются:
1.
Обобщить теоретические
положения о понятии самовоспитания.
2.
Изучить и разобрать приемы
самовоспитания.
3.
Путем анкетирования
выявить, какие из них наиболее подходят.
Проблемой является: как сделать, чтобы человек
захотел заниматься самовоспитанием.
Гипотеза: Если программу составить
целенаправленно и реализовать это поможет в юношеском возрасте заниматься
самовоспитанием воли.
1.Теоретические положения о понятии
самовоспитания.
1.1Понятие самовоспитания
Самовоспитание – сознательная деятельность,
направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.
Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно
осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее
приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания,
критического мышления, способности и готовности к самоопределению,
самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Базируется на адекватной
самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и
потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не
только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми
компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и
самоконтроль. В приемы входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.
1.2 Основные труды по проблемам
самовоспитания.
Среди значительных
работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды А.И.Кочетова, который
двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой. В его
популярной книге “Как заниматься самовоспитанием” раскрывается вся
теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы работы над собой:
даются рекомендации по саморазвитию ума, памяти, мысления, способностей, речи и
т.д.
В книге “Воспитай
себя” А.И.Кочетов учит, как найти свой идеал, как оценить свои силы и
способности, как составить программу самовоспитания, как искоренить свои
недостатки и научиться управлять собой.
Приведенные выше книги
А.И.Кочетова предназначены в основном для широкого круга читателей и, главным
образом, для подрастающего поколения. Однако круг его деятельности по этой
проблеме гораздо более широк. Так книга А.И.Кочетова “Организация
самовоспитания школьников” адресована уже учителям, руководителям
школ как пособие, в котором общетеоретические сведения выходят на практическое
приложение идей науки.
Проблеме
самовоспитания много внимания уделял профессор А.Г.Ковалев. Его книга “Личность
воспитывает себя” посвящена условиям и методам самовоспитания личности. Она
иллюстрирована яркими примерами успешной работы над собой как великих людей
прошлого, так и наших современников; рассчитана на широкий круг читателей.
Очень подробно,
интересно и увлекательно со множеством конкретных примеров из жизненных ситуаций
изложена эта тема в книге Ю.М.Орлова “Самопознание и самовоспитание
характера”. Его подход к этой проблеме очень своеобразен, поучителен,
позволяет более глубоко понять приведенные теоретические сведения.
Интересным и очень
своеобразным является подход к этому вопросу Дэйла Карнеги в его популярной
книге “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей”, где он дает
ценные практические советы, учит каким нужно стать, что бы люди любили и
уважали тебя.
Проблемой самовоспитания занимались
и занимаются сейчас многие педагоги и психологи. Существует множество научных
работ и популярной литературы по этой теме но, на мой взгляд, наиболее глубоко
и полно рассматривал эту проблему А.И.Кочетов. В своих трудах он дает советы по
организации самовоспитания как ученикам, так и учителям.
1.3. Движущие силы и механизм
самовоспитания.
Когда появляется на
свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. говорим о биологическом
его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим
образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему
происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение
навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут
сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека.
Таким образом, общее понятие “человек” включает в себя более узкое и
специфическое понятие - “личность”.
О личности мы судим по следующим
признакам:
1. Определенные сформированные социальные
качества. Например: ответственность, достоинство, индивидуальность,
общественная активность, твердость взглядов и убеждений.
2. Личность
характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей
управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои
поступки и отвечать за них - существенный и главный признак личности.
А.И.Кочетов в своей
книге “Организация самовоспитания школьников” говорит, что как всякое
развивающееся явление, личность противоречива, в ее внутреннем мире неизбежны столкновения,
конфликты, периоды спада и усиления развития. Понятия личность невозможно вне
вычленения ее движущих сил. Ученые единодушны в том, что движущими силами в
самовоспитании личности являются определенные противоречия.
В настоящее время в
науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть
процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности:
воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными
критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной
деятельности по улучшению окружающего мира. Между указанными факторами
самовоспитания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может
быть одной, а увлеченность - в другой сфере, в результате чего между желанием
совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и
т.д. и не всегда противоречия могут быть разрешены усилиями самого
воспитанника.
В своей работе А.И.Кочетов определяет параметры
самовоспитания:
а) направленность, т.е. мотивы работы над
собой.
б) содержание (умственное, физическое,
нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).
в) устойчивость (случайное, эпизодическое,
постоянное).
г) эффективность в формировании личности
(выполняет функции главные и вспомогательные).
Главная воспитательная задача в
руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те
положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и
привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность,
направленность, умение управлять собой и т.д.
1.4 Взгляд на феномен воли.
Воля является одними из важнейших качеств
личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не
стремился воспитать это качество у своих детей. Именно это качество делает
человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности.
Именно воля позволяет ставить цели и добиваться своего. Можно сказать, что
становление воли является магистральной линией развития личности ребёнка.
В этом солидарны практически все классики
отечественной психологии. Так, согласно Л.С. Выготскому, личность охватывает
единство поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно
развитие личности есть становление способности владеть собой и своими
психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что
формирование личностного поведения - это возникновение произвольных действий и
поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет
кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. Л.И. Божович
также подчёркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для
психологии личности и её формирования.
Не смотря на все исследования в этой
области, очевидна научная не разработанность этой проблемы, что отражается на
практике воспитания детей. Большинство имеющихся на сегодняшний день
методических рекомендаций ограничиваются лишь советами: воспитывать волю и
целенаправленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания,
формировать способность преодолевать препятствия и т.д. Но эти советы не дают
конкретных приёмов формирования воли ребёнка. В результате воспитательная
работа, направленная на развитие воли, сводится к таким же призывам или даже
требованиям, адресованным уже детям: не бояться трудностей, доводить дело до
конца, сдерживать свои желания и т.д. Очевидно, что даже при самых благих
намерениях воспитателей, но без понимания психологических основ формирования
воли, последовательная реализация этих требований не только не воспитывает, но
и подавляет волю ребёнка. В силу этого разработка научно обоснованных методов и
методик формирования воли, начиная с раннего детства, является чрезвычайно
важной.
