.
Действительно, Пифагор и его школа видели родство музыки, философии, математики соответственно космогоническому восприятию мира. Интервалы между космическими сферами математически соотносятся между собой, как интервалы тонов в музыке. Планеты движутся, издавая звуки, но наше ухо не способно уловить их, в то время как тело и душа подчиняются всеобщей космической музыкальности. Немецкий астроном И. Кеплер, открывший в XVII веке закон движения планет, опирался на учение Боэция в понимании музыкальной гармонии мира: музыка космических сфер - музыка человеческой души - музыка инструментов.
При написании работы были использованы учебные материалы отечественных и зарубежных авторов.
О музыкальном искусстве говорят как о «наиболее чувственном среди искусств». Поэзию или живопись, к примеру, невозможно воспринимать на уровне физиологических реакций А музыка может не только восприниматься, но и воспроизводиться без включения интеллекта, и горизонт такого слушания и музицирования достаточно широк (условно от медитативной практики отключения рационального мышления посредством определенных напевов - через танцы в дискотеке - к пению больных с нарушениями речи и расстройством логического аппарата.
Музыка (греч. musa - муза). Музыка - вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь.
В отличие от пространственных искусств (живописи, скульптуры, архитектуры), музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным искусствам. Одна из главных особенностей музыки в том, что она реально существует только в исполнении, в живом звучании.
Музыка окружает человека, с древнейших времен и по сей день. Особенно много музыки звучит сегодня - в век радио и телевидения, век грамм- аудио- и видеозаписи, когда так доступны концерты, и практически каждый может научиться играть на каком-либо инструменте.
Самые разнообразные звуки слышим мы на улице, в транспорте, на работе, дома. Множеством звуков встречает нас природа: шелестит листва деревьев на ветру, стрекочет кузнечик в траве, стучит дятел по стволу дерева. Человек так привыкает к звукам, что некоторые замечает только тогда, когда они исчезают (может быть, и Вам случалось просыпаться из-за того, что часы, остановившись, переставали тикать).
Абсолютной тишины можно добиться только в специальной сурдокамере («сур-дос» - по латыни «глухой») - побывавшие в этой «комнате полной тишины» космонавты признавались, что это одно из самых трудных испытаний.
Музыка - это искусство звука. Своими особыми средствами она передает впечатления от окружающего нас мира. Она может вызвать у слушателей ощущение света или тьмы, дневного летнего зноя или ночной прохлады.
Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка.
Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.
1. Понятие и содержание музыки
Музыка, которая первоначально развивалась в неразрывной связи с литературой и танцем. Здесь отражение действительности и воздействие на слушателя достигается с помощью особым образом организованных звуковых комплексов. Музыка - не столько изображение предметного мира, сколько отображение чувств и мыслей человека. Музыкальный образ лишен непосредственной видимости, но весь как бы соткан из человеческих чувств. Его природа - эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через особого рода звуки, в основе которых лежат интонации человеческой речи.
Ритм, мелодия и гармония - три основных элемента музыки, удачное сочетание которых и определяет хорошее качество музыкального произведения. Ритм является основной характеристикой музыки и представляет собой временную организацию нот. В классическом произведении его редко можно услышать без мелодии и гармонии. Но он может существовать и сам по себе, скажем, в барабанной дроби африканских племен.
Другим важным аспектом в музыке является метр. Это регулярное и равномерное повторение музыкального рисунка. Пьесы с одним и тем же метром могут иметь абсолютно разный ритм.
Мелодия или мотив - это душа музыки. Мелодия складывается из одной или нескольких музыкальных фраз, которые вплетаются в композицию. Мелодия не только придает определенный характер музыкальному произведению, но в своем повторении и преображении является наиболее узнаваемой чертой музыкальной формы.
Мелодия не существует без ритма, и редко можно найти в музыке, особенно в классической, мелодию без гармонии. Последняя определяется формой и структурой мелодии. Считается, что ближе всего к лишенным ритма и гармонии мелодии стоят средневековые монашеские хоралы. В целом же музыкальное произведение, как правило, является синтезом всех названных элементов: ритма, мелодии и гармонии.
