Конфликты в младшем школьном возрасте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    151,79 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конфликты в младшем школьном возрасте

ВВЕДЕНИЕ

Конфликты в младшем школьном возрасте в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.

Как для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на формирование личности, ее цель - передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта.

По этому поводу ФГОС начального общего образования выдвигает свои «требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования учащимися: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций».

А также «требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:

  - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  - определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества» [1, с. 15].

Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

Межличностные, межличностно-групповые и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.

Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.

Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.

Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

В-третьих, именно в школе у ребенка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека [7].

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем воспитательного процесса.

Целью работы является изучение конфликтов в младшем школьном возрасте.

В ходе исследования ставились следующие задачи:

рассмотреть теоретические основы конфликтов;

понять особенности конфликтов в коллективе младших школьников;

выяснить основные методы разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в коллективе младших школьников;

провести диагностику конфликтов в коллективе младших школьников.

Объектом исследования являются коммуникативные умения младших школьников.

Предметом исследования являются межличностные отношения в коллективе младших школьников.

Гипотеза данной работы основана на предположении о том, что учитель, зная особенности поведения учащихся класса в конфликтных ситуациях, может препятствовать возникновению конфликтных ситуаций в классном коллективе, применяя методы разрешения конфликтов, описанные в данной работе.      

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, социометрия, опрос.

Методологической основой являются труды Анцупова А.Я., Журавлёвой А.Л., Гришина Н.В., Корнелиуса Х., Дубовской Е.М., Петровской Л.А., Петровского А.В., Журавлева В.И., Козырева Г.И..

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 26 наименований. Работа содержит 3 таблицы, 1 рисунок и 2 приложения.

ГЛАВА I .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

.1 Сущность понятия «конфликт» и его виды

Конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон” [2].

«Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.» [11, с. 96]

Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов.[2]

Перечень элементов конфликта: [5]

) два участника или две стороны конфликта;

) взаимонесовместимость ценностей и интересов сторон;

) поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противоположной стороны;

) применение силы для влияния на другую сторону;

) противопоставленность действий, поведения сторон;

) стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;

) личностные особенности участников: агрессивность, авторитетность и пр.;

) характер внешней среды, присутствует ли третье лицо и т. д.

Динамика развития конфликта: [7]

) возникновение конфликтной ситуации,

)осознание конфликтной ситуации,

)собственно конфликтное поведение - обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия, которые затрудняют достижение целей, интересов противника и способствуют реализации собственных интересов в ущерб другой стороне;

) развертывание конфликта или его разрешение зависит от участников, их личностных особенностей, интеллектуальных, материальных возможностей, которые есть у сторон, от сути и масштабов самой проблемы, от позиций окружающих лиц, от представления участников о последствиях конфликта, от стратегии и тактики взаимодействия.

Конфликты делятся на: [15]

. Внутриличностные конфликты.

Возникновение внутриличностных конфликтов в младшем школьном возрасте обусловлено противоречием младшего школьника с самим собой, которое может порождаться такими обстоятельствами, как необходимость выбора между двумя взаимоисключающими вариантами действий, каждый из которых, в одинаковой степени, желателен; несовпадением внешних требований и внутренних позиций; неоднозначностью восприятия ситуации, целей и средств их достижения, потребностей и возможностей их удовлетворить; влечениями и обязанностями; различного рода интересами и т.п.

. Межличностные конфликты.

Межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным. Строгого определения межличностного конфликта не существует. Тем не менее, можно назвать отличительные особенности межличностного конфликта:

. Противоборство младших школьников происходит непосредственно на основе столкновения их личных мотивов; соперники сталкиваются лицом к лицу.

. Отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между младшими школьниками.

. Затрагивают интересы окружения.

К межгрупповым конфликтам в младшем школьном возрасте относятся мотивационные и ролевые конфликты.

. Межличностно-групповые конфликты.

«Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения, а межгрупповые порождаются в борьбе за ограниченные ресурсы или сферы влияния» [15, с.132].

. Межгрупповые конфликты возникают при столкновении интересов двух социальных групп.

