Расчет и проектирование открытой цилиндрической прямозубой передачи
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ
имени
Н.Э. БАУМАНА
Факультет
биотехнологии и стандартизации
Кафедра
механизации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
к
курсовому проекту по дисциплине:
Детали
машин и основы конструирования
Тема:
Расчет и проектирование открытой цилиндрической прямозубой передачи.
Разработал:
Хикматуллина Р.Р.
группа: 231
Руководитель:
Капаев В.И.
г.
Казань
Введение
Основные требования, предъявляемые к создаваемой
машине - это высокая производительность, надежность, технологичность,
ремонтопригодность, малые габариты и масса, удобство эксплуатации,
экономичность, техническая эстетика. Все эти требования учитывают в процессе
проектирования и конструирования.
Зубчатая передача - это механизм или часть
механизма, в состав которого входят зубчатые колеса.
Цилиндрические зубчатые передачи - отличаются
надёжностью и имеют высокий ресурс эксплуатации. Обычно применяются при особо
сложных режимах работы, для передачи и преобразования больших мощностей.
Цилиндрические передачи бывают прямозубыми, косозубыми и шевронными.
Прямозубые цилиндрические передачи легко
изготавливать, но при их работе возникает высокий шум, они создают вибрацию и
из-за этого быстрее изнашиваются.
1.
Кинематическая схема привода
Т2= 280 Нм; n2
=
450 об/мин; режим нагрузки - I;Lr=10
лет при односменной работе
. Колесо зубчатое ведущее (шестерня).
. Колесо зубчатое ведомое.
. Подшипник качания.
I. Вал ведущий
редуктора.
II. Вал
ведомый редуктора.
2.
Выбор электродвигателя и кинематический расчет редуктора
Исходя из условий задачи, электродвигатель можно
выбрать двумя способами:
В первом способе рассчитываем потребную мощность
по формуле
P=
Затем определяем диапазон частот вращения вала
электродвигателя
nэд = n2*
(umin
... umax)
Далее по рассчитанной мощности P
и диапазону частот вращения вала выбираем электродвигатель таким образом, чтобы
его номинальная мощность Pmin≥P,
а номинальная частота nном
вращения
вала, была самой близкой к большему значению диапазона nэд
Мы же остановимся на втором способе и поэтому
приступим к его расчету
2.1
Коэффициент полезного действия редуктора
Рассчитываем коэффициент полезного действия по
формуле:
η общ=
η1 * η22
где η1
- КПД открытой зубчатой передачи
η2 -
КПД одной пары подшипников качения
Таблица 1
Типы
передач:
|
КПД
|
Закрытая
зубчатая цилиндрическая коническая
|
0.97…0.98
0.96…0.97
|
Открытая
зубчатая:
|
0.95…0.96
|
Закрытая
червячная при числе заходов червяка Z1=1
Z1=2 Z1=4
|
0.70…0.75
0.80…0.85 0.80…0.95
|
Потери на трение в подшипниках оцениваются
множителем η2=0.99…0.995
на обе опоры каждого вала.
Задаем значение η1=0,96,
η2=0,99.
Тогда:
η общ=0,96*0,992=0,94
2.2
Угловая скорость ведомого вала
Зная частоту вращения ведомого вала, можем
определить угловую скорость
n2=30*ω2/π;
ω2=n2*π/30
ω2=450*π/30=47,1
рад/с
2.3
Мощность на ведомом валу
Зная частоту, крутящий момент и угловую скорость
на ведомом валу можем рассчитать мощность.
T2=P2*103/ω2;P2=T2*ω2/103
P2=280*47,1/103=13,188
кВт
2.4
Потребная мощность электродвигателя
P1(потр.)=P2/ηобщ
P1(потр.)=13,188/0,94=14,03
кВт
2.5
Максимальные значения передаточного числа
Тип
передачи
|
u
|
umax
|
Допускаемые
отклонения
|
Зубчатая
цилиндрическая
|
2…5
|
6,3
|
при
u≤4,5±2,5%
при
u>4,5±4,0%
|
Зубчатая
коническая
|
1…4
|
6,3
|
±3%
|
Червячная
|
8…63
|
80
|
±5%
|
Принимаем umax=6,3
2.6Максимальная
частота вращения ведущего вала
n1max=n2*umax
n1max=450*6,3=2835
об/мин
2.7
Выбор электродвигателя
Учитывая перегрузку двигателя, по мощности
равной 5-8%, принимаем округленное значение. привод
редуктор ведомый вал
P1(потр.)≈15кВт
По и максимальной частоты вращения вала n1max.
