Монополии
Причины
существования монополий в экономике
Суть монополии передана самим словом
«монополия». По-гречески «моно» - один, «полео» - продаю. Это означает, на
рынке существует одна фирма, которая является единственным производителем
данного товара или поставщиком услуг, тоже единственным. Здесь в силу тех или
иных причин продавец обладает исключительным правом продажи какого-либо
продукта на рынке.
Получая большую прибыль, монополии этим самым
привлекают других потенциальных производителей такого же товара. И если она не
сможет как-то ограничить этот натиск, то монопольный рынок может превратиться в
конкурентный. Поэтому и существуют барьеры для входа в отрасль, которые не
позволяют другим фирмам вступить в конкуренцию с уже существующей
фирмой-монополистом.
Выделяют несколько видов барьеров:
1)Предоставлением правительства патентов и
авторских прав. Патенты и авторские права
обеспечивают создателям новых продуктов или произведений литературы, искусства
и музыки исключительные права, чтобы продавать или предоставлять лицензии на
использование их изобретений и творений. Они обеспечивают монопольные позиции
только на ограниченное число лет. После истечения срока действия патента барьер
для входа на рынок исчезает.
Примером к этому виду барьера может служить работа
фирмы «Ксерокс». В течении многих лет она контролировала процесс изготовления
копий, называемый ксерографией. Многие могут задаться вопросом почему, именно
эта фирма? Ответ весьма прост, потому что «Ксерокс» обладал более совершенными
знаниями в области технологий, которые и были защищены патентами.
Патенты и авторские права имеют право на
существование. Т.к. если бы не было их, то неизвестно как бы мы сейчас жили.
Они помогают фирмам и отдельным изобретателям разрабатывать новые продукты,
какие-то новейшие технологии. Первооткрыватели могут смело изобретать что-то
новое, не боясь, что об этих изобретениях узнают их конкуренты. Т.е. патенты и
авторские права дают гарантии и исключительное право на то, чтобы реализовать
на рынке плоды своих усилий. Патенты и авторские права служат как бы стимулом,
который подстегивает различные фирмы к изобретению чего-то нового.
Как уже было сказано выше, этот вид барьера
может быть использован одной фирмой только определенный промежуток времени, а
потом он просто перестает действовать. И тогда все узнают технологию
производства того или иного продукта. И здесь уже может образоваться
конкурентный рынок.
Можно сделать небольшой вывод по всему
вышенаписанному. «Монополия - это зло, но стандартная технология - и того хуже.
Большинство людей скорее предпочли бы автомобили, производимые монополией, чем
багги, производимые совершенной конкурентной отраслью»¹.
Ведь
правительство, давая патенты и авторские права различным фирмам, тем самым
ускоряют технический прогресс.
Но как у всех в этом виде барьера имеются
минусы. Если фирма обладает патентом, то она является монополией. А монополия
может устанавливать свои цены на произведенную продукцию (оказание услуг).
Отсюда выходит, что издержки будут расти.
) Преимущество низких издержек крупного
производства, обусловленного монополизацией рынка. Т.е. если одна
какая-нибудь фирма может обеспечить рынок своим товаром (услугой) с меньшими
издержками, чем это может сделать две или более фирмы, но уже с более высокими
издержками, то, конечно, мы отдаем предпочтение одной фирме. И как раз за счет
этих условий и возникает естественная монополия. «Многие отрасли являются
естественными монополиями именно благодаря такому фактору, как экономия от
масштаба»².
Классическим примером естественных монополий на
федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа,
железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на
региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию,
водоснабжение и т.д.
Но чтобы лучше все таки понять, что представляет
собой естественная монополия, можно назвать пример снабжения электричества
«Астркоммунэнерго» нашего города. Технология в данной отрасли такова, что
требуются большие постоянные издержки на генераторы, линии высоковольтных
передач и на многое другое. Так же необходимо учитывать тот факт, что
специальное оборудование должно быть пригодным к использование, особенно в
пиковые времена года. Летом, когда все пользуются кондиционерами,
сплитсистемами, вентиляторами. «Эти большие постоянные издержки означают, что
издержки производства на единицу продукции уменьшаются» с числом
киловатт-часов, которыми снабжает нас «Астркоммунэнерго».
А если представить, что все таки нас обслуживала
не одна фирма, а несколько. Прежде всего им надо бы было войти в этот рынок.