Таким образом, мы установили, что конфликт - это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции, а также рассмотрели 4 вида конфликтов в младшем школьном возрасте, а именно: внутриличностный, межличностный, межличностно-групповой, межгрупповой.

.2 Особенности конфликтов в классных коллективах младших школьников

Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым [14], наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух (и более) лидеров и их группировок за первенство в классе. А также конфликты в отношениях с одноклассниками, причиной которых является особенность возраста - формирование морально - этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены (слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту).

Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями: [23]

) первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путем физических действий, демаршей, заявлений и т. д.;

) второй участник сознает, что эти действия направлены против него;

) второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался.

Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон.

На появление конфликта влияют социально-психологические причины: [18]

) возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;

) непонимание людьми того, что обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон;

) выбор людьми различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга;

) психологическая несовместимость;

)внутригрупповой фаворитизм, т. е. предпочтение членов своей группы представителям другой группы;

)ограниченные способности человека к децентрации, т. е. изменению собственной позиции в результате сопоставления её с позициями других людей;

)осознанное или неосознанное желание получать от окружающих больше, чем отдавать им;

)стремление к власти и т. д.

Психологи выделяют пять наиболее распространенных стратегий поведения младших школьников в конфликте. [21]

Соперничество. При этой стратегии ребенок стремится настоять на своем, достичь желаемого во что бы то ни стало. Он идет на открытое противоборство, не считается с потребностями и интересами товарища, не дорожит сохранением отношений с ним. Действует целенаправленно, напористо, активно отстаивает собственную позицию.

Компромисс. В этом случае конфликтующие между собой школьники идут на взаимные уступки. Компромисс отличается двоякой направленностью - на результат и на сохранение отношений. Оба ребенка не останутся в проигрыше, но своих интересов и потребностей не достигнут в полной мере. Это высокопродуктивная стратегия.

Уход. Это стратегия, при которой один или оба участника конфликта уклоняются от конфликтного столкновения, жертвуя как своими и партнера интересами, так и взаимоотношениями. Стратегия малопродуктивная, но при несущественных трениях избегание - приемлема. Причина конфликта завтра будет забыта, а неприятного столкновения просто не было.

Уступка. В этом случае один из участников конфликта идет на уступки, отказывается добиваться своего. Тем самым второй достигает нужного ему результата, а первый приспосабливается к сложившемуся положению. Стратегия бывает очень вредной, если ребенок не умеет, боится отстаивать свои интересы и вынужден из-за своей нерешительности терпеть то, что ему неприятно. Бывает и иначе: ребенок сознательно ради дружбы или иных высших интересов поступается своими потребностями, проявляя благородную жертвенность.

Сотрудничество. При этой стратегии оба участника стремятся к взаимному выигрышу. Это совместные активные действия, направленные на возможно полное удовлетворение интересов конфликтующих сторон при сохранении взаимоуважения. Самая продуктивная стратегия. Если при компромиссе участники стремятся свести к минимуму проигрыш, то при сотрудничестве - добиться максимального взаимного выигрыша.

Таким образом, мы установили причины возникновения конфликтов в младшем школьном возрасте. Это как личностно-психологические причины, так и социально-психологические; рассмотрели пять основных стратегий поведения младших школьников в конфликте. Это соперничество, компромисс, уход, уступка, сотрудничество.

.3 Психопрофилактические мероприятия конфликтного поведения младших школьников

Профилактика конфликтов - это их предупреждение.

Цель профилактики конфликтов - создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.

Одним из методов разрешения межличностного конфликта с детьми [16], обладающими эгоцентризмом по направлению к окружающему миру, является принцип принуждения. Он воплощается в действиях, направленных на достижение целей одного из участников конфликта, чего бы это ни стоило сопернику.

Другой, прямо противоположный по содержанию и напряженности способ разрешения межличностного конфликта, можно назвать “правилом совместного решения проблемы”. Суть его - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться непредвзято с иной точкой зрения, чтобы понять причины конфликта и найти круг действий, приемлемый для обеих противоборствующих сторон. Тот, кто пользуется данным стилем (в том числе и руководитель), не стремится добиться своей цели за счет других, а, скорее, ищет наилучший вариант совместного разрешения конфликтной ситуации.

