Немецкий архитектор Вальтер Гропиус
Немецкий архитектор Вальтер Гропиус
Введение
Вальтеру Гропиусу удалось войти в историю в качестве
основоположника рационалистичного направления в современной архитектуре,
общепризнанного лидера немецких функционалистов двадцатых годов ХХ века, а
также создателя и первого руководителя общеизвестного Баухауза. Имя Вальтера
Гропиуса связано с наиболее интересным эпизодом архитектурного развития
капиталистического общества - становлением функционализма и его превращением в
широкое течение практически во всех странах мира.
Биография
Вальтер Гропиус - внучатый племянник известного архитектора Мартина Гропиуса. Его родителями были Вальтер Гропиус,
который в свое время был тайным советником по вопросам строительства в
Германской империи, и Манон Гропиус, урождённая Шарнвебер.
Его имя связывают с революцией в архитектуре начала XX века. Потомственный архитектор, новатор,
основатель собственной школы и целого направления в современном дизайнерском
искусстве, Вальтер Гропиус стал достойным преемником творческих традиций своей
семьи, оставив после себя многочисленных последователей и учеников.
Сын архитектора, внук архитектора…
Вальтер Адольф Георг Гропиус (Walter Adolph George Gropius) родился 18 мая 1883 года в столице Германии Берлине. Он был
третьим сыном в состоятельной семье советника по строительству в правительстве
Вальтера Гропиуса старшего и его жены Манон Огюст Полин Шарнвебер, чья семья
владела поместьем недалеко от Берлина. Род Гропиус давно славился своими
творческими корнями: к примеру, прадед Вальтера Иоганн Карл Христиан Гропиус
был совладельцем фабрики шелков Gabainschen, а
его сыновья, получив блестящее образование, занимались собственным бизнесом.
Вильгельм Эрнст Гропиус был архитектором и чуть позже владельцем мануфактуры;
Фердинанд - художником, создававшим вместе с Карлом Шинкелем диорамы и
участвовавшим в выставках; Фридрих Джордж - владельцем художественного и
книжного магазинов; Мартин Карл Гропиус стал одним из самых популярных частных
архитекторов своего времени, ярким приверженцем позднего классицизма. Из череды
его творений выделяется здание бывшего Музея прикладного искусства в Берлине,
которое сегодня более известно как международный выставочный комплекс Martin Gropius-Bau. Первое большое частное архитектурное
бюро Gropius, открытое Мартином Карлом и Фридрихом
Джорджем, было основано в 1866 году совместно с Хайно Шмиденом и курировало не
только собственность всех братьев, но и кузнечное дело Мартина Карла.
Движимый идеей продолжить дело семьи, юный Вальтер успешно
закончил гимназию и в 1903 году поступил в Высшую техническую школу в Мюнхене.
Через два года он прервал обучение ради образовательной поездки по Испании, где
в Каталонии изучал изготовление керамики и несколько раз встречался с великим
испанским архитектором Антонио Гауди.
В 1906-1907 годах Вальтер продолжил обучение в Высшей технической
школе в Шарлоттенбурге, а затем в Берлине, где после окончания учебы был принят
на работу в мастерскую архитектора Петера Беренса. Взгляды Беренса, в
мастерской которого в эти годы работали будущие выдающиеся мастера, такие, как
Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ, оказали на творческую индивидуальность Гропиуса
неоценимое влияние. Именно в мастерской Беренса Гропиус впервые познакомился с
только зародившейся тогда идеей промышленного дизайна, которая впоследствии
позволит ему создать новое направление в современном искусстве - функциональное
оформление промышленных товаров серийного выпуска. Именно работая с Беренсом,
молодой архитектор начал проявлять активный интерес к возможностям и средствам
современной техники, к ее влиянию на формообразование в дизайне и архитектуре.
Традиционные вкусы классицизма и модерна были оставлены в прошлом. В 1910 году
Вальтер совершает поездку по Италии, Франции, Англии и Дании и по возвращении
оттуда открывает совместно со столяром, краснодеревщиком и архитектором
Адольфом Мейером собственное архитектурное бюро, открыто заявляя о своем
желании воплотить в повседневную жизнь своих современников созданный им
новаторский стиль.
Манифест
радикального рационализма
Вступив в 1911 году в "Немецкий Веркбунд" -
производственный союз, объединявший архитекторов, мастеров декоративного
искусства и промышленников, которые добились более высокого качества и более
эстетичного вида промышленных товаров, Вальтер Гропиус получил заказ на
создание проекта здания фабрики обувных колодок "Фагус" в
Альфельде-на-Лейне. В этой первой работе Гропиус обозначил новые принципы
архитектуры, где в соотношении форм прослеживаются последовательность и
характер функциональных процессов, названных впоследствии манифестом
радикального рационализма. Заказчик работы и владелец фабрики "Фагус"
Карл Беншайдт высказал Гропиусу пожелание оформить проект в соответствии с
современными тенденциями, используя новые в архитектуре того времени материалы:
железобетон, сталь и стекло. Идея функционального разделения помещений, где
ограждающие элементы отделены от несущих, поставила Гропиуса в ряд
талантливейших и известнейших архитекторов по обе стороны Атлантики, что
позволило новому архитектурному течению стать необыкновенно популярным.
Активное участие Гропиуса в "Немецком Веркбунде"
предоставило ему как единственному представителю более молодого поколения
возможность получать значительные строительные подряды, что в 1914 году
обеспечило молодому архитектору на выставке в Кельне заказ на постройку
офисного здания "Веркбунда". Новизна решения была обеспечена
контрастом между легкими металлическими конструкциями и стеклянными и
кирпичными стенами. Однако наибольшее впечатление на гостей и участников выставки
произвела прозрачная лестница в здании, в буквальном смысле обвивающая фасад.
И его первым значительным заказом оказался проект фабрики
сапожных колодок, отстроенной уже к 1911 году и показавшей неожиданное
утверждение нового языка архитектурной формы. Здесь Гропиус отказался от
классической позиции своих учителей и конкретно продемонстрировал новую цель,
стоящую перед архитектурой.
Разрабатывать новый архитектурный язык железобетона и металла
Вальтер продолжил при создании административного павильона выставки Веркбунда в
Кельне (1914-15). Затем - первая мировая война, которая для Гропиуса оказалась
временем постижения и оценки результатов начального творческого периода.
Баухаус
После Первой
мировой войны Гропиус
становится основателем "Баухауса".
Школа Баухаус (Государственный дом строительства) была образована в Веймаре в 1919 г. в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы
изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Будучи
инициатором создания нового учебного заведения, на должность руководителя А.
Ван де Вельде предлагает кандидатуру молодого берлинского архитектора Вальтера
Гропиуса. Гропиус занимает должность директора сначала в Веймаре до 1926 г. и после этого в Дессау. В 1928 г. он передает пост швейцарскому
градостроителю Майеру, который был отправлен в отставку по политическим
причинам в 1930 г. Людвиг Мис ван дер Роэ управлял Баухаусом вплоть до его закрытия
в1933 г.
С 1926 г. Гропиус интенсивно занимается жилищным
массовым строительством, решением градостроительных и социальных проблем,
выступает за рационализацию строительства. Он выполняет многочисленные проекты
жилых домов: посёлок Дессау-Тёртен (в 1926-1931 гг.), Даммершток
(в 1928-1929 гг.), жилой квартал в берлинском районе Сименсштадт (1929/30 гг.) и проекте "Береговая застройка озера Ванзе" в Берлине (1930/31 гг.).
Ба́ухаус (нем. Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung -
Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) - учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933, а также художественное объединение,
возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре.
В XX
веке многие принципы,
определяющие внешний облик архитектуры, повсеместное употребление классических ордеров, продолжавшееся с XV по XIX века, были поставлены под сомнение: избыточность украшений не
соответствовала техническим реалиям, и, отринув орнаментику, архитекторы
переломили многовековую традицию. Вначале новые здания казались невыносимыми в
своей наготе, но со временем общество научилось ценить ясные очертания и
компактные формы нового
стиля. У его истоков стоит
Баухаус, теоретические посылки которого часто сводятся к лозунгу
"функционализм", то есть что утилитарно, удобно, то и красиво. Однако
это не совсем верно: лучшие создания функционализма красивы потому, что
дизайнеры обладают вкусом и художественным чутьем [1] .
В выпущенном школой "Манифесте" 1919 года архитектура
была названа ведущим направлением в дизайне, провозглашались принципы равенства
между прикладными и изящными искусствами, декларировались идеи повышения
качества промышленной продукции. Основатели движения видели целью
удовлетворение массовых потребностей населения и стремились сделать
промышленные товары красивыми, доступными по цене и максимально удобными.
В 1925-26 годах в городе Дессау (Германия) по проекту Вальтера
Гропиуса для Баухауза строится комплекс зданий, ставший чем-то вроде манифеста,
который наглядно представлял принципы рационалистичной архитектуры. Смелость в асимметричных формах
построения масс отражала функциональные процессы.
В Англии
В 1933 году, во времена правления нацистов, идеи о модернизации
социального быта посредством архитектуры рассматривались под грифом
"заговор", и Гропиус уехал в Англию. Там архитектор строит несколько
зданий, одно из которых - это сельская школа в Импингтон Вилледж (1936 года).
В Америке
В 1937 году Вальтера пригласил на работу Гарвардский университет,
и он эмигрировал в штаты. В 1938 году архитектор участвует в конкурсе на
создание проекта Уинстонского колледжа, однако конкурс был проигран.
В 1945 году Гропиус создаёт "ТhеArchitectsCollaborative" - бригада из 8 молодых
архитекторов. Они строят целый ряд выдающихся сооружений, и в 1949-50 годах
именно этому товариществу выпала честь построить Гарвардский центр в Кембридже.
Гропиус продолжает работать над созданием и реконструкцией целых
населённых пунктов, применяя прагматизм и идеи ломаных линий. Деятельность
объединённых архитекторов постепенно расширилась. Административные здания,
музеи, мечети, учебные корпуса - всё это огромный проект багдадского
университета (1957).
Далее, с 1962 года, Вальтер Гропиус начинает застраивать Западный
Берлин, район которого сегодня носит его имя.
Все особенности творческой индивидуальности мастера Гропиуса
проявлены в здании Американского посольства в столице Греции. Здесь отражены
все достижения архитектора за 50 лет его творческой деятельности. Умер Вальтер Гропиус в Бостоне
в 1969 году.
Перечень
проектов и построек
§ Завод "Фагус", Альфельд-на-Лайне (совместно с А. Мейером), 1910-1911, 1924-1925
§ Оформление павильона немецкого Веркбунда на Всемирной выставке в
Генте (Бельгия); золотая медаль выставки, 1913
§ Проект выставочного помещения Объединённых мастерских по
изобразительному и прикладному искусству (Берлин), 1913
§ Проекты оформления спальных железнодорожных вагонов нового типа,
выпускаемых на заводах Кенигсберга, и легковых автомобилей для автомобильной
фирмы в Кёльне, 1913
немецкий архитектор гропиус проект
§ Проекты жилых и фабричных зданий в Виттенберге,
Франкфурте-на-Майне, Позене, Вене, Берлине и Померании (все в соавторстве с А.
Мейером), 1913
§ Административно-фабричный корпус и зал для машин
"Образцовой фабрики" для выставки Немецкого союза ремесленных
предприятий в Кёльне (в соавторстве с А. Мейером), 1914
§ Фабричные, торговые и общественные сооружения в
Померании, 1914
§ Дом Баумфельда в Берлине (проект в соавторстве с
А. Мейером; строительство совместно с учениками Баухауса), 1919
§ Проект памятника жертвам мартовского восстания в
Веймаре, 1921
§ Корпус завода сельскохозяйственной техники "Gebr. Kappe &
Co.", Альфельд, 1922-1924
§ Жилой дом профессора доктора Феликса Ауэрбаха,
Йена, 1924
§ Здание муниципального театра в Йене, ряд жилых
домов в Йене, Тюрингии, Берлине, Альфельде, 1923-1924
§ Проект здания редакции "Чикаго трибюн"
(в соавторстве с А. Мейером), 1923-1924
§ Здание Баухауса в Дессау (проект в соавторстве с
А. Мейером; строительство совместно с учениками Баухауса), 1925-1926
§ Преподавательский корпус ("Дом
мастеров" - "Meisterhäuser") Баухауса в
Дессау, 1925-1926
§ Оформление выставки немецкого Веркбунда в
Стокгольме, 1926
§ Жилой посёлок Тёртен в Дессау, 1926-1928
§ Проект здания "Тотального театра" для Берлина в
соответствии с идеями Э. Пискатора,
1927
§ два здания в выставочном жилом посёлке "Вайсенхоф" в
Штутгарте, 1927
§ Дом Терезы Цукеркандл (Therese Zuckerkandl), Йена, 1927-1929
§ Урегулирование жилой застройки в районе Dammerstock в Карлсруэ, 1928-1929
§ Проектирование рядовой застройки жилыми домами в районе
Сименсштадт под Берлином, 1929-1930
§ Оформление павильона немецкого Веркбунда в Париже, 1929-1930
§ Проект оформления легкового автомобиля "Адлер",
1929-1930
§ Конкурсные проекты зданий театра для Харькова и Дворца Советов для
Москвы, 1930
§ Частная архитектурная практика в Лондоне (в соавторстве с М.
Фрайем), 1934-1937
§ Gropius Haus, Lincoln,
Massachusetts, 1937
§ Packaged House System zusammen
mit Konrad Wachsmann (Lincoln (Massachusetts, USA)), 1941-1943
§ Корпус для аспирантов в Гарвардском университете (в соавторстве с
Брауном, Лайфордом и Фробесом), 1948-1950
§ Проекты зданий "Бостон-центра" в Бостоне и офиса
МакКормик в Чикаго, 1953
§ Wohnhaus Stichweh, Hannover,
1952-1953
§ Проекты зданий начальных школ для штата Массачусетс, 1954-1959
§ 9-и этажный жилой дом для выставки "Интербау" в Западном
Берлине (совместно с "ТАС" и В. Эбертом)
§ Проектирование и строительство комплекса Багдадского университета (совместно с "ТАС" и Р.
МакМилланом), 1957
§ Pan-Am-Wolkenkratzer in
Manhattan, 1957/59
§ Planung der Gropiusstadt im damaligen
West-Berlin, с 1960 (позже изменено)
§ Здание посольства США в Афинах, 1956-1961
§ Проект здания "Монико" на пл. Пикадилли в Лондоне, 1961
§ Porzellanfabrik Rosenthal am Rotbühl, 1965 в Сельбе
§ Die Glaskathedrale (официально:
Thomas Glaswerk), 1968 в Амберге
Литература
1. Вальтер
Гропиус. Границы архитектуры (серия: Проблемы материально-художественной
культуры). - под ред. В.И. Тасалова. - М.: Искусство, 1971. - 286 с.