Применение этнических стереотипов на уроках физической культуры
Введение
В современном образовательном пространстве все большую роль начинает играть межкультурное взаимодействие, в том числе и в сфере межнациональных отношений.
Россия - многонациональная страна, которую населяют большую часть конечно, русские - более 80%. Значительный процент составляют - татары (3,8%), украинцы - 3%, чуваши - 1,2%, белорусы - 0,8%, мордва - 0,7%, немцы и чеченцы - по 0,6%, аварцы, армяне, евреи - по 0,4% и др. Интенсивные миграционные процессы в современном мире касаются и Российской Федерации (швецова). В результате распада Советского Союза, на территории постсоветского пространства обострились межэтнические конфликты. Как одно из следствий образования независимых национальных государств на осколках СССР возникла проблема формирования новых государств с иной системой самоидентификации. В связи с формированием Российской Федерации возникает проблема российской этнической идентичности. Одним из интересных, но малоизученных элементов этнического сознания является этнический стереотип. Изучением этнического стереотипа занимаются многие общественные науки, такие как психология, социология, философия и др. Этнические стереотипы широко распространены в подростковой среде. К примеру, считалось, что англичане как основатели футбола показывают в нем отличные результаты. Однако, турнирные таблицы свидетельствуют о невысоких показателях среди других национальных сборных. Возникает необходимость педагогического осмысления и применения в педагогической практике явления этнического стереотипа.
Проблема: Заключается в недостаточной изученности проблем этнического сознания и поведения в педагогической науке и применение в педагогической практике.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет: исследование этнического стереотипа в учебно-воспитательном процессе.
Гипотеза: исследование заключается в грамотном использовании этнического стереотипа в педагогической деятельности способствующее улучшению межэтнического взаимодействия между подростками.
Цель: разработать теоретические основания применения этнического стереотипа в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
. Изучение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования.
. Сформулировать теоретические основания применения этнического стереотипа в учебно-воспитательной работе.
. Разработка методов применения этнического стереотипа в учебно-воспитательной работе.
. Обобщение научных результатов.
Методы исследования: Изучение теоретической и методической литературы, анализ, сравнение, обобщение, изучение данных интернет ресурсов.
Характеристика литературы
В рамках педагогики вопрос о работе с этническими стереотипами не поднимается. Изучением стереотипа, в том числе и этнического занимаются различные общественные науки, такие как психология личности и социальная психология, социология, философия. Из зарубежных исследователей особо можно выделить У. Липпмана, занимавшегося изучением социального стереотипа и Тэшфела, изучавшего этнический стереотип. Явление этнического стереотипа изучал выдающийся русский историк и философ Л.Н. Гумилев. В рамках психологии изучением явления этнического стереотипа занимаются Агеев В.С., Стефаненко Т.Г. (этнопсихолог). Частично касается данных вопросов психолог Асмолова.
Глава 1. Этнический стереотип в учебно-воспитательной работе
.1 Стереотип и стереотипизация
Само понятие стереотип перешло из типографского дела, где стереотип - монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин. В психологии: стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула.(судаков динамический стереотип) В общем случае в рамках психолого-педагогических дисциплин, стереотип - устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание.
В сознании современного научного сообщества сложилось представление о том, что стереотип - исключительно негативное, мешающее адекватному восприятию окружающего мира явление. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным, необходимо разграничивать стереотипы и предрассудки, которые бывают только негативными. Современная социальная психология считает, что: «Стереотипизацию следует рассматривать как средство постижения социального значения информации, иными словами, она существует главным образом не для того, чтобы экономить познавательные ресурсы воспринимающего индивида, а скорее для того, чтобы отразить социальную реальность» (степаненко).
