Модификация структуры урока по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста с нарушениями речи

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,89 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Модификация структуры урока по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста с нарушениями речи

оглавление

Введение

Глава 1. Состояние проблемы

1.1 Особенности физического воспитания детей с ослабленным здоровьем

.2 Программное обеспечение физического воспитания школьников

Глава 2. методы и организация исследования

2.1 Методы исследования

.2 Педагогические наблюдения

.3 Педагогический эксперимент

.4 Тестирование физической подготовленности школьников

.5 Характеристика умственных способностей

Глава 3. Динамика развития силовых и умственных возможностей школьников с нарушениями речи

Выводы

Практические рекомендации

Список литературы

Введение

Актуальность. Многочисленные исследования свидетельствуют о несостоятельности бытующей точки зрения об исключительной прерогативе медицины в сфере здоровья. Значительную, если не определяющую роль в уровне здоровья нации, физического и психосоматического состояния человека, в развитии его двигательных и интеллектуальных качеств играют духовная и физическая воспитанность [2, 8, 9, 26, 40, 53]. Анализ детской инвалидности и особенности развития организма показывает непреходящую значимость двигательной активности ребенка как основы развития физических и умственных способностей [7, 21, 42, 66, 71].

Систематические занятия физическими упражнениями способствуют укреплению здоровья путем улучшения деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, обмена веществ, повышения устойчивости организма к действию простудных факторов. Поэтому в системе комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с выраженной патологией существенное место должно быть отведено использованию различных средств и методов физической культуры, активно-двигательным, гигиеническим и закаливающим мероприятиям [2, 14, 15, 16, 17, 31, 41, 44].

Однако отсутствие научно-обоснованных рекомендаций по комплексной (медицинской, психологической, умственной и физической) реабилитации, надежных и корректных методов физического воспитания детей с нарушениями речи сдерживает процесс их эффективной социальной адаптации.

Цель исследований заключалась в модификации структуры урока по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

Объект исследований - процесс физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями.

Предмет исследований. Структура урока по физическому воспитанию детей с нарушениями речи младшего школьного возраста модифицированная с учетом их умственных и физических характеристик.

Гипотеза. Было предположено, что модификация стандартной структуры урока физкультуры с уклоном на активизацию речевых способностей будет способствовать не только более эффективной физической и функциональной реабилитации организма детей в условиях специализированной речевой школы, но и развитию у них умственных способностей.

Теоретическая значимость. Нами были подтверждены такие теоретические положения, которые указывают на то, что двигательно-мышечные ощущения лежат в основе познания окружающей действительности, с их помощью в сознании человека отражаются пространственные и количественные особенности предмета.

Практическая значимость. Модифицированная структура урока физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями речи позволяет предложить для практического использования новое перспективное направление по комплексному использованию различных методов физических и речевых упражнений на уроке физкультуры с целью активизации процесса реабилитации таких детей в условиях специализированной речевой школы.

Научная новизна:

1. Определенно, что включение в традиционный урок физической культуры логопедического тренинга по специально разработанной методике позволяет активизировать процесс развития познавательных способностей детей с нарушениями речи, повысить эффективность восприятия информации не пассивно, а с интересом, так как конечный итог этой работы трансформируется (конкретизируется) непосредственно в практике выполнения физических упражнений.

. Установлено, что одинаковые количественные параметры физической нагрузки, выполняемые детьми с нарушениями речи на уроках физкультуры при развитии основных двигательных качеств, вызывают неадекватные сдвиги в их развитии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Урок физкультуры для детей с нарушениями речи в 1-3 классах включает в себя вместо традиционных трех - пять частей: 1-я подготовительная часть - выполнение общеразвивающих упражнений - 5 мин, 2-я подготовительная часть - выполнение упражнений на развитие физических качеств - 3 мин, 3-я часть урока (основная) - подвижная игра 15 мин, 4-я часть урока (основная) - логопедический тренинг - 14 мин и 5-я - заключительная часть урока - 3 мин.

. Включение в урок физкультуры детей младшего школьного возраста с нарушениями речи логопедического тренинга и специальных речевых упражнений приводят к достоверно более выраженному развитию восприятия, внимания и памяти. По этим показателям умственного развития школьники экспериментальной группы в третьем классе приблизились к нормативным характеристикам умственных способностей детей того же возраста, не имеющих отклонений в состоянии здоровья.

Глава 1. Состояние проблемы

1.1 Особенности физического воспитания детей с ослабленным здоровьем

Ученые неоднократно заявляли о пользе физической культуры для лиц с ослабленным здоровьем и, в частности, с речевыми отклонениями.

В настоящее время в Российской Федерации отмечается устойчивая тенденция роста детской инвалидности. Так, только за последнее десятилетие число детей-инвалидов увеличилось более чем в два раза [39, 40]. Этот факт многие ученые и специалисты объясняют крайне неблагоприятным экологическим состоянием, низким уровнем культуры здорового образа жизни россиян, которые сочетаются с высокой социальной напряженностью и неопределенностью, порождающими хроническое чувство тревоги и неудовлетворенности. Эти факторы особенно сказываются на детях с ослабленным здоровьем имеющим различные патологические отклонения. К детям с сочетанными нарушениями относят аномальных детей, у которых кроме двигательных нарушений имеются расстройство речи и нарушение психических функций [14, 17, 40, 72].

«Вся сумма факторов физической, химической, биологической и психологической природы, - пишет И.И.Брехман, автор книги «Валеология - наука о здоровье» - приводит не только к развитию специфических заболеваний..., но и к появлению ряда общих симптомов, свойственных третьему состоянию». По определению И.И.Брехмана, «третье состояние - это состояние между здоровьем и болезнью», «оно существенно отличается как от здоровья, так и от болезни». Гипокинезия у детей сопровождается нарушениями трех биологических потоков, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма: 1 - поток информации, 2 - поток энергии, 3 - поток строительных субстанций [14].

По мнению С.П.Евсеев [26], коррекция биологического состояния возможна преимущественно только за счет оптимизации двигательного режима как основного компонента жизнедеятельности ребенка. Причем, основным фактором оптимизации физического состояния ребенка является не количество движений (объем нагрузки), а качество двигательных действий и их последовательное и одновременное взаимодействие. Эффективность от такого взаимодействия обусловлена разнообразием сенсорной организации движений, их формы и содержания.

В нынешних социально-экономических условиях в России разработана концепция оздоровительно-физкультурной работы среди детей с умственными и физическими ограничениями в рамках реализации федеральной целевой программы «Дети-инвалиды», которая является составной частью президентской программы «Дети России» и «Основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей).

Межведомственная комиссия по охране здоровья Совета безопасности Российской Федерации определила, что на показатели здоровья человека оказывают влияние следующие факторы: условия и образ жизни составляют 50-55 %, состояние окружающей среды - 20-25%, гигиенические факторы - 15-20%, деятельность учреждений здравоохранения- 10-15%. Отсюда видно, что определяющую роль в уровне здоровья нации играют как духовная и физическая воспитанность личности, так и окружающая среда [15, 16, 22, 23, 40, 67].

Исследования В.К.Бальсевича [10], В.С.Дмитриева [22, 23] и др. позволяют говорить о том, что детская инвалидность и физиологические особенности развития организма в раннем онтогенезе показывают непреходящую значимость физической активности ребенка как основы развития его двигательных и координационных и интеллектуальных качеств.

Для детей с умственными и физическими ограничениями независимо от категорий, этиологии и патогенеза (врожденные или приобретенные) для сферы физкультурно-оздоровительной деятельности характерны ограничения их двигательной активности, ухудшение физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, пространственной ориентации, вестибулярной устойчивости, реакции на движущийся объект, скоростно-силовой выносливости, координационных качеств, микро- и макромоторики, зрительно-двигательной реакции и др. [3, 7, 18, 31, 41, 69, ].

Оптимальная организационная и двигательная деятельность учащихся речевых и вспомогательных школ способствуют улучшению их физического состояния, коррекции нарушений двигательной сферы и в целом - социализации личности детей, имеющих отклонение в умственном развитии и функции речи. Поэтому рекомендуется во второй половине дня организовать так работу учителя физической культуры и воспитателя, чтобы она была насыщена разнообразными упражнениями, играми, движениями, которые могли бы быть восприняты адекватно детьми-инвалидами и обеспечивали бы им должный уровень их физического развития и физической подготовленности [6, 12, 19, 21, 34, 67].

