Разработка маркетинговых коммуникаций туристической компании
АНО
ВПО «Омский экономический институт»
Кафедра
экономики и маркетинга
Курсовой
проект
по
дисциплине
Управление
маркетингом
на
тему:
Разработка
маркетинговых коммуникаций туристической компании
Выполнила:
ст. гр. иМК5-17
Майорова
Е.О.
Руководитель:
к.э.н., доцент Бургат В.В.
Омск
2011г.
Содержание
Введение
Глава
1. Теоретические основы маркетинговых коммуникаций в сфере туризма
.1
Состав комплекса маркетинговых коммуникаций в сфере туризма
.2
Особенности использования маркетинговых коммуникаций в туристическом бизнесе
Глава
2. Анализ деятельности туристической компании ООО «Райский остров»
.1
Общая характеристика туристической компании «Райский остров»
.2
Маркетинговая деятельность туристической компании «Райский остров»
Глава
3. Анализ маркетинговых коммуникаций и разработка их совершенствования для ООО
«Райский остров»
.1
Анализ маркетинговых коммуникаций ООО «Райский остров»
.2
Рекомендации по совершенствование маркетинговых коммуникаций ООО «Райский
остров»
Заключение
Список
литературы
Введение
Актуальность данной темы вызвана, тем, что,
туризм сегодня - это сфера народнохозяйственного комплекса, которая во многих
странах мира превратилась в бурно развивающеюся отрасль. Успех туристического
бизнеса, как у любого другого бизнеса во многом зависит от эффективности
коммуникаций, которые обеспечивают связь между производителем туристических
услуг (туроператором) и потребителем (туристом).
Важнейшим направлением деятельности фирм,
работающих в туристической сфере, являются продвижение турпродукта на рынок,
реклама и реализация подготовленного турпакета. В настоящее время средства
массовой информации, специальные издания, рекламные проспекты буквально
переполнены разнообразными туристскими предложениями, и путь турфирмы к успеху
заключается в том, чтобы довести до потенциального клиента соответствующую
информацию и вызвать его ответные действия. Эта задача выполнима, если
руководство фирмы обладает знаниями в области маркетинга или в фирме существует
отдел маркетинга и рекламы.
Туристическая фирма должна также иметь
непрерывную коммуникационную связь с существующими и потенциальными клиентами.
Поэтому каждая компания неизбежно начинает играть роль источника коммуникации и
генератора различных средств продвижения информации об услугах на рынки.
Современные турфирмы управляют сложной системой
маркетинговых связей. Фирма имеет коммуникационное отношение со своими
посредниками, потребителями и различными представителями общественности.
Целью данного курсового проекта является
разработка рекомендаций направленных на формирование маркетинговых коммуникаций
для ООО «Райский остров».
Поставленная цель обусловила решение следующих
задач:
. Рассмотреть состав комплекса маркетинговых
коммуникаций в сфере туризма.
. Выявить особенности использования маркетинговых
коммуникаций в сфере туризма.
. Дать характеристику деятельности компании ООО
«Райский остров», в том числе рассмотреть систему управления и маркетинговую
деятельность компании.
. Описать существующий уровень маркетинговых
коммуникаций применяемых в компании.
. Разработать рекомендации по совершенствованию
маркетинговых коммуникаций.
Объектом исследования является политика ведения
маркетинговых коммуникаций в ООО «Райский остров».
Глава 1. Теоретические основы маркетинговых
коммуникаций в сфере туризма
.1 Состав комплекса маркетинговых коммуникаций в
сфере туризма
Комплекс маркетинговых коммуникаций - это
система мероприятий, направленных на установление и поддержание определенных
взаимоотношений туристского предприятия с адресатами коммуникаций.
Среда, в которой функционирует туристское
предприятие, пронизана сложной системой коммуникаций. Фирма контактирует со
своей клиентурой, банками, страховыми компаниями, производителями туристских
услуг, различными контактными аудиториями. Причем эти связи носят
разнонаправленный и пересекающийся характер. Задача туристского предприятия
заключается в формировании и поддержании образа предлагаемых продуктов и фирмы
в целом и глазах общественности и своей существующей и потенциальной клиентуры.
Главными целевыми аудиториями (адресаты)
маркетинговых коммуникаций туристского предприятия являются:
1. Сотрудники фирмы. Достижение
поставленных перед фирмой целей в огромной степени зависит от того, насколько
руководство достигло взаимопонимания с персоналом, как сильна мотивация
сотрудников, какой психологический климат царит в коллективе.
2. Действительные и потенциальные
потребители (целевой рынок). Система коммуникаций с целевым рынком отличается
чрезвычайным разнообразием форм, средств и инструментов (реклама, скидки,
конкурсы, игры и т.д.). Желаемая с точки зрения туристского предприятия
ответная реакция может быть разной в зависимости от конкретной маркетинговой
ситуации. В конечном же счете она состоит в приобретении туристского продукта,
предлагаемого фирмой-коммуникатором. [1, с. 6]
. Маркетинговые посредники. В их число входят
торговые посредники (турбюро, экскурсионные бюро, туристские агентства),
особенностью данного адресата коммуникаций является то, что маркетинговый
посредник может быть промежуточным звеном в коммуникации фирмы с целевым рынком
и контактными аудиториями.
. Контактные аудитории объединяют организации и
лиц, не принимающих непосредственного участия в рыночной деятельности
предприятия.
. Производители туристских услуг - предприятия,
предоставляющие услуги по размещению, питанию, транспортному обслуживанию и
т.д. В качестве инструментов коммуникационного воздействия могут использоваться
реклама, связи с общественностью.
. Органы государственной власти и управления.
Цель- установление режима наибольшего благоприятствования деятельности
туристского предприятия [1, с. 7-8]
Маркетинговые коммуникации занимают особое место
в деятельности туристского предприятия, так как представляют собой наиболее
активную часть комплекса маркетинга. В состав комплекса коммуникаций входят
четыре основных элемента: [1, с. 8]
Реклама - наиболее значимый элемент
коммуникационного комплекса. Она оказывает большое потенциальное влияние на все
остальные элементы этого комплекса (может привлекать широкие массы людей) и
является самой дорогой.