К настоящему времени сформировалось
несколько научных направлений, по разному истолковывающих понятие
"воля": воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как
произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая
регуляция. Правда, как правило отнесение того или иного автора к тому или иному
направлению становится чисто условным, так как в излагаемой им позиции можно
встретить моменты, относящиеся к разным направлениям.
Я считаю, что развитие волевых качеств
закладывается ещё в дошкольном возрасте, и именно в этом возрасте особенно
важно их развитие, как своеобразного фундамента, который будет очень важен в
развитии волевых качеств в более поздних возрастах. Также, я считаю, что
развивать волевые качества у дошкольников надо с подключением их сознания, т.е.
чтобы они осознавали, что они делают.
Изучение воли в историческом аспекте можно
разделить на несколько этапов.
Первый этап связан с пониманием воли как
механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже
вопреки его желаниям.
Второй - связан с возникновением волюнтаризма
как идеалистического течения философии.
На третьем этапе волю стали связывать с
проблемой выбора и борьбой мотивов.
На четвёртом - волю стали рассматривать
как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на
пути к достижению цели.
В данное время имеется два
противоборствующих течения о вопросе и природе воли.
Одно из них подменяет волю мотивами и
мотивацией. В соответствии со взглядами представителей этого направления,
сказать "против воли" - значит сказать "против желания".
Желание бывает разной силы. Соответственно. В этом случае, сила желания
становится заменителем "силы воли". Происходит, таким образом,
подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении
представлениями о силе переживания потребности. Желания. Воля выступает здесь
скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и
деятельности человека.
Другое течение связывает волю только с
преодолением трудностей и препятствий, т.е., по существу, делает понятие
"воля" синонимичным понятию "сила воли". Такое
отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероятно, происходит
следующим образом. Считается, что человек, умеющий преодолевать трудности,
обладает сильной волей, и такой человек обычно называется волевым. Незаметно
"сила воли" превратилась просто в "волю", и теперь воля
понимается только как инструмент преодоления трудностей, а волевое поведение
рассматривается прежде всего как поведение, направленное на достижение цели,
несмотря на имеющиеся трудности. В связи с этим возникают представления о
субъектах волевых и не волевых, т.е. обладающих или не обладающих волей. Воля
здесь выступает как характеристика личности, характера.
Неразбериха в понятиях, связанная с
определением воли, отчётливо видна и у ряда авторов: с одной стороны, воля не
сводится только к волевому усилию, а с другой стороны, она не совпадает и с
произвольным действием.
Путаница в использовании терминов
"произвольный" и "волевой" видна и в наименовании так
называемых вторичных видах внимания. Так, говоря о послепроизвольном внимании,
имея в виду, что при возникновении интереса к деятельности (например, к чтению)
уже не требуется того напряжения внимания, которое было необходимо в начале,
пока деятельность не вызвала интереса. Но разве при этом сознательный,
преднамеренный характер привлечения внимания к этой деятельности исчезает?
Очевидно, лучше бы говорить о послеволевом, но всё равно произвольном внимании.
Первое (мотивационное) направление в
понимании вопроса о воле пренебрегает изучением волевых качеств (здесь сила
воли заменяется силой мотива, потребности), второе - практически исключает
мотивацию из волевой активности человека (поскольку вся воля сведена к
проявлению волевого усилия).
Сведение воли к волевой регуляции, отрыв
волевой регуляции от мотивации даже терминологически не очень понятны. Ведь
воля не потому называется волей, что проявляется только в волевых качествах, а
наоборот, волевые качества называются так потому, что они реализуют волю,
потому, что они произвольно, сознательно проявляются, т.е. по воле (по желанию)
самого человека. Следовательно, понятие "волевые качества" является
производным от слова "воля", а не наоборот.
Сведение воли как единого целостного
психологического механизма только к волевой регуляции, т.е. к регуляции по
преодолению препятствий, неправомерно и по существу. Например, А.Ц. Пуни (1973)
говорит о полифункциональности воли, имея в виду не просто выполнение волей
различных задач на разных этапах произвольного действия, а, скорее.
Многообразные волевые качества, конкретные проявления которых соответствуют
различным функциям, выполняемым волей в процессе саморегуляции человеком своего
поведения, своих действий.
Кроме того, ещё И.М. Сеченов отмечал, что
воля (как механизм преодоления препятствий) просто так, без идеи, без какого-то
смысла проявляться не будет. Волевой регуляции и связанным с ней волевым
качествам требуется руководство, для чего и служит основание действия,
поступка, т.е. мотив. Наличие же мотива отражает сознательный и преднамеренный
характер регуляции, называемой произвольной. Отсюда следует, что отрывать
волевую регуляцию от произвольной нельзя.
Понять что такое воля, можно
только в том случае, если удастся свести воедино крайние точки зрения, каждая
из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию,
принимаемую за волю, в одном случае, или направленное на преодоление трудностей
волевое усилие, к которому сводится воля, в другом случае. Изложенные выше
подходы к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, отображают различные
её функции и вовсе не противоречат друг другу. В самом деле, воля, с одной
стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью
его поступков и действий, т.е. с мотивацией. С другой стороны, наиболее яркое
проявление воли наблюдается при преодолении трудностей, отсюда и возникает
мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое
(или, другими словами, произвольное) управление включает и то и другое.
1.5 Волевые качества и их развитие
Воля как сознательная организация
и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних
трудностей,—это прежде всего власть над собой, над своими чувствами,
действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной
степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр
индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих
проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость
воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности,
встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает
такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и
т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности,
настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во
имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.