Выбираем электродвигатель так, чтобы его номинальная мощность была больше и
равна рассчитанной потребной мощности P1(потр.),а
номинальная частота электродвигателя соответствовала передаточному числу uи
umax.
Выбираем электродвигатель марки RA180L6
Его характеристики nэ(1)=970
об/мин, Pном=15,0
кВт
Теперь можем рассчитать передаточное
число, угловую скорость и вращающий момент на ведущем валу
2.8
Передаточное число передачи
u=nэ(1)/n2=ωэ(1)/ω2=970/450=2,15
2.9Угловая
скорость ведущего вала
ω1=ω2=π*nэ(1)/30
ω1=ω2=3,14*970/30=101,52
рад/с
2.10Вращающий
момент на ведущем валу
T1=T2/u*ηобщ
T1=280/2,15*0,94=138,54
Hм
3.
Выбор материалов и определение допускаемых напряжений
Марка
стали
|
Термическая
обработка
|
Твердость,
НВ
|
σT,
МПА
|
Dпред,
мм
|
|
|
сердцевины
|
поверхности
|
|
|
45
|
Улучшение
>>
|
235…262
269…302
|
235…262
269…302
|
540
650
|
125
80
|
40Х
|
>> >> Улучшение
и закалка ТВЧ
|
235…262 269…302 269…302
|
235…262 269…302 HRC 45…50
|
640
750 750
|
125
80 80
|
40ХН,
35ХМ
|
Улучшение
>> Улучшение и закалка ТВЧ
|
235…262 269…302 269…302
|
235…262 269…302 HRC 48…53
|
630
750 750
|
200
125 125
|
20Х,
20ХН2М, 18ХГТ, 12ХН3А, 25ХГМ
|
Улучшение,
цементация и закалка
|
300…400
|
HRC 56…63
|
800
|
125
|
3.1
Выбор материалов
Из таблицы выбираем понравившиеся нам материалы
и вид термообработки для зубчатых колес:
Для шестерни принимаем:
марку стали 40ХН,
термообработка (Т.О.)-улучшение
твердость Н=НВ1260 ед. (из диапазона
235…262)
Для колеса принимаем:
марку стали 45,
термообработка (Т.О.)-улучшение
твердость Н=НВ2 240 ед. (из диапазона
235…262)
3.2
Контактная прочность
Термообработка
|
Группа
сталей
|
σHlim
b, МПа
|
σF
lim b, МПа
|
σH
max, МПа
|
σF
max, МПа
|
Улучшение
|
45,40Х,
40ХН, 35ХМ
|
2*НВ+70
|
1,08*НВ
|
2,8*σ
|
2,74*HB
|
Закалка
ТВЧ по контору зубьев
|
40Х,
40ХН, 35ХМ
|
17*HRC+200
|
600… …700
|
40*HRC
|
1260
|
Закалка
ТВЧ сквозная
|
|
|
500… …600
|
|
1430
|
Цементация
и закалка
|
20Х,
20ХН2М, 18ХГТ, 12ХН3А, 25ХГМ
|
23*HRC
|
750… …800
|
|
1200
|
σHlimb
- предел контактной выносливости
σFlimb
- предел изгибной выносливости
σHmax
- максимальная контактная прочность
σFmax
- максимальная изгибная прочность
σHlimbi
= 2*HB+70
Производим расчет контактной прочности для
шестерни:
σHlimb1=2*260+70=590
МПа
SH=
1,1 - коэффициент безопасности, который принимают равным 1,1 при нормализации,
улучшения или объемной закалке.
