Мировая цена и особенности ее определения
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
Санкт-Петербургский
университет технологии и дизайна
Кафедра
экономики и финансов
Курсовая
работа
по
дисциплине: Международный маркетинг
на тему:
Мировая цена и особенности её определения
Санкт-Петербург,
2012
Аннотация
Предмет исследования данной работы являются мировые цены и способы их
определения.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет,
объект работы и его специфика.
В первой главе рассмотрены общетеоретические вопросы мировых цен и их
классификация. Определяются основные понятия, рассматривается рынок
международной торговли, обуславливается актуальность мировых цен, источники и
способы определения.
Во второй главе рассмотрены мировые цен на нефть на примере компании
ГАЗПРОМ НЕФТЬ, ее положение и перспективы на внешнем и внутреннем рынке.
Введение
Цены товаров, обращающихся на сложившихся мировых рынках, характеризуются
рядом особенностей, во-первых, тем, что мировая цена отклоняется от внутренних
цен. Цены мирового рынка базируются на интернациональной стоимости, формируемой
ведущими странами-экспортерами. Внутренние цены основываются на национальной
стоимости и отражают затраты национальных производителей. Как правило, мировая
цена ниже внутренней. Разрыв между ними может составлять более 30%, при этом на
готовые товары он значительнее, чем на сырьевые, что связано с более высоким
уровнем тарифных и нетарифных барьеров при ввозе готовой продукции. Таким
образом, внутренняя цена в большинстве случаев не предопределяет окончательно
уровня мировой цены. Переход от внутренних цен к мировым состоит, как правило,
из целой цепочки доплат, наслаивающихся при импорте на мировые цены (пошлины,
компенсационные сборы) или "отслаивающихся" при экспорте от
внутренних цен (налоговые, амортизационные, транспортные и другие льготы,
субсидии).
Мировые цены формируются под влиянием соотношения мирового
спроса и мирового предложения на тот или иной товар. На формирование мировой
цены оказывают влияние ведущие мировые производители и поставщики (продавцы),
имеющие существенную долю в общем мировом объёме данной продукции и постоянно
воспроизводящие (сохраняющие) своё ведущее положение на данных товарных рынках.
Так, например, решающее влияние на уровень мировых цен на нефть оказывают
страны ОПЕК, на зерно - США и Канада и т. д. Значительное влияние на уровень
мировых цен оказывает соотношение спроса и предложения на данный вид продукции.
Различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара,
особенностей заключенного контракта. Оказывают влияние на снижение издержек
производства, повышение качества продукции, стимулируют интеграционные
процессы.
Второй особенностью мировых цен является их множественность, то есть
наличие нескольких рядов цен на один и тот же товар. Множественность мировых
цен обусловлена различным качеством товара, разными условиями поставки,
характером торговой сделки, сроками поставки, упаковкой.
При абсолютном значении цены необходимо подробно указать следующие
реквизиты: качественные характеристики или происхождение товара, условия
поставки, сроки поставки, упаковка.
Третьей особенностью мировых цен является их быстрое старение, отражающее
сдвиги в конъюнктуре товарных рынков. Так, на подвижные биржевые товары цены в
течение дня колеблются иногда в пределах 100% и более.
Принимая во внимание специфические признаки множественности мировых цен,
можно выделить основные особенности организации работы.
В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и
методов регулирования как внутренних цен, так и цен на мировых рынках.
Проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.
1. Мировые цены и их основные виды
1.1 Общая характеристика цен мирового рынка
Формирование экспортных и импортных цен подчиняется объективным законам,
отражающим общие закономерности рыночного ценообразования.
Одним из основополагающих принципов рыночного ценообразования является
ориентация участников обмена (предприятий, организаций, частных лиц) на
альтернативные конкурирующие условия продаж (при экспорте) и закупок (при
импорте). Этот принцип, получивший в специальной литературе название принципа
конкурентного ценообразования, характерен для преобладающего большинства
товарных рынков. Даже на товарных рынках, характеризующихся монопольным или
доминирующим положением продавца или покупателя, также существует ориентация
участников международного обмена на конкурентные условия реализации, поскольку
в данном случае цены формируются под воздействием межотраслевой конкуренции.
При конкурентной форме ценообразования, получившей наибольшее
распространение на основных мировых товарных рынках, принципиальную важность
для анализа конъюнктуры рынка и определения экспортных и импортных цен имеет
правильный выбор наиболее представительных цен. Это далеко не простая операция,
учитывая многообразие цен международной торговли и, соответственно, их
неодинаковую информационную ценность для проработки внешнеторгового контракта.
Объясняется это рядом обстоятельств. Во-первых, для международной торговли,
прежде всего в силу исторических причин, различные виды цен отражают
специфические для каждого товарного рынка формы и методы торговли. Во-вторых, условия
ценообразования по различным товарам в значительной мере формируются под
воздействием обычаев и традиций коммерческой практики. В-третьих, для каждого
товарного и регионального рынка характерна своя схема информационного
обеспечения, которая определяет условия и порядок использования конкурентных
материалов.
Таким образом, по отдельным товарам применяются различные виды цен и
представительность одного и того же вида цен для разных товаров , в разных
странах и регионах, в разные периоды времени неодинакова. Фактически в каждый
данный момент на мировом рынке, как правило, можно найти несколько видов цен и,
соответственно, уровней цен на аналогичные товары, которые относятся к
отдельным относительно самостоятельным секторам обмена и имеют разную представительность
для конкретных участников международной торговли.
К примеру, на мировом рынке сахара можно выделить различные сектора
обмена, соответствующие "закрытому" и "свободному" типам
рынка. В свою очередь внутри каждого из этих секторов существует несколько
видов и уровней цен. "Закрытый"- это:
) региональные цены "Общего рынка", не доступные поставщикам из
других стран
) цены по межправительственным соглашениям отдельных промышленно развитых
стран с развивающимися государствами, предусматривающим особые режимы закупки
продукции.
Так, Россия закрыла свой рынок для украинского сахара как минимум до 2013
года. Свободная торговля этим товаром должна была осуществляться с начала года,
однако вступление Украины в ВТО заставило российское правительство пересмотреть
эти планы. Не исключено, что будет ужесточен порядок импорта в Россию и других
продуктов из Украины: мяса, молока, масла, сыра, кондитерских изделий и
этилового спирта.
"Свободный" рынок - это биржевая торговля сахаром в Нью-Йорке,
Лондоне, Париже, поставки товара на обычных коммерческих условиях по разовым
контрактам, долгосрочным соглашениям и т.д.
Цены "замкнутых" рынков существенно отличаются от цен
"свободного" рынка . Так, внутри ЕС цены на сахар, как и на другие
сельскохозяйственные товары, выше цен мирового рынка (в отдельные периоды
размер этого превышения может достигать . 30-50 и более процентов). Цены
межправительственных соглашений в торговле США, Великобритании, Франции с
развивающимися странами имеют льготный (преференциальный) характер - они также
выше цен мирового рынка, но ниже внутренних оптовых цен на сахар в
странах-импортерах примерно на 10-20%.
Соответственно, в каждом конкретном случае возникает необходимость
обработки всей информации о ценах, оценки возможностей ее использования на
практике для определения уровня или диапазона цен на конкретный товар,
выявления текущих длительных тенденций цен на соответствующем рынке.
Так, в 2012 году стоимость сахара упала до двухлетнего минимума на фоне
роста урожая сахарного тростника в «Цена на сырой сахар на бирже ICE
упала за неделю на 4,2%, до 18,42 цента за фунт - самая низкая стоимость с
августа 2010 года.
Эксперты говорят, что производства сахара с января по ноябрь составило
32,9 млн тонн, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Сейчас инвесторы ждут новостей об урожае в Индии и Таиланде, которые являются
крупнейшими производителями сахара. В Индии урожай сахарного тростника может
оказаться ниже, чем предполагали аналитики. Это связано с тем, что в этом году
в Индии не было дождей».
.2 Специфика ценовой политики на внешних рынках
Рассматриваемая в теории маркетинга ценовая политика на внутреннем рынке
основывается в определенной мере на тех же подходах и методах установления
цены, которые используются при реализации ценовой политики на внешних рынках.
Вместе с тем осуществление эффективной ценовой политики на внешних рынках
является более сложным, нежели реализация такой политики на внутреннем
(национальном) рынке. Это обусловлено тем, что она подвержена влиянию целого
ряда дополнительных факторов. Среди таких факторов следует, прежде всего,
выделить колебания курсов валют, присущую отдельным странам высокую инфляцию,
государственное регулирование цен, различное для отдельных стран, использование
альтернативных методов оплаты товаров, политику государств по отношению к
деятельности иностранных фирм на их территории.
