Формы работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений по изучению Конвенции о правах ребенка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,9 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формы работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений по изучению Конвенции о правах ребенка

Содержание

Введение

Глава 1. Формы работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений по изучению Конвенции о правах ребенка

.1 Особенности работы по изучению Конвенции о правах ребенка

.2 Формы работы с педагогами по изучению Конвенции о правах ребенка

Глава 2. Анализ результатов исследования

Заключение

Список литературы

Введение

Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989г., стало предметом пристального внимания педагогов буквально в последние несколько лет. Можно сказать, что в нашей стране и в системе дошкольного образования сделаны только первые шаги в этом направлении.

В 2002 году Московский Комитет образования опубликовал пособие, созданное группой исследователей под руководством Т.Н. Дороновой, «Защита прав и достоинства маленького ребенка», в котором подробно изложены различные аспекты работы ДОУ с семьей по обеспечению реализации положений Конвенции. Это пособие было бесплатно распространено в дошкольных учреждениях г. Москвы для знакомства с его материалами всех педагогов системы столичного дошкольного образования.

Весной 2002 года МКО провел совещание по данной проблеме. В своем выступлении проф. С.А. Козлова коснулась и проблемы знакомства самих детей с их правами. Она подчеркнула, что это сложная работа, которая только начинается. Сложность связана, прежде всего, с трудностью осознания ребенком дошкольного возраста абстрактного понятия «право».

Дошкольное учреждение строит свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции по правам ребенка усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой общения, регулятором жизнедеятельности.

Реализация Конвенции предполагает прежде всего работу с педагогическим коллективом.

Цель работы. Изучить формы работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений по изучению Конвенции о правах ребенка.

Глава 1. Формы работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений по изучению Конвенции о правах ребенка

1.1 Особенности работы по изучению Конвенции о правах ребенка

Существует опыт организации работы по изучению Конвенции о правах ребенка (С. Шабельник, С. Усачев), а также учитывая особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста, они начали экспериментальную работу по разработке программы, знакомящей детей с основными правами ребенка.

В результате нескольких пробных попыток они выбрали хорошо знакомую сказку А. Толстого «Приключения Буратино», составив на ее основе «сказку на новый лад» - продолжение истории о Буратино, который пришел на помощь детям и куклам из Страны Дураков, в которой никто не имеет представления о правах человека, а тем более - о правах детей. Чтение этой сказки и стало первым этапом знакомства детей с проблемой прав человека, прав ребенка.

Кроме того, авторами разработана серия демонстрационных плакатов, с помощью которых можно было бы обсудить и закрепить представления о каждом положении Конвенции. На плакатах было решено изображать сказочных антропоморфных животных (а не людей или детей), которые соблюдают (а не нарушают!) права своих детенышей.

После того как дети поняли основные положения Конвенции, авторы перешли к разработке проблемных занятий-размышлений. Цель этих занятий в том, чтобы каждый ребенок усвоил и проиграл возможные варианты поиска помощи и самозащиты.

В завершение цикла занятий авторы спланировали интерактивную ролевую игру с детьми.

В основу данной программы легли следующие статьи Конвенции:

. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или на попечение тех, кто обеспечит им наилучший уход.

. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

. Дети имеют право на медицинский уход.

. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

. Дети имеют право на отдых.

. Дети имеют право на бесплатное образование.

. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Главная цель программы: дать детям старшего дошкольного возраста элементарные знания и представления о Конвенции о правах ребенка, познакомить с основными правами ребенка.

Структура программы представлена блоками, органично связанными друг с другом:

. Билль о правах ребенка.

. Ребенок в мире взрослых.

. Быть здоровым - мое право.

. Ребенок и культура.

. Первые шаги в социальном мире.

Каждая тема программы преподносилась ребенку в игровой деятельности.

Параллельно авторами ведется работа с родителями. Авторами была распланирована и проведена работа с детьми вне основных проблемных занятий, включающая в себя предварительную (предшествующую) и последующую работу. Так, например, предварительная работа включала в себя чтение литературных произведений, раскрывающих смысл некоторых статей, постановку спектаклей, экскурсии и т.п. А последующая работа - подготовка и презентация межгрупповых проектов, оформление «своей» Конвенции о защите прав ребенка и т.п.

