Проведение 'Дня охраны труда' на предприятиях железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Читинский железнодорожный техникум
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Охрана труда
Выполнил: Власов Д.
____________________
Проверил: ___________
Чита 2011
Укажите цель и порядок проведения "Дня охраны труда" на предприятиях МЖД (СТП)
Периодическая проверка состояния охраны труда на предприятии является одной из форм работы по улучшению условий и безопасности труда персонала, способствует снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Проведение Дня охраны труда на предприятии является дополнительным мероприятиям к ежедневной работе по охране труда и одним из наиболее эффективных способов контроля соблюдения требований правил безопасности, производственной санитарии и гигиены труда. Непосредственно в проведении Дня охраны труда принимает участие значительная численность должностных лиц и специалистов, при непосредственном участии первого руководителя предприятия, на которых законодательством возложена персональная ответственность за состояние охраны труда на предприятии и его структурных подразделениях. Проведение Дня охраны труда позволяет не только оперативно выявлять нарушения и отступления от норм охраны труда, но и применять адекватные меры по приведению к нормам состояния и безопасности труда на рабочих местах.
Вопросы, которые рассматриваются во время проведения Дня охраны труда, определяются в соответствии с анализом производственного травматизма и профессиональных заболеваний в энергетической компании и соответствующем предприятии.
Контроль за состоянием охраны труда проводится по следующим основным направлениям:
организация вопросов <#"center">Охарактеризовать параметры микроклимата производственных помещений (температура воздуха, скорость его движения, влажность, тепловое излучение)
Санитарные нормы микроклимата производственных помещений устанавливают оптимальные и допустимые микроклиматические условия для рабочей зоны производственных помещений. Допустимые микроклиматические условия позволяют поддерживать тепловое состояние организма, не выходя за пределы физиологических возможностей, и при этом не наносят вред здоровью. В отличие от этого оптимальные микроклиматические условия обеспечивают ощущение теплового комфорта и создают предпосылки для высокого уровня работоспособности.
Оптимальные и допустимые значения параметров микроклимата устанавливают с учетом тяжести выполняемой работы и периодов года.
Показателями, характеризующими микроклимат, являются:
температура ограждающих поверхностей и технологического холодильного оборудования <#"justify">скорость движения воздуха;
интенсивность теплового излучения.
В кабинах, на пультах и постах управления технологическими процессами, в залах вычислительной техники, а также в других помещениях при выполнении работ операторского типа, связанных с нервно-эмоциональным напряжением, должны соблюдаться оптимальные величины температуры воздуха (22-24°С), его относительной влажности (40-60%,) и скорости движения (не более 0,1 м/с).
При обеспечении оптимальных показателей микроклимата температура внутренних поверхностей, ограждающих рабочую зону конструкций (стен, пола, потолка) или устройств, а также температура наружных поверхностей технологического оборудования или его ограждающих устройств не должны выходить более чем на 2°С за пределы оптимальных величин температуры воздуха. При температуре внутренних поверхностей ограждающих конструкций ниже или выше оптимальных величин температуры воздуха рабочие места должны быть удалены от них на расстояние не менее 1 м. Во всех случаях температура нагретых поверхностей технологического оборудования или его ограждающих устройств в целях профилактики типовых травм не должна превышать 45°С.
Итак, оптимальные и допустимые показатели температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне производственных помещений должны соответствовать величинам, приведенным в соответствующих документах.
Охарактеризуйте источники аэрозолей на объектах железнодорожного транспорта (зоны грузовой переработки сыпучих материалов, выбивка и очистка отливок, сварка, плазменная обработка деталей, обработка пластмасс). Воздействие на человека
Загрязнению воздуха в определенной степени подвержены все промышленно развитые страны. Воздух больших городов, которым мы дышим, содержит огромное количество различных вредных примесей, аллергенов, взвешенных частиц и представляет собой аэрозоль.
Аэрозоли - это аэродисперсные (коллоидные) системы, в которых неопределенно долгое время могут находиться во взвешенном состоянии твердые частицы (пыль), капельки жидкости, образующиеся либо при конденсации паров, либо при взаимодействии газовых сред, либо попадающие в воздушную среду без изменения фазового состава.
Основными источниками искусственных аэрозольных загрязнений воздуха являются тепловые электростанции, которые потребляют уголь высокой зольности, обогатительные фабрики, металлургические, цементные, магнезитовые и сажевые заводы, которые выбрасывают в атмосферу пыль, сернистые и другие вредные газы, выделяющиеся при различных технологических производственных процессах.
Черная металлургия выплавки чугуна и переработки его на сталь сопровождаются выбросом в атмосферу различных газов.
Загрязнение воздуха пылью при коксовании углей сопряжено с подготовкой шихты и загрузкой ее в коксовые печи, с выгрузкой кокса в тушильные вагоны и с мокрым тушением кокса. Мокрое тушение сопровождается также выбросом в атмосферу веществ, входящих в состав используемой воды.
В цветной металлургии при получении металлического алюминия путем электролиза с отходящими газами от электролизных ванн в атмосферный воздух выделяется значительное количество газообразных и пылевидных фтористых соединений.
Смог - аэрозоль, состоящий из дыма, тумана и пыли, один из видов загрязнения воздуха в крупных городах и промышленных центрах. Смог может образовываться практически при любых природных и климатических условиях в крупных городах и индустриальных центрах с сильным загрязнением воздуха. Наиболее вреден смог в тёплые периоды года, в солнечную безветренную погоду, когда верхние слои воздуха достаточно тёплые, чтобы останавливать вертикальную циркуляцию воздушных масс. Это явление часто встречается в городах, защищённых от ветров естественными преградами, например, холмами или горами. Сам по себе туман не опасен для человеческого организма. Он становится вредным, только когда чрезвычайно загрязнен токсическими примесями.
Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на живые организмы несколькими путями:
1) доставляя аэрозольные частицы и ядовитые газы в дыхательную систему человека и животных и в листья растений;
2) повышая кислотность атмосферных осадков, которая, в свою очередь, влияет на изменение химического состава почв и воды;
3) стимулируя такие химические реакции в атмосфере, которые приводят к увеличению продолжительности облучения живых организмов вредоносными солнечными лучами;
4) изменяя в глобальном масштабе состав и температуру атмосферы и создавая таким образом условия, неблагоприятные для выживания организмов.
охрана труд железнодорожный транспорт
Перечислите вредные биологические факторы производственной среды. Их источники на транспорте (санобработка, перевозка больного скота, лекарств, вакцин). Меры предупреждения заражения
Травмирующие и вредные факторы подразделяют на физические, химические, биологические и психофизиологические. Физические факторы - движущиеся машины и механизмы, повышенные уровни шума и вибраций, электромагнитных и ионизирующих излучений, недостаточная освещенность, повышенный уровень статического электричества, повышенное значение напряжения в электрической цепи и другие; химические - вещества и соединения, различные по агрегатному состоянию и обладающие токсическим, раздражающим, сенсибилизирующим, канцерогенным и мутагенным воздействием на организм человека и влияющие на его репродуктивную функцию; биологические - патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы и др.) и продукты их жизнедеятельности, а также животные и растения; психофизиологические - физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки). Травмирующие и вредные факторы производственной среды, характерные для большинства современных производств, приведены в табл.
Негативные факторы производственной среды:
Группа факторовФакторыИсточники и зоны действия факторовФизические Химические Биологические Психофи-зиологическиеЗапыленность воздуха рабочей зоны Вибрации: общие локальные Акустические колебания: инфразвук: шум ультразвук Статистическое электричество Электромагнитные поля и излучения Инфракрасная радиация Лазерное излучение Ультрафиолетовая радиация Ионизирующие излучения Электрический ток Движущиеся машины, механизмы, материалы, изделия, части разрушающихся конструкций и т.п. Высота, падающие предметы Острые кромки Повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов Загазованность рабочей зоны Запыленность рабочей зоны Попадание ядов на кожные покровы и слизистые оболочки Попадание ядов в желудочно-кишечный тракт Смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ) Физические перегрузки: статические динамические Нервно-психические перегрузки: умственное перенапряжение перенапряжение анализаторов монотонность труда эмоциональные перегрузкиЗоны переработки сыпучих материалов, участки выбивки и очистки отливок, сварки и плазменной обработки, обработки пластмасс, стеклопластиков и других хрупких материалов, участки дробления материалов и т.п. Виброплощадки, транспортные средства, строительные машины Виброинструмент, рычаги управления транспортных машин Зоны около виброплощадок, мощные двигатели внутреннего сгорания и других высокоэнергетических систем Зоны около технологического оборудования ударного действия, устройств для испытания газов, транспортных средств, энергетических машин Зоны около ультразвуковых генераторов, дефектоскопов; ванны для ультразвуковой обработки Зоны около электротехнического оборудования на постоянном токе, зоны окраски распылением, синтетические материалы Зоны около линий электропередач, установок ТВЧ и индукционной сушки, электроламповых генераторов, телеэкранов, дисплеев, антенн, магнитов Нагретые поверхности, расплавленные вещества, излучение пламени Лазеры, отраженное лазерное излучение Зоны сварки, плазменной обработки Ядерное топливо, источники излучений, применяемые в приборах, дефектоскопах и при научных исследованиях Электрические сети, электроустановки, распределители, трансформаторы, оборудование с электроприводом и т.д. Зоны движений наземного транспорта, конвейеров, подземных механизмов, подвижных частей станков, инструмента, передач. Зоны около систем повышенного давления, емкостей со сжатыми газами, трубопроводов, пневмогидроустановок Строительные и монтажные работы, обслуживание машин и установок Режущий и колющий инструмент, заусенцы, шероховатые поверхности, металлическая стружка, осколки хрупких материалов Паропроводы, газоводы, криогенные установки, холодильное оборудование, расплавы Утечки токсичных газов и паров из негерметичного оборудования, испарения из открытых емкостей и при проливах, выбросы токсичных веществ при разгерметизации оборудования, окраска распылением, сушка окрашенных поверхностей Сварка и плазменная обработка материалов с содержанием Сг2Оз, МпО, пересыпка и транспортирование дисперсных материалов, окраска распылением, пайка свинцовыми припоями, пайка бериллия и припоями, содержащими бериллии Гальваническое производство (травление и т.п.), заполнение емкостей, распыление жидкостей (опрыскивание, окраска поверхностей) Ошибки при применении жидкостей, умышленные действия Обработка материалов с применением эмульсолов Продолжительная работа с дисплеями, работа в неудобной позе Подъём и перенос тяжестей, ручной труд Труд научных работников, преподавателей, студентов Операторы технических систем, авиадиспетчеры, работа с дисплеями Наблюдение за производственным процессом Работа авиадиспетчеров, творческих работников
Конкретные производственные условия характеризуются совокупностью негативных факторов, а также различаются по уровням вредных факторов и риску проявления травмирующих факторов.
- К особо опасным работам на промышленных предприятиях относят:
- монтаж и демонтаж тяжелого оборудования массой более 500 кг;
- транспортирование баллонов со сжатыми газами, кислот, щелочных металлов и других опасных веществ;
- ремонтно-строительные и монтажные работы на высоте более 1,5 м с применением приспособлений (лестниц, стремянок и т.п.), а также работы на крыше;
- земляные работы в зоне расположения энергетических сетей;
- работы в колодцах, тоннелях, траншеях, дымоходах, плавильных и нагревательных печах, бункерах, шахтах и камерах;
- монтаж, демонтаж и ремонт грузоподъемных кранов и подкрановых путей; такелажные работы по перемещению тяжеловесных и крупногабаритных предметов при отсутствии подъемных кранов;
- гидравлические и пневматические испытания сосудов и изделий;
- чистка и ремонт котлов, газоходов, циклонов и другого оборудования котельных установок, а также ряд других работ.
