Самооценка младших школьников, воспитывающихся в семье алкоголиков
Содержание
Введение
Глава 1. Алкоголизм родителей
и его влияние на самооценку ребенка
.1 Изучение самооценки
.2 Влияние семьи на
самооценку ребенка младшего школьного возраста
.3 Особенности семей
алкоголиков
.4 Самооценка детей из семей
алкоголиков
Глава 2. Исследование
самооценки детей младшего школьного возраста
.1 Задачи, организация и
методика исследования
.2 Анализ и интерпретация
данных
.3 Обработка полученных
данных
Глава 3. Программа
формирования «Я - концепции» младших школьников из неблагополучных семей
Заключение
Список литературы
Введение
Тема курсовой работы «Самооценка младших школьников, воспитывающихся в
семье алкоголиков».
Актуальность данной работы определена необходимостью
формировании нормальной самооценки у детей, родители которых употребляют
спиртное, тем самым, мешая собственным детям полноценно развиваться, получать
образование, жить счастливой жизнью.
Семья выступает основной сферой первичной социализации
личности. Как правило, ребенок усваивает образ поведения, стиль жизни, которые
характерны для его родителей. [12, c.127]
Неблагополучная семья - семья, которая не выполняет свою воспитательную
функцию.
Одной из разновидностей аморальной семьи является семья алкоголиков.
Среди основных отличительных особенностей семьи можно выделить следующие:
– низкий
материальный уровень;
– санитарно-гигиеническая
запущенность;
– неорганизованный
быт;
– размытость,
нечеткость норм поведения;
– недостаток
тепла, любви между членами семьи и т.д.
Семейная ситуация этих детей также часто отличается неблагополучием,
это, как правило, малообеспеченные неполные или многодетные семьи, семьи, где
родители либо один из них злоупотребляют алкоголем, где происходят семейные
конфликты, дебоши, проявления жестокости и насилия. [8, c.80]
Основные особенности детей из алкогольной семьи: неадекватная самооценка,
потребность скрывать алкоголизм своей семьи, чувство вины, социальная
дезадаптация, склонность к асоциальным поступкам.
Объект исследования: учащиеся вторых классов средней общеобразовательной школы
№ 52, воспитывающиеся в неблагополучных семьях
Предмет исследования: самооценка детей младшего школьного возраста,
воспитывающихся в семьях алкоголиков.
Гипотеза: предполагается, что дети младшего школьного возраста, воспитывающиеся в
семье алкоголиков, имеют заниженную самооценку.
Цель: разработать коррекционную программу, направленную на повышение уровня
самооценки детей, воспитывающихся в семье алкоголиков.
Задачи:
- проанализировать литературу по проблемам алкоголизма родителей и его
влияния на психическое и личностное развитие детей младшего школьного возраста;
раскрыть теоретические основы самооценки детей младшего школьного
возраста, воспитывающихся в семьях алкоголиков;
– исследовать
самооценку учеников вторых классов в средней общеобразовательной школе № 52 из
неблагополучных семей;
– разработать
и апробировать экспериментальную программу, включающую в себя систему игр,
упражнений, направленную на повышение самооценки детей младшего школьного
возраста, воспитывающихся в семье алкоголиков;
Для решения поставленных задач применялся комплекс разнообразных методов:
. Беседа
. Наблюдение
. Анализ и обработка полученных в процессе исследования данных
Структура курсовой работы:
. Введение.
. Две главы.
. Заключение.
. Список литературы (16 источников).
Исследование проводилось с второклассниками из неблагополучных семей
средней общеобразовательной школы № 52 г. Мурманска (ул. Мира, 12).
Глава 1. Алкоголизм родителей и его влияние на самооценку
ребенка
1.1 Изучение самооценки
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и
места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в
психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит
регуляция поведения личности.[9, c.353]
Обычно самооценка с тенденцией некоторого завышения. Явно завышенные и
заниженные самооценки могут быть следствием разных причин.
На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное
представление о своей личности, своих возможностях, своей ценности для
окружающих, для общего дела. Такой человек часто идет на игнорирование своих
неудач ради сохранения привычной для него высокой самооценки, своих дел и
поступков. Любой неуспех представляется ему следствием чьих-то козней, плохого
отношения или просто стечения обстоятельств. Он не желает признавать
собственных ошибок, недостатка знаний, неправильного поведения.
Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, к робости,
отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои задатки и способности.
Такие люди не ставят перед собой труднодостижимой цели, ограничиваются решением
обыденных задач, в основном критичны к себе. [2, c.88]
Проблема возникновения и развития самооценки - одна из центральных
проблем становления личности, которой посвящено много работ как в зарубежной так
и в отечественной психологии.
Часто самооценку рассматривают только как составляющую эмоционально -
ценностного отношения к себе.
Однако в ряде исследований социальные психологи получили противоположные
выводы: чем ниже самооценка индивида, тем важнее для него положительное мнение
окружающих и тем выше они их оценивают. И, наоборот, люди с высокой самооценкой
гораздо меньше нуждаются в одобрении окружающих, меньше ориентируются на их
мнение о себе, следовательно, ниже их оценивают.
1.2 Влияние семьи на самооценку ребенка младшего школьного
возраста
Сама по себе самооценка ребенка - явление неустойчивое, ситуационное.