Музыку чрезвычайно трудно описать словами и не возможно дать ее определение, поскольку слушание музыки - опыт весьма субъективный. Сотни определений музыки были записаны на протяжение столетий, но в большинстве своем они либо содержат восхищение неземной красотой музыки, либо стремятся свести ее художественную форму к простой научной формуле. Вот некоторые из них: музыка - это глаза слуха (Томас Дракс, нач. XVII в.); музыка - это единственное чувственное наслаждение, не заключающее в себе порока (Д-р Самюэль Джонсон, XVII в.); музыка - это тайна и неосознанная математическая задача для души (Г.В. Лейбниц, XVIIв.); музыка - это единственный шум за который надо платить (А. Дюма, XIX в.); музыка - это универсальный язык человечества (Генри Лонгфелло, XIX в.); музыка - это искусство мыслить звуками (Жюль Комбарье, XIXXX вв.); музыка - это такая же арифметика звука, как оптика - геометрия света (Клод Дебюсси, XIX-XX вв.).
На фоне приведенных высказываний наиболее интересными, однако, представляются размышления о музыке Генриха Гейне (XIX в.), попытавшегося уловить всю сложность и противоречивость выразительной формы музыкального произведения. Он считал, что музыка находится на полпути между мыслью и явлением, между духом и материей, это что-то вроде смутного посредника, и похожего и не похожего на эти полярности, - дух, который требует выражения во времени и материя, которая может обходиться без пространства.
Это и делает музыку временным видом искусства, основными жанрами которого являются инструментальная и вокальная, сольная и ансамблевая, оркестровая и хоровая музыка.
2. Функции музыки
музыка тембр мелодия гейне
Функции музыки как вида искусства представляют собой разветвленную систему. Музыкальная культура, как и культура вообще, выполняет важную социально-психологическую роль. Она направлена как на общество в целом. Так и на отдельного человека, являясь инструментом формирования человека. В зависимости от того, каким общественным силам служит музыкальное искусство, какие художественные тенденции развивает, оно может служить мощным средством очеловечивания человека или, напротив, средством, подавляющим в нем человеческое начало.
Из высказанного выше положения об отражательной природе музыкального искусства вытекает прежде всего познавательная функция музыки. Музыку можно рассматривать как одну из форм познания, как форму отражения действительности в сознании человека. Человек же является и главным объектом музыкального отражения, поскольку музыка способна передавать богатое и разнообразное психологическое содержание, прежде всего эмоциональные переживания и манеру мышления человека. Но музыка также отражает общественную жизнь, окружающую нас действительность.
Одна из важнейших функций музыки - воспитательная. Музыка участвует в формировании духовного мира человека, его мыслей и чувств, его представлений о действительности и отношения к ней. Воспитательное действие музыки осуществляется не прямолинейно и не назойливо, а путем развития в человеке чувства красоты, внушения ему определенного душевного состояния, соотносимого с теми или иными сторонами действительности. Надо также заметить, что воспитательная функция музыки осуществляется через различные жанры, как через произведения высокого искусства, так и через музыку, звучащую в быту, связанную с повседневной жизнью человека (песня, танцевальная музыка и пр.). Воспитательное воздействие этого пласта музыкальной культуры особенно существенно для общества, поскольку он обращен к широким слоям населения.
Музыка может выполнять организующую и мобилизующую функции, призывать человека к определенному действию. Пример тому - народная трудовая песня, не только облегчавшая, но и украшавшая процесс труда. С аналогичными целями используется функциональная музыка на современных предприятиях. С одной стороны, она задает ритм совместной деятельности, с другой - способствует созданию комфортных с психологической точки зрения условий труда. В период Великой отечественной войны мощным мобилизующим средством была массовая песня, звавшая людей на подвиги, помогавшая им перенести тяготы войны.