С учетом вышеизложенного в работе учителя особое место занимает планирование учебно-педагогической деятельности, характер упражнений, игр и интенсивность физических нагрузок, учет их специфичности и степени воздействия на организм ребенка.

Исследованиями установлено, что у детей с отклонениями в здоровье наиболее успешно развивается двигательная сфера, позволяющая оказывать коррегирующее воздействие на все органы и системы [9, 21, 30].

В практике работы с детьми с нарушениями речи и задержкой психического развития используются следующие формы физкультурных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки на образовательных уроках, подвижные игры на переменах и во второй половине дня, прогулки, спортивный час и кружковая работа [21, 26,30, 41, 47]. Каждая из этих форм имеет свою специфику, но все они логически связаны друг с другом решением задач по коррекции тех или иных отклонений в состоянии здоровья. По мнению ряда специалистов, общий объем двигательной активности детей с нарушениями речи должен составлять в течение дня не менее 1,5-2,0-х часов. Темп движений должен приводить к увеличению ЧСС не более чем на 50-60% от максимального. Частота занятий в неделю оздоровительным тренировкам - не менее 4-5 раз [25].

В литературе и методических рекомендациях мы не нашли больших различий в содержании занятий физкультурой с учащимися речевой и вспомогательных школ. Эти занятия обязательно включают в себя упражнения, направленные на развитие основных физических качеств, подвижные игры, специальные упражнения на коррекцию позвоночника, улучшение зрения, речи, функционального состояния сердечно-сосудистой системы организма детей. Особое внимание уделяется выполнению основных гигиенических требований к местам занятий, к освещению, температуре, чистоте воздуха и эмоциональной насыщенности физкультурных мероприятий [22, 23].

По мнению ряда специалистов, общество должно признать тот факт, что несмотря на профилактические меры, всегда будет существовать категория людей с дефектами и инвалидностью и долго еще будет ощущаться потребность выявлять и устранять барьеры, препятствующие им «приобретать» все необходимое для жизни, включая физическую культуры и спорт. Отсутствие или недостаточное количество научно-обоснованных рекомендаций по реабилитации детей-инвалидов затрудняет процесс их эффективного физического воспитания. Отсюда необходимы специально разработанные, обоснованные и проверенные на уровне эксперимента методики и программы физического воспитания детей-инвалидов [14, 15,17, 22, 23, 25, 40].

По мнению ряда ученых физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Нормальное двигательное развитие способствует активизации психики и речи ребенка, которое в свою очередь стимулирует становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями руки и речью [15, 31, 22, 23, 40, 41].

Дети с отклонениями в здоровье отстают от своих сверстников из обычных школ в прогрессе двигательных функций, качеств (гибкости, ловкости, координации, силы, быстроты, выносливости) и скорости общего физического развития (масса тела, длина тела и мышечная сила) [9, 11, 41].

У аномальных детей наблюдаются патологические изменения тонуса мышц, а к школьному возрасту у них уже сформированы стойкие неправильные стереотипы движений, включились порочные установки в изменении структуры движений.

Известно, что среди факторов, отражающих степень двигательной активности, решающее значение имеет функциональное состояние нервно-мышечного аппарата. Нарушение со стороны физического развития, моторики также обусловлены поражением центральной нервной системы. Мышечные движения имеют решающее значение в процессе становления умственно-рефлекторной деятельности ребенка; формирование предметного мышления, мышления действий - основа нервно-психического развития детей [4, 7, 9, 32, 34, 43, 68, 71].

Э.В.Пласкунова [54] рекомендует у детей с нарушениями речи в начале обучения совершенствовать самые простые движения, осуществлять контроль за ними, так как у этой категории детей исправлять недостатки труднее, чем обучать новым движениям. Очень важно, по мнению данного автора, чтобы все навыки и умения формировались на основе правильных элементарных движений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Разучивать движения нужно в медленном темпе, чтобы проследить, какие ошибки допускают дети, и попытаться своевременно их устранить.

Педагогический опыт работы с аномальными детьми показал, что формирование у них двигательных навыков - трудная задача. В отдельных случаях не удается достичь достаточной точности и вариативности выполняемого упражнения. Вырабатываемые двигательные навыки оказываются косными, их перенос в новые условия происходит с большим трудом. Аномальные дети не в силах выдержать значительные и длительные физические напряжения, что является препятствием к выполнению запланированного объема физических нагрузок [9, 40, 41].

При работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, со стороны педагога следует проявлять к ним особое внимание, предлагать доступные, интересные упражнения, включать эмоциональные и веселые подвижные игры, помочь каждому ребенку проявить имеющиеся у него двигательные возможности. При этом важно, по мнению ряда авторов, с такими детьми строго придерживаться последовательности и систематичности обучения в соответствии с их двигательными возможностями, уровнем физической подготовки; не слишком усложняя, но и неоправданно не упрощая содержание упражнений и требований к качеству их выполнения; учитывать не только достигнутый детьми уровень двигательных умений и навыков, но и какой ценой это достигнуто [43].

За последние годы в нашей стране и за рубежом все больше внимания стали уделять развитию нового направления в теории физической культуры, которое получило название «адаптивная физическая культура» [43]. Основной ориентацией этого направления является хронические больные и инвалиды. Одна из задач адаптивной физической культуры - адаптивная двигательная реабилитация (АДР). Содержание АДР направлено на восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций после перенесения различных заболеваний, травм, физических, психических перенапряжений. Основная задача АДР заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентация их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в развитии у них умений использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы массажа и других средств [43].

Под физкультурно-оздоровительной реабилитацией детей-инвалидов понимается многофакторная система реализации природных способностей ребенка на основе активизации целенаправленной мышечной деятельности; процесс и система мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию ограниченных физических возможностей и интеллектуальных способностей, на повышение психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма реабилитанта средствами физической культуры и спорта [58].

Теория и практика реабилитации детей с аномалиями в развитии выделяют следующие положения [43, 58]:

возможно более раннее начало применения различных средств физической культуры;

целенаправленность и непрерывность реабилитации;

привлечение к решению проблемы реабилитации детей-инвалидов медицинских работников различного профиля, специалистов по оздоровительной физической культуре, социальной и коррекционной педагогике, юристов, экономистов, инженеров-конструкторов и др.;

совместная деятельность, с одной стороны, медиков, специалистов по социальной работе и педагогов и, с другой, семьи, которая способствует развитию учения и навыков, помогает в лечении и реабилитации;

сглаживание противоречий между ребенком-инвалидом и социумом (нормально развитым сверстником).

По мнению ряда авторов, решение реабилитационных и профилактических физкультурно-оздоровительных и спортивных проблем детей-инвалидов состоит в реальном улучшении процесса образования и качества их жизни, в расширении физкультурных адаптационных возможностей, а не только в увеличении финансовых затрат и числа «культурно-массовых мероприятий» [36, 48, 65, 67, 70].

Ослабление здоровья детей приводит не только к снижению трудовых способностей, но и к ограничению двигательной активности. Поэтому такие дети в значительной степени подвержены негативному воздействию факторов гиподинамии [17, 44, 58, 57, 71]. Известно, что гиподинамия характеризуется низким уровнем двигательной активности. При этом повседневные морфофункциональные изменения для здоровых детей малозаметны. Однако у детей с ослабленным здоровьем отрицательный кумулятивный «эффект» от воздействия этих факторов вызывает более негативные изменения в организме, которые, по мнению Н.О.Рубцовой [55], выражаются в следующем:

а) в снижении функциональной активности органов и систем и нарушений их регуляторных проявлений;

б) в атрофических дегенеративных изменениях опорно-двигательного аппарата и особенно нервно-мышечной системы;

в) в нарушении обменных процессов, увеличение объема жировых тканей.

