Личность осужденного за насильственные преступления.
Этой категории преступников свойственен в большой степени, чем иным субъективизм восприятия окружающего мира. Их собственная агрессия проецируется вовне.
2. Методы и особенности изучения личности осужденных на различных этапах работы сотрудников оперативно-розыскной службы, с учетом специфики совершенного преступления
.1 Исследование личности в уголовном процессе
Глубокое и полное изучение следователем и судом психологических особенностей личности обвиняемого способствует решению следующих актуальных задач.
1. Правильная квалификация совершенного преступления. В особенности это касается определения психического состояния в момент совершения преступления (например, состояние аффекта), определения подлинных мотивов совершенного преступления, установления роли, которую обвиняемый играл (занимал) в преступной группе, и т.д.
2. Выбор тактических приемов, которые в наибольшей степени способствуют успешности при производстве следственных действий (особенно это допроса), всегда обусловливается психологических особенностей личности подследственного.
3. Воспитательное на правонарушителя с его начинаться на первом и опираться на достаточно следователем особенностей и динамики данной личности.
4. Работа по данного преступления проводится с тем большим успехом, более глубоко и всесторонне следователь изучил особенности личности обвиняемого.
Психологическое изучение личности обвиняемого включает в исследование его мира, потребностей, побуждений, лежащих в поступков (мотивов структуры и черт характера, сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности и познавательных процессов).
Изучение психологических особенностей обвиняемого должно быть составляющей частью расследования преступления, и в каждом конкретном случае диапазон этих сведений должен конкретизироваться в зависимости от категории и характера уголовного дела и от особенностей личности обвиняемого.
Формальных границ изучения психологии личности обвиняемого установить нельзя. Чем шире осведомленность следователя, чем более досконально известен ему обвиняемый, тем более эффективна и гибка следственная практика, тем более точны и результативны приемы и методы работы с ним.
Предмет расследования шире предмета показывания, следователя интересуют не только обстоятельства, подлежащие доказыванию, и процессуальные средства, с помощью которых эти искомые факты устанавливаются. Было бы принципиально неверным ограничить изучение личности обвиняемого сбором сведений, необходимых для выявления причин и условий совершения преступления, характеризующих общественную опасность правонарушителя, определяющих юридическую квалификацию преступного деяния, играющих роль доказательств по делу.
Определяемые с процессуальной точки зрения границы изучения психологии обвиняемого иногда бывают узки для решения тактических вопросов. Следователь должен знать об обвиняемом намного больше того, что может иметь доказательственное значение и что в силу этого обычно отражается в следственном производстве.
Криминалистическое изучение личности обвиняемого осуществляется следователем, глазным образом, в целях выбора тех иных тактических приемов при производстве следственных действий в том объеме, который следователь считает необходимым для этих Установление целого сведений о личности обвиняемого для правильного решения уголовно-правовых и уголовно-процессуальных задач является строго обязательным, так как непосредственно вытекает из требований закона. Знание психологии обвиняемого, в частности особенностей направленности личности, самооценки, эмоциональной устойчивости, самолюбия и пр., необходимо для оценки действия потерпевшего, признания их тяжким оскорблением, насилием над личностью обвиняемого.
Психологические особенности обвиняемого могут быть по-разному связаны с совершенным им преступлением. Одни из могут сыграть ведущую роль в выборе преступного способа удовлетворения потребностей или разрешения конфликта (эгоистическая, корыстная направленность личности, нежелание трудиться, неуважение к человеческому достоинству, сексуальная распущенность и пр.). Другие психологические особенности только способствуют совершению преступления при неблагоприятной ситуации (слабоволие, подчиняемость, легкомыслие, уровень интеллектуального развития, болезненное самолюбие, эмоциональная возбудимость, недоброжелательное отношение к людям, трусость и пр.). Наконец, многие психологические особенности остаются нейтральными по отношению к факту преступления (например, увлечение, интересы, трудолюбие человека, совершившего преступление в состоянии аффекта), но важны для понимания степени общественной опасности обвиняемого и перспектив его исправления и перевоспитания.
2.2 Судебно-психологическая экспертиза
Как и любая иная, судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом - экспертом на основе специальных познаний, в данном случае - в области психологии, с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу. Предметом СПЭ является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу. Объектом СПЭ является психическая деятельность здорового человека.
Любые психологические исследования в рамках СПЭ состоят из следующих этапов: изучение экспертом поставленных перед ним вопросов и уяснение предмета экспертизы; постановка задач исследовательского характера; отбор методов исследования в соответствии с поставленными задачами; непосредственное проведение исследования: психологический анализ материалов уголовного дела; наблюдение за подэкспертным; беседы с подэкспертным; применение инструментальных методов исследования индивидуально-психологических особенностей подэкспертного; анализ и обработка полученной информации; работа со специальной литературой; составление заключения эксперта.