Ø В туристском бизнесе, так же как и в
других областях, в последнее время все больше повышается значение такого
элемента коммуникационного комплекса, как Public Relations. Некоторые
туристские компании половину средств, выделяемых на рекламные цели, тратят
именно на них. Причина этого кроется в том, что Public Relations является
мощным инструментом и порой может оказать больше влияния на потенциального
клиента, чем реклама.
Ø Персональные продажи или, как их еще
называют, прямые продажи для индустрии туризма являются одним из важных
элементов коммуникационного комплекса. Они относятся исключительно к процессу
продаж и представляют собой маркетинг, проводящийся по отношению к клиентам.
Важность их предопределена возможностью продавцов встречаться с клиентами. [ 2,
с.29]
Ø Стимулирование сбыта - различные
виды маркетинговой деятельности, которые на определенное время увеличивают
исходную ценность товара или услуги и напрямую стимулируют покупательную
активность потребителей (например, купоны или пробные образцы), работу
дистрибьюторов и торгового персонала. [3, с.33]
По мнению западных специалистов, в туристском
бизнесе от рекламы требуется выполнение следующих важных задач:
. С ее помощью любая составляющая услуги должна
иметь осязаемый вид, чтобы потенциальному потребителю было понятно, что именно
ему предлагается.
. Она должна обещать выгоду или решение
проблемы.
. Она должна указывать на отличия продукта
компании от продукта ее конкурентов.
. Она должна оказывать позитивное влияние на тех
работников компании, которые должны проводить в жизнь обещания, данные
клиентам.
. Она должна капитализироваться с помощью
устного распространения. [2,с.21 ]
1.2
Особенности использования маркетинговых коммуникаций в туристическом бизнесе
Как и другие элементы маркетингового комплекса,
рекламная кампания продвижения турпродукта требует предварительного
планирования. Вначале надо определить цели (необходимо завоевывать новых
клиентов или увеличивать объем продаж уже существующим потребителям), а затем
выбрать соответствующую программу продвижения. В качестве целевого рынка может
выступать собственно компания, розничные торговцы (турагенты) или клиенты в
зависимости от выбранной стратегии (протягивания или толчка). В план
продвижения допускается обращение сразу к нескольким рынкам. [4, с. 54]
Прежде чем определить метод воздействия на
рынок, компания должна изучить различные факторы, которые могут повлиять на
принимаемое решение (например, природу и качество продукта, этапы его
жизненного цикла). На начальном этапе жизни продукта должны предприниматься
особые усилия для ознакомления с новым продуктом (использование рекламы или
паблик рилейшнз сопровождается относительно небольшими расходами на
продвижение) - прямой маркетинг или поощрение агентов. Действия по продвижению
продукта, находящегося на более поздних стадиях своего жизненного цикла, могут
быть усилены для привлечения повторных клиентов, вплоть до обновления продукта.
Если продвижение туристского продукта проводится
одновременно с рекламной кампанией по внедрению хорошо известного продукта
(например, элитного автомобиля или популярного напитка), то это только повышает
авторитет компании. [5, с. 62]
В стратегическом плане многие компании при
разработке своих планов также принимают в расчет методы и приемы, которые
используют их конкуренты. При необходимости можно соревноваться с конкурентом
или применять другие методы продвижения.
При осуществлении той или иной программы
продвижения продукта надо определить точное время начала ее реализации и
продолжительность. Если программа непродолжительна, то достигнуть эффективности
очень сложно, и, наоборот, если программа рассчитана на чрезмерно
продолжительный период времени, то степень воздействия ее будет постепенно
уменьшаться, и это может нанести урон имиджу компании. 5
Одним из важных методов продвижения, применяемых
в индустрии туризма, является организация выставок, которые позволяют продавцам
и покупателям туристского продукта встретиться на общей территории и заключить
сделки. Самыми крупными и популярными являются выставки, проводимые в Лондоне и
Берлине. Как правило, выставки подразделяются на три вида и нацелены: на
общество в целом, туристские компании и участников по специальным приглашениям.
Мероприятия (например, проводимый в Лондоне
Всемирный рынок путешествий) открыты только для туристских компаний и выполняют
больше социальные функции, чем коммерческие. Немногие из основных компаний не
участвуют в таких выставках, где представлены все виды туризма (внутренний,
въездной и выездной). На этих выставках агентствам путешествий предоставляется
возможность повышать свои знания о туристских продуктах, которые предлагаются
национальными и местными туристскими организациями, и одновременно представлять
свой собственный продукт, а также свою страну или регион, демонстрируя фильмы и
национальные костюмы, привлекая фольклорные ансамбли, проводя дегустацию вин и
т. д. Интерес к выставке повышается благодаря активному участию в ней прессы. В
рамках выставки также организуются симпозиумы и встречи по разным актуальным для
туристской индустрии темам. [7, с. 31-32]
В некоторых случаях, вопреки ожиданиям,
посещаемость выставки может оказаться низкой. Однако и высокая посещаемость не
всегда оправдывает большие расходы на участие в выставке. По этой причине
многих участников выставка должна удовлетворять прежде всего как рекламное
мероприятие, а не как продвижение своего продукта. [7, с. 32]
Другим важным методом продвижения в индустрии
туризма является презентация, которая определяется как действие, нацеленное на
заявление о себе или на завоевание популярности. Презентации очень часто
используют туристские компании для представления своих программ или продуктов
турагентствам. Иногда эти мероприятия проводятся в виде формальных бесед
старших менеджеров по продажам с соответствующим персоналом турагентств о новых
программах и продуктах. Такие встречи полезны для компании не только как
средство продвижения своего продукта, но и для получения информации о рынке из
первых рук. Формальные беседы во время презентаций сопровождаются также
демонстрацией видеоматериалов.
В целях экономии небольшие компании, особенно
агентства путешествий, как правило, объединяются с другими организациями для
совместного проведения презентации.
В зависимости от объекта продвижения можно
говорить о рекламе товарной и престижной. Если основная задача товарной рекламы
- формирование и стимулирование спроса на туристский продукт, информирование
потребителей о достоинствах продукта, то престижная, или имидж-реклама,
представляет собой рекламу достоинств, выгодно отличающих фирму от конкурентов.
[9, с. 268].