Объективно необходимой и полезной психологической функцией стереотипизации со времен У. Липпмана, который в 1922 году ввел понятие «социальный стереотип» (липпман), многими исследователями считается упрощение и систематизация обильной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды. Так, сторонники теории «сбережения ресурсов» главную функцию стереотипизации видят в обеспечении индивидов максимумом информации при минимальном интеллектуальном усилии. Иными словами, предполагается, что стереотипы в процессе социального познания избавляют индивидов от необходимости интерпретировать социальный мир во всей его сложности, но являются низшей формой представлений о социальной реальности, представлений, которые используются только тогда, когда недостижимы высшие, более точные и индивидуализированные представления. Если следовать основным дидактическим принципам - природ сообразности педагог может активно принимать явление стереотипа на своих занятиях. Таким образом формируя основы миропонимания учащихся, которые в дальнейшем должный быть подвержены педагогическому преобразованию.
Однако восприятие человека как члена группы вовсе не означает искажения его «подлинной» индивидуальности, а сами стереотипы представляют собой полезные способы восприятия. Наш мир сложен для восприятия не только из-за количественной перенасыщенности информацией, но и в результате ее качественной неопределенности. Стереотипизацию следует рассматривать как средство постижения социального значения информации, иными словами, она существует главным образом не для того, чтобы экономить познавательные ресурсы воспринимающего индивида, а скорее для того, чтобы отразить социальную реальность.
Британский психолог А. Тэшфел особо подчеркивал, что стереотипы способны защитить не только ценности индивида, но и его социальную идентичность. Исходя из этого, в качестве основных социально-психологических функций стереотипизации следует рассматривать межгрупповую дифференциацию, или оценочное сравнение, чаще всего в пользу своей группы, и осуществляемое с ее помощью поддержание позитивной социальной идентичности. Иными словами, предназначение стереотипов - наладить отношения группы прежде всего не с другими группами, а внутри нее самой, создав образ, позволяющий ее членам идентифицировать себя в водовороте истории. Вспомним классическое: «мы - не рабы, рабы - не мы». С этой точки зрения, «сверхзадача» социальных стереотипов - обеспечить пусть символическую, но целостность социальной общности.
Тэшфел выделил и две социальные функции стереотипизации:
) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий;
) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим группам. Так, психологический механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем внедрения в массовое сознание негативных стереотипов в отношении побежденных и порабощенных.
Иными словами, содержание стереотипов определяется факторами социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе - явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межгрупповых отношений, основанных на господстве и подчинении. С другой стороны, этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению. Данные социальные процессы наиболее выпукло предстают перед нами в сфере межнационального взаимодействия, то есть явления этнического стереотипа.
1.2 Этнический стереотип и педагогическая работа с ним
Этнический стереотип - исторически сложившиеся правила поведения и оценки того или иного этноса. В рамках теории этногенеза Л.Н. Гумилева стереотип имеет принципиально другую трактовку. Стереотип поведения - система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение путем сигнальной наследственности, специфичная для каждого этнического коллектива. Стереотип поведения складывается в процессе адаптации этнической системы к окружающей ее среде (мечурин). Содержание этнических стереотипов определяется тремя группами факторов:
специфическими особенностями этнической группы, закрепленными в культуре и общественном сознании, выработанными в ходе общественно-исторического развития;
социально-политическими и экономическими условиями развития этнической группы и особенностями взаимодействия между ними;
длительностью и глубиной исторических контактов с другими этносами.
Этнические стереотипы могут быть двух видов - автостереотипы (описание собственного этноса) и гетеростереотипы (описание другого, не своего, этноса). Тем не менее, все подходы к пониманию этнического стереотипа, сводятся к перенесению свойств, приписываемых этносу, каждому отдельному его представителю. Данный подход не соответствует гуманистической педагогической парадигме (кашкин).
Этнические стереотипы - это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего рассматривались негативные стереотипы в отношении подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсюда же проистекает и отождествление стереотипов с предрассудками. Однако необходимо проводить четкое различение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация рассматривается как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие к той или иной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися от других людей (Агеев, 1987, с. 177).