Одним из широко распространенных и часто применяемых способов разрешения межличностных конфликтов выступает стиль компромисса. Он характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени.

В младшем школьном возрасте урегулирования межличностных конфликтов является сложным процессов, поэтому «посредничество» - наиболее подходящий и широко применяемый прием в начальной школе.

Он заключается в следующем: конфликтующие стороны обращаются к нейтральному третьему лицу, которого уважают и считаются с его мнением. Задача этого метода - найти наиболее приемлемый и доступный для конфликтующих способ разрешения их противостояния, ведя дело к ограничению эмоционально-личностных факторов.

Пути и средства управленческого воздействия, способного предотвратить возникновение конфликта или сузить его диапазон и масштабы существуют следующие: [3]

. Четкое определение целей деятельности и поведения на стадии выдвижения цели и побуждения к ее достижению.

. Изучение мотивационной структуры деятельности индивидов классного коллектива.

. Правильное осуществление контроля в классном коллективе.

. Сплочение коллектива в единую «команду».

Таким образом, мы перечислили основные методы разрешения межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте. К ним относятся принуждение, совместное решение проблемы, компромисс, посредничество.

Также мы выяснили, что управление конфликтами включает в себя не только распознавание причин конфликтных ситуаций и их предотвращение, но и целенаправленное воздействие на них, когда они проявились. Это четкое определение целей деятельности и поведения, изучение мотивационной структуры деятельности индивидов классного коллектива, правильное осуществление контроля в классном коллективе, сплочение коллектива в единую «команду».

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

.1 Организация исследования

Организационной базой эмпирического исследования является МБОУ «Новопоселеновская средняя общеобразовательная школа»

         В исследовании приняли участие 19 учащихся 4 класса.

         В классе 11 девочек и 8 мальчиков 10 - 11 лет.

         Целью работы является изучение конфликтов в младшем школьном возрасте.

Объектом исследования являются коммуникативные умения младших школьников.

Предметом исследования являются межличностные отношения в коллективе младших школьников.

         Гипотеза данной работы основана на предположении о том, что учитель, зная особенности поведения учащихся класса в конфликтных ситуациях, может препятствовать возникновению конфликтных ситуаций в классном коллективе, применяя методы разрешения конфликтов, описанные в данной работе.      

Задачи эмпирического исследования:

) провести социометрию в классе младших школьников;

) провести исследование стратегий поведения младших школьников в конфликтных ситуациях;

) провести диагностику типов межличностных отношений младших школьников;

) обработать полученные результаты;

) сформулировать выводы.

Методы исследования:

) социометрия, которая позволит выявить сплоченность группы;

) исследование стратегий поведения младших школьников в конфликтных ситуациях, которое позволит выявить типичные способы реагирования личности

на конфликтные ситуации;

) диагностика типов межличностных отношений младших школьников, которая позволит выявить индивидуальные свойства учащихся, влияющие на межличностные отношения в классном коллективе.

         Диагностика проводилась с 17 по 19 марта 2012 года.

.2 Проведение исследование

Методика 1. «Социометрия»

Социометрия - это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).

Цель: выявить сплоченность группы, а также «звезд», «предпочитаемых», «принимаемых» и «непринимаемых».

         Методика проведения: учащимся раздается по одному чистому листу бумаги, на которых они должны написать свои имя и фамилию, а также перечислить трех человек из своего класса, ответив на вопрос: «Каких 3 человек из своего класса вы хотели бы пригласить на свой день рождения?»

Результаты методики:

1.      Выбор учащихся.

Таблица 1

Результаты социометрии, проведенной в 4 классе

Уч-ся

Выбор уч-ся



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1

Алина Б.








2





1


3





2

Роза Б.






3





1






2



3

Ангелина Б.





1







3


2






4

Маша Д.

1







2


3










5

Вика Д.



1














3

2


6

Настя З.


3






1











2

7

Илья К.








1

3










2

8

Игорь К.

3






1









2




9

Слава К.







2

1











3

10

Кристина К.

2







1



3









11

Диана Л.







3










2

1


12

Юля М.


3

2








1









13

Настя Н.

1



3






2










14

Алёна С.



2





1










3


15

Руслан С.






2


1

3











16

Дима Ш.

2







1





3







17

Юля Ш.











3



1




2


18

Кристин Ш.







3







1



2



19

Саша Щ.







1


2









3


Всего

5

2

3

1

1

2

5

9

3

2

4

1

2

3

1

1

4

5

3


2.       2.       Положение уч-ся в коллективе:

·        Звезда:

8 (Игорь К.);

·        Предпочитаемые:

1 (Алина Б.), 7 (Илья К.), 18 (Кристина Ш.);

·        Принимаемые:

2 (Роза Б.), 3 (Ангелина Б.), 4 (Маша Д.),

(Вика Д.), 6 (Настя З.), 9 (Слава С.),

(Кристина К.), 11 (Диана Л.), 12 (Юля М.),

(Настя Н.), 14 (Алена С.), 15 (Руслан С.),

(Дима Ш.), 17 (Юля Ш.), 19 (Саша Щ.).

3.       Схема отношений в коллективе:

Рисунок 1 Схема выбора учащихся по социометрии, проведенной в 4 классе

.        Взаимный выбор (число взаимных выборов - 14)1)  1 (Алина Б.) - 8 (Игорь К.)

)        1 (Алина Б.) - 13 (Настя Н.)

)        2 (Роза Б.) - 6 (Настя З.)

)        3 (Ангелина Б.) - 5 (Вика Д.)

)        3 (Ангелина Б.) - 12 (Юля М.)

)        3 (Ангелина Б.) - 14 (Алена С.)

)        7 (Илья К.) - 8 (Игорь К.)

)        7 (Илья К.) - 9 (Слава С.)

)        7 (Илья К.) - 19 (Саша Щ.)

)        8 (Игорь К.) - 16 (Дима Ш.)

)        9 (Слава С.) - 19 (Саша Щ.)

)        11 (Д. л.) - 17 (Юля Ш.)

)        14 (Алена С.) - 18 (Кристина Ш.)

)        17 (Юля Ш.) - 18 (Кристина Ш.)

Выводы:

Социометрия, проведенная в 4 классе, выявила, что «непринимаемых» в данном коллективе нет, «принимаемых» - 15 из 19 (Роза Б., Ангелина Б., Маша Д., Вика Д., Настя З., Слава С., Кристина К., Диана Л., Юля М., Настя Н., Алена С., Руслан С., Дима Ш., Юля Ш., Саша Щ.); «предпочитаемых» - 3 (Алина Б., Илья К., Кристина Ш.); «звезд» в коллективе 1 из 19 (Игорь К.).

Методика 2. «Исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации»

Цель: определение типичные способы реагирования личности на конфликтные ситуации.

Методика проведения: учащимся предлагается выбрать по одному высказыванию из 12 пар суждений, которое им наиболее подходит по их мнению. (Текст методики представлен в Приложении 1)

Результаты методики представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Результаты исследования стратегий поведения младших школьников в конфликтных ситуациях, проведенного в 4 классе

Учащиеся

Уход

Сотрудничество

Компромисс

Соперничество

Уступка

 

1

Алина Б.

·

·

·


·

 

2

Роза Б.


·

·


·

3

Ангелина Б.

·

·




4

Маша Д.



·



5

Вика Д.



·


·

6

Настя З.


·




7

Илья К.



·

·

·

8

Игорь К.

·


·



9

Слава К.


·

·



10

Кристина К.


·

·



11


·

·


·

12

Юля М.


·

·



13

Настя Н.



·


·

14

Алёна С.



·



15

Руслан С.


·

·


·

16

Дима Ш.


·

·


·

17

Юля Ш.


·

·


·

18

Кристин Ш.



·


·

19

Саша Щ.


