Электромеханический привод ленточного конвейера
МИНИСТЕРСТВО
СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение
образования
"ВЫСШИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ"
ФАКУЛЬТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ПОЧТЫ
КАФЕДРА
ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ
ПРИВОД ЛЕНТОЧНОГО КОНВЕЙЕРА
Пояснительная
записка
к
курсовому проекту
по
дисциплине
«ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ
СИСТЕМЫ ПОЧТООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ»
Выполнила студентка гр. ПС-962 Г.А. Вакулко
Минск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
.
Описание привода ленточного транспортера
.
Выбор электродвигателя и расчет его мощности
.
Кинематический расчет редуктора
.
Геометрический расчет редуктора
.
Выбор опор валов
.
Расчет времени разгона и выбега привода
Литература
Приложение
А Уточненная кинематическая схема привода
Приложение
Б Компоновочная схема редуктора
ВВЕДЕНИЕ
Целью данного курсового проекта является
проектирование электромеханического привода (ЭМП) ленточного транспортёра по
заданной скорости движения ленты транспортера и момента нагрузки на валу.
Основные вопросы, относящиеся к проектированию ЭМП, являются общими для разных
видов приводов. При проектировании ЭМП необходимо решить следующие задачи:
правильно выбрать двигатель, рассчитав его
необходимую мощность;
найти общее передаточное отношение редуктора и
разбить его по ступеням;
рассчитать параметры кинематической схемы
редуктора;
рассчитать время разгона и выбега привода.
Электромеханическая система состоит из
электродвигателя, передаточного механизма и при необходимости управляющих
устройств. Электромеханический привод (ЭМП) (электродвигатель и передаточный
механизм) обеспечивает требуемое движение почтообрабатывающего оборудования.
Передаточный механизм (редуктор) связывает электродвигатель с исполнительным
механизмом. Исполнительный механизм создает нагрузку на выходном валу редуктора.
В зависимости от характера работы ЭМП бывает
нерегулируемый и регулируемый или следящий. Нерегулируемый привод обеспечивает
требуемое движение устройств, для которых характерен продолжительный режим
работы при номинальных характеристиках.
Регулируемый или следящий ЭМП предназначен для
работы в автоматических системах. Для него характерны повторно-кратковременные
режимы работы, большая частота пусков и реверсов, наличие управляющих
устройств.
1. ОПИСАНИЕ ПРИВОДА ЛЕНТОЧНОГО ТРАНСПОРТЕРА
Электромеханическая система состоит из
электродвигателя, передаточного механизма и при необходимости управляющих
устройств. Электромеханический привод (ЭМП) (электродвигатель и передаточный
механизм) обеспечивает требуемое движение почтообрабатывающего оборудования. Передаточный
механизм (редуктор) связывает электродвигатель с исполнительным механизмом.
Исполнительный механизм создает нагрузку на выходном валу редуктора.
В зависимости от характера работы ЭМП бывает
нерегулируемый и регулируемый или следящий. Нерегулируемый привод обеспечивает
требуемое движение устройств, для которых характерен продолжительный режим
работы при номинальных характеристиках.
Регулируемый или следящий ЭМП предназначен для
работы в автоматических системах. Для него характерны повторно-кратковременные
режимы работы, большая частота пусков и реверсов, наличие управляющих
устройств.
Согласно 5 варианту задания на рисунке 1
приведена кинематическая схема привода с цилиндрическим двухступенчатым соосным
редуктором.
Рисунок 1 - Кинематическая схема
привода
где:
- электродвигатель;
- муфта;
- редуктор (I, II, III - валы);
- муфта;
- барабан приводной;
- лента транспортера.
Также заданы следующие условия:
Синхронная скорость вращения
электродвигателя - 1000 об/мин.
Диаметр барабана транспортера - 320
мм.
Момент инерции:
нагрузки, приведенный к валу III редуктора Јн=10Јр;
ротора двигателя Јд=0,1Јр;
муфты 2 Јм=0,05Јр,
где Јр - приведенный к валу I момент
инерции редуктора.
Скорость движения ленты транспортёра
V=0,9, м/с.
Момент нагрузки на валу II Мн=60, Н·м.
В данном приводе ленточного
конвейера осуществляется последовательная передача работы (мощности).
