Японские сады. История ландшафтного дизайна.
История ландшафтного дизайна.
Японские сады
Японцы — это нация воинов, суровых в битве, но
мягких и благородных в мирное время. Как и большинство представителей
воинственных рас, они страстно любят природу и поэзию. Эта любовь в большой
степени порождена ландшафтом Японии — каскадами ее зеленых холмов, ее
побережьями, опоясанными соснами, и чистотой серебряных далей. Буйная
темно-зеленая растительность окутывает здесь изгибы морских заливов, и
трепещущий бамбук с его перистыми листьями словно выбегает из гущи сосен.
Когда вы едете из
Токио в Киото — древнюю столицу Японии и родину ее садов, может показаться, что
вы находитесь в долине Кангры индийской провинции Химахал-Прадеш. Справа от вас
— высокая гряда гор, а под ними — селения, окруженные рисовыми полями.
Фудзияма, или Фудзи-сан, как ее почтительно здесь называют, в молчаливой
красоте вздымает над Центральной Японией белый лотос своей вершины. На
горизонте, точно призраки, маячат в тумане сосны. Вулканические скалы и горы
имеют своеобразные очертания, а рисовые поля, которые в сезон посадки заливают
водой, напоминают мозаику из зеркал. Склоны холмов покрыты карликовыми
мандариновыми деревьями, которые придают удивительную прелесть декабрьскому
пейзажу. Крестьянские дома с покатыми, часто крытыми голубой черепицей крышами
гармонично вписываются в этот пейзаж, а колокола храмов украшают его музыкой.
Можно сказать, что вся сельская местность Японии с ее ухоженными полями и
деревеньками, обрамленными соснами и лесистыми горами, похожа на естественный
парк.
Японская поэзия
пронизана любовью к природе, преклонением перед величием рек, восхищением
облаками и озерными туманами. Она воспевает цветы ириса и вишни, полет диких
гусей, в ней слышится голос океана, звучат музыка дождевых капель и шум водопадов.
Она носит отпечаток поэзии Южного Китая эпохи Тан, в которой идеалы буддизма
сливались с поклонением природе.
Хорошо известна
японская сказка о девушке, которая однажды утром пришла за водой к колодцу и
увидела, что вокруг веревки с ведром обвился стебелек повилики. Она не стала
набирать воду из колодца, чтобы не повредить растения. Есть подобная же история
о пилигриме, который перестал звонить в свой колокольчик, чтобы не потревожить
лепестков цветущей сливы.
Говоря о приношении
цветов в жертву Будде, императрица Комио, знаменитая властительницы Нары,
правившая Японией в VIII в., пишет в одной из своих поэм:
срывая цветы, я рукою
невольно их оскверняю.
Пусть же стоят на
лугу ветром колеблемой жертвой
Буддам времен
минувших, сегодняшних и грядущих.
Эти стихи и предания
говорят о благоговении японцев перед цветами, и не удивительно, что этот народ
создал сады столь изысканной красоты и очарования. И если о культуре страны
судить по ее садам, Япония, вне всяких сомнений, займет здесь одно из ведущих
мест.
Интересно, что
японский сад, отличающийся совершенством, сад, в похвалу которому так много написано
европейцами, уходит своими корнями в индийскую почву.
В VI-VII вв. между
Индией и Китаем установились оживленные связи через северо-западные горные
перевалы. Путешественники, паломники и торговцы несли индийское искусство и
религию в Китай и Корею.
В 538 г., в период
правления Асуки, Корея сделала японскому двору «в знак почтения и дружбы»
первое официальное подношение, состоявшее из позолоченной статуи Будды,
нескольких расшитых знамен и священных текстов. С введением буддизма Япония
словно бы почувствовала прилив новых жизненных сил. Садовое искусство пришло
сюда также через Корею, и первыми дизайнерами сада здесь были осевшие в Японии
корейцы. Позже на Японию большое влияние оказал буддизм Китая эпохи Тан. Так
индийские пророки буддизма, проникая в Центральную Азию, Китай и Корею,
становились носителями культуры прогресса. Неся с собой «послание» Будды, они,
в частности, распространяли идею храмового сада. Описывая историю садоводства
на Дальнем Востоке, миссис Вильер Стюарт говорит: «Буддийский сад индусов,
забытый у себя на родине, все еще сохраняется на Дальнем Востоке, хотя он так
изменился под влиянием другого климата и так окрашен гением других народов, что
садовая история сливовых и вишневых деревьев, глицинии и вьюнка, лотоса и
японского ириса часто оказывается трудно восстановимой. Тем не менее, японский
сад – наиболее сокровенное и притягательное выражение национального духа страны
– пришел сюда, как и многие другие искусства, из Индии, через Китай и Корею.
Зачатая первыми храмовыми садами, заложенными буддийскими монахами и
паломниками, постепенно выстроилась вся прекрасная и сложная система японского
садоводческого искусства. Индийские «носители лотоса» достигали Китая двумя
путями: через Туркестан и с юга – через Бирму и Камбоджу. Таким образом,
«Угольный холм близ Тартар-сити в Пекине есть не что иное, как воплощение
«Холма Удовольствий». Стиль этот, как предполагается, был занесен в Японию в VI
в. неким Юанлунханом, который устроил высокие насыпные холмы (некоторые из них
достигали ста футов и более) и с помощью труб провел к ним воду, чтобы
наполнить озера и пруды. Эти холмы и пригорки были на индийский манер засажены
цветущими деревьями и кустарниками. Буддийский храмовый сад нашел в Китае и
Японии благодатную почву. Влажный, умеренный климат Японии вообще благоприятен
для растительности, а населяющий ее народ не только трудолюбив, но обладает
яркими художественными наклонностями. Благодаря этому буддийский храмовый сад
трансформировался здесь в новый тип сада — японский ландшафтный парк с
великолепным ландшафтным дизайном.