Учитывая исходные данные (Lr=10
лет при односменной работе) рассчитаем Kгод
и Kсут
- коэффициенты использования передачи в году и сутках
Среднее количество рабочих дней в году примем
приблизительно 250
Кгод=250/365=0,7
Т.к. одна рабочая смена составляет 8 ч, то
находим
Ксут=8/24=0,33
Рассчитаем ресурс передачи в час по формуле
Lh=365*Kгод*24*Kсут*Lr
Lh=365*0,7*24*0,33*10=20235,6
часа
Далее находим число нагружений
N1=NHEI=NFEI=60*n1*c*Lh
гдеn1-
частота вращения зубчатого колеса, по материалу которого определяют допускаемые
напряжения, об/мин
с - число зацеплений зуба за один оборот
зубчатого колеса (с равно числу колес, находящихся в зацеплении с
рассчитываемым) с=1
N1=60*970*1*20235,6=11777119
циклов
NHG1=HB13
NHG1=HB13=2603=17576000
циклов
ЕслиNi>NHG1,
то принимаем Ni=NHG1
, а коэффициент долговечностиKHLiприравниваем
к единице, KHL1=1
Таким образом, KHL1=1
[σ]H1=
σHlimb1*KHLi/SH
,МПа
[σ]H1=590*1/1,1=536,36
МПа
Производим расчет контактной прочности для
колеса (используем те же формулы что и для шестерни)
σHlimb2=2*240+70=550МПа
;
SH,Kгод
,
Kсут
и Lhимеют те же
значения, что и для шестерни
Kгод =
0,7
Kсут=
0,33
SH=1,1
Lh=20235,6
N2=60*450*1*20235,6=54636120
циклов
NHG2=HB23=2403=13824000
циклов
KHL2=1
[σ]H2=550*1/1,1=500
МПа
3.3
Изгибная прочность
Для шестерни
σFlimb=1,08*HB
σFlimb1=1,08*260=280,8
МПа
Базовое число нагруженийNFG=4*106для
всех сталей
NFG=4*106=4000000
циклов
N1=60*970*1*20235,6=11777119
циклов (рассчитано ранее)
Т.к. N1>NFG,
то коэффициент долговечности KFL1приравниваем
к единице, KFL1
=1
YA=1-
γA,
где
YA-
коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки
γA
- коэффициент, принимаемый из нормализованных и улучшенных сталей равным 0,35
из закаленных - 0,25, из азотированных - 0,1. В нашем случае
γA=0,35
YA=1-0,35=0,65
SF
- коэффициент запаса прочности, который рекомендуют принимать равным 1,75 для
зубчатых колес, изготовленных из поковок и равным 2,3 изготовленных из литых
заготовок. ПринимаемSF=2,3,Мпа
[σ]F1=
σFlimb1*KFL1*
YA/ SF
,Мпа
[σ]F1=
σFlimb1*KFL1*
YA/ SF=280,8*1*0,65/2,3=79,36
МПа
Для колеса (вычисляем
точно так же, как и для шестерни)
σFlimb2=1,08*240=259,2
МПа
NFG=4*106=4000000
циклов
N2=60*450*1*20235,6=54636120
циклов (рассчитано ранее)
Т.к. N2>NFG
, то коэффициент долговечности KFL2приравниваем
к единице,
KFL2=1
YA=1-0,35=0,65
SF=2,3
[σ]F2=
σFlimb2*KFL2*
YA/ SF=550*1*0,65/2,3=155,43
МПа
4.
Расчет передачи
.1
Модуль передачи
Примем число зубьев шестерни z1=25,
тогда z2=z1*u=25*2,15=53,75
зуба. Принимаем z2=54
зубьям, тогда фактическое передаточное число
uф=z2/z1=54/25=2,16
Значения коэффициента формы зуба YFiпри
коэффициенте смещения исходного контура х=0
zi
|
17
|
20
|
25
|
30
|
40
|
50
|
60
|
≥80
|
YFi
|
4,30
|
4,12
|
3,96
|
3,85
|
3,75
|
3,73
|
3,73
|
3,74
|
Коэффициент формы зуба YF1=3,96
при z1=25
Коэффициент формы зуба YF2=3,73
при z2=54
Если [σ]F1>[σ]F2,
т.е. материал шестерни более прочнее, чем материал колеса, расчет ведут по тому
из зубчатых колес, у которого меньшее отношениеYFi/[σ]Fi,
т.е. по наиболее «слабому» из зубчатых колес,
YF1/[σ]F1=3,96/79,36=0,049899
;
YF2/[σ]F2=3,73/155,43=0,023998
- расчет ведем по шестерне.
Коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев Yεопределяется
по формуле Yε=1/εα,
где коэффициент торцевого перекрытия εα
для передач без смешения можно определить по приближенной формуле
εα=1,88-3,2*(1/z1+1/z2).
εα=1,88-3,2*(1/25+1/54)=1,7
Yε=1/1,7=0,58
Для прямозубых зубчатых колес (в основном
открытые передачи) коэффициент угла наклона зуба Yβ=1
Значение коэффициента ψm=b/mнаходится
в пределах от 6 до 15. Нижние значения для повторно-кратковременных режимов
работы, значительных перезагрузок и средних скоростей; верхние значения для
длительных режимов работы, небольших перегрузок и высоких скоростей. Учитывая
режим нагружения, который задан как Iпринимаем
значение ψm=7.
Износ открытых передач обычно допускается до 25%
первоначальной толщины зубьев, считая по делительной окружности. Это примерно
соответствует заострению зубьев. Прочность на изгиб при этом уменьшается в 2
раза. Поэтому рассчитанное допускаемое напряжение [σ]Fi
также уменьшается в 2 раза, т.е. [σ]'Fi=[σ]Fi/2.
Т.к. расчет ведем по шестерне
[σ]'F1=[σ]F1/2=79,36/2=39,68
МПа
KF=KFν*KFβ,
где
KF
- коэффициент нагрузки. KFν
- коэффициент, учитывающий динамичность нагрузки в зависимости от окружной
скорости, степени точности изготовления и твердости рабочих поверхностей зубьев
KFβ
- коэффициент учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине
контактной линии из-за неточности изготовления расположения опор.
На данном этапе мы не можем рассчитать
коэффициент нагрузки KF
т.к. составляющие KFν
и KFβможно
определить только после расчета всех геометрических и скоростных параметров,
поэтому исходя из значений 1,2…1,5 принимаем KF
= 1,5 т.к. в исходных данных указан режим нагрузки I,
который означает большую динамичность нагрузки и интенсивную работу.
KF
= 1,5
Теперь можем рассчитать модуль передачи m
по формуле
Расчет ведем по шестерне
=
1,85мм
Стандартные значения модуля m
для цилиндрических зубчатых колес
1-й
ряд
|
1
|
1,25
|
1,5
|
2
|
2,5
|
3
|
4
|
5
|
6
|
2-й
ряд
|
1,125
|
1,375
|
1,75
|
2,25
|
2,75
|
3,5
|
4,5
|
5,5
|
7
|
-й ряд следует предпочитать 2-му
1-й
ряд
|
8
|
10
|
12
|
16
|
20
|
25
|
32
|
40
|
2-й
ряд
|
9
|
11
|
14
|
18
|
22
|
28
|
36
|
45
|
Найденное значение модуля зубьев округляем до
стандартного по ГОСТ m=2
мм
4.2
Размеры зубчатых колес
d1=m*z1
делительные
диаметры шестерни d1иколеса
d2
d2=m*z2
d1=2*25=50
мм
d2=2*54=108
мм
Определим ширину колеса:
b2=ψm*m;
b2=7*2=14
мм
Ряд нормальных линейных размеров (Ra40)
3,2
|
5,6
|
10
|
18
|
32
|
56
|
100
|
180
|
320
|
560
|
3,4
|
6,0
|
10,5
|
19
|
34/35
|
60/62
|
105
|
190
|
600
|
3,6
|
6,3
|
11
|
20
|
36
|
63/65
|
110
|
200
|
360
|
630
|
3,8
|
6,7
|
11,5
|
21
|
38
|
67/70
|
120
|
210
|
380
|
670
|
4,0
|
7,1
|
12
|
22
|
40
|
71/72
|
125
|
220
|
400
|
710
|
4,2
|
7,5
|
13
|
24
|
42
|
75
|
130
|
240
|
420
|
750
|
4,5
|
8,0
|
14
|
25
|
45/47
|
80
|
140
|
250
|
450
|
800
|
4,8
|
8,5
|
15
|
26
|
48
|
85
|
150
|
260
|
480
|
850
|
5,0
|
9,0
|
16
|
28
|
50/52
|
90
|
160
|
280
|
500
|
900
|
5,3
|
9,5
|
17
|
30
|
53/55
|
95
|
170
|
300
|
530
|
950
|
Для компенсации неточностей установки колес в
осевом направлении ширину шестерниb2принимают
на 3…5 мм больше ширины колеса т.е.
b1=b2+(3…5)
, мм b1=14+(3…5)=17…19
,мм
По таблице принимаем b1=19
, мм
Вычислим диаметры вершин зубьев da
и впадин df,
выполненных без смещения, по формулам:
da1=d1+2*m
da1=50+2*2=54 da1=54,мм
df1=d1-2,5*m
df1=50-2,5*2=45 df1=45
,мм
da2=d2+2*m da2=108+2*2=112
da2=112 ,мм
df2=d2-2,5*m
df2=108-2,5*2=103 df2=103
,мм
4.3
Межосевое расстояние
Межосевое расстояние определяем по формуле
ɑw=(d1+d2)/2
,мм
ɑw=(50+108)/2=79
,мм
4.4
Окружная скорость с учетом угловой скорости
υ=ω1*d1/2*1000
, м/с
υ=101,52*50/2*1000=2,538
,м/с
Допустимые окружные скорости υ
(м/с)
в зависимости от степени точности ST
υ,(не
более)
|
20
|
12
|
6
|
3
|
ST
|
6-я (повышенная
точность)
|
7-я
(нормальная точность)
|
8-я
(пониженная точность)
|
9-я
(грубые передачи)
|
Назначим степень точности 9-ю
4.5
Силы в зацеплении
Окружная - Ft=2*1000*T1/d1=2*1000*138,54/50=5541,6
, Н
Радиальная - Fr=
Ft*tgα=496,4*0,364=2017,14
, Н (для стандартного угла α=20°
tgα=0,364)
4.6
Проверка зубьев на изгибную прочность
Отклонение вычисляем по формуле
∆σ=
∆σ=
Отклонение ∆σ
не
должно превышать +5% , а по запасу прочности не более [-10…-15]%.
В противном случае производят перерасчет при
измененных параметрах (модуль m
и соответственно, ширина, межосевое расстояние и т.д.) в сторону увеличения при
недостаточной прочности и уменьшения при превышении прочности.
Найденное отклонение отвечает
оговоренным рекомендациям.
4.7
Проверка зубьев на контактную прочность
ψd
|
Твердость
зубьев колеса НВ
|
Коэффициент
для
схемы передачи (рис.2)
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
0,4
|
≤350
>350
|
2,4 1,7
|
1,9
1,45
|
1,6
1,3
|
1,36
1,18
|
1,2
1,1
|
1,12
1,06
|
-
-
|
-
-
|
0,6
|
≤350
>350
|
3,1
2,05
|
2,4
1,7
|
2,0
1,5
|
1,6
1,3
|
1,34
1,17
|
1,24
1,12
|
1,14
1,07
|
-
-
|
0,8
|
≤350
>350
|
-
-
|
-
-
|
2,4
1,7
|
1,86
1,43
|
1,54
1,27
|
1,4
1,2
|
1,26
1,13
|
1,1
1,05
|
1,0
|
≤350
>350
|
-
-
|
-
-
|
2,8
1,9
|
2,15
1,56
|
1,8
1,4
|
1,6
1,3
|
1,4
1,2
|
1,2
1,1
|
1,2
|
≤350
>350
|
-
-
|
-
-
|
3,2
2,1
|
2,4
1,7
|
2,1
1,5
|
1,8
1,4
|
1,6
1,3
|
1,3
1,15
|
1,4
|
≤350
>350
|
-
-
|
-
-
|
-
-
|
2,8
1,9
|
2,4
1,7
|
2,0
1,5
|
1,8
1,4
|
1,4
1,2
|
1,6
|
≤350
>350
|
-
-
|
-
-
|
-
-
|
-
-
|
2,8
1,9
|
2,4
1,7
|
2,0
1,5
|
1,6
1,3
|
ψd=
=
=0,28
Степень
точности
|
Твердость
зубьев колеса НВ
|
Коэффициент
для