Обеспечение биологической безопасности на железнодорожном транспорте:
- Все работники поездных бригад ежемесячно проходят специальные инструктажи, направленные на предотвращение случаев распространения заболевания в пути следования поезда. На основе памятки Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "О мерах по профилактике гриппа для экипажей и транспортных бригад" подготовлена адаптированная для работников железнодорожной сферы "Памятка для работников поездных бригад". Документ представляет собой инструкцию о порядке действия проводников и других членов поездных бригад в случае выявления признаков заражения пассажиров вирусом гриппа A (H1N1).
- В пути следования поезда проводники пассажирских вагонов уделяют повышенное внимание пассажирам с признаками острых респираторных заболеваний: кашлем, высокой температурой, затрудненным дыханием и т.д. При обнаружении пассажира с такими симптомами проводник немедленно передает информацию начальнику поезда, который через машиниста вызывает медицинских работников медпункта ближайшей станции прибытия. Заболевший пассажир изолируется в отдельном купе, где за ним будет вестись постоянное наблюдение. Проводник регулярно проводит текущую дезинфекцию вагона. Пассажиры вагона обеспечиваются одноразовыми масками и дезинфицирующими салфетками. Если среди пассажиров поезда находится медицинский работник, то проводники следуют его инструкциям до прибытия на станцию, где будет организована встреча поезда медицинской бригадой.
Перечислите основные требования безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов
К грузоподъемным машинам и механизмам относятся краны всех типов, лебедки, подъемники, вышки, лифты, домкраты, а также съемные грузозахватные приспособления: крюки, канатные и цепные стропы, траверсы, грузоподъемные электромагниты и вакуумные захваты.
- Согласно Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов стационарно установленные грузоподъемные механизмы относятся к категории опасных производственных объектов и подлежат государственной регистрации в соответствии с Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра" утвержденными приказом Ростехнадзора от 13 июля 2006 г. №682.
- Грузоподъемные машины должны отвечать:
- 1. Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ10-611-03);
- 2. Правилам устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ10-157-97) с изм. № 1 ПБ 10-371 (157) - 00;
- 3. Правилам устройства и безопасной эксплуатации подъемников-вышек (ПБ 10-256-98);
- 4. Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов от (ПБ 10-558-03) и др.
- Безопасность труда при подъеме и перемещении грузов в значительной степени зависит от конструктивных особенностей подъемно-транспортных машин и соответствия их правилам и нормам Ростехнадзора. Все части, детали и вспомогательные приспособления подъемных механизмов в отношении изготовления, материалов, качества сварки, прочности, устройства, установки, эксплуатации должны удовлетворять соответствующим техническим условиям, стандартам, нормам и правилам. При эксплуатации подъемно-транспортных машин следует ограждать все доступные движущиеся или вращающиеся части механизмов. Необходимо исключать непредусмотренный контакт работающих с перемещаемыми грузами и самими механизмами при их передвижении, а также обеспечить надежную прочность механизмов, вспомогательных, грузозахватных и строповочных приспособлений.
- Для обеспечения безопасной эксплуатации подъемно-транспортные машины снабжают средствами защиты, включая системы дистанционного управления. Для дистанционного управления подъемно-транспортными машинами применяют электрические следящие системы (при стационарном пульте управления) и радиоуправление (при управлении с разных мест). Инспекция Ростехнадзора и администрация предприятия устанавливают постоянный надзор за состоянием грузоподъемных устройств, канатов, цепей, сменных грузозахватных органов (крюков, грузоподъемных электромагнитов и т.п.), съемных грузозахватных приспособлений (стропов, клещей, траверс и т.п.) и тары (контейнеров, кошей и т.п.), уходом за ними и безопасностью эксплуатации.
- Вновь установленные грузоподъемные машины должны быть подвергнуты до пуска в работу полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию; частичному - не реже одного раза в год; полному - не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых. Возможно внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины (после монтажа на новом месте, реконструкции, смены крюка, ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов и т.д.). При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться осмотру, статическому и динамическому испытанию. При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания не проводятся.
- Осмотр сопровождается проверкой работы механизмов и электрооборудования, тормозов и аппаратуры управления, освещения и сигнализации, приборов безопасности и регламентируемых габаритов.
- Цель статических испытаний - проверка прочности металлических конструкций грузоподъемных машин и устойчивости против опрокидывания (для стреловых кранов). Статические испытания кранов производят нагрузкой, на 25% превышающей его грузоподъемность. Кран устанавливают над опорами крановых путей, а его тележку (тележки) - в положение, отвечающее наибольшему прогибу. При стреловом кране стрела устанавливается относительно ходовой платформы в положение, соответствующее наименьшей устойчивости крана. Крюком или заменяющим его устройством захватывается груз и поднимается на высоту 200-300 мм (при стреловом кране - 100-200 мм) с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин. По истечении 10 мин груз опускают и проверяют наличие или отсутствие остаточной деформации моста крана (при стреловых кранах груз не должен опуститься на землю, не должны появиться трещины, деформации и т.п.).
- Динамическое испытание грузоподъемных машин производится грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины, и имеет целью проверку действия механизмов грузоподъемной машины и их тормозов. Допускается динамическое испытание осуществлять рабочим грузом. При динамическом испытании производят повторный подъем и опускание груза.
- При техническом освидетельствовании стальные канаты (тросы) бракуют по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, при этом учитывается их конструкция, степень износа или коррозии, назначение, соотношение диаметра блока, огибаемого канатом, к диаметру последнего. При обнаружении оборванной пряди канат к эксплуатации не допускают.
- Грузозахватные приспособления и тару до пуска в работу подвергают осмотру, причем первые, кроме того, испытываются нагрузкой, превышающей на 25% их номинальную грузоподъемность. Испытанные вспомогательные грузозахватные приспособления снабжают бирками и клеймами, без которых их не допускают к использованию.
- Большое значение для безопасности работы подъемно-транспортных машин имеет выполнение основных требований при проведении такелажных работ: при канатовании груза необходимо использовать специальные устройства которым - болты, проушины; центр тяжести поднимаемого груза должен находится в середине между захватами стропа; строповочные канаты необходимо располагать на поднимаемом грузе равномерно, без узлов и перекруток; строповочный трос следует отделять от острых кромок и ребер груза прокладками (доски, резина и т.п.); сплетение грузовых канатов не допускается; при проведении такелажных работ должна применяться оперативная сигнализация.