В настоящее время уже не вызывает сомнений, что этнические стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений, но представляют собой образы этносов, а не просто мнения о них. Они отражает, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними. Многие стереотипы имеют объективные основания, раскрывая особенности развития этноса на определенном этапе его исторического развития. К примеру, в отношении представителей экваториальной (негроидной) расы существует представление об их особой выносливости и скорости, которые проявляются в легкой атлетике. Доказательством тому являются призовые места на Олимпийских играх и соревнованиях различного уровня, многие из них ставили мировые рекорды, непобитые по сей день. В основе их побед лежит система естественного отбора, отразившаяся на особенностях анатомического строения тела. Длительное время народы Африки жили в условиях присваивающего хозяйства, прежде всего охоты. Как следствие - происходил отбор по качествам необходимым для данного вида хозяйственной деятельности, прежде всего выносливости, скорости и ловкости. Именно по этой причине африканцы становятся отличными бегунами. С другой стороны, проживая в условиях сухого, солнечного и жаркого климата они не показывают высоких результатов в зимних видах спорта. В рамках учебно-воспитательной работы в школе субъекты образовательного процесса постоянно сталкиваются с явлением стереотипа на национальной основе. Выявляя стереотипы в своей работе, учитель может использовать его для расширения предметной и общей эрудиции учащегося. Так, эффективными педагогическими приемами развития познавательных способностей учащихся является применение различных игровых и частично-поисковых (эвристические) методов обучения.
Этнопедагогику можно было бы, в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Задачи по работе с этническими стереотипами теоретически должна решать специальная педагогическая дисциплина - этнопедагогика (волков).
Явление этнического стереотипа необходимо применять в воспитательной работе. В качестве основной цели такой работы следует поставить принцип закрепления положительных представлений и разрушение негативных стереотипов в сознании субъектов образовательного процесса. Так представления, соответствующие мировым гуманистическим ценностям необходимо закреплять - например, кавказское уважение к старшим, признание старшего авторитетом. С другой стороны, стереотип о необходимости кровной мести, сохранившийся в ментальности ряда народов Кавказа необходимо искоренять. При педагогической работе с этническим стереотипом, необходимо учитывать, что при этнической идентификации, встречаются и проявления предпочтения чужих групп. Низкостатусные группы, например этнические меньшинства, могут соглашаться с относительно более низким их положением в обществе. В конечном счете, это может отразиться на поведении подростков в школьном коллективе у таких подростков могут формироваться такие личностные качества как скрытность, замкнутость, подавленность это может привести к непониманию со стороны сверстников даже агрессивному поведению по отношению к такому подростку. Внутренний дискомфорт порождает в таком подростке подавленную агрессию, которая может выплеснуться в любой момент. Все это может накладываться на этнокультурные различия подростков и стереотипность представлений о культуре других народов. Для подросткового возраста характерно стремление к самоутверждению, к самоидентификации, что может выражаться в пренебрежительном отношении к другим людям. В этом возрасте формируются четкие представления по принципу «свой» - «чужой». Ксенофобия - это нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, чужеродному. Часто в основе ксенофобных представлений лежит негативный этнический стереотип (красько).
Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками. Именно в процессе общения могут проявиться негативные стереотипы, в том числе и этнического характера. Экономия образовательного ресурса, и восприятие других народов через призму этнических стереотипов создает почву для конфликтов среди подростков, которые могут приобретать межнациональный характер. Негативный этнический стереотип, в совокупности с подростковыми конфликтами также может стать источником возникновения экстремизма отдельных личностей.
Профилактика этнического экстремизма в современной школе также является актуальной задачей современной школы. Необходимо отслеживание индивидуальное развитие каждого учащегося, перспективным в данном отношении по нашему мнению является тьютерство. Преодоление барьеров в общении между представителями различных национальностей, в том числе и негативных стереотипов, предрассудков и мифологем на этнической почве является условием гармоничного развития личности. Тьютерство - (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования (Ковалева Т.М., Долгова Л.М. и др. Сборник АПКиППРО. - Москва. 2009.). Сопровождение одним педагогом нескольких учащихся различных национальностей, организация взаимодействия и общения между ними создает условия для перевода межнациональных отношений в межличностные. Именно совместная деятельность и межличностное общение является наиболее перспективным в рамках профилактики ксенофобии и экстремизма на этнической почве.