Учитывая указанные факторы, а также целый ряд других факторов, фирма в
рамках реализации ценовой политики должна обеспечить эффективное решение таких
задач, как:
• установление значимости ценовой политики в конкурентной борьбе
на каждом из зарубежных рынков;
• формирование обоснованной цены на новые товары;
• обоснование целесообразности установления единой базовой цены
для всех зарубежных стран или необходимости наличия различных базовых цен для
каждой из стран;
• установление и постоянное уточнение позиций товара и фирмы на
внешних рынках;
• обеспечение гибкости в установлении и изменении уровня цен;
• осуществление своевременного учета в цене изменений внутренней и
внешней среды международного маркетинга;
• обеспечение своевременной реакции на изменения цен конкурентами;
• осуществление своевременного учета временного фактора при
формировании цены в зависимости от жизненного цикла товара;
• в случае необходимости установление и поддержание контактов с
органами управления зарубежных государств, осуществляющих регулирование
предпринимательской деятельности вообще и цен в частности.
Решение сформулированных задач следует находить в тесной взаимосвязи с
решением других задач, обусловленных разработкой и реализацией стратегий
международного маркетинга, учитывая при этом факторы, оказывающие влияние на
ценовую политику как внутри государства, так и на внешних рынках.
1.3 Понятие представительной мировой цены
Учитывая существование различных видов цен, обслуживающих отдельные
относительно самостоятельные сферы товарооборота, несовпадение интересов
продавца и покупателя при нахождении представительных цен мирового рынка и
оценке тенденций их изменения, при определении экспортных и импортных цен (и,
соответственно, при их проверке) необходимо исходить из общепринятых критериев
репрезентативности той или иной цены для международной торговли вне зависимости
от воли и желания одной из сторон сделки. Другими словами, речь идет об
определении понятия представительной цены мирового рынка и признаков, которым
должна соответствовать такая цена.
Прежде, чем характеризовать понятие мировой цены необходимо сделать
некоторые замечания, имеющие важное значение для понимания сути этой категории
и возможностей ее практического использования.
Мировая цена - это понятие до известной степени абстрактное, нужное для
более или менее однозначного определения по установленным признакам
представительной цены мирового рынка. При проведении внешнеторговых операций в
каждом конкретном случае это понятие является предметом обсуждения и
согласования между сторонами сделки. При этом сложность заключается в том, что
партнеры, определяя мировую цену, если и ориентируются на общепринятые в
международной торговле критерии, то через призму своих собственных интересов. В
связи с этим на практике контрагенты зачастую по-разному трактуют мировые цены
и, соответственно, неоднозначно определяют их уровень. Причем, позиция одной и
той же фирмы относительно того, какую цену считать мировой, может меняться в
прямо противоположную сторону в зависимости от того, является она экспортером
или импортером.
Условность данного понятия обусловлена также тем, что оно призвано
охарактеризовать наиболее типичные и часто встречающиеся условия обмена,
которые на практике весьма разнообразны и не всегда могут быть
систематизированы и приведены к общему знаменателю. При этом любая цена как
категория рынка не может быть определена только путем вычислений на базе опыта
прошлых сделок (пусть даже расчеты будут выполнены по общепринятой методологии
с необходимыми прогнозными оценками и привлечением наиболее представительных
конкурентных материалов). Окончательный уровень цены устанавливается в каждом отдельном
случае по результатам коммерческих переговоров с конкретным партнером, в ходе
которых достигается баланс интересов обоих сторон сделки.
Мировая цена, несмотря на определенную условность, в основной массе
случаев поддается количественной оценке и характеризуется вполне определенным
уровнем или, что бывает чаще, диапазоном цен.
По отдельным товарам возможно также установление общепринятой формулы
расчета цен (в частности, по нефти и нефтепродуктам). Более или менее ясные
стоимостные параметры имеет прежде всего продукция серийного и массового
производства, реализуемая в организованных формах торговли.
Мировая цена - это не застывшая, а динамично развивающаяся категория.
Цены, которые сегодня признаются мировыми, вчера таковыми могли не являться, а
завтра могут ими не быть в силу многих причин (например, изменения значимости
отдельных территориальных рынков в структуре мирового рынка, роли и места на
них отдельных продавцов и покупателей, форм, методов торговли и т.д.)
Учитывая договорный характер процесса ценообразования во
внешнеэкономической сфере, мировая цена нуждается в обосновании и
документальном подтверждении. Все рассуждения о мировой цене и признаках,
которыми она должна обладать, останутся пустым звуком, если обсуждаемые на
переговорах цены невозможно защитить или опровергнуть конкурентными
материалами.
В мировой коммерческой практике чаще всего предъявляются два основных
требования, которым должна удовлетворять цена мирового рынка: во-первых, она
должна быть доступной для любого продавца и покупателя, участвующего в торговле
на соответствующем рынке (это представительность по торгово-политическому
режиму операций, в рамках которых формируется данная цена) и, во-вторых, быть
типичной, отражать условия торговли в преобладающей или существенной части
товарооборота (репрезентативность по основным параметрам сделок).
Первое требование означает, что в качестве мировых могут рассматриваться
только цены обычных торговых операций, совершаемых на "свободных"
рынках; цены так называемых специальных сделок в эту категорию не включаются.
К обычным торговым операциям (которые часто называют операциями на
обычных коммерческих условиях) относятся сделки, характеризующиеся следующими
признаками:
коммерческий характер операций;
раздельные, взаимно несвязанные экспортные и импортные
поставки;
платеж в свободно конвертируемой валюте;
осуществление операций в условиях свободного торгово-политического
режима.
Особой разновидностью обычных торговых операций являются поставки на
основе долгосрочных соглашений, а также в рамках международных товарных
соглашений. Подобные соглашения могут быть доступными для всех участников
обмена, а могут иметь и изъятия для отдельных субъектов рынка, то есть не во
всех случаях отвечать рассматриваемому критерию.
При отмеченных выше условиях торговых сделок их цены становятся
доступными любому поставщику или покупателю, выступающему на мировом рынке;
цены формируются при сравнительно высокой конкуренции на наиболее низком
уровне; выравнивание цен осуществляется в большей степени, чем по операциям,
которые носят специальный характер.
К категории специальных сделок относятся все операции, где тем или иным
способом в большей или меньшей мере ограничена конкуренция между рынками,
товарами, поставщиками, покупателями и т.д., вследствие чего затруднена
возможность выравнивания условий купли-продажи на отдельных рынках. К
специальным сделкам относятся: товарообменные (бартерные) операции,
компенсационные и другие связанные сделки; торговля в рамках
межправительственных соглашений с особыми платежными условиями, в том числе в
рамках различных программ "помощи", предусматривающих обязательное
использование выделенных средств на приобретение товаров и услуг в стране,
предоставляющей эту помощь; продажи на неконвертируемую (замкнутую) валюту,
включая расчеты по клирингу, и т.д.
Второе требование, которому должна соответствовать мировая цена, говорит
о том, что такая цена должна относиться к торговым сделкам, совершаемым
регулярно и в достаточно крупных масштабах. Сделки, имеющие случайный,
эпизодический характер (пусть даже очень крупные), не могут считаться
представительными для международной торговли. Все нерегулярные операции требуют
дополнительного анализа условий, которые характеризуют эти сделки.
Важным критерием для суждения о представительности отдельных видов цен в
международном обмене чаще всего является объем мировой торговли, который
приходится на соответствующий вид цен на том или ином товарном рынке. Но этот
количественный показатель не во всех случаях имеет определяющее значение. По
ряду товаров представительность мировых цен определяется в соответствии с
традициями и устоявшейся коммерческой практикой. Например, на сделки,
осуществляемые на Лондонской бирже металлов (ЛБМ), приходится не более 3%
международной торговли цветными металлами. Однако традиционно котировки ЛБМ
рассматриваются в качестве наиболее представительных цен мирового рынка.
Количественный показатель может не играть существенной роли, если рынки,
где осуществляется наиболее интенсивный товарообмен, остаются для того или
иного участника торговли недоступными.
На практике в качестве мировых цен по многим товарам используются
экспортные или импортные цены основных поставщиков и покупателей
соответствующей продукции. По некоторым товарам, преимущественно массового
производства, мировыми ценами считаются цены крупнейших мировых торговых
центров (бирж, аукционов, оптовых рынков), формирующихся в местах производства,
либо в местах потребления продукции.
Таким образом, мировые цены - это цены ведущих экспортеров или
импортеров, либо цены основных центров мировой торговли, формирующиеся в
условиях свободного торгово-политического режима, относящиеся к обычным
торговым операциям, осуществляемым регулярно и в крупных размерах.
Процесс формирования и изменения цен мировой торговли имеет две
характерные особенности. Первая особенность связана с взаимодействием мировых
цен и внутренних цен отдельных стран, что имеет существенное значение для
возможного в отдельных случаях использования последних при определении
внешнеторговых цен.
Внутренние цены являются одним из существенных факторов в механизме
формирования цен мирового рынка, так как любая цена международной торговли
отталкивается от условий производства и обмена, складывающихся внутри страны.
Вместе с тем в большинстве случаев внутренняя цена не предопределяет
окончательного уровня мировой цены. Переход от внутренних цен к мировым при
экспорте и от мировых к внутренним при импорте состоит, как правило, из целой
цепочки доплат, наслаивающихся при импорте на мировые цены (пошлины, компенсационные
сборы и проч.) или "отслаивающихся" при экспорте от внутренних цен
(налоговые, амортизационные, транспортные и прочие льготы, субсидии и т.п.).