- Для обеспечения безопасности эксплуатации подъемно-транспортных машин применяют: концевые выключатели, автоматически отключающиеся механизмы подъема крюка или механизмы передвижения крана при подходе к крайним положениям, концевые упоры для предотвращения перехода перемещаемых подъемных механизмов за рельсовые пути, ограничители грузоподъемности, предохраняющие кран от перегрузки путем выключения механизма подъема; устройства, предотвращающие соскальзывание канатов с крюка; буферные устройства, амортизирующие толчки при столкновении с соседними кранами и другими объектами; звуковую и световую сигнализацию, предупреждающую о наступлении опасного момента при работе крана; блокировочные приспособления для автоматического отключения неогражденных троллейных проводов при выходе человека с площадки, лестницы, галереи, с которых возможно случайное прикосновение к троллейным проводам; тормозные и удерживающие устройства (ловители).
- Еще пять любых вопросов контрольной работы:
Порядок расследования несчастных случаев на производстве
Порядок расследования несчастных случаев на производстве установлен статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации.
- Для расследования несчастного случая работодатель немедленно создает комиссию в составе не менее трех человек, которая возглавляется работодателем или уполномоченным им представителем. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя, в комиссию включаются:
- специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя;
- представители работодателя;
- представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда.
- Следует учитывать, что руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.
- Если несчастный случай произошел у работодателя - физического лица, в расследовании несчастного случая принимают участие:
- указанный работодатель или уполномоченный его представитель;
- доверенное лицо пострадавшего;
- специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.
- Если несчастный случай произошел с лицом, направленным для выполнения работ к другому работодателю, он расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В данном случае в состав комиссии входит уполномоченный представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.
- Если несчастный случай произошел с работником организации, производящей работы на выделенном участке другой организации, он расследуется и учитывается организацией, производящей эти работы. В этом случае комиссия, проводившая расследование несчастного случая, информирует руководителя организации, на территории которой производились эти работы, о своих выводах.
- Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, где производилась работа по совместительству.
- Расследование несчастного случая на производстве, происшедшего в результате аварии транспортного средства, проводится комиссией, образуемой работодателем с обязательным использованием материалов расследования, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области надзора и контроля.
- Для расследования несчастного случая на производстве, происшедшего на судне, комиссия формируется из представителей командного состава, судовой профсоюзной организации, а при ее отсутствии - из представителей команды. Комиссию возглавляет капитан судна, приказом которого утверждается состав комиссии.
- Каждый работник или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с работником на производстве.
- В состав комиссии по расследованию группового или тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом также включаются следующие лица:
- государственный инспектор по охране труда, возглавляющий комиссию;
- представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию);
- представитель территориального объединения организаций профессиональных союзов.
- По требованию пострадавшего, а в случае смерти пострадавшего по требованию его родственников, в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. Если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.
- Если имело место острое отравление или радиационное воздействие, превысившее установленные нормы, в состав комиссии включается также представитель федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.
- Если несчастный случай явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, то в состав комиссии включается также представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.
- При несчастном случае, происшедшем в организациях и на объектах, подконтрольных территориальным органам федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.
- При групповом несчастном случае на производстве с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности и представители общероссийского объединения профессиональных союзов. Председателем комиссии является главный государственный инспектор по охране труда соответствующей государственной инспекции труда, а на объектах, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, - руководитель этого территориального органа. На судне состав комиссии формируется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами транспорта, либо федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами рыболовства, в соответствии с принадлежностью судна.
- При крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством Российской Федерации.
- Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.
- Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
- В каждом случае расследования комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности - объяснения от пострадавшего.
- Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом, происшедшего у работодателя - физического лица, перечень представляемых материалов определяется председателем комиссии, проводившей расследование.
- Собранные документы и материалы позволяют комиссии по расследованию несчастного случая на производстве:
- установить обстоятельства и причины несчастного случая;
- определить был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя;
- квалифицировать несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством;
- определить лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов;
- определить меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.
- Если при расследовании несчастного случая с застрахованным комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного органа или иного уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах.
- По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю трудоспособности работником на срок не менее одного дня либо его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 в двух экземплярах на русском языке либо на русском языке и государственном языке субъекта Российской Федерации.
- Акты о расследовании несчастных случаев, квалифицированных по результатам расследования как не связанные с производством, вместе с материалами расследования хранятся работодателем в течение 45 лет. Копии актов о расследовании указанных несчастных случаев и материалов их расследования направляются председателем комиссии в соответствующую государственную инспекцию труда.
Укажите порядок действия работников предприятий МЖД по системе информации "человек на пути". (СТП)
- Система информации "Человек на пути" направлена на усиление контроля за соблюдением работниками железнодорожного транспорта правил нахождения на пути (при приближении и пропуске поездов) и предупреждение случаев производственного травматизма (по причине наезда подвижного состава на работающих на пути людей).
- Система информации "Человек на пути" эффективна только при проведении совместных действий по недопущению нарушений правил нахождения на железнодорожных путях работающими со стороны руководителей, специалистов и непосредственных исполнителей всех хозяйств дороги, включая аппарат ревизора по безопасности движения поездов.
- Руководители и специалисты хозяйств пути, движения, локомотивного, сигнализации и связи, энергоснабжения, вагонного и ревизорский аппарат по безопасности движения поездов отделений и дороги, при выполнении своих обязанностей находясь на путях станций и перегонов или при сопровождении поездов должны уделять повышенное внимание соблюдению работающими на путях правил и инструкций по охране труда, а также действием локомотивных бригад в рамках настоящей системы информации.
- Наибольший объем контрольно-проверочной работы по системе информации "Человек на пути" отводится работникам службы пути, отделов пути отделений, руководителям и инженерам по охране труда дистанций пути и путевых машинных станций. С целью выполнения контрольных функций в работе системы информации инженерам по охране труда предоставляется право проезда на локомотивах:
- дистанций пути в пределах дистанции пути,
- путевых машинных станций в пределах обслуживаемого участка.
