Проанализировать особенности развития самооценки у детей сирот с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что у детей сирот с задержкой психического развития будет наблюдаться не адекватно заниженная самооценка.
Глава 1. Самооценка и ее развитие в онтогенезе
Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.
Накопленные данные о возможностях, представления о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией получаемой в процессе -общения. Контактируя с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания о самом себе. У ребенка в старшем дошкольном возрасте развивается сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе (4, с.13).
Особенности самооценки взаимосвязаны с оценкой окружающих. В исследовательских работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковей, Е.В. Шороховой проанализирован вопрос о становлении самосознания и формирования самооценки в проблеме развития личности (4, с.13-14).
С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. И.С. Кон считает, что самооценка тесно связана с уровнем притязания на признание. Уровень притязания - это желаемый уровень самооценки личности. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки его взрослости. Дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт (21, с. 78-79).
Самооценка - оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. А оценка - это мнение о ценности, уровне или значении кого - чего - нибудь.
В словаре практического психолога написано: "Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей" (24, с. 47).
Самооценка - это оценка себя, своих возможностей, достоинств и недостатков. Для этого необходимо знать себя. Всегда ли совпадает то, что думают о нас другие? Вопрос становления самооценки, ее формирование у ребенка - важнейший вопрос, определяющий развитие его личности.
Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты своей деятельности и деятельности других.
Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими.
Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения. Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности - парциальной. Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню - высокому, среднему, низкому.
Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по - разному.
Если у ребенка завышенная самооценка - то идет негативное развитие личности: развивается высокомерие, зазнайство, проявление грубости. Адекватная самооценка ведет к воспитанию положительных черт личности: доброжелательности, взаимовыручки, воли, терпения и т.д.
Через самооценку ребенок проходит такие стадии: потребность в саморазвитии, в самопознании, в самоконтроле.
Самоконтролем необходимо заниматься, чтобы пользоваться доверием в коллективе, нести добро людям, уважать себя и быть уважаемым. В отечественной психологии разработан вопрос влияния самооценки на познавательную деятельность человека, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации - приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий. И именно в младшем школьном возрасте одним из основных психологических новообразований является рефлексия - способность наблюдать и оценивать себя. Такой анализ позволяет оценить себя, сравнить свои достижения с другими, зафиксировать изменения в себе самом сегодняшнем в сравнении с собой вчерашним, представить себя завтрашним.
Рассматривая развитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что новорожденные и младенцы не имеют четких «границ» своего существа, не понимая, что они - особая, отдельная от остального мира его часть. Младенец не знает, где кончается он сам и начинается другой человек. Он считает именно себя причиной всех изменений и всякой активности вокруг. Малыш верит, что он, его мысли и поступки управляют миром (9, с.254).
Годовалый ребенок начинает осознавать свою обособленность от других людей и предметов, он начинает понимать, что поведение других людей не зависит от его воли. Тем не менее, малыш уверен, что восприятие других людей такое же, как и у него.
В 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка. При сравнении ребенок, как правило, ориентируется на социальные нормы, приемлемые в его окружении. Часто можно слышать, как родители или другие взрослые говорят: «Какой хороший мальчик, он моет руки». Сравнивая себя с этим ребенком, малыш делает вывод о том, к какой категории себя отнести. Положительное самоощущение развивается у ребенка тогда, когда взрослые, устанавливая четкие «границы», поощряют его самостоятельность. В противном случае у ребенка может возникнуть чувство стыда и сомнения в собственных способностях. Так, у маленького ребенка формируется чувство гордости, чувство стыда, уровень притязания.
К 4-5 годам многие дети могут правильно оценивать себя, свои личностные качества, достижения и неудачи. Причем, если ранее это, в основном, касалось игры, то теперь переносится и на общение, и на труд, и на учение. В этом возрасте уже можно прогнозировать ближайшие перспективы освоения различных видов деятельности. Учеными было установлено, что если самооценка ребенка в каком-либо виде деятельности является неадекватной, то, обычно, задерживается и самосовершенствование в данном виде деятельности.
Следует отметить, что ведущую роль в формировании самооценки дошкольника играют окружающие ребенка взрослые (в первую очередь родители), т.к. ребенок «впитывает» оценки своих качеств взрослыми.