Диапазон проявлений слабоволия
столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия
находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и
апраксия.
Абулия—это возникающее на почве
мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при
понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его.
Отчетливо понимая необходимость
выполнить распоряжение врача, больной, страдающий абулией, не может заставить
себя что-либо для этого предпринять. Наиболее характерно для него полевое
поведение.
Апраксия—сложное нарушение
целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если
поражение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга — наступает апраксия,
проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые
не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным
осуществление волевого акта.
Абулия и апраксия—сравнительно
редкие явления, присущие людям с тяжелым расстройством психики. Слабоволие, с
которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено,-как правило,
не мозговой патологией, а неправильным воспитанием, вполне устранимо в
результате направленного формирования личности детей и подростков. Наиболее
типичным проявлением слабой воли является лень — стремление человека отказаться
от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие.
Примечательно, что многие люди, во всех других случаях менее склонные
признаваться в каких-либо недостатках, весьма легко признают за собой этот
дефект. “Ленив я, это верно”, — с добродушной снисходительностью к своим слабостям
соглашается в беседе с товарищем молодой человек. Очевидно, за этим признанием
скрывается некое представление о собственной ценности, которая не выявляется
лишь по причине лени. В таком освещении лень выглядит не столько недостатком,
сколько ширмой, которая скрывает какие-то никому неведомые достоинства
человека.
Между тем это иллюзия.
Лень—свидетельство бессилия и вялости человека, его неприспособленности к
жизни, безразличия к общему делу. Ленивый человек обычно обладает внешней
локализацией контроля и потому безответствен. Лень— черта человека, которая
была особенно ненавистна В. И. Ленину. Не случайно множество раз на страницах
его произведений встречаются имя Обломова и слово “обломовщина”. Ленин пишет о
“свободном халате и туфлях” Обломова, о “проклятой привычке российских
обломовых усыплять всех, все и вся”. Лень, а также другие проявления
слабости—трусость, нерешительность, несдержанность и т. д. являются серьезными
дефектами развития личности, их преодоление требует серьезной воспитательной
работы, и прежде всего организации самовоспитания.
Положительные качества воли,
проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности, с лучшей стороны
характеризуют личность человека. Перечень подобных волевых качеств очень велик:
мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и
многие другие. Так, решительность—это индивидуальное качество воли, связанное
со способностью и умением самостоятельно принимать ответственные решения и
неуклонно реализовывать их в деятельности. У решительного человека начавшаяся
борьба мотивов вскоре завершается принятием и исполнением решения. Проявление
решительности — это не всегда мгновенное, но всегда своевременное решение,
принятое со знанием дела, с учетом обстоятельств. Скоропалительные решения зачастую
свидетельствуют не столько о решительности, сколько о желании человека
избавиться от внутреннего напряжения и обсуждения мотивов, что скорее
свидетельствует о слабости, а не о силе воли. С другой стороны, постоянное
оттягивание принятия или исполнения решения, откладывание его “в долгий ящик”
говорит, в свою очередь, о неразвитости воли. Самостоятельность воли
предполагает при учете мнений других людей, их советов известную критичность по
отношению к этим мнениям и советам. Как и решительность, самостоятельность
выявляет, главным образом, внутреннюю локализацию контроля волевого действия.
Самостоятельность воли может быть противопоставлена, с одной стороны,
упрямству, а с другой — внушаемости. Внушаемый субъект не имеет своего мнения и
поступает под влиянием обстоятельств и давления со стороны других людей,
проявляет конформность. Следствием безволия является и упрямство, которое
побуждает поступать вопреки доводам разума и советам окружающих. Настойчивость
упрямого человека носит неразумный характер, она не является сознательной
организацией и саморегуляцией деятельности и поведения. В условиях
межличностного взаимодействия самостоятельность воли выступает как качество
личности, наиболее полно выражающееся в коллективистском самоопределении.
Оценка волевого качества не может
быть выражена одной лишь шкалой “сила — слабость”. Существенное, если не
решающее, значение имеет моральная воспитанность воли. Характеристика
проявлений воли, нравственная оценка их зависит от социальной значимости
мотивов, положенных в основу осуществления волевого акта. Человек, обладающий
морально воспитанной волей, это прежде всего коллективист, подчиняющий свои
индивидуальные устремления воле и авторитету коллектива, интересам
социалистического общества.
Педагогу, работающему со
школьниками, подросткового и раннего юношеского возраста, не воли
приходится доказывать им значимость волевых качеств, наличия сильной воли,
опасность слабоволия. Для них это аксиома. Кинофильмы и книги, повествующие о
героях революции, гражданской и Великой Отечественной войн, о трудовых подвигах
советских людей, содержат эталоны смелости, настойчивости, мужества,
решительности. Однако в художественной литературе и особенно в кинофильмах
отображен скорее результат формирования воли, чем сам процесс. Задача
педагога—не только очертить круг волевых качеств, раскрыть их внутреннюю связь
с важнейшими моральными принципами, но помочь школьнику, стремящемуся к
самовоспитанию воли, показав, какие приемы развития волевых качеств наиболее
эффективны, а какие не приносят существенной пользы. Это тем более важно, если
принять во внимание описанные в педагогической литературе наивные и надуманные
приемы, к которым прибегают подростки, занимаясь самовоспитанием воли. Один
школьник для “развития выдержки” старался не смеяться во время кинокомедии, а
кто-то резал руку перочинным ножом или путешествовал по карнизу и т. д.
Неэффективность этих приемов самовоспитания воли состоит прежде всего в том,
что подросток, осуществив одномоментно подобный “волевой поступок”, утверждает
себя в мнении о своей сильной воле, тогда как основную проблему самовоспитания
воли составляет систематическое преодоление трудностей в повседневной жизни, в
учебе и труде в первую очередь. Тем более каждый момент трудовой, учебной,
спортивной деятельности создает условия для закалки воли, состоящие в
преодолении сиюминутных желаний, мешающих осуществлению учебной, трудовой и
иной деятельности.