Они должны иметь достаточно большую финансовую базу, но сначала они должны
получить ее от кредиторов, а это сделать очень трудно, затем приобрести
соответствующее оборудование, построить свои линии передач и уладить все остальные
формальности. Вследствие после всех этих затрат будут являться большие
издержки. И они будут значительно больше, чем у одной фирмы. Но если все таки
им удастся войти в этот рынок, то, наверняка, их присутствие поделило бы его на
различные части. Вследствие этого у всех бы фирм этой отрасли сократились бы
продажи. Они стали бы задействовать не все оборудование, «в результате чего
издержки на единицу продукции и, следовательно» тарифы на
электричество были бы очень высокими. А еще у нас было бы на руках несколько
абонентских книжек по расчетам за электрическую энергию, и мы ходили бы в
разные учреждения по оплате электроэнергии и стояли бы подолгу в очередях.
Но пока у нас одна фирма по предоставлению этой
услуги, и надеюсь, это будет надолго.
Чтобы проанализировать данный пример, рассмотрим
Рисунок1., на котором показаны кривы спроса и издержек для монополии,
действующей в данной отрасли.
Монопольной цене и объему выпуска соответствует
точка А, при этом объеме выпуска МR=MC.
В точке А монополия получает прибыль в размере заштрихованной площади (Рm-АСm)×Qm.
Вывод: как уже было сказано выше экономия от
масштаба - это одна из основных причин существования естественной монополии.
Естественные монополии существуют и будут существовать еще долгое время. Потому
что, как я считаю, вступать на рынок естественной монополии другим фирмам
просто бесполезно. Т.к. они не смогут добиться таких же низких издержек, как у
монопольной фирмы. Эти конкуренты просто зря потратят деньги, не добившись
получения какой-либо прибыли, в итоге окажутся банкротами.
)Ключевой ресурс производства, которым
владеет одна- единственная фирма.
Самый легкий способ создания монополии - это
наличие «некоего ключевого производственного ресурса в “руках” единственной
фирмы»5. Т.е. существует фирма, которая владеет и контролирует
нужное ей для производства сырье. И как раз она может закрыть вход на рынок
потенциальным конкурентам.
Примером монополии, обладающей ключевым
ресурсом, может служить предприятие «Газпром». Он добывает газ и серу,
вырабатывает бензин из сопутствующих ресурсов. В России у него нет конкурентов,
ведь «Лукойл», «Юкос» и др. являются лишь перерабатывающими предприятиями, а
«Газпром» - не только перерабатывающим, но и добывающим. Власть его над
российским рынком, можно сказать, неограниченная, ведь люди не смогу ничем
заменить газ, бензин и др. продукты, необходимые нам в повседневной жизни.
Поэтому и это предприятие влияет на цену своих продуктов.
Также существует множество примеров таких предприятий,
как «Газпром». Это и «Алюминиум компании оф Америка», которая удерживала свои
монопольные позиции в алюминиевой отрасли многие годы, а все за счет контроля
над всеми основными источниками бокситов, который является главным сырьем
алюминиевого производства. И алмазная монополия De
Beers, которой
принадлежит огромное количество алмазных рудников и которая контролирует около
80% мирового производства бриллиантов и алмазов. И так же многие др.
предприятия.
Вывод- влияние той или иной компании на рынок,
прежде всего связано с наличием у них важных или менее важных для потребителей
ресурсов. Так, например, если большинство людей предпочитают сапфиры, изумруды
и другие драгоценные камни, за исключением бриллиантов и алмазов, то власть De
Beers будет ограниченной
на рынком драгоценных камней.
А вот «Газпром» обладает очень важными для всех
нас ресурсами. Потому что если большинство автолюбителей перейдут с бензина на
газ, то на этом рынке условия так же будет диктовать «Газпром».
Максимизация
прибыли монополиями
Для начала надо понять, как монополистам удается
максимизировать прибыль, а для этого надо сначала рассмотреть монопольный
выпуск продукции, доход монополиста и др. аспекты.
Монополист в отличие от других фирм, которые
существуют на конкурентном рынке, сам определяет цену своего товара. А причина
этому следующая: он выпускает, и следовательно, контролирует общий объем
предложения. При убывающей кривой спроса на свой продукт монополист может
изменить цену своего продукта, «манипулируя количеством предложенного продукта»
.
И сразу хочу рассказать о том, как образуется
предельный доход монопольной фирмы на примере хлебозавода «Красная заря».
Допустим, что только эта организация поставляет в город N.
хлебобулочные изделия.
Чтобы рассчитать объем выпуска, максимизирующий
прибыль этой компании, необходимо выяснить то, что если производство
дополнительной единицы в неделю увеличит доход, который будет больше, чем
издержки производства этой единицы, то тогда выпуск надо увеличить. А если
доходы будут меньше, чем издержки, то выпуск следует сократить. Т.е. «Красная
заря» должна сравнить предельные издержки МС с предельным доходом МR.