[16, c.123]
Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного
возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более
высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произвольном протекании
большинства психических процессов (восприятие, внимание, память,
представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм
мышления и обучении его письменной речи.
Характерной особенностью младшего школьного возраста является
эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное,
красочное.
В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции,
такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и
способность ребенка к сопереживанию.
Этот возраст характеризуется бурным развитием потребности в двигательной
активности и исследовании запретных зон.
Дети в этом возрасте чрезвычайно активны и любознательны. Значительная
часть их активности связана с проверкой окружающих предметов на прочность,
гибкость, способность к превращениям и т. д. [3, c.204]
Семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая из
этих наук стремится дать дефиницию семьи и определить ее функции. С точки
зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся
социальная группа универсальными признаками которой являются гетеросексуальная
связь, система родственных отношении, обеспечение и развитие социальных и
индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической
деятельности.
Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют
естественные половые и иные (духовные, эстетические, этические) потребности и
обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. В семье
осуществляются производительно-потребительские или только потребительские виды
экономической деятельности. [10, c.116]
На становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает
стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности.
Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в
обстановке некритичности, всеобщего поклонения.
Дети с заниженной самооценкой не имеют с родителями доверительных
отношений, не чувствуют их эмоционального участия. Они либо пользуются большой
свободой, которая, по сути, является результатом бесконтрольности, следствием
равнодушия родителей к детям, либо испытывают чрезмерное ущемление собственной
свободы со стороны родителей, подвергаясь их жесткому ежедневному контролю,
негативной критике.
В семьях, где дети имеют адекватную высокую или адекватную устойчивую
самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной
требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно
хвалят, когда ребенок того заслуживает. [14, c.99-102]
1.3 Особенности семей алкоголиков
Алкоголизм - типичная наркомания, сформировавшаяся на базе регулярного
употребления спиртных напитков в течение ряда лет. Хронический алкоголизм
следует отличать от бытового пьянства, которое обусловлено ситуационными
моментами, дефектами воспитания, низкой культурой. Если в борьбе с бытовым
пьянством достаточно мер общественного воздействия, то хронический алкоголизм,
который приводит к психическим расстройствам и ряду других заболеваний,
нуждается в медицинском лечении.
Злоупотребление алкоголем одного из супругов создает в семье ненормальную
атмосферу и постоянную почву для конфликтов, скандалов. Возникают
психотравмирующие ситуации для всех членов семьи и особенно для детей. Резко
возрастает риск заболевания нервно-психическими расстройствами, увеличивается
вероятность рождения детей с различными отклонениями и аномалиями. Появляются
материальные трудности, сужается сфера духовных интересов, чаще проявляется
аморальное поведение. Супруги все больше отдаляются друг от друга. [11, c.48]
Алкоголик - не только больной человек, но и девиант, он не способен
нормально выполнять социальные роли. [5, c.114]
В семьях, где родители и другие родственники страдают алкоголизмом,
ребенок с самого начала пребывает в неполноценной «социальной ситуации
развития». Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно
отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка,
делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные
скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания -
все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию
детей. Изучение детей, родители которых, злоупотребляют алкоголем показало, что
пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на
физическое и психическое развитие ребенка. Случаи, когда у злостных алкоголиков
рождаются «вполне нормальные» дети, не доказывает безвредности алкоголизма
родителей, а свидетельствует лишь о том, что фактор пьянства действует в
совокупности с большим количеством других факторов.
Неблагополучная среда лишает маленького человека естественного для его
возраста ощущения радости жизни, интереса к ней, веры в доброе отношение
окружающих. Как правило, пьющие родители не могут обеспечить не только
нормального воспитания своего ребенка, но и правильного ухода за ним. Такие
родители «теряют чувство долга и ответственности, становятся бестактными и
грубыми, не соблюдают норм человеческого общежития». [1, c.77] Особенно тяжелым, а порой и
опасным, становится их поведение в состоянии опьянения. Это может выражаться в
виде резкой возбудимости, крайней несдержанности пьяного человека, которая приводит
к нападкам, скандалам, дракам по самым незначительным поводам. Полная потеря
контроля у пьяного человека над своим поведением и высказываниями, его
неспособность учитывать ситуации приводят к тому, что все эти бесчинства
происходят на глазах у детей.
Если в семьях с нормальными, не пьющими родителями требования последних к
своим детям основываются на твердых жизненных взглядах, а потому имеют
постоянный характер по отношению к тем или иным эмоционально-поведенческим
проявлениям детей, то трагедия детей в семьях алкоголиков состоит в искажении
человеческих взаимоотношений.
.4 Самооценка детей из семей алкоголиков
Значительное число детей, которые живут с родителями-алкоголиками, уже от
рождения получают подорванную генетическую основу развития организма. Как
правило, они предоставлены самим себе, часто попадают в стрессовые ситуации,
легко поддаются негативным явлениям, встают на путь правонарушений. [6, c.286]
Известно, что больными оказываются не только пьющий или пьющие члены
семьи, но и его близкие. Дети, растущие в семьях алкоголиков, с раннего детства
вовлечены в порочный круг родительских скандалов, обманов, нарушенных обещаний.
