Французский классицизм в ландшафтном дизайне
Французский классицизм в ландшафтном дизайне
Предпосылки возникновения.
Классические
итальянские садово-парковые ландшафты оказали значительное влияние и на
Францию. Однако, параллельно с развитием основных стилистических разновидностей
барокко, во Франции создавалась своя школа садово-паркового ландшафта, которая
использовала совершенно иные культурно-исторические традиции, а главное — иные
природные условия: благоприятный климат, хорошие почвы, поросшие
широколиственными лесами равнины, плавно текущие реки и т.д. Поэтому дальнейшее
развитие собственного паркостроения в ней пошло по совершенно иному пути.
Особенно явно этот стиль был выражен уже со второй половины XVII в.
Ведущие
европейские державы соперничали не только на театрах военных действий, но и в
создании пышности и блеска дворцово-парковых ансамблей. Эпоха просвещенного
абсолютизма сформировала совершенно новый тип культурного ландшафта,
получившего не только познавательно-увеселительные, но и
государственно-репрезентативные функции. Садово-парковое искусство продолжало
оставаться одной из любимейших забав сильных мира сего, являясь своеобразной
сценой для разнообразных форм деятельности королевского двора: дипломатических
приемов, всевозможных праздников и маскарадов, феерических представлений.
Именно поэтому регулярные парки королевских резиденций становятся к XVIII в.
самыми дорогостоящими «декорациями» для этих «спектаклей». Первопричиной такой
«театрализации» жизни, несомненно, является персона августейшего монарха, идеей
возвеличивания которой (как отражения господствующей персоны) пронизана вся
архитектурно-ландшафтная композиция.
Если
кратко сформулировать основные принципы ландшафтной архитектуры в стиле
французского классицизма, то ключевыми словами будут не «изобилие и роскошь»,
наиболее характерные для барокко, а «грандиозность и величие». Существенно
изменился не только подход к использованию ландшафтных компонентов, но и вся
пространственно-планировочная композиция ансамбля. Во Франции ярчайшими
примерами этого стиля являются сады Во-ле-Виконта, Марли, Тюильри, Сен-Клу,
Версаля и др. знаменитого ландшафтного архитектора Андре Ленотра (1613—1700).
Особенности планировки.
В
отличие от известной камерности итальянского и голландского барокко, наметился
переход к проектированию культурных ландшафтов на очень обширных пространствах.
Достаточно вспомнить, например, что площадь парка Во-ле-Виконта составляла 100
га (для его строительства было снесено три деревни и отведено русло реки),
Тюильри в Париже — 16 га, Марли - более 20 га, а площадь Версаля достигала 1738
га, причем площадь только Малого парка в Версале с 12 боскетами составляла 100
га.
Зрительное расширение пространства.
Зрительное
восприятие стало играть главную роль, поэтому требовались огромные участки
земли с выровненным рельефом (что тоже служило идеям парадности, официальности
и грандиозности). Более того, впечатление огромного пространства старались
усилить, используя некоторые специфические эффекты. Например, в качестве ограды
садов стали использоваться фортификационные ограды «ах-ах», представлявшие
собой рвы с заграждениями внутри или наполненные водой. Эти скрытые ограды
вызывали возгласы удивления, внезапно появляясь перед гуляющими гостями, что и
послужило причиной столь необычного названия. Такого рода приемы позволяли
зрительно объединить обширное пространство парка с его еще более обширным
природным окружением.
Эффекту
зрительного расширения пространства были подчинены и такие интересные
нововведения, как проектирование системы широких и длинных аллей. Центральная
аллея выделялась размерами и оформлением, создавая ось симметрии всей
композиции парка, причем аллеи не заканчиваются какими-то интересными объектами
обзора, а открывают виды на далекие перспективы природных ландшафтов, уводя
взгляд в бесконечность.
Доминирование дворца.
Другим,
впервые примененным, новшеством являлось использование радиально-лучевых аллей,
исходящих из круглых парковых площадок, что также увеличивало обзор
пространства. Этот прием отчетливо просматривается и в своеобразии
«звездчатого» рисунка плана. Кроме того, подчеркнуто доминирующее положение
занимает дворец, на раскрытие видов «к нему» и «от него» и ориентирована вся
планировочная система. Становится важным его возвышение над парком. Дворец
стоит на трех обширных террасах и должен быть виден отовсюду, как и
король-солнце Людовик XIV.
Зонирование парковой территории.
Существенной
и важной инновацией, повлиявшей на дальнейшее развитие ландшафтного
проектирования, является постепенное изменение архитектурно-пространственного
характера парка по мере удаления от центра-дворца. Иными словами, начинает
формироваться принцип функционального зонирования территории какого-либо
культурного ландшафта. Нельзя сказать, что этот прием был впервые использован
во Франции, так как он зародился в садах загородных вилл Древнего Рима, но
именно в парках французского классицизма он был наиболее последовательно
развит.
Смысл
такого рода функционального зонирования парка состоял в следующем: в непосредственной
близости от дворца наблюдается значительный перевес искусственных ландшафтных
составляющих над естественными, велика роль архитектуры (скульптура,
балюстрады, малые архитектурные формы, мощение больших площадок и др.). Также
существенная роль отводится очень сложным водным и цветочным партерам.
По
мере удаления от дворца, вдоль центральной оси парка соотношение рукотворных и
природных элементов постепенно меняется на противоположное. Пространственные
элементы композиции укрупняются, а роль архитектуры снижается. На первый план
выступают широкие каналы (размеры Большого канала в Версале составляют 60x1600
м, поперечного — 80x1000 м), протяженные аллеи, уходящие за пределы парка, и
довольно большие зеленые массивы — кенконсы и боскеты.
Далее,
за зоной боскетов и кенконсов, размещается наименее измененная лесопарковая
часть, которая за счет скрытых ограждений визуально соединяется с внешним
природным окружением, как бы постепенно перетекая в него. Таким образом, в
недрах одного из наиболее формальных стилей зародился переход к прогулочным
паркам через расширение регулярных садов, поскольку чтобы увидеть новые
интересные виды, нужно было уже пройти довольно большое расстояние. Напоминаем,
что барочные сады были предназначены для статичного любования открывающимися
пейзажами, а не для прогулок.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы из книги Н.А.Нехуженко «Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры», Санкт-Петербург, ИД «Нева», 2004 г.