ИСХОДНЫЕ
ДАННЫЕ:
|
|
|
Марка
автомобиля:
|
|
|
Урал -5423
(8х8)
|
Масса
снаряженного автомобиля, кг
|
|
12600
|
Полная масса
автомобиля, кг
|
|
22600
|
Ширина, м
|
|
|
|
2,55
|
Высота, м
|
|
|
|
3,19
|
Колея, м
|
|
|
|
|
2
|
Марка
двигателя:
|
|
|
|
ЯМЗ-7511
|
Nmax, кВт
|
|
|
|
294
|
Частота
врашения КВ при Nmax, мин -1
|
1900
|
Марка шин:
|
|
|
|
(КАМА-1260
|
Высота профиля
шины, м
|
|
|
0,3048
|
Диаметр обода,
м
|
|
|
|
0,508
|
Передаточные
числа КП:
|
|
|
|
1 передачи
|
|
|
|
7,73
|
2 передачи
|
|
|
|
5,52
|
3 передачи
|
|
|
|
3,94
|
4 передачи
|
|
|
|
2,8
|
5 передачи
|
|
|
|
1
|
Передаточные
числа РК:
|
|
|
|
1 передачи
|
|
|
|
2,1
|
2 передачи
|
|
|
|
1
|
Передаточное
число Гл.передачи:
|
|
7,3
|
КПД трансмиссии
|
|
|
0,8
|
Коэффициент
обтекаемости, Н
|
|
0,588
|
Вес автомобиля,
Н
|
|
|
226000
|
Для
карбюраторных двигателейaN=bN=cN=1
|
|
Для дизельных
двигателей aN=0,53 bN =1,56 cN=1,09
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Методика расчета тягово-скоростных свойств
автомобиля
2.1 Выбор и анализ
необходимых исходных данных
Полная масса автомобиля, Gа,
кг;
Масса прицепа с грузом, Gпр,
кг;
Габаритные размеры: ширина, В, м;
высота, Н, м;
Максимальная мощность, Ne, кВт;
Максимальный крутящий момент, Мм, н·м;
Шины, размер.
Передаточные числа коробки передач:
четвертая передача, iк4.
Передаточные числа
раздаточной коробки:
первая передача, iр1; вторая
передача, iр2
Передаточное число
главной передачи, iо;
Передаточное число бортовой передачи
(колесного редуктора), iбп
Внешняя скоростная
характеристика двигателя
Принимаем для расчета внешней
характеристики (М = ѓ(п)) четыре точки при частотах вращения, мин-1
(рисунок 1):
минимальная устойчивая частота вращения
коленчатого вала, n1;
частота вращения при Мм(Mmax),
nм;
частота вращения, n2;
частота вращения при МN(Nе), nN;
1 nм
n2nNn, 1/мин
Рисунок 1. Внешняя характеристика двигателя
При отсутствии в литературе исходных
данных расчет внешней скоростной характеристики двигателя может производится по
эмпирической зависимости
Nеi = Nmax[a+ b- c], (кВт)
где Nеi - мощность двигателя в
определяемых точках;
Nmax - номинальная мощность
двигателя;
ni-частотах вращения
коленчатого вала двигателя в определяемых точках;
nN - частота вращения
коленчатого вала двигателя при номинальной мощности двигателя;
a, b, c - эмпирические
коэффициенты, зависящие от типа двигателя, a=b=c=1 для бензинового
двигателя, a=0,75,
b=1,5, c=1,25 для дизеля.
Соответствующее значение крутящего момента
коленчатого вала двигателя определяют по формуле
М= 9550*Ne/n, (н·м)
где Nе-значение мощности двигателя, кВт;-
частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1.
Определить значения крутящего момента: М1,
Мм, М2, МN при частотах вращения
коленчатого вала двигателя: n1, nм, n2, nN
Определить радиус качения колеса rк.
С точностью достаточной для выполнения расчета динамической характеристики
автомобиля фактический радиус качения колеса rк определяется по
эмпирической зависимости
rк = dк /2 + bк (1 - hк), (м)
где dк - диаметр обода колеса; bк - высота
профиля шины; hк - коэффициент радиальной деформации шины; для торроидных и
широкопрофильных шин hк = 0,1-0,16, для арочных шин hк = 0,2-0,3.
Можно принять
rк = 0,95 · rо
где rо - свободный радиус.