2. Приемы самовоспитания воли.
2.1 Соблюдение условий приемов
самовоспитания.
Приемы самовоспитания воли могут
быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий.
1. Начинать воспитание воли
следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные
трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со
временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Необходимо
каждое препятствие рассматривать как “не взятую крепость” и делать все
возможное, чтобы преодолеть его, “взять” эту “крепость”. Люди, обладающие
несгибаемой волей, постоянно приучали себя совершать волевые поступки в
повседневной жизни и поэтому оказались в состоянии совершить исключительные
подвиги в боевой и трудовой деятельности. Следует напомнить подросткам, что
Герои Советского Союза Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Сергей Тюленин,
Ульяна Громова и многие другие до войны были обыкновенными школьниками и что их
волевые качества сложились в условиях учебной, трудовой и общественной
деятельности.
2. Преодоление трудностей и
препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее
цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен
преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повседневных дел никогда не
утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей деятельности.
Поэтому необходимым условием воспитания воли является формирование высших
мотивов деятельности — моральных принципов и убеждений, основывающихся на
коммунистическом мировоззрении. Особо важное значение приобретает в этой связи
воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга.
3. Принятое решение должно быть
исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова
откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематическое невыполнение
принятых решений размагничивает человеческую волю. Но, принимая решение,
необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое
решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выполнять.
4. В том случае, если человек
поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапы
достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи,
в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.
К числу важнейших условий
формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильного
распорядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают,
что, как правило, они не умеют организовать ни свою работу, ни свой отдых.
Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой
человек—хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не
торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и
целеустремленностью. Для того чтобы закалить свою волю, необходимо повседневно
бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде и быту.
Одним из существенных условий
закалки воли человека являются систематические занятия спортом. Преодоление
трудностей при занятиях физической культурой является подлинной тренировкой не
только мышц человека, но и его воли.
Говоря о воспитании воли, не следует забывать,
что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или
иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков как условий
реального выполнения намеченного, достижения поставленных целей. Недостаточно
только искренне желать чего-то, например оказать помощь подшефному колхозу в
заготовке кормов, но нужно уметь это делать. Таким образом, формирование
полезных навыков, и прежде всего трудовых навыков, выступает как одно из
важнейших условий успешного достижения поставленных целей
Теперь мы рассмотрим конкретно некоторые из
приемов самовоспитания.
2.2 Самооценка
Самовоспитание начинается с самооценки.
Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя.
Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем
сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности.
Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания.
Она формулируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих
поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на
отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих
контактов — заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле
непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднееe учиться,
сложнее контактировать с коллегами, устанавливать контакты с людьми.
Нелишне и вспомнить совет В. Гете. Он говорил,
что общаясь с ближними, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже.
Общаясь же с ними так, как будто они лучше того, что представляют собой в
действительности, мы заставляем их становиться лучше. Поэтому многих людей
целесообразно авансировать похвалой.
Вырабатывая объективную самооценку, необходимо
учитывать обстановку, в которой осуществляется эта работа. В эксперименте
студенты ставили себе оценку за каждое из заданных экспериментатором качеств. В
комнату входил элегантный, безупречно одетый, чисто выбритый человек с дорогим
портфелем в руках. Оценка своего внешнего вида испытуемыми снижалась. Но когда
в комнату входил небрежно, неаккуратно одетый, в нечищеной обуви и не глаженных
брюках гражданин, самооценка этих показателей становилась значительно более
высокой.
2.3 Самоприказ
Это короткое, отрывистое распоряжение,
сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на
провокацию!», «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя
достойно, соблюдать требования этики.
Применяется самоприказ, когда
человек уже убедил себя, что надо вести себя определенным образом. Он ясно
видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять намеченный
план действий. В этот момент и появляется необходимость в приказной форме
решительно потребовать от себя необходимого действия. В следующий раз выполнить
такое действие будет легче, а в дальнейшем оно станет привычкой. Если
самоприказ не помогает, необходимо повторить его несколько раз. Если, это
возможно, повторить его вслух.
Так, немецкий король Генрих IV, трус с детских
лет, идя в бой приказывал: «Вперед, трусливое тело! Вперед, трусливая
сволочь!». С этими словами он шел впереди своих войск и своим примером
вдохновлял их.
2.4 Самовнушение
Оно помогает вести себя не выходя за рамки
принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых
трудных ситуациях. Оно может быть применено в процессе самовоспитания любых
качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью
изменения поведения в требуемую сторону помногу раз в день произносится заранее
подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!»,
«Я буду слушать собеседника, не перебивая, как бы трудно мне ни было!», «Меня
не выведут из себя никакие замечания окружающих!» Делается это повторение
заученных формул до тех пор, пока уверенность не становится непоколебимой, не
оставляя ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в
соответствии с самовнушением.
Так, например, много раз повторяя: «Я не
чувствую боли», можно избавиться от болевых ощущений. И наоборот, можно внушить
себе ощущение боли, причем даже не произнося каких-либо формул.
Неприятные эмоции, сопутствующие боли,
исчезают при переключении внимания. Г. Гейне переставал чувствовать
преследовавшую его мучительную боль, когда сочинял стихи. Исследовательская
работа помогала избавиться от болевых ощущений философу И. Канту, физику Б.
Паскалю, писателю Н. Островскому. Люди заметили давно, что мысли о боли
многократно ее увеличивают. Еще Л. Сенека писал: «Боль легко перенести, если не
увеличивать ее мыслями о ней; если, наоборот, ободрять себя, говоря: это
ничего, или, по крайней мере, — это не беда, нужно уметь терпеть, это скоро
пройдет, — то боль становится легкой постольку, поскольку человек себя в этом
уверит». Самовнушение или увлечение каким-то делом создает в мозгу очаг
возбуждения, который став доминантным тормозит другие зоны мозга, в том числе и
те, которые вызывают ощущение боли.