прямых зубьев при окружной скорости υ, м/с
|
|
|
1
|
2
|
4
|
6
|
8
|
≥10
|
6
|
≤350
|
-
|
-
|
-
|
1,17
|
1,23
|
1,28
|
|
>350
|
-
|
-
|
-
|
1,10
|
1,15
|
1,18
|
7
|
≤350
|
-
|
-
|
1,14
|
1,21
|
1,29
|
1,36
|
|
>350
|
-
|
-
|
1,09
|
1,14
|
1,19
|
1,24
|
8
|
≤350
|
-
|
1,08
|
1,16
|
1,24
|
1,32
|
1,40
|
|
>350
|
-
|
1,06
|
1,10
|
1,16
|
1,22
|
1,26
|
9
|
≤350
|
1,05
|
1,10
|
1,20
|
-
|
-
|
-
|
|
>350
|
1,04
|
1,07
|
1,13
|
-
|
-
|
-
|
При ψd
≤0,4
и схеме передач определим начальный коэффициент концентрации нагрузки
В нашем случае выбираем схему 6
Режимы
нагружения
|
0
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
X
|
1,000
|
0,750
|
0,500
|
0,400
|
0,315
|
0,200
|
X - коэффициент
режима нагрузки
Выбираем X
= 0,750
Коэффициент
при
переменной нагрузке вычисляем по формуле:
KHβ=K0Hβ(1-x)+x=1,12*(1-0,75)+0,75=1,03
Степень
точности
|
Твердость
зубьев колеса НВ
|
Коэффициент
KHυ
для прямых зубьев при окружной скорости υ, м/с
|
|
|
1
|
2
|
4
|
6
|
8
|
≥10
|
6
|
≤350
|
-
|
-
|
-
|
1,17
|
1,23
|
1,28
|
|
>350
|
-
|
-
|
-
|
1,10
|
1,15
|
1,18
|
7
|
≤350
|
-
|
-
|
1,14
|
1,21
|
1,29
|
1,36
|
|
>350
|
-
|
-
|
1,09
|
1,14
|
1,19
|
1,24
|
8
|
≤350
|
-
|
1,08
|
1,16
|
1,24
|
1,32
|
1,40
|
|
>350
|
-
|
1,06
|
1,10
|
1,16
|
1,22
|
1,26
|
9
|
≤350
|
1,10
|
1,20
|
-
|
-
|
-
|
|
>350
|
1,04
|
1,07
|
1,13
|
-
|
-
|
-
|
Рис.2 Схемы передач
ψd
|
Твердость
зубьев колеса НВ
|
Коэффициент
для
схемы передачи (рис.2)
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
0,4
|
≤350
>350
|
2,01
1,53
|
1,67
1,34
|
1,46
1,23
|
1,27
1,13
|
1,16
1,08
|
1,09
1,05
|
-
-
|
-
-
|
0,6
|
≤350
>350
|
2,47 1,75
|
2,01
1,53
|
1,74
1,38
|
1,46
1,23
|
1,26
1,14
|
1,16
1,08
|
1,08
1,06
|
-
-
|
0,8
|
≤350
>350
|
-
-
|
-
-
|
2,01
1,53
|
1,62
1,32
|
1,41
1,21
|
1,31
1,16
|
1,21
1,08
|
1,08
1,04
|
1,0
|
≤350
>350
|
-
-
|
-
-
|
2,28
1,67
|
1,82
1,42
|
1,6
1,31
|
1,46
1,23
|
1,31
1,16
|
1,16
1,08
|
1,2
|
≤350
>350
|
-
-
|
-
-
|
2,54
1,81
|
2,04
1,53
|
1,8
1,42
|
1,6
1,31
|
1,46
1,23
|
1,23
1,11
|
1,4
|
≤350
>350
|
-
-
|
-
-
|
-
-
|
2,28
1,67
|
2,01
1,53
|
1,74
1,5
|
1,6
1,31
|
1,32
1,16
|
1,6
|
≤350
>350
|
-
-
|
-
-
|
-
-
|
-
-
|
2,23
1,67
|
2,01
1,53
|
1,74
1,38
|
1,46
1,23
|
коэффициент ψd=
=
=0,28
При ψd≤0,4
и схеме передач определим начальный коэффициент концентрации нагрузки K0Fβ.