Отличительные черты рекламы как одного из
главных средств маркетинговых коммуникаций в сфере туризма определяются как
спецификой рекламы, так и особенностями туристской индустрии и ее товара -
туристского продукта, а именно:
неличный характер. Коммуникационный сигнал
поступает к потенциальному клиенту не лично от сотрудника фирмы, а через
посредника (средства массовой информации, проспекты, каталоги, афиши и т. д.);
неопределенность с точки зрения измерения
эффекта. Данная особенность является логическим продолжением предыдущей.
Обратная связь в рекламной деятельности носит вероятностный характер. Факт
приобретения туристского продукта зависит от большого количества факторов,
часто не имеющих прямого отношения к рекламе, носящих субъективный характер и практически
не поддающихся формализации;
комплексность. На впечатление, которое остается
у туриста после потребления турпродукта, влияет множество факторов, даже такие
как поведение горничной, официанта, представителя встречающей стороны. Именно
это дополняет впечатление, остающееся после потребления турпродукта;
броскость и убедительность. Специфика туристских
услуг обусловливает необходимость использования наглядных средств,
обеспечивающих наиболее полное представление об объекте туристского интереса.
неосязаемость или нематериальный характер.
Туруслугу невозможно продемонстрировать, увидеть, попробовать или изучить до
получения. Покупатель вынужден верить продавцу на слово. Продавец же может лишь
описать преимущества, которые получит покупатель после предоставления услуги, а
сами услуги можно оценить только после их выполнения.
Как свидетельствует мировая практика, сфера
туризма является одним из крупнейших рекламодателей. Опыт работы зарубежных
туристских фирм показывает, что в среднем 5-6% получаемых доходов от своей
деятельности расходуется ими на рекламу туристских поездок (данные на 2001 г.)
[11].
Очень важной проблемой при создании рекламы
является создание образа туристского продукта. Как и в других потребительских
товарах и услугах, мода на туристские поездки и экскурсии постоянно меняется.
Поэтому необходимо при изучении потребностей целевой аудитории искать те
привлекательные стороны товара, которые придали бы предложению новизну и
уникальность, что выгодно отличало бы его от предложений конкурентов и
привлекало бы внимание потенциальных потребителей. В связи с этим необходимо
упомянуть такой важный элемент туристской рекламы, как слоган. [13, с. 269]
Слоган - это короткая, но емкая фраза,
привлекающая внимание и являющая собой некий девиз фирмы или основную мысль,
характеризующую ту или иную услугу. Вот примеры самых удачных слоганов,
используемых в туристской журнальной рекламе: «Где качество имеет традиции»,
«Ваши фантазии - наше воплощение», «Нельзя умереть, не увидев Париж!»,
«Отдыхать - не работать!», «Там, где кончаются проблемы». [12]. Преимущество
подобных заголовков в том, что даже при отсутствии возможности использовать
много места на полосе или красочные фотографии, они могут привлечь внимание и
выделить рекламное обращение из массы заурядных фраз, вроде «Солнечная
Болгария» или «Поддайтесь очарованию Гваделупы». Кроме того, заголовки и
слоганы читают в пять раз больше, чем основной текст.
Если рассмотреть предложения многих туристских
центров, то можно обнаружить их большую однообразность: экскурсионные программы
включают некий стереотип объектов показа, что ведет к снижению спроса. Таким
образом, продвигаемый через рекламу образ товара, например круиза, должен
отражать его потребительские свойства, вселять уверенность в качественном и надежном
путешествии. При этом желательно, чтобы за объявлением была видна
заинтересованная в хорошей организации тура сторона - конкретная туристская
фирма, гарантирующая соответствие рекламы действительному состоянию дел [6,
с.38].
С другой стороны, реклама должна соответствовать
всем установленным законодательством нормам. Например, в рекламе экзотических
туров должны быть прописаны все специфические черты подобного путешествия.
Реклама должна предупреждать потребителей о том, что тут есть определенные ограничения,
что это не всем доступно и полезно. Если же подобная информация не прописана в
рекламном объявлении или ролике, фирма должна предоставлять ее клиенту при
первом же обращении. В ином случае возможно появление жалоб и даже судебных
исков со стороны потребителей.
Итак, туристский продукт представляет собой
выраженную совокупность всех материальных и нематериальных элементов.
Предприятия сферы туризма, которые хотели бы
существовать на рынке, имеют неформальную задачу продавать «гостеприимство».
Это затрудняет проблему продажи его услуг для потенциальных клиентов и в то же
время повышает роль рекламы, Public Relations и развития других форм
коммуникативной системы.
Подводя итоги сказанного в первой главе, важно
отметить, что предприятию необходимо помнить о таких элементах продвижения
товаров, как: реклама, РR, спонсорство, прямой маркетинг, стимулирование и
персональная продажа. При разработке плана по продвижению товара необходимо
исходить из имеющихся этапов продвижения: интерактивно-нормативного, развития и
пересмотра, утверждения и реализации.
Глава 2 Анализ деятельности туристической
компании ООО «Райский остров»
.1 Общая характеристика туристической компании
ООО «Райский остров»
Турфирма «Райский остров» работает на рынке
туриндустрии г.Омска сравнительно недавно - 3 года. По своей
организационно-правовой форме турфирма является обществом с ограниченной
ответственностью (ООО), и эта форма, по мнению специалистов, для малого
туристского бизнеса является наиболее приемлемой в силу своей гибкости.
Специализацией фирмы является туристская
деятельность, в рамках которой фирма совмещает сразу две функции - турагента и
туроператора. В этом состоит особенность статуса турфирмы «Райский остров» в
сравнении со многими другими фирмами, работающими на рынке туриндустрии г.
Омска, которые в большинстве своем выполняют только турагентские функции.
Турфирма «Райский остров» выступает в качестве
туроператора при предложении клиентам внутриобластных и внутрироссийских
маршрутов, а в качестве турагента - при предложении международных туров. Данный
статус обусловлен особенностями развития рынка туриндустрии в России в целом,
специфика которого обусловлена изменившимися потребностями клиентов. Сегодня
россияне все активнее стремятся путешествовать и отдыхать, не выезжая за
пределы страны. Поэтому и российские турагентства стремятся учитывать
особенности потребительского спроса и дополнительно выполнять туроператорские
функции. Поскольку же фирма «Райский остров» создавалась уже в условиях
развития этого спроса, то ее функции изначально были объединены.