Очевидная целесообразность и необходимость профилактики негативного влияния вышеизложенных факторов у детей с ослабленным здоровьем подчеркивают особую актуальность разработки и внедрения специальных комплексов адекватных средств, форм и методов оздоровительной физической культуры. Специфика данной проблемы связана в основном с ограничением возможности реализации для таких детей широкого спектра средств физической культуры и спорта, используемых в работе с нормально развитыми школьниками.

1.2 Программное обеспечение физического воспитания школьников

физический воспитание аномалия нарушения речь

В данной программе указано, что в соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества и исходя из сущности общего и среднего образования целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему гармоническому развитию личности. К основным задачам физического воспитания в школе относятся:

укрепление здоровья содействие нормальному физическому развитию;

развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Особенность данной Программы заключается в том, что содержание учебного материала делится на две составные части: базовую и вариативную (дифференцированную). Для школьников младших классов (1-4 классы) в содержании базовой части (52 часа в год) входит развитие двигательных способностей: координации движений, скорости, силы, выносливости, гибкости; двигательных умений и навыков и самостоятельные занятия. Вариативная часть программы (16 часов в год), связанная с региональными и национальными особенностями, разрабатывается специалистами республиканских, краевых и областных органов образования [46].

Однако следует отметить, что несмотря на государственный характер данной Программы, в настоящее время она не является обязательной для исполнения в целом ряде учебных заведений. Более того Программа не дает специальных учебных материалов для школьников, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья. Тем не менее, базово-вариативный подход позволяет учителю достигнуть оптимального базового уровня физической подготовленности [14, 39, 44, 58, 67]. Многие специалисты считают правильным подход разработчиков данной Программы, которые выделили в качестве самостоятельного раздела ее вариативную часть, которая расширяет возможности использования современной системы физкультурного образования в средней школе [46].

На наш взгляд, представляет интерес работа И.И.Сулейманова [56], в которой авторы показывают, как можно эффективно строить учебно-воспитательный процесс по физической культуре в новых учебных заведениях (гимназии). Эти занятия основаны на дифференцированном подходе. Авторы считают, что для реализации поставленной цели - укрепление и поддержание здоровья школьников, повышение их физической работоспособности - определены следующие этапы:

первый - этап начального физкультурного образования;

второй - этап базового физкультурного образования;

третий - этап углубленного физкультурного образования.

Этап начального физкультурного образования охватывает 1-3-й классы и решает задачи приобщения юного гимназиста к физической культуре, привития интереса к уроку физической культуре, развития физических качеств, создания основных двигательных умений и навыков. Содержание учебного материала при этом планируется с учетом физического состояния, а учебная группа дифференцируется как низкая, средняя и высокая (с подразделением их соответственно на группы «зайцев», «белок» и «ежей»).

Целый ряд авторов, отмечая известный факт, что двухразовые регламентированные занятия физическими упражнениями в неделю не позволяют учителю в полной мере организовать целенаправленную работу по совершенствованию физической подготовки школьников, предлагают шире применять дифференцированный подход к использованию учебной программы для младших школьников

Одну из альтернативных программ разработали И.И.Сулеманов [56], суть которой заключается в следующем. Авторы предлагают применять для школьников 1-3-х классов дифференцированный подход с использованием игрового метода. Программа состоит из пяти глав:

первая включает в себя содержание учебного материала дифференцированных уроков физической культуры для учеников начальной школы;

вторая предусматривает дифференцированное развитие физических качеств учащихся младших классов;

третья посвящена вопросам домашнего задания по физической культуре школьникам как одной из форм повышения двигательной активности учащихся и привития навыков самостоятельного выполнения физических упражнений;

четвертая глава раскрывает игровые средства физического воспитания, используемые на дифференцированных уроках физической культуры;

пятая включает в себя нормативные требования к учащимся 1-3-классов.

По мнению А.С.Гречко [21] в программе должна быть сформулирована следующая цель физического воспитания: укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию. Одним из путей достижения этой цели служит учебная дисциплина «физическая культура», задачами которой являются:

развитие двигательных способностей;

обучение важным двигательным умениям и навыкам;

приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

По нашему мнению, представляет практический и теоретический интерес концепция физического воспитания школьников, разработанная Ю.А.Янсоном [63]. Она базируется на пяти концептуальных идеях и пяти требованиях по формуле «5+5». Они заключаются в следующем:

  1. Физическое воспитание школьников направлено на реализацию целей исторически сложившейся системы физического воспитания и решения оздоровительных и воспитательных задач.
  2. На основе целей и задач физического воспитания определяются средства (физические упражнения), методы (система методов), формы организации занятий физическими упражнениями школьниками разных возрастных групп.
  3. Обосновывается необходимость формирования физкультурного и спортивного центра школы.
  4. Занятия физическими упражнениями для всех школьников строятся путем создания рационального двигательного режима ученика, класса, школы в целом.
  5. Процесс физического воспитания школьников осуществляется на основе измерений показателей состояния здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности школьников.

В концептуальные требования, по Ю.А.Яносону [63], входя следущие разделы: 1) оптимизация, интенсификация и ритмизация процесса физического воспитания; 2) комплексный подход в решении задач физического воспитания; 3) реализация возрастного аспекта в методике занятий физическими упражнениями; 4) дифференциация и индивидуализация занятий физическими упражнениями; 5) психологическое обеспечение физического воспитания школьников.

Глава 2. методы и организация исследования

2.1 Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

педагогические наблюдения,

педагогический эксперимент,

методика педагогической оценки уровня физической подготовленности,

методика педагогической оценки умственных способностей,

врачебно-педагогический контроль,

методика вариационно-статистической обработки материалов исследований,

анализ литературы.

2.2 Педагогические наблюдения

На протяжении всего периода проведения исследований были организованы систематические наблюдения за различными сторонами отношения школьников к урокам физкультуры как в естественных условиях проведения учебных занятий, так и во время эксперимента. Во время педагогического наблюдения оценивались аспекты отношения школьников к предлагаемым тем или иным методикам занятий физкультурой, к выполнению физических и специальных, направленных на развитие речи, упражнений, желание заниматься физкультурой в школе и дома, способность к преодолению трудностей при выполнении на уроках физкультуры тех или иных задач.

2.3 Педагогический эксперимент

На первом этапе исследований (сентябрь 2003- декабрь 2003 год) была выявлена взаимосвязь исходных показателей физической подготовленности и умственных способностей с уровнем развития нарушений речи у школьников младших классов; выявлена эффективность новых организационных и методических подходов к уроку физкультуры и других форм физического воспитания детей на процесс улучшения физического состояния; определены наиболее информативные тесты для оценки уровня физической подготовленности и умственных способностей детей с нарушениями речи.

На втором этапе (январь 2004 - май 2004 год) проводились экспериментальные исследования, направленные на определение эффективности предложенных новых форм и методик физического воспитания детей с нарушениями речи, выявление зависимости процесса улучшения здоровья детей от уровня развития физического состояния.

Эксперимент проводился на базе специальной речевой школы № 26 г. Краснодара. В нем участвовали 20 детей экспериментальной группы и 22 ребенка - контрольной. Возраст детей в начале эксперимента был 7, в конце - 9 лет.

Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике комплексного развития ребенка, а контрольная - по общепринятой методике физического воспитания. Среднегрупповые значения по основным показателям физического состояния детей в обеих группах в начале эксперимента не имел достоверных отличий.

В чем же состояла новизна работы со школьниками экспериментальной группы?

.Урок физкультуры был разделен вместо традиционных трех на пять частей. Аргументы следующие:

дети с нарушениями речи, как показала многолетняя практика работы с ними, не могут более 1-2 мин удерживать свое внимание на выполнении какого либо одного учебного задания и поэтому быстро утомляются, отвлекаются, что не позволяет учителю эффективно продолжать выполнение данного задания;

в урок физкультуры вводятся логопедические минутки, позволяющие четко отделить одну часть урока от другой за счет смены характера деятельности ребенка (с выполнения физических упражнений на развитие речи: разучивание новых слов, видов спорта, инвентаря, которые используются на данном уроке). Такой подход повышает эмоциональность урока и настроение детей;

в экспериментальном уроке обращается большее внимание на развитие мелкой моторики рук, что, как показали предварительные исследования, дает положительный эффект в развитии устной и письменной речи школьников.

