Тщеславие в романе Стендаля 'Красное и чёрное'
Творческая работа
по литературе
на тему:
«Тщеславие в романе Стендаля «Красное и Черное»
ученицы 10-Б класса,
гимназии №5
г. Мелитополь
2012 год
"Роман - это зеркало, с которым идешь по
большой дороге. То оно отражает лазурь
небосвода, то грязные лужи и ухабы.
Идет человек, взвалив на себя это
зеркало..."
Стендаль "Красное и черное".
стендаль роман конфликт тщеславие
Как ни парадоксально, но один из наиболее выдающихся писателей ХIХ века, Стендаль (настоящее имя - Анри Бейль), при жизни никогда не был признан ни критиками, ни широким кругом читателей. Он написал великое множество произведений исторического, критического, художественного характера. Почти все они прошли практически незаметно для публики. Единственное, чего удостоились сочинения Стендаля - редкие и не самые благожелательные рецензии.
Однако если Стендаль не вызывал восторга у обывателей, то такие небезызвестные личности как Проспер Мериме, Оноре де Бальзак, Александр Пушкин, Иоганн Вольфганг Гете были верными почитателями его таланта.
Настоящая слава пришла к Стендалю посмертно, благодаря его другу и душеприказчику Ромену Коломбу, который в 1850-е годы полностью переиздал все написанное Стендалем: художественные произведения, журнальные статьи и переписку. После этого Анри Бейль прочно вошел в лигу классиков, а школа французских реалистов 50-х годов назвала его своим учителем. Спустя несколько лет его романы были переведены на множество языков.
В России талант Стендаля разглядели и оценили гораздо раньше, чем на его родине. Лев Толстой, Максим Горький не раз упоминали о своих приятных впечатлениях от прочтения произведений Стендаля. Особенно поразили Льва Николаевича военные сцены из романа «Пармская обитель». Пушкину больше всего приглянулся роман «Красное и черное».
«Красное и черное» - это роман из жизни в прямом смысле слова. В его основу лег напечатанный в газете случай из судебной хроники о молодом человеке, представителе наинизшего сословия, сыне плотника - вчерашнего крестьянина.
Эта история послужила началом сюжетной линии произведения, и благодаря гению Стендаля была углублена, расширена и усовершенствована, что позволило появиться на свет Жюльену Сорелю - неоднозначной и неординарной личности. Это были хроники того времени, собственно как и написано в подзаголовке книги - «Хроники ХIХ века». Стендаль создал «энциклопедию тщеславия», вся трагедия которой в самой трагичности тогдашнего общества.
В романе подняты непростые и глубокие темы. По сей день они актуальны и обсуждаемы. В нем есть извечное, одинаковое во все времена: тщеславие и любовь.
Главный герой романа - Жюльен Сорель - весьма честолюбив (в отличие от своих туповатых братьев). Несмотря на свое простое происхождение, он "жадно ищет славы мирской или суетной, стремится к почету, к похвалам, требует признания мнимых достоинств своих, делает добро не ради добра, а ради похвалы, почету и внешних знаков, почестей".
Жюльен умен, он восхищается Наполеоном и зачитывается его мемуарами, мечтает о его величии, силе духа, военных успехах. Его расстраивает, что в обществе нет ходу людям из простонародья, которые при Наполеоне могли добиться успеха благодаря личным качествам. Он живет в эпоху Реставрации, когда всем заправляют аристократы. Это - времена лицемерия, лжи и лести.
Сорель восхищается Наполеоном и с силой ненавидит хитроватого и необразованного плотника, отца, увальней-братьев, семейную лесопилку и все, что его окружает и делает таким непохожим на Наполеона.
Судьба преподносит юноше шанс реализовать свои амбиции: мэр города (местный богач) господин де Реналь берет его на должность гувернера для своих детей. По мнению Жюльена, это его шанс попасть в высшее общество, шанс достичь наполеоновской славы.
В душе у Жюльена бурлят нешуточные страсти, он одержим тщеславием особого рода - это «наполеоновский комплекс», суть которого заключается в стремлении человека претворить в жизнь любую свою идею или желание.