К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже отделяет себя от оценки другого. При обмене оценочным к воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами. У дошкольников, особенно у старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников.
С возрастом самооценка у ребенка становится правильной. В 5 - 7 лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. К семи годам происходит важное преобразование в плане самооценки. Ребенок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. К семи годам дети правильно себя оценивают, намечается дифференциация двух аспектов самосознания - познание себя и отношение к себе. Старшего дошкольника интересуют и некоторые психические процессы, происходящие в нем самом. Ребенок осознает себя во времени просит взрослых рассказать о том, каким он был маленьким, его интересует и прошлое близких людей. Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний - все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение "личного сознания" (9, с. 259).
В дошкольном возрасте самооценка развивается по следующим направлениям: (26, с.118-119)
). возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок;
). самооценка от общей переходит к дифференцированной;
). Оценка себя во времени. Главным достижением этого возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка.
В действительности у человека существует несколько сменяющих друг друга образов «Я». Представление индивида о себе в текущий момент, в момент самого переживания обозначается как «Я - реальное». Помимо этого у человека существует представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать собственным представлениям об идеале, так называемое «Я - идеальное».
Особенностью детей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности.
Младшие школьники стоят на позиции: «Я то, что обо мне говорят взрослые и другие окружающие». В этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная. Подрастая, ребенок начинает более критично относится к оценкам взрослых, для него становятся важными и оценки его сверстников, и собственные представления об идеале. Установлено, у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот.
Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному. Так, для младшего подростка (особенно ярко это проявляется у 12-летних) характерны негативные оценки себя (по научным данным так оценивает себя приблизительно третья часть детей этого возраста). Но уже к 13 годам наблюдается положительная динамика в самовосприятии. К юношескому возрасту человек имеет более дифференцированную оценку собственного поведения в различных ситуациях, появляется развернутая система самооценок и в основном складывается «Я-образ» - относительно устойчивая система представлений о себе. В действительности у человека существует несколько сменяющих друг друга образов «Я».
Представление индивида о себе в текущий момент, в момент самого переживания обозначается как «Я-реальное2. Помимо этого у человека существует представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать собственным представлениям об идеале, так называемое «Я-идеальное». Соотношение между «Я - реальным» и «Я - идеальным» и характеризует адекватность представлений человека о себе, находящую свое выражение в самооценке.
Соотношение между «Я - реальным» и «Я - идеальным» и характеризует адекватность представлений человека о себе, находящую свое выражение в самооценке (26, с.121).
В целом развитие самооценки проходит 4 этапа: (6, с.305-307)
этап - от рождения до 18 месяцев. Основа формирования позитивного самоощущения, приобретение чувства доверия к окружающему миру, формирования позитивного отношения к самому себе.
этап - от 1,5 до 3-5 лет. Ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. На этом этапе развития самооценка тесно связана с чувством автономии. Ребенок более самостоятельный, более любознательный обычно обладает и более высокой самооценкой.
этап - от 5 до 7 лет. У ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. В это время развивается либо чувство вины, либо чувство инициативы, в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение.
этап - школьные годы от 7 до 16 лет. Развитие чувства трудолюбия, способности к самовыражению в продуктивной работе. Опасность данного этапа: неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуации совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может разувериться в своей способности участвовать в каком либо труде. Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, существенно влияет на представление человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике.
Становление самооценки в возрастном аспекте связано с овладением ребенком более совершенствованными способами самооценивания, с расширением, углублением знаний о себе, их обобщением и накоплением, наполнением их «личностными смыслами», с умением усилить их побудительно-мотивациоиную роль.
Некоторые факты о самооценке:
дети очень рано начинают формировать представления о себе;
дети ищут одобрения своих поступков у родителей и других взрослых людей;
самооценка влияет на учебу. Дети, имеющие положительное мнение о себе, обычно добиваются больших успехов в школе, чем те, которые считают себя "недотёпами". В свою очередь, учеба влияет на дальнейшее развитие самооценки ребенка: успехи придадут уверенность в себе, а провалы - добавят неуверенности;
уровень самооценки имеет влияние на отношение к другим людям. Дети с положительным мнением о себе проще устанавливают дружеские взаимоотношения с окружающими;
от самооценки зависит развитие творчества: дети с заниженной самооценкой редко обладают достаточной смелостью для активной творческой деятельности;
в первую очередь на уровень самооценки ребенка влияют родители. Самооценка родителя отражается в том, как он воспитывает ребенка. Согласно исследованиям, дети с адекватной самооценкой вырастают и любящих и заботливых родителей. Низкая самооценка - признак критичности и излишней строгости родителей;
дети с заниженной самооценкой чаще ссорятся с родителями и убегают из дома.