В процессе изучения было выявлено современное понимание явления этнического стереотипа различными общественными и психолого-педагогическими дисциплинами. Данная проблема специально не исследуется в общей педагогике и частной дидактике. Таким образом, нами была поставлена проблема педагогической работы с явлением этнического стереотипа. Указаны возможные варианты его использования в педагогической деятельности.
Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО СТЕРЕОТИПА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
.1 Гуманитаризация физической культуры и ее влияние на межнациональные отношения
Занятия физической культурой влияют на развитие сознания человека. В том числе и на этнические аспекты его мировоззрения. ФГОС требует, чтобы: «Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов…» (фгос)
Одной из основных тенденцией современного образования является его гуманитаризация. Данный процесс коснулся, в том числе физической культуры. Регионально-этнический компонент, предусматривающий новые, нетрадиционные подходы к целям и задачам организации учебно-воспитательного процесса с учетом национально-культурных и региональных особенностей. В процессе преподавания предмета «Физическая культура» необходимо использовать тот факт, что в истории культуры человечества накоплен богатейший опыт использования разнообразных форм организованного физического движения, посредством которых у представителей разных народов веками вырабатывались определённые не только физические, но и психологические характеристики. Рассматриваемый компонент подразумевает учет эволюции психофизиологических характеристик обучаемых в рамках тех культур, носителями которых они являются, так как гуманистические идеи в рамках любой национальной культуры имеют как общие черты, так и глубокие отличия, связанные со своеобразием философско-религиозной мысли, духовного менталитета народа и вероучения, с особенностями исторического развития. Базируется на принципах этнокультурной идентификации и интеграции в мировое сообщество (mtppc2009.kursksu.ru).
Таким образом, межнациональное общение становиться одним из факторов гуманитаризации образовательного процесса, явление этнического стереотипа. Педагогическая работа с этническими стереотипами включает себя: на поведенческом уровне - взаимодействия между отдельными личностями и коллективами в рамках учебно-воспитательного процесса; на ценностном уровне - готовность к осознанному выбору стратегий взаимодействия с другим людьми; на «знаниевом» уровне - теоретические знания в области взаимодействия между различными этносами. Физическая культура как учебная дисциплина работает с этническими стереотипами на всех уровнях.
.2 Методы работы с этническими стереотипами на занятиях физической культурой
Занятие физической культурой и спортом нами рассматривается как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Мы считаем, что физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, так как формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире - как педагогический процесс воспитания личности. Сформировалось глубокое убеждение, что физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. Воспитание этнической толерантности, культуры межэтнического взаимодействия, преодоление негативных и закрепление положительных этнических стереотипов у подростков средствами физической культуры необходимо построить по нескольким направлениям:
) знакомство с культурой, традициями своего и других народов;
) знакомство с культурой народов мира через подвижные игры;
) олимпийское образование;
) формирование уверенности в себе, уважения и дружелюбия к сверстникам.
Педагогическая работа с этническими стереотипами средствами физической культуры может осуществляться с помощью различных игровых методик: подвижные игры, дидактические игры, ролевые игры и др. А.С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого «деятельность, работа, служба» (история педагогики).
Одной из задач учителя - сообщение знаний об окружающем мире (особенностях быта, культуры, уклада своего народа и народов мира). Готовя детей к жизни, полной противоречий учитель должен стремиться дать им правильные ориентиры, подвести к осознанию того, что среди сверстников и взрослых любой национальности есть разные люди. Происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире. В учебно-воспитательной деятельности ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт, происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения в общее содержание образования включается метапредметное содержание путем:
выделения отдельных учебных дисциплин (метапредметов "проблема", "знание", и др.);
включения в обычные учебные предметы фундаментальных образовательных объектов (отражающих единство мира).