Амбиции Жюльена настолько захлестнули его, что их реализация стала для него вопросом жизни и смерти, для него не существует компромисса. Это его крест! Юноша проявляет чудовищную силу воли, чтобы быть достойным своего кумира. Жюльен панически боится упустить хотя бы малейший шанс на пути к самосовершенствованию и достижению своих целей. Это стремление и является основой, на которой построен сюжет романа.
С самых первых строк Стендаль подробно описывает душевные переживания главного героя, борьбу Добра и Зла в его сердце. Писатель показывает, с какой поразительной витиеватостью в душе героя переплелись противоположные качества. С одной стороны, юноша стремится к высокому, пытается соответствовать своему кумиру Наполеону, его благородству, чести, отваге, достоинству.
С другой стороны, способы, к которым прибегает честолюбец, вряд ли бы одобрил Наполеон: Жюльен пробивает себе дорогу лицемерием и хитростью. Он двуличен, обманывает недалеких провинциальных жителей, священников и аристократов. В его душе борется хорошее и плохое, «красное и черное». Ему свойственны благородные цели, порожденные добрыми порывами сердца - но и самая черная ненависть, тщеславное желание властвовать и порабощать толпу буржуа, незаслуженно оказавшихся богаче и знатнее его, Жюльена Сореля.
Именно таким девятнадцатилетним юношей, в душе которого бурлят нешуточные страсти, Жюльен и приходит работать в дом мэра. Ласковый и добрый прием госпожи де Реналь впервые в жизни пробуждает в молодом человеке симпатию к человеческому существу. Он покорен красотой этой женщины. Жюльен поражен: дама такого высокого положения общается с ним учтиво и с уважением.
Благородство и простота этой женщины пробуждают в душе Сореля самые высокие чувства. Однако пробуждение этих чувств еще больше подталкивает его идти к достижению своих целей путем лицемерия и ненависти, мерить людей той невысокой меркой, которую он избрал.
Словно злой демон подталкивает его к решительным действиям. «И вдруг ему пришла в голову дерзкая мысль - поцеловать у нее руку. Он тут же испугался этой мысли, но в следующее же мгновение сказал себе: "Это будет трусость с моей стороны, если я не совершу того, что может принести мне пользу и сбить немножко презрительное высокомерие, с каким, должно быть, относится эта прекрасная дама к бедному мастеровому, только что оставившему пилу".
Жюльен считает, что единственное достоинство и оружие, которым он обладает, - это его незаурядный ум и необыкновенная память. Бедность и простое происхождение обостряют его гордость и заостряют щепетильность в отношении своего человеческого достоинства.
Проходит время. Мадам де Реналь все больше увлекается выспренней натурой Жюльена Сореля. Стендаль показывает читателю любовь определенного сорта: «любовь-тщеславие», когда госпожа де Реналь, испытывая необыкновенный душевный подъем и счастье, принуждала свою служанку Элизу вновь и вновь рассказывать о том, как Жюльен отказался на ней жениться. Более того, мадам де Реналь под предлогом убедить гувернера жениться на служанке, отправляется к Жюльену чтобы самолично услышать отказ юноши, и еще больше потешить свое самолюбие.
Женщина начинает носить новые платья, более откровенные чем обычно. "Она была очень хорошо сложена, и такие наряды шли ей как нельзя лучше".
В то же время Жюльен, перечитав в очередной раз Наполеона, и заострив свое внимание на его суждение о женщинах, решает, "что он должен добиться, чтобы впредь эта ручка не отдергивалась, когда он ее коснется".
Жюльен настолько поглощен собственным стремлением к славе, что принимает его за силу воли и продолжает его лелеять, что в его понимании является «закалением духа». Он готов убить себя, лишь бы не сойти с намеченного «героического долга», который он сам себе и придумал. "Как только часы пробьют десять, я сделаю то, что обещал себе, - иначе иду к себе, и пулю в лоб".
Наконец он одерживает победу, которая не приносит ему никакого удовольствия. Он засыпает "мертвым сном, совершенно изможденный той борьбой, которую в течение целого дня вели в его сердце застенчивость и гордость".