Сведения о самооценке ребенка могут быть получены в процессе общения с ним, через наблюдения за поведением ребенка в разных жизненных ситуациях (6, с.308).
Следует уделять большое внимание развитию адекватной самооценки у детей дошкольного возраста, это можно делать различными средствами:
lне говорить ребенку, что он хуже других или такой же как все;
lпостоянно развивать в ребенке индивидуальность;
lдавать адекватную оценку его поступкам.
Таким образом, из всего вышесказанного отметим, от развития адекватной самооценки зависит полноценное развитие личности.
семья самооценка дети сирота
Глава 2. Дети - сироты
Значение семьи определяется теми условиями, которые в ней создаются для развития ребёнка, для усвоения им общечеловеческого опыта. С самого раннего возраста ребёнок учится у взрослых. Учится не только ходить, говорить, правильно пользоваться предметами, играть, получать знания, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям и к себе самому.
Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, основанном на любви, доверии, взаимной заинтересованности. Семья - первая школа общения, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды (1, с. 94).
Несомненно, что разный опыт жизни и воспитания, которые получают дети, растущие в семье и вне семьи, существенно влияет на их психическое развитие. В чем заключается это влияние, как разные условия воспитания отражаются на личностном и психическом развитии ребенка, в общих чертах проанализировано различными исследователями применительно к детскому возрасту.
Отрыв маленького ребёнка от семьи и его жизнь в закрытом детском учреждении имеют серьёзные негативные последствия для развития его психики и личности. В лаборатории психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО в течение ряда лет проводились сравнительные исследования психического развития детей, живущих в семье и вне семьи (в доме ребёнка и в детском доме). Результаты этих исследований позволили выявить существенные отклонения и задержки в развитии детей, растущих вне семьи. Этих детей отличает отсутствие инициативы, эмоциональное безразличие, неразвитость сознания и внутреннего плана действия, недоразвитие волевой и мотивационной сферы. На разных этапах дошкольного детства эти отклонения выражаются по-разному (1, с. 95-96).
У младенцев, воспитывающихся без родителей, значительно позже, чем у детей из семьи, возникает потребность в общении со взрослым и оформляется непосредственно-эмоциональное общение («комплекс оживления»). Само общение отличается вялостью, безынициативностью, бедностью коммуникативных средств. Во втором полугодии жизни у этих детей не возникают аффективно-личностные связи со взрослым: они не стремятся разделить с ним свои эмоции, не ищут у него сопереживания в новой или пугающей ситуации (как это делают семейные дети). Всё это приводит к снижению общей и познавательной активности детей.
В дошкольном возрасте (от года до 6-и) к этому прибавляется ещё ряд особенностей, отличающих воспитанников дома ребёнка от их сверстников из семьи: пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержка в овладении специфическими предметными действиями (в том числе орудийными), эмоциональная глухота, выражающаяся в нечувствительности к отношению взрослого, отсутствие стремления к самостоятельности. У детей, воспитывающихся вне семьи, обнаружена также невосприимчивость к образцам поведения, неадекватное отношение к оценке взрослого: похвала слабо интенсифицирует деятельность ребёнка, а порицание совсем не изменяет её. Практически, положительная и отрицательная оценки со стороны взрослого не дифференцируются. Это приводит к задержкам в овладении активной речью и предметными действиями, к серьёзным искажениям в развитии самосознания.