Основные методы, применяемые при судебно-психологическом исследовании, следующие:
·метод психологического анализа материалов уголовного дела;
·анамнестический (биографический) метод;
·методы наблюдения и естественного эксперимента;
·инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности.
Эти методы требуют владения экспертом современными приемами регистрации поведения субъекта, его эмоциональных реакций, особенностей мышления и т. п. в конфликтной ситуации следственного общения, а также навыками анализа феноменологии индивидуального поведения.
К инструментальным методам изучения индивидуально-психологических особенностей прежде всего относятся различные варианты метода эксперимента, а также разнообразные тестовые методы, анкеты, опросники.
Эта группа методов имеет исключительно важное значение для установления уровня, структуры, степени постоянства-изменчивости отдельных психических особенностей человека. Однако в условиях судебно-психологической экспертизы в материалах, получаемых с их помощью, неизбежны искажения, являющиеся специфическими «артефактами» психологического изучения личности человека. Они требуют специального изучения и учета на всех этапах экспертного исследования.
От правильного выбора методов исследования во многом зависит качество и научный уровень каждой конкретной экспертизы. Однако ни один из используемых в СПЭ методов не ведет к ответу на стоящий перед экспертом вопрос непосредственно. Совместное применение нескольких экспериментальных, тестовых, анкетных и других методов должно быть во всех случаях направлено как на взаимное дополнение получаемых данных, так и на то, чтобы обеспечить всестороннее описание предмета экспертизы. В связи с этим, во избежание необоснованной критики в адрес применяемых методов исследования, психологам-экспертам необходимо не только указывать в актах экспертизы их диагностические возможности, но и иметь теоретическую и практическую подготовку в области системных описаний, позволяющих воссоздать целостную картину различных психических явлений.
Психолог-эксперт не вправе применять в ходе экспертного исследования недостаточно апробированные методы психодиагностики. В отдельных случаях, когда их использование представляется крайне необходимым для изучения предмета экспертизы, каждый новый метод должен быть подробно описан в акте СПЭ с указанием его диагностических возможностей и данных о надежности измерения.
Одним из методологических принципов организации и проведения СПЭ является метод реконструкции психологических процессов и состояний подэкспертного в период, предшествовавший событию преступления, в момент преступления и непосредственно после него, выявление психологических особенностей, динамики этих процессов.
. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Квалификационная оценка эмоциональных состояний подследственного зависит в значительной степени от объема информации о личности и поведении субъекта преступления. К сожалению, в процессе следственных действий следователи редко фиксируют свое внимание на особенностях самочувствия, настроения подследственного перед случившимся. В процессе допроса подследственного следователю необходимо выяснить: его соматическое состояние накануне деликта; особенности его личности; особенности и динамику взаимоотношений с жертвой.)
. Экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы. Данный вид экспертизы, как правило, назначается в период предварительного следствия в случаях, когда преступление совершено неформальной группой асоциальной и криминальной направленности. При анализе преступной группы необходимо учитывать следующие факторы: причины объединения в данную группу или цель группового взаимодействия; особенности внутриличностного взаимодействия: специфика личностных контактов в группе, специфику конфликтов, ролевые функции членов группы. При психологическом анализе организованной преступной группы необходимо определить степень ее антиобщественной направленности, цели и мотивы, а также специфику эмоциональных связей между членами группы. При анализе эмоциональных связей необходимо тщательно изучить индивидуально-психологические характеристики каждого члена группы. Причем важно выявить как лидерские позиции среди подозреваемых, так и позиции конформистов, которые обязательно присутствуют в любой преступной группе.
. Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение совершаемых им действий. Практические работники правоохранительной системы по делам несовершеннолетних нередко сталкиваются с фактами, когда подросток, совершивший правонарушение, проявляет различные признаки отставания в психическом развитии. При анализе содеянного может отмечаться несоразмерность объективного содержания действий подростка субъективно поставленным целям. При назначении судебно-психологической экспертизы на предмет осознания подростками своих действий и умения руководить ими следователь, анализируя материалы уголовного дела, должен обратить внимание на следующие моменты: цель совершенного преступления; соотношение цели и средств ее достижения; определенность и стойкость цели; соответствие способов достижения цели личностным характеристикам подследственного.
. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей участников преступления. Наиболее часто этот вид экспертизы используется в случаях, когда перед следователем или судом возникает вопрос о личностных особенностях участника преступления и их влиянии на его поведение в изучаемых ситуациях.