Академик Кассирский говорил студентам: — Когда
вы даете аспирин — это лекарство. А когда я даю лекарство — это сильнейшее
исцеляющее средство, потому что это лекарство плюс мой авторитет. На этом
принципе основано применение плацебо, которое авторитетный врач называет новым
сильнодействующим лекарством.
Особенно действенным самовнушение бывает в тех
случаях, когда проводится перед сном и сразу же после утреннего пробуждения,
лежа в кровати. Какие-либо усилия, волевые действия здесь не нужны. Все формулы
произносятся спокойно, без напряжения. Мысленно произносимые слова вызывают эффект
самовнушения, который приводит к соответствующим изменениям в организме.
Мысленные внушения должны быть простыми и краткими. Слова произносятся в
медленном темпе, в такт дыханию.
Самовнушение особенно эффективно при несколько
заторможенном состояние коры головного мозга. Именно поэтому оно легче
осуществляется в полусонном состоянии или при искусственном расслаблении
(релаксации). Его хорошо проводить перед сном или сразу же после пробуждения,
еще не вставая с постели. Оно особенно эффективно в процессе аутогенной
тренировки. Эффективность самовнушения увеличивается, когда начинающий
самовоспитание человек узнает о случаях его успешного применения. Вот,
например, о таком.
Готовясь переплыть Атлантический океан на
надувной лодке, немецкий врач Ханнес Линдеман несколько недель помногу раз в
день внушал себе: «Я справлюсь! Я останусь живым!». Как он рассказывал позднее,
у него появились чувства «безбрежной уверенности», «космической безопасности»,
не оставившие места сомнению в успехе, возможности несчастья. И когда во время
плаванья лодка перевернулась, Ханнес, выбираясь из холодной воды, продолжал
внушать себе: «Я справлюсь!» — и в конце концов добился успеха.
Еще в 20-е гг. своеобразную школу внушения
создал французский целитель Эмиль Куэ. Основной причиной любого заболевания он
считал человеческое воображение. Поэтому для выздоровления рекомендовал
ежедневно повторять формулы, направленные на улучшение здоровья. Куэ утверждал,
что каждый, внушающий себе: «Я достигну!», обязательно достигнет. Эта и другие
предлагавшиеся им формулы содействовали активному участию больного в
психотерапевтическом процессе, хотя, конечно, полностью заменить
медикаментозные препараты не могли.
2.4 Самокорректировка
Трудно переоценить умение контролировать свои
действия и поступки, осуществлять самоуправляемое поведение. Самокорректировка
дает возможность корректировать накал страстей, приучает держать себя в руках,
быстро успокаиваться в сложных ситуациях. История необычайно богата примерами
самокорректировки, помогающими выдающемуся человеку четко выполнять намеченную
жизненную программу.
Всю жизнь упорно и настойчиво корректировал
свое поведение Л. Н. Толстой. В дневнике он отмечает свои недостатки:
«Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и
непоследовательность); неприятный тяжелый характер, раздражительность, излишнее
самолюбование, тщеславие; привычка к праздности» и намечает пути исправления
своих недостатков: Всю свою жизнь настойчиво корректировал свои потребности и
душевные состояния М. Ганди. «Человек, — писал он, — является человеком потому,
что способен к самоограничению, и остается человеком лишь постольку, поскольку
на практике осуществляет его».
Самое трудное, по его мнению, — подчинить
контролю движение собственной мысли.
Самокорректировка позволяет преобразовывать
хаос негативных мыслей и чувств, разрушающих жизненный потенциал, в гармоничную
структуру. Если такое преображение происходит сознательно, оно приводит к более
эффективному использованию жизненной энергии личности.
2.5 Саморегуляция
Этот прием предусматривает обучение умению
следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Дело в том, что
изменяя внешнее выражение, эмоции, можно регулировать свое внутреннее
психическое состояние. Например, хаотичные, не подкрепляющие речь движения рук
в разговоре, дрожание пальцев вызывают нерешительность, неуверенность в себе;
заискивающие интонации углубляют беспокойство. И наоборот, приучая себя не
размахивать руками в разговоре, не горбиться, не хмуриться, а стоять перед собеседниками,
развернув плечи, подтянув живот, демонстрируя красивую осанку, улыбаться в
моменты растерянности, недоумения; смотреть уверенно и строго в конфликтной
ситуации, руководитель приобретает уверенность в себе, не теряется в момент
сильной тревоги, при возникновении чрезвычайной ситуации.
Очень непросто управлять чувствами и
обуздывать их, но и этому можно научиться. Саморегуляция служит умению
сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки,
слабости, ошибки. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в
самых критических ситуациях.
Если все же контроль над чувствами не удался,
срыв произошел, обстановка чрезвычайная и необходимо успокоиться, взять себя в
руки, лучшее средство успокоиться — движение. Очень хорошо молча и задумчиво
пройти по комнате, делая, скажем, на два шага вдох и на пять шагов выдох, ведя
счет шагов в уме. Движение, дыхание, счет шагов в уме быстро отвлекают человека
от ситуации, успокаивают.
В саморегуляции большую роль играет рефлексия.
Вначале необходимо интенсифицировать самосознание. Это позволяет обнаружить
несовместимость своих принципов, мыслей, поступков и сравнительно легко
наметить пути закрепления новых элементов поведения. При этом надо иметь в
виду, что чем выше интеллект человека, чем точнее самоосознание, тем
эффективнее функционирует саморегуляция.