Электродвигатель 1 и редуктор 3
соединены между собой муфтой 2. Редуктор состоит из корпуса, в котором помещены
элементы зубчатой передачи - зубчатые колеса, валы, подшипники. Вращательное
движение через муфту, соединяющую вал электродвигателя 1 и вал шестерни (Z1)
быстроходной ступени, придается промежуточному валу II.
Далее вращение передается через тихоходную ступень ведомому валу III.
Через муфту 4 вращение передается на вал барабана 5. Вращающийся барабан
приводит конвейер в рабочее состояние. Необходимое сцепление транспортной ленты
6 с приводным барабаном 5 для перемещения грузов обеспечивает натяжной барабан.
. ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И РАССЧЕТ ЕГО МОЩНОСТИ
Предварительный выбор электродвигателя
заключается в установлении типа и серии двигателя. При выборе серии
электродвигателя в первую очередь следует установить, для каких целей
предназначен двигатель. Серия электродвигателя будет зависеть от того, в каком
электромеханическом приводе он будет использоваться, а также от режима работы
электропривода. Вместе с этим следует установить источник электропитания и род
тока. Выбор конкретного типа двигателя производится с учетом требуемой
мощности.
Основные рекомендации по выбору
электродвигателя сводятся к следующему.
Для нерегулируемого привода
длительного действия желательно выбирать двигатель, имеющий большой ресурс
работы, высокий КПД и заданную механическую характеристику. Если необходима
высокая стабильность скорости вращения, то применяют синхронные двигатели
переменного тока или двигатели постоянного тока с регуляторами скорости. Для
нерегулируемого привода кратковременного или повторно кратковременного действия
выбирают двигатели с небольшим ресурсом работы, но с большими значениями
пусковых моментов. Такими двигателями являются высокоскоростные двигатели
постоянного тока со скоростью вращения 9000 - 12000 об/мин. Применять двигатели
с меньшей скоростью целесообразно тогда, когда срок службы высокоскоростного
двигателя меньше, чем заданный ресурс работы привода.
В регулируемом приводе
применяют электродвигатели с минимальным значением величины электромеханической
постоянной времени и максимально допустимой частотой пусков и реверсов:
исполнительные двигатели постоянного и переменного токов. При этом лучше
выбирать двигатели со скоростью вращения 2500 - 4500 об/мин. Однако при малых
скоростях снижается КПД двигателя, увеличиваются его габариты и масса.
Анализ перечисленных требований позволяет
наметить необходимую серию, а выбор конкретного типа электродвигателя
производится с учетом требуемой мощности. Выбор двигателя по мощности
заключается в установлении номинального значения его мощности РНом,
которое должно быль больше или равно расчетному значению мощности Р на валу
двигателя.
Исходными данными для выбора двигателя является
его расчетная мощность Рд. Если ЭМП работает при постоянной нагрузке
Мн, мощность двигателя определяют по формуле:
,(Вт) (1)
где Мн - момент нагрузки на выходном
валу редуктора в Н*м;
щвых - угловая скорость выходного
вала редуктора, рад/с;
k - коэффициент
запаса, учитывающий необходимость преодоления динамических нагрузок в момент разгона,
(k= 1,05…1,1);
зо - суммарный коэффициент полезного
действия редуктора и муфты 2.
Скорость выходного вала редуктора неизвестна, но
ее можно найти через заданную скорость V
движения ленты транспортера, так как вал приводного барабана транспортера имеет
ту же угловую скорость, что и выходной вал редуктора:
где dб
- диаметр приводного барабана транспортера, м.;
V - скорость
движения ленты транспортера, м/с.
Скорость выходного вала редуктора в об/мин соответственно
равна
,(об/мин) (3)
(об/мин)
или (рад/с).
Суммарный коэффициент полезного
действия равен:
, (4)
где зР - коэффициент полезного
действия редуктора, учитывающий потери мощности в опорах и местах передачи
движения (зубчатых зацеплениях);
зМ - коэффициент полезного действия
муфты 2.