Вторая особенность механизма формирования мировых цен связана с
многослойностью мирового рынка, проявляющейся в дифференциации и
множественности цен мировой торговли, то есть параллельном существовании целого
ряда цен на один и тот же товар.
Дифференциация цен мировой торговли может вызываться разными
обстоятельствами: транспортным фактором (территориальная дифференциация цен),
характером торговой сделки (обычная, специальная), коммерческими условиями
поставок (коммерческая дифференциация цен) и некоторыми другими.
Чем однороднее продукция, выше уровень организованности рынка, его
информационная насыщенность, ближе оценки полезности продукции различными
покупателями, тем слабее "разброс" цен на товары. В частности, при
биржевой торговле сырьевыми товарами с большой качественной однородностью
"разброс" цен проявляется в меньшей степени, чем, например, по
машинам и оборудованию, характеризующимся значительным и постоянно меняющимся
ассортиментом, качественной и технической разнородностью, большими отличиями в
конкретных условиях эксплуатации одних и те же видов машин, что затрудняет
выравнивание эффекта в потреблении, и реализуемым по индивидуальным, а не
типовым контрактам. Кроме того, реализация машинотехнической продукции
осуществляется разнообразными методами и на разных условиях: за наличные, в
кредит, напрямую покупателям, через официальных посредников, путем поставки
комплектов деталей и организации сборочного производства в других странах,
посредством сдачи машин в аренду и т.д.
.4 Основные виды мировых цен и особенности их определения
Мировые цены на отдельные товары и товарные группы могут выступать в различных
формах или видах, что образует информационный массив по ценам. По возможности
получения ценовую информацию можно разделить на:
• публикуемую;
• получаемую по специальным каналам, то есть на основе запросов или
расчетов.
В особую группу выделяют цены фактических сделок, которые публикуются
сравнительно редко. Однако в немецком источнике "Ргеisе" регулярно
приводятся цены по 150 видам импортируемых товаров. При этом публикуемые цены и
цены, получаемые по специальным каналам, дополняют друг друга. В результате
товарооборот любой продукции обеспечен ценовой информацией.
По всем товарам, являющимся объектами мировой торговли, имеется несколько
видов цен, что дает возможность осуществлять взаимную проверку ценовой
информации с целью повышения надежности и объективности конкурентных
материалов.
1.4.1 Публикуемые цены
Среди публикуемых и полученных по специальным каналам цен выделяют
следующие их виды: справочные; цены прейскурантов, каталогов, проспектов;
торгов; аукционов; посреднических рынков; бирж; фактических сделок.
Справочные цены. Справочными являются цены на товары, реализуемые по каналам
внутренней оптовой и международной торговли, которые публикуются в
периодических изданиях объединениями производителей, информационными
агентствами, консультационными или брокерскими фирмами. Справочные цены
отражают уровень цены производства соответствующего товара, а, следовательно,
на их динамику главным образом влияет научно-технический прогресс в отрасли.
Эти цены не отражают изменений конъюнктуры рынка, поэтому могут существенно
отличаться от цен реальных сделок (на величину скидок или надбавок).
Разновидностью справочных цен являются базисные цены на товары с
фиксированными качественными характеристиками. Базисные цены устанавливаются на
некоторые цветные металлы, пиломатериалы, синтетический каучук, отдельные виды
машинотехнической продукции (автомобили, тракторы). Базисные цены на машины и
оборудование по существу являются прейскурантными. Они несут оперативную
информацию о краткосрочных тенденциях на рынке и используются как показатель
уровня и динамики мировых цен. Такие цены публикуются на нефтепродукты,
целлюлозно-бумажную продукцию. Они дают информацию об уровне цен по
значительным для мирового рынка сделкам.
Цены прейскурантов, каталогов и проспектов - это специально разрабатываемые и
высылаемые определенному кругу лиц или публикуемые производителями в отраслевых
изданиях цены возможной реализации на базисные виды или сорта товаров массового
и серийного производства.
Анализируя цены каталогов, прейскурантов, проспектов, важно разобраться в
том, являются ли они внутренними оптовыми, или розничными, или ценами
предложений экспортируемых товаров. Если цены относятся к операциям на
внутреннем рынке, то при осуществлении внешнеторговых операций они могут быть снижены
в пределах 20-25%.
Как правило, такие цены не имеют специальной экспортной направленности.
Однако на ряд существуют специальные экспортные прейскуранты.
Прейскуранты используются в коммерческой практике на рынках проката
черных металлов, угля, некоторых видов дорожно-строительного оборудования,
металлообрабатывающих станков, автомобилей, бытовой электронной аппаратуры,
промышленных товаров широкого потребления.
В отличие от прейскурантных цен на сырьевые товары прейскурантные цены на
машинотехническую продукцию не только служат ориентиром для определения уровня
фактических цен на рынке, но и являются по существу суммой цен отдельных
компонентов изделия, которые могут быть предметом сделки. Например,
прейскурантная цена на легковой автомобиль устанавливается исходя из
стандартной комплектации базисной модели.
Однако по желанию потребителя фирма может изготовить модель, значительно
отличающуюся по комплектности от базисной. В этом случае отклонение цены
фактической сделки от базисной определяется главным образом спецификой заказа,
а не воздействием соотношения между спросом и предложением, и может быть весьма
заметным. Так, за счет выбора потребителем дополнительных компонентов и узлов
по сравнению с базисной моделью при поставке автомобиля превышение цены
фактической сделки над базисной может достигать 25-30%.
Цены торгов - это цены, формирующиеся при специализированной форме
торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или сдаче
подрядов на определенные работы по заранее объявленным в специальном документе
(тренде) условиям, предполагающим привлечение к определенному сроку на
принципах конкуренции предложений от нескольких продуцентов.
Цены торгов распространяются, прежде всего. на технически сложную и
капиталоемкую продукцию, обладающую ярко выраженными индивидуальными
качественными характеристиками. Они используются по широкой номенклатуре машин
и оборудования, в частности по энергетическому, электротехническому,
металлургическому, металлообрабатывающему, дорожно-строительному, сельскохозяйственному,
самолетам, судам, приборам и лабораторному оборудованию.
В настоящее время цены торгов охватывают около 1/3 всех экспортных цен на
машины и оборудование. Помимо этого, на торгах оценивается также строительство
промышленных предприятий, мостов, железных и автомобильных дорог,
трубопроводов, электростанций и других объектов. Они действуют на лицензии и
различные инженерно-консультационные услуги. В последние годы масштабы
распространения цен торгов расширяются, они распространяются на такие типы
новой техники, как оборудование для атомных электростанций, станции связи с
использованием искусственных спутников Земли.
Цены аукционов - это цены, действующие на специально организованных рынках
публичной продажи. Цены аукционов существуют в основном на продукцию сельского
и лесного хозяйства, рыболовства и некоторые другие товары (пушно-меховые
изделия, драгоценные и полудрагоценные камни). Для таких товаров, как пушнина,
немытая шерсть, чай, табак, цены аукционов являются наиболее представительными
ценами мировой торговли. По таким ценам в США и Канаде реализуется около 70%
всей ввозимой ими пушнины, в Дании, Швеции и Норвегии торговля пушниной с
другими странами на 90-95% осуществляется по ценам аукционов. 80%
экспортируемого Индией и 95% вывозимого Шри-Ланкой чая, 90-95% немытой шерсти,
поставляемой на мировой рынок Австралией и Новой Зеландией, продаются по этим
ценам.
Цены аукционов делятся на конечные (максимальные, по которым
осуществляется продажа) и базисные (начальные, в качестве которых иногда могут
выступать конечные цены предыдущего аукциона).
Цены аукционов подвержены влиянию изменяющего соотношения между спросом и
предложением на товары. Они устанавливаются на товары, производимые в
определенные периоды времени, что повышает роль сезонного фактора в их
образовании и изменении. Эти цены формируются нерегулярно, что связано с
периодичностью действия аукционов.
Основной особенностью формирования цен аукционов по сравнению с ценами
торгов является разный характер конкуренции на этих рынках. Если цены торгов
образуются в условиях наличия одного покупателя и многих продавцов, то цены
аукционов, наоборот, в большинстве случаев определяются в условиях действия
многих покупателей и одного или нескольких продавцов. Более сильная конкуренция
между покупателями и более слабая между продавцами на аукционах по сравнению с
торгами способствуют формированию более высокого уровня цены аукционов, чем
цены торгов.
Цены посреднических рынков (или цены предложений) публикуются агентством
"Рейтер", а также рядом источников информации, содержащих данные по
конъюнктуре конкретных товарных рынков. Данная цена является концентрированным
показателем ситуации на рынках массовых, однородных товаров, реализуемых через
посредническое звено, например: пшеницы, растительных масел, масличных семян.
Цена посреднических рынков является отражением точки зрения по вопросу
конъюнктуры крупнейших производителей и торговцев-посредников, контролирующих и
очень хорошо знающих соответствующий рынок. В этой связи можно считать цены
посреднических рынков субъективным показателем, который может быть
скорректирован в процессе сделки купли-продажи на размер скидки, как правило, в
пределах 3-10%.