Юноша убеждается в том, что жена мэра в него влюблена. В его душе сначала пробуждается далеко не любовь: "...если я не хочу потерять уважение к самому себе, я должен стать ее возлюбленным... Я еще потому должен добиться успеха у этой женщины, - продолжало нашептывать Жюльену его мелкое тщеславие, - что, если потом кому-нибудь вздумается попрекнуть меня жалким званием гувернера, я смогу намекнуть, что меня на это толкнула любовь".
В то же время ожидание назначенного часа делает юношу совершенно несчастным - он не хочет этой встречи и этой интрижки, но когда наступает назначенного время он берет себя в руки и решает: "...я могу быть невеждой и грубияном, как оно, конечно, и полагается крестьянскому сыну, но я, по крайней мере, докажу что я не ничтожество".
Только со временем, поработив госпожу де Реналь, Жюльен начинает по настоящему влюбляться в женщину, но "любовь его в значительной мере все еще питалась тщеславием: его радовало, что он, нищий, ничтожное презренное существо, обладает такой красивой женщиной". Ее ответная страсть "сладостно льстила его самолюбию".
В течение всего романа Стендаль открывает все больше и больше видов тщеславия. Он показывает «тщеславие-самолюбие», разновидностей которого великое множество, ведь у каждого человека собственное самолюбие.
Судьба преподносит юноше новое испытание: он случайно становится свидетелем того, как Агдский епископ (по возрасту священник ненамного старше Жюльена), репетирует перед зеркалом свою встречу с верующими. Во время богослужения этот молодой епископ ухитряется казаться благородным и умудренным опытом старцем.
Жюльен делает вывод, что «всего можно добиться умением и хитростью", и совсем необязательно честно и праведно на протяжении многих лет служить в церкви. Так автор открывает новое тщеславие - способность создавать образ мудрого и святого старца, истинного слугу божьего.
Следующий этап на пути в высший свет к политикам, министрам, знати и епископам - это семинария. В семинарии Жюльен ведет борьбу своего тщеславия с тщеславием трехсот семинаристов, которые стремятся его погубить, ненавидят и пытаются свергнуть. Жюльен считает семинаристов низкими людьми, которые мечтают только о том, чтобы вдоволь поесть и с помощью лживых наставлений и проповедей обобрать свою паству. Такие мелкие цели и недостойное тщеславие противно «высоким» идеалам Сореля.
Стендаль раскрывает устои общества того времени - это мир подлых и низких людей. На их фоне он и показывает Жюльена Сореля, который своей гордостью и самолюбием бросает вызов всему этому миру. Выжить Жульену помогает исключительно ум и вера в собственную значимость.
Новое тщеславие, которое открывается читателем - тщеславие, которым одержим патрон Жюльена маркиз де Ла-Моль. Его тщеславие кроется в утонченной вежливости и предельной учтивости. Он мечтает стать министром (эта его мечта все-таки осуществляется), а также жениться на дочери герцога де Реца. Прямое доказательство охватившего его тщеславия - голубая лента через плечо. Маркиз ненавидит низкие классы, от этой ненависти питается его тщеславие и толкает его на участие в роялистском заговоре, суть которого - утвердить власть короля, вернуть все привилегии и преимущества родовой аристократии, отстранить буржуазию от власти. Жюльен также принимает участие в этом заговоре.
Тщеславие охватывало и дочь маркиза де Ла-Моль Матильду, она была одержима «родовым тщеславием». Его суть заключалась вот в чем: она была названа Матильдой-Маргаритой в честь королевы Марго, у которой был любовник Бонифас де Ла-Моль - предок семьи маркиза. Бонифас был осужден за заговоры и обезглавлен на Гревской площаде 30 апреля 1574 года. Голову Бонифаса выкупила его возлюбленная - королева Марго - и лично похоронила. Узнав историю семьи, Матильда стала ежегодно носить траур по Бонифасу де Ла-Моль.