Приведем пример урока физкультуры экспериментальной и контрольных групп.

Традиционный вариант конспекта урока школьников третьего класса специальной речевой школы

Задачи. Повторить технику метания мяча на дальность и выполнить беговые упражнения.

Место проведения: площадка для занятий физкультурой

Инвентарь: тесьма для разметки, 8 малых мячей, волейбольная сетка, 2 волейбольных мяча.

Подготовительная часть - 10 мин. Бег в умеренном темпе с прыжками в шаге. Во время выполнения бега вдоль длинных сторон площадки школьники выполняют прыжки в шаге через полосу шириной 90-100 см. Перестроение из колонны по одному в колонну по два в движении с поворотом.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ).

.И.п. - основная стойка (О.С.), руки вниз, пальцы сцеплены, ладони вверх, смотреть на руки; вернуться в и.п., темп медленный, повторить 4-6 повторений.

. И.п. - стойка ноги врозь (широко), согнутые в локтях руки за спину. Наклон туловища влево, правую руку в сторону, вернуться в и.п., наклон туловища вправо- левую руку в сторону, повторить в ту и другую сторону 4-6 раз.

.И.п. - повороты влево и вправо. Повторить в ту и другую сторону 4-6 раз.

.Махи ногами вперед и влево, то же самое - вправо. Повторить 4 раза

.Приседания - 15-20 раз в медленном темпе.

. Наклоны туловища вперед. На раз- руками прикасаемся правой ноги, на 2 - пола и на 3 - левой ноги. Повторить 2-3 раза.

. Прыжки со сменой положения ног (до 10 прыжков).

. Ходьба на месте.

Основная часть - 24 мин.

Метание мяча на дальность.

Волейбольная площадка делится вдоль на 4 дорожки шириной 200-220 см каждая. Поперек площадки натянута волейбольная сетка. Дети встают вдоль боковых сторон площадки. Четверо учеников из одной шеренги выходят на лицевую сторону площадки для метания, а четверо из другой шеренги - на противоположную сторону для подбора мячей. Дети, подобравшие мячи, метают их в обратном направлении, а для их подбора выходит другая четверка школьников. Каждый школьник имеет два мяча для метания.

Метание мяча 1. Первый мяч метать с места, стоя боком в направлении метания, второй с одного шага.

. Оба мяча метать с одного шага. Необходимо метать мяч так, чтобы он летел в границах дорожки выполняющего упражнения ученика.

Бег. Детям напоминаем о технике бега. При отталкивании ногу выпрямить полностью, бедро другой ноги вынести вперед, туловище держать прямо. Обратить внимание детей на то, как они ставят ступни. Они должны ставиться параллельно и не широко.

Бег проводить на дистанции 30 м. На первых 10 м отметить коридорчик шириной 30 см. Пробегать в колону по одному с интервалом друг от друга в 3-4 м. К старту школьники перемещаются шагом.

Упраженение.1. Бег в медленном темпе. Упражнение 2. Бег в медленном темпе с ускорением в последние 10 м, но не нарушая техники движения. Повторить 3-4 раза.

Заключительная часть - 6 мин. Игра «Передача мяча в колонах». Мяч передавать над головой. Последний игрок, получивший мяч, встает в голове колоны.

Построение. Подведение итогов урока. Сообщение о полученных оценках.

Экспериментальный вариант конспекта урока школьников третьего класса специальной речевой школы

Задачи: Повторить технику метания мяча на дальность и бег на 30 м. Волейбол - правила игры.

Место проведения: площадка для занятий физкультурой

Инвентарь: тесьма для разметки, 8 малых мячей, волейбольная сетка, 2 волейбольных мяча.

Подготовительная (1 часть урока) - общеразвивающие подготовительные упражнения. Построение. Объявление задач урока. Бег в умеренном темпе с прыжками в шаге. Во время выполнения бега вдоль длинных сторон площадки школьники выполняют прыжки в шаге через полосу шириной 90-100 см. Перестроение из колоны по одному в колону по два в движении с поворотом.

ОРУ: 1. Круговые вращения головой в одну и другую сторону в медленном темпе по 2 повторения.

. И.п. - О.С. Руки к плечам. Вращение рук вперед на 1-4 счета и на счет 5-8 - назад.

. Наклоны. Руки за головой. На счет 1-2 наклон вперед, 3-4 - назад. Повторить 5-6 раз.

. Круговые вращения туловищем. На счет 1-4 в одну сторону и 3-4 - в другую. Повторить 2 раза.

. Прыжки вверх. И.п. - О.С.

прыжок ноги врозь, руки на пояс;

прыжок ноги вместе, руки в стороны;

прыжок ноги врозь;

и.п. - о.с.

Подготовительная (2 часть урока). Развитие физических качеств.

Скоростно-силовые упражнения - прыжки со скакалкой. 5 повторений по 30 раз.

Основная (3 часть урока)

Метание мяча на дальность.

Волейбольная площадка делится вдоль на 4 дорожки шириной 200-220 см каждая. Поперек площадки натянута волейбольная сетка. Дети встают вдоль боковых сторон площадки. Четверо учеников из одной шеренги выходят на лицевую сторону площадки для метания, а четверо из другой шеренги на противоположную сторону для сбора мячей. Дети, подобравшие мячи, метают их в обратном направлении, а для подбора мячей выходит другая четверка школьников. У каждого метающего имеется два мяча.

Метание мяча. 1. Первый мяч метать с места, стоя боком в направлении метания, второй с одного шага.

. Оба мяча метать с одного шага. При том необходимо метать мяч так, чтобы он летел в границах дорожки, выполняющего упражнения ученика.

Перед началом выполнения упражнения все школьники имитируют технику метания с места и с одного шага без мяча.

Основная (4 часть урока). Логопедическая работа (речевой тренинг).

Что такое волейбол? «Не пойму, ребята, кто вы?

Птицеловы? Рыболовы?

Что за невод во дворе?

Не мешал бы ты игре,

Ты бы лучше отошел,

Мы играем в ............(волейбол).

Льется речка - мы летим

Лед на речке - мы бежим ( коньки)

Заключительная (5-я часть урока)

Игра «Передача мяча в колонах». Мяч передавать над головой. Последний игрок, получивший мяч, встает в голове колоны.

Построение. Подведение итогов урока. Сообщение о полученных оценках. Домашнее задание.

2.4 Тестирование физической подготовленности школьников

Для оценки уровня развития физической подготовленности школьников был применен тест «Удержание тела на полусогнутых руках, касаясь подбородком перекладины» предназначенный для определения силовой выносливости.

.5 Характеристика умственных способностей

Характеристика умственных способностей детей младшего школьного возраста с отклонениями речи осуществлялась на основании изучения таких психических процессов, как восприятие, внимание и память. Методика оценки психических способностей детей осуществлялась по рекомендациям Л.Ф.Тихомировой [57].

Восприятие. Восприятие является основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми.

Для характеристики скорости и точности восприятия детей использовалась 100-клеточная таблица с графическими изображениями (Рис. 1).

Задания школьнику:

.Сколько раз встречается знак «плюс» (+) ?

. Сколько раз встречается знак «минус» (-) ?

. Сколько раз встречается такая черта (/)?

.Сколько раз встречается точка (.) ?

. Сколько раз встречается знак деления (:) ?

. Сколько раз встречается знак равно (=) ?

. Сколько раз встречается знак умножения (х) ?

. Сколько раз встречается такая косая черта (\) ?

Время выполнения каждого задания фиксировалось с помощью секундомера. Точность восприятия определялось по формуле:

/N х 100,

где n - количество фигур данного вида по результатам исследования; NN -истинное количество фигур.

Статистическая обработка полученных результатов исследований заключалась в нахождении средней арифметической (М), ошибки средней арифметической ( m ), среднеквадратического отклонения (  ). В некоторых исследованиях определялись коэффициент вариации (V). Вероятная оценка различных величин осуществлялась при помощи критерия «Стьюдента». с применением традиционных методов математической статистики.

Статистически значимыми результатами считались результат с вероятностью Р = 0,05 и 0,01. Статистическая обработка Значимость тех или иных результатов исследований определялась по критерию достоверности различий (Стьюдент), наблюдаемых между средними арифметическими показателями двух независимых распределений при Р=0,05; а в отдельных случаях и при Р=0,01.