Сегодня говорить о дружбе народов непросто, поскольку наша неприглядная действительность полна совсем иными примерами, зачастую негативного содержания. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в молодежной среде (бэтти).Вместе с тем мы считаем, что избегать этой темы неверно. Хотя бы потому, что дружба между людьми разной национальности была и существует. Таким образом, задача педагога - поддерживать ее, в столь сложных условиях, создавать благоприятный климат. С помощью взрослого подростки осмысливают: дружба - это не только «я» и «ты», не только «мы», а значительно большее, выходящее за пределы школы, семьи, двора, секции. В этом - истоки формирования чувств гражданственности и патриотизма, толерантности личности подростка. Верный путь - воспитание уважения к людям разных национальностей через познание подростком их культуры (семинар).
Культуру межнационального общения подростки постигают через общение, основной вид деятельности. В первую очередь на занятиях физической культуры и спортивных мероприятиях необходимо знакомить школьников с традициями русского народа, их праздниками, играми. Русская народная игра - это наша историческая память. В жизни Древней Руси различные игры и игрища, как составные части народных и храмовых праздников, занимали видное место. В праздниках участвовали люди всех возрастов, но особенная роль отводилась детям и подросткам, они были самыми активными участниками. Во всех народных играх проявлялась любовь русского человека к веселью, удальству. Игра - это школа воспитания. Одни из них развивают ловкость, меткость, быстроту и силу, другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Этнопедагог Г.В. Нездемковская утверждает : «Народные педагогические культуры содержат уникальные механизмы по формированию у детей и молодежи системы духовно-нравственных ценностей» (Нездемковская Г.В). Народная игра интегрирует в себе элементы подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых методик физического воспитания.
Многие спортивные и особенно игровые моменты моделируют возможные жизненные ситуации, ситуации в учебном и производственном коллективе. Сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, возможно, возникающими ощущениями боли, страха и т.д. воспитывают волю, уверенность в себе (конфликтология). В играх заключен залог полноценной духовной жизни в будущем. На других занятиях подростки могут знакомиться с многообразием игр других стран мира. Через это знакомство дети смогут понять что, не смотря на различие цвета кожи, разреза глаз, языка дети других национальностей не отличаются друг от друга. В процессе игры реализуется потребность в двигательной активности, характерная для детей и подростков любой национальности. Народные игры различных этнических групп во многом похожи друг на друга, иногда различаются только названием. А чем больше знаешь о человеке, о его жизни и интересах, тем больше проникаешься к нему уважением, испытываешь добрые и даже дружеские чувства. Работа над воспитанием дружелюбия, уважения к людям разных национальностей рассчитана в большей степени на отдаленные, а не сиюминутные результаты. Знакомство с другими национальностями, способствует формированию понимания, воздействует на осознание ценности всего живое на земле(цеева с 103). В процессе игровой деятельности, основанной на национальных традициях, разрушаются негативные этнические стереотипы.
Выдающийся педагог А.С. Макаренко не случайно писал о воспитательном значении физкультуры и спорта. Олимпийское движение и Олимпийские игры - это важнейшие социальные явления в международной жизни. Олимпийские игры обладают огромной притягательной силой не только потому, что это единственные в своем роде всемирные спортивные состязания, но и потому, что они представляют прекрасную возможность для установления дружеских связей между спортсменами разных стран. Ведь к идеям олимпизма относятся:
дружба и сотрудничество спортсменов стран и континентов;
гармоничное развитие личности;
запрещение дискриминации по политическим, расовым, социальным, религиозным и другим мотивам.
Второе место по количеству медалей на Олимпиаде 2008, занятое китайскими спортсменами развеяло стереотип (граничивший с расистской мифологемой) о недостаточной физической подготовке представителей монголоидной расы.