Важнейшая, более того - родовая функция любого вида искусства, в частности музыки - эстетическая. Музыка доставляет человеку удовольствие, является предметом его наслаждения и развлечения, активизирует его жизненный тонус. Эти чувства переживаются на разных психологических уровнях. Прежде всего имеет место непосредственное чувственное удовольствие - такая форма оценки музыки, которая корреспондирует с перцептивным уровнем психики, с восприятием звукового материала и способов его организации. Над этим возвышается уровень эмоциональный - более духовный, но все еще связанный с непосредственно звуковыми структурами музыки. Наконец, высшая форма художественно-эстетической оценки - как бы очищенная от чувственности духовная радость, соотносящаяся с восприятием и усвоением воплощенных в музыке образов, идей и настроений. Всё это в совокупности способствует эстетизации действительности средствами музыки.
Существенный признак музыкального искусства отражается в его компенсирующей функции. Это вытекает из его основного эстетического назначения.
Компенсирующую функцию музыки можно понимать в том смысле, что человек восполняет с ее помощью определенные недостатки своего существования. Прежде всего, можно говорить о возмещении недостатка впечатлений, переживаний.
С компенсирующей функцией музыки коррелирует коммуникативная функция. Через музыкальное искусство (при его восприятии и в процессе музицирования) люди во многом компенсируют дефицит общения и взаимопонимания. При этом речь идет о коммуникации особого рода, основным содержанием которой являются эмоциональный контакт и душевное сопереживание.
. Возможность отображения мыслей человека, с помощью музыки
Музыка - реальность, схваченная в эмоциональных переживаниях и окрашенных чувством мыслях, выражаемых через звуки особого рода, в основе которых лежат обобщенные интонации человеческой речи. Музыка - искусство, закрепляющее и развивающее возможности невербального звукового общения, связанного с человеческой речью. Музыка на основе обобщения и обработки интонаций человеческой речи вырабатывает свой язык. Музыка - не столько изображение предметного мира, сколько отображение человеческих чувств и мыслей. А мысль, как подчеркивал Асафьев, чтобы стать звуковыраженной, становится интонацией. Музыка по своей природе динамична. Она - не только звуки особого рода, но и движение этих звуков, их поток, текущий во времени и выражающий всю бесконечную гамму человеческих переживаний. Она - «поэзия Звука» (Л. Стоковский).
Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. В произведениях Бетховена звучат отголоски суровых военных событий, величественных походов и побед, интонации и ритмы революционных маршей. Таков финал его Пятой симфонии. Ромен Роллан эту музыку назвал эпопеей славы, музыкой военных действий и грандиозных триумфов.
Музыка возникла на низших ступенях общественного развития и выполняла преимущественно утилитарную роль: вначале ритуально-суггестивную, а затем напев, повторяя ритм рабочих движений, облегчал их и способствовал труду; ритм служил объединению людей в едином процессе. Вначале музыка была неразрывно связана с литературой. Поэтическое произведение интонировалось мелодией, напевалось. Музыка находилась в синтезе и с танцем.
Аристотель писал, что моральное значение музыки состоит в том, что под ее влиянием мы испытываем чистое удовольствие - истинно любим или ненавидим.
В природе нет музыкального звука, а есть лишь шумы с той или иной степенью организованности. Музыкальный звук - феномен культуры. Музыка создает звуки особого свойства, которых нет в природе и которые не существуют вне музыки. Откуда же берутся эти звуки? Ж.Б. Дюбо писал, что живописец подражает формам и краскам природы, музыкант же подражает звукам, интонациям, вздохам, модуляциям голоса, словом, всем звукам, с помощью которых в самой природе выражаются чувства и страсти. Спенсер также утверждает, что источник музыки - интонации страстно возбужденной речи. Интонационно-речевую природу музыки подчеркивает и Асафьев. Первым музыкальным инструментом был голос. Первичное музыкальное обобщение речевых интонаций происходит в народных мелодиях, которые создавались и шлифовались сотни лет. Интонации человеческой речи, лежащие в основе музыкального образа, всегда эмоционально насыщены, сотканы из человеческих чувств. Это-то и накладывает печать на особенности музыки, которая говорит с людьми на «непосредственном языке души», волнует человека, вызывает у него бесконечное многообразие эмоций и их оттенков. Музыка включает в себя звукоподражание, есть в ней и изобразительные моменты, но не они определяют ее специфику.