Соответственно, фирме была выдана лицензия на право осуществления
туроператорской и турагентской деятельности на рынке туриндустрии г. Омска
В силу этой специфики все клиенты турфирмы
систематизированы в три группы:
а) туристы, путешествующие на внутриобластных
маршрутах;
б) туристы, путешествующие на российских
маршрутах;
в) туристы, отправляющиеся за рубеж. [14]
К каждой группе клиентов предусмотрены
специальный подход и соответствующее обслуживание - как групповое, так и индивидуальное.
Поскольку целью деятельности фирмы как субъекта
предпринимательской деятельности является извлечение прибыли и ее стабильное
наращивание, каждое из указанных направлений деятельности должно развиваться
динамично. В организации собственной туроператорской деятельности ключевое
значение имеет поддержание и развитие взаимовыгодного сотрудничества с
собственниками туробъектов, услуг, перевозчиками и т.д., во втором - увеличение
объемов продаж турпакетов, так как с каждых дополнительно проданных 100 туров
комиссионные фирмы-турагента возрастают на 1 %, и это - общероссийская норма.
Немаловажное значение в данной деятельности
имеет успешное сотрудничество с фирмами-коллегами, поскольку без этого
невозможно продавать «горящие туры», срочно находить необходимые туры для
клиентов, получать информацию о положении дел у ведущих туроператоров страны. В
принципе сегодня все местные турфирмы работают с одними и теми же крупнейшими
туроператорами, которые находятся в г.Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому даже в
условиях жесткой конкуренции небольшие турфирмы вынуждены сотрудничать, чтобы
облегчить себе жизнь, получать необходимую информацию и оказывать друг другу
некоторые услуги в порядке взаимопомощи. [15]
В этих внешних условиях, которые для всех
местных турфирм в принципе равны, положение каждой из них на рынке, ее
финансовый успех зависит от того, насколько рационально организовано управление
в фирме, в том числе управление маркетингом. Именно профессионально
организованная маркетинговая деятельность может обеспечить любой турфирме
эффективное продвижение формируемого ею турпродукта, его реализацию, стабильное
наращивание прибыли.
Прибыль турфирмы «Райский остров» в течение
времени ее функционирования на рынке стабильно растет, однако, ее объемы пока
не столь велики, как хотелось бы.
Сегодня ситуация в экономике России такова, что
хозяйствующим субъектам приходится постоянно увеличивать расходы на
коммунальные услуги, энергоснабжение, связь, содержание и обслуживание
транспорта и т.д. Соответственно, дорожают все виды услуг, оказываемых
собственниками объектов туриндустрии и перевозчиками. К тому же постоянно
растущая инфляция существенно снижает возможности использования получаемых и
населением, и хозяйствующими субъектами доходов, фактически перераспределяя
структуру потребления в стране. [9, с.191]
В этих условиях турфирмам приходится для
увеличения своей прибыли изыскивать внутренние резервы для повышения
эффективности своей деятельности, прежде всего в сфере управления, то есть
менеджмента и управления маркетингом.
Для анализа маркетинговой деятельности турфирмы
«Райский остров» необходимо дать оценку общей системе управления,
сформированной в данной фирме за время ее существования, поскольку именно в
рамках этой системы осуществляется и маркетинговая деятельность фирмы.
Система управления турфирмой включает в себя
стратегическое, оперативное и текущее управление, посредством которых
осуществляется процесс постоянного движения фирмы к наибольшей экономической и
управленческой эффективности деятельности. [3, с. 87-88]
Целью деятельности турфирмы «Райский остров»
является оказание разнообразных и качественных туристских услуг своим клиентам.
Реализация этой цели предполагает формулирование
определенных задач деятельности, а именно:
) формирование разнообразного и качественного
турпродукта;
) эффективное взаимодействие с
фирмами-туроператорами;
) развитие собственной туроператорской
деятельности;
) обеспечение высокого уровня обслуживания
населения на основе дифференцированного подхода к разным группам клиентов;
) расширение своего присутствия на рынке
туриндустрии г. Омска.
Для реализации этих задач на стратегическом
уровне управления собственники турфирмы и ее руководители планируют
деятельность фирмы во всем объеме, а именно:
) осуществляют внешний и внутренний анализ
деятельности фирмы;
) оценивают собственные возможности для
поступательного развития в сложившихся условиях внешней и внутренней среды;
) определяют задачи деятельности на плановый
период;
) определяют стратегию поведения фирмы на рынке
туриндустрии.
На тактическом уровне осуществляется реализация
стратегии фирмы путем достижения эффективного взаимодействия ее руководства и
специалистов, руководителей линейного уровня. В рамках принятия управленческих
тактических решений разрабатываются количественные и качественные обоснования
этих решений, мероприятия по их реализации, определяются непосредственные
исполнители, формы контроля за исполнением и т.д. На этом уровне решаются
задачи управления персоналом фирмы, его мотивации, вопросы материально-технического
и финансового обеспечения подразделений фирмы и пр. [3, с. 90]
На текущем уровне к управлению деятельностью
турфирмы линейные руководители определяют конкретные механизмы, процедуры и
алгоритмы выполнения профессиональных обязанностей сотрудниками фирмы,
обеспечивают отдачу от каждого работника и в целом - на каждом участке работы.
Эти усилия позволяют обеспечить на уровне всей фирмы ее бесперебойное
функционирование, оказание клиентам туристских услуг в полном количественном и
качественном объеме.
Следует отметить, что управление деятельностью
турфирмы «Райский остров» на всех уровнях осуществляется на основании
обязательного анализа и учета факторов внешней и внутренней среды, в которых
функционирует фирма. Эта работа выполняется уже непосредственно специалистами
по маркетингу турфирмы, в рамках системы функций отдела маркетинга. Его
положение в общей организационной структуры турфирмы представлено на рис. 4.
Рис. 4. Организационная структура турфирмы
«Райский остров»
Данная организационная структура является
традиционной линейно-функциональной структурой управления, с преобладанием
вертикальных связей, отражающих соответствующие функциональные отношения,
сложившиеся в организации. В ней отражены основные направления деятельности
фирмы (российский и местный туризм, зарубежный туризм) и направленность фирмы
на осуществление маркетинговой деятельности (отдел маркетинга).
В составе отделов туризма работает по 10
специалистов - это менеджеры по туризму, которые решают все вопросы, связанные
с организацией туров, заключением договоров с собственниками туристских
объектов и услуг, перевозчиками и т.д., с отправкой туристов (российский и
местный туризм), а также с покупкой и продажей туров у туроператоров
(зарубежный туризм). Тем самым специалисты указанных отделов занимаются
непосредственным выполнением туроператорских и турагентских функций турфирмы
«Райский остров».
В отделе маркетинга работают 2 специалиста,
имеющие образование по специальности «маркетолог», и они выполняют все функции
по управлению маркетингом в турфирме.
Организационный отдел также включает 2 чел.,
которые занимаются всеми вопросами, связанными с организацией деятельности
турфирмы, ее материально-техническим и информационным обеспечением
(оргтехникой, связью, канцелярскими принадлежностями и т.д.), обеспечивают
ежедневное функционирование офиса, его комфорт и уют и т.д. Они же выполняют
функции кадровой службы.
Бухгалтер совмещает функции бухгалтера и
экономиста, осуществляя все финансовые расчеты, планируя экономические
показатели деятельности турфирмы, отвечая за ее финансовую отчетность. В части
планирования он тесно взаимодействуют с директором и собственниками фирмы.
Таким образом, общее количество работников в
турфирме «Райский остров» составляет 21 чел., включая уборщицу. Это - средняя
численность персонала, которая обычно имеет место в большинстве российских
турфирм местного уровня.
В рамках действующей организационной структуры
все нити управления сосредоточены в руках директора, который осуществляет
управление и контроль за всеми направлениями деятельности фирмы. Руководители
отделов непосредственно подотчетны ему, и в их полномочия входит решение задач,
связанных с работой отделов, достижением каждым отделом плановых показателей,
обеспечением качественного обслуживания клиентов, поддержанием партнерских
отношений и пр. Обратная связь директора с линейными руководителями
осуществляется в рамках еженедельных совещаний, на которых рассматриваются
возникающие проблемы, принимаются управленческие решения, происходит
корректировка планов.
Маркетинговая деятельность осуществляется в
турфирме в совокупности всех предполагаемых в рамках такого управления этапов -
аналитического, этапов разработки маркетинговой политики, организации
продвижения и продаж турпродукта и последующего контроля. Их разработка
осуществляется специалистами отдела маркетинга по согласованию с директором
фирмы и под его непосредственным руководством и контролем.
Аналитический этап предполагает проведение
маркетинговых исследований, которые формируют информационную базу для
последующего планирования маркетинговой деятельности турфирмы. На этапе
планирования формируется маркетинговый план турфирмы - средне- или
краткосрочный. На этапе реализации маркетингового плана происходит разработка
мероприятий и механизмов по формированию, продвижению и эффективному сбыту
турпродукта. Этап контроля предполагает осуществление контрольной функции
маркетинга, без чего невозможно управление маркетингом ни в одной организации.
В целом же деятельность отдела маркетинга фирмы
«Райский остров» направлена на гибкое приспособление ее деятельности к условиям
регионального рынка туриндустрии, его изменениям и сочетает в себе комплекс
работ исследовательского, экономического и сбытового характера. Целью работы
отдела является содействие основным целям фирмы: обеспечение потребностей
клиентов в туристских услугах при условии оптимизации прибыли.
.2 Маркетинговая деятельность туристической
компании ООО «Райский остров»
Маркетинговая деятельность турфирмы планируется,
и такое планирование осуществляется как на стратегическом, так и на
операционном уровне. Основой стратегического планирования являются состояние и
конъюнктура рынка туриндустрии г. Омска, на котором позиционирует себя фирма
«Райский остров», положение ее конкурентов и ее собственное положение, а также
состояние потребительского спроса на услуги, предлагаемые фирмой.
Учитывая специализацию деятельности фирмы, ее статус
как турагента и туроператора, отдел маркетинга особое внимание обращает на
исследование целевой аудитории, которая, как указано выше, неоднородна. Для
маркетологов здесь важно определить круг потенциальных клиентов фирмы, их
запросы и пожелания, финансовые возможности и, исходя из этого, затем уже
определять комплекс действий, направленных на их завоевание и удержание.
Именно на этой основе формируется план
маркетинга турфирмы, основой которого являются первичные данные о состоянии
рынка и состоянии целевой аудитории фирмы «Райский остров», собранные в ходе
опросов клиентов фирмы, выборочных опросов на улицах города, а также данные
вторичной информации (пресса, отчеты турфирм и т.д.). Такой план необходим как
руководство к действию для сотрудников фирмы, практически реализующих каждое из
направлений ее деятельности.
Маркетинговый план турфирмы преследует несколько
целей:
определяет направления, по которым должна
строиться и развиваться маркетинговая деятельность турфирмы (территории сбыта,
виды туризма, объемы продаж и т.д.);
увязывает цели маркетинга и общими задачами
турфирмы;
обязывает фирму исходить из реальной обстановки
на рынке туристских услуг;
помогает соотносить расходы на маркетинг с
финансовыми и материальными возможностями турфирмы.
Такой план составляется в турфирме «Райский
остров» один раз в год. Само по себе составление маркетингового плана
стимулирует руководство, линейных менеджеров анализировать и продумывать все
вопросы его содержания, а значит, и углублять свои знания и практические навыки
в области маркетинга. Обсуждение этого плана в коллективе способствует
поддержанию духа единой команды и является хорошим тренингом для рядовых
работников.
На сегодняшний день стратегические маркетинговые
цели фирмы «Райский остров» ориентированы на два направления:
а) разработка турпродукта с учетом статуса фирмы
как турагента и тур-оператора;
б) усиление своих рыночных позиций на рынке
туриндустрии г. Омска
С этих позиций в турфирме разрабатываются
элементы комплекса маркетинга:
) турпродукт;
) ценообразование;
) место продажи;
) продвижение товара на рынок.