Критерием эффективности педагогической работы с этническим стереотипом, может служить:
) исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности к представителям других этнических групп;
) преобладание положительных эмоций по отношению к представителям других этнических групп;
) способность сопереживать, оказывать помощь, дружелюбие.
Давно сложившаяся практика проведения уроков физкультуры в рамках академического расписания по классам противоречит гигиеническим нормам, не соответствует индивидуальным возрастным, морфофункциональным и психологическим особенностям учащихся, не позволяет использовать современные прогрессивные технологии целенаправленного совершенствования основных физических и многих духовно-нравственных характеристик личности ребенка и подростка на основе средств спортивной подготовки (бальсевич). Таким образом, работа с этническими стереотипами посредствам физической культуры целесообразно использовать во внеурочной воспитательной работе среди подростков.
этнический экстремизм стереотип образование
Концепция компетентностного подхода в образовании направлена на формирование человека, который сможет на личностной ценностно-мировоззренческой основе адаптироваться к жизненным ситуациям. Здесь большое значение придается компетенциям социального бытия и взаимодействия человека в социуме, особенно остро необходимым подростку в условиях быстро меняющегося агрессивного, поликультурного мира для адаптации, успешного и комфортного сосуществования с окружением. Негативный этностереотип выступает как препятствие к формированию здоровых межнациональных отношений.
Можно выделить следующие ключевые социальные компетентности, формирующиеся в процессе педагогической работы с этническим стереотипом (амоношвилли):
компетентность социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями на основе сотрудничества, уважения и принятия другого (национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность как способ адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия;
компетентность общения на основе диалога, знания, уважения и соблюдения традиций, этикета как способность адекватного ситуации взаимодействия нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли при ее порождении и восприятии.
Такой подход в воспитании требует интеграции учебного и воспитательного процессов, так как формирование компетентностей требует знаний и моделирования определенных жизненных ситуаций, которые будут стимулировать:
научиться решать общие для различных видов деятельности проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей, среди которых важное место занимают проблемы продуктивного общения - коммуникативные;
адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и быть готовым активно влиять на эти условия для достижения как личного прогресса, так и общественного успеха.
В настоящее время педагогическая практика, решая задачи применения этнического стереотипа в практической деятельности, испытывает следующие затруднения:
дефицит дидактических разработок с включением базовых ценностей толерантности в образовательные программы, в том числе и с использованием этнического стереотипа;
недостаточное внимание к использованию уникальных возможностей физической подготовки для педагогической работы с этническим стереотипом в поликультурном обществе;
дефицит методических разработок и опыта в повседневной практике деятельности по налаживанию межличностного толерантного взаимодействия школьников с применением этнического стереотипа;
отсутствие зачастую системности на занятиях деятельности подростков в контексте толерантного воспитания личности;
отсутствие системного мониторинга явления этнического стереотипа среди подростков;
дефицит апробированных методов измерения толерантности и самоактуализации подростков;
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры. На каждом этапе развития человека существовали свои уровни формирования физической культуры как части общей культуры человека. Расширенная концепция историзма предполагает, в частности, наряду с краткой исторической справкой об истории самого события физической культуры давать краткую социокультурную панораму эпохи, в контексте которой произошло то или иное событие (например, появился футбол), включая историческую обстановку эпохи, уровень развития культуры и различных областей знания, анализируя взаимовлияние и взаимообусловленность развития науки, культуры (в частности, физической) и общества. Целесообразен и историко-ретроспективный анализ эволюции идей и принципов физической культуры, исторические экскурсы, позволяющие проследить «связь времен» (учебный предмет). Применение эвристических, проектных и частично-поисковых методов, связывающих физическую культуру с общественными дисциплинами, обогащают арсенал учителя в работе с этническими стереотипами.
Педагогическая работа со стереотипами на национальной почве в рамках физической культуры позволяет реализовать следующие метапредметные задачи:
В области познавательной культуры - понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
В области нравственной культуры - уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
В области эстетической культуры - восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры - владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения .
В процессе работы были рассмотрены возможные варианты применения этнических стереотипов на занятиях физической культурой с подростками. Наиболее эффективными методами в данном направлении считаются игровые, а так же частично-поисковые и проектные методы. В процессе работы с этническими стереотипами реализуется в полной мере принцип междисциплинарности, что оказывает огромное влияние на формирование метокомпетенции.
Заключение
В процессе исследования было выявлено современное понимание явления этнического стереотипа различными общественными и психолого-педагогическими дисциплинами. Данная проблема специально не исследуется в педагогике и методики преподавания физической культуры. Таким образом, нами была поставлена проблема педагогической работы с явлением этнического стереотипа. Указаны возможные варианты его использования в педагогической деятельности.
В процессе работы были рассмотрены возможные варианты применения этнических стереотипов на занятиях физической культуры с подростками. Наиболее эффективными методами в данном направлении считаются игровые, а так же частично-поисковые и проектные методы. В процессе работы с этническими стереотипами реализуется в полной мере принцип междисциплинарности, что оказывает огромное влияние на формирование метокомпетенции.
Было доказано, что педагогическая работа с этническими стереотипами среди учащихся подросткового возраста имеет большой учебно-воспитательный потенциал, который практически не реализуется в процессе формирования толерантной среды в образовательных учреждениях.
Список литературы
1.Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - Киев: Освита, 1991. - 111 с.
2.Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4, с. 21 - 26, 39 - 40.
.Безюлева, Г.В. Толерантность в педагогике [Текст] / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. - М.: Академия профессионального образования, 2002. - 228 с.
.Бэтти, Э. Толерантность - дорога к миру [Текст] / Э. Бэтти. - М.: Бонфи, 2001. - 224 с.
.Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
.Кашкин В.Б., Смоленцева Е.М. Этностереотипы и табуирование темы в межкультурной коммуникации. [Текст] / В.Б. Кашкин., Е.М. Смоленцева. // Культурные табу и их влияние на результат коммуникации. - Воронеж: ВГУ, 2005. - С. 246-252.
.Конфликтология [Текст]; под. ред. А.С. Кармина. - СПб., 2001. - 196 с.
.Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999.
.Мичурин В.А. Словарь понятий и терминов теории этногенеза. М., 1993//#"justify">.Нездемковская Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогика // «Психология и педагогика», 11 мая 2009 г.
.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Практикум. М., 2006// #"justify">.Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002.
.Цеева Л.Х. Проблема реализации национально-регионального компонента в условиях преемственности дошкольного и начального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 6 - С. 102-104.
.Физическая культура - составная часть федерального государственного образовательного стандарта/Российская академия государственной службы при президенте Российской Федерации [Режим доступа] //#"justify">.Теоретическая часть семинара-тренинга " Урок с целью достижения метапредметных, предметных, личностных результатов обучения"/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Режим доступа]//#"justify">.Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
.Кашкин В.Б. Этнонимы и территория национальной души / В.Б. Кашкин, С. Пёйхёнен. - Русское и финское коммуникативное поведение. - Вып. 1. - Воронеж: ВГТУ, 2000. - С. 70.
.Агеев B.C., Сыродеева А.А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1987. - № 2.
.Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5-9 классы//#"justify">.История педагогики. Педагогическая деятельность и теория А.С. Макаренко //#"justify">.Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4, с. 21 - 26, 39 - 40.
Приложение
Стереотип - монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин.
Этнический стереотип - исторически сложившиеся правила поведения и оценки того или иного этноса
Стереотипизация - восприятие, классификация и оценка объектов социальных (событий) путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и прочего на основе определенных представлений - стереотипов социальных.
Автостереотипы - мнения, суждения, оценки, относимые к собственной общности этнической; обычно содержат комплекс положительных оценок.
Гетеростереотипы - совокупность оценочных суждений о других народах; бывают как положительными, так и отрицательными - в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов.