Влияние самооценки на коммуникативную компетентность сотрудников организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    470 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние самооценки на коммуникативную компетентность сотрудников организации











Влияние самооценки на коммуникативную компетентность сотрудников организации

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена: необходимостью комплексного анализа коммуникативной компетентности сотрудников организации и влиянию самооценки на данную компетентность.

Цель исследования - на основе теоретического анализа и эмпирического исследования изучить самооценку сотрудников организации и ее влияние на коммуникативную компетентность.

Объект исследования - сотрудники организации.

Предмет исследования - влияние самооценки на коммуникативную компетентность сотрудников организации.

Исследование предварялось следующей гипотезой: сотрудники с высоким уровнем коммуникативной компетентности обладают повышенной самооценкой, то есть наблюдается взаимосвязь признаков - самооценки и коммуникативной компетенции.

В ходе исследования решались следующие задачи:

.        Раскрыть сущность и содержание понятия самооценка, проанализировать пути и средства развития коммуникативной компетентности.

.        Изучить особенности коммуникативной компетентности сотрудников организации.

.        Исследовать взаимосвязь самооценки и коммуникативной компетентности сотрудников организации.

Методы исследования.

Для реализации поставленных задач использовались методы теоретического анализа, методы сбора информации (тестирование, опрос), математический метод (Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена).

В исследовании применялись следующие методики:

.        Шкала самооценки и уровня притязаний Т.Дембо и С.Я. Рубинштейн модификация А.М. Прихожан

.        Тест «Коммуникативная компетентность»

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в работе организации для развития психологических особенностей сотрудников.

Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение Мотыгинская детская музыкальная школа, в исследовании принимали участие сотрудники среднего возраста.

1. Самооценка как психологический феномен

Самооценка (англ. self-esteem) - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

Самооценка развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщенности.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

) уровню (величине) - высокая, средняя и низкая самооценка;

) реалистичности - адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) самооценка;

) особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная самооценка;

) временной отнесенности - прогностическая, актуальная, ретроспективная самооценка;

) устойчивости и др.

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др.

Самооценка на каждом конкретном этапе развития личности, с одной стороны, отражает уровень развития самопознания и эмоционально - ценностного отношения к себе, а с другой стороны, является важнейшим внутренним условием их развития.

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место.

Российские психологи нередко называют самооценкой любое суждение человека о себе: возрасте, способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т. д.

1.1 Особенности проявления самооценки в период взрослости

У зрелых личностей усиливается когнитивный компонент самооценки, так как к этапу средней взрослости у успешно функционирующей личности достаточно знаний о себе, чтобы объективно себя оценивать. В этом случае редкими оказываются «аффекты на себя», связанные с мерой удовлетворенности своими действиями, результатами реализации намеченных целей.

В силу того что на этапе ранней взрослости критерии успешности человека складываются из сравнения себя с другими (что неизбежно сопровождается эмоциями, сила и напряженность которых зависит от значимости для личности оцениваемого содержания), эмоциональная составляющая самооценки у молодых взрослых имеет порой превалирующую значимость.

В более зрелом возрасте, когда интериоризация оценок других уже произошла, самооценка человека уже в большей мере ориентирована на его внутренние эталоны. При этом эмоциональное сопровождение самооценки становится более сдержанным и свернутым к категориальным характеристикам. Сбалансированность когнитивного и эмоционального компонента в самооценке, характерная для наиболее гармонично развивающихся личностей на этапе ранней взрослости, к моменту зрелости приобретает тенденцию усиления когнитивного звена. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я».

Молодости и ранней взрослости свойственно наличие большого количества частных самооценок, которые взаимопересекаются, иногда конфликтно взаимодействуют в отстаивании значимости именно тех фрагментов личности, которые они детерминируют.

В период зрелости, если никаких потрясений, связанных с дискредитацией значимого Я-образа не произошло, рассмотрение и оценивание частных Я-образов (например, своей внешности) для личности не актуально. Личность продолжает в самовосприятии ориентироваться на тот Я-образ, который ранее оказался значимо выделенным. Таким образом, число частных самооценок сокращается и самооценка приобретает обобщенный характер. В различных ситуациях (которые и в зрелом возрасте остаются столь же разнообразными) проявляется «проекция» этой общей самооценки, т. е. имеет место ее ситуационная вариация.