¤¤ЭЭ::\+¤¤--фф==--Х..ЭЭ¤¤\+\:+фф\+--ЭЭ--=кккк=ЭЭ=.Х+¤¤¤¤.ккХзззз--:ХХЭЭ=¤¤:--ЭЭ+.--\\+.=:¤¤+--ЭЭкꤤ.--.=\.--Х\--.--ЭЭ:+зз++Х.+ЭЭ:Х.Х\=з礤кк:Рис. 1. Графическое изображение задания для исследования скорости и точности восприятия у детей младшего школьного возраста

Глава 3. Динамика развития силовых и умственных возможностей школьников с нарушениями речи

Силовые возможности школьников оценивались по данным выполнения следующего теста - вис на перекладине на согнутых руках, задевая подбородком перекладину. Следовательно, этот показатель, если быть более точным, характеризует не столько статическую силу, сколько силовую выносливость. Отсюда, чем больше времени испытуемый способен удержаться в данной позе, тем у него на более высоком уровне оценивается силовая (статическая) выносливость.

Исходные показатели силовых возможностей школьников первого класса. Из таблицы 1. видно, что в экспериментальной группе на первом испытании (первый класс, сентябрь) силовая выносливость оказалась выше, чем у их сверстников, в среднем на 12,3%. Однако эта разница статистически оказалась недостоверной (Р>>0,05) В этом испытании был выявлен довольно высокий уровень коэффициента вариации (табл. 1.). Причем в контрольной группе он оказался выше. Через год (первый класс, май) у школьников экспериментальной группы уровень силовых возможностей достоверно вырос (на 17,3%), в то время как у их сверстников из контрольной группы этот показатель вырос недостоверно - на 3.2% (табл. 1).

В конце учебного года отмечается такой положительный факт в развитии данных силовых возможностей в экспериментальной группе, как значительное выравнивание физических возможностей детей одного возраста. Это хорошо демонстрируется таким статистическим показателем как коэффициент вариации (табл. 1.).

Таблица 1. Динамика силовой выносливости у школьников 1 класса с нарушениями речи

Статист. показат.Экспериментальная группа (n=20)Контрольная группа (n=22)Исход.дан.Через годDD,%Исход.дан.Через годDD,%M17,320,317,315,415,93,2m0,720,480,690,65dd5,03,324,94,67Min14,118,811,712,0Max22,324,120,819,3Cv28,916,431,729,4PР<<0,01Р>>0,05

Он у школьников первого класса в конце учебного года оказался на 12,5% меньше. Если на первом испытании различие между самым лучшим и самым низким показателями силовой выносливости составило - 8,2 с, то через год - 5.3 с. В контрольной группе школьников с нарушениями речи за учебный год уровень силовых возможностей достоверно не изменился (табл. 1.). Прирост силовой выносливости в этой группе первоклассников составил - 3,2%. А внутригрупповые различия за год хотя в контрольной группе и снизились, но на значительно меньшую величину, чем это было видно в экспериментальной группе (табл. 1.).

Таким образом, применение экспериментальной программы физического воспитания детей с нарушениями речи дало положительный результат у первоклассников в развитии силовых возможностей по сравнению с традиционными методами работы.

Исследования силовых возможностей школьников второго класса. После летнего периода (по данным первых сентябрьских испытаний) силовые возможности у детей второго класса, хотя и недостоверно, - повысились (табл. 2.). Это относится как к экспериментальной, так и к контрольной группам.

Таблица 2. Динамика силовой выносливости у школьников 2 класса с нарушениями речи

В начале учебного года в экспериментальной группе отмечаются более низкие внутригрупповые различия в показателях силовой выносливости(табл. 2). В то же время в контрольной группе сверстников коэффициент был достаточно высок (почти в два раза выше, чем он был в экспериментальной группе). Различие между максимальным и минимальным показателями силовой выносливости у второклассников экспериментальной группы составило в начале учебного года - 7,6 с, а контрольной - 12,2 с, то есть значительно выше.

Через год, на втором контрольном испытании, у школьников той и другой группы уровень силовых возможностей возрос (табл. 2). Однако, если в экспериментальной группе показатели удержания туловища на перекладине в полусогнутых руках выросли на 16,4%, то в контрольной - только на 6,3%.. Если в первом случае в конце учебного года у школьников отмечался достоверный прирост силовых возможностей ( при Р < 0,01), то во втором случае- недостоверным (Р > 0,05).

О более высоком уровне силовых возможностей школьников экспериментальной группы говорит и тот факт, что у них показатель коэффициента вариации оказался и на этот раз более чем в два раза меньше, чем это было зафиксировано в контрольной группе (табл. 2.).

Исследования силовых возможностей школьников третьего класса. Экспериментальная программа физической подготовки школьников с нарушениями речи позволила получить эффект и в последующих исследованиях на одних и тех же испытуемых детях, когда они учились в третьем классе (табл. 3.). Так, на контрольных испытаниях, которые проводились в сентябре, уровень силовой выносливости у школьников третьего класса экспериментальной группы увеличился на 8,1% по сравнению с весенними показателями, когда они учились во втором классе и на - 24,6%, когда они учились в первом классе. Соответственно школьники из контрольной группы показали за эти же периоды на 0,5 и 16,3%. Как видно, во всех случаях силовая выносливость у школьников экспериментально группы развивалась за три года наблюдений более равномерно и на более высоком уровне, чем это отмечается в контрольной группе.

Таблица 3 Динамика силовой выносливости у школьников 3класса с нарушениями речи

Статист. показат.Экспериментальная группа (n=20)Контрольная группа (n=22)Исход.дан.Через годDD,%Исход.дан.Через годDD,%M25,329,817,718,519,13,2m0,560,580,770,78dd3,73,85,455,5Min18,320,912,412,9Max29,533,523,724,1Cv14,712,829,528,7PР<<0,01Р>>0,05

Завершающим итогом научных исследований были контрольные испытания, проведенные у третьеклассников в мае месяце, тот есть через три года. За это время силовые возможности у школьников экспериментальной группы достоверно превзошли результаты их сверстников из контрольной группы на 56% (Р < 0,01). Через три года в экспериментальной группе внутригрупповые различия в показателях силовой выносливости были значительно ниже, чем это отмечалось у их сверстников из контрольной группы (табл. 3.). Это говорит не только об эффективности применения экспериментальной программы физической подготовки школьников с нарушениями речи по данным среднестатистических показателей, но и о подтягивании силовых качеств у наиболее отстающих детей.

Исследование умственных способностей

При разработке методики занятий по физическому воспитанию, стимулирующих развитие познавательных возможностей, мы руководствовались тем, что уровень умственных способностей возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у них живейший интерес. Интерес к выполнению физических упражнений и их речевое сопровождение как со стороны учителя, так и самих школьников вызывает у последних положительные эмоции, способствуют развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующих дальнейшее эффективное обучение. Устойчивый интерес побуждает ребенка, как отмечают С.Б.Шарманова и А.И.Федоров [61], к активности в преодолении трудностей, связанных с работой или учебой, делает деятельность ребенка приятной.

В исследованиях умственных способностей детей младшего школьного возраста учитывались также основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей умственные способности человека [39, 46]: оптимальный уровень трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнении деятельности.

В настоящей работе решались следующие частные задачи:

оценить влияние экспериментальной программы физического воспитания на развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста, обучающиеся в специализированной речевой школе;

сравнить в возрастной динамике характер совершенствования умственных способностей у одних и тех же детей с нарушениями речи на протяжении их учебы с первого по третий класс.

Оценка умственных способностей детей младшего школьного возраста с отклонениями речи осуществлялась на основании изучения изменений с возрастом такого психического процесса, как восприятие. Характеристика умственных способностей детей осуществлялась по методике Л.Ф.Тихомировой [[57]].

Контрольные тесты проводились один раз в год (в мае) на одних и тех же школьниках, которые учились в 1-3 классах специализированной речевой школе. Предварительные исследования показали, что исходный средний уровень умственных способностей у школьников экспериментальной и контрольной групп достоверно не отличались. Поэтому для статистического анализа мы включили только данные майских исследований, когда все школьники в течение учебного года в одинаковых условиях (за исключением занятий физкультурой) сумели достичь более высокого по сравнению с предыдущим годом уровня в развитии умственных способностей.