. Посмертная судебно-психологическая экспертиза. Посмертная психологическая экспертиза может быть назначена при проверке фактов насильственной смерти, когда следствие разрабатывает версии о возможном убийстве, замаскированном под самоубийство, или наоборот, о самоубийстве, замаскированном под убийство. Заключение данной экспертизы может также в необходимых случаях помочь разграничить самоубийство и смерть в результате несчастного случая. При всем разнообразии условий, при которых возникает необходимость в посмертной психологической экспертизе, объектом ее всегда является погибший человек, и эксперты решают одни и те же задачи: исследование личности, индивидуально-психологических особенностей погибшего; исследование психического состояния погибшего, в котором он находился в период, предшествовавший смерти; решение вопроса о том, являлось ли оно предрасполагающим к самоубийству; исследование причин и условий развития у погибшего психического состояния, спровоцировавшего его самоубийство.
Относительно развития подэкспертного в детстве экспертам-психологам важно собрать следующие данные следующее: возраст матери на момент рождения подэкспертного; была ли беременность желанной, запланированной; течение беременности, роды, осложнения; не было ли задержек в раннем развитии, начале ходьбы, речи; особенности поведения, возбудимость, плаксивость, пассивность, частые истерики, ночные страхи, сомнамбулизм (снохождение), ночной энурез (недержание мочи), заикание и т. п.; кем воспитывался в детстве, особенности воспитания; не было ли длительных разлук с матерью; черты характера родителей, их стиль воспитания; не было ли утраты родителей, в каком возрасте, по какой причине; посещал ли детские дошкольные учреждения, отзывы воспитателей; возраст начала учебы в школе; успеваемость и ее динамика, отзывы педагогов; особенности пубертатного возраста, изменения в характере, не было ли побегов из дома, прогулов занятий, фактов курения, употребления алкоголя и наркотиков, раннего секса и т. п.; круг друзей, приятелей, групповые нормы общения, кумиры и идеалы подростка; отношение к будущему, профориентация, характер планов, намерений, их самостоятельность, реалистичность, устойчивость; отношение к воинской службе. Кроме того, с помощью метода наблюдения определить внешний вид; манеру держаться; присущее выражение лица другие особенности невербального поведения.
личность осужденный судебный психологический
3. Методики изучения личности осужденных
Для изучения личности осужденных чаще всего в практике используется надежная психологической методика MMPI (ММИЛ). Основываясь на ее результатах можно отнести осужденного к тому или иному типу личности:
Возбудимый тип личности. У осужденных, относящихся к этому типу, ярко выражено стремление к лидерству, они активны. Им не свойственно иметь четко выработанную жизненную позицию. Молодые же осужденные обычно стремятся добиться лидерства в группах с отрицательной направленностью в поведении и ради этого могут грубо нарушать режим, притеснять более слабых, участвовать в драках, открыто не подчиняться требованиям администрации и т. д. Но они не склонны к тонкому расчету и не способны прогнозировать последствия своего поведения. Поведение этих осужденных в большей степени определяется не благоразумием или логическим взвешиванием своих поступков, а влечениями и различными побуждениями. В условиях ИУ они нередко вступают в гомосексуальные связи, в которых играют активную роль. При построении индивидуальной работы с этой категорией осужденных необходимо учитывать прежде всего такое их личностное свойство, как повышенная возбудимость и склонность к накоплению аффекта.
Импульсивный тип личности. Выраженное у этого типа осужденных стремление к доминированию над другими в условиях исправительного учреждения приводит к тому, что они с готовностью выполняют поручения лидеров групп с отрицательной направленностью, связанные с насильственными действиями в отношении других осужденных. Такие осужденные плохо усваивают как социально одобряемые нормы, так и нормы, действующие в «отрицательной» среде.
Ригидный тип личности. Поведение этого типа осужденных в значительной степени определяется такими их личностными чертами, как честолюбие и целеустремленность. Они воспринимают окружающий мир по принципу «черного» и «белого», в суждениях категоричны, в поступках решительны. Как правило, придерживаются в исправительном учреждении один раз выбранной линии поведения. Для этого типа осужденных характерны также такие черты, как чрезмерная подозрительность и склонность к «застреванию» на неприятных переживаниях. Они недоверчивы, осторожны, трезвы в расчетах, долго помнят нанесенную обиду, особенно когда оказывается затронутым их самолюбие. Поэтому их часто характеризуют как злопамятных, болезненно обидчивых и мстительных людей.