·

·




Выводы: у большинства детей определенный способ поведения в конфликте четко не выражен, это говорит о том, что они обладают плавной стратегией поведения в конфликтах (16 учащихся). Остальной часть класса обладает четко выраженной стратегией поведения в конфликтах (3 учащихся). Выбравшие компромисс (2) призывают к солидарности одноклассников, стараются держаться особняком от всех, в удобном для них случае поддерживая сторону сильнейшего. Выбравшие сотрудничество (1) признают право остальных на собственное мнение и готова их понять, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы совместно.

Методика 3. Диагностика типов межличностных отношений.

Цель: диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения.

Методика проведения: учащимся предлагается ответить на 50 вопросов, подтвердив высказывание знаком «+» или опровергнув знаком «-». (Текст методики представлен в Приложении 2)

Результаты методики:

Таблица 3 Результаты диагностики типов межличностных отношений младших школьников, проведенной в 4 классе

Учащиеся

властный

лидирующий

независимый

доминирующий

прямолинейный

агрессивный

недоверчивый

покорный

зависимый

сотрудничающий

ответственный

великодушный

неуверенный

Алина Б.








Х


Х




Роза Б.










Х




Ангелина Б.










Х



Х

Маша Д.










Х

Х



Вика Д.













Х

Настя З.








Х






Илья К.

Х






Х





Х

Х

Игорь К.






Х

Х







Слава К.








Х


Х

Х



Кристина К.










Х

Х



Диана Л.

Х



Х




Х


Х


Х

Х

Юля М.


Х









Х

Х


Настя Н.










Х




Алёна С.










Х




Руслан С.











Х


Х

Дима Ш.










Х




Юля Ш.










Х




Кристин Ш.










Х




Саша Щ.












Х



Выводы: Проведя диагностическое исследование, мы выяснили, что у большинства детей (10) нет четко ограниченного типа межличностных отношений, это говорит о том, что эти учащиеся обладают плавным типом отношений в общении со сверстниками. Оставшиеся учащиеся (9) имеют четко ограниченный тип межличностных отношений.

Таким образом, проведя диагностическое исследование, мы определили, что большинство детей чувствует себя благоприятно в классном коллективе и способны налаживать отношения с одноклассниками, обладающими, в основном, сотрудничающим типом стратегии в конфликтах и межличностных отношений. Это, в свою очередь, говорит о том, что учителю важно знать особенности учащихся в конфликтных ситуациях, чтобы препятствовать возникновению конфликтных ситуаций в классном коллективе, делая опору на уже имеющиеся и только формирующиеся положительные качества, таких, как доброжелательность, отзывчивость, ответственность, дружелюбие, гуманность, щедрость и т. д.

межличностный конфликт школьник

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведения исследования мы пришли к следующим выводам:

) Конфликт - это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции, а также рассмотрели 4 вида конфликтов в младшем школьном возрасте, а именно: внутриличностный, межличностный, межличностно-групповой, межгрупповой.

) Причинами возникновения конфликтов в младшем школьном возрасте являются личностно-психологические и социально-психологические.

) Пять основных стратегий поведения младших школьников в конфликте: соперничество, компромисс, уход, уступка, сотрудничество.

) Основными методами разрешения межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте являются принуждение, совместное решение проблемы, компромисс, посредничество, а управление конфликтами включает в себя распознавание причин конфликтных ситуаций и их предотвращение, целенаправленное воздействие на них, когда они проявились.

) Социометрия, проведенная в 4 классе, показала, что «непринимаемых» в данном коллективе нет, «принимаемых» - 15 из 19, «предпочитаемых» - 3, «звезд» в коллективе 1 из 19, что говорит о стабильных отношениях между учащимися, а это значит, что атмосфера в классе благополучная.

6) Исследование стратегий поведения младших школьников в конфликтных ситуациях показало, что у большинства детей определенный способ поведения в конфликте четко не выражен, это говорит о том, что они обладают плавной стратегией поведения в конфликтах (16 учащихся). Остальной часть класса обладает четко выраженной стратегией поведения в конфликтах (3 учащихся).

7) Диагностика типов межличностных отношений выявила, что у большинства детей (10) нет четко ограниченного типа межличностных отношений, это говорит о том, что эти учащиеся обладают плавным типом отношений в общении со сверстниками. Оставшиеся учащиеся (9) имеют четко ограниченный тип межличностных отношений.