У детей сирот из детского дома также обнаруживается сниженная эмоциональность, пассивность во всех видах деятельности, особенно игровой. Кроме того, сравнительный анализ показал, что у детей сирот, в отличие от обычных детей, отсутствует способность к сопереживанию другим людям - как взрослым, так и сверстникам. Контакты детей друг с другом отличаются бессодержательностью и слабой эмоциональной насыщенностью. Игровые действия дети выполняют формально, не осмысливая их и не переживая с позиции ролевого персонажа, хотя внешне рисунок действия может быть вполне адекватен выбранному сюжету. Игровые роли, создание мнимой, воображаемой ситуации, символические замещения, характерные для игры дошкольников, практически отсутствуют у детей из детского дома. Контакты детей во время игр сводятся к конкретным указаниям ("дай, подвинься, иди сюда" и пр.). Значительно чаще, чем у детей из семьи, наблюдаются конфликты и агрессивные формы поведения.
Основное условие и движущая сила общего психического развития ребенка - его общение со взрослым и сверстниками. Именно через это общение ребенок усваивает основные человеческие способности, ценности и формы деятельности. В общении со взрослым и сверстниками происходит и актуализация важнейших, достижений ребенка в самых разных аспектах практики. Поэтому уровень развития общения ребенка с другими людьми можно рассматривать как важнейший показатель его общего психического развития.
Общение детдомовских детей со взрослым не соответствует ни одной из существующих форм общения. Их отличает повышенная потребность во внимании и доброжелательности взрослого, характерная для детей дошкольного возраста, которая выражается не экспрессивно-мимическими, а обеднёнными речевыми средствами. Содержательное речевое общение (познавательное или личностное), характерное для детей из семьи, оказывается для них недоступным. Обращает на себя внимание сниженная инициативность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, эмоциональная бедность, однообразие содержания обращений ко взрослому, которое направлено в основном на регламентацию поведения (2, с. 104).
У школьников из детского дома очень слабо развит временной план их действий: они не выделяют и не фиксируют в сознании своих действий, не помнят, что они делали, не знают, что они будут делать. Их прошлое и будущее связаны исключительно с режимными моментами (спать, есть, гулять) и ограничиваются одним днём. Их отличает повышенная ситуативность - в общении, в поведении, в мышлении, в желаниях и в действиях.
Дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, без материнской заботы и ласки, вырастают эмоционально обедненными, уплощенными. Е.Т. Соколова считает, что последствием материнской депривации может быть развитие личности, для которой характерны повышенная тревожность, неуверенность, жажда любви и навязчивый страх потери объекта привязанности (27, с.28).
Исследования детей, проведенные А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых показали, что дети, приходящие в 1 класс интерната из дошкольных детских домов, хорошо умеют читать, писать, копировать образцы, решать задачи определенного класса, что свидетельствует о большой работе, проведенной с ними. Но они практически не умеют играть, рисовать, у них не развита фантазия. У этих детей оказываются несформированными именно те способности, пути познания мира, которые должны развиваться в дошкольном возрасте (27, с. 32).
Второй характерной чертой детей, воспитывающихся вне семьи, является, по мнению тех же авторов, недостаточная развитость механизмов саморегуляции: умения планировать свою деятельность, произвольности. Ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми не предоставляет ребенку самостоятельности. Твердый режим дня, постоянные указания взрослого, контроль - все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свое поведение, и напротив, формирует привычку к «пошаговому» выполнению чужих поручений.
Воспитание вне семьи неблагоприятно сказывается и на формировании психологического пола ребенка, поскольку, по мнению отечественных психологов, в основе формирования психологического пола лежит активное взаимодействие ребенка и родителей, причем определенную роль играет форма контроля за поведением ребенка в сочетании с полом контролирующего родителя (27, с.33).
Таким образом, для детей сирот характерны существенные отставания и деформации по всем линиям психического развития.
Все эти особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, можно объяснить следующими причинами:
. Врожденно-наследственные факторы и анатомо-физиологические нарушения центральной нервной системы (наследственная отягощенность алкоголизмом, наркоманией и т.д.).
. Проблемы внутриутробного развития ребенка: вынашивание нежелательной беременности потенциальными "отказницами", искажение жизненно важного взаимодействия во время внутриутробного развития между матерью и ребенком, нарушение сенсорных, обменных, гуморальных связей между ними.
. Различные виды депривации (материнская, двигательная, сенсорная, психическая, эмоциональная, социальная).
. Средовые влияния (педагогическая запущенность).
. Насильственный отрыв от семьи и помещение в интернатное учреждение.