Кроме того, дети алкоголиков подвержены повышенной опасности заболевания
алкоголизмом. Причины этой болезни складываются из двух составляющих:
врожденной предрасположенности (каждый четвертый ребенок отца-алкоголика
становится алкоголиком) и окружающей обстановки. Отношение в семье к спиртному
здесь играет не последнюю роль: опасны как попустительство, так и слишком
строгие запреты. Члены семьи часто скрывают болезнь от окружающих. Алкоголизм
сильно отдаляет семью от друзей, соседей и родственников. Самое страшное для
близких людей - это непредсказуемость эмоций, поведения, намерений пьяных
родителей. Каждый ребенок в такой семье не знает, чего ему ждать.
Они чувствуют себя отверженными. Часто дети жалуются на то, что пьющие
матери совсем не интересуются их жизнью, их интересами, их проблемами, никогда
не помогают советами, на них никогда нельзя положиться в сложной, да и вообще в
любой ситуации. Но даже при всем этом мамы для них остаются самыми близкими,
самыми родными и в большинстве случаев все равно любимыми. Дети в семьях
алкоголиков обычно очень скрытны и одиноки. Они приучены скрывать истинные
чувства, притворяться, не высказывать обид, злости, боли. Не получая
безусловной любви дома, ощущая собственную ненужность, детям трудно принять
хорошее отношение к себе и со стороны окружающих. Недоумение, а не
благодарность нередко становится ответом на проявленную заботу. Они полагаются
только на себя. У этих мальчишек и девчонок сильно развито чувство вины, порой
даже просто из-за того, что они вообще появились на свет. Дети алкоголиков
страдают низкой самооценкой. И правда - откуда взяться-то высокой?! Ведь в семье
они слышат однозначные послания («Ты дурак, дебил, негодяй!» - и это самое
мягкое), либо двойственные, противоречивые («Я тебя люблю, но сейчас уходи!»).
Низкая самооценка проявляется в робости, нерешительности, молчаливости. [4]
Низкая самооценка нередко маскируется перфекционизмом, т.е. навязчивым
стремлением к совершенству во всех делах, контролированием других, проявлением
презрения к людям, появлением чувства вины, стыда; сама способность выражать
собственные чувства и понимать чувства других людей у них снижена. Дети из
трудных семей не склонны верить в то, что к ним испытывают симпатию, дружеское
расположение, любовь; не могут быть искренни в отношениях со сверстниками.
Вынужденные скрывать многое из своей семейной жизни, они привыкают автоматически
лгать, когда ложь не служит достижению каких-либо выгод, говорится как бы по
инерции. Страх отвержения и потери в отношении с другими, низкая самооценка,
неуверенность и болезненное реагирование на внезапные изменения ситуации
придают детям из трудных семей невротические черты и лают более вероятным
возникновение у них неврозов. [13, c.140]
Появление низкой самооценки детей алкоголиков зависит в основном от роли,
которую они играли и своих семьях. Э. Смит, американский нарколог в процессе
работы в качестве нарколога обследовала много семей, выделяет 4 группы:
) «герой семьи» - постоянное стремление «героя» нравится и заслужить
одобрение других, особенно в семье, мотивируется крайне низкой оценкой
собственных возможностей. Такие дети сосредоточены на том, чтобы все делать
идеально и нести ответственность за происходящее.
) «козел отпущения» - внешне проявляют низкую самооценку деструктивным
поведением.
Они готовы оскорбить, обидеть других, порождая в своей душе внутренние
конфликты и недовольство собой. Несмотря на их желание быть другими, дети
становятся очень похожими на своих родителей, которых они ненавидят.
) «потерянный ребенок» - страдает от постоянного одиночества, ощущения
неадекватности в сравнении с другими. Их низкая самооценка мироощущение заметны
и внешне: они часто бывают застенчивыми.
) «фамильный талисман» - постоянно стремится привлечь к себе пни манне
своим юмором, нежностью, болезненностью.
Общие выводы по первой главе
Все сказанное подтверждает, что у детей в семьях, где есть алкоголики,
формируется очень проблемный тип личности, основными параметрами которого
являются:
– низкая
самооценка;
– тревожность;
– страх
будущего;
– негативная
самоидентификация;
– чувство
вины;
– чувство
стыда за свою семью;
– псевдовзрослость
(ригидное преобладание Родительского эго-состояния);
– игнорирование
реальности, избегание осознания реальности;
– неспособность
к аутентичным проявлениям;
– агрессивность
и раздражительность.
Мы определили, что злоупотребление алкоголем одного из супругов создает в
семье ненормальную атмосферу и постоянную почву для конфликтов, скандалов.
Возникают психотравмирующие ситуации для всех членов семьи и особенно для
детей. Резко возрастает риск заболевания нервно-психическими расстройствами,
увеличивается вероятность рождения детей с различными отклонениями и
аномалиями. Появляются материальные трудности, сужается сфера духовных
интересов, чаще проявляется аморальное поведение. Дети, воспитывающиеся в
подобных семьях часто закомплексованы, раздражительны, обладают низкой самооценкой.
Низкая самооценка нередко маскируется перфекционизмом, т.е. навязчивым
стремлением к совершенству во всех делах, контролированием других, проявлением
презрения к людям, появлением чувства вины, стыда; сама способность выражать
собственные чувства и понимать чувства других людей у таких детей снижена.