Биржевые котировки представляют собой цены организованных, постоянно
действующих центров международной торговли - товарных бирж. Публикуются
котировальными комиссиями бирж, информационными агентствами. Биржевые котировки
характеризуют ситуацию на рынках массовых, однородных товаров, не подверженных
быстрому моральному старению, таких, например, как зерновые, сахар, кофе,
какао-бобы, цветные металлы, нефть и нефтепродукты. Биржевые котировки
отличаются следующими признаками:
• доступны, так как публикуются 2-3 раза в день;
• "не стареют", а, напротив, опережают аналитическую информацию
по рынку;
• объективны, так как формируются в условиях торга между продавцом и
покупателем физического товара.
Вот почему именно биржевые котировки на фоне множественности цен на
отдельные товары используются при определении цены сделки, а также цен
долгосрочных контрактов. Расчетные цены используются в качестве ориентира,
"идеи" в отношении новых или модифицированных товаров, а также при
заключении нерегулярных сделок с нетрадиционной для международной торговли
продукцией. Выделяют несколько методов расчета цен:
• на основе издержек производства;
• на базе данных таможенной статистики;
• исходя из сравнения нового товара и изделия, которое этот товар
способен заменить.
На практике целесообразно осуществлять расчет цен различными методами и
сравнивать полученные результаты.
Исчисление цен на основе издержек возможно при отсутствии серьезной
конкуренции, в том случае, если речь идет о товаре-лидере, практически не
имеющем аналогов. При этом следует иметь в виду, что расчетная цена может
включать, кроме издержек производства, среднеотраслевую и монопольную прибыль.
Расчетные цены могут выступать в виде "удельных стоимостей",
представляющих собой отношение публикуемых национальной или международной
статистикой стоимостей к количеству проданных товаров.
Получить расчетную цену можно также на основе данных ежемесячных
сборников национальной таможенной статистики. Однако сравнение данных
национальной статистики разных стран сопряжено с трудностями, связанными в
первую очередь с различным уровнем детализации товарных групп, разными характеристиками
изделий, качественными показателями. Кроме того, в рамках одного и того же
источника в течение определенного периода происходит изменение номенклатуры
товаров, вызванное структурными сдвигами в экспорте и импорте и замещением под
влиянием научно-технического прогресса устаревших моделей новыми (это особенно
характерно для готовых изделий), а также замена одних единиц измерения другими.
Цены фактических сделок - это цены, получаемые по специальным каналам (счета,
контракты) или из публикуемой в печати информации о фактических сделках. Цены
фактических сделок отражают факторы, действующие на всех трех основных стадиях
установления цены. Единственной причиной, которая может отклонять цены
фактических сделок от реальных, рыночных, является их "старение",
являющееся следствием разницы между временем заключения по ним сделок и
моментом получения информации или публикации этих цен.
Цены фактических сделок различаются в зависимости от форм торговли на
цены текущих и цены долгосрочных контрактов.
В связи с особенностями механизма формирования цены фактических сделок по
текущим контрактам отличаются от других видов мировых цен, прежде всего от
справочных, прейскурантных и цен предложений. Как правило, эти цены ниже
указанных видов цен на величину скидки (например, по алюминию, никелю, меди -
на 20-50%).
Официально публикуемые цены фактических сделок базируются на ценах
текущих контрактов и являются, как правило, более агрегированными. Степень
обобщения зависит от объема информации, получаемой по конкретным сделкам,
масштабов учета отдельных ценообразующих факторов (качество товара, условия
поставки, платежа), времени заключения контрактов и публикаций цен, а также
целей, для которых осуществляется публикация цен.
.4.2 Цена текущего контакта и ее виды
Значимость цен текущих контрактов для коммерческих целей большая, чем
официально публикуемых цен фактических сделок, так как они более полно отражают
индивидуальность сделки и условия рынка. В связи с этим они широко используются
как конкурентный материал при определении реальных, рыночных цен. Официально
публикуемые цены в силу их агрегированности и большей степени
"старения" используются в качестве ориентиров при установлении цен в
сделках и критериев при анализе тенденций изменений рынков и цен отдельных
товаров.
Специфика формирования цен долгосрочных контрактов (учет перспектив
изменения рынка, устойчивости отношений между продавцами и покупателями, выгод,
получаемых контрагентами от этих отношений) предопределяет их отличие от цен
текущих контрактов при сохранении определенной взаимосвязи.
В частности, цены долгосрочных контрактов, выражающие устойчивость
торговых связей между продавцами и покупателями, более стабильны, чем цены
текущих контрактов. Механизмы образования цен по контрактам, заключенным на
длительный срок (до 15-20 лет), учитывают перспективы изменения рынка, а также
специфические отношения, складывающиеся между контрагентами в течение этого
времени.
Использование этих цен и самих долгосрочных контрактов дает возможность
производителям иметь в течение определенного периода стабильный объем
производства, загрузку мощностей и устойчивую выручку за поставляемый товар.
Покупатель, в свою очередь, имеет товар нужного качества, постоянный объем
поставок с относительно устойчивыми денежными затратами на них. Это
обеспечивает ему стабильность в применении технологии и организации
производства, возможность снижения себестоимости, экономии денежных и других
материальных ресурсов, ведения успешной конкурентной борьбы на рынке сбыта
своей продукции. В зависимости от способа установления цены выделяют следующие
виды фактических сделок: твердые, с последующей фиксацией, подвижные и
фиксируемые путем скольжения.
Твердая цена определяется в момент подписания контракта и не подлежит
изменению в течение всего срока его действия. Она используется в сделках,
предусматривающих немедленную или в течение короткого срока поставку товара. В
отдельных случаях, например при поставках машинотехнических изделий с
удлиненным циклом изготовления, могут устанавливаться твердые цены на
длительный срок.
Цена с последующей фиксацией устанавливается в процессе исполнения
контракта. В самом контракте определяется только момент и принцип фиксации.
Цена может фиксироваться, например, перед поставкой каждой партии товара, перед
началом каждого календарного года (при долгосрочных сделках).
Принцип фиксации цены может относится ко времени, в течение которого
покупатель должен уведомить продавца о своем желании зафиксировать цену в
контракте, к информации, которой нужно пользоваться при установлении цены
(рубрика котировального бюллетеня, позиции, группы товаров), к оговоркам,
которые могут быть применены.
Подвижная цена - это цена, определяемая в момент заключения контракта с
оговоркой, предусматривающей ее пересмотр в период его исполнения при изменении
рыночной цены (обычно не ниже минимально установленного предела - 2-9%).
Подвижные цены применяются в основном в долгосрочных контрактах на поставку
сырьевых и сельскохозяйственных товаров.
Цена, фиксируемая путем скольжения (скользящая цена) - это цена,
устанавливаемая на основе базисной, определяемой в момент заключения контракта
с учетом изменений основных ее элементов в период его исполнения. Она
определяется в контрактах на поставку товаров, требующих длительного срока
изготовления (суда, технологические линии, комплектное оборудование), в течение
которого изменяются издержки их производства.
При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных
рынках, необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на
формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит,
какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет,
каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены
ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической
деятельности (ВЭД).
.5 Ценообразующие факторы
В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так же
как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной
ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики
внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в
международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить
продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар
или услугу покупатель.
Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий,
получивших название "ценообразующих факторов" (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Ценообразующие факторы
По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять
нижеперечисленных групп.
Общеэкономические, т. е. действующие независимо от вида продукции и
конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:
• экономический цикл;
• состояние совокупного спроса и предложения;
• инфляция.
Конкретно экономические, т. е. определяемые особенностями данной
продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:
• издержки;
• прибыль;
• налоги и сборы;
• предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом
взаимозаменяемости;
• потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид,
престижность.
Специфические, т. е. действующие только в отношении некоторых видов
товаров и услуг:
• сезонность;
• эксплуатационные расходы;
• комплектность;
• гарантии и условия сервиса.
Специальные, т. е. связанные с действием особых механизмов и
экономических инструментов: мировой цена нефть рынок
• государственное регулирование;
• валютный курс.
Внеэкономические - политические; военные. Как отмечалось выше, цены
определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и
предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет
особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше
групп ценообразующих факторов. Взять, к примеру, спрос и предложение. Известно,
что соотношения спроса и предложения в условиях|мирового рынка ощущаются
субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на
внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с
большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед
собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только
с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель - продавец
товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного "ценового
стресса", Значительно больше на международном рынке и покупателей.
Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто
не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг
и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства.
Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной
сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все
это не может не отражаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами
понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых
товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.
Понятие "мировой товарный рынок" означает совокупность
устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг,
имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т. д.), или
выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных
фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под
воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего, естественно
относится состояние спроса и предложения. Практически на цену предлагаемого
товара влияет: в платежеспособный спрос покупателя данного товара, т. е.
попросту говоря, наличие денег:
· объем спроса - количество товара, которое способен приобрести
покупатель;
· полезность товара и его потребительские свойства.
· На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:
· количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
· издержки производства и обращения при реализации товара на
рынке;
· цены на ресурсы или на средства производства, используемые в
производстве соответствующего товара.
Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара
другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта
платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и
внеэкономические.