- При выявлении нарушений каждый специалист или руководитель должен немедленно сообщить о нем дежурному ближайшей станции и принять все возможные меры к устранению нарушения.
- В течение суток лицо, выявившее нарушение правил и инструкций по безопасному выполнению работ на железнодорожных путях, должно передать сообщение (письменное, телеграфное или по телефону) о нарушении в отдел (сектор) охраны труда отделения дороги, на котором было выявлено нарушение, для принятия мер в соответствии с нормативными документами.
- Локомотивная бригада при следовании по установленному маршруту следит за свободностью пути. О каждом случае несвоевременного схода людей с пути, по которому следует поезд, и соседнего пути (кроме бригады контактной сети, работающей с изолирующей съемной вышки), о производстве работ без ограждения установленным порядком, без выдачи предупреждения на поезда, отсутствии сигнальных жилетов на работающих и находящихся на пути работниках дороги машинист локомотива немедленно по радиосвязи должен сообщить дежурному ближайшей станции.
- Кроме того, если при проследовании поезда на соседнем пути работы не прекращены, необходимо информировать об этом 'машиниста встречного поезда, который, получив такое предупреждение, должен принять необходимые меры по предупреждению наезда на людей: подача более частых оповестительных сигналов большой громкости, снижение скорости, экстренное торможение.
- По прибытии в локомотивное депо машинист производит запись в журнале регистрации системы информации "Человек на пути", который ' находится у дежурного по депо, о выявленных нарушениях.
- Дежурный по станции при получении от лица, выявившего нарушение, сообщения о нарушении работающими на путях станций или на перегоне требований техники безопасности при производстве работ, а также выявив самостоятельно нарушения регламента переговоров, отсутствие записей предупреждения о выполнении работ и др., немедленно передает его дежурному по подразделению, работники которого допустили нарушение, а при его отсутствии - руководству подразделения и в отделение дороги - диспетчеру своего участка (узла), сделав об этом запись в журнале "Человек на пути" станции.
- Дежурный по локомотивному депо, получив сообщение от локомотивной бригады о выявленном нарушении, повторно доводит его до сведения дежурного по подразделению, работниками которого допущено нарушение, а при его отсутствии - руководству подразделения. Выясняя в ходе своего сообщения своевременность поступления информации о настоящем нарушении от дежурного по станции (участка, узла), и делает запись в журнале о своевременности получения сообщения.
- Дежурный участка (узла), получив сообщение о допущенном нарушении, доводит полученную информацию до дежурного по отделению дороги, который принимает необходимые меры по предупреждению возможных последствий и делает запись в журнале регистрации системы информации "Человек на пути" отделения дороги.
- Дежурный соответствующего подразделения, получив сообщение о нарушении работниками при нахождении на пути требований охраны труда, немедленно ставит в известность об этом лица, в непосредственном подчинении которого находятся люди, допустившие нарушение, и руководителя подразделения. В том случае, если информация поступает не по назначению, он принимает меры к выявлению настоящего нарушителя и ставит в известность об этом дежурного по подразделению, где, по его мнению, допущено нарушение и дежурного по отделению дороги.
- Одновременно дежурный должен сделать запись в журнале регистрации информации "Человек на пути" с указанием должности и фамилии лица, передавшего сообщение.
- После получения информации лицо, в непосредственном подчинении которого находятся люди, допустившие нарушение, обязано принять срочные меры по устранению нарушения, провести расследование и принять самые строгие меры к нарушителям: обсудить на рабочем собрании, ходатайствовать о лишении премии, наложении взыскания и др. О проведенной работе по устранению нарушений и принятых мерах сообщается в письменном виде руководству подразделения, сообщившего о нарушении.
- Руководители подразделений отделения дороги, работники которых связаны с движением поездов и проведением работ на железнодорожных путях, не реже одного раза в месяц совместно с представителями локомотивных депо рассматривают ход работы по системе информации "Человек на пути". Результаты разборов оформляются протоколом, в необходимых случаях - приказом по подразделению. По одному экземпляру протокола (приказа) направляется в отраслевой отдел и сектор охраны труда отделения дороги, а также в структурные единицы, работники которых выявили нарушения, для сообщения о принятых мерах.
- Контроль за действием системы информации "Человек на пути" на отделении дороги осуществляется постоянно отделом (сектором) охраны труда и во время комплексных проверок, весенних и осенних осмотров состояния охраны труда.
- В управлении железной дороги контроль за работой системы информации "Человек на пути" должен осуществляться не реже двух раз в год во время весенних и осенних смотров состояния охраны труда, а также при расследовании случаев производственного травматизма.
- Результаты проверок должны рассматриваться руководством дороги с заслушиванием начальников служб и отделений-филиалов дороги, допустивших неэффективную работу системы информации. По итогам разборов должны быть определены конкретные меры, направленные на повышение эффективности работы системы информации "Человек на пути" и предупреждение наездов подвижного состава на людей, работающих на пути.
Охарактеризовать экобиозащитную технику обезвреживания вентиляционных выбросов. Гигиенические критерии оценки условий труда при воздействии аэрозолей пылевых нагрузок на органы дыхания
- Очистка выбросов в атмосферу складывается из двух принципиально различных процессов:
- очистка от аэрозолей - извлечение содержащихся в выбросах взвешенных твердых и жидких примесей (пыли, дыма, капелек тумана или брызг);
- физико-химическая очистка - извлечение или обезвреживание тех или иных газо - и парообразующих примесей.
- Классификация средств обезвреживания газообразных загрязнителей заключается в разделении по применяемым процессам. В основном для газоочистки используются средства химической технологии. Поэтому классификация средств обезвреживания выбросов практически совпадает с классификацией процессов и аппаратов химической промышленности, вырабатывающих вредные выбросы как отходы основного производства.