В
нашем случае выбираем схему 6
K0Fβ=1,09
Режимы
нагружения
|
0
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
X
|
1,000
|
0,750
|
0,500
|
0,400
|
0,315
|
0,200
|
X - коэффициент
режима нагрузки
Выбираем Х=0,750
Коэффициент KFβ
при переменной нагрузке вычисляем по формуле:
KFβ=K0Fβ(1-x)+x=1,09*(1-0,75)+0,75=1,02
Степень
точности
|
Твердость
Зубьев колеса НВ
|
Коэффициент
KFυ
для прямых зубьев при окружной скорости υ, м/с
|
|
|
1
|
2
|
4
|
6
|
8
|
≥10
|
6
|
≤350
|
-
|
-
|
-
|
1,40
|
1,58
|
1,67
|
|
>350
|
-
|
-
|
-
|
1,11
|
1,14
|
1,17
|
7
|
≤350
|
-
|
-
|
1,33
|
1,50
|
1,67
|
1,80
|
|
>350
|
-
|
-
|
1,09
|
1,13
|
1,17
|
1,22
|
8
|
≤350
|
-
|
1,20
|
1,38
|
1,58
|
1,78
|
1,96
|
|
>350
|
-
|
1,06
|
1,12
|
1,16
|
1,21
|
1,26
|
9
|
≤350
|
1,13
|
1,28
|
1,50
|
-
|
-
|
-
|
|
>350
|
1,04
|
1,07
|
1,14
|
-
|
-
|
-
|
Так как значение окружной скорости υ=2,538
м/с лежит между значениями 2 и 4, коэффициент динамической нагрузки KFυ
находим
с помощью интерполяции
2
|
1,20
|
2,538
|
KFυ(?)
|
4
|
1,38
|
KFυ=1,20+
1,25;
KFυ=1,25
Проводим проверку по шестерне:
YF1=3,96
(раздел 4.1) KFД=KFЕ
≤1
При N1>108
принимают KFД=1,
не прибегая к вычислениям коэффициентов
KFЕ
и
Т.к. N1>108,
т.е. 1165570560>100000000 (вычисления N1
в
разделе 3.2)
принимаем KFД=1
проверка зубьев шестерни на изгибную прочность:
σF1=
Для прямозубых колес KFα
=1
и Yβ
= 1
σF1=
Так как значение окружной скорости υ=2,538
м/с лежит между значениями 2 и 4, коэффициент динамической нагрузки KHυ
находим
с помощью интерполяции
2
|
1,08
|
2,538
|
KHυ(?)
|
4
|
1,16
|
KHυ=1,08+
1,1;
KHυ=1,1
Режим
нагружения
|
Коэффициенты
эквивалентности
|
|
KHE
|
KFE
|
|
|
H≤HB 350
|
H≥HRC 40
|
0
|
1,00
|
1,000
|
1,000
|
I
|
0,80
|
0,810
|
0,840
|
II
|
0,63
|
0,725
|
0,775
|
III
|
0,56
|
0,680
|
0,745
|
IV
|
0,50
|
0,645
|
0,715
|
V
|
0,40
|
0,575
|
0,665
|
Если Ni
>
NHG , то Ni=
NHG
и
следовательно KHД=KHE
Коэффициент долговечности KHД
и допускаемое напряжение [σ]H
следует
определять для более слабого, лимитирующего по условию прочности зубчатого
колеса
KHД=KHE=0,8
, где KHД
коэффициент
долговечности
тогда THE1=
KHД*T1=0,8*138,54=110,83
σH1=
где для прямозубых колес KH=3,2*105
и KHα=1,0
, u - рассчитанное
передаточное число, межосевое расстояние aω
и ширина b2
в м, σH
- в Па.
σH1=
≤536,36
σH1=99753890,67
Па=997,53 МПа
Заключение
Необходимое условие σH1≤
не выполнилось. Столь значительное превышение допускаемого напряжения
объясняется тем, что критерием расчета открытых зубчатых передач является
изгибная прочность зубьев.