На мировом рынке возможны случаи "искажения соотношения спроса и
предложения". В случае громадного спроса на товар может возникнуть
ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших
условиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время
определять мировую цену и которая наверняка будет весьма высокой. И наоборот,
нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж
приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в
которых наилучшие, а цены ниже. В данном контексте нелишне отметить и такой
нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой-либо стране является
крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит,
что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на
международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с
экономической точки зрения крупными и мощными державами.
При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать
различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации.
Во-первых, существуют понятия "цены продавца", т. е. предлагаемые
продавцом, а значит, относительно более высокие, и "цены покупателя",
т. е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более
низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры, "рынок
продавца", на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и
цены диктует продавец и "рынок покупателя", на котором из-за
преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен
противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит
отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного
наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень
серьезные ошибки.
В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразовании на товары,
в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые
производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному
потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки: техническое
обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с
продвижением, реализацией и использованием товара.
Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития
высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда
стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60-процентную долю
в цене поставки.
Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совершенствование
качественных характеристик товара, с другой стороны воздействует на мировые
цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда,
эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном
выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т. н.
полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т. д.)
относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижаются.
При анализе цен следует учитывать и движение экономического цикла, что в
сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику. Так,
в стадии депрессии, цены, как правило, не повышаются. И, наоборот, в стадии
подъема в связи с превышением спроса над предложением, цены возрастают. (Хотя и
то, и другое распространяется на международную торговлю замедленно; в
зависимости от сферы и глубины этих явлений, и тем более на фазе кризиса и
подъема). Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и товарных
групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры
наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее
реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее "реакция
цен" на продукцию машиностроительного комплекса.
.6 Источники информации о мировых ценах
Перечисленные виды цен составляют информационный массив данных по ценам
мирового рынка. По возможности получения эти данные можно разделить на две
категории:
публикуемые и распространяемые по другим доступным каналам цены, к
которым относятся, прежде всего, справочные, биржевые, аукционные, цены
каталогов, проспектов. Иногда публикуются цены прейскурантов и торгов;
цены, получаемые по специальным каналам - путем особых запросов или
подсчетов. Такими являются цены предложений и расчетные цены. В ряде случаев
таким образом можно получить и цены прейскурантов.
Особое место занимают цены фактических сделок. В отдельных относительно
редких случаях они публикуются. Например, в немецком бюллетене
"Preise" (Fachserie 17, Reihe 8), издаваемом Федеральным
статистическим ведомством ФРГ, ежемесячно приводятся средние импортные цены ФРГ
по установленной номенклатуре товаров, в основном продовольственных. В основном
же сведения о контрактных ценах получают по особым каналам информации.
Публикация цен мирового рынка осуществляется как национальными
организациями различного профиля, так и международными организациями. При этом
цены на основные виды топлива и сырья, сельскохозяйственных и лесных товаров
публикуются более или менее регулярно во многих источниках информации, а на
машины, оборудование и другие готовые изделия - гораздо реже, что обусловлено
трудностями сбора и анализа информации вследствие существенной качественной
разнородности этих изделий.
Для практического использования информации большое значение имеют
оперативные данные о ценах на товары, играющих ключевую роль в международной
торговле. Такие сведения публикуются во многих национальных периодических
изданиях. К ним относятся прежде всего наиболее солидные деловые газеты
промышленно развитых стран: США, Великобритании, ФРГ, Японии и др. Публикуемые
в них цены в наибольшей степени актуализированы; данные собираются в основном
через информационные каналы бирж, аукционов и других организованных форм
торговли. При этом ценовая информация в ведущих газетах в какой-то части совпадает,
например, по 20-30 важнейшим товарам международной торговли (таким, как нефть,
нефтепродукты, продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, цветные,
драгоценные металлы), котируемым на 15-20 крупнейших биржах мира, главным
образом американских и английских (перечень бирж, цены которых регулярно
публикуются в ведущих бизнес-газетах, приведен в Приложении N 1) . В то же
время информация по ценам в разных национальных изданиях имеет те или иные
отличия, касающиеся числа наблюдаемых товаров, охвата основных центров
международной торговли и т.д.
Среди наиболее известных и пользующихся высокой репутацией в деловом мире
газетных изданий, ежедневно публикующих информацию о состоянии основных
товарных рынков и цен на них, можно указать следующие. В США - это "Wall
Street Journal", "New York Times","Los Angeles Times",
"Journal of Commerce and Commercial", "Investor's Daily", в
Англии - "Financial Times", в ФРГ - "Handelsblatt", "Frankfurter
Allgemeine Zeitung", Гонконге - "Asian Wall Street Journal" и
т.д.
К примеру, в газете "Wall Street Journal" (Принстон, США)
приводятся два вида цен: цены на рынках наличного товара и фьючерсные
котировки. Цены "спот" публикуются по более чем 50 товарам в
следующей разбивке: нефть и нефтепродукты (нефть, мазут, бензин, сжиженные
нефтяные газы), зерновые и корма (пшеница, ячмень, кукуруза, овес, сорго,
соя-бобы, соевая мука и т.д.), продовольствие (говядина, бычки, свиньи,
бройлеры, масло, яйца, мука, сахар-сырец, кофе, какао и др.), растительные
масла и жиры (кукурузное, соевое, пальмовое, кокосовое масло, лярд и т.д.),
текстильные товары (хлопок, шерсть, джут), металлы (алюминий, медь, медный
скрап, свинец, олово, цинк, ртуть, стальной скрап), драгоценные металлы
(золото, серебро, платина, палладий), прочие товары (каучук, шкуры). Фьючерсные
котировки на крупнейших биржах США и Англии охватывают более 30 товаров по
следующим группам: энергоносители (нефть, мазут, дизельное топливо, бензин,
природный газ), драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий), цветные
металлы (алюминий, медь, свинец, олово, цинк, никель), зерновые и маслосемена
(пшеница, кукуруза, овес, соевые бобы, соевые мука и масло) , продукция
животноводства (крупный рогатый скот, свиньи, свинина), продовольствие и
волокна (сахар, кофе, какао, концентрат апельсинового сока, шерсть).
В английской газете "Financial Times", выходящей шесть раз в
неделю, публикуются цены на основные товары в ведущих центрах международной
торговли, прежде всего Великобритании и США. На наличные товары цены приводятся
примерно по 30 видам продукции (нефть, премиальный бензин, дизтопливо, мазут,
нафта, алюминий, медь, свинец, никель, олово, цинк, золото, серебро, платина,
палладий, пшеница, кукуруза, ячмень, сахар, крупный рогатый скот, овцы, свиньи,
каучук, хлопок, шерсть и др.). В газете раз в неделю перепечатываются из
английского еженедельника "Metal Bulletin" цены на основные
небиржевые цветные металлы: сурьму, висмут, кадмий, кобальт, ртуть, молибден,
селен, вольфрамовую руду, ванадиевые и урановые концентраты. Цены фьючерсных
сделок приводятся по результатам биржевой торговли в Лондоне, Нью-Йорке и
Чикаго; они охватывают порядка 30 товаров: нефть, дизельное топливо, базовые
цветные, драгоценные металлы, пшеница, кукуруза, ячмень, сахар, кофе, какао,
картофель, концентрат апельсинового сока, соя-бобы, соевое масло и проч. С
октября 1992 г. газета "Известия" совместно с "Файнэншл
тайме" раз в неделю выпускает издание "Финансовые известия", где
публикуется подборка материалов из английской газеты, в том числе и часть ценовой
информации.
В немецкой газете "Handelsblatt", издающейся пять раз в неделю,
приводятся цены на крупнейших мировых биржах - европейских (лондонских,
парижских) и североамериканских (нью-йоркских, чикагских, виннипегской), а
также цены ведущих производителей и продавцов сырьевых и продовольственных
товаров на основных рынках в Европе (главным образом Лондоне и Роттердаме), США
(в Нью-Йорке, Чикаго), Юго-Восточной Азии (Куала-Лумпуре, Сингапуре). Охват
"спотовой" торговли невелик - это нефть, включая уральскую, мазут,
дизтопливо, основные цветные, драгоценные металлы, каучук, джут, сизаль, перец,
шкуры и некоторые другие товары. По фьючерсной торговле массив информации шире
- нефть, дизельное топливо, мазут, бензин, пропан, пшеница, рожь, ячмень, кукуруза,
овес, сахар, кофе, какао, базовые цветные, драгоценные металлы и ряд других
сырьевых и продовольственных товаров. Кроме того, в газете регулярно
публикуются краткие сообщения и обзоры о коньюнктуре и ценах на важнейших
товарных рынках.
Помимо газетных публикаций в ведущих промышленно развитых странах
информация о ценах по более или менее значительному числу товаров издается
также различными специализированными организациями, профессионально
занимающимися изучением товарных рынков, спроса и предложения, оптовой,
розничной и международной торговли. В частности, Бюро по исследованию товарных
рынков (г. Нью-Йорк) занимается сбором и обработкой информации об основных
показателях торговли важнейшими товарами в США и на ведущих зарубежных рынках.