Гипертимный тип. Основной личностной характеристикой этих осужденных является повышенная активность, проявляющаяся во всех сферах их жизни. Они стремятся к любого рода деятельности, в которой смогли бы реализовать эти качества. В то же время у осужденных этого типа снижено чувство ответственности, ослаблен самоконтроль, ярко выражено постоянное влечение к переживаниям, к внешней возбуждающей ситуации. В своем большинстве это люди которые хотят получить от жизни прежде всего удовольствие; отсюда стремление удовлетворять свои прихоти и влечения. В поисках удовлетворения они теряют грани между дозволенными и недозволенным, что часто приводит к нарушению закона. Подобные личностные свойства определяют их поведение и в условиях исправительного учреждения.
Демонстративный тип. Поведение этих осужденных отличается прежде всего сильным стремлением любым путем выделиться; добиться восхищения, удивления собой. Самое обидное для них - это остаться незамеченными. Они любят быть в центре внимания, обладают богатой фантазией, склонны к позерству, очень высоко оценивают себя и, чтобы добиться признания могут пойти на ложь, причем зачастую делают это настолько искусно, что у собеседника не вызывает сомнений правдивость их слов. Осужденные демонстративного типа с первых же дней пребывания в колонии прилагают усилия к тому, чтобы завоевать авторитет, с этой целью пытаются показать себя опытными преступниками. Но в большинстве случаев истинное содержание таких людей очень быстро раскрывается и дается объективная оценка. В этой связи к ним начинают предъявлять «претензии» другие осужденные, а в итоге они довольно часто попадают в число «отвергаемых». Это может быть также следствием и того, что такие осужденные чаще всего не способны обдумать линию своего поведения.
Безвольный тип личности: Основной личностной характеристикой этих осужденных является недостаток волевых качеств. Особенно отчетливо он проявляется в учебе, в труде, достижении жизненных целей. В условиях исправительного учреждения они легко подпадают под влияние других осужденных.
Заключение
Методы изучения личности осужденных к лишению свободы, адекватно применять в двух аспектах - перевоспитание каждого отдельного осужденного и выявление общих закономерностей, касающихся всех осужденных или их типических групп. Это позволяет сформулировать обобщенные выводы, выработать рекомендации относительно работы с теми или иными категориями осужденных.
Анализ литературы позволяет сформировать научно обоснованную структуру источников изучения личности осужденных, методику анализа обработки материалов, полученных в его процессе, что проявит репрезентативность соответствующих исследований. Кроме того, нам кажется необходимым сформулировать ряд предложений, направленных на совершенствование действующего законодательства в рассматриваемой сфере, приемов и методов воздействия на осужденных..
Все данные о личности осужденного можно классифицмровать по относительно однородным группам - в зависимости от социальной, демографической, психологической, уголовно-правовой и исправительно-трудовой характеристик. К социальной характеристике личности осужденных относят такие факторы, как общеобразовательный уровень, данные о трудовой деятельности до ареста, поведение до заключения под стражу, подверженность воздействию алкоголя. К источникам исследования личности осужденного почему-то относят деятельность исправительно-трудовых учреждений по обобщению данных о личности осужденного посредством установления связей с теми трудовыми коллективами, где он работал до совершения преступления.
В своей работе мы выявили адекватные методы изучения личности осужденных; определили роль и специфику применения методов изучения личности осужденных; проанализировали возможности использования методов на различных этапах работы сотрудников оперативно-розыскной службы; рассмотрели особенности использования различных методов изучения личности осужденных за различные преступления; систематизировали полученные данные и на основе полученных результатов изучения сформулировали основные выводы. Таким образом, мы проанализировали систему методов изучения личности осужденных и их применение в работе сотрудниками оперативно-розыскной службы.
1.Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер. -1997. - С. 654.
2.Коченов М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М.: Закон, 1980. - 357с.
3.Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатирическая экспертиза М.: Просвещение. - 1988. - 256с.
.Кулганов В. А. и др. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция суицидального поведения военнослужащих // Методы психолого-педагогической коррекции функционального состояния военных специалистов. Ч. 1. СПб.: Питер. - 1997. - 432с.
.Мельник В. В., Цыцарев С. В., Яковлев Я. М. Основы судебно-психологической экспертизы по уголовным делам. Л. - 1987. - 672с.
.Расследование доведения до самоубийства: Методическое пособие / сост. В. С. Бурданова. Л.-М. - 1982. - 234с.
.Семейная диагностика в суицидологической практике: Методические рекомендации / сост. А. Г. Амбрумова, Л. И. Пустовалова. М.: Просвещение - 1983. - 567с.
.Социальная и судебная психиатрия: история и современность / Под ред. Т. Б. Дмитриевой. М.: Академия. - 1996. - 452с.