2.6 Самостимуляция
Ряду юношей и девушек , в первую очередь,
мнительным и самолюбивым людям, большую помощь в самовоспитании могут оказать
методы самопоощрения и самонаказания. В случае даже незначительных успехов
целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Умница!», «Молодец!», «Здорово
получилось!», «И дальше так!». А в случае неудачи мысленно выговаривать себе:
«Плохо!», «Очень плохо!», «Стыдно!». Очевидно, в случае крупных успехов и
значительных неудач воздействие усиливается.
Желательно, чтобы реакции самопоощрения и
самонаказания регулировали наше поведение постоянно. Хотя прибегать к ним,
очевидно, необходимо в зависимости от ситуации. К сожалению, очень часто
человек не получает положительной оценки своего поведения со стороны. А лишение
элементарного внимания без самоподкрепления интенсивной работы — одна из причин
повышения нервозности, депрессий.
Очевидно, поощрять и наказывать себя можно не
только словесно. Естественно, лишение себя удовольствия будет действенным
средством самонаказания.
Очень важно убедить себя в собственных
возможностях влиять на свое тело, изменять свои взгляды, укреплять свою нервную
энергию, делать себя здоровым и сильным. Но такая работа дает результат только
в том случае, если требования к себе увеличиваются постепенно.
3. Специальная часть.
Из жизненного опыта вынесена
необходимость каждому человеку заниматься своим усовершенствованием, а значит
была вынесена и теория самовоспитания. Но, так как все в мире пребывает в
непрерывном развитии, то, естественно, нуждается в своей дальнейшей
корректировке.
Чтобы предугадать, что нужно
изменить в теории или какие нужно ввести дополнения, я посчитала нужным
провести такие методики исследования как анкетирование и интервьюирование. По
материалам, собранным в результате анкетирования я увидела уровень
самовоспитания у учащихся, а проведя интервью узнала, как классные руководители
занимаются проблемой самовоспитания, ведется ли систематическая работа по
формированию потребности в самовоспитании.
Свое исследование я
проводила в средней школе №2 г. Болгар
3.1. Интервью с классными
руководителями
Классным руководителям были
заданы следующие вопросы:
1. Ведется ли Вами
систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании?
2. Стараетесь ли Вы
привить учащимся нормы морали? Что для этого делается?
3. Проводятся ли в Вашем
классе беседы, диспуты, вечера, встречи, экскурсии и другие мероприятия,
повышающие нравственный уровень учащихся и дающие ярко выраженную установку на
самовоспитание?
4. Проводите ли Вы
индивидуальные беседы с учащимися?
После проведения интервью, мною
были сделаны следующие выводы.
Некоторые классные
руководители школы №3 города Полярные Зори недостаточно подготовлены по
вопросам теории и методики руководства самовоспитанием учащихся, слабо ведется
систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании и привитию
соответствующих навыков поведения.
Для руководства
самовоспитанием, по моему мнению, учителю необходимо представлять структуру
компонентов этого процесса, мотивы, которые побуждают подростка работать над
собой, важно помочь найти такую деятельность, в которой воспитанник занимал бы
активную позицию, что выявляло бы недостаток каких-либо важных качеств и, тем
самым, побуждало бы к работе над собой.
Классные руководители,
работающие в школе много лет имеют свои программы по руководству процессом
самовоспитания.
Так, например классный
руководитель Садилова Т.А. ставит перед собой следующие задачи:
1. Стимулировать у
учащихся интерес к собственному внутреннему миру, желание совершенствовать себя
как личность.
2. Вооружить школьников
системой знаний по вопросам самовоспитания.
3. Вооружить учащихся
методикой самовоспитания.
Целенаправленная работа в данном
плане позволила выделить следующие этапы в процессе руководства
самовоспитанием:
I этап – побуждение у учащихся стремления стать
лучше, развить в себе положительные качества личности, избавиться от
отрицательных качеств.
II этап – оказание помощи ученикам в оценке самих
себя, в анализе своей жизни, познание своих положительных качеств и недостатков
(при условии, что у учащихся есть желание стать лучше).
III этап – оказание помощи в разработке программы
самовоспитания (при условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо
воспитывать в себе и от чего избавиться).
IV этап – Вооружение учащихся методиками и примерами
самовоспитания с организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых
черт характера, качеств личности.
V этап – самоконтроль.
Богомолова О.А. считает, что нравственное воспитание и
формирование нравственного опыта невозможно без глубокого понимания норм
морали, без формирования правильных представлений о моральных качествах.
Учащиеся должны уметь не только определять, что хорошо, а что плохо, но и
оценивать свое поведение, свой характер, свои силы и способности, свои
недостатки и достоинства. Для этого в течении работы с детьми использовались
такие воспитательные беседы:
1. Что в человеке главное?
2. Что мы знаем о себе?
3. Кто добивается цели?
4. Сотвори себя сам.
5. Как создавать характер?
6. О привычках полезных и
вредных.
7. Как преодолеть свои
недостатки?
8. Мои недостатки – мои
враги, мои достоинства – мои друзья.
9. Каковы преимущества
дисциплинированного человека?
10. Что такое
самовоспитание?
11. Можно ли изменить свой
характер?
12. О силе воли,
настойчивости и упрямстве.
13. Как создавать характер?
14. Принципиальность и
равнодушие.
15. О самовоспитании
трудолюбия и борьбе с ленью.
Старосек Н.И. работает учителем русского языка и
литературы. На своих уроках она часто проводит беседы, диспуты о жизни
замечательных людей, большое внимание уделяет методам их работы над собой.
Например использует письма А.П. Чехова брату Николаю и его рекомендации по
нравственному самовоспитанию; личные правила по самовоспитанию, составленные
Ушинским. Живой интерес у школьников вызывает титаническая работа Л.Н. Толстого
над собой, его требовательность к себе и своим произведениям, знакомство с его
программой самовоспитания.
Для повышения
нравственного уровня учащихся классными руководителями организуются
всевозможные вечера, игры, диспуты, экскурсии. Детям очень нравятся встречи с
поэтами и учителя стараются приглашать их как можно чаще.