МС (предельные издержки) - это дополнительные
затраты, с увеличением выпуска на единицу.
МR
(предельный доход) - это прирост выручки, связанный с увеличением объема
выпуска на единицу.
Итак, рассмотрим Таблицу 1, в которой
представлена зависимость дохода монополии от количества поставляемой продукции.
Таблица 1
Объем
спроса, единицу в неделю (Р)
|
Цена,
руб. за единицу (P)
|
Валовый
доход, руб. (TR=PxQ)
|
Предельный
доход, руб.(MR=∆TR/∆Q)
|
0
|
16
|
0
|
|
1
|
14
|
14
|
14
|
2
|
12
|
24
|
10
|
3
|
10
|
30
|
6
|
4
|
8
|
32
|
2
|
5
|
6
|
30
|
-2
|
6
|
4
|
24
|
-6
|
7
|
2
|
14
|
-10
|
0
|
0
|
-14
|
В первых двух столбцах Таблицы 1 показан
спрос на хлебобулочные изделия фирмы «Красная заря». При цене в 4 руб., спрос
на хлебобулочные изделия будет равен 6 единица в неделю. А если цена будет
равна 8 руб., то спрос будет составлять всего лишь 4 единицы в неделю. Т.е. при
более высоких ценах на продукты данного предприятия объем спроса будет снижаться.
В третьем столбце показан совокупный (валовый)
доход рассматриваемого предприятия, который равен произведению объема продукции
и цены. Совокупный (валовый) доход сначала увеличивается по мере снижения цены,
а затем, когда цена становится низкой, начинает снижаться.
Приведенные данные в первых трех столбцах можно
рассмотреть по графикам, которые представлены на Рисунке 2.
Кривая спроса (D)
на хлебобулочные изделия. Когда цена равна 12 руб., то объем спроса равен 2
единицам в неделю. Тогда суммарный доход будет равен 24 руб. Совокупный
(валовый) доход при таком объеме выпуска представлен площадью заштрихованного
прямоугольника В+С. Когда цена снижается до 8 руб., тогда величина дохода
равняется сумме площадей А и С. Так как А+С больше, чем В+С, то из Рисунка 2
видно, что величина совокупного дохода должна возрастать по мере роста выпуска
с 2 до 4 единиц. Это может подтвердить и Рисунок 3, на котором показано,
что совокупный (валовый) доход равен 32 руб. при объеме выпуска в размере 4
единиц.
В четвертом столбце данной таблицы представлен
предельный доход «Красной зари». Величина этого предельного дохода ниже цены
при всех, кроме единичного, объемах выпуска. Этот факт можно объяснить тем, что
данное предприятие может увеличивать свой недельный объем продаж только за счет
снижения цены, а снижение цены распространяется на все проданные в течение
любой недели товары. Следовательно, если «Красная заря» примет решение
продавать на одну единицу больше в неделю, то она получит прирост в размере
цены этой единицы, но также и понесет потери из-за того, что должна будет
продавать первоначальный недельный объем продукции по более низкой цене.
Эти последствия мы можем увидеть в Таблице 1.
Если 2 единицы продукции могут быть проданы по 12 руб. за каждую, то чтобы
продать 3 единицы в неделю, «Красная заря» должна снизить цену до 10 руб. за
каждую. Когда объем продаж возрастет с 2 до 3 единиц, то прирост совокупного
(валового) дохода будет равен 6 руб. (30руб.-24руб.). Данный прирост разделить
на две части. Первая часть - это те 10 руб., которые данное предприятие
получает от покупателя в момент продажи 3 единицы. Вторая часть - это потеря в
размере 4 руб., которая возникает из-за того, что каждая из двух первых
проданных единиц приносит теперь 10 руб. вместо 12 руб. Цену приходится
снижать, с тем чтобы продать 3 единицу. Поэтому «Красная заря» получает 10 руб.
от продажи 3 единицы, но теряет 4 руб. из-за более низкой цены, по которой
продается первоначальный объем выпуска в размере 2 единиц. Это обеспечивает
чистый предельный доход в размере 6 руб. монополия рынок спрос издержки
Зависимость между ценой и предельным доходом в
общем виде можно описать с помощью следующего равенства:
Предельный доход =
приросту совокупного дохода от продажи одной дополнительной единицы продукции
=цене, по которой продается эта дополнительная единица продукции Минус
величина потерь дохода вследствие того, что первоначальный выпуск продается
теперь по более низкой цене.
Рассмотрим теперь Рисунок 3, на котором
изображен такой же график как на Рисунке 2, но только еще добавлена
кривая предельного дохода (MR)
из Таблицы1
Например, предельный доход, полученный за счет
увеличения выпуска с 1 до 2 единиц, составляет 10 руб. Это на графике показано
точкой G.