Суммарный коэффициент ЭМП по формуле (4) для
данного варианта задания равен:
, (5)
где зМ - коэффициент
полезного действия муфты;
зР - коэффициент полезного действия
редуктора;
зП - коэффициент полезного действия
пары подшипников качения (три вала - три пары подшипников зп3);
зЦ - коэффициент
полезного действия цилиндрической зубчатой передачи
Рассчитаем коэффициент
полезного действия механической передачи:
Требуемую мощность двигателя
найдем по формуле 1:
На основании полученных данных
выбираем электродвигатель АИР71В6/920 с номинальной мощностью Р=0,55 кВт, со
скоростью вращения 920 об/мин.
Основными характеристиками
электродвигателя являются:
потребляемый ток при
напряжении;
номинальная частота вращения;
номинальный момент;
габаритные размеры;
масса;
-кпд.
. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ РЕДУКТОРА
Кинематический расчет - разбивка общего
передаточного отношения по ступеням. Учитывая, что тип передачи выбран, выбор
кинематической схемы механизма состоит в определении числа ступеней.
При определении числа ступеней и распределении
общего передаточного отношения по ступеням необходимо учитывать требования,
предъявляемые к механизму и условия работы.
Необходимое передаточное число
редуктора іp
определим
по формуле:
, (6)
Передаточное отношение, которое можно
воспроизвести одной парой зубчатых колес, равно:
(7)
где n1, щ1
(n2, щ2)
скорости вращения первого (второго) зубчатого колеса соответственно в об/мин
или рад/с; z1, (z2) - число
зубьев первого (второго) зубчатого колеса.
Рекомендуемые значения передаточного
отношения для двухступенчатой цилиндрической зубчатой передачи i = 8…40;
Общее передаточное отношение привода
разбивают по отдельным ступеням (оно равно произведению передаточных отношений
отдельных ступеней).
(8)
где iб,
iт
- передаточные отношения соответственно быстро-и тихоходной ступеней.
Для нашего двухступенчатого зубчатого редуктора
это две последовательно расположенные цилиндрические зубчатые передачи.
Подставив имеющиеся данные в
формулу (6) получим:
.
Произведем разбивку
iр
по ступеням привода. Так как iр
известно, то из таблицы рекомендуемых передаточных отношений быстроходной и
тихоходной ступеням iб=4,1,
iт=4,1.
Произведем проверку
соответствия табличных данных расчетным по следующей формуле:
Это значение почти соответствует
заданному. Отклонение составило . Значит, в наших расчетах данное
условие выполняется.
Из исходных данных
имеем:
Пусть Z1=Z3=20, отсюда
определим Z2 и Z4:
Рассчитаем частоту вращения и
угловые скорости ведущего, промежуточного и ведомого валов, причем i1=iб; i2=iт.
Для ведущего вала:
Для промежуточного вала:
Для ведомого вала:
4. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ РЕДУКТОРА
Коэффициент полезного действия редуктора равен:
(9)
где Рвых, Р1 -
мощность в Вт на выходном и ведущем валах редуктора;
щвых, щном -
соответственно угловые скорости в рад/с выходного и ведущего вала (вала I) редуктора;
Мн, Т1 -
соответственно момент нагрузки (крутящий момент на выходном валу) и крутящий
момент на ведущем валу в Н·м.
Рассчитаем
вращающие (крутящие) моменты на валах редуктора. Крутящий момент на выходном
валу равен моменту нагрузки, т.е.
ТIII=Мн=60
Н.м.
(10)
Подставим имеющиеся данные:
Крутящий момент на валу II рассчитаем
по формуле:
(11)
Определимся с типами зубчатых
передач редуктора: быстроходная ступень - цилиндрическая прямозубая; тихоходная
ступень - также цилиндрическая прямозубая. Далее необходимо определиться с
материалом зубчатых колес. Для изготовления шестерни и колеса примем наиболее
распространенную Сталь 45 с термообработкой - улучшение. Выберем для шестерни
среднюю твердость 280НВ1; для колеса - 250НВ2 при
диаметре заготовки шестерни D80 мм; при предлагаемой ширине
заготовки колеса S80 мм.
Зубчатые колеса ступени, находящиеся в
зацеплении, имеют одинаковый модуль m, который определяют из расчетов на
прочность. Расчет модуля для прямозубой цилиндрической передачи произведем
исходя из условия прочности зубьев наиболее нагруженного колеса (меньшего
колеса - шестерни). Размеры модуля стандартизированы .