С точки зрения некоторых исследователей, общая самооценка, отражающая позитивное или негативное отношение ко всему тому, что входит в сферу «Я», сводится к эмоционально-ценностному отношению личности к себе (Захарова А. В., 1989 и др.). Однако позитивное или непозитивное отношение можно рассматривать как результат соответственного когнитивного программирования, отражения мыслей человека о себе, его установок на самовосприятие. Эмоции в этом случае являются лишь производными от эмпирической проверки личностных когниций (Эллис А., 1977).

Другие точки зрения на взаимодействия частных и общих самооценок позволяют считать, что идентичность частных самооценок свидетельствует о незрелости общей самооценки личности как целостного образования. При этом общая самооценка рассматривается как иерархизированная система частных самооценок, находящихся в динамическом взаимодействии между собой. Причем целостная самооценка не сводится к совокупности частных (Федотова Е. О., 1985, Чеснокова И. И., 1977).

Исследования Е. О. Федотовой свидетельствуют, что при недифференцированной системе частных самооценок их связь с общей самооценкой носит прямой характер, а при дифференцированной - они становятся относительно независимыми в функциональном отношении.

Как пишет И. И. Чеснокова, в становлении общей самооценки личности ведущая роль отводится когнитивному компоненту, поскольку его функцией является обобщение наиболее значимых для личности самооценок, их синтез и выработка ценностной самооценки, в которой отражается понимаемая личностью ее собственная сущность.

Временная отнесенность содержания самооценки позволяет выделять ее разные виды: она может функционировать как прогностическая, актуальная (корригирующая) и ретроспективная (Захарова А. В., 1989).

На каждом из этапов развития личности имеют место эти три разнонаправленные во времени виды самооценки. Однако на каждом из этапов один из этих видов является превалирующим. Так, на этапе ранней молодости самооценка личности имеет преимущественно прогностическую направленность. В зрелом периоде она в большей мере отражает актуальные самопроявления человека и тем самым выполняет регулирующую и кор-рекционную функции. И это касается не только ситуационной гармонизации самооцениваемой личности, но и соотнесения прогностической и реально существующей самооценок.

Прогностическая самооценка - уровень возможных достижений человека в какой - либо актуальной ситуации Актуальная ( корригирующая ) самооценка - отражает в настоящем времени самопроявления личности , констатирует степень адекватности поведения , что способствует его коррекции или оптимизации Ретроспективная самооценка - самооценка , обращенная к прошлому , посвященная рассмотрению опыта .

В зрелом возрасте в профессиональной и личной жизни человека происходит подведение итогов по тем направлениям, в которых личность предприняла наиболее значительные и самостоятельные шаги в самоактуализации. При этом личность не только констатирует свою успешность или неуспешность, но и пытается объяснить причины этих успехов или неудач. Обеспечивается этот анализ ретроспективой развития и актуализации конкретных Я-образов человека. В то же время ретроспективная самооценка детерминирует анализ и выводы относительно собственного поведения и деятельности.

Удовлетворенность человека своими достижениями зависит от представления своего уровня результативности, то есть уровня притязания в чем-либо. Прогностическая самооценка оценивается как уровень возможных достижений человека в какой либо актуальной ситуации.

В средней взрослости в структуре Я-концепции «преуспевающей» личности прогностическая составляющая самооценки преображается по содержанию. Если ранее ее содержание было более объемным и многоплановым (личность, которая жила ожиданиями и стремлениями к самоактуализации, предполагала достигнуть многого в разных направлениях), то сейчас оно концентрируется на том, в чем достигается успешность, дающая удовлетворение, или на том, что приносит удовлетворенность человеку без приложения чрезмерных усилий (с учетом личностных ориентации).

Я-образ гармонично развивающейся личности в этом возрасте преобразуется в Я-образ, преимущественно связанный с обеспечением развития других личностей (детей, учеников, младших сослуживцев и т. д.).

В зрелом возрасте сокращение реального времени самоактуализации идеальной Я-концепции человека требует ее реорганизации. Сбалансированное соотношение Я-реального и Я-идеального преобразуется в усиление значимости Я-реального.

«Несостоятельность» реальной Я-концепции (ее непозитивное оценивание) «отдаляет» в личностном пространстве и времени идеальный Я-образ.