Реализуя этот комплекс маркетинга, отдел
маркетинга фирмы «Райский остров» решает следующие задачи:
анализ рыночного положения турфирмы на основе
анализа факторов ее внешней и внутренней среды и положения ее конкурентов;
анализ ценовой, сбытовой, рекламной деятельности
фирмы, методов стимулирования сбыта, выявление их сильных и слабых сторон;
разработка средне- и краткосрочных прогнозов по
сбыту турпродукта;
выбор и разработка целевых сегментов рынка
туруслуг и ориентированных на них практических действий;
разработка элементов фирменного стиля турфирмы,
их правильное использование в оформлении офиса, в используемых средствах
рекламы;
разработка плана мероприятий по рекламе и паблик
рилейшнз с использованием наиболее эффективных средств рекламы, оперативный
анализ эффективности их проведения и при необходимости - корректировка;
разработка предложений по формированию и
корректировке положительного имиджа турфирмы в сознании потребителей туристских
услуг и единой корпоративной культуры в фирме, непосредственное участие в их
практическом осуществлении с использованием средств реклам.
Эти задачи решают два специалиста отдела
маркетинга фирмы: менеджер по планированию, формированию и продажам турпродукта
и специалист по связям с общественностью.
Глава 3. Анализ маркетинговых коммуникаций и
разработка их совершенствования для ООО «Райский остров»
.1 Анализ маркетинговых коммуникаций ООО
«Райский остров»
ООО «Райский остров» использует для продвижения
своих тур-продуктов различные рекламные средства. В 2008 году ООО «Райский
остров» изготовила рекламный ролик, продолжительностью 15 секунд,
представляющий все красоты Египта и рекламирующий, к тому же, саму фирму. Эта
реклама принесла рост продаж почти на 20%, не смотря на то, что было выбрано не
самое удобное время с точки зрения потенциальных потребителей. Следовательно,
имеет смысл использовать эту рекламу и в новом сезоне. Хотя телевизионная
реклама является одной из самых дорогих видов рекламы, она наиболее эффективна
при рекламе турпродукта и оправдывает вложенные средства.
В настоящее время основным средством продвижения
своего продукта ООО «Райский остров» выбирает различного рода рекламу. Участие
в рекламе местных средств массовой информации исключительно важно с точки
зрения неценовой конкуренции, выражающейся в выделении качественных отличий примерно
равного по цене турпродукта и имиджевой составляющей, определяющей надежность и
привлекательность производителя туристических услуг.
Потребитель, принявший решение о путешествии,
нуждается в более подробной информации, чем может предложить любое рекламное
объявление. В этом случае просто незаменимыми становятся каталоги путешествий,
проспекты, журналы собственного издания. Используя такую печатную рекламу
непосредственно в торговой точке (офисе, то есть месте продажи турпакетов), ООО
«Райский остров» многократно увеличивает свое влияние на потребителя, стало
быть, повышается эффективность прямой продажи турпродукта.
Учитывая социальный статус и профессиональную
деятельность людей, входящих в целевой сегмент ООО «Райский остров» использует
в рекламных средствах такие современные средства коммуникации как интернет,
факсы, телефоны. Предложение турпродукта по телефону, факсу гораздо более
эффективно при работе с постоянными клиентами, как и письма-продажи.
География сбыта также является важным аспектом
многих рекламных планов. Принимая во внимание тот факт, что 90% потенциальных и
реальных потребителей живут и/или работают в г.Омск, основная область
распространения рекламы, соответственно, должна находиться в границах города.
Однако распространение телевизионной, газетной и радиорекламы гораздо шире, и
ООО «Райский остров» использует эту возможность для привлечения потенциальных
потребителей.
Как известно, в туристическом бизнесе существует
два рабочих сезона - летний и зимний. Рекламный период может совпадать с
рабочим, и тогда на рекламу отреагируют те потребители, которые заранее уже
запланировали поездку и стоят перед выбором турфирмы, а также те, кто приняв
решение о поездке не нуждается в дополнительном времени для накопления
требуемой суммы денег.
В ООО «Райский остров» рекламная кампания
начинается до наступления туристического сезона. Тогда появиться возможность
склонить к поездке гораздо большее количество покупателей и предоставить им
время на подготовку. При рекламе детских туров, временной график скоординирован
с периодом школьных каникул.
ООО «Райский остров» для продолжительности
рекламы использует «Взлётную» стратегию. Она характеризуется чередующими
периодами интенсивной рекламы (взлетами) и периодами без рекламы (пробелами).
Чтобы выживать жестких условиях конкуренции, и
кроме того, занимать лидирующие позиции на рынке туруслуг, предприятию
необходимо вести эффективную финансовую и маркетинговую политику, а также уметь
эффективно использовать и распределять прибыль, стремиться к ее увеличению.
Основным инструментом PR в туризме, долгое время
остающемся наиболее популярным и действенным, является участие ООО «Райский
остров» в регулярно проводимых туристских выставках в Омском областном
Экспоцентре, которые проходят дважды в год, перед началом летнего и зимнего
сезона отпусков.
На выставках поставщики гостиничных и туристских
услуг встречаются с покупателями лицом к лицу. Однако просто показать
выставочную площадь фирмы - это еще не все. Благодаря планированию, экспоненты
могут значительно увеличить эффективность своего участия в выставках, а также
выйти на новые рынки, найти новые контакты и развить свой бизнес.
На выставках ООО «Райский остров» информирует
потребителей о собственных предложениях на предстоящий туристский сезон,
находит новых партнеров по сбыту, расширяет партнерские связи (знакомство и
переговоры с поставщиками туристских услуг), обменивается опытом, создает
положительный имидж в общественном мнении потребителей региона. Для участия в
выставках агентство выпускает новые красочные каталоги с ценовыми
предложениями, различные проспекты, брошюры, листовки и т.д. [17]
Участие в выставке - только начальный этап в
приобретении интересных деловых контактов. После закрытия выставки могут
последовать следующие мероприятия:
· Пресс-конференция, организуемая либо самим
туроператором для привлечения внимания журналистов, либо организаторами
выставки;
· Продолжение переговоров с
заинтересовавшимися посетителями выставки (уже в офисе турагентства);
· Различные семинары, мастер - классы,
work-shop для представителей турбизнеса региона. [10, с.53]
В любом случае само турагентство анализирует для
себя эффективность состоявшейся выставки, сравнив степень проявленного
посетителями интереса к стенду агентства и уровень его затрат на участие в
выставочной деятельности.
Значительно меньше затрат требует проведение
семинаров, и поэтому здесь может развернуться даже небольшая фирма. ООО
«Райский остров», например, проводит семинары по клубному отдыху в Испании и на
Канарских островах. Благодаря компетентному проведению встреч повысилось число
заказов от других туристических компаний.