Глава 2. Исследование самооценки детей младшего школьного
возраста
2.1 Задачи, организация и методика исследования
Цель исследования - выяснить существует ли зависимость между заниженной
самооценкой ребенка и его воспитанием в социально неблагополучной семье.
Задачи исследования:
– исследовать
самооценку детей младшего школьного возраста из социально благополучных и
неблагополучных семей;
– провести
сравнение уровня самооценки младших школьников из социально благополучных и
неблагополучных семей;
– обобщить
и интерпретировать результаты;
– разработать
коррекционную программу и социально-психологические рекомендации.
Не существует абсолютно верных путей распознавания
детей, живущих в семьях, где есть алкоголики. Наиболее важным аспектом в
распознавании детей из подобных семей является формирование у них определенных
моделей поведения, а не выделение симптомов принадлежности. Тем не менее,
следующие симптомы могут указывать на определенную дисфункцию в семье, вполне
возможно, что это алкоголизм:
1) ребенок не сдает вовремя дневник, тетради, домашние задания;
) фигурирует неровная успеваемость;
) регулярные изменения во внешности;
) ребенок приходит в школу голодным;
) любит сознательно изолироваться;
) ребенок постоянно уставший, утомленный, изможденный, равнодушный;
) избегает возвращения домой;
) избегает споров и конфликтов.
В начале нашего исследования, в школе была проведена беседа с классными
руководителями вторых классов и психологом школы. Жалобы, с которыми обращались
педагоги в адрес детей из неблагополучных семей, в первую очередь, касаются их
неусидчивости, невнимательности, не целенаправленности, нежелания трудиться и
т. п. Нами были просмотрены личные дела второклассников, изучены психологические
карты. Мы принимали участие в проведении родительского собрания у
второклассников. После проведенных бесед и наблюдений, мы определили группу
детей (среди параллели вторых классов), родители которых злоупотребляют
алкоголем.
В таблице 2.1. представлена характеристика исследуемой выборки.
Таблица 2.1. Характеристика исследуемой выборки
Класс
|
Общее количество детей
|
Количество детей из семей
алкоголиков
|
2 «а»
|
20
|
1
|
2 «б»
|
22
|
2
|
2 «в»
|
19
|
1
|
2 «г»
|
20
|
2
|
Итого:
|
81
|
6
|
Из параллели вторых классов нами было выявлено 6 детей, принадлежащих к
потенциальной группе риска. Как видно из данной таблицы в каждом классе есть
дети из неблагополучных семей.
Для более наглядного представления мы изобразили полученные результаты
графически.
Рис. 2.1 Процентное соотношение детей из семей алкоголиков
(количество исследуемых детей) - 100 %
(второклассники из семей алкоголиков) - 7,4 %
(второклассники) - 92,6 %
Таким образом, следующий этап нашего исследования заключался в
определении уровня самооценки, определенных нами детей, разработке
коррекционной программы и социально-психологических рекомендаций.
При обследовании детей из семей алкоголиков (2 девочки и 4 мальчика)
отчетливо обнаруживаются признаки социально-педагогической запущенности в виде
ограниченности словарного запаса, бедности знаний и сведений об окружающем
мире, недостаточной усвояемости многих навыков (счет, чтение, письмо, рисование
и др.). Дети хорошо усвоили элементарные обобщающие понятия (животные,
растения, транспорт, мебель и др.), но при самостоятельном определении понятий
ориентируются не на существенные, а на конкретно-ситуационные признаки.
Перейдем к описанию результатов, полученных при выявлении уровня
самооценки детей из семей алкоголиков.
Для выявления самооценки у детей нами были использованы шкала самооценки
личности.
Данная шкала, разработана A.M. Пригожиным и представляет собой
вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых
прежде всего введением дополнительного параметра уровня притязаний. [15, c.67] Введен также ряд дополнительных
параметров для обработки.
На листе бумаги мы нарисовали 7 вертикальных линий, на каждой из которых
отобразили две точки, нижняя символизировала самое низкое развитие, верхняя -
наивысшее.
Ниже представлено обозначение каждой из этих линий:
)здоровье,
) умственные способности,
) характер,
) авторитет у сверстников,
) умение многое делать своими руками, умелые руки,
) внешность,
) уверенность в себе.
На каждой линии мы написали, что она обозначает.
Мы посчитали, что не все из 7 определений будут доступны для понимания
исследуемым детям, поэтому, прежде, чем начать тестирование, мы подробно
разъяснили каждое определение и ответили на все вопросы ребят.
После разъяснения понятий мы рассказали детям, что конкретно они должны
делать. Попросили ребят черточкой (-) отметить, как они оценивают развитие у
себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком
(X) попросили отметить, при каком
уровне развития этих качеств, сторон они были бы удовлетворены собой и
почувствовали гордость за себя. Инструкция давалась детям доступным для их
понимания языком. Предварительно был проведен эксперимент на линии «здоровья»,
чтобы уточнить насколько правильно ребята поняли задание. Мы объяснили, что на
этой линии нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя -
абсолютно здорового.
Проводить данную диагностику мы решили со всей исследуемой группой (6
человек) одновременно. На заполнение шкалы мы отвели 10 минут.