Следствием этого может быть:

• Попытка избавиться от идеального Я-образа (блокировать его).

• Попытка рационализировать неадекватный реальный Я-образ.

• Попытка найти замену неприемлемому Я-образу с помощью защитного Я-образа (иногда из арсенала патологических защит).

1.2 Коммуникативная компетентность в психолого - педагогической литературе

Важной составляющей деятельностью сотрудников любой организации является такая категория как общение. Без продуктивного общения и деятельности сотрудников успешность работы организации может свестись к нулю.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Особенности процесса общения изучается в рамках психологии общения, социологии, общей психологии и т.д.

В связи с тематикой курсовой работы, в данном параграфе мы остановимся на коммуникативной стороне психологического процесса общения.

Разберемся с следующей категории, рассматриваемой в данном параграфе - компетентность.

На данный момент в научной литературе существует чрезвычайно разнообразная трактовка понятий «компетенция», «компетентность» и «компетентностный подход». Наиболее интересно на эту тему высказался известный психолог Б.Д. Эльконин: «Компетентностный подход - это как привидение: все о нем говорят, но мало кто его видел».

Представители научно-академического сообщества полагают, что компетенция - это предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности, а компетентность - интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях. Иными словами, компетенция - это знания, а компетентность - умения (действия). В отличие от термина «квалификация» компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

Несколько по иному звучит точка зрения бизнес-практиков: профессиональные компетенции - это способность субъекта профессиональной деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями. Последние представляют собой задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли. Данная точка зрения весьма созвучна позиции представителей британской школы психологии труда, в основном придерживающихся функционального подхода, согласно которому под профессиональными компетенциями понимается способность действовать в соответствии со стандартами выполнения работы. Данный подход сфокусирован не на личностных характеристиках, а на стандартах деятельности и основан на описании задач и ожидаемых результатов. В свою очередь, представители американской школы психологии труда, как правило, являются сторонниками личностного подхода - они ставят во главу угла характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе. С их точки зрения, ключевые компетенции могут быть описаны стандартами KSAO, которые включают:

¾      знания

¾      умения

¾      способности

¾      иные характеристики

Итак, в самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче. Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Реализация личностью своей субъективности в общении связана: во-первых, с наличием у нее необходимого уровня коммуникативной компетенции; во-вторых, с владением опытом ролевой самоорганизации в ситуациях общения; в-третьих, с отсутствием психофизиологических зажимов.

Коммуникативная компетентность личности складывается, из способностей

) давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

) социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

)"вживаться" в социально-психологическую атмосферу коммуникативной ситуации;

) осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Особое значение коммуникативная компетентность имеет для выполнения управленческих функций.

Коммуникативная компетентность по определению из учебника А.В.Карпова определяется как обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах. Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности. Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований.

Следовательно, коммуникативная компетентность представляет из себя следующие умения и навыки:

инициировать и вступать в контакт;

формировать благоприятное первое впечатление;

задавать вопросы и отвечать на них;

вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;

стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;

слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;

осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и поняли;

выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;

считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы);

управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;

эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество:

владеть моделями общения;

использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения;

понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.

Немаловажное значение в современной практике общения имеют также навыки отношений, или интерактивные навыки. Они чаще всего связаны с управлением ролями, стратегиями и тактиками взаимодействия, индивидуальным и групповым стилями общения.

Интерактивные умения и навыки:

диагностировать и оценивать собеседников (их цели и мотивы, уровень восприятия информации и ее понимания, лидерство);

правильно распределять роли в игровом общении и подбирать эффективные стратегии взаимодействия;

управлять индивидуальной и групповой интеллектуальной деятельностью участников внутри команды;

определять сенсорные каналы собеседников и эффективно их использовать с помощью вербальных и невербальных ключей доступа;

разрешать спорные ситуации, снимать конфликты мнений; презентацию.

У многих молодых людей именно отсутствие хорошо развитых коммуникативных и интерактивных умений и навыков вызывает настоящую панику при необходимости самому публично выступить, например, отвечать на экзамене, обратиться к аудитории с речью, сделать самопрезентацию, быть руководителем дискуссии.