Организуются такие
внутришкольные игры как “Брэйн-ринг”, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Колесо
истории”, “Угадай мелодию”.
В классах организуются
всевозможные литературные вечера, на которых ученики читают стихи, ставят
всевозможные сценки, небольшие пьессы.
Все классные
руководители единогласно считают, что индивидуальные беседы с учащимися играют
большую роль, особенно тогда, когда у подростков появляется чувство
недовольства собой, своим поведением, действиями. С помощью взрослых они
начинают анализировать собственное поведение. Такие беседы требуют особого
педагогического такта, полного доверия и уважения между учителем и учеником.
Беседы не должны носить нравоучительного характера, содержать готовые выводы,
педагогическую оценку поступков, действий, а должны заставлять самого подростка
осмыслить свое поведение, поверить в необходимость и возможность преодоления
отрицательного в себе.
Собственные программы
по формированию у детей потребности в самовоспитании существуют почти у каждого
классного руководителя. Например Кустова А.П. проводит со своими
учениками диспуты на темы:
1. Можем ли мы совершать
большие и нужные дела?
2. Подвиг – мгновение или
жизнь?
3. В чем красота человека?
4. Кто оставляет добрый
след в жизни?
5. Всякое ли дело может
быть интересным?
6. Нужны ли современному
человеку скромность и обходительность?
7. Как стать интересным
человеком?
8. Какого человека можно
назвать красивым?
9. Хочу и надо.
10. Имеет ли человек право
жить с недостатками?
11. В человеке все должно
быть прекрасно.
Диспуты вызывают духовную
активность, затрагивают эмоции подростков и способствуют выявлению их
готовности к самовоспитанию. В ходе обсуждений, споров формируются моральные
оценки, что способствует утверждению навыков самоконтроля.
На мой взгляд, диспуты
являются сложной формой работы, так как требуют определенного уровня
самосознания и предварительной подготовки.
Некоторые классные
руководители используют в работе вопросник для устных или письменных
обсуждений. По ответам на вопросы учитель может сделать вывод о нравственных
представлениях у школьников.
Вопросы могут быть такого
характера:
1. Иногда, характеризуя
человека, говорят: “хороший человек”, “плохой человек”. Назовите качества,
свойственные, по вашему мнению, хорошему человеку, плохому человеку.
2. Согласны ли вы с
мнением, что каждый человек может быть хорошим?
3. Довольны ли вы собой
или считаете необходимым освободиться от каких-то недостатков, назовите от
каких?
4. Каким вы хотели бы
видеть себя через 5 – 10 лет?
5. Кто является для вас
образцом жизни и поведения?
6. Стремитесь ли вы уже
сейчас воспитывать желаемые качества и как это делаете?
Богомолова О.А. практикует так называемые самохарактеристики
и дает учащимся схему самоанализа. Она предлагает ученикам следующий опросник:
1. Твой внешний вид.
2. Убеждения и идеалы
(Есть ли у тебя принципы в жизни и какие? О чем ты мечтаешь?).
3. Способности и интересы
(Что тебя интересует больше всего, что у тебя получается лучше, какие книги ты
читаешь?).
4. Отношение к труду
(Какую работу ты выполняешь с удовольствием, какие виды труда вызывают у тебя
раздражение? Имеешь ли ты постоянную трудовую обязанность в семье?).
5. Нравственно-волевые
качества (Какие качества людей ты считаешь самыми ценными; какие
отрицательными? Кто твой любимый литературный герой, киногерой? Кому и в чем ты
хотел бы подражать? Каких качеств у окружающих тебя людей больше: положительных
или отрицательных?).
Одним из средств является
составление планов работы над собой и программ, которые дают возможность
конкретно планировать организацию процесса самовоспитания.
Самостоятельное планирование
работы над собой – процесс трудный, требующий определенных навыков, поэтому
необходимо целенаправленное педагогическое руководство.
Учительница Кустова А.П.
после диспута “В человеке все должно быть прекрасно”, в ходе которого стало
ясно, что грубость несовместима с уважением к себе, совместно с ребятами
наметила следующие пути искоренения этой отрицательной черты характера:
1. Бросить жаргонные слова.
2. Быть вежливым и внимательным друг к другу.
3. Приучить себя к хорошим манерам.
4. В общественных местах разговаривать не повышая голоса.
6. Всегда здороваться и быть внимательными к окружающим,
знакомым и друзьям
7. Стараться всегда и везде проявлять высокую
дисциплинированность.
Классный руководитель должен помочь детям
решить, каких результатов необходимо добиться, какие недостатки исправить.
Когда осознана необходимость самовоспитания, определены ее цели, задачи и
составлена программа работы над собой, необходима организация упражнений для
развития определенных качеств личности.
Работа над собой идет успешно,
если учащиеся овладевают специальными приемами самовоспитания.
Процесс самовоспитания протекает
индивидуально. Однако, по моему мнению, коллектив при этом играет весьма важную
роль. Так как в коллективе ученик находит образцы для подражания, познает себя,
в коллективе его оценивают. Помощь коллектива выражается в том, что учащиеся
принимают коллективные обязательства, не выполнить которые гораздо труднее, чем
обязательства, взятые индивидуально.
Учитель должен объяснить детям,
что никакие благие намерения, клятвы и хорошие планы самовоспитания не дадут
результата, если человек не будет воспитывать себя в деятельности, в процессе
продолжения трудностей. Поэтому при организации самовоспитания центральное
место должно занимать развитие способностей у учащихся к волевому усилию,
напряжению, чтобы всякое разумное решение переходило в действие. Отсутствие
необходимых волевых качеств мешает претворению в жизнь самых лучших планов.
Молодые классные руководители,
имеющие небольшой опыт работы, используют схему самоанализа, предложенную В.Б.
