Экологический туризм в образовании и оздоровлении молодежи
экология учебный туризм биосфера
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ И ОЗДОРОВЛЕНИИ МОЛОДЕЖИ
Расширенное использование полезных ископаемых, природных ресурсов. Строительство и эксплуатация промышленных объектов, увеличение потоков порождают все больше противоречий между обществом и природой, окружающей средой. В связи с усилением воздействия человека на природу экология приобрела статус и содержание многопрофильной научной сферы, в которой все большее значение уделяется экологии человека, социальной экологии, изучающей особенности и закономерности взаимодействия общества и окружающей среды. Одной из активных форм взаимодействия человека с природой является туризм, а его экологический аспект с рациональным, бережным отношением к природе и созданием оптимальных условий для всестороннего и гармоничного развития человека, достижения продолжительной и трудоспособной жизни людей. Экологический туризм как особая область знаний о взаимосвязи человека с природой изучает в процессе теоретических занятий и в ходе практики, необходимой для учащихся на поиск: способов уменьшения причиняемого окружающей среде вреда. Вместе с тем, не менее важным являются вопросы изучения факторов для восстановления и укрепления психического и физического здоровья людей. В связи с этим важнейшим направлением воспитания, образования и оздоровления молодежи, формирования у них навыков здорового образа жизни является правильно организованная практика обще-с природой. Согласно определения, предложенного Российской международной академией туризма (Т. А. Сергеева «Менеджмент туризма». - М.:, 2001) - «Экологический туризм - это отдых в привлекательных районах, мало нарушенных человеческой деятельностью, сохранивших традиционный уклад жизни местного населения, рождаемый природоохранными нормами и технологиями». Естественно, что экологический туризм основан на активных формах преодоления эпических маршрутов, в процессе которых решаются задачи экологического воспитания и обучения, физической подготовки и активного отдыха, сохранения природы в зоне экологических маршрутов.
В разработанной нами учебной программе для учащихся лицейских предусмотрены разделы знаний о предмете экологии как учебной и дисциплине, о социальной экологии и экологическом туризме. Теории практика курса «Экологический туризм» ориентированы на формирования необходимых знаний об основах законодательства об охране природы, об основах туристской деятельности. Значительное внимание уделено медико-биологическим аспектам охраны природы и здоровья людей, гигиеническим показателям качества окружающей среды и требуемому уровню комфортности проживания человека. Программой предусмотрены вопросы правил поведения на природе и формирования экологической культуры туристов с учетом специфики климатогеографической среды Астраханской области и астраханского государственного заповедника, получившего статус «биосферного». Цели и задачи биосферного заповедника состоят, прежде всего, в охране генетического фонда растений и животных, экологической системы региона, в проведении научных исследований о динамике природных процессов. Биосферные заповедники являются основой глобального контроля за состоянием биосферы планеты (Программа «Человек и биосфера» // Природа и ресурсы. ЮНЕСКО. - Т. XIX, № 2. - 1983. - С 41-43).
Объектами экологического туризма является разнообразие естественных ландшафтов, заповедников, национальных парков, заповедно-охотничьих хозяйств, садово-парковых территорий и т. п. Общение с природой создает хорошие предпосылки для сохранения и укрепления здоровья, удовлетворения эстетических потребностей личности, формирования нравственности и патриотического сознания у молодежи. Целями программы «Экологический туризм» предусмотрено формирование потребности у лицеистов в регулярных занятиях физическими упражнениями на свежем воздухе, потребности в закаливании своего организма. Этому способствуют экскурсии, походы, коллективные выезды в районы Астраханского заповедника. В ходе практических занятий учащиеся овладевают элементарными знаниями о правилах поведения в заповедных зонах, о соблюдении гигиенических норм в природоохранной деятельности, соблюдения правил безопасности, профилактики заболеваний и оказания первой помощи пострадавшему.
В соответствии со спецификой Астраханской области, в которой низовья Волги, ее водные ресурсы играют значительную роль в социально-экономичном развитии региона учебной программой «Экологический туризм» предусматривается ознакомление учащихся с организацией охраны и восстановления видового состава птиц - уток, журавлей, лебедей, расширения посадок лотоса и т. п. Получаемые учащимися знания и умения реализуются в экологических маршрутах различных типов: эколого-географических, историко-краеведческих, зооэкологических, эколого-ботанических и ландшафтно-экологических.
Построение учебной программы «Экологический туризм» с учетом специфики природной, климатогеографической средой Астраханской области и изучение широкого круга экологических проблем современности способствует формированию у учащихся самосознания и ответственного поведения в естественной природной среде. Наши педагогические наблюдения свидетельствуют о значительном интересе учащихся лицейских классов к тематике курса «Экологический туризм», разработанного с учетом специфики Астраханской области, что обеспечивает единство общекультурного экологического и социально-нравственного развития молодежи.