. Недостатки организации образовательно-воспитательного процесса в учреждениях для детей-сирот:
·неправильная организация общения взрослых с детьми: несостоятельность и непродуктивность форм общения, доминирующих в детских учреждениях; авторитарный стиль общения на уровне "взрослый-ребенок" и, как следствие, на уровне "ребенок-ребенок";
·отсутствие психологического комфорта, а также - отсутствие понимания, что здоровье и развитие ребенка зависит от многих факторов: не только правильного питания, режима дня и т.п., но и психологического комфорта. Именно отсутствие психологического комфорта, психологический дискомфорт приводит к различным психосоматическим заболеваниям, которыми в детских домах и школах-интернатах страдает большинство детей. Психологический дискомфорт возникает в результате неудовлетворенности жизненно важных потребностей ребенка - в безопасности, любви, общении, в познании через взрослых окружающего мира;
·массовый, коллективный, "тотальный" характер воспитания; высокая степень регламентации жизни воспитанников, монотонность жизни, отсутствие свободы выбора и "свободных зон развития" ребенка;
·непостоянство (частая сменяемость) взрослых, воспитывающих детей;
·недостаточная работа по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;
·"закрытая" среда учреждения, чрезвычайная суженность развивающей среды, порождающая бедность конкретно-чувственного опыта детей, малое число и однообразие объектов, с которыми они действуют, начиная с бытовых предметов и заканчивая специальными игрушками;
·отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего невозможна успешная социализация воспитанников;
·недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей детских домов, домов ребенка и интернатов;
·недостатки программ воспитания и обучения, не учитывающих проблем развития детей и не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;
·недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения в домах ребенка, детских домах и интернатах;
·низкий уровень (или полное отсутствие) детского самоуправления в учреждениях и т. д. (27, с. 39-44).
Таким образом, формирование личности детей-сирот происходит в состоянии депривации, представляющей собой потерю одного из, безусловно, желаемых условий формирования личности - семьи. В этом случае депривационное негативное воздействие на личность ребенка представляет собой комплекс факторов биологической и социальной природы, обуславливающих, в конечном итоге, социальную и психическую деятельность человека. Спектр обнаруживаемых социальных, психологических, физиологических, педагогических проблем адаптации детей-сирот чрезвычайно велик (27, с. 45).
Глава 3. Самооценка детей сирот с задержкой психического развития
Научно-практические исследования, проведенные российскими учеными (Н.А.Котосонова, К.Д.Чермит, А.Ш.Бегеретов, М.И.Лисина, В.С.Мухина и др.), свидетельствуют: проблемы, имеющиеся в личностном и физическом развитии детей-сирот, отсутствие в "сиротских" учреждениях полноценных условий для воспитания данной категории детей, порождают серьезные проблемы и в их социальном становлении. Среди них - низкий уровень социальной и личностной активности; низкий уровень социальной компетентности; неумение принимать решения, брать на себя ответственность за свой выбор, за свою жизнь; смутное представление о своих способностях и возможностях и - как следствие - неадекватная самооценка; сниженный уровень учебной, школьной и в целом - познавательной мотивации и многие другие (17, с. 30).
Негативные тенденции развития личности воспитанников в старшей возрастной группе ярко проявляются в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия. Значительная часть выпускников детских домов и интернатов пополняет ряды правонарушителей.
Большинство детей сирот имеют различные отклонения в развитии, чаще всего это задержка психического развития. Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
Патогенетической основой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) и ее резидуально-органическая недостаточность, на что указывают в своих исследованиях Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская и др. (17, с. 33)
Дети с задержкой психического развития, особенно дети сироты с ЗПР, стали объектом исследований психологов, педагогов, врачей (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Л.Н. Винокуров, А.М. Гельмонт, Н.А.Данилов и др.) (17, с.33).
По ряду параметров (запас знаний, дифференцированность восприятия, параметры физического развития, характер интересов и пр.) дети с ЗПР находятся как бы на ранней ступени возрастного развития.
Отставание ребёнка в психическом развитии могут обусловить не только причины, поражающие формирующий мозг (особенно в период внутриутробного и раннего развития), т.е. причины, определяющие органическую недостаточность психических функций. Её могут обусловить и другие группы причин, в частности неблагоприятные условия микросоциального и педагогического плана. Т.о., можно выделить следующие группы причин, которые могут обусловить отставание ребёнка в психическом развитии:
1.Органическая недостаточность мозга.