Влюбленность Матильды в Сореля также продиктована тщеславием - она делает ее необычной. Жюльен - представитель черни, но в то же время необычайно горд и умен, и совершенно не похож на ту безликую толпу аристократов, которые ее окружают. Она часто размышляет о вероятных последствиях буржуазной революции и того, что будет с ее аристократическим окружением: "...какую роль придется тогда играть Круазенуа и моему брату? Она уже предопределена заранее: величественная покорность судьбе. Это будут героические бараны, которые дадут перерезать себя без малейшего сопротивления. А мой маленький Жюльен, если у него будет хоть какая-нибудь надежда спастись, всадит пулю в лоб первому якобинцу, который явится его арестовать". Это тешит ее самолюбие, и она стремится одержать победу над сердцем Жюльена.
И вот - новое тщеславие, которое заключается в любви Матильды к Жюльену Сорелю, оно основано на его нелюбви к ней. Эти отношения становятся борьбой тщеславий Матильды и Жюльена. Матильда то пылает любовью к молодому человеку, то - руководствуясь мыслями о том, что почти королевского происхождения, и этот «первый встречный простолюдин» не достоин ее - отталкивает его с холодной презрительностью. Жюльена же на эти отношения толкает опасение прослыть "в ее глазах презреннейшим трусом", чего никак не может позволить его самолюбие и гордость.
В эти отношения вплетается тщеславие русского князя Коразова, который весьма обеспокоен соответствию каждого представителя своего пола понятию «настоящего мужчины». Он советуют Сорелю ухаживать за вдовой маршал де Фервак на глазах у Матильды. И это уже новый уровень борьбы - это битва мужского и женского самолюбия и тщеславия. Победа за Жюльеном, который невероятно горд собой, так как Матильда сама предлагает жениться на ней. Это вынуждает ее отца обеспокоится достойным положением в обществе для жениха дочери, и он отправляет Жюльена служить в элитный полк. Тщеславие Сореля ликует - его стремления исполняются.
И тут в дело вмешивается судьба: маркиз де Ла-Моль получает уличительное письмо от бывшей возлюбленной Сореля госпожи де Реналь. Это письмо рушит все планы Жюльена. Он едет в свой городок дабы разобраться с мадам де Реналь. Разворачивается извечная борьба в душе человека, борьба «красного и черного». «Красное» - чувства, настоящее, истинное - побеждает: он убивает бывшую возлюбленную. В этот раз «черное» - тщеславие - уступило, позволив Жюльену поступить как живой и чувствующий человек, а не холодная и расчетливая машина по достижению власти. Едва ли не впервые в жизни Сорель совершил необдуманный поступок - он дал волю чувствам, он не обдумал и не рассчитал свой поступок и лично сломал собственноручно построенную лестницу на пути к успеху.
Даже в этот переломный момент, когда ее жених Жюльен находится в тюрьме и ждет исполнения приговора (его должны обезглавить), Матильда находит способ потешить свое тщеславие. Она проводит параллель между ее родовой историей о любви королевы Марго и Бонифаса де Ла-Моля и своей собственной, и решает спасти Сореля. Она мечтает об этом, мечтает о том, как все будут восхищаться ее поступком, силой ее любви и теми невероятными жертвами, которые она для этого принесет, как люди будут пересказывать ее историю десятилетиями, а она сама станет легендой для своих потомков.
Наступает день казни, палач исполняет приговор и Матильда, чувствуя себя королевой Марго, забирает голову Жюльена, целует ее и хоронит в пещере. Потом выйдя в толпу народа, она в знак своей любви разбрасывает тысячи монет. Тщеславие Матильды ликует - она все-таки нашла способ остаться в памяти людей надолго.
В конце романа Жюльену Сорелю наконец-то открывается истина. Перед лицом смерти он все видит по-другому, его тщеславие отступает - уже нет смысла в борьбе и бороться уже не за что. Сорель понимает, что все это время любил мадам де Реналь, и что все то, к чему его толкало тщеславие, было ошибкой. Он ясно осознает, что с гораздо большим удовольствием посвятил бы свою жизнь любви к госпоже де Реналь. Жюльен осмыслил, что в тщеславии нет ничего хорошего и оно отобрало единственное ценное, что было в его жизни - любовь к женщине и мгновения счастья с ней.
Описание жизни Жюльена Сореля и есть самая настоящая энциклопедия тщеславия. Именно поэтому роман Стендаля всегда будет актуален, ведь изменилась эпоха, но люди не поменялись, изменились формы тщеславия - но оно осталось.