Цвет в живописи можно описать через сопоставление с предметом (желтый - солома, лимон), то музыкальный звук можно передать лишь через метафорическое описание («рыдания осенних скрипок»).
Звукоряд европейской музыки состоит из семи основных тонов. Одновременное сочетание трех и более тонов дает аккорд. Основа музыки - интонация. Структура музыки - ритм и гармония, в своем соединении дающие мелодию. Знаковую, смыслообразующую роль в музыке играют также громкость, тембр, темп, ритм и другие элементы. Из этих знаков складывается музыкальная фраза, музыкальный образ, а их система образует музыкальный текст. Язык музыки - иерархия уровней: отдельных звуков, звукосочетаний, аккордов. Важнейшие элементы и выразительные средства музыкального языка - мелодико-интонационный строй, композиция, гармония, оркестровка, ритм, тембр, динамика.
Музыкальный образ лишен непосредственной видимости живописи и конкретности слова. Он не передает точных понятий, не создает зрительно ощутимых картин, не пересказывает событий.
Музыка близка архитектуре и огромной значимостью в ней ритма, и формой, далекой от форм самой жизни, а также высокой степенью художественного абстрагирования от конкретного жизненного материала, входящего в образ в «снятом» виде, и возможностями отражения не столько отдельных сторон и частностей жизни, сколько именно ее сердцевины и духа.
4. Краткая история музыки, основные школы и представители
Вся история развития музыкального искусства - это освоение разных сторон единого звукового пространства.
Сегодня о музыке далекого прошлого мы можем судить по сохранившимся остаткам музыкальных инструментов, древним рельефным изображениям, небольшим статуэткам, словесным текстам гимнов и песнопений, свидетельствам античных историков. Значительным подспорьем историкам музыки служат обряды племен, до сих пор сохраняющих первобытнообщиннный строй.
Уже в античности четко оформились две концепции возникновения музыки. Согласно первой точке зрения музыка возникла из желания подражать звукам природы - пению птиц, крику зверей, шуму воды, свисту ветра. Согласно второй - из крика, из желания выплеснуть накопившиеся эмоции радости или горя. Обе концепции благополучно просуществовали до нашего времени, обусловив деление единого мира музыки на изобразительную и выразительную.
В Древнем же мире музыка - это всегда толпа. Причем чаще всего толпа не только слушателей, но и исполнителей. Сегодня считается, что музыкальная культура, например, Древнего Египта - это культура больших масс. В придворных церемониях участвовало до тысячи музыкантов. Совместное исполнение такой толпы - занятие довольно трудное. Музыкантами необходимо умело управлять. И постепенно в Египте (подобное наблюдается и в других странах) возникает уникальное искусство хейрономии, идущее от непроизвольных движений певцов во время исполнения.
Музыкальная культура Египта - одна из самых древних в мире. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества и, таким образом, была тесно связана с танцем, пантомимой, драматическими произведениями, литературой. Постепенно произошло разделение музыки на культовую, придворную и народную. Музыка в Древнем Египте называлась «хи» - удовольствие, наслаждение. Ей приписывалась магическая сила, и в соответствии с этим убеждением различные инструменты для ансамбля подбирались не по тембру их звучания, а по их мистическим свойствам. В этом случае, полагали египтяне, музыка сможет вылечить больного, вызвать дождь, победить врагов.
Музыкальное искусство Византии восходит к персидской, коптской, еврейской, армянской песенности, а также позднегреческому и римскому мелосу. По мере развития контактов с другими народами в музыку Византии проникали элементы сирийской, славянской, арабской музыкальной культуры. В литературных источниках упоминается о странствующих певцах-музыкантах. Светская музыка, звучавшая при императорском дворе, была пышного стиля, возвеличивавшая византийский «дворцовый деспотизм».