Руководством Центра была организована и проведена целенаправленная работа с кадрами: семинар-практикум по вопросам Конвенции ООН о правах ребенка, круглый стол «Защита прав ребенка в условиях семьи», деловая игра и т.д. Социальные службы Центра принимали активное участие в заседаниях комиссии по охране прав детей при районной управе.

1.2 Формы работы с педагогами по изучению Конвенции о правах ребенка

Организация работы с кадрами по защите прав ребенка

Форма организацииСодержание деятельностиОтветственныеМесяцОзнакомление педагогов с нормативно-правовыми материалами по проблемеАнализ сложившейся ситуации. Взаимосвязь нормативно-правовой базы и содержания дошкольного образования. Выбор комплексных и парциальных программ в соответствии с нормативно-правовой базой, обеспечивающей защиту прав ребенкаЗаведующая. Зам. зав. по в/о работе Соц. педагогСентябрь Инициативная группаСоздание банка данных о характере обращения с детьми в семьяхРуководитель психологической службы Соц. педагогСентябрьТворческая группаСоставление резюме по статьям Конвенции о правах ребенкаНаучный руководитель. Зам. зав. по в/о работеСентябрьВыставка материалов по проблемеПодбор литературы и плакатов наглядной агитации по обеспечению соблюдения прав ребенка. Знакомство с положениями Конвенции о правах ребенкаМетодическая служба БиблиотекарьСентябрьКонсультация для педагоговОрганизация и содержание профилактической работы по защите детей от жестокого обращенияРуководитель психологической службы Соц. педагогОктябрьДеловая игра «Правовая энциклопедия»Обсуждение различных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка, и определение путей преодоления данной проблемы. Составление памятокЗам. зав. по в/о работеОктябрьТворческая группаСоставление «Карты педагогических достоинств» по реализации резюме о правах ребенка в практике работы с детьмиЗам. зав. по в/о работеОктябрьСеминар-практикумОбучение педагогов оказанию помощи пострадавшим детямЗам. зав. по в/о работе Соц. педагогНоябрьТворческая группаРазработка технологии, обеспечивающей знакомство детей с Конвенцией о правах ребенка в едином образовательном пространстве ЦРРМетодическая служба Соц. педагогВ течение годаПрезентация наработанных материаловПредоставление методических и дидактических материалов по проблеме с обоснованием их значимости в работе с детьмиТворческая группаВ течение годаДискуссионный клуб «Сто для одного»Обсуждение успехов и неудач в решении данной проблемы. Определение перспектив дальнейшей работы. Копилка социально-педагогического опытаЗам. зав. по в/о работе Соц. педагогАпрельТворческая группаСоставление «Карты образовательных маршрутов» (перспективы дальнейшей деятельности)Методическая служба Соц. педагогМай

Дошкольное учреждение должно строить свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции по правам ребенка усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой общения, регулятором жизнедеятельности.

Реализация Конвенции предполагает прежде всего работу с педагогическим коллективом. Мы использовали разные диагностические методики. Например, после ознакомления с основными документами по правам детей предложили воспитателям ответить на ряд вопросов с целью понимания проблемы и определить дальнейшее направление работы.

Для решения многочисленных проблем детства необходим комплексный подход всех социальных институтов. Поэтому мы убедительно просим Вас честно и открыто ответить на предложенные вопросы.

Расскажите, пожалуйста, о себе.

. Возраст ........................

. Образование ....-................

. Общий стаж работы...............

. Педагогический стаж..............

. В какой группе Вы работаете в настоящее время? .........................

. Какие документы о правах ребенка Вы знаете? (При положительном ответе укажите источник информации.)...............

. Какие права детей Вы знаете? Назовите

. Кто ответствен за охрану прав детей?

. Что может сделать ДОУ для защиты прав детей? .................. ..........

. Как Вы считаете, необходимо ли давать дошкольнику знания о правах и обязанностях человека (ребенка)? .................

Формирование правового сознания у детей только силами дошкольного учреждения невозможны. Решение этих задач предполагает тесное сотрудничество ДОУ и семьи. Поэтому важно знать, как относятся члены педагогического коллектива к привлечению родителей к совместной работе.