Восприятие является основой ориентации человека в окружающем мире и в обществе. На основе восприятия человека человеком строится отношения между людьми. На уроках физкультуры выполнялись специальные упражнения, которые помогали школьникам овладеть техникой восприятия, научиться слушать учителя, смотреть, выделять главное в предмете и т.п. Для характеристики скорости и точности восприятия детей использовалась 100-клеточная таблица с графическими изображениями Глава 2).

Как было отмечено во второй главе, контрольные тесты на скорость и точность восприятия заключались в том, что школьникам давалось задание, используя 100-клеточную таблицу с графическими изображениями, ответить на 8 вопросов (табл. 4.)

Время выполнения каждого вопроса фиксировалось с помощью секундомера.

Точность восприятия определялась в процентах по формуле:

/N х 100,

где n - количество фигур данного вида по результатам исследования; NN -истинное количество фигур.

На таблице 4. представлен статистический материал исследований скорости выполнения задания на восприятие. В первом классе экспериментальной группы средняя скорость нахождения тех или иных знаков составила 28,9 с, а у их сверстников из контрольной группы -30,5 с. Следовательно, в первом случае дети после окончания первого класса показали на 5,5% более высокую скорость восприятия по отношению к сверстникам из контрольной группы.

Через год во всех случаях наблюдается улучшение умственных способностей школьников второго класса по данным скорости восприятия (табл. 4). Однако разрыв в показателях скорости восприятия между школьниками экспериментальной и контрольной групп через год еще больше увеличился и составил 14,6%.

Таблица 4. Время выполнения задания на восприятие детей младшего школьного возраста с нарушениями речи

Задания школьникуЭкспериментальная группаКонтрольная группа1 класс2 класс3 класс1 класс2 класс3 класс126,323,121,028,327,225,3228,925,421,229,428,326,9330,226,622,332,530,128,6427,324,221,728,626,923,4531,127,122,431,430,829,1626,823,320,127,926,525,7727,924,221,129,229,428,2832,928,123,533,132,130,1Средний показатель28,925,221,630,528,927,1

Примечание: 1.Сколько раз встречается знак «плюс»(+)? 2.Сколько раз встречается знак «минус» (-)? 3.Сколько раз встречается такая черта (/)? 4.Сколько раз встречается точка (.)? 5.Сколько раз встречается знак деления (:)? 6. Сколько раз встречается знак равно (=)? 7. Сколько раз встречается знак умножения (х)? 8. Сколько раз встречается такая косая черта (\) ?

Если средняя скорость выполнения задания у второклассников экспериментальной группы составила - 25,2, то у их сверстников из контрольной группы - 28,9 с. По отношению к своим результатам прошлого года школьники экспериментальной группы были более проворными при выполнении контрольного испытания на восприятие, чем их сверстники из контрольной группы (соответственно на 14,6% и 5,6%)

Итоговые контрольные испытания у третьеклассников были проведены в мае, которые показали еще более выраженное преимущество школьников из экспериментальной группы при выполнении задания на скорость восприятия (табл. 4). Так, в третьем классе дети из этой группы выполнили задание в среднем на 25,4% быстрее, чем их сверстники из контрольной группы. По отношению же ко второму классу школьники третьего класса превзошли свои результаты - в первом случае на 16,6 и во втором - на 6,6%.

Как было отмечено выше, во время выполнения теста на восприятие рассчитывалась по формуле точность выполнения задания.

Исследования показали, что у первоклассников в конце учебного года точность выполнения задания составила в экспериментальной группе 58,8 и в контрольной группе - 51,3% (табл. 5). Следовательно, и на этот раз школьники из экспериментальной группы показали достоверно более высокие результаты.

Через год, во втором классе, те же школьники значительно улучшили свои показатели прошлого года. Однако второклассники из экспериментальной группы оказались и на этот раз более точными, достигнув уровня выполнения задания 76,3%. Их сверстники также улучшили свои показатели, но на меньшую величину - до 61,3%. Если в первом случае прирост результатов выполнения задания на точность восприятия составил - 17,5%, то во втором - 10%.

В третьем классе школьники экспериментальной группы добились весьма высоких результатов при выполнении данного теста. В среднем они были значительно более точны при выполнении задания (91,3%), чем их сверстники из третьего класса контрольной группы (67,5%). Следовательно, в итоге разрыв в точности выполнения задания между двумя группами школьников с тяжелыми нарушениями речи составил - 23,8%, что позволяет нам говорить о достоверном отличии.

Таблица 5 Показатели точности восприятия у детей младшего школьного возраста, n/% (N=42)

Задания школьникуЭкспериментальная группаКонтрольная группа1 класс2 класс3 класс1 класс2 класс3 класс17/58,39/7511/91,66/507/58,38/66,728/66,79/7512/1007/58,38/66,78/66,734/44,46/66,78/88,94/44,45/55,65/55,648/66,710/83,312/1006/507/58,39/7555/62,57/87,57/87,54/506/756/7565/55,67/77,89/1005/55,65/55,66/66,776/66,78/88,98/77,85/55,66/66,77/77,884/44,45/55,66/66,74/44,45/55,65/55,6Средний показатель47/58,7561/76,2573/91,2541/51,2549/61,2554/67,5

Примечание: 1.Сколько раз встречается знак «плюс»(+)? 2.Сколько раз встречается знак «минус» (-)? 3.Сколько раз встречается такая черта (/)? 4.Сколько раз встречается точка (.)? 5.Сколько раз встречается знак деления (:)? 6. Сколько раз встречается знак равно (=)? 7. Сколько раз встречается знак умножения (х)? 8. Сколько раз встречается такая косая черта (\) ?

Таким образом на основании вышеприведенных проведенных исследований можно сделать следующее заключение. Специально разработанная модернизированная структура урока физического воспитания для школьников с нарушениями речи за 2 года наблюдений привела не только к положительным изменениям в развитии силовых качеств, но и явилась хорошим стимулом для ускоренного развития умственных способностей. Это выразилось у школьников экспериментальной группы в абсолютном более выраженном приросте результатов при выполнении тестов на восприятие по сравнению со сверстниками из контрольной группы. По этим показателям умственного развития, школьники экспериментальной группы в третьем классе приблизились к нормативным характеристикам умственных способностей развития детей того же возраста, не имеющих отклонений в состоянии здоровья [57].

Выводы

1. Структура урока физкультуры, разработанная для детей с нарушениями речи в 1-3 классах, включает в себя вместо традиционных трех - пять частей: 1-я подготовительная часть - выполнение общеразвивающих упражнений - 5 мин, 2-я подготовительная часть - выполнение упражнений на развитие физических качеств - 2 мин, 3-я часть урока (основная) - подвижная игра 15 мин, 4-я часть урока (основная) - логопедический тренинг - 10 мин и 5-я - заключительная часть урока - 3 мин.

. Включение в урок физкультуры детей младшего школьного возраста с нарушениями речи логопедического тренинга и специальных речевых упражнений приводят к достоверно более выраженному развитию восприятия. Через год таких занятий умственное развитие, школьников экспериментальной группы приблизились к нормативным характеристикам умственных способностей детей того же возраста, не имеющих отклонений в состоянии здоровья.

Практические рекомендации

.Урок физкультуры разделен вместо традиционных трех на пять частей. Аргументы следующие:

дети с нарушениями речи, как показала многолетняя практика работы с ними, не могут более 1-2 мин удерживать свое внимание на выполнении какого-либо одного учебного задания и поэтому быстро утомляются, отвлекаются, что не позволяет учителю эффективно продолжать выполнение данного задания;

в урок физкультуры вводятся логопедические минутки, позволяющие четко отделить одну часть урока от другой за счет смены характера деятельности ребенка (с выполнения физических упражнений на развитие речи :разучивание новых слов, видов спорта, инвентаря, которые используются на данном уроке). Такой подход повышает эмоциональность урока и настроение детей;

обращается большее внимание в экспериментальном уроке на развитие мелкой моторики рук, что, как показали предварительные исследования, дает положительный эффект в развитии устной и письменной речи школьников.