8) Диагностическое исследование, в целом, показало, что большинство детей способны налаживать отношения с одноклассниками, и поэтому чувствуют себя благоприятно в классном коллективе.

Это, в свою очередь, говорит о том, что учителю важно знать особенности учащихся в конфликтных ситуациях, чтобы препятствовать возникновению конфликтных ситуаций в классном коллективе, делая опору на, во-первых, типы поведения в конфликтах и межличностных отношений младших школьников и, во-вторых, уже имеющиеся и только формирующиеся положительные качества, таких, как доброжелательность, отзывчивость, ответственность, дружелюбие, гуманность, щедрость и т. д.

В нашем исследовании мы выполнили следующие задачи:

·      рассмотрели теоретические основы конфликтов;

·        поняли особенности конфликтов в коллективе младших школьников;

·        выяснили основные методы разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в коллективе младших школьников;

·        провели диагностику конфликтов в коллективе младших школьников.

Можно сказать, что наша гипотеза о том, что учитель, зная особенности поведения младших школьников в конфликтах, может препятствовать возникновению конфликтных ситуаций в классном коллективе, применяя методы разрешения конфликтов из данной работы, подтвердилась.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Министерство образования и науки Российской Федерации. ФГОС: начальное общее образование (2010). Федеральный государственный образовательный начального общего образования: - М. : Москва, 2010.

2.       Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций / В. В. Авдеев. - М.: Санкт-Петербург, 2004.

.        Андреев В.И. Конфликтология / В. И. Андреев. - М. : Москва, 2007.

.        Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов. - М.: Москва, 2003.

.        Анцупов А.Я. Конфликтология: Междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований / А.Я. Анцупов, С.Л. Прошанов.- М.: Москва, 2007.

.        Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М.: Воронеж, 2004.

.        Психология: психология конфликта, исследование конфликтов в психологии / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов; под ред. Н.В. Гришиной. - М.: Санкт-Петербург, 2005.

.        Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин, Н.М. Корняк. - М.: Москва, 2002.

.        Бредников В.А. Эволюция и прогресс / А.В. Бредняков. - М.: Белгород, 2005.

.        Гидденс Э. Конфликтология / Э. Гидденс. - М.: Москва, 2006

.        Гительмахер Р.Б. Конфликт: социально-психологический аспект / Р. Б. Гительмахер. - М. :Иваново, 2005.

.        Гришина, Н.В. Психология социального конфликта / Н.В. Гришина. - М. : Санкт-Петербург, 2006.

.        Дмитриев А.Ф. Конфликтология / А.Ф. Дмитриев. - М.: Екатеринбург, 2004.

.        Дмитриев А.Ф. Введение в общую теорию конфликтов / А.Ф. Дмитриев В.Н. Кудрявцев С.Н. Кудрявцев. - М.: Екатеринбург, 2005.

.        Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт / Ю.Г. Запрудский. - М.: Елец, 2005.

.        Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. - М.: Москва, 2007.

.        Зигерт В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. - М.: Лондон, 2005.

.        Журавлев В.И. Особенности педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев. - М.: Иркутск, 2005.

.        Кондратьев, К.В. Конфликты и пути их разрешения / К.В. Кондратьев. - М. : Белгород, 2007.

.        Корнелиус Х. Выигратъ может каждый / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. - М.: Лондон, 2008.

.        Корняк Н.М. Конфликт и как его избежать / Н.М. Корняк. - М: Санкт - Петербург, 2003.

.        Кричевский Р.Л. Психология малой группы. Теоретические и прикладные аспекты / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Москва, 2005.

.        Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М. : Воронеж, 2007.

.        Ратанова Т.А. Психодиагностические методики изучения личности: Учеб. Пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - М. : Екатеринбург, 2005.

.        Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся / А.А. Реан. - М.: Москва, 2004.

.        Психология: психология конфликта / К. Хорни; под ред. Н.В. Гришиной. - М.: Санкт-Петербург, 2001.

Похожие работы на - Конфликты в младшем школьном возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!