Овладение коммуникативной компетентностью создает молодому человеку условия для успеха и карьеры, позволяет стать конкурентоспособной личностью. Как отмечает Н.А. Морева в книге «Тренинг педагогического общения», для людей с высокой коммуникативной компетентностью характерны следующие признаки:

быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах;

стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;

установка в контакте не только на дело, но и на партнера, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей;

уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию;

владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру;

большая удовлетворенность общением и уменьшение нервно психических затрат в процессе коммуникации;

умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям;

высокий статус и популярность в том или ином коллективе;

умение взаимодействовать в групповой работе, добиваться высокого результата деятельности;

способность создавать благоприятный климат в коллективе.

Перечисленные внешние поведенческие проявления характерны для людей с высокой коммуникативной компетентностью. Однако для успеха в профессиональной деятельности важно развивать также социальную компетентность, которая в конечном итоге формирует так называемый социальный интеллект, востребованный как практикой менеджмента, менеджмента персонала, так и в деятельности всех специалистов, работающих с другими людьми.

Выделяют следующие компоненты социальной компетентности:

социальная сенситивность;

основные навыки взаимодействия;

навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций (т.е. умение давать положительную обратную связь партнерам по общению);

равновесие, спокойствие как антитеза (от гр. - противоположение) социальной тревожности.

2. Анализ психологических особенностей сотрудников организации - самооценки и коммуникативной компетентности

.1 Организация и методы исследования влияния самооценки на коммуникативную компетентность сотрудников

Для изучения влияния самооценки на коммуникативную компетентность сотрудников исследуем коллектив Муниципального бюджетного образовательного учреждения Мотыгинская детская музыкальная школа. Коллектив разновозрастный, основу которого составляют сотрудники, находящиеся в среднем возрасте. Для объективности в работе нам необходимо исследовать 20 сотрудников данной организации по методикам:

.        Шкала самооценки и уровня притязаний Т.Дембо и С.Я. Рубинштейн модификация А.М. Прихожан

.        Тест «Коммуникативная компетентность»

Методика определения уровня самооценки и уровня притязаний Т.Дембо и С.Я. Рубинштейн модификация А.М. Прихожан (Приложение 1) является достаточно легкой в обработке. Методика представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего, введением дополнительного параметра уровня притязаний. А.М. Прихожан в своей модификации метода предлагает следующие шкалы: здоровье, ум/способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками/умелые руки, внешность, уверенность в себе. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки результатов. Отмечается, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.

Тамара Дембо (Dembo), сотрудница Курта Левина, предложила использовать эту методику для исследования представления о счастье. Сусанна Яковлевна Рубинштейн, классик отечественной патопсихологии, модифицировала методику Дембо для исследования самооценки. В 70-м году был издан ее учебник по экспериментальным методам патопсихологии и опыту их применения в клинике с кратким описанием этой психодиагностической процедуры. Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой.

Шкала имеет два полюса и середину. Шкала - это то, что позже Дж. Келли назвал «индивидуальным конструктом» или «личностным конструктом». Каждый человек имеет массу таких конструктов, так или иначе связанных друг с другом. Как правило, индивидуальные конструкты имеют форму двухполюсных шкал. Однако, бывают шкалы не двухполюсные, а трехполюсные. Трехполюсная шкала - это шкала, отметка идеальной самооценки на которой падает в середину. С.Я. Рубинштейн рекомендует четыре обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». По всей видимости, они отражают четыре основных сегмента человеческой реальности (Я - концепции, самооценки), которые есть у каждого человека. П.В. Яньшин предлагает давать две дополнительные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм». Все остальные шкалы, по П.В. Яньшину, «извлекаются» из ответов испытуемого в клинической беседе. Шкал может быть столько, сколько посчитает нужным исследователь. Полюса - это ценности: то, что человек декларирует как желательное или нежелательное состояние. На верхних полюсах находятся положительные ценности (к этому испытуемый стремится). Внизу находятся отрицательные ценности - то, чего человек старается (или, по крайней мере, верит, что старается) избежать.

Методика может проводиться как фронтально - с группой, так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции - 10-12 мин.

Обработка
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику (например, 54 мм соответствует 54 баллам).

. По каждой из шести шкал определить:

уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

высоту самооценки - от «о» до знака «-»;

значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Интерпретация

. Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов.

Оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение испытуемых к собственным возможностям.

Нереалистический уровень притязаний свидетельствует о том, что человек не умеет правильно ставить перед собой цели.

. Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала - от 60 до 74 баллов.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности - «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

. Расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки.

За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь. Притязания в значительной степени основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.

Расхождение от 1 до 7 баллов, и особенно случаи полного совпадения уровня притязания и уровня самооценки, указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности.

Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между уровнем притязаний и уровнем самооценки. Такой разрыв указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным.

Дифференцированность уровня притязаний и самооценки. Оценка дифференцированности, т.е. расхождения в высоте уровня притязаний и самооценки по разным шкалам у одного испытуемого зависит от того, при какой средней высоте самооценки наблюдается та или иная степень дифференцированности.

Тест «Коммуникативная компетентность» (Приложение 2)

Данный тест представляет из себя шестьдесят вопросов, на которые необходимо дать ответ «согласен» или «не согласен». Степень коммуникативной компетентности будет соответствовать 1- 20 баллов - низкая, 21-40 - средняя, 41-60 - высокая компетентность.

притязание самооценка взрослость коммуникативный

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

По методике определения уровня самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн модификация А.М. Прихожан получились следующие результаты.

А). уровень притязаний среди сотрудников следующий

Оптимальный - 3 человека (15%)

Нормальный - 15 человек (75%)

Заниженный - 2 человека (10%)

Рис.1

Б) самооценка сотрудников

Высокая - 4 (20%)

Средняя (адекватная) -13 (65%)

Заниженная - 3 (15%)

Рис.2

По методике «Коммуникативная компетентность» из книги Мокшанцева Р., Мокшанцева А. Социальная психология получились следующие результаты.

С низким навыком коммуникативной компетенции - 2 человека (10%)

С средним - 14 человек (70%)

С высоким - 4 человека (20%)

Сопоставим данные по двум категориям - развитию уровня самооценки и коммуникативной компетенции сотрудников организации в диаграмме:


Графический рисунок показывает, показывает у тех сотрудников, показатели в целом сопоставимы - у О.А, С.Л, П.Е показатели самые высокие по обоим категориям, что дает основания для подтверждения гипотезы исследования о том что у работников с высоким уровнем самооценки также высок и уровень коммуникативной компетенции. Но графического изображения на мой взгляд недостаточно, поэтому обратимся к математическому методу - коэффициенту ранговой корреляции Спирмена.

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена (на взаимосвязь признака) показал следующий результат:

Число пар значений

= 20

Коэффициент корреляции K= 0.51154862079716

Пересчет K для использования таблицы критических значений t-критерия Стьюдента = 2.525814428864

Критические значения из таблицы t-критерия Стьюдента = 2.1009 для P ≤ 0.05 = 2.8784 для P < 0.01

Корреляция статистически значима по уровню 0.05.

Отсюда следует вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась: сотрудники с высоким уровнем коммуникативной компетентности обладают повышенной самооценкой, то есть наблюдается взаимосвязь признаков - самооценки и коммуникативной компетенции.

Заключение

В данной курсовой работе мы изучили литературу по теме «Влияние самооценки на коммуникативную компетентность сотрудников организации», разобрались в понятиях самооценка, общение, компетентность, коммуникативная компетентность, исследовали самооценку и коммуникативную компетентность сотрудников организации. По итогам работы мы и пришли к выводу, что в данной организации наблюдается взаимосвязь этих явлений и сотрудники с высоким уровнем коммуникативной компетентности обладают повышенной самооценкой, а сотрудники с низким уровнем коммуникативной компетентности обладают наоборот пониженным уровнем самооценки.

Таким образом цели, задачи и гипотеза исследования были достигнуты.

Используемая литература

1.     Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. - Ташкент, 1976. - С. 140-142

2.       Бодалев А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.

.        Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособиеМ.: Гардарики, 2005. С 553

.        Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение СПб: Питер, 2002. С 164

.        Леонтьев А.А. Деятельность общения как объект научного исследования Психология общения. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.

6.     Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь Издание 4-е, расширенное Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко Москва: Прайм-Еврознак, 2003 г. С 448

.       Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986

8.       Морева Н.А. «Тренинг педагогического общения» Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Москва «Просвещение» 2003

9.     Мокшанцев Р., Мокшанцева А.Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов Издательство: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001 г. С 77-82

.       Панфилова А.П. Теория и практика общения Учеб, пособие для студ. сред, учеб, заведений / А. П. Панфилова. - М. : Издательский центр Академия, 2007 С. 266 - 268

11.     Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И.В. Дубровина (отв.ред.) и др. - М.: изд. АПН СССР, 1988. - C. 110 - 128.