На базе этих данных подготавливаются различные справочно-информационные
материалы и публикации, наибольшую известность среди которых имеют справочники
"Commodity Chart Service" и "Commodity-Year Book". В первом
издании каждую неделю обновляются сведения о биржевых и оптовых ценах по более
200 наблюдаемым товарам - энергоносителям, сельскохозяйственному сырью,
продовольствию, цветным, драгоценным металлам, пиломатериалам и проч. По
каждому товару приводятся отдельные таблицы с минимальными, максимальными и
официальными (на момент закрытия бирж) котировками и/или средними оптовыми
ценами. В специальных разделах справочника содержится различная коммерческая и
справочная информация, включая индексы цен, расчетные соотношения между ценами
отдельных товаров, долговременные ряды среднемесячных цен за десятки лет и т.д.
В ежегоднике "Commodity Year Book" представлена информация по более
100 основным товарам, включая данные о производстве, потреблении, внутренней и
внешней торговле. Цены приводятся среднемесячные и среднегодовые.
В Великобритании ежедневно публикуется бюллетень "The Public
Ledger" (по субботам он выходит отдельным изданием под названием "The
Public Ledger's Commodity Week"), где приводится текущая информация о
ценах на отдельных товарных рынках (нефть, нефтепродукты, цветные, драгоценные
металлы, зерновые, корма, растительные масла, маслосемена, специи, пищевые
орехи, волокна, лекарственно-техническое сырье, эфирные масла и проч.).
В ФРГ, где сильно развита система государственной статистики, регулярная
информация о представительных ценах мирового рынка публикуется Федеральным
статистическим ведомством страны. В ежемесячном бюллетене этого ведомства
"Preise" (Fachserie 17, Reihe 11) приводятся цены международной
торговли по широкому кругу тоштивно-сырьевых, сельскохозяйственных и лесных
товаров - всего по 222 позициям. Цены в источнике указываются среднемесячные и
среднегодовые в единицах измерения и валютах, традиционно применяемых в мировой
торговле соответствующими товарами.
Что касается публикаций международных экономических организаций, то они
чаще всего выходят с меньшей периодичностью, чем национальные издания
аналогичного профиля.
В частности, Международный валютный фонд (МВФ) ежемесячно издает
статистический сборник "International Financial Statistics", в котором
регулярно по широкому набору товаров публикуются цены на основных мировых
рынках.
В настоящее время наблюдение ведется за 55 товарами из числа
энергоносителей, продовольствия, сельскохозяйственного сырья, черных, цветных,
драгоценных металлов. Это - нефть, уголь, бокситы, железная,руда, алюминий,
медь, никель, цинк, олово, свинец, фосфаты, каучук, золото, серебро/
суперфосфат, мочевина, марганец, шерсть, сизаль, хлопок, джут, пшеница,
кукуруза, рис, говядина, масло сливочное, соя-бобы, пальмовое, соевое, льняное
масла и т.д. В указанном справочнике даются среднемесячные и среднегодовые
справочные, биржевые аукционные цены, цены фактических сделок на разных
базисных условиях поставки в развитых и развивающихся странах - основных
поставщиках продукции на мировой рынок в долл. или центах США за различные
единицы измерения.
Комиссия ООН по продовольственным и сельскохозяйственным товарам (ФАО)
выпускает ежеквартальный бюллетень "FAO Quarterly Bulletin of
Statistics", в котором публикуются среднемесячные и среднегодовые цены по
более 60 важнейшим сельскохозяйственным товарам (пшеница, рис, кукуруза,
ячмень, овес, сорго, картофель, маниока, фасоль, перец, бананы, апельсины,
лимоны, мандарины, соя-бобы, арахис, соевое, арахисовое, подсолнечное,
пальмовое масла, рыбная мука, сахар-сырец, кофе, какао-бобы, чай, вино,
хлопок-волокно, сизаль, джут, кенаф, шерсть, натуральный каучук, кожи,
говядина, баранина, свинина, куры, молоко, масло сливочное, сыр, яйца,
некоторые виды лесопродукции, целлюлоза, бумага и проч.) Цены даются в долл.
США с указанием базисных условий поставки.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) каждый месяц публикует
сборник "Monthly Commodity Price Bulletin". В нем приводятся цены на
основные продовольственные и непродовольственные товары, минеральное сырье,
металлы, имеющие первостепенное значение для экспорта и импорта развивающихся
стран.
Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО)
ежемесячно издает справочник "Prices of Selected Asia/Pacific
Products", где дается информация о ценах на важнейшие экспортные товары
данного региона.
Среди международных изданий есть и узкоспециализированные, как, например,
ежемесячный справочник ООН "Timber Bulletin", в котором приводятся
данные о ценах на лесные товары в основных центрах международной торговли.
Наряду с перечисленными выше источниками сведения о ценах мирового рынка
публикуются также в разнообразных отраслевых изданиях, где информация обычно
представлена по одной или нескольким товарным группам, но гораздо полнее и
детальнее.
2. Мировые цены на нефть на примере компании ГАЗПРОМ НЕФТЬ
2.1 Прогнозирование цен на нефть
Мировые цены на нефть определяются соотношением спроса и предложения
нефти на мировом рынке в конкретный момент времени и, соответственно, теми факторами,
которые формируют данный спрос и предложение. Спрос на нефть определяется
прежде всего темпами роста мировой экономики, а также рядом других факторов, к
числу которых относятся структурные характеристики спроса на нефть,
энергоемкость и нефтеемкость экономики, климатические (погодные) условия,
уровень
эффективности энергопотребляющих технологий и относительная
конкурентоспособность других видов топлива. Предложение нефти на мировом
рынке определяется мировым спросом, геолого-технологическими факторами,
структурными характеристиками мирового производства и экспорта нефти, политикой
нефтедобывающих государств, а также рядом других факторов, включая факторы
случайного характера, такие как военные действия в регионах добычи нефти.
Мировые цены на нефть, формируясь под воздействием мирового спроса и
предложения, оказывают обратное воздействие как на глобальный спрос, так и на
предложение нефти. Чрезвычайно высокие нефтяные цены сдерживают спрос и
стимулируют замещение нефти другими видами топлива. Одновременно высокие цены
стимулируют увеличение производства нефти в регионах с относительно высокими
издержками добычи. В результате такого ограничения спроса и расширения
предложения создаются предпосылки для снижения мировых цен на нефть. При низких
ценах на нефть, наоборот, стимулируется спрос и сокращается предложение (в
результате свертывания добычи и инвестиций в высокозатратных регионах). Как
результат, создаются предпосылки для последующего роста нефтяных цен.
Опыт последних 35 лет показывает, что способность исследователей,
опираясь на экспертные оценки или математические модели, предсказать не только
правильное значение, но подчас даже верное направление перспективной динамики
цены жидкого топлива, крайне ограничены. Тем не менее, прогнозирование цен на нефть
нельзя рассматривать как модную игру, бесполезную для практиков. В эту игру
независимо от того, осознают они это или нет, вовлечены все фирмы, вкладывающие
огромные инвестиции в нефтегазовый сектор, министерства финансов многих стран,
а также сотни миллионов потребителей жидкого топлива.
Ниже приведены некоторые прогнозы цен на нефть (Таблица 1), сделанные
разными организациями в середине 1997 г. В разработке прогноза приняли участие
Агентство по энергетической информации администрации США (Energy Information
Administration - EIA), английское издательство Petroleum Economist Ltd - PEL,
исследовательский центр американского издательства DRI - McGrow Hill-DRI,
консалтинговая фирма WEFA - Group-WEFA, Институт исследований в газовой
промышленности - GRI, группа по исследованию природных ресурсов Канады - NRC,
калифорнийская энергетическая комиссия - CEC.
Таблица 1. Прогноз мировых цена на нефть
Как видно из приведенных данных, большинство экспертов предсказывало, что
уровень цен на нефть будет слабо повышаться (долл./барр.): 2000 г. - 19; 2005
г. - 22; 2010 г. - 24. Лишь эксперты журнала Petroleum Economist и, в одном из
вариантов, специалисты из агентства энергетической информации администрации США
предсказывали низкий уровень цен, что соответствовало большинству прогнозов
того времени. Среди множества факторов движущих цены нефти есть объективные и
спекулятивные, долговременные, краткосрочные и даже мимолетные.
К числу краткосрочных относятся эффекты от игры на рынке фьючерсных
контактов, притягивающем капиталы с фондовых рынков, резкие обострения
политической ситуации, или природные катаклизмы подобные урагану Катрина (после
него добыча нефти в Мексиканском заливе на время упала на 58%). В начале 80-х
годов даже демонстрация по британскому телевидению фильма «Смерть принцессы»
вызвала негативную реакцию саудовской королевской семьи в форме повышения цены
нефти на 2 долл./барр. Представления о том, что динамика цен нефти определяется
преимущественно спекулятивными факторами неверно. Если повышение цены нефти
является результатом только спекуляций, то оно проходит также
быстро, как и приходит. Однако, цены на сырую нефть растут уже с 1999 г.
Нефтяной кризис начала 21 века - это кризис нехватки мощностей нефтедобычи. Она
сложилась за счет работы именно рыночных факторов - роста спроса на нефть при
низких ценах и нежеланием при таких ценах вкладывать средства в развитие
нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности (см. Рисунок 2).