Большое развитие получили приветственные возгласы-славословия на стихотворные тексты, застольные величальные песни в исполнении хоров. Их часто сопровождали орган и трубы. Была известна инструментальная музыка (ансамблевая) цимбалистов и трубачей.
До IX в. византийская музыка играла в Европе видную роль. Она проникала в Рим, Франконию, Южную Италию, Ирландию.
Однако многие достижения музыкальных теоретиков Древнего мира остались лишь чисто теоретическими построениями. Время для их реализации в звуках придет позднее, в эпоху Средневековья.
С середины XVIII века музыкальное искусство Европы развивалось под влиянием классицизма. Название этого художественного стиля говорит о его чертах: латинское classicus переводится как "образцовый" - для классицистических произведений важен гармоничный образец (обычно им становились античные произведения), ясные и строгие формы. Об античной музыке известно мало, поэтому в музыкальном искусстве классицизм проявился не как обращение к античным традициям, а как опора на строгую систему правил построения произведения. При этом чувства никоим образом не подменялись разумом, ведь музыка - это в большей мере, чем другие искусства, воплощение живых эмоций и движений души. Скорее, чувства сливались с разумом, не просто переживались, а обдумывались. Благодаря этому они, сложные и порой неуловимые, могли быть переданы в ясной и четкой форме, становились понятны слушателю.
Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера Йозеф Гайдн (1732-1809), Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и Людвиг Ван Бетховен (1770-1827). Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы. Их музыка являет высочайшее достижение эры классицизма по совершенству мелодий и форм.
Вольфганг Амадей Моцарт писал музыку и играл на скрипке и клавесине в том возрасте, когда другие дети еще не умеют складывать буквы. Необыкновенные способности Вольфганга развились под руководством его отца - скрипача и композитора Леопольда Моцарта. В операх «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и живые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья к тонкой поэтической лирике.
В области музыки классицизм на рубеже XVIII - XIX вв. обрел новые формы, что было связано с Великой французской революцией. Эти формы были рассчитаны на массовую аудиторию и служили революционным идеалам. Композиторы этого стиля и времени - Ф.Ж. Госсек (1734-1829) и Э. Мегюль (1763-1817). Яркие образцы «оперы спасения» - жанра, возникшего в период Французской революции, для которого характерна идея борьбы с тиранией и благополучная развязка - «спасение»: «Лодоиска», «Два дня» Л. Керубини (1760-1842) и др.
Романтическое направление в музыке оказалось на редкость богатым выдающимися дарованиями. В Германии это немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман (1810-1856), создавший программные фортепианные циклы («Бабочки», «Карнавал», «Фантастические пьесы», «Крейслериана»), лирико-драматические вокальные циклы, оперу «Геновена», ораторию «Рай и Пери» и многие другие произведения.
Первыми представителями романтической оперы в Германии были Э.Т.А. Гофман (опера «Ундина») и К.М. Вебер (1786-1826). Вебер боролся за немецкое национальное оперное искусство и в своем творчестве отразил стремление немецкого народа к освобождению и воссоединению страны. В произведениях Вебера определились основные направления немецкой романтической оперы: народно-легендарная и сказочная опера («Вольный стрелок», «Оберон»), опера на средневековый рыцарский сюжет («Эврианта»), написаная как большая опера, в которой разговорные диалоги заменены речитативами. Музыковеды считают, что от этой оперы лежит прямой путь к «Тангейзеру» и «Лоэнгрину» Вагнера.
Романтические оперы создавали также Р. Шуман, Ф. Флотов («Александра Страделла», «Марта»}. О. Николаи (1810-1849) написал комическую оперу «Виндзорские проказницы» на сюжет комедии Шекспира.
Романтическое направление представлено в творчестве великого немецкого композитора, дирижера, музыковеда, реформатора оперного искусства Рихарда Вагнера (1813 -1883), одного из крупнейших фигур в истории мировой музыкальной культуры. Широко известны его оперы: «Риенци», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо Нибелунгов» (четыре оперы: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов»), мистерия «Парсифаль». Представитель романтического направления в музыкальном искусстве Франции - композитор и дирижер Гектор Берлиоз (1803-1869). Ему принадлежат «Фантастическая симфония», «Траурно-триумфальная симфония», опера-дилогия «Троянцы» (по Вергилию), Реквием, драматическая симфония «Ромео и Джульетта».