Что касается рекламных поездок для сотрудников
других туристических фирм, то их организация пока затруднительна, так как для
этого требуются значительно большие объемы работы и оборот средств.
Кроме того, ООО «Райский остров» использует еще
один метод, не свойственный другим фирмам. Компания организует встречи для
обыкновенных людей, в ходе которых знакомит их различными возможностями отдыха,
часто клиенты компании, которые вернулись с той или иной поездки делятся своими
впечатлениями, рассказывая о своем отдыхе. У квалифицированных консультантов
можно узнать о новых странах, в которые можно отправиться в нынешнем сезоне.
Полезны также сведения, предоставляемые относительно юридических аспектов:
получения заграничного паспорта, визового режима той или иной страны.
Естественно, что идеальным вариантом является заключение договора с клиентом по
окончании встречи. Однако даже отсутствие оного не считается неудачей.
Неоднократны случаи, когда довольный компетентным и неназойливым ответом
человек возвращался через какое-то время и покупал путевку или советовал своим
друзьям и знакомым обратиться в ООО «Райский остров», а главное - компания
приобретает репутацию надежного и квалифицированного партнера, которому можно
доверить организацию своего отдыха.
ООО «Райский остров», как и все использует
размещение рекламных обращений в Internet. Такое рекламное направление наиболее
предпочитает туристская фирма ООО «Райский остров» для продвижения своего
продукта, так как главный эффект наличие информативного и качественного
интернет-сайта оказывает на формирование имиджа туркомпании в глазах
потенциальных потребителей, а это является основным элементом Pablic Relations.
Сегодня Internet - это самый легкий способ
получения информации из любой точки земного шара. Сейчас ни одна туристская
фирма не может обойтись без Internet. Погода, цены, описание отелей, условия
заключения договоров, документы необходимые для получения визы - все это можно
найти на сайтах различных туристских кампаний.
ООО «Райский остров» не является исключением. На
своем сайте, который находится по адресу: www.ostrov.cennic.info фирма
разместила именно ту информацию, которая может понадобиться туристу, то есть
информацию о самой фирме, о турах, которые она предлагает, об услугах, которые
фирма оказывает и так далее. Данное рекламное обращение носит информативный
характер. Здесь идет формирование имиджа фирмы и корректировка представлений о
деятельности фирмы.
Туристская фирма ООО «Райский остров»,
разработала свой собственный фирменный стиль, который позволяет потребителю
быстро и безошибочно найти продукт фирмы, позволяет фирме с меньшими затратами
выводить на рынок свои новые продукты, и который повышает эффективность
рекламы. Элементами фирменного стиля являются:
· -товарный знак;
· - фирменная шрифтовая надпись
(логотип);
· - фирменный лозунг (слоган);
· - фирменный цвет.
Ниже представлен логотип и товарный знак ООО
«Райский остров», который обладает рекламными функциями и функцией гарантии
качества.
Фирменными цветами компании являются желтый и
голубой.
Стимулирование сбыта - это предложение
дополнительного мотива для покупки. Ее главное преимущество заключается в
многообразии и гибкости методов. Чаще всего для продвижения турфирмами
используются различные скидки. ООО «Райский остров» предлагает следующую
систему скидок: скидки на праздники (10-15%), семейные скидки (5%), групповые
(5-10%), детские (5%), специальные (для тех, кто владеет купоном на скидку или
для клиентов, которые приводят в фирму нового клиента, от 3% до 5%). О
предоставляемых скидках сотрудники агентства сообщают непосредственно в офисе
при продаже турпродукта или с помощью рекламы. [16]
Личные продажи турпродуктов осуществляются
сотрудниками агентства в офисе продаж. В настоящее время непосредственно
личными продажами занимаются специалисты в количестве 10 человек. Для повышения
качества личных продаж в офисе для всех сотрудников руководством агентства был
организован тренинг прямых активных продаж, проведенный тренинговой компанией
«Тимсофт». Для стимулирования личных продаж непосредственно в офисе
сотрудниками ООО «Райский остров» используется различная печатная продукция. В
тот момент, когда клиент колеблется в выборе турагента, места отдыха, гостиницы
или вида транспорта подтолкнуть его к покупке помогает красочный проспект,
обрисовывающий все преимущества данного места отдыха, гостиницы и т.д.
Различные календари, стенды, брошюры, журналы и каталоги собственного издания
не только привлекают клиента своим внешним видом, но и предлагают более
подробную информацию о маршруте. Их производство относительно недорого -
зависит от количества печатаемой информации, стоимости бумаги, стоимости
печатных средств, зарплаты оформителей. ООО «Райский остров» осуществляет заказ
такой продукции в специализированных фирмах, что гораздо выгоднее при единичных
экземплярах или малыми партиями.
ООО «Райский остров» редко применяет для
продвижения сувенирную продукцию, и ее выпуск осуществлялся лишь единожды - на
юбилей фирмы. При этом компания наладила производство различного выставочного
материала. В ее офисе представлены плакаты, календари настольные и настенные,
брошюры и проспекты по специальным и популярным турам, а так же предметы
народного творчества различных экзотических стран, которые не только украшают
собой офис, но и создают необходимую атмосферу. Кроме того, фирма активно
применяет каталоги путешествий и тематические журналы, посвященные тем странам,
посещение которых она предлагает.
Другим эффективным способом продвижения
турпродукта являются различные конкурсы и лотереи. Эти стратегии привлекают
людей, обещая бесплатную выгоду и предлагая впечатляющие призы. Весной 2008
года ООО «Райский остров» наладила сотрудничество с интернет порталом
«Билет-Омск». Они провели совместную игру-викторину, посвященную туризму, и
беспроигрышную лотерею. «Билет-Омск» публиковал вопросы по культуре какой-либо
страны, а первые 10 участников, приславшие правильные ответы на вопросы,
получали от редакции интернет портала, дающие право на покупку путевки со
скидкой 1500-3000 рублей от ООО «Райский остров» в страну, которой была
посвящена викторина.
Таким образом, ООО «Райский остров» использует
для продвижения своих тур-продуктов различные средства маркетинговых
коммуникаций.