2.Дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в «присвоении» ребёнком личного опыта.
.Общая бедность среды, окружающая ребёнка, препятствующая своевременному формированию психических функций.
.Дефицит, соответствующий возрасту деятельности, что лишает ребёнка возможности формирования необходимых умственных операций и действий.
.Микросреда, нарушающая темп развития психики, вследствие её постоянного травмирования, предъявления ребёнку противоречивых, а в ряде случаев непосильных требований (18, с.123).
При систематике ЗПР Т.А.Власова и М.С.Певзнер различали две основные формы (17, с.42):
1.Несомненна роль социального фактора в задержке психического развития. Сюда относятся проблема так называемой «педагогической запущенности», т.е. недостаток знаний, отсутствие привычки к интеллектуальной, физической деятельности, вызванных дефектами воспитания - что характерно для детей сирот.
2.ЗПР, обусловленную длительными астеническими и церебральными состояниями.
Среди детей, стойко неуспевающих в младших классах школы-интерната, довольно значительную группу составляют дети сироты с задержкой психического развития. Знание психологических и физических особенностей таких детей чрезвычайно важно для учителей. Эти особенности проявляются в деятельности детей, во всём их поведении.
Чтобы помочь ребёнку с ЗПР, необходимо предварительно исчерпывающе изучить состояние его психики, физического здоровья, а затем организовать для него с учётом всех этих данных педагогически целесообразную деятельность. Знания данных особенностей и учёт клиникоонтогенетических связей имеют значение для решения основных практических вопросов: профилактики и коррекции данных форм как медицинскими, так и педагогическими средствами.
Насущной задачей является профилактика задержки психического развития. В этом отношении большое значение имеет дифференцированная коррекция первичных нарушений интеллектуальных и физических функций в младшем школьном возрасте социальной и культурной депривацией.
В настоящее время, каждый четвёртый ребёнок, находящийся в детском доме, имеет отставание в психическом развитии, что обычно сопровождается и низким уровнем физического развития детей (27, с. 53).
У детей с ЗПР по сравнению с их сверстниками сиротами выявлено достоверное отставание в уровне развития координационных, скоростно-силовых и скоростно-координационных способностей, гибкости, общей выносливости. Специалисты отмечают, что к числу характерных особенностей ЗПР у детей относятся неравномерность формирования разных сторон их психической деятельности, наличие инфантильных черт, недоразвитие общей и мелкой моторики.
Е.М. Мастюкова выделяет общие особенности детей сирот с задержкой психического развития: (13, с.122)
·Нормальный или близкий к нормальному интеллект
·Трудности в обучение (в овладении чтением, письмом, арифметикой)
·Недостаточность сенсомоторной координации
·Общая моторная неловкость
·Наличие гиперкинезов/гипокинезов
·Импульсивность
·Эмоциональная неустойчивость
·Малый объем внимания
Решающую роль в полноценном развитии и ребенка с задержкой психического развития играют родители и другие члены семьи. Детям, отстающим в развитии необходимо стимулирование - разговоры, музыка, игры, яркие впечатления, они нуждаются в большей помощи и систематических занятиях для психического и умственного развития во всех областях. У детей сирот с задержкой психического развития нет семьи или других близких людей, их окружают такие же дети сироты, педагоги и обслуживающий персонал детского дома, поэтому эти дети практически не имеют шансов на преодоление задержки психического развития, соответственно из-за этого также страдают все личностные качества ребенка, в том числе и самооценка (26, с.98).
С раннего детства дети сироты сталкиваются с неприязнью и оценкой других людей.
Часто семейные дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают детей сирот с задержкой психического развития в их присутствии (в общественных местах, куда детей сирот приводят всех вместе - музеи, театры и т.д.). В результате у детей сирот с задержкой психического развития формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание в четырех стенах, маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, скованность и пассивность) ведут к заниженной самооценке. Часто у детей сирот формируется комплекс неполноценности.
По мере взросления дети сироты с задержкой психического развития начинают осознавать, что уровень их социальных, физических и личностных возможностей по сравнению с детьми из семьи снижен, к ним хуже отношение в обществе, им сложнее найти друзей не из интерната, тяжелее устроится на работу и т.д. Все это приводит к снижению самооценки, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства (26, с.100).