.        Реан А. А. Социальная педагогическая психология. Учеб.пособие для студентов и аспирантов психол. факультетов. Спб: Питер, 2001. с.359, с.521 -523

.        Руденский Е. В. Социальная психология: Курс лекций М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 1999

.        Спирмен Расчет коэффициента осуществлялся посредствам интернет - портала #"581284.files/image004.gif">



Приложение 2

Тест «Коммуникативная компетентность»

В бланке для заполнения нужно обвести кружком пункт утверждения, с которым Вы согласны, и вычеркнуть пункт, по отношению к которому у Вас есть возражения. Подсчитайте число пунктов, обведенных кружком.

. Обычно лучше слушаешь, рисуя каракули.

. Юмор особенно нужен для того, чтобы понизить напряжение во время заседания.

. Уверенность в себе - лучший способ общения.

. Недовольный никогда не заслуживает того, чтобы его выслушивали.

. Люди, которые предлагают назначить председательствующего, очень часто желают увидеть себя на этом месте.

. Улыбка - не обязательно признак радости.

. Общение - это простой процесс.

. Не любят ни слушать, ни читать о том, с чем не согласны.

. Тот, кто говорит без остановки, как правило, хочет высказать много важных мыслей.

. Обычно, если люди Вас не слушают, значит им неинтересна тема.

. Вещи отражают индивидуальность.

. Умение слушать - вполне естественное умение.

. Люди обычно забывают то, что их не интересует.

. Тот, кто садится во главе стола, вероятно, стремится оказывать влияние на группу.

. Чтобы продуктивно общаться, нужно в первую очередь уметь убедительно говорить.

. Манера, в которой произносится слово, влияет на его смысл.

. Люди, сидящие дальше всех от стола, возможно, наименее заинтересованы.

. Если люди уязвлены, обижены, то плодотворное общение невозможно.

. Люди говорят меньше, когда боятся, что будут раскритикованы.

. Если человек позволяет себе уступить в споре, это может означать, что он не заинтересован в деле.

. Не очень полезно принуждать замкнутого человека слишком часто высказывать свои мысли в группе.

Человек, который говорит больше всех, вероятно, стремится властвовать.

. Если кто-то часто смотрит на часы во время собрания, это, вероятно, означает, что он хочет уйти. ^

. Легче всего убедить тех людей, которые схватывают все на лету.

. Люди обычно успешнее общаются, если они в хорошем настроении.

. Если собеседник смотрит в сторону в то время, когда другой говорит, это обычно означает, что предмет разговора его не интересует.

. Уверенное владение темой - почти стопроцентный залог успешного общения.

. Обычно говорят меньше, когда разгневаны.

. Человек, который вызывается выступить на заседании, пытается, может быть, оказать давление на аудиторию.

. Молчание - знак согласия.

. Можно выразить гнев так, что человек, на которого он направлен, его поймет и согласится с ним.

. Выражение лица может изменять смысл произносимых слов.

. Недоразумения редко возникают из-за неправильно понятогослова.

. Боясь показать себя в невыгодном свете, люди могут сказать, что они все поняли, тогда как на самом деле это не так.

. Если кто-либо, слушая, качает головой, это означает, что он заинтересован,

. Лучшее средство выражения гнева состоит обычно в повышении тона.

. Иногда важнее чувства, чем слова, которыми они выражены.

. Когда поднимают брови, это может означать призыв к тишине.

. Чтобы плодотворнее общаться, лучше быть экспансивным, чем замкнутым.

. Оговорка, случайное использование одного слова вместо другого, могут обнаружить настоящие чувства говорящего.

. Тот, кто приходит последним на собрание, вероятно, наименее заинтересован.

. Четко понятая инструкция почти всегда выполняется.

. Повышение голоса может быть признаком энтузиазма.

. Оформление кабинета может кое-что рассказать о личности его владельца.

. Недостаточно просто выслушать, надо уметь потом дать совет.

. Повторение только что сказанного - хорошее доказательство того, что сообщение было понято.