Анкета

. Оцените интенсивность Вашего общения с родителями.

Общаемся постоянно

Общаемся эпизодически, нерегулярно

Почти не общаемся

. Перечислите наиболее типичные случаи Вашего обращения к родителям.

Изучение особенностей семейного воспитания

Необходимость согласования с родителями воспитательных воздействий или решения образовательных задач

Организационные вопросы (оплата детского сада, организация утренников и т.д.)

. Какими бы Вы хотели видеть родителей своих воспитанников?

. Каким, на Ваш взгляд, должно быть сотрудничество родителей и воспитателей?

Родители должны в точности следовать советам воспитателей

Желательно, чтобы родители и воспитатели учитывали точки зрения друг друга

Родители могут и должны воспитывать своего ребенка так, как они считают нужным

Также воспитателям предложили определить, какие методы работы с детьми они считают наиболее эффективными.

. Где ребенок может получить знания о своих правах: на занятиях; вне занятий; предоставить это сделать родителям?

. Какие формы работы для Вас предпочтительнее (коллективные или индивидуальные)?

. Какие игры можно использовать в этой работе?

. Как можно использовать театрализованную деятельность?

. Сюжеты каких литературных произведений, сказок отражают права детей?

. Какие пословицы и поговорки Вы будете использовать в своей работе?

. Какую совместную деятельность с родителями можно предложить детям?

составление альбома "Кто я"?

подготовка стенной газеты

фото- и видео просмотры

. На каком примере можно рассказать ребенку о праве на здоровье?

. На каком примере можно рассказать ребенку о приемлемом уровне жизни?

. Как сформировать у детей представление о значимости образования в жизни каждого человека?

Педагогам было предложено назвать личностные качества и педагогические умения, которые, с их точки зрения, необходимы в общении с родителями.

Шкала самооценки

Перечень качеств и умений воспитателяСтепень выраженности отметить знаком "+" в соответствующей графеОчень высокаяВысокаяДостаточно высокаяСлабаяОтсутствуетДоброжелательность, отзывчивостьПедагогический тактСклонность к эмпатииПсихологическая наблюдательностьОбщительность, открытостьСтрессоустойчивость, выдержкаИнициативность, оптимизмСоциально-психологическая готовность к сотрудничествуУмение проявлять гибкость в общенииУмение создавать атмосферу доверительности и взаимопонимания в общении с родителямиУмение понять конкретного родителяУмение убеждатьУмение слушатьУмение осуществлять индивидуальный подход в общении с родителямиУмение регулировать свое эмоциональное состояние, поведениеУмение верно оценить свое общение с родителями, наметить пути преодоления трудностейВ сложной и многоплановой работе по защите прав ребенка должен принимать участие весь коллектив ДОУ, но особая роль принадлежит заведующему, старшему воспитателю, психологу и воспитателю.

Заведующий

Привлекает всех членов педагогического коллектива и родителей к работе по охране прав и достоинства ребенка в семье и детском саду.

Принимает решения об организации работы по оказанию помощи детям, подвергающимся (подвергавшимся) насилию со стороны родителей или других взрослых.

Планирует, координирует и контролирует результаты деятельности педагогического коллектива.

Осуществляет взаимодействие с администрацией и учителями школы по проблеме непрерывного и комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, которые подвергались или подвергаются жестокому обращению со стороны родителей или других взрослых.

Координирует работу детского сада с деятельностью специальных служб района и города по охране прав детей.

Проводит культурно-просветительскую работу среди общественности по вопросам охраны прав детей.

Старший воспитатель

Способствует формированию у воспитателей педагогических установок, направленных на предупреждение любых форм жестокого обращения с детьми.

Организует и проводит работу с воспитателями по повышению эффективности взаимодействия с родителями по охране прав и достоинства ребенка в семье.

Осуществляет подбор методической литературы по самообразованию родителей и педагогов. Оказывает помощь воспитателям в изучении нормативно-правовых документов.

Обучает педагогов методам и приемам оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. Организует обсуждение возможной стратегии поведения взрослых.

Создает условия для распространения успешного опыта воспитателей и родителей по охране прав ребенка.

Участвует в работе методических объединений района и города по данной проблематике и создании банка данных о жестоком обращении с детьми.