.2 Рекомендации по совершенствованию
маркетинговых коммуникаций ООО «Райский остров»
В результате проведенного анализа, было
выявлено, что основные усилия и средства компания приложила на рекламу своих
товарных предложений. Безусловно, это весьма важное направление в продвижении,
но не следует так же забывать о формировании благоприятного имиджа. Рынок
туристических услуг, достаточно специфичен, и самой важной его спецификой
является, то, что потребитель стремиться выбрать ту компанию, которой он
безоговорочно доверяет. Перспектива испорченного отпуска, или проблем с
документами в незнакомой стране, едва ли обрадует, кого ни будь. А как же
потребитель начнет, доверят компании, если он не чего о них не знает?
Единственным инструментом, продвижения компании, а не ее услуг, сегодня,
является участие в выставках, что в полной мере не может дать достаточно
информации потребителю. При этом имиджевая реклама и различного рода PR
технологии обычно требуют больших финансовых вложений, что не по силам компании
«Райский остров». В связи с этим, разработаны следующие рекомендации,
применение которые способствует формированию положительного имиджа компании, и
не принесут больших затрат на их осуществление:
· Компании ООО «Райский остров»
рекомендуется сделать свой сайт более информативным, добавив рассказы о
приключениях и путешествиях, а так же отзывы потребителей.
· Задействовать инструменты PR,
а именно публиковать пресс-релизы в конце весны и перед новогодними
праздниками, с целью подготовить потребителя к приближающемуся турсезону. Для
каждого СМИ пресс-релиз пишется отдельно и не содержит прямого призыва к
покупке услуг конкретной туркомпании. Обычно это статья в газете, посвященная
теме туризма или какой-то конкретной стране, где вскользь упоминается название
турфирмы и предложение купить поездку в эту страну. Стоимость такой статьи
размером в одну газетную страницу примерно равна стоимости самой маленькой
рекламы (визитки) на этой же странице.
· Очень важным этапом в связях с
общественностью является спонсорство. Когда компания спонсирует спортивные,
благотворительные мероприятия или концерты из своих средств, она тем самым не
только улучшает свой образ в глазах потребителей, но и косвенно сообщает о
своем благополучии. А значит, потенциальный потребитель будет более
благосклонно относиться к этой фирме и не бояться вкладывать свои деньги. В
связи с невысоким оборотом компании, предлагается использовать инструмент
спонсоринга.
· Разработка системы лояльности, это
можно осуществить с помощью использования CRM
технологий. Которые, помогут создавать индивидуально для каждого клиента,
наиболее подходящее ему предложение, а так осуществлять различного рода
смс-рассылки.
· Так же, компании следует выступать в
форумах на различных сайтах. Если целенаправленно отслеживать и отвечать на
вопросы «А где бы мне отдохнуть этим летом?», то вполне можно совершенно без
особых усилий создать потребительский интерес к выбранному вами направлению. Не
следует прямо рекламировать свои услуги, лучше постараться стать хорошим
советчиком, это сформулирует у просителей положительное отношение и вызовет
доверие к компании.
· ООО «Райский остров» недостает
специализированного отдела службы маркетинга, для наилучшего продвижения фирмы
и покорения новых рубежей. Создание такой структуры, как отдельного
самостоятельно функционирующего органа не только поможет покорить новые рубежи,
но и очень долго занимать лидирующее положение в данном секторе рынка.
маркетинговый коммуникация туристический
Заключение
В последнее время мы стали свидетелями
существенных изменений в процессе выведения товаров на рынок. Вследствие
усиления конкуренции и насыщения многих рынков товарами становится
недостаточным иметь хорошие продукты и услуги. Для увеличения объёма продаж и
получения прибыли необходимо донести до потребителя выгоды от использования
продукта или услуги. Сегодня следует чётко позиционировать товар на рынке с
учётом желаний потребителя и обозначать ценность торговой марки заказчика
относительно брендов конкурента. Более того, поведенческие установки постоянно
изменяются.
Поэтому компания на конкурентном рынке, не
учитывающая этих факторов, а, следовательно, и не проводящая активной
коммуникативной политике, обречена на провал.
Маркетинговые коммуникации позволяют фирме:
· дать достоверную информацию перспективным
потребителям о своём продукте, услугах, условиях продаж;
· убедить покупателя отдать предпочтение именно
этим товарам и маркам, делать покупки в определённых магазинах;
· заставить покупателя действовать - направить
внимание потребителя на те товары и услуги, которые рынок предлагает в данный
момент;
В процессе разработки курсового проекта были
рассмотрены следующие аспекты:
В первой главе: Теоретические основы
маркетинговых коммуникаций в сфере туризма;
Во второй главе: Анализ деятельности
туристической компании ООО «Райский остров»
В третьей главе: Разработаны рекомендации по
совершенствованию маркетинговых коммуникаций ООО «Райский остров».
Список литературы
1. Гунаре
М. Принципы и технологии рекламы - R.: SIA «HOПDA», 2009. - 95 с.
2. Квартальнов
В.А. Теория и практика туризма: Учебник. - И.: Финансы и статистика, 2006. -
672 с. 19
. Баумгартен
Л.В. Стратегический менеджмент в туризме. - М.: Академия, 2007. 3
. Волошин
Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. - М., 2004. - 198 с.
. Попова
Р.Ю. Государственное регулирование, становление и развитие туризма в России -
М.:МГГУ 2006г. с.283.
. Волошин
Н.И., Исаев Н.В. и другие Учебник. « Менеджмент туризма.: Туризм как объект
управления».-М.: Финансы и Статистика, 2004.-302с.
. Маркетинг:
Учебник / Романов А.Н., Коряюгов Ю.Ю., Красильников С.А. и др.;- М.: Банки и
биржи, ЮНИТИ, 2006. - с.318.
. Гомилевская
Г.А. Региональные модели организации внутреннего туризма. Учебное пособие.
Владивосток. Изд-во ВГУЭС. 2004.-218с.
. Дурович
А.П. Реклама в туризме : учеб. пособие - 4-е издание. Издательство - Минск:
"Новое знание", 2008 г. С. 312
. Яковлев
Г. А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. 3-е издание.,перераб и
доп. - М.: Изд-во РДЛ, 2005. - 368 с.
. Журнал
Манго-тревел, о туристах - www.mango-travel.ru
. Омск,
туризм и путешествия - www.grafru.ru
. Бриггс
С., Маркетинг в туризме. Пер. со 2-го англ. Изд. - К.,: Знания
Пресс,
2005. - 358 с. - (Европейский маркетинг).