Согласно равенству, которое приведено выше,
предельный доход от первой единицы выпуска продукции всегда равняется цене
данной единицы, т.к. в данной ситуации нет «первоначального выпуска»7
, приносящий меньший доход в результате снижения цены, которое необходимо для
увеличение спроса. Но после того как 1 единица продана, предельный доход
становится ниже цены, поскольку в этом случае имеются оба эффекта, которые были
описаны в равенстве.
Кривая MR
пересекает горизонтальную ось в точке, в которой совокупный (валовый) доход
достигает своего максимума. Например, когда предельный доход положителен,
совокупный (валовый) доход можно увеличить за счет увеличения объема продаж,
следовательно, величина совокупного (валового) дохода не может быть
максимальной. А если предельный доход отрицателен, то совокупный (валовый)
доход можно увеличить только за счет уменьшения объема продаж.
Отсюда вывод о том, что совокупный (валовый)
доход может принимать максимальное значение только тогда, когда предельный
доход равняется нулю.
Оптимальный
выпуск для монополий
Для того, чтобы максимизировать свою прибыль,
монополист должен следовать так называемой «двухшаговой процедуре». На первом
шаге фирма должна рассчитать величину оптимального положительного выпуска,
который позволяет максимизировать прибыль, но только при условии, что фирма
хотя бы производит что-нибудь. На втором шаге фирма решает вопрос о том, что
следует ли ей производить этот положительный выпуск или останавливать
производство и ничего не производить.
Рассмотрим Рисунок 4, на котором показаны
кривая спроса (D), кривая
предельного дохода MR
и кривая предельных издержек МС фирмы. МС показывает величину прироста
совокупных издержек фирмы тогда, когда она увеличивает выпуск продукции на 1 единицу.
В то время как монополист увеличивает выпуск на
1 единицу, прирост дохода становится равным предельному доходу. Прирост
издержек равен величине предельных издержек. Если MR>MC,
то совокупный доход увеличивается в большей степени, чем предельные издержки и,
отсюда следует, что прибыль увеличивается. Но если MR<MC,
то выпуск следует сократить. Следовательно, если фирма вообще что-либо
производит, то она максимизирует прибыль, производя такой объем выпуска продукции,
при котором MR=MC.
Если монопольная фирма приняла решение
производить что-либо, то она устанавливает цену так, чтобы объем спроса
равнялся его оптимальному положительному объему выпуска. Т.к. MR=MC
при оптимальном положительном объеме выпуска, а предельный доход ниже цены, то
следовательно, данная цена будет выше MC.
Таким образом, если фирма решает все таки что-нибудь производить, то она
максимизирует прибыль, поднимая цену выше уровня предельных издержек.
Вернемся к Таблице 1 и рассмотренному
выше предприятию хлебобулочных изделий «Красная заря».
Предположим, что MC
данного предприятия постоянны и составляют 8 руб. в расчете на единицу и что
она производит 1 единицу в неделю. В моей таблице показано, что эта фирма могла
бы увеличить свою прибыль на 2 руб. в неделю, т.е. на разницу между MR
(10 руб.) и МС (8 руб.), увеличивая свой выпуск на 1 единицу в неделю. Но если
бы «Красная заря» продолжила бы увеличивать объем выпуска до 3 единиц в неделю,
то это привело бы к снижению прибыли на 2 руб. Т.к. МС (8 руб.) превысили бы MR
(6 руб.)
Из всего этого можно сделать вывод, что
оптимальный положительный выпуск «Красной зари» составляет 2 единицы в неделю.
Второй столбец показывает, что для того, чтобы продавать 2 единицы в неделю,
данное предприятие должно установить цену 12 руб., что является выше величины
его предельных издержек (8 руб.).
Список
использованной литературы
1. Экономическая теория: учебное
пособие / Е.В. Юровских. - Шадринск: Шадринский дом печати, 2007. - 199 с.
2. Экономическая теория. Микроэкономика:
учебное пособие / Л.Н. Чернова: Новокузнецкий филиал-иститут Кемеровского
государственного университета, 2006. - 204 с.
. Экономическая теория:
аналит. учебник / И. К. Станковская, И. А. Стрелец. - 2-е изд., перераб. и доп.
- Москва: Эксмо: МИРБИС, 2006. - 443 с.
. Экономическая теория:
микроэкономика - 1,2: учебник / Г.П. Журавлева - РФ, В.В. Громыко, М.И.
Забелина и др. Москва: Дашков и К, 2006. - 932 с.