Педагог-психолог

Организует и непосредственно участвует в работе по охране прав ребенка в детском саду и семье.

Проводит наблюдение за поведением детей в группе; анкетирование воспитателей; беседы с родителями; обрабатывает и анализирует полученные данные.

Осуществляет психотерапевтическую и коррекционную работу с родителями, воспитателями и детьми:

психокоррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности при адаптации;

психотерапевтические занятия с родителями по выявлению проблем семейного воспитания и изменению установок по отношению к ребенку.

Организует тренинги по эффективному взаимодействию родителей, воспитателей и детей (во всех возрастных группах).

Проводит совместные дискуссии с родителями и воспитателями (анализ педагогических ситуаций, направленный на предотвращение возможных случаев жестокого обращения с детьми).

Воспитатель

Соблюдает права и свободы своих воспитанников.

Своевременно выявляет нарушения прав детей и принимает соответствующие меры. Осуществляет профилактику жестокого обращения с детьми.

Проводит правовое просвещение родителей по темам:

трансляция положительного образа ребенка;

Практика.

коррекция детско-родительских отношений.

Выявляет "группы риска" - семьи, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

Осознает личностную и социальную значимость своей профессии при проведении работы по охране прав ребенка в детском саду и семье и в связи с этим необходимость постоянного самообразования.

Таким образом, решение проблемы охраны прав детей в дошкольном учреждении зависит от разумного распределения функциональных обязанностей между сотрудниками и координации их полномочий.

Семинар-практикум "Охрана прав и достоинства маленького ребенка. Координация усилий семьи и ДОУ"

Занятие 1

"Знаете ли Вы законодательные акты, определяющие права ребенка?"

Цель. Обобщить знания воспитателей о нормативно-правовых актах, определяющих права ребенка.

Предварительная работа.

. Распределение на творческие группы. Выбор темы:

"Международные нормативно-правовые акты о правах ребенка".

"Работа Комитета ООН по правам ребенка".

"Права ребенка в РФ: состояние и проблемы".

. Изучение литературы по теме; анализ комплексных и парциальных программ.

. Подготовка наглядного материала. Занятие проводится в форме игры КВН.

Ход занятия

Формируются две команды (не более 5-6 человек в каждой). Остальные участники -ведущий, группы поддержки или запасные игроки. Выбирается жюри.

Первый этап "Команда - капитан".

Командам дается задание придумать название, защитить его и выбрать капитана.

Второй этап "Пойми меня".

Команды выстраиваются. Все игроки, кроме капитанов, надевают наушники. Ведущий называет капитанам по одному правовому термину (право, свобода, закон, Конституция, ответственность, Конвенция, обязательства). Капитан просит игрока своей команды, стоящего первым, снять наушники. Описательно объясняет термин, не называя его, не используя ни жестов, ни рисунков. Игрок должен назвать термин, а затем, попросив следующего игрока снять наушники, "рассказывает" ему о термине. На передачу задания от первого игрока до последнего дается 1 минута.

Если вся команда назвала термин правильно и уложилась в указанное время, каждому игроку присуждается по 1 баллу (затем баллы суммируются). Если команда уложилась в срок, но не все отгадали термин, присуждается столько баллов, сколько игроков ответили правильно. Если термин не отгадан, команда не получает ни одного балла.

Третий этап "Права детей".

Командам дается список возможных прав и свобод человека. Надо определить, какими правами пользуются дети в соответствии с российским законодательством. На задание дается 2 минуты. Баллы подсчитываются по числу правильных ответов.

Четвертый этап "Ассоциации".

Проводится аналогично заданию второго этапа.

Все игроки, кроме капитана, надевают наушники. Капитану называют один термин (ассамблея, коллектив, организация, решение, парламент). Он должен подобрать слово-ассоциацию. Затем все члены команды, снимая по очереди наушники, называют слово-ассоциацию. На выполнение задания дается 1 минута. Фиксируется число совпадений, за каждое дается 1 балл.

Пятый этап. Теневой театр "Я и мои права".

Реквизит. Ширма, настольная лампа или свеча; текст Конвенции о правах ребенка; карточки с номерами; стул для каждого участника; несколько помещений для репетиции.