На рубеже XVIII-XIX вв. появился жанр камерной лирической песни - русский романс на стихи русских поэтов. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский (1754-1831), написавший «Российские песни», героико-патриотические полонезы. Один из них на слова Г.Р. Державина «Гром победы раздавайся» долгое время был русским национальным гимном.
Основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка (1804- 1857). По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место, равное Пушкину в литературе. Основу его стиля составила народная музыка, прежде всего русская.
Он заложил основы двух главных направлений отечественной оперной классики: народной музыкальной драмы и оперы сказочно-эпического жанра. Его стиль был истинно русским в мелодическом звучании и выражении дум, чаяний и миропонимания народа. В опере «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») главным действующим лицом композитор сделал крестьянина, мужественного и самоотверженного патриота. В опере «Руслан и Людмила» он обратился к сценам из жизни Древней Руси и восточным сказкам.
Вершина реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. - творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901), тесно связанное с итальянским освободительным движением («Набукко», «Ломбардцы в первом крестовом походе»). В таких оперных произведениях, как «Эрнани», «Макбет», «Битва при Леньяно», выражен протест против всякого насилия и угнетения. Представления опер Верди, проникнутых идеями борьбы за освобождение и объединение Италии, сопровождались бурными патриотическими манифестациями.
В этот же период возникает в опере новое направление - веризм (ит. verismo, от vero - истинный, правдивый). Его представители - композиторы Р. Леонкавалло (1857-1919), П. Масканьи (1863-1945), Ум. Джорданно (1867 -1948), Дж. Пуччини (1858-1924). В основе произведений этих мастеров - жизненно достоверные сюжеты; правдивое отображение душевного мира простых людей; эмоционально выразительная музыка, отсутствие высокой общественной идеи. Сложился и определенный исполнительский стиль - преувеличенная экспрессия, сентиментальный надрыв, острый драматизм. Лучшие произведения этого направления - «Сельская чести» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло. Благодаря психологической глубине творчество Дж. Пуччини, написавшего «Богему», «Тоску» «Чио-чио-сан», преодолевает рамки веризма.
Во Франции получила развитие лирическая опера, которая отличается от большой оперы более интимной тематикой и сюжетами, заимствованными из классической литературы. Это оперы «Манон» и «Вертер» Ж. Масснэ, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Гамлет» А. Тома и др. Лирические оперы создавались на экзотические восточные сюжеты. Это «Лакмэ» Л. Делиба, «Искатели жемчуга» и «Джамиле» Ж. Бизе, «Самсон и Долила» К. Сен-Сан-са. В лирических операх правдиво и тонко воплощены человеческие переживания. Для обрисовки быта характерна поэтичность. Музыкальный язык этих опер демократичен, близок к городскому фольклору.
Вершиной реализма в оперном искусстве Франции признана опера Ж. Бизе «Кармен».
Середина XIX в. стала временем рождения нового музыкального жанра - оперетты - легкой оперы, включающей и танец, и диалог (произошла от комической оперы). Родина оперетты -Франция, а родоначальники - композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах.
Европейская музыкальная культура XX столетия характеризуется двумя основными тенденциями: связью с классикой и дальнейшим развитием классической музыкальной культуры, а также стремлением к новым средствам звукового выражения. Первая тенденция проявилась в итальянской опере.
Представителями классической музыки в XX в. являются также австрийский композитор Г. Малер (1860-1911) и английский композитор В. Бриттен (1913-1976). Бриттен - автор многих опер (например «Сон в летнюю ночь», «Смерть в Венеции» и др.), в которых классика, национальные традиции сочетаются с современными музыкальными средствами. Г. Малер, известный своими симфониями, подготовил почву для возникновения музыкального экспрессионизма. Симфонию «Песнь о Земле» (для солистов и оркестра) Малер создавал 21 год (1888-1909); она - важнейшее явление симфонической музыки XX столетия.