Когда дети выполняли задание, мы наблюдали за ними. Целесообразно было
наблюдать, насколько по-разному дети выполняли задание: сильное возбуждение,
демонстративные высказывания о том, что работа «глупая», «я это не способен»,
отказ выполнять задание, стремление задать экспериментатору дополнительные
опросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень
медленное выполнение (с разницей не менее 5 мин.). Все это служило полезной
дополнительной информацией при интерпретации результатов.
При обработке данных мы рассматривали только шесть шкал, т.к. шкалу
«здоровье» мы рассматривали как тренировочную. Размеры каждой линии были равны
100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получали количественную
характеристику, для нашего удобства выраженную в баллах (например, 54 мм = 54
балла). За адекватную степень самооценки мы взяли шкальный промежуток от 45 мм
до 55 мм.
Обработка включала следующие этапы:
этап. По каждой из шести шкал («ум», «способности», «характер»,
«авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе»)
определялось:
а) уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в
миллиметрах от нижней шкалы («О») до знака «X»;
б) высота самооценки - от «О» до знака «-»;
в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценка - разность
между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или
расстояние от знака «X» до
«-»; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат
выражается отрицательным числом.
Записывалось значение каждого из трех показателей (уровень притязаний,
самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.
этап. Определение средней меры каждого из показателей у школьника. Ее
характеризовала медиана каждого из показателей по всем шести шкалам.
этап. На этом этапе определялась степень дифференцированности уровня
притязаний и самооценки. Их получали, соединяя на бланке испытуемого все значки
«X» (для определения
дифференцированности самооценки). Получаемые профили наглядно демонстрируют
различия в оценке школьником разных сторон своей личности.
Для упрощения интерпретации результатов, мы ввели следующие понятия:
«идеальное я» соответствует наивысшему желаемому уровню для полного
удовлетворения ребенком собой;
«реальное я» - то, как ребенок себя оценивает на самом деле.
.3 Обработка полученных данных
В ходе нашего исследования, мы получили следующие результаты. (таблица
2.2.)
Таблица 2.2. Результаты исследования
№ п/п
|
Имя, фамилия
|
Умственные способности
|
Характер
|
Авторитет
|
Умелые руки
|
Внимание
|
Уверенность в себе
|
|
|
Р*
|
И**
|
Р
|
И
|
Р
|
И
|
Р
|
И
|
Р
|
И
|
Р
|
И
|
1
|
Аня С.
|
30
|
90
|
40
|
100
|
10
|
70
|
40
|
80
|
30
|
80
|
15
|
70
|
2
|
Лена Ж.
|
35
|
90
|
30
|
20
|
80
|
45
|
85
|
20
|
90
|
20
|
100
|
3
|
Сергей К.
|
25
|
100
|
50
|
95
|
15
|
85
|
35
|
85
|
20
|
90
|
15
|
90
|
4
|
Сергей Ч.
|
25
|
80
|
35
|
80
|
30
|
75
|
40
|
90
|
40
|
80
|
10
|
95
|
5
|
Саша Т.
|
20
|
100
|
45
|
80
|
25
|
95
|
25
|
85
|
35
|
75
|
20
|
75
|
6
|
Толя Ш.
|
40
|
70
|
40
|
75
|
20
|
100
|
40
|
90
|
45
|
100
|
30
|
100
|
Среднее значение
|
29,1
|
88,3
|
40,0
|
86,6
|
20,0
|
37,5
|
85,5
|
31,6
|
85,8
|
18,3
|
88,3
|
* «Р» - «Реальное Я»
** «И» - «Идеальное Я»
Результаты каждого исследуемого ребенка мы выразили графически для более
удобного наглядного представления. (Рис. 2.2., 2.3., 2.4., 2.5.,2.6.,2.7.).
Обозначения в графиках:
УС - умственные способности
Х - характер
А - авторитет у сверстников
УР - умелые руки
В - внимание
УВ - уверенность в себе
1) Аня С.
Рис. 2.2. Соотношение «реального Я» и «идеального Я»
) Лена Ж.
Рис. 2.3. Соотношение «реального Я» и «идеального Я»
3) Сергей К.
Рис. 2.4. Соотношение «реального Я» и «идеального Я»
) Сергей Ч.
Рис. 2.5. Соотношение «реального Я» и «идеального Я»
5) Саша Т.
Рис. 2.6. Соотношение «реального Я» и «идеального Я»
) Толя Ш.
Рис. 2.7. Соотношение «реального Я» и «идеального Я»
Для представления общей картины самооценки исследуемой группы мы
определили средний показатель «реального я» и «идеального я». (табл. 2.3.).
Таблица 2.3. Средний показатель «реального я» и «идеального я»
Имя, фамилия
|
«Реальное Я»
|
«Идеальное Я»
|
Аня С.
|
27,5
|
81,6
|
Лена Ж.
|
28,3
|
72,5
|
Сергей К.
|
26,6
|
90,8
|
Сергей Ч.
|
30,0
|
83,3
|
Саша Т.
|
28,3
|
85,0
|
Толя Ш.
|
35,8
|
89,1
|
Среднее значение
|
29,41
|
83,71
|
Графически эти показатели выглядят следующим образом (рис.2.8.).