Приведем пример урока физкультуры экспериментальной группы:

Задачи: Повторить технику метания мяча на дальность и бег на 30 м. Волейбол - правила игры.

Место проведения: площадка для занятий физкультурой

Инвентарь: тесьма для разметки, 8 малых мячей, волейбольная сетка, 2 волейбольных мяча.

Подготовительная (1 часть урока) общеразвивающие подготовительные упражнения. Построение. Объявление задач урока. Бег в умеренном темпе с прыжками в шаге. Во время выполнения бега вдоль длинных сторон площадки школьники выполняют прыжки в шаге через полосу шириной 90-100 см. Перестроение из колонны по одному в колонну по два в движении с поворотом.

ОРУ: 1. Круговые вращения головой в одну и другую сторону в медленном темпе по 2 повторения.

. И.п. - О.С. Руки к плечам. Вращение рук вперед на 1-4 счета и на счет 5-8 - назад.

. Наклоны. Руки за головой. На счет 1-2 наклон вперед, 3-4 - назад. Повторить 5-6 раз.

. Круговые вращения туловищем. На счет 1-4 в одну сторону и 3-4 - в другую. Повторить 2 раза.

. Прыжки вверх. И.п. - О.С.

прыжок ноги врозь, руки на пояс;

прыжок ноги вместе, руки в с стороны;

прыжок ноги врозь;

и.п. - о.с.

Подготовительная (2 часть урока). Развитие физических качеств.

Скоростно-силовые упражнения - прыжки со скакалкой. 5 повторений по 30 раз.

Основная (3 часть урока) .

Метание мяча на дальность.

Волейбольная площадка делиться вдоль на 4 дорожки шириной 200-220 см каждая. Поперек площадки натянута волейбольная сетка. Дети встают вдоль боковых сторон площадки . Четверо учеников из одной шеренги выходят на лицевую сторону площадки для метания, а четверо из другой шеренги на противоположную сторону для сбора мячей. Дети, подобравшие мячи, метают их в обратном направлении, а для подбора мячей выходит другая четверка школьников. У каждого метающего имеется два мяча.

Метание мяча. 1. Первый мяч метать с места, стоя боком в направлении метания, второй с одного шага.

. Оба мяча метать с одного шага. При том необходимо метать мяч так, чтобы он летел в границах дорожки, выполняющего упражнения ученика.

Перед началом выполнения упражнения, все школьники имитируют технику метания с места и с одного шага без мяча.

Основная (4 часть урока). Логопедическая работа (речевой тренинг).

Что такое волейбол?

«Не пойму, ребята, кто вы?

Птицеловы? Рыболовы?

Не мешал бы ты игре,

Ты бы лучше отошел,

Мы играем в ............(волейбол).

Льется речка - мы летим

Лед на речке - мы бежим ( коньки)

Заключительная (5-я часть урока)

Игра «Передача мяча в колонах». Мяч передавать над головой. Последний игрок, получивший мяч, встает в голове колоны.

Построение. Подведение итогов урока. Сообщение о полученных оценках. Домашнее задание.