Заключение
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Музыка - вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь. В отличие от пространственных искусств (живописи, скульптуры, архитектуры), музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным искусствам. Одна из главных особенностей музыки в том, что она реально существует только в исполнении, в живом звучании.
Ритм, мелодия и гармония - три основных элемента музыки, удачное сочетание которых и определяет хорошее качество музыкального произведения.
Функции музыки:
познавательная функция музыки - музыку можно рассматривать как одну из форм познания, как форму отражения действительности в сознании человека;
воспитательная - музыка участвует в формировании духовного мира человека, его мыслей и чувств, его представлений о действительности и отношения к ней;
музыка может выполнять организующую и мобилизующую функции, призывать человека к определенному действию;
эстетическая - музыка доставляет человеку удовольствие, является предметом его наслаждения и развлечения, активизирует его жизненный тонус;
компенсирующая - человек восполняет с ее помощью определенные недостатки своего существования;
коммуникативная функция - через музыкальное искусство (при его восприятии и в процессе музицирования) люди во многом компенсируют дефицит общения и взаимопонимания.
Музыка - искусство, закрепляющее и развивающее возможности невербального звукового общения, связанного с человеческой речью. Музыка на основе обобщения и обработки интонаций человеческой речи вырабатывает свой язык. Музыка - не столько изображение предметного мира, сколько отображение человеческих чувств и мыслей. Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Цвет в живописи можно описать через сопоставление с предметом (желтый - солома, лимон), то музыкальный звук можно передать лишь через метафорическое описание («рыдания осенних скрипок»).
Вся история развития музыкального искусства - это освоение разных сторон единого звукового пространства. В античности четко оформились две концепции возникновения музыки. Согласно первой точке зрения музыка возникла из желания подражать звукам природы - пению птиц, крику зверей, шуму воды, свисту ветра. Согласно второй - из крика, из желания выплеснуть накопившиеся эмоции радости или горя. В Древнем же мире музыка - это всегда толпа. Причем чаще всего толпа не только слушателей, но и исполнителей. Музыкальное искусство Византии - светская музыка, звучавшая при императорском дворе, была пышного стиля, возвеличивавшая византийский «дворцовый деспотизм». До IX в. византийская музыка играла в Европе видную роль. Она проникала в Рим, Франконию, Южную Италию, Ирландию. Музыка средних веков и Возрождения была неразрывно связана с религиозно-поэтическими текстами, а также с религиозной эстетикой. С середины XVIII века музыкальное искусство Европы развивалось под влиянием классицизма. Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг Ван Бетховен. Романтическое направление в музыке оказалось на редкость богатым выдающимися дарованиями. В Германии это немецкий композитор, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман, Рихард Вагнер. На рубеже XVIII-XIX вв. появился жанр камерной лирической песни - русский романс на стихи русских поэтов. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский. Основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка. Вершина реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. - творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди. Середина XIX в. стала временем рождения нового музыкального жанра - оперетты - легкой оперы, включающей и танец, и диалог (произошла от комической оперы). Родоначальники оперетты - композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах.
Европейская музыкальная культура XX столетия характеризуется двумя основными тенденциями: связью с классикой и дальнейшим развитием классической музыкальной культуры, а также стремлением к новым средствам звукового выражения.
Список используемых источников
1.Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. - М.: Высш. шк., 2002. - 511с.
.Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Смирнов Ю.Б., Ивлев В.Ю. Культурология. - М.: МЭСИ, 2005. - 88 с.
.Бычков Ю.Н. Введение в музыкознание. Курс лекций. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2000. Электронный учебник: http://yuri317.narod.ru/wwd/lex2_05.htm.
.Иоффе А.И. Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д.Э. Харитоновича. - М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 416 с.
.Коломиец Г.Г. Ценность музыки в контексте духовной культуры. Режим чтения: [http://bank.orenipk.ru/Text/t30_414.htm].
.Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 600 с.
.Розин В.М. Культурология: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 462 с.