Рис. 2.8. Средний показатель «реального я» и «идеального я»
Таким образом, с учетом того, что за средний показатель нормальной
самооценки мы взяли интервал от 45 - 55 баллов, становится очевидным, что в
нашей группе, где среднее значение 29,41, преобладает низкая самооценка.
Низкая самооценка обусловлена тем, что дети склонны воспринимать себя
некомпетентными во многих областях жизни. Для них характерны примитивные,
неадекватные возрасту и ситуации поведенческие реакции. Замедленно развитие
произвольности поведения. Для этих детей свойственны чрезмерная импульсивность,
аффективная взрывчатость, безответственность. Им присуща грубость, отсутствие
сдерживающих механизмов.
Характеризуя особенности общения детей из семей алкоголиков следует
отметить следующее. Эти дети легко устанавливают контакты, однако эти контакты
поверхностны и кратковременны. Игры их примитивны. Общение осуществляется
преимущественно жестами. В отношениях со сверстниками дети алкоголиков
инфантильны, незрелы. Для них характерны быстрые смены настроения: оживление
резко сменяется плачем и криком.
Дети замкнутые, они не любят говорить о своих проблемах. Они скрытны, не
склонны к эмоционально теплым отношениям. Для них характерны подозрительность,
злобность. Такие дети не доверяют себе, тревожны, неуверенны, нерешительны. Как
правило, ссоры и на вербальном, и на физическом уровне они воспринимают как
обычные отношения между людьми (в силу отсутствия альтернативного образца таких
отношений), следствием чего являются трудности установления адекватных
отношений с окружающими во взрослом возрасте. Такие дети привыкают ждать
одобрения. Для них свойственно чувство своей никчемности, вины, стыд, ненависть
к себе, депрессия, пассивность, роль жертвы во всех жизненных ситуациях.
Исходя из вышеизложенного, мы разработали
коррекционную программу с целью нормализации самооценки детей из
неблагополучных семей.
Глава 3. Программа формирования «Я -
концепции» младших школьников из неблагополучных семей
Основная цель развития «Я- концепции» заключается в том, чтобы перейти от
внешних источников подкрепления и обратной связи, к внутренним источникам и
средствам позитивного и адекватного самовосприятия. Это обеспечивает человеку
чувство собственного достоинства, личностной неповторимости и ведет его к
самостоятельности и самоактуализации.
Кроме того, у младшего школьника ещё только формируются активные
механизмы психологической защиты от нежелательных оценок окружающих, от
собственных неудач, поэтому необходимо развить у него навыки самоодобрения,
поддержки, поощрения, стать самому себе источником адекватной самооценки.
Поэтому мы при составлении программы выделили следующие направления:
·
помощь в открытии
своего личностного «Я»;
·
повышение
уверенности в себе;
·
ориентация на позитивные
отношения между окружающими людьми.
В соответствии с выделенными направлениями определили задачи:
1. Формирование необходимых знаний,
характеризующих личностное «Я» ребенка.
2. Формирование адекватного
опосредованного отношения к результатам в учебе и других видах деятельности.
3. Развитие ориентации на позитивную
оценку качеств других людей, в т.ч. сверстников.
4. Способствовать развитию позитивного
реагирования на оценку окружающих.
Целесообразность данных приёмов мы видим в следующем:
·
расширение
способов межличностного общения;
·
освоение ролевого
поведения, т.е. умение смотреть на мир глазами других людей;
·
проявление
творческой активности;
·
снятие
напряженности и скованности;
·
повышение
интереса к своей личности и личности другого человека.
Введение регулярных занятий создает условия для позитивного формирования
«Я - концепции» младших школьников из неблагополучных семей, развитию их
представлений о себе, заботе о своём «личностном росте»; определению сдвигов в
общении со сверстниками, повышение своей «ценности».
алкоголизм
психический ребенок самооценка
Обзор программы
этап
|
задача
|
1. Ориентировочный
|
познакомить детей из
неблагополучных семей с правилами и элементами работы в группе создать
условия для положительного восприятия работы в группе сплочение группы
|
2. Основной
|
- реализация целей и задач
программы
|
3. Диагностический
|
- получить обратную связь
от работы в группе.
|
Каждому из выделенных этапов соответствуют определенные разделы и уроки.
Содержание программы
1) Ориентировочный этап.
Ориентировочный этап включает несколько уроков, направленных на освоение
правил работы в группе и сплочение её членов.
Урок 1. «Здравствуйте, это Я».
Цель: познакомить участников группы с правилами работы в группе,
познакомиться с её участниками. Ход урока направлен на ознакомление с членами
группы. Каждый дает себе любое имя, которым его будут называть все и на которое
он будет откликаться, причем это имя сохраняется за ребенком на всё время
занятий и только на них.
Чтобы запомнить имя каждого участника мы предлагаем различные игры:
«Почтальон», «Ты мне - я тебе» ( с мячом), по аналогии детской игры в
«Садовник» с выкупом фанта (использовать «копилку детских забав»).
Свободные подвижные игры.
На следующих занятиях поиграть в игры со словами, отгадывание ребусов с
целью адаптации каждого члена группы, установление доброжелательной,
раскрепощенной обстановки.
) Основной этап.