Список литературы

  1. Абзалов Р.А. Адаптация детского организма к различным физическим нагрузкам // Теория и практика физической культуры, 1976. № 3, - С.39-40.
  2. Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М. Возрастная динамика физических качеств при различных двигательных режимах // Природа. Общество. Человек: вестник южно-российского отделения международной академии наук высшей школы. - Краснодар, 1996. - № 1(4). - С.22-24.
  3. Азарова И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста: Дис….канд.пед.наук - Омск, 1983. - 156с.
  4. Атропова М,. Бородкина Г. Кузнецова Л., Манке Г., Параничева Н., Злотина В. Инновации, учебная нагрузка и здоровье детей// Народное образование. № 9/10, 1998. - С. 171- 174.
  5. Арабян Г.И. Физиолого-гигиеническая оценка режима обучения первоклассников в школе и детском саду // Возрастные особенности физиологических систем: Тез. IV Всесоюз. конференции « Физиология развития человека». - М., 1990. - С. 16-17.
  6. Артемьева Г., Ковалева А. Проблемы обучения детей с шестилетнего возраста// Народное образование. № 9/10, 1998. - С. 175-176.
  7. Астафьев Н.В., Михалев В.И. Физическое состояние умственно-отсталых школьников: учебное пособие. - Омск, 1996.- 160 с.
  8. Баландин В.А. и др. Сравнительная характеристика динамики показателей физической подготовленности и морфологических особенностей детей 6-7 лет /В.А. Баландин, Ю.К. Чернышенко, А.И. Просоедова //Современные проблемы физической культуры и Олимпийского движения: Мат-лы конф. Ростов - н/Д., 1994. - 4.П. - С.68-70.
  9. Баландин В.А., Чернышенко Ю.К., Соленова Р.И. Динамика физического развития детей 6-10 лет //Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Труды НИИ проблем физической культуры и спорта КубГАФК. - Краснодар, 1998. - С.4-6.
  10. Бальсевич В.К. Исследование локомоторных функций в постнатальном онтогенезе человека (5-65 лет): Автореф. Докт.дис. М., 1971. - 38 с.
  11. Бгуашев А.Б. Дифференцированный подбор средств развития двигательных качеств школьников 7-12 лет: Автореф. Дис..канд. пед. наук. - Майкоп, 1998. - 23с.
  12. Богомолов А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - СПб.- 1994. - 280 с.
  13. Боровой М.Я. Использование нестандартного оборудования на уроках физкультуры для детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. - 1989. - №4.- с. 37-40.
  14. Ьрехман И.И. Валеология - наука о здоровье/ 2-е изд.доп., перераб..-М.: ФиС., 1990. - 208 с.
  15. Бурханов Л.И., Барышева Н.В., Миценко Т.А. Роль школы в формировании здоровья детей и подростков. - Самара: Гл. упр. образ., 1996. - С. 77-88.
  16. Варпаховская О.В., Абрамова Е.И. Обучение и здоровье: исследование влияния комплекса некоторые гигиенических факторов, морфофизиологических и психологических особенностей младших школьников // Дети: здоровье, экология и будущее: Матер. 7 Обьед. науч.-прак. конф., Смоленск, 1994. - Смоленск, 1994. С.72-73.
  17. Васильков В. Главное - здоровье детей // Народное образование. - 1998. - №3. - С. 175-177.
  18. Ващук Л.Н. Об исправлении тяжелых нарушений речи // Специалист. - 1994. - №1.- С. 11-12.
  19. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи // М. Педагогика.- 1990. - 182 с.
  20. Вьюшкина С.П. Исследование связи между умственной и физической работоспособностью школьников 7-14 лет.: Автореф. дисс. канд. биол. наук.- М., 1981. - С. 4-7.
  21. Гречко А.С., Соколов Г.Я. О построении учебной пргораммы по физической культуре в общеобразовательном учебном заведении// Тезисы научно-практической конференции «Проблемы и совершенствованиие школьной физической культуры». - Омск: ОГИФК, 1994. - С. 36-38.
  22. Дмитриев А.Д. Влияние особенностей учебной нагрузки на организм учащихся //Гигиена и санитария. - 1994.- № 8. - С. 32.
  23. Дмитриев В.С. Основные положения российской концепции физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с отклонениями в развитии // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997, № 3. - С. 2-5.
  24. Дудьев В.П. Физическое развитие учащихся в системе коррекционно-воспитательной работы школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи // Учитель дефектолог: Современные проблемы подготовки и совершенствования работы. - М. - 1990. - С. 188-197.
  25. Дудьев В.П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1995.- №4.- С. 43-50.
  26. Евсеев С.П., Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке)// Теория и практика физической культуры, 1998. №1, - С. 2-7.
  27. Жолдан В.И., Калинкин Л.А. Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы //Теория и практика физической культуры . - 1997. - №8. - С.2-7.
  28. Залманова Р.Я. Сам себе логопед: Пособие для родителей. СПб, 1995.- 92 с.
  29. Занятия по развитию речи в детском саду: Книга для воспитателя детского сада / Под ред. О.С.Ушакова. - 1993. - 271 с.
  30. Затулина Г. Комплексное занятие по развитию речи // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 4.5. - С. 11-16.
  31. Захаров А.Ю. Развитие языковых средств общения и трудового обучения детей с речевой патологией (4-5 классов) // Дефектология.-1991. - №5. - С. 41-45.
  32. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда. - М.: Просвещение. - 1987.- 142 с.
  33. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи : Книга для логопеда.- М.: Просвещение,1987. - 240 с.
  34. Ивлев В.И. К методике гигиенического нормирования двигательных режимов школьников //Гигиена и санитария. - 1991. - №10 - С. 65-66.
  35. Ишмухаметов И.Б., Ключник П.И. Деятельность сердца детей 7-9 лет при физических нагрузках и в условиях загазованного атмосферного воздуха //Теория и практика физической культуры, 1997. - №8. - С.48-50.
  36. Каданцева Г.А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей шести лет // Теория и практика физической культуры, 1993, № 11-12,с 40-41.
  37. Каданцева Г.А Методика активизации познавательной деятельности дошкольников средствами физической культуры: Автор..дис. - м.: ВНИИФК, 1994.- 27 с.
  38. Касаткин В.М. Комплексная программа здоровья. - 1997.- т. 4, №3. - С. 7-19.
  39. Ковалев В.Д., Коптюбенко С.А., Макаренко Ю.С. К вопросу о качественном аспекте двигательной активности в младших классах // 4 науч.-практ. конф. по пробл. физ. воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющ. мире». - Коломна, 1994. - С. 97.
  40. Лебедева Н.Н., Колосовкая Л.А. Оздоровительная эффективность двигательных режимов в 1 классах школ // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. IV Всесоюзной конференции «Физиология развития человека» . - М., 1990. - С. 169.
  41. Лепешкина С., Шереверова Л. Особенности физвоспитания детей-логопедов в дошкольных образовательных учреждениях // ХХ1 научно практическая конф. Студентов и молодых ученых Мос.спортакадемии: Тезисы докл. - Малаховка, 1997. - Вып. У1. - С. 38-40.
  42. Лызарь О.Г. Особенности физического воспитания детей 5-7 лет с отклонениями в состоянии здоровья: Автореф. Дис…кан.пед.наук. - Краснодар, 1998. - 30с.
  43. Лысенко В.В., Михайлина Т.М., Трембач А.Б. Новый подход в оценке уровня физических качеств и функциональных показателей учащихся общеобразовательных школ // Актуальные вопросы физической культуры и спорта / Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КубГАФК (Под общей ред. докт. пед. наук, профессора А.И.Погребного). - Краснодар, 1998. - С. 125-132.
  44. Лысенко В.В., Трембач А.Б., Масленников А.И., Масленникова Т.И., Банникова Т.А. Динамика возрастного развития учащихся 1-11 классов города Краснодара //Актуальные вопросы физической культуры и спорта. --Краснодар, 1999. - т.2., - С.165-173.
  45. Луцкина Р. К. Коррекция речевого и умственного развития учащихся вспомогательной школы в процессе специального обучения // Учебное пособие.- Алма-Ата: Каз.ПИ. - 1989.- 87 с.
  46. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // "Теория и практика физической культуры" - 1990, - № 9, - С. 10-14.
  47. Маранова Н.Н. Использование речевых физкультминуток в группах детей с фонетико - фонематическими недостатками // Дефектология. - 1989 - № 2.- С. 64-70.
  48. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии. - М., 1974.
  49. Марчик Л.А. Определение общей физической работоспособности младших школьников // Актуальные проблемы физиологии человека и животных: Матер. науч. конф., Ульяновск, 15 мая, 1996. - Ульяновск, 1996. - С.12-14.
  50. Нечаева Н.М., Полежаева И.Б. Особенности здоровья первоклассников //Дети: здоровье, экология и будущее: Матер. 7 Объед. науч.-практ. конф., Смоленск, 1994. - Смоленск, 1994. - С.72-73.
  51. Орлова Л.В. Умственное развитие и здоровье // 4 Научн.- практ. конф. по пробл. физ. воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире»: Тез. докл. / Рос. акад. образ. Ин-т возрастной физиологии. - Коломна, 1994. - С. 258.
  52. Особенности адаптации младших школьников к повышенной учебной нагрузке: [Доклад 3 Съезд физиологов. о-ва при РАН, Пущино, 2-4 нояб. 1993.] // Успехи физиологических наук. - 1994. - 25.№1. - С. 108.
  53. Переслени Л.И., Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи с задержкой психического развития //Дефектология . - 1993. -№5.- С.3-10.
  54. Пласкунова Э.В. Коррекционное значение средств адаптивной физической культуры в восстановлении двигательных функций у детей с сочетанными нарушениями в развитии// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1998, №2. - С. 59,60.
  55. Рубцова Н.О. Адаптивное физкультурно-спортивное движение как фактор социальной адаптации инвалидов различной категории// Теория и практика физической культуры. 1995. - №5. - С. 44-46.
  56. Сулейманов И.И., Пономарев В.В. Комплексная оценка школьника по физическому воспитанию - показатель объективности в современном учебном процессе // Региональные проблемы физической культуры и спорта: Мат-лы научн.-практ. конф. - Омск, 1993. - С. 127-129.
  57. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с.
  58. Ченегин В.М., Докучаева Е.Д. Возрастная динамика регуляции частоты сердечных сокращений у школьников при разной физической активности // Физиология человека . - 1989. - Т.15. - № 6. - С.105-113.
  59. Шапкова Л.В., Евсеев С.П. Опорные концепции адаптивной физической культуры// Теория и практика физической культуры, 1998,№1.- С.8-18.
  60. Шаулин В.Н. Развивающее обучение: истоки, понятия, содержание// Физическая культура в школе.1994, №5. - С. 19-21.
  61. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи: сб. ст.. - М.: АПН РСФСР, 1961.- 255 с. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - 2-е изд. доп.- М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
  62. Щетинкин Л.П. Дифференцированное развитие физических качеств на уроках физкультуры гимназистов третьего класса с использованием методов круговой тренировки// Материалы научно-практической конференции. «Проблемы совершенствования школьной физической культуры». - Омск: ОГИФК, 1994. - С. 25-28.
  63. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников : Книга для учителя. - Ростов-на-Дону, , 1993. - 184 с.
  64. Acgun N. : Eurofit test results in the western part of Turkey. V1 European Research Seminar. In: The Eurofit test of physical fitness, Izmir, 26. - 30. June 1990, Council of Europe 1990, S. 69-117.
  65. Balsevich V.K., Karpeev A.C., Martin E.E. Hereditary and environmental determination of biomechanical characteristics in human motion ontogenesis // V111 International Congress of Biomechanics. - Nagoy, 1981, p. 275.
  66. Barabas A. : Eurofit and Hungarian Schoolchildren. V1 European Research Seminar. In: The Eurofit test of physical fitness, Izmir, 26. - 30. June 1990, Council of Europe 1990, S. 223-232.
  67. Коцев Чавдар, Тошева С., Кидийски Иван, Глушкова Магдалена. Разработване на модели за двигателна дейност на учениците от 1-Ш клас в зависимост от характера на умственото им наговарване // Вьпр. Физ. култура. - 1993. - № 6. - С. 36-39. - Болг.
  68. Mechelen W., Liter W.H. , Hlobil H., Crolla J, Kemper H.C.G. : The construction of Eurofit referens scales in the Netherlands shoolchildren. In: V1 European Research Seminar. In: The Eurofit test of physical fitness, Izmir, 26. - 30. June 1990, Council of Europe 1990, S. 193-223.
  69. Нагакути Д. // Взаимосвязь охраны здоровья в школе и в районах //Косю Эйсэйин кэнкю = Bull. Inst. Publ. Health. - 1991. - № 4. - С. 491.- Яп.
  70. Петкова М., Кайнакчиева Р., Аспарухова В. Въерху стойностите на артериалното налягане и учебната натовареност на учениците // Хиг. и здравеопазв. - 1995. - № 3. - С.31-33.- Болг.
  71. 3. - С. 19-26.

Похожие работы на - Модификация структуры урока по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста с нарушениями речи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!