. Люди часто общаются, не задумываясь.

. Криком ничего не добьешься.

. Слово, написанное с ошибками, иногда оказывается разоблачительным.

. Манера, с какой кто-нибудь пожимает Вам руку, отражает его индивидуальность.

. Если во время заседания кто-то непрестанно предлагает различные способы выполнения задания, то это только замедляет работу группы и уменьшает ее производительность.

. Можно быть очень полезным, просто слушая и не говоря ни слова.

. Жест, даже сдержанный, может сказать больше, чем слова.

. Лучшее средство претворять идею в жизнь - повторять ее часто, громко и уверенно.

. Общение продуктивно только тогда, когда слушатель понимает сообщение втом же смысле, в каком его понимает говорящий.

. Начитанность человека может свидетельствовать о егр личности.

. Люди, которые мало говорят, мало что могут предложить,

. Даже при абсолютном несогласии люди могут выразить согласие, лишь бы прекратить дискуссию.

. Разные люди неодинаково выражают схожие чувства.

В первых двух строках бланка все высказывания должны учитываться с обратным знаком: «согласен» означает «неверно», «несогласен» означает «верно».

1 4 7 10 13 16, 19 22 25 28

34 37 40 43 46 49 52 55 58

5 8 И 14 17 20 23 26 29

35 38 41 44 47 50 53 56 59 .

6 9 12 15 18 21 24 27 30

36 39 42 45 48 51 54 57 60 '

Степень коммуникативной компетентности:

- 20 - низкая, 21-40 - средняя, 41-60 - высокая.

Приложение 3

Результаты по методике определения самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн, в модификации А.М. Прихожан

И.О испытуемого

Балл

Значение

Балл

Значение



Уровень притязаний

Самооценка

О.А.

76

Оптимальный


средняя

2.

Т.В.

63

Нормальный


высокая

3.

М.Ю.

68

Нормальный


средняя

4.

Т.П.

59

Заниженный


заниженная

5.

О.Г.

66

Нормальный


средняя

6.

Т.И.

69

Нормальный


средняя

7.

М.В.

73

Нормальный


средняя

8.

С.Л.

81

Оптимальный


высокая

9.

В.В.

71

Нормальный


средняя

10.

О.С.

65

Нормальный


средняя

11.

Ю.А.

69

Нормальный


средняя

12.

А.А,

71

Нормальный


высокая

13.

Т.В.

61

Нормальный


заниженная

14.

Т.А.

63

Нормальный


средняя

15.

78

Оптимальный


высокая

16.

Р.Э.

69

Нормальный


средняя

17.

А.Ф.

74

Нормальный


средняя

18.

Е.А.

51

Заниженный


заниженная

19.

Ю.С.

67

Нормальный


средняя

20.

О.В.

63

Нормальный


средняя


Итого:

А) уровень притязаний среди сотрудников следующий

Оптимальный - 3 человека (15%)

Нормальный - 15 человек (75%)

Заниженный - 2 человека (10%)

Б) самооценка сотрудников

Высокая - 4 (20%)

Средняя (адекватная) -13 (65%)

Заниженная - 3 (15%)

Приложение 4

Тест «Коммуникативная компетентность» из книги Мокшанцев Р., Мокшанцева А.Социальная психология

И.О испытуемого

Балл

Значение

1.

О.А.

59

Высокая

2.

Т.В.

35

средняя

3.

М.Ю.

37

средняя

4.

Т.П.

20

низкая

5.

О.Г.

34

средняя

6.

Т.И.

29

средняя

7.

М.В.

32

8.

С.Л.

49

Высокая

9.

В.В.

39

средняя

10.

О.С.

57

Высокая

11.

Ю.А.

35

средняя

12.

А.А,

37

средняя

13.

Т.В.

38

средняя

14.

Т.А.

35

средняя

15.

П.Е.

60

Высокая

16.

Р.Э.

37

средняя

17.

А.Ф.

34

средняя

18.

Е.А.

20

низкая

19.

Ю.С.

25

средняя

20.

О.В.

31

средняя


По результатам методики «Коммуникативная компетентность» выведем общие значения:

С низким результатом - 2 человека (10%)

С средним - 14 человек (70%)

С высоким - 4 человека (20%)

Похожие работы на - Влияние самооценки на коммуникативную компетентность сотрудников организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!