Значение модуля зацепления в зависимости от
рассчитанного передаваемого крутящего момента и материала колес для прямозубого
колеса с числом зубьев z=20
определим по рисунку 1.
Определенный модуль зацепления
должен быть округлен до ближайшего большего стандартного значения. Величины
рекомендуемого ГОСТом модуля зацепления (в мм) приведены ниже:
-й ряд 0,5; 0,6; 0,8; 1,0;
1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8.
-й ряд 0,55; 0,7; 0,9; 1,125;
1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7,9.
1й ряд предпочтем 2-му.
Из рисунка 1 мы определили модуль первого ряда
равен 1,4 (по ГОСТу 1,5), и модуль второго ряда равен 1,9 (по ГОСТу 2). Для
последующих расчетов модуль равен 2 (с запасом прочности).
Рисунок 1 - Графическая
зависимость m=f(T) для прямозубых нереверсивных передач (z=20)
Длительный диаметр для прямозубого колеса:
(12)
Определим делительный диаметр по
данной формуле для шестерни и колеса соответственно:
;
Межосевое расстояние цилиндрической зубчатой
передачи равно полусумме делительных диаметров колеса dк
и шестерни dш.:
(13)
Определим межосевое расстояние между
валами:
Ширина венца в цилиндрического
зубчатого колеса определяется по формуле:
(14)
где коэффициент ширины зубчатого венца
колеса относительно межосевого расстояния принимают в зависимости от положения
колес относительно опор: при несимметричном расположении =
(0,25…0,4).
Поставим имеющиеся данные в формулу
14 и получим ширину венца:
Диаметры вершин dа и впадин df зубьев
цилиндрических зубчатых колес определяются по следующим формулам:
(15)
(16)
где hа - высота
головки зуба (hа = m);
h f - высота
ножки зуба (при m1,0 h f = 1,25m; при m<1.0 h f = 1.35m).
Диаметр вершин шестерни и
колеса соответственно равен:
Диаметр впадин шестерни и колеса
соответственно равен:
Рассчитаем диаметры валов по
следующей формуле:
, (17)
где Т - крутящий момент Н·мм;
[] - допускаемое напряжение материала
вала на кручение в МПа.
Используя формулу (17) рассчитаем
диаметры валов:
диаметр вала I ;
диаметр вала II
диаметр вала III
Кинематический и геометрический
расчеты редуктора представляют в уточненной кинематической схеме привода.
. ВЫБОР ОПОР ВАЛОВ
Подбор подшипников можно произвести
ориентировочно по диаметрам валов. Внутренние диаметры подшипников принимают не
менее рассчитанных диаметров валов. Выбор типа (радиальный, радиально-упорный и
т. д.) производят исходя из кинематической схемы редуктора. Обычно подбирают
подшипники легкой или средней серии. Для прямозубых цилиндрических передач
рекомендуют радиальные, для цилиндрических косозубых, червячных -
радиально-упорные подшипники.
Шарикоподшипники радиально-упорные однорядные
предназначены для восприятия комбинированных: радиальных и осевых нагрузок
(косозубые, конические и червячные передачи), действующих на вал. Одинарный
радиально-упорный подшипник может воспринимать осевую нагрузку, действующую в
одном направлении. Подшипники, смонтированные попарно, воспринимают осевые
усилия, действующие в обоих направлениях.
По данным для валов можно принять подшипники
шариковые радиальные однорядные с внутренним диаметром 12,17,30 мм
соответственно каждому валу, с параметрами представленными в таблице 1.
Таблица 1 - Подшипники шариковые радиальные
однорядные
Обозначение
подшипников
|
d
|
D
|
B
|
r
|
Масса,
кг
|
301
|
12
|
37
|
12
|
0,5
|
0,005
|
303
|
17
|
47
|
1,5
|
0,115
|
306
|
30
|
72
|
19
|
2
|
0,331
|
. РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ РАЗГОНА И ВЫБЕГА ПРИВОДА
Для механизмов, режим работы которых
характеризуется периодическими остановками, необходимо при проектировании
редуктора стремиться обеспечить минимальное значение приведённого к валу
электродвигателя момента инерции. Уменьшение приведённого момента инерции
редуктора будет способствовать уменьшению инерционных нагрузок, которые в
некоторых случаях могут значительно превышать статические нагрузки на опоры
редуктора.