- Известно четыре основных метода очистки воздуха от газообразных примесей:
- метод абсорбции;
- метод хемосорбции;
- метод адсорбции;
- метод термической нейтрализации.
- Удаление из технологических и дымовых выбросов содержащихся в них газообразных компонентов (сернистого ангидрида, сероводорода, хлора, хлористого водорода и др.) проводится химической очисткой газов методами абсорбции, адсорбции и хемосорбции.
- Метод абсорбции заключается в поглощении отдельных компонентов газовой смеси абсорбентом (поглотителем), в качестве которого выступает жидкость. Абсорбент выбирают из условия растворимости в нем газа, подлежащего удалению из газовой, смеси. Например, для очистки газов от аммиака, хлористого и фтористого водорода в качестве абсорбента применяют воду, для улавливания водяных паров - серную кислоту, для улавливания ароматических углеводородов - масла.
- При абсорбции происходит конвективная диффузия паро - и газообразных компонентов очищаемого газа в жидкие поглотители. Для высокоэффективного изъятия загрязняющего вещества необходимо хорошее перемешивание очищаемого газа с абсорбентом. Это реализуется при очистке вентиляционного воздуха, отсасываемого из травильных и гальванических ванн, в колоннах с насадками, в форсуночных и барботажно-пенных аппаратах.
- Регенерацию (восстановление) растворителя осуществляют снижением общего (или парциального) давления примеси, повышением температуры либо тем и другим одновременно.
- Метод хемосорбции основан на поглощении газов и паров твердыми или жидкими поглотителями, в результате чего образуются малолетучие и малорастворимые соединения. Хемосорбцию рационально применять при низких концентрациях загрязнителей, содержащихся в очищаемых газовых смесях. Хемосорбция заключается в промывке очищаемого газа растворами, вступающими в химические реакции с содержащимися в газе отдельными газообразными компонентами, что позволяет извлечь их или обезвредить. Например, очистка газов от оксидов азота проводится с помощью известкового раствора. Для очистки газов от сероводорода применяют мышьяково щелочной раствор. Очистку высокосернистых газообразных продуктов сгорания энергетического топлива проводят путем пропуски дыма через морскую воду. Степень очистки газа достигает при этом 95%.
- Метод адсорбции основан на улавливании вредных газовых примесей поверхностью твердых тел. Адсорбция применяются при незначительном содержании паро - и газообразных загрязняющих компонентов в очищаемом газе (пары растворителей, эфира, ацетона, различных углеводородов).
- Наиболее широко известен и распространен в качестве адсорбента активированный уголь. Его применяют для очистки газов от органических паров и некоторых других примесей. Применяют также активированный глинозем, силикагель, активированный оксид алюминия и др. Очистку газов осуществляют через неподвижные слои адсорбента и движущиеся слои.
- Для превращения загрязнителей в безвредные вещества необходимо сочетание химических и физических процессов. С этой целью чаще всего используются процессы термического окисления и термической деструкции. При способности горючих газов и паров, входящих в состав вентиляционных и технологических выбросов, сгорать с образованием менее токсичных веществ используется термическая нейтрализация. Она проводится по трем схемам - каталитическое дожигание, термическое окисление, прямое сжигание.
- Каталитическое дожигание (термокатализ) используется для превращения токсичных компонентов, содержащихся в отходящих газах в нетоксичные или менее токсичные путем их контакта с катализатором. Действие катализаторов проявляется в промежуточном химическом взаимодействии катализатора с реагирующими веществами, в результате чего образуются промежуточные соединения. В качестве катализаторов используют металлы или их соединения Pt, Pd, Cu и др.
- Термическое окисление используется в случае, когда сжигаемые газы имеют высокую температуру, но не содержат достаточно кислорода или когда концентрация горючих веществ незначительна и недостаточна для поддержания пламени. В первом случае процесс термического окисления проводят в камере с подачей свежего воздуха (дожигание СО, СmHn), а во втором - при подаче дополнительного природного газа. При этом происходит доокисление соединений при высокой температуре и достаточном количестве кислорода (например, доокисление оксида углерода в диоксид углерода, оксида серы в диоксид серы и т.д.).
- Прямое сжигание используется в тех случаях, когда очищаемые газы обладают энергией горения, факельного сжигания горючих отходов. Так нейтрализуются HCN в факелах нефтехимических заводов.
- Соответствующие аппараты для обезвреживания газовых выбросов называются абсорберами, адсорберами, установками (печами) термодеструкции (пиролиза, крекинга, риформинга), термоокисления (дожигания), термокаталитическими установками (печами, реакторами), химическими реакторами. В пределах групп аппараты различают по конструкциям, типоразмерам аи частным отличительным признакам.
- Методы очистки выбирают в зависимости от физико-химических свойств загрязняющего вещества, его агрегатного состояния, концентрации в очищаемой среде и др.
Гигиенические критерии оценки условий труда при воздействии аэрозолей пылевых нагрузок на органы дыхания
- Классификация условий труда дана в "Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006-05", утвержденном Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 29 июля 2005 года (далее - Руководство 2.2.2006-05).
- Перечень тяжелых работ с вредными и опасными условиями труда для определенных категорий трудящихся установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года №162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин", в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года №163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет", Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16 августа 2004 года №83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)".
- Руководством 2.2.2006-05 установлены гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса и гигиеническая классификация условий труда по показателям вредности и опасности.
- Гигиенические нормативы ГН 2.2.5.1313-03 устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, утверждены и введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года №76 "О введении в действие ГН 2.2.5.1313-03" (вместе с "Гигиеническими нормативами "Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. ГН 2.2.5.1313-03") (далее - Гигиенические критерии).
- Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 24 декабря 2003 года №161 "О введении в действие ГН 2.2.5.1828-03" (вместе с "Гигиеническими нормативами "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Дополнение №1 к ГН 2.2.5.1314-03. ГН 2.2.5.1828-03") определены химические факторы производственной среды и ориентировочные безопасные уровни их воздействия в воздухе рабочей зоны.
- Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны объектов хранения и уничтожения химического оружия установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 5 июня 2003 года №120 "О введении в действие ГН 2.2.5.1371-03".
- Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) - это уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний либо отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы либо в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов условий труда не исключает нарушений здоровья у сверхчувствительных людей.
- Гигиенические нормативы установлены с учетом 8-часовой рабочей смены, а при большей длительности смены в каждом конкретном случае возможность работы должна быть согласована с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с учетом показателей здоровья работников (по данным периодических медицинских осмотров и другого), наличия жалоб на условия труда и обязательного соблюдения гигиенических нормативов.
- Воздействие вредных и опасных производственных факторов на работающих может стать причиной уменьшения продолжительности жизни, особенно в трудоспособном возрасте, раннего старения, увеличения смертности. Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4 класс) запрещена. Исключением является ликвидация аварий, проведение экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. Такие работы должны проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты со строгим соблюдением режимов, регламентированных для таких работ.
Классификация помещений (условий работ) по степени опасности поражения электрическим током
Существенное влияние на электробезопасность оказывает окружающая среда производственных помещений. В отношении опасности поражения персонала электрическим током ПУЭ различают:
- Помещения без повышенной опасности, в которых отсутствуют условия, создающие повышенную или особую опасность;
- Помещения с повышенной опасностью, характеризующиеся наличием одного из следующих признаков, создающих повышенную опасность:
- сырость (относительная влажнеть воздуха длительно превышает 75%) или наличие токопроводящей пыли (оседающей на проводах, проникающей внутрь машин, аппаратов и т.п.);
- токопроводящие полы (металлические, земляные, железобетонные, кирпичные и т.п.);
- высокая температура (длительно превышает +35 ◦С);
- возможность одновременного прикосновения человека к имеющим соединение с землёй металлоконструкциям зданий, технологическим аппаратам и т.п., с одной стороны, и к металлическим корпусам электрооборудования - с другой;
- Особо опасные помещения, характеризующиеся наличием следующих условий, создающих особую опасность:
- особая сырость (относительная влажность близка к 100% - потолок, стены, пол, предметы покрыты влагой);
- химически активная или органическая среда (длительно содержатся агрессивные пары, газы, жидкости, образуются отложения или плесень, разрушающие изоляцию и токоведущие части);
- одновременно два или более условий повышенной опасности.
Территории размещения наружных электроустановок (на открытом воздухе, под навесом, за сетчатыми ограждениями) - приравниваются к особо опасным помещениям.
В ряде нормативных документов выделяются в отдельную группу работы в особо неблагоприятных условиях (в сосудах, аппаратах, котлах и др. металлических ёмкостях с ограниченной возможностью перемещения и выхода оператора). Опасность поражения электрическим током, а значит, и требования безопасности в этих условиях выше, чем в особо опасных помещениях.
Условия производства работ предъявляют определенные требования к питанию таких потребителей, как электроинструмент, светильники местного освещения, переносные светильники.
В помещениях с повышенной опасностью и особо опасных они должны питаться от напряжения не более 42 Вольт переменного тока, в особо неблагоприятных условиях - не более 12 Вольт.
Электротехнические изделия по способу защиты человека от поражения электрическим током делят на 5 классов защиты:
Класс защитыХарактеристика способа защиты0Изделия, имеющие рабочую изоляцию и не имеющие элементов для заземления. 0IИзделия с рабочей изоляцией, элементом для заземления и проводом без заземляющей жилы для присоединения к источнику питания. IИзделия, в которых предусмотрена рабочая изоляция, элементом для заземления и провод с заземляющей жилой и вилкой с заземляющим контактом. IIИзделия с двойной или усиленной изоляцией, без элементов для заземления. IIIИзделия, в которых нет внутренних и внешних электрических цепей с напряжением свыше 42 Вольт. Изделия, получающие питание от внешнего источника, могут быть отнесены к классу 3 только в том случае, если они предназначены для непосредственного присоединения к источнику питания с напряжением не свыше 42 Вольт. При использовании в качестве источника питания трансформатора его входная и выходная обмотки не должны иметь электрической связи и между ними должна быть двойная или усиленная изоляция.
Перечислите организационные меры защиты погрузочно-разгрузочных работ (проекты организации работ, ограждение территории, безопасные места складирования и профотбор, медицинское освидетельствование, инструктаж)
Правила содержат 18 глав, регламентирующих требования охраны труда к проведению погрузочноразгрузочных работ:
общие требования безопасности;
требования к технологическим процессам;
требования к площадкам и местам производства погрузочно-разгрузочных работ;
требования безопасности к производственному оборудованию, таре и упаковке;
общие требования безопасности при загрузке и разгрузке транспортных средств;
требования при транспортировании и размещении металлопроката;
требования при транспортировании и размещении лесо - и пиломатериалов;
требования при транспортировании и размещении сыпучих и мелкокусковых материалов;
требования безопасности при транспортировании и размещении порошкообразных материалов;
требования при транспортировании и размещении сборных железобетонных конструкций и мелкоштучных стеновых материалов;
требования при транспортировании и размещении штучных и тарноштучных грузов;
требования при транспортировании и размещении продукции растениеводства, плодоовощной и пищевой продукции;
требования при транспортировании и размещении продукции на торговых складах, базах, холодильниках, в организациях розничной торговли и общественного питания;
требования при транспортировании и складировании нефтепродуктов;
требования безопасности при ручном перемещении грузов;
особенности выполнения погрузочно-разгрузочных работ на авиационном транспорте;
особенности выполнения погрузочно-разгрузочных работ на речном транспорте;
особенности выполнения погрузочно-разгрузочных работ на гужевом транспорте.
Для организации и проведения погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с требованиями охраны труда наниматель приказом (распоряжением) из числа руководителей и специалистов назначает лиц, ответственных за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, - при производстве работ грузоподъемными машинами). В организациях с малым числом кранов (до трех регистрируемых кранов), для контроля которых не могут быть назначены все ответственные специалисты, предусмотренные Правилами, по согласованию с органом государственного технического надзора выполнение обязанностей специалиста, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, может возлагаться на одного работника соответствующей специальности.