Раздел «Тайна моего «Я»
Задача: помочь ребенку не просто узнать о наличии своего «Я», но и
научить оценивать его.
Урок 1. «Кто я такой»
Цель: обозначить начальные сведения каждого ребенка о себе.
Ход урока. Каждое занятие необходимо начинать с игры на настройку работы
в группе. Например: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» (вариант
каждый показывает значимое для него событие недели, а другие угадывают.)
Затем предлагаем каждому написать несколько строчек о себе (кто что
хочет). Выборочно зачитываются описания, участники пытаются догадаться, о ком
идет речь.
Упражнение «Свет мой зеркальце, скажи» (игра с воображаемым предметом),
ребенок описывает свои черты.
Упражнение «если бы Я» ( на предлагаемые обстоятельства).
Урок 2. «Я - волшебник» или «Как я познаю мир»
Цель: сформировать у детей понятие о способах познания окружающих
предметов.
Ход урока. Детям предлагаются упражнения на развитие внимания,
воображения, памяти, восприятия и т.д.
Урок 3. «Мои чувства и желания».
Цель: формирование позитивного отношения к своему «Я», умение выделить
свои достоинства.
Ход урока. Упражнение по кругу «Что больше всего люблю».
Каждый называет предмет обожания соседа.
Предлагаем детям нарисовать свой автопортрет, описать те чувства, которые
он испытывает, когда имеет возможность купить предмет обожания.
Этюд «Магазин». Ребенок хочет купить предмет обожания, но по разным и
ситуациям не получает этот предмет (описание своих чувств).
Упражнение «Отражение в озере» (с зеркалом) . Взгляд на себя во время
огорчений и восторга.
Урок 4. «Мой мир»
Цель: различными средствами выразительности передать мир интересов,
увлечений.
Ход урока. Предложить детям, используя разнообразные средства, рассказать
другим о себе. Выбор средств произвольный: коллаж, сочинение, сказки, этюды и
др.
Раздел «мы такие разные, но этим и прекрасны мы»
Задача: способствовать развитию способности понимать другого человека.
Урок 1. «Как мы видим друг друга»
Цель: познакомить детей с разнообразными способами понимания другого;
ориентировать на позитивную оценку качеств сверстников.
Ход урока. Упражнение «Наоборот»: дети выполняют чередующиеся движения,
водящий делает движения наоборот.
Игра «Разговор взглядов»: угадывание изображаемых предметов, явлений.
Работа с пиктограммами - выявить понимание детьми эмоционального
состояния людей.
Этюды на распознавание эмоций другого человека.
Упражнение «Веер» (вариант «На кого кто похож»), ассоциация на товарища.
Урок 2. «Хорошие и дурные поступки и привычки» человека.
Цель: сформировать представление о характере человека, ориентация на
положительное отношение к сверстникам.
Ход урока. Передача внутренних черт характера через движения и позы:
·
модели
нежелательного поведения. Этюды: «Хочу и всё», «Ябедник», «Кривляка» в
сочетании с упражнением «Магазин зеркал», «Злюка»;
·
сопоставление
различных черт характера:
·
рисование Злого и
Доброго Волшебника;
·
чтение с
продолжением (беседа по содержанию)
·
сказкотерапия
«История о …»
Урок 3 «Мои друзья»
Цель: способствовать позитивному реагированию на оценки окружающих.
Ход урока. Этюд «Встреча с другом». Развивать способности понимать
другого и умение адекватно выразить своё отношение к нему. (ситуация «Мне
повезло», «Прошу прошение» и др.)
Рисование на тему: «Я и мой друг» (степень превосходства).
Беседа «Что такое дружба» (вопросы: почему люди дружат, почему люди
ссорятся).
Проигрывание ситуаций «Ссора с другом» и др.
Игра «День рождения» - дать возможность высказать обиды, снять
разочарование.
Игра «Угадай по голосу».
Сочинение сказки «Как я стал взрослым».
Раздел «Я буду другим».
Задача: повышение уверенности в себе, умение управлять и контролировать
свое поведение.
Урок 1. «Мое поведение в трудных ситуациях».
Цель: развивать способности поддерживать себя в трудные минуты.
Ход урока. Упражнение «Ходьба по кругу…» - (вариант «Встречи с
неприятностями). Группа встает друг за другом. По команде ведущего вспоминая
ощущения ходьбы по песку, камню и т.д., дополняя встречами со «страшилками».
Рисование на тему «Чего я боюсь» (страхи).
Упражнение «Кораблик» (воображаемый кораблик плывет по океану,
периодически попадая в шторм, поочередно каждый перекрикивая всех, выкрикивает
фразу: «Я не боюсь бури, я самый сильный».
Упражнения «Превращения» - на релаксацию.
Урок 2. «Не хочу быть плохим».
Цель: сформировать уверенность в себе, умение ориентироваться на свои
положительные качества.
Ход урока. Упражнение «Старики» - вообразить себя в старом возрасте,
чтобы другой поверил и помог перейти улицу, донести тяжелую сумку.
Просмотр репродукций «Знаменитых людей» - беседа на тему: «Какими они
были в детстве» (использовать хрестоматию для чтения.