Команды по очереди выбирают три карточки, на каждой написан номер статьи Конвенции. (Эти сведения не разглашаются.) При необходимости можно взять текст Конвенции и посмотреть содержание статьи.

Затем игроки уходят в помещения для репетиций и придумывают сюжет, в котором отражается содержание определенной статьи Конвенции (они должны уложиться в 15 минут). В представлении может участвовать вся команда или несколько игроков.

Команды показывают свой спектакль, используя звуковые, музыкальные и танцевальные приемы, но без слов. Педагоги проявляют смекалку, артистичность. Время показа - не более 3 минут.

Выступление каждой команды обсуждается, все отгадывают, какая статья инсценирована.

Порядок выступления команд произвольный: можно показать подряд все три сценки или же выступать по очереди с другой командой.

Шестой этап. Отгадывание кроссвордов.

Занятие 2

"Технология работы по охране прав детей в ДОУ"

Цель. Систематизировать знания воспитателей по осуществлению прав ребенка в ДОУ и семье.

Предварительная работа.

. Проверка состояния работы в ДОУ по проблеме охраны прав детей. Анализ годового тематического плана.

. Определение обсуждаемых вопросов.

. Анкетирование родителей. Занятие проходило в формате круглого

стола с элементами дискуссии по указанной теме.

Ход занятия

Первый этап. Дискуссия "Как работать с Конвенцией?"

. Взгляд отечественных педагогов на вопросы защиты прав и достоинства ребенка.

. Пути претворения в жизнь основных положений Конвенции (по программам "Из детства - в отрочество" и "Радуга").

. Ваше мнение: как реализовать Конвенцию о правах ребенка?

. Какие статьи Конвенции, с Вашей точки зрения, доступны пониманию дошкольников?

. Какие формы информации и разъяснения этих статей Конвенции Вы считаете возможным использовать в работе с детьми?

. Имеется ли у Вас опыт работы по данной проблеме? Если "да", то раскройте его позитивные результаты. Назовите трудности, с которыми Вы столкнулись, и причины, их вызвавшие.

. Государственные гарантии в области воспитания детей дошкольного возраста.

. Какие права и свободы детей, декларированные Конституцией РФ, по Вашему мнению, ущемляются в настоящее время?

Второй этап "Мозговой штурм".

Поиск путей реализации прав ребенка.

Третий этап. Мини-дискуссия "Как бы Вы поступили?"

Анализ проблемных ситуаций, возникающих в процессе работы с детьми.

Четвертый этап. Выступление старшего воспитателя.

Результаты тематической проверки (успехи и недостатки в организации охраны прав детей).

Советы воспитателям.

. Одобрение даст ребенку ориентиры, как себя вести. При хорошей дозе одобрения можно обойтись минимумом запретов. Но при этом все, что хорошо получается, отмечать, а что пока не удается, не замечать.

. Если не испытываете радости от общения с ребенком, но при этом пытаетесь его чему-то научить, знайте - это дело бесполезное.

. Замечено, что заурядный, но смелый, решительный человек может соперничать с любым талантом, если талант робок.

. Пик раскрытия способностей очень индивидуален. Он может быть и в 5, и в 15, и в 20, и в 40, и даже в 60 лет. (Примеров как раннего, так и позднего раскрытия способностей не счесть.) Жизнь, то есть среда, условия, может способствовать или не способствовать их появлению и проявлению.

. Самая большая хитрость в воспитании - отойти на второй план, но так организовать условия (среду), обстоятельства, чтобы ребенок сам проявлял инициативу. Не учить напрямую, не воспитывать "в лоб". Все, как в искусстве: мысль будить через чувство.

. Древние китайцы считали: "Если ты недоволен собой - совершенствуй себя, а если ты недоволен другими - совершенствуй себя, а не других".

. Для развития ребёнка и становления его характера гораздо важнее научить его заботиться о других. Посоветуйте родителям : "хитренько" перенесите некоторые заботы о себе и членах семьи на ребёнка. Вспомните "мужичка-с-ноготок", на седьмом году серьезно заявлявшего: "Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я". Отец этого мальчика явно был замечательным педагогом.

Пятый этап. Итоги анкетирования родителей по выявлению причин нарушения прав детей в семье.

Выступления воспитателей.