Рисунок 2. Динамика цен на Нефть Brent (ICE.Brent), USD/баррель за период
1998 - 2012 года
декабря 2012 года Минэкономразвития РФ повысило прогноз цены на нефть
Urals в 2012 году с 109 долларов до 110-110,5 долларов за баррель. Об этом
сегодня сообщает министерство, которое сегодня опубликовало на своем сайте
прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2015
годы. Прогноз повышен в результате высокой базы, сложившейся в январе-ноябре
текущего года /среднее - 110,6 долларов за баррель/. Прогноз цен на нефть в
2013-2015 гг. сохранен на первоначальном уровне. Динамика экспортных цен на газ
также незначительно скорректирована в сторону увеличения.
.2 Общая информация о компании ГАЗПРОМ НЕФТЬ
«Газпром
нефть» и ее дочерние общества представляют собой вертикально-интегрированную
нефтяную компанию (ВИНК), основными видами деятельности которой являются
разведка <#"579854.files/image005.gif">
Рисунок 3. Регионы операционной деятельности ГАЗПРОМ
НЕФТЬ
Таблица 2. «Газпром нефть» в цифрах по данным на 31
декабря 2011 г.
Доказанные запасы углеводородов по классификации PRMS (SPE)
|
1 130 млн тонн н. э.
|
Воспроизводство запасов
|
214 %
|
Добыча углеводородов (с учетом доли в добыче зависимых
обществ)
|
57,3 млн тонн н. э.
|
Переработка нефти
|
40,5 млн тонн
|
Экспорт нефти
|
16,1 млн тонн
|
Реализация нефтепродуктов в РФ
|
24,3 млн тонн
|
Экспорт нефтепродуктов
|
17,2 млн тонн
|
Численность персонала
|
59 тыс.
|
Чистая прибыль по итогам 2011 г.
|
$5,352 млрд
|
Доказанные запасы углеводородов «Газпром нефти» по классификации SPE
(PRMS) превышают 1,1 млрд тонн нефтяного эквивалента, что ставит ее в один ряд
с двадцатью крупнейшими нефтяными компаниями мира (см. Таблица 2).
В
состав группы <#"579854.files/image006.gif">
Рисунок 4. Динамика экспорта нефтепродуктов 2009-2011
гг.
Объем реализации нефти на экспорт в 2011 году составил
в абсолютном выражении 13,1 млн тонн. Этот показатель снизился по сравнению с
предыдущим годом в связи с ростом объема переработки нефти на НПЗ компании в
2011 году. В страны СНГ в 2011 году было поставлено 2,99 млн тонн нефти (см.
Таблица 3).
Таблица 3. Экспорт и внутренний рынок ГАЗПРОМ НЕФТЬ
2009-2011гг.
|
2011
|
2010
|
Изменение, % 2011-2010
|
2009
|
Изменение, % 2010-2009
|
Нефть (млн. тонн)
|
|
|
|
|
|
Экспорт
|
13,1
|
15,9
|
(17,9%)
|
15,6
|
2,4%
|
СНГ
|
3,0
|
3,0
|
(1,0%)
|
3,3
|
(9,0%)
|
Внутренний рынок
|
0,2
|
0
|
1 900,0%
|
0,5
|
(98,1%)
|
Итого
|
16,3
|
19,0
|
(14,2%)
|
19,4
|
(2,3%)
|
Нефтепродукты (млн. тонн)
|
|
|
|
|
|
Экспорт
|
12,6
|
12,3
|
2,6%
|
11,4
|
8,4%
|
Международные продажи
|
2,4
|
2,6
|
(6,9%)
|
2,3
|
0,1%
|
СНГ
|
2,1
|
1,7
|
18,4%
|
1,9
|
(8,4%)
|
Внутренний рынок
|
24,3
|
20,5
|
18,3%
|
17,4
|
17,8%
|
Итого
|
41,4
|
37,2
|
11,3%
|
33,0
|
12,8%
|
|
|
|
|
|
|
|
«Газпром нефть» является одной из немногих российских нефтяных компаний,
которая производит и с успехом реализует на зарубежных рынках дизельное топливо
европейского качества (марка EN 590). Gazprom Neft Trading GmbH реализует
основные объемы EN 590 во Франции, Германии и Великобритании. Кроме того, на
экспорт идут мазут, нафта, бензин и другие нефтепродукты.
По итогам 2011 года «Газпром нефть» остается одним из лидеров нефтяной отрасли
и занимает первое место по динамике роста операционной прибыли (EBITDA),
которая увеличилась по сравнению с 2010 годом на 40% до $10,16 млрд, и по
уровню совокупного дохода для акционеров. В 2011 году компания снова доказала
свою эффективность, продемонстрировав наименьший в отрасли рост удельных
операционных затрат на баррель добычи нефтяного эквивалента (см. Таблица 4,
Рисунок 5).
Таблица 4. Основные показатели деятельности ГАЗПРОМ НЕФТЬ
Базовая и разводненная прибыль на одну обыкновенную акцию (долл.
на акцию)
|
1,13
|
0,67
|
0,64
|
70,00%
|
4,30%
|
Дивиденд выплаченный на одну обыкновенную акцию (руб.)
|
7,30
|
4,44
|
3,57
|
64,40%
|
24,40%
|
ROACE
|
20,98%
|
15,83%
|
15,44%
|
5,15
|
0,39
|
Рентабельность EBITDA
|
23,00%
|
22,09%
|
24,84%
|
(2,68 )
|
0,69
|
EBITDA на баррель добычи (долл./барр.)
|
24,10
|
18,70
|
16,40
|
28,90%
|
14,00%
|
Рентабельность чистой прибыли
|
12,65%
|
10,45%
|
12,76%
|
2,20%
|
(2,31 )
|
Чистая прибыль на баррель добычи (долл./барр.)
|
12,70
|
8,10
|
8,20
|
56,80%
|
(1,20%)
|
Рентабельность капитала
|
24,28%
|
17,18%
|
18,58%
|
7,10
|
(1,40 )
|
Gearing
|
20,48%
|
22,31%
|
(1,68 )
|
(1,83 )
|
Коэффициент текущей ликвидности
|
2,05
|
1,44
|
1,15
|
43,10%
|
24,40%
|
Рисунок 5.Основные показатели деятельности ГАЗПРОМ
НЕФТЬ за 2007-2011 гг.
За 2011 год «Газпром нефть» сохранила положение одного из лидеров по
темпу прироста объемов переработки нефти. За отчетный период переработка увеличилась
на 6,8% - до 40,5 млн тонн нефти.
«Газпром нефть» перерабатывает более 80% добытой нефти на собственных
нефтеперерабатывающих заводах. В состав группы входит Омский НПЗ, один из
лидеров в России по качеству выпускаемых продуктов: автомобильных бензинов,
топлива для дизельных и реактивных двигателей, топочного мазута, битума,
ароматических углеводородов и других нефтепродуктов. Омский НПЗ связан
трубопроводами с крупнейшими месторождениями «Газпром нефти», что позволяет
обеспечить поступление на завод нефти высокого качества с минимальными
издержками. Также в структуру компании в России входят Московский и Ярославский
НПЗ (принадлежит «Славнефти», которую «Газпром нефть» контролирует на 50%), а
за рубежом - перерабатывающий комплекс сербской компании NIS, состоящий из двух
НПЗ общей установленной мощность в 7,3 млн тонн нефти в год, расположенных в
городах Панчево и Нови Сад.
Для
реализации нефтепродуктов в компании созданы специализированные бизнес-единицы,
занимающиеся продажей авиатоплива, бункеровкой, производством и реализацией
масел: «Газпромнефть-Аэро
<#"579854.files/image009.gif">
Рисунок 6. Показатели ГАЗПРОМ НЕФТЬ за 2011 г.
.4 Стратегия
Стратегическая цель «Газпром нефти» - стать крупным международным игроком
российского происхождения, обладающим регионально диверсифицированным пакетом
активов по всей цепочке создания стоимости, активно участвуя в развитии
регионов, обладая высокой социальной и экологической ответственностью.
Стратегия до 2020 г.: Рост масштабов и расширение
географии при сохранении лидерства по эффективности (см. Таблица 6).
Таблица 6. Стратегия развития до 2020 года ГАЗПРОМ
НЕФТЬ
Рост масштабов бизнеса
|
Расширение географии бизнеса
|
Сохранение и повышение эффективности бизнеса
|
Доказанные запасы нефти 2 200 млн. тонн Добыча нефти и газа
100 млн. тонн н.э. в год Переработка 70 млн. тонн в год Реализация через
премиальные сегменты 40 млн. тонн в год
|
Добыча - РФ, Балканы, Средняя Азия, Ближний Восток, Африка,
Латинская Америка. Переработка - РФ, Европа. Сбыт нефтепродуктов - РФ,
Европа, Средняя Азия.
|
Обеспечить самый высокий совокупный доход для акционеров
(TSR) среди нефтяных компаний РФ Быть в тройке лидеров по эффективности среди
ВИНК РФ
|
К 2020 году «Газпром нефть» намерена увеличить объемы добычи нефти до 100
млн тонн н. э. в год. Отношение запасов к добыче будет поддерживаться на этом
уровне не менее 20 лет, а доля проектов в начальной стадии разработки к 2020
году должна обеспечивать не менее 50 % добычи.