В Правилах определены также требования к повышению квалификации вышеуказанных лиц и порядку проверки знаний особенностей технологического процесса, требований правил устройства и безопасной эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда при проведении конкретных видов погрузочно-разгрузочных работ.
Пунктом 8 Правил установлено, что лицо, ответственное за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами):
организует и обеспечивает безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ;
обеспечивает освещенность места производства работ в соответствии с проектом производства работ, технологической картой и другой документацией;
указывает работникам место, порядок и габариты складирования грузов;
следит за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям охраны труда;
непосредственно руководит процессом перемещения грузов, для которых не разработаны схемы строповки;
не допускает: применение грузоподъемных машин с истекшим сроком технического освидетельствования; немаркированных, неисправных или не соответствующих характеру и массе грузов съемных грузозахватных приспособлений;
обеспечивает выполнение предусмотренных нарядом-допуском мероприятий;
проводит с работниками целевой инструктаж по охране труда, если выполнение погрузочно-разгрузочных и складских работ не связано с их прямыми обязанностями по специальности, а также перед выполнением работ по наряду-допуску или с опасными грузами;
контролирует применение работниками средств индивидуальной защиты;
выполняет предписания органов государственного надзора;
при возникновении опасности для жизни и здоровья работников прекращает работы и принимает меры по устранению возникшей опасности, а при необходимости обеспечивает эвакуацию работников из опасной зоны.
Работники, допущенные к работе с электрооборудованием (электрическими талями, кран-балками и тому подобным оборудованием), должны иметь группу по электробезопасности не ниже II.
При переноске тяжестей грузчиком (мужчины старше 18 лет) допускается максимальная нагрузка 50 кг, больший груз должны поднимать и перемещать не менее двух человек (мужчин).
В соответствии с указанными нормами предельно допустимая масса груза при подъеме и перемещении тяжестей женщинами вручную:
при чередовании с другой работой (до двух раз в час) - 10 кг;
постоянно в течение рабочей смены - 7 кг.
Суммарная масса грузов, перемещаемых женщиной в течение каждого часа смены, с рабочей поверхности до 350 кг; с пола - до 175 кг. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг. Расстояние, на которое перемещается груз вручную, не должно превышать 5 м, высота подъема груза с пола ограничивается 1 м, а с рабочей поверхности (стол и другое) - 0,5 м.
Лица, не достигшие восемнадцати лет, к выполнению погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами не допускаются.
Производство погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами при несоответствии их тары и упаковки требованиям технических нормативных правовых актов на данную продукцию, неисправности тары и упаковки, а также при отсутствии на них маркировки и знаков опасности (предупредительных надписей) не допускается. При необходимости работы с грузом, являющимся источником вредных и опасных производственных факторов, должны применяться соответствующие средства защиты как коллективные, так и индивидуальные.
Погрузку (разгрузку) баллонов со сжатым и сжиженным газом, емкостей с едкими и ядовитыми веществами следует по возможности производить механизированным способом и в специальных контейнерах.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняются на участках (площадках) с твердым основанием, обеспечивающих устойчивость складируемых материалов, подъемно-транспортного оборудования и транспортных средств, при соответствующем установленным нормам освещении.
Участки (площадки), где выполняются погрузочно-разгрузочные работы, и подходы к ним должны быть очищены от мусора, посторонних предметов. В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы площадки, на которых выполняются погрузочно-разгрузочные работы, а также трапы, сходни, мостки и тому подобное содержались в состоянии, исключающем возможность скольжения людей и пробуксовки колес передвижных средств механизации, были очищены ото льда, снега, посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами.
В местах постоянной погрузки и разгрузки транспортных средств погрузочно-разгрузочные работы выполняются с погрузочно-разгрузочных рамп, платформ, эстакад и других стационарных сооружений высотой, равной высоте пола транспортного средства.
Стационарные сооружения для погрузки и разгрузки автомобильного транспорта оборудуются колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию транспортных средств, наезду их на работников.
Места производства погрузочно-разгрузочных и складских работ обеспечиваются соответствующими знаками безопасности. Границы штабелей, проходов и проездов между ними обозначаются определенным образом. Площадки для производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5о, при применении автопогрузчиков и электропогрузчиков - не более 3о.
Погрузочноразгрузочные работы в охранной зоне линии электропередачи (при использовании стреловых самоходных кранов на расстоянии ближе 30 м от подъемной выдвижной части крана в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи) выполняются при наличии наряда-допуска и письменного разрешения владельца линии электропередачи в присутствии лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (лица, ответственного за безопасное производство работ кранами).
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ не допускается:
выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные или токсические вещества на рабочем месте или в рабочее время;
пользоваться на территории складов открытым огнем;
курить в местах, специально не предназначенных для курения;
загромождать подступы и проходы к противопожарному инвентарю, гидрантам и выходам из помещений;
применять неисправные приспособления и инструмент, использовать немаркированные, неисправные или не соответствующие по грузоподъемности и характеру груза съемные грузозахватные приспособления и тару;
выполнять работу без средств индивидуальной защиты, использовать средства индивидуальной защиты, не прошедшие испытания в установленные сроки, производить погрузочно-разгрузочные и складские работы при отсутствии достаточного освещения.
В зимних условиях при низкой температуре погрузочно-разгрузочные работы проводятся с установленными перерывами для обогрева.
На места производства погрузочно-разгрузочных работ и к оборудованию не должны допускаться лица, не имеющие прямого отношения к этим работам.
Литература
1.Клочкова Е.А. Охрана труда на железнодорожном транспорте. - М.: Маршрут, 2004. - 412 с.
2.Кукин П.П., Лапин В.Л. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда. - М.: Высшая школа, 2001.
.Купаев В.И., Калачева О.А., Семин А.В. Методы и приборы контроля окружающей среды. Экологический мониторинг. Учебное пособие - Москва: РГОТУПС, 2003. - 222 с.
.Охрана труда и основы экологии на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве. Под ред.В.С. Крутянова. - М.: Транспорт, 1993.
.Степановских А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды. Учебник для вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 751 с.