Занятие 3

"Формы и методы работы с детьми и родителями по охране прав ребенка" (по материалам "Декларации прав человека")

Цель. Продемонстрировать воспитателям формы и методы работы по теме. Развивать аналитические умения.

Предварительная работа.

. Обсуждение методики и формы проведения занятия.

. Консультация по технологии организации открытого коллективного просмотра "Поговорим о ваших правах".

. Подбор наглядного материала (литературных произведений, иллюстраций).

. Обзор методической литературы по изучаемой проблеме.

. Чтение детям русских народных сказок, рассматривание иллюстраций.

. Выполнение домашнего задания "Мои права" (сочинение, рисунок и др.).

Задачи.

Формировать представления о правах человека на основе литературных произведений.

Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям.

Развивать коммуникативные навыки и толерантность (способность принимать точку зрения собеседника).

Развивать эмоциональную отзывчивость.

Обогащать детско-родительские отношения опытом ведения бесед, споров и совместной творческой деятельности.

Участники: родители, дети, социальный педагог, психолог, воспитатели группы.

Каждый ребенок имеет право на здоровье

Ход занятия

Открытый просмотр - детско-родительская гостиная "Поговорим о ваших правах".

использование литературных произведений, например сказки "Красная Шапочка" - статья 3 (неприкосновенность); сказки "Летучий корабль" - статья 16 (право человека создавать семью); сказки "Что дороже соли?" - статья 19 (право на убеждения); сказки "Кощей Бессмертный" - статья 17 (право на имущество);

театрализованное обыгрывание ситуаций с помощью вымышленных персонажей;

дискуссионный клуб (переговоры, публичные выступления, поиск компромиссов, голосование, выражение протеста, взаимодействие с официальными лицами);

"Декларация прав человека" в картинках. На занятии воспитатели смогли проанализировать стиль общения с родителями и детьми. Родители получили интересующую их информацию о правах ребенка, все участники гостиной почувствовали единение, радость от совместной деятельности.

Занятие 4

"Презентация форм и методов работы с детьми и родителями"

Цель. Оценить проективные умения воспитателей. Познакомить с разнообразием форм работы по охране прав детей. Способствовать развитию креативных, презентативных и рефлексивных умений.

Предварительная работа.

. Анкетирование родителей (см. приложение).

. Подготовка родительского собрания "Воспитание ненасилием в семье".

. Разработка проекта "Изучаем свои права" (для детей средней и старших групп).

. Подготовка конспектов занятий в разных возрастных группах: "Дружная семья" (средняя группа); "Семья, моя родословная" (старшая группа); "Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена?" (подготовительная к школе группа).

. Сочинение родителей на тему "Мой ребенок, его индивидуальные особенности".

. Подбор наглядного материала.

Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье" Цель.

Убедить родителей в преимуществе ненасильственных методов семейного воспитания. Обсудить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений с детьми.

Предварительная работа. Анкетирование родителей. Подготовка памятки для каждой семьи (о характере воспитательных воздействий на ребенка).

Участники: родители, воспитатели группы, психолог.

Вопросы для обсуждения на собрании

За что и почему родители оскорбляют и бьют детей?

Каковы последствия физического и психического насилия над детьми?

Как обойтись без унижающих наказаний?

Если наказывать, то как? Совместная деятельность участников при обсуждении каждого вопроса осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом: а) проблемная постановка вопроса; б) выявление мнений; в) презентация мнений; г) комментарии психолога и воспитателя; д) принятие решения.

Общее решение родительского собрания оформляется как рекомендации родителям.

Таким образом, семинар-практикум определил организационные условия работы по охране прав детей в ДОУ со всеми участниками педагогического процесса. В ходе коллективного обсуждения была выбрана модель реализации статей Конвенции: интеграция правового материала через ведущие для дошкольников виды деятельности - игровую (ролевые, театрализованные и дидактические игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений) и художественно-продуктивную (изготовление эмблем, альбома, плаката и их презентация), а также через проблемно-поисковую деятельность детей (решение различных ситуаций, разработка совместных с воспитателем проектов и т.п.).

Синтез всех этих видов деятельности находит отражение в такой форме работы, как создание индивидуальных альбомов "Кто я?", "Моя семья".