Приведенный момент инерции двигателя определим
по формуле:
(18)
где Jр -
приведенный к входному валу момент инерции редуктора, кг*м2;
Jм
- момент инерции муфты, кг*м2;
Jд
- момент инерции двигателя, кг*м2;
Jн
- момент инерции нагрузки, приведенного к выходному валу редуктора, кг*м2;
- скорость вращения выходного и
входного вала редуктора, рад/с2.
Момент инерции редуктора,
приведенный к валу электродвигателя равен:
(19)
где J1,
J2,
J3 -
моменты инерции первого, второго, третьего валов, кг*м2.
i12,
iр
- передаточное отношение между входным и выходным валами редуктора.
Моменты инерции всех валов определим по формуле:
(20)
где m, r -
соответственно масса и радиус тела.
Масса вращающегося симметричного
тела радиусом r и длиной l равна:
, (21)
где ρ - плотность
стали, равная 7,8*103 кг/м3.
Момент инерции для ведущего,
промежуточного и ведомого валов будем рассчитывать по формуле:
(22)
Момент инерции зубчатого колеса с
числом зубьев Z будем
рассчитывать, при этом учитывая, что . Значит, после преобразования,
момент инерции будет иметь следующий вид:
, (23)
Рассчитаем момент инерции для
ведущего вала:
Для определения Jвала и Jz1 применим
формулы (22) и (23). Подставив данные, получим:
Рассчитаем момент инерции для
промежуточного вала:
Для определения JвалаII, Jz2, Jz3 применим
формулы (22) и (23). Получим:
Рассчитаем момент инерции для
ведомого вала:
.
Для определения JвалаIII, Jz4 применим
формулы (22) и (23).
Подставим имеющиеся данные в формулу
(18). Получим:
Значит, момент инерции, приведенный
к валу электродвигателя, равен
Произведем расчет времени разгона и останова
электродвигателя.
Время движения от начала до окончания движения
рабочего звена называют полным временем движения.
Обычно режим движения связывают с движением вала
электродвигателя.
Различают следующие режимы движения:
- разбег - процесс движения от начала движения
до номинальной скорости.
установившийся режим - движение с постоянной или
незначительно изменяющейся скоростью.
Время разгона системы определяется по формуле:
(24)
где Тм -
электромеханическая постоянная системы, которая определяется по формуле:
(25)
где Мп, Мном -
соответственно пусковой и номинальный моменты выбранного электродвигателя, Н.м;пр.-
приведенный момент инерции системы (кг·м2).
Так как , а из
таблицы известно, что , значит, Подставив
имеющиеся данные в формулу (24), получим:
Время останова системы ( при
отключении электродвигателя) равно:
(26)
где Мн - момент нагрузки
на выходном валу, Н.м;
Найдем время останова и разгона
электродвигателя. Подставим имеющиеся данные в формулу (26) и (24). Получим:
.
электромеханический привод
транспортер редуктор
ЛИТЕРАТУРА
1.
М.И. Фролов Техническая механика: Детали машин - Учеб. для машиностр. спец.
техникумов. - 2-е изд., доп.-М.: Высш. Шк., 1990. - 352 с.: ил.
.
М.С. Мовнин, А.Б. Израелит, А.Г. Рубашкин Руководство к решению задач по
технической механике. Учебн. пособие для техникумов. М., “Высшая школа”, 1977.
- 400 с. с ил.
.
Г.М. Ицкевич, Б.Б. Ланич Курсовое проектирование деталей машин. Учебно -
справочное пособие - 5-е изд., стереотипное - М.; Машиностроение, 1965 - 596
стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
УТОЧНЕННАЯ
КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРИВОДА с
цилиндрическим двухступенчатым соосным редуктором
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
КОМПОНОВОЧНАЯ СХЕМА ПРИВОДА С ЦИЛИНДРИЧЕСКИМ
ДВУХСТУПЕНЧАТЫМ СООСНЫМ РЕДУКТОРОМ