Низкий уровень самооценки ведет также к следующим особенностям детей сирот с задержкой психического развития:
·деструктивная линия решения конфликтных ситуаций;
·трудности в построении межличностных отношений;
·высокий уровень личностной тревожности;
·низкий уровень самоуправления и самоконтроля;
·повышенный уровень мотивационной агрессивности (27, с. 84).
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод: отсутствие семейного воспитания, неприязненная оценка со стороны других людей, осознание своей социальной неполноценности и много другое - все это влияет на снижение уровня самооценки у детей с задержкой психического развития.
Проблема социализации и развития адекватной самооценки детей-сирот с задержкой психического развития должна выступать одной из ключевых в деятельности детских домов и интернатов. При выходе из их стен выпускники с отклонениями в развитии оказываются неподготовленными к взрослой жизни, они низко оценивают свои способности и возможности. Не имеют надлежащего социального опыта, не получают соответствующей помощи и т.д.
Заключение
Итак, после анализа литературы по проблеме исследования, можно еще раз отметить, что самооценка - это оценка себя, своих возможностей, достоинств и недостатков. Для этого необходимо знать себя. Всегда ли совпадает то, что думают о нас другие? Вопрос становления самооценки, ее формирование у ребенка - важнейший вопрос, определяющий развитие его личности.
Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими.
Становление самооценки в возрастном аспекте связано с овладением ребенком более совершенствованными способами самооценивания, с расширением, углублением знаний о себе, их обобщением и накоплением, наполнением их «личностными смыслами», с умением усилить их побудительно-мотивациоиную роль.
Сведения о самооценке ребенка могут быть получены в процессе общения с ним, через наблюдения за поведением ребенка в разных жизненных ситуациях.
В данном исследовании мы проанализировали проблему развития самооценки у детей сирот с задержкой психического развития. Отрыв маленького ребёнка от семьи и его жизнь в закрытом детском учреждении имеют серьёзные негативные последствия для развития его психики и личности, особенно если этот ребенок еще имеет отклонения в психическом развитии.
Отсутствие семейного воспитания, неприязненная оценка со стороны других людей, осознание своей социальной неполноценности и много другое все это влияет на снижение уровня самооценки у детей с задержкой психического развития.
Таки образом, мы выполнили цель нашего исследования - показали особенности самооценки детей сирот с задержкой психического развития.
И подтвердили выдвинутую гипотезу исследования - у детей сирот с задержкой психического развития будет наблюдаться не адекватно заниженная самооценка.
Список литературы
- Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стереотип. - М., 1999. - 320 с.
- Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1998г. -279 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II.- М., 1980 с. 275.
- Баланда Е.Я - это все мои "Я" (о самооценке) // Психологический журнал 2000. - 4., с. 12-15.
- Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии - 2001.- 4 с.31 -38.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - с. 420.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - с. 87, 111.
- Большая российская энциклопедия.- М.,2000. - с. 926
- Бранден Н. Мощь самооценки. - М.,1994., с.254, 259-263, 273-278.
- Бреслав Г.М. Психология эмоций 2004г. - 310 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. - СПб., 2001. - 208 с.
- Возрастная и педагогическая психология. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. Проф. А.В. Петровского. - М., 1973. - 234 с.
- Власова Т.А., Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития. М., Просвещение, 1981, - 145 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997. - 323 с.
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.,2003. - 321 с.
- Детская практическая психология: Учебник для студентов вузов/Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2001. - 247 с
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой. - М., 1984. - 167 с.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения, Ростов - на - Дону, АРКТИ, - 224 с.
- Еникееев М.И. Общая и социальная психология. Учеб. - М.: НОРМА, 2002. - с.48.
- Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника Начальная школа 1992. - 3., с. 58-65., 69.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание - М., 1984. - 210 с.
- Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат., 1988. - 273 с.
- Ковалев Г.А. Общение и его воспитательное значение.//Мир психологии 1996 - 3., с. 183.
- Крутецкий В.А. Психология М., 1986г. - 243 с.
- Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник для студентов психолого-пед. факультетов - М., 1998. - 267 с.
- Мухина В.С. Детская психология. - М.: Просвещение, 1995. - 256 с.
- Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах. - М., 1986. - 167 с.
- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. - М., - 379 с.