Раскрытию содержания статей Конвенции во многом помогает художественная литература. Чтобы данный вид деятельности был более целенаправленным, воспитатели сделали подборку "Приходи, сказка" (для работы на занятиях и для свободного чтения). Анализ произведений позволяет детям оценить поступки персонажей, соотнести сказочные сюжеты с действующими в реальной жизни правами, увидеть торжество закона или его нарушение.

право ребенок конвенция сознание

Глава 2. Анализ результатов исследования

В исследовании приняли участие 4 педагога и 13 родителей детей, посещающих детский сад. На вопрос о наличии нормативно-правовых документов 2 родителя ответили «никаких». О наличии Конвенции о правах ребенка указали только 2 родителя. Все педагоги указали о наличии Конвенции о правах ребенка.

О необходимости знакомить детей со своими правами говорят все родители, однако возраст, с которого начинать это делать разный. Все педагоги указали на то, что необходимо начинать знакомить ребенка с его правами с дошкольного возраста. Среди родителей ответы распределились следующим образом. Один человек затруднился ответить. 4 человека сказали, что с 14 лет. Один человек - с 10 лет. 2 человека - с раннего возраста.

Все опрошенные отметили, что ребенок должен знать свои права, а также все опрошенные считают, что ребенок кроме обязанностей права.

родителей считают, что в ДОУ соблюдают права ребенка, 1 родитель на данный вопрос ответил не знаю. 4 родителя указали, что не всегда и не совсем.

Все родители указали, что учитывают мнение своего ребенка при решении семенных вопросов. Все родители ответили, что основную ответственность за воспитание ребенка несут родители. На вопрос том, хотели бы родители подробно изучить по проблемам нравственно-правового воспитания детей в ДОУ, все родители ответили не знаю.

Заключение

Таким образом, знакомство с Конвенцией о правах ребенка стало предметом пристального внимания педагогов буквально в последние несколько лет. В России в системе дошкольного образования сделаны только первые шаги в этом направлении.

В 2002 году Московский Комитет образования опубликовал пособие, созданное группой исследователей под руководством Т.Н. Дороновой, «Защита прав и достоинства маленького ребенка», в котором подробно изложены различные аспекты работы ДОУ с семьей по обеспечению реализации положений Конвенции. Это пособие было бесплатно распространено в дошкольных учреждениях г. Москвы для знакомства с его материалами всех педагогов системы столичного дошкольного образования.

Весной 2002 года МКО провел совещание по данной проблеме. В своем выступлении проф. С.А. Козлова коснулась и проблемы знакомства самих детей с их правами. Она подчеркнула, что это сложная работа, которая только начинается. Сложность связана, прежде всего, с трудностью осознания ребенком дошкольного возраста абстрактного понятия «право».

Дошкольное учреждение строит свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции по правам ребенка усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой общения, регулятором жизнедеятельности.

Реализация Конвенции предполагает прежде всего работу с педагогическим коллективом.

Список литературы

1.Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.

2.Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2001.

3.Баринова Т. М. Семья и семейное воспитание. Педагогические вести: Выпуск 1. М., 1993. С. 143-147.

.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

.Воспитание личности дошкольника. Шадринск, 1992.

6.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М. М., 1989.

7.Детский сад и семья / Под ред. Марковой Т. А. М., 1989.

8.Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. М., 1983.

9.Дошкольное учреждение и семья. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. и др. М., 2001

10.Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1994.

11.Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2000.

12.Кузовкова К. П. Формирование общественно направленной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Пермь, 1975.

13.Материалы научно-практической конференции «О совершенствовании нравственно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения». Магадан, 2002.

.Основы дошкольной педагогики / Под ред. Запорожца А. В., Марковой Т. А. М., 1980.

15.Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990.

16.Педагогика раннего возраста / Под ред. Григорьевой Г. Г., Кочетовой Н. П. М., 1998.

17.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М., 2002.

18.Родителям о детях. М., 2000.

.Рождественская Н. А., Разумова Л. В. Негармоничные стили семейного воспитания и воспитание родителями своих детей // Вестник МГУ. Сер. 14. - 2002.- С. 59-65.

.Фридман И. Среди взрослых // Семья и школа. - 1996. - № 5. С. 6-8.

Похожие работы на - Формы работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений по изучению Конвенции о правах ребенка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!