Пример: Шина 14 х 00.20. rо= (bк+ dк /2) = (14 + 20/2)·25,4 =
609,6 мм
rк = 0,95 · rо = 0,95 · 609,6 = 579,12
мм = 0,58 м
Данные по частотам вращения коленчатого вала и величинам
момента внести в таблицу 2.
.2 Уравнение движения автомобиля, динамический
фактор
Уравнение движения автомобиля
Рφ³Рк³Рy+Рw+Рj,
(1)
где Рφ - сила тяги по
сцеплению;
Рк - сила тяги на колесах;
Рy - сила сопротивления движению;
Рw - сила сопротивления воздуха;
Рj - сила инерции автомобиля.
Динамический фактор:
Для одиночного автомобиля - (2)
где , - масса тягача, прицепа
.3 Расчет силы тяги на ведущих колесах на передачах
Расчет производится по формуле
где Мj -
крутящий момент двигателя, кгс м (М1, ММ, М2,
МN,);ki - передаточное число
коробки передач (КП) наi-той передаче;P2 - передаточное число
раздаточной коробки (РК) на
-й передаче;o - передаточное число главной передачи;k
- радиус качения колеса, м;
ηm - КПД трансмиссии;
(i, j) - порядковые номера передач в КП и крутящего момента
Для полноприводного автомобиля можно принять ηm= 0,85
Если выражение (4) преобразовать, то получим
Рk(i,j) = КP2 · Mj· iki, (4а)
где КP2 =
Сила тяги на ведущих колесах на первой передаче в КП и второй
передаче в РК при устойчивой минимальной частоте вращения коленчатого вала
двигателя n1 составит:
Рк (1,1) = КP2 ·
M1· ik1.
Данные расчета на остальных передачах КП (2-й передаче в РК) и
частотах вращения коленчатого вала (nм, n2, nN)
производится по выражению (4а) и вносится в таблицу 3.
Определить величину силы тяги на ведущих колесах при различных
передачах в КП, частоте вращения коленчатого вала двигателя и первой передаче в
РК по формуле
H (4б)
где iP1 - передаточное число раздаточной коробки (РК)
на 1-ой передаче;
Сила тяги на ведущих колесах на первой передаче в КП и первой
передаче в РК при минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала
двигателя n1 составит:
Рк (1, 1) = КP1 · M1· ik1,
где КP1 =
Данные расчета на остальных передачах КП (1-й передаче в РК) и
частотах вращения коленчатого вала (nм, n2, nN)
производится по выражению (4б) и вносится в таблицу 3.
.4 Расчет скоростей движения автомобиля на передачах
Скорости движения автомобиля на i-х передачах в КП и второй передаче в РК (Vi) определяются по формуле
км/ч (5)
При n1 на первой передаче в КП получим
Все данные расчета заносятся в табл. 4.
Подобным образом рассчитаем скорости на первой передаче в КП и
первой передаче в РК при различных частотах вращения коленчатого вала (n1, nм, n2, nN)
(5а)
При n1 получим V1 =
К2пq1, км/ч
Остальные данные заносятся в табл. 4.
.5 Расчет силы сопротивления воздуха
Так как сопротивление воздуха проявляется при скоростях более
30 км/ч, то расчет выполним для 2-х высших передач в КП и второй передачи в РК.
(6)
где Vi - скорость движения, км/ч;
Kw - коэффициент обтекаемости (лобового
сопротивления);
В-ширина автомобиля, м;
Н - высота автомобиля, м,
Можно принять для грузового автомобиля
2.6 Определение значений динамического фактора
На низших передачах Рw= 0.
На первой передаче в КП и второй - в РК при частоте вращения коленчатого
вала n1 получим
(7)
Расчеты для остальных передач и частот вращения коленчатого вала,
заносим в табл. 6.
При включенной первой передаче в РК и первой передаче в КП получим
(7а)
Заключение
автомобиль урал скорость передача
В данной работе были рассмотрены технические характеристики
автомобиля Урал -5423 (8х8). На их основе был произведен расчет тягово-скоростных
свойств. Полученные данные сведены к табличному виду в приложении к работе. Так
же был построена диаграмма зависимости динамического фактора от скорости
автомобиля. Используя эту диаграмму и зная условия дорожного покрытия
(коэффициент сопротивления качению) можно найти скорость движения в данных
условиях на определенной передаче.