Упражнение «Не ожидали?» ( моделирование предвосхищения)
Предложить детям написать небольшие описания того, каким по его мнению
хотят видеть взрослые люди, затем написать, каким он хотел бы быть, сравнить с
самоописанием, сделанным им в самом начале работы в группе.
3) Диагностический этап.
Предлагаем, в конце проделанной работы, провести тестирование всех членов
группы по следующим методикам:
·
измерение
самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;
·
аутосоциометрическим
взаимоотношениям в группе;
·
проективную
методику «Я и мой класс».
Заключение
Одной из наиболее острых проблем в России в настоящее время является
проблема семейного алкоголизма и его влияния на физическое и психическое
развитие детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков.
Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем или уже страдающих
хроническим алкоголизмом, показало, что алкоголизм родителей оказывает
отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Частота
различных проблем, медицинских и психологических, у детей алкоголиков повышена
по сравнению с их частотой у детей, чьи родители не страдали алкоголизмом.
Неблагоприятное социальное влияние алкоголизма родителей на развитие их
детей связано с нарушениями взаимоотношений между ними. Любой член семьи,
живущий рядом с больным алкоголизмом, находится в состоянии психического
стресса. Особенно тяжелая психологическая обстановка возникает в семье, где
алкоголизмом больна мать. Однако и алкоголизм отца крайне неблагоприятно
отражается на психическом развитии ребенка. В обоих случаях в семье имеет место
напряженная психологическая обстановка, возникают частые конфликты между
членами семьи. Неблагоприятная домашняя обстановка, часто возникающие
травмирующие ситуации на почве алкоголизма родителей способствуют возникновению
у детей заболеваний нервной системы - неврозов и невротических состояний.
В процессе воспитания ребенка важное значение имеет влияние на него
каждого из родителей. При алкоголизме отца его воздействие на ребенка носит
патологический характер, особенно если учесть специфическую деградацию
личности, которая происходит в результате алкоголизма. Мать в этом случае,
стремясь компенсировать неблагоприятное влияние отца, нередко начинает
чрезмерно опекать ребенка. Наличие двух противоположных линий воспитания в
семье формирует у ребенка неустойчивость поведения и настроения, неуверенность
в себе и т.п.
Дети больных алкоголизмом в семье подвергаются различным видам оскорблений,
в том числе и угрожающим жизни ребенка: физическое избиение, лишение пищи,
запирание в тесной маленькой комнате (чулане, уборной и др.). Стилем воспитания
в алкогольной семье является отсутствие заботы и внимания к ребенку.
Эмоциональным потребностям детей в
Неблагоприятные условия воспитания в семье пьющих родителей обуславливают
замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей в
раннем возрасте. Л.С. Выготский подчеркивал, что процесс формирования психики
ребенка определяется социальной ситуацией развития, под которой понимается
отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью. Как
правило, родители, страдающие алкоголизмом, не могут создать в семье
благоприятной атмосферы, и ребенок испытывает дефицит общения. В младшем
школьном и подростковом возрасте, а в некоторых случаях и раньше, встает острая
проблема школьной и общей социальной адаптации детей из семей алкоголиков. В
конечном счете, перед детьми встает проблема личностной адаптации к конкретным
условиям жизни.
Таким образом, проведя наше исследование, мы подтвердили нашу гипотезу о
том, что дети, воспитывающиеся в семьях алкоголиков, действительно обладают
заниженной самооценкой. Для нормализации внутреннего самоощущения у таких
детей, мы разработали коррекционную программу. Данная программа поможет детям с
заниженной самооценкой увидеть ценность своего «Я», научиться понимать и любить
других людей, поможет найти свое место в кругу сверстников.
Список литературы
) Висневская
Л. Я., Данилова Е. А. «Пьют родители - страдают дети», М., «Медицина», 1977. -
288 с.
) Волков
Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое
пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002. -
208 с.
) Деркач
А.Д. Акмеология: Учебник. - М: Изд-во РАГС, 2002. - 650 с.
) Дети
алкоголиков или Зачем вы меня родили…// «Выборг», № 166 (15071) от 28.11.2003
.http://vyborg.korpunkt.ru/news903_78.html
) Кравченко
А.И. Социология: Учебник для студентов вузов.- М.: «Академический Проект»,
Издательская корпорация «Лотос», 1999.-382с.
) Лихачев
Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.
заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:
Юрайт-М,2001. - 607с.
) Марциновская
Т. Д. Детская практическая психология. - М.: Гардарики, 2003. - 255 с.
) Никитин
В. А. Социальная педагогика. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.
) Петровский
А. В, Введение в психологию. - Москва: Издательский центр «Академия», 1997.-
496с.
) Самыгин
С. И., Перов Г. О. Социология: 100 экзаменационных ответов. - Ростов н/Д:
изд.центр «МарТ», 2001. - 192 с.
) Силяева
Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. -
М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
) Степашин
С. В. Социология: Учебник для юридических вузов.- СПб.: Издательство «Лань»,
Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. - 416 с.
) Столяренко
Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник
для студентов вузов. - Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. - 256
с.
) Фомина
Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная
школа плюс До и После. 2003. № 10.
) Чернышев
А. С. Психологические основы педагогической практики студентов. - М.: Российское
педагогическое агентство, 1998. - 135 с.
) Шмелев
А. Г. и др. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. -
Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 544 с.