Бондаревским:
1. Можешь ли ты сказать о себе, что ты человек
общительный? Не забывай, что общительный человек легко устанавливает контакты с
людьми, вносит оживление в любую скучную кампанию, всегда предпочитает
общество, не любит оставаться один.
2. Хорошо ли ты знаешь людей? Если да, то можешь без
труда охарактеризовать деловые и личные качества товарищей по классу. Придумай
несколько сложных, но типичных ситуаций и попытайся представить, как поведет
себя в них каждый ученик твоего класса, твои товарищи и друзья, ты сам.
После интервью с классными
руководителями я сделала для себя выводы, что в школе №3 города Полярные Зори
проблемам самовоспитания уделяется большое внимание. Учителя разрабатывают свои
программы организации самовоспитания, проводят всевозможные мероприятия. Они
стараются научить ребят сдерживать себя, контролировать свои чувства, ставить
конкретные задачи по преодолению отрицательных черт и развитию положительных.
3.2. Анкетирование
Чтобы убедиться в эффективности
работы, которую проводят классные руководители я провела анкетирование в 10“А”
классе школы №2 города Болгар. Анкетирование помогло мне увидеть уровень
самовоспитания у этих ребят.
Анализ анкет, которые были предложены учащимся
9 класса свидетельствуют о том, что старшие подростки стараются серьезнее
всматриваться в себя, склонны более критично относиться к своим недостаткам. И
главная заслуга этого, на мой взгляд, - систематическая работа классного
руководителя по формированию потребности в самовоспитании.
Анкета
1. За что тебя ценят товарищи и взрослые, какие
положительные качества они у тебя отмечают?
2. Какие положительные качества ты стремишься у себя
выработать в настоящее время?
3. Какие недостатки доставляют тебе наибольшие
неприятности?
4. Как ты стремишься их преодолеть?
5. В какой области ты хотел бы овладеть умениями и
навыками работы над собой?
Анализ анкет
Анализ результатов анкет,
которые были предложены учащимся позволяет сделать некоторые выводы.
На вопрос: “За что тебя ценят
товарищи и взрослые, какие положительные качества они у тебя отмечают?” были
получены следующие ответы:
1. За верность в дружбе, доброту;
2. За чувство юмора;
3. За активность;
4. За честность;
5. За целеустремленность.
Положительные качества, которые
ребята хотели бы выработать это:
1. Силу воли;
2. Усидчивость;
3. Храбрость;
4. Юмор;
5. Трудолюбие;
6. Стойкость.
7. “Хочу стать более серьезным”;
8. “Желание понять товарищей и поддержать в трудную
минуту”.
Ребята называют такие
недостатки, которые доставляют наибольшие неприятности:
1. Лень;
2. Забывчивость, рассеянность, невнимательность;
3. Доверчивость;
4. Неустойчивость характера;
5. Вспыльчивость;
6. Упрямство.
Но есть ответы: “никакие”, “не
знаю”.
На вопрос “Как ты стремишься их
преодолеть?” некоторые ребята ответили, что развивают в себе силу воли,
стараются преодолеть трудности, больше работать над собой, больше общаться с
людьми. Но, к сожалению, большая часть ребят ответила, что “не знают, как это
сделать”, “никак”, “как нибудь”.
Эти данные показывают что все
ученики стараются анализировать свой характер, свою деятетельность, поведение.
Но, на мой взгляд, некоторые учащиеся преувеличивают свои недостатки и приходят
к ложному выводу о своей неспособности ни к чему. Таким ребятам следует
объяснить, что только при правильной оценке качеств и свойств своей личности,
при наличии веры в свои силы можно составить реальную программу самовоспитания,
развить свои способности, искоренить недостатки.
Ребят в первую очередь
необходимо учить наблюдать за собой, объективному анализу своей деятельности.
А в остальном, без сомнения, видна кропотливая
работа классного руководителя. Дети осознают потребность в самовоспитании,
понимают, что человек сам создает себя, сам творец своего характера.
Заключение
Итак, самовоспитание – педагогически
управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над
собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Я попыталась выделить
основные этапы возникновения и развития самовоспитания.
Во–первых это осознание учениками своего образа жизни,
осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом
этапе классный руководитель помогает учащимся осознать свои положительные и
отрицательные качества, понять нетерпимость своих недостатков.
Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в
той области деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха.
В-третьих, составление программы самовоспитания. Это
очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько
объективно судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы
выбирает.
В-четвертых, организация самовоспитания в избранной
деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к
самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется
только желанием.
В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс
формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание
начинается тогда, когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда
оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.
Цель самовоспитания исходит из
мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без
цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо
иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по
силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному
эффекту, к неуверенности в своих силах.
Каждый из нас может
составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые
следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков как и выработка
желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.
Молодежь сегодня
оказалась в кризисной ситуации. Вместе с крушением системы общественного строя
и нравственных идеалов, рухнули многие традиционные нормы и способы поведения.
Уходят в прошлое, казавшиеся вечными, критерии жизни.
Происходит резкая переоценка
ценностей. Молодежи приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям
жизни. Меняются нравственные идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают
значительное, не всегда позитивное, влияние на личность ученика. По этому, если
убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации,
то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.
Список литературы.
1. Дэйл Карнеги “Как завоевывать друзей и
оказывать влияние на людей”, Ленинград, 1992
2. Кочетов А.И. “Как заниматься
самовоспитанием”, Мн., Выш. шк., 1986
3. Кочетов А.И. “Воспитай себя”, Мн., Нар.
асвета, 1982
4. Кочетов А.И. “Организация самовоспитания
школьников”, Мн., Нар. асвета, 1990
5. Кочетов А.И. “Личность воспитывает себя”, М.,
Политиздат, 1983
6. Орлов
Ю.М. “Самопознание и самовоспитание”, М.,
Просвещение, 1987
7. Марчуков А.А.
Взгляд на феномен воли.