Объем переработки нефти «Газпром нефти» к 2020 году достигнет 70 млн тонн
в год (см. Рисунок 7) за счет увеличения собственных нефтеперерабатывающих
мощностей в России - до 40 млн тонн и получения доступа к перерабатывающим
мощностям за рубежом в объеме 25-30 млн тонн. На заключительном этапе реализации
стратегии целевой баланс распределения ресурса нефти составит: 40 % -
переработка в РФ, 25-30 % - переработка за рубежом, 20-25 % - прямая продажа
нефти.
В области сбыта нефтепродуктов стратегическими целями компании к 2020
году являются: продажа 40 млн тонн нефтепродуктов через маржинальные каналы
сбыта в России и за рубежом, создание сильного розничного бренда, рост средней
прокачки через одну АЗС до 5,5 тыс. тонн в год, количество регионов присутствия
АЗС компании - до 36 регионов.
Рисунок 7. Цели ГАЗПРОМ НЕФТЬ к 2020 году
Заключение
Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества
различных отраслевых рынков товаров и услуг, множественность цен. На практике
цена на конкретную продукцию одного и того же рынка может существенно
различаться. Поэтому при обосновании, определении и согласовании внешнеторговой
цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктующей
особенность «отбора» цены:
использование цен раздельных экспортных и импортных операций;
цены в условиях оплаты наличными;
цены, формирующиеся в рамках обычных коммерческих сделок.
Исходя из данных посылок ясно, что цены, фиксируемые в рамках
долгосрочных межгосударственных соглашений, будут существенно отличаться от цен
в сделках, или от цен на товар, оплачиваемый путем сложных банковских операций,
в условиях определенных валютных ограничений и т.д.
Поставщики товара на внешний рынок встречаются с существенными
колебаниями цен, предоставлением различных скидок, приложением надбавок. Кроме
того, практически всегда цены на аналогичную продукцию отличаются, так как
разные поставщики поставляют товары различного качества, комплектации и т.п.
Значительную долю в конечной цене составляют транспортные расходы.
В современной международной торговле, особенно в торговле сырьевыми
товарами и полуфабрикатами заметное место занимают посреднические фирмы, также
имеющие свою прибыль в результате осуществления продаж. Что же касается
торговли машинно-технической продукцией, технически сложными товарами, то здесь
цены, как правило, формируются только при непосредственном контакте между
продавцом-производителем и покупателем-потребителем. При этом в цену включаются
самые различные составляющие - надбавки за гарантию, предпродажный и
послепродажный сервис, упаковку и др.
Для изучения и использования на практике ценовых показателей мирового
рынка необходимо знать основные источники сведений о ценах. В настоящее время
созданы специальные банки данных практически для всех товаров и товарных групп
по регионам и временным периодам (для товаров сезонных). Огромные возможности
предоставляет система компьютерных телекоммуникаций, позволяющая в считанные
минуты получить ориентировку практически на все поставляемые на мировой рынок товары.
Однако это будут цены ориентировочные, позволяющие экспортеру и импортеру иметь
стартовую площадку для переговоров по ценам поставки. Механизм же
ценообразования остался старым: анализ спроса и предложения, проект цены,
исходя из ситуации на рынке, и формирование контрактной цены в ходе
непосредственных переговоров поставщика и покупателя.
Список литературы
. Альшанский, Л. Мировой финансовый рынок нуждается в
регулировании / Л. Альшанский // Рынок ценных бумаг. - 2008. - N 15. - с.
56-58.
. Баздникин, А.С. Цены и ценообразование [Текст]: учеб.
пособие для вузов / А.С. Баздникин . - М.: Юрайт, 2008. - 330 с. - (Основы
наук). - Библиогр.: с. 264.
. Беляева, И.Ю. Ценообразование [Текст]: учебное пособие для
вузов / И.Ю. Беляева [и др.] .- 3-е изд., испр. и доп. - М.: КноРус, 2007. -
176 с.
. Герасименко, В.В. Ценообразование [Текст]: учеб. пособие /
В.В. Герасименко. - Москва: ИНФРА-М, 2008. - 422 с.
. Липсиц, И.В. Ценообразование [Текст]: учебник для вузов /
И.В. Липсиц.- 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Магистр, 2008. - 527 с.
. Слепов, В.А. Ценообразование [Текст]: учебник / под ред. В.
А. Слепова. - Москва: Экономистъ, 2007. - 574 с.
. Есипов, В.Е. Цены и ценообразование [Текст]: учебник / под
ред. В.Е. Есипова.- 4-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с.
. Есипов, В.Е. Цены и ценообразование [Текст]: учебник / под
ред. В.Е. Есипова.- 5-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 480 с.
. Тактаров, Г.А. Ценообразование [Текст]: учеб. пособие / под
ред. Г.А. Тактарова .- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика;
ИНФРА-М, 2008. - 192 с.
. Салимжанов, И.К. Ценообразование [Текст]: учебник/ И.К.
Салимжанов. - 2-е изд. - Москва: КноРус, 2008. - 299 с.
. Слепнева, Т.А. Цены и ценообразование [Текст]: учеб.
пособие / Т.А. Слепнева, Е.В. Яркин. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 240 с.
. Шуляк, П.Н. Ценообразование [Текст]: учеб.-практ. пособие /
П.Н. Шуляк.- 12-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. - 193 с.
. Яковлев, Н.Я. Цены и ценообразование [Текст]: учеб. пособие
/ Н.Я. Яковлев.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркетинг, 2001. - 106 с.
. http://www.gazprom-neft.ru/
. http://www.sugar.ru/
. http://www.chem.msu.su/rus/jvho/2008-6/25.pdf
. http://www.oilru.com/dynamic.phtml
Приложение
Ключевые финансовые коэффициенты
|
|
2011
|
2010
|
2009
|
2008
|
Выручка
|
|
|
|
|
|
Реализация нефтепродуктов, нефти и газа
|
млн. долл.
|
43 268
|
32 176
|
23 648
|
33 205
|
Прочая реализация
|
млн. долл.
|
904
|
736
|
518
|
665
|
Итого
|
млн. долл.
|
44 172
|
32 912
|
24 166
|
33 870
|
Расходы и прочие затраты
|
|
|
|
|
|
Себестоимость приобретенных нефти, газа и нефтепродуктов
|
млн. долл.
|
10 817
|
7 459
|
5 636
|
8 296
|
Операционные расходы
|
млн. долл.
|
2 565
|
2 126
|
1 862
|
2 015
|
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы
|
млн. долл.
|
1 779
|
1 660
|
1 280
|
1 046
|
Транспортные расходы
|
млн. долл.
|
3 391
|
2 886
|
1 982
|
1 810
|
Износ, истощение и амортизация
|
млн. долл.
|
1 963
|
1 649
|
1 475
|
1 309
|
Экспортные пошлины
|
млн. долл.
|
8 092
|
6 631
|
3 948
|
7 328
|
Налоги, кроме налога на прибыль
|
млн. долл.
|
5 240
|
5 240
|
3 982
|
5 353
|
Расходы на геологоразведочные работы
|
млн. долл.
|
74
|
91
|
147
|
193
|
Расходы по прочей реализации
|
млн. долл.
|
575
|
436
|
283
|
271
|
Убыток от продажи активов
|
млн. долл.
|
-
|
-
|
142
|
-
|
Итого
|
млн. долл.
|
37 193
|
28 239
|
20 737
|
27 621
|
Операционная прибыль
|
млн. долл.
|
6 979
|
4 673
|
3 429
|
6 249
|
Прочие доходы (расходы)
|
|
|
|
|
|
Доходы от долевого участия в зависимых компаниях
|
млн. долл.
|
248
|
229
|
212
|
407
|
Доходы от инвестиций
|
млн. долл.
|
104
|
9
|
470
|
-
|
Проценты к получению
|
млн. долл.
|
66
|
48
|
108
|
100
|
Проценты к уплате
|
млн. долл.
|
-329
|
-347
|
-369
|
-167
|
Прочие доходы (расходы), нетто
|
млн. долл.
|
-65
|
-309
|
-3
|
89
|
(Отрицательная) положительная курсовая разница, нетто
|
млн. долл.
|
-172
|
-24
|
50
|
-517
|
Итого
|
млн. долл.
|
-148
|
-394
|
468
|
-88
|
Прибыль до налогообложения
|
млн. долл.
|
6 831
|
4 279
|
3 897
|
6 161
|
Расходы по налогу на прибыль
|
млн. долл.
|
1 173
|
884
|
804
|
1 425
|
Расход (доход) по отложенному налогу на прибыль
|
млн. долл.
|
71
|
-43
|
12
|
39
|
Итого
|
млн. долл.
|
1 244
|
841
|
816
|
1 464
|
Чистая прибыль
|
млн. долл.
|
5 587
|
3 438
|
3 081
|
4 697
|
Минус: чистая прибыль, относящаяся к неконтролируемой доле
участия
|
млн. долл.
|
-